Направления работы с семьей ребенка с нарушением развития

Направления работы с семьей ребенка с нарушением развития thumbnail

Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей членов семьи (родителей, близких родственников) ребенка с отклонениями в развитии, что связано с определением индивидуальных психологических характеристик лиц, находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего стресса. Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутрисемейного климата, характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком, моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия проблем ребенка (А.С. Спиваковская, 1981).

Огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи имеет изучение личностных качеств ребенка, имеющего отклонения в развитии. Следует подчеркнуть, что у всех детей с отклонениями в развитии имеются нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах (Л.С. Выготский, 1983; Ж.И. Шиф, 1965). Личность ребенка, особенности его контактов с социальным окружением, в первую очередь близкими и значимыми людьми, во многом могут определять возможности и степень его профессионально-трудовой и социальной адаптации в будущем. Правильное воспитание ребенка и формирование адекватных личностных качеств в целом позволят облегчить бремя семьи и в свою очередь гармонизировать ее внутрисемейную атмосферу.

Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей родителей больного ребенка. Именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют степень социализации и адаптации ребенка в жизни, т.е. его будущее. Характерологические особенности родителей позволяют определить, насколько они могут обладать стрессоустойчивыми качествами, необходимыми для поддержания ребенка, его воспитания и социального сопровождения в течение всей его жизни.

Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей и значимых близких детей с отклонениями в развитии позволяет установить «слабые» зоны в области межличностных внутрисемейных контактов, отношения к проблемному ребенку, реагирования его близких на стресс, которые нуждаются в дальнейшем психокоррекционном воздействии.

Определение характеристик этого спектра проблем дает возможность предупредить усугубление и ухудшение микросоциальной ситуации, в которой растет и развивается ребенок с психофизическими недостатками, а также установить «прогноз» развития каждой конкретной семьи.

В связи с разнородностью субъектов исследования и вариативностью возможных нарушений диагностику проблем семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, необходимо проводить в нескольких направлениях: определение социально-психологического статуса ребенка с ОВЗ в системе семейных взаимоотношений; психологическое изучение родителей (лиц их замещающих) и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии; психологическое изучение микросоциаль-ного климата в семье, изучение внутрисемейных отношений и других факторов, влияющих на социальную адаптацию ребенка с ОВЗ.

Первое направление — определение социально-психологического статуса ребенка с ОВЗ в системе семейных взаимоотношений. Оно реализуется в процессе изучения:

  • • особенностей межличностного взаимодействия ребенка с ОВЗ со сверстниками, братьями, сестрами, друзьями и их влияния на его развитие;
  • • потребностей ребенка с отклонениями в развитии и внутрисемейных факторов, их определяющих.

В каждом конкретном случае могут рассматриваться и другие аспекты диагностики.

Второе направление — психологическое изучение родителей и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии. Данные, полученные при изучении психологических особенностей родителей и членов семей, позволят оптимизировать условия жизни ребенка и привлечь родителей к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе. К второму блоку мы относим изучение:

  • • личностных особенностей родителей и членов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;
  • • уровня воспитательской и педагогической компетентности родителей;
  • • воспитательских качеств и способностей родителей;
  • • профессиональных умений родителей, выступающих в качестве педагогов своих детей;
  • • социально-культурных условий жизни семьи на разных возрастных этапах развития ребенка-инвалида;
  • • ценностных ориентаций родителей различных социально-культурных групп в отношении ребенка с отклонениями в развитии;
  • • форм родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой адаптации ребенка с отклонениями в развитии;
  • • влияния родительской позиции на формирование личности ребенка с отклонениями в развитии;
  • • мотивационно-потребностной сферы родителей детей с отклонениями в развитии;
  • • особенностей внутренних личностных переживаний родителей (близких лиц), связанных с нарушениями развития ребенка;
  • • влияния фактора присутствия в семье ребенка с психофизическими недостатками на развитие и контакты его здоровых братьев и сестер;
  • • особенностей отношения здоровых братьев и сестер к ребенку с отклонениями в развитии;
  • • динамики родительско-детских и детско-родительских отношений под воздействием психокоррекции;
  • • родительских позиций отцов и матерей детей с отклонениями в развитии;
  • • родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии в зависимости от религиозных и культурных традиций семьи.

