Направления развития ребенка как содержание дошкольного образования
Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования в России. Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 80-х – начале 90-х годов XX в., затронули почти все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольное образование. Очевидные недостатки сложившейся в СССР системы дошкольного воспитания и ее явное несоответствие новым идеологическим социально-экономическим реалиям обусловили разработку новой концепции дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов и В.А. Петровский), которая была утверждена Государственным комитетом по народному образованию СССР в 1989 г. В этой концепции впервые был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного дошкольного образования и намечены главные ориентиры его развития.
Следует подчеркнуть, что в своей позитивной части концепция ориентировалась на преодоление основных недостатков сложившейся государственной системы. В качестве главного недостатка системы дошкольного воспитания указывалась авторитарностьучебно-дисциплинарной модели педагогического процесса в детских садах, при которой педагог руководил и управлял действиями ребенка в соответствии с заданной программой, а дети обязаны были подчиняться требованиям программы и воспитателя. В качестве альтернативы авторитарной педагогике новая концепция предложила личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании. При таком подходе ребенок является не объектом обучения, а полноправным участником педагогического процесса.
Новая концепция в качестве ключевых целей и задач дошкольного воспитания определила следующие:
1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического). Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям.
2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми. Данная задача предполагает переориентацию с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей, на воспитание чувства защищенности и уверенности в себе.
3. Признание уникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. Исходя из этого, вся работа в детском саду должна быть направлена не на подготовку ребенка к школе, а на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры), развитие творческого начала и воображения ребенка – это наиболее важные задачи, чем сообщение детям каких-либо конкретных знаний.
4. Переход от зуновской парадигмы образования к ориентации на развитие способностей ребенка. Вся предшествующая система образования была направлена в основном на передачу знаний, умений, навыков (ЗУН). Задачей дошкольного образования является, прежде всего, развитие главных новообразований дошкольного возраста– творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показателем эффективности образования в этой связи следует считать не «обученность» детей или сумму усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.
5. Воспитание основ базиса личностной культуры, который включает в себя ориентацию на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина), средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально – оценочного отношения к происходящему. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.
Сегодня российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. Согласно Типовому положению, дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач:
· осуществлять охрану жизни и здоровья детей;
· обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие;
· приобщать к общечеловеческим ценностям;
· взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка.
Комплекс соответствующих задач может определяться исходя из вида дошкольного учреждения.
К современным тенденциям в развитии дошкольного образования прежде всего необходимо отнести:
— изменение и обновление его содержания;
— вариативность;
— гуманизацию;
— укрепление правовых основ;
— более интенсивный процесс технического оснащения (внедрение современных (новых) информационных технологий);
— системный подход к работе педагога ОУ (образовательные технологии).
В соответствии с этими тенденциями необходимо сформулировать цели и задачи методической работы на современном этапе. Сделать это — значит определить желаемую результативность.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
Физическое развитие
Познавательное развитие
Социально-
Коммуникативное
развитие
Художественно –
Эстетическое
развитие
Цель и задачи
цель: формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
задачи:
– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Цель: развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задачи:
– сенсорное развитие;
-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
– формирование элементарных математических представлений;
– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Цель :позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Задачи:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Цель: Развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
Задачи: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Содержание
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Средства
– Физические упражнения
– Воспитание культурно – гигиенических навыков
– Подвижные и спортивные игры
– Закаливающие процедуры с использованием природных факторов: воздух, солнце и вода
– внесение многообразных методов обучения (проблемные вопросы, моделирование, экспериментирование и т.п.);
-игры
-Познавательные занятия
– применение различных видов мотивации (игровой, практический, познавательный, учебный, личностный, сравнительный и т.п.);
Наблюдения – рассматривание картин- чтение художественной литературы – просмотр видеоматериалов – беседы – игры – драматизации – сюжетно – ролевые игры
– разнообразные виды игр
– искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества
Методы и приемы
– наглядные,
– словесные,
– практические
-игра
-сюжетно-ролевая игра
-рассматривание
-наблюдение
-чтение
-игра-экспериментирование
-конструирование
-исследовательская деятельность
-беседа
-проектная деятельность.
Проблемная ситуация.
– наглядные,
– словесные,
– практические
Наблюдение, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, народные, дидактические игры.
Беседы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, мини-занятия; обучение, объяснение, напоминание, рассказ.
Индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы), культурно-гигиенические процедуры (напоминание), игровая деятельность во время прогулки (напоминание), организованная деятельность, тематические досуги; ситуативный разговор с детьми
метод приучения,
.
— метод убеждения,;
— метод приучения,;
— метод проблемных ситуаций,
— метод побуждения.
– наглядные,
– словесные,
– практические
Формы организации
физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, прогулки).
– Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседы
– дидактические и развивающие игры,
Индивидуальная работа,
Прогулки,
Организованная образовательная деятельность,
применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения,
Организованная образовательная деятельность,
с/р игры,
– дидактические и развивающие игры.
Организованная образовательная деятельность,
Досуги,
утренники,
театральная деятельность,
музыкальные занятия,
самостоятельная деятельность.
Источник
Наталья Трушина
Современные тенденции развития дошкольного образования
Введение
Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, что выражается в переходе учреждений в режим развития. На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития.Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.
4
Современные тенденции развития дошкольного образования
Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.
Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования.
Тенденции Процесс
Управление Педагогическая деятельность Сопровождение и обеспечение
Гуманизация Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление. Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы. Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности.
Демократизация Расширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей.Новые отношения и позиции:
– субъект-субъктные;
-возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником. Расширение полномочий и состава субъектов воспитательно-образовательного процесса
Диверсификация Расширение типов и уровней управления. Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг.Расширение структур сопровождения:
-медико-валеологическая;
-социально-педагогическая;
– психологическая;
-коррекционно-педагогическая.
Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В. Т. Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».
На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития.
Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям в ДОУ. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.
6
По мнению В. Т. Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действий на исторически обозримый срок. Многолетние блуждения, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы.
В итоге же ДОУ вынуждены ориентироваться на «примерные требования», выдержанные в традиционном административном духе. По мнению ученого, те действия, которые предпринимаются работниками дошкольного образования по увеличению бюджетного финансирования, открытию ряда экспериментальных площадок с дополнительным финансированием их деятельности (с каждым годом это становится все труднее, проведению совещаний по обмену опытом и т. п., малоэффективны, пока не решена главная проблема.
Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет выделить ряд базовых тенденций в развитии системы.
Гуманизация устанавливает приоритет личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей, центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоничное формирование личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития. Гуманизация образования, по В. А. Сластенину, – процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет важнейшую характеристику образа жизни
7
педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом педагогического мышления, сфокусированного на идее развития личности.
Ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, её приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным современными идеями. Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка как высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами (табл. 1.2.).
Демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а так же широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.
Диверсификация предполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ.
Проекция данных оснований на воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по-новому представляет все его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развитияДОУ и его участников:
– человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);
– целостности педагогического процесса и комплексности целей;
8
– активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса. Модернизация управления ДОУ предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к соуправлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.
Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:
– демократизации и гуманизации;
– системности и целостности управления;
– централизации/децентрализации;
– взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);
– единоначалия и коллегиальности;
– объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.
На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ,в частности:
– совмещение инновационных программ с уже существующими;
– сосуществование представителей различных педагогических концепций;
– раскол педагогического сообщества;
– несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;
9
– потребность в новом научно-методическом обеспечении;
– потребность в новых педагогических кадрах;
– приспособление новшеств к конкретным условиям;
– проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;
– проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.
В. Т.Кудрявцев выделяет четыре ведущих направления инноваций ДОУ:
1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т. д.). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников. Достаточно просто внимательно относится к главной психологической особенности дошкольного возраста – продуктивному или творческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразии детской деятельности. Развитие воображения связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников.
10
2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.
3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноватики.
4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода.
11
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы.
Основными функциями дошкольного учреждения являются:
— охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
— обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
— забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
— взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Следует подчеркнуть, что задачи и функции дошкольного учреждения, основаны на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Важное значение имеет поддержка и всемерное развитие таких качеств личности, которые специфичны для дошкольников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не только трудно, но порой и невозможно.
Источник