В каждом конкретном случае могут возникнуть и другие направления диагностики.

Третье направление — психологическое изучение микросоциального климата семьи ребенка с отклонениями в развитии и факторов, влияющих на его социальную адаптацию. Результаты изучения социального окружения семьи позволяют определить факторы, позитивно влияющие на социальную адаптацию ребенка. Здесь выделяются следующие направления психологической диагностики:

  • • определение стиля воспитания ребенка с ОВЗ в семье;
  • • определение основных типов взаимодействия в семьях с проблемным ребенком;
  • • изучение моделей воспитания в семьях, воспитывающих детей, страдающих различными аномалиями развития;
  • • изучение внутрисемейного климата и межличностных контактов в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии;
  • • изучение факторов, влияющих на родительские позиции (отцовскую и материнскую) по отношению к ребенку с отклонениями в развитии;
  • • изучение отношения различных социальных групп населения к детям, подросткам и лицам с психофизическими нарушениями;
  • • изучение влияния здоровых сверстников на характер и динамику развития ребенка с психофизическими недостатками;
  • • изучение макросоциальных условий, определяющих развитие и социально-трудовую адаптацию детей, подростков и молодых людей с психофизическими недостатками:
  • • изучение макросоциальных условий, определяющих максимально возможную реабилитацию семей, в которых воспитываются и живут дети, подростки и молодые люди с психофизическими недостатками.

Спектр проблем, представленных в третьем блоке, может быть включен в разряд междисциплинарных исследований. Он может изучаться не только психологом, но и социальным педагогом и социальным работником.

Источник

Анна Чернышева
Работа с семьей, имеющей ребенка с интеллектуальными нарушениями

Работа с семьей, имеющей ребенка с интеллектуальными нарушениями

На данном этапе развития специальной педагогики стало очевидно влияние семьи на возможность возникновения позитивного прогноза в развитии ребенка с интеллектуальными нарушениями, а необходимость работы с семьей осознается все острее. Осуществляя комплексный подход к ребенку, имеющему интеллектуальное нарушение, работает междисциплинарная команда специалистов – невролог, психиатр, олигофренопедагог, логопед и другие. В рамках собственной деятельности каждый специалист проводит специфическую работу с родителями. В специальной педагогике разработана комплексная коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений.При построении программы выносятся основные принципы:

1. обязательная связь коррекционного обучения с социальным воспитанием

2. неразрывность процесса обучения и воспитания

3. осуществление целенаправленного обучения, ориентируясь на особенности сензитивных периодов развития.

4. включение семьи в коррекционно-педагогический процесс.

Реализация программ взаимодействия должна проходить комплексно. Это может происходить в специальном (коррекционном) учреждении, в медико-психолого-педагогическом социальном центре и т. д. Комплексность обеспечивается взаимодействием подсистем, включенных в отношения с ребенком данной категории.

В основное содержание деятельности психолого-педагогического консилиума входят анализ путей развития каждого ребенка, обсуждение направлений коррекционной работы специалистов учреждения в рамках программы оптимизации, разработка оптимальных форм взаимодействия с родителями по вопросам обучения и воспитания ребенка данной категории.

На лекционных занятиях в родительской группе, которые проводят специалисты образовательного учреждения, осуществляется просвещение близких взрослых в области коррекционно-развивающей деятельности, родители знакомятся с приемами и методами работы в процессе эффективного взаимодействия с ребенком. Семинары и тренинги направлены на формирование адекватного восприятия ребенка родителями.

Основными направлениями в системе психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с умственной отсталостью являются, во- первых, психолого- педагогическое просвещение родителей, во- вторых, психокоррекционная работа. Под психолого-педагогическим просвещением подразумевается систематически проводимая работа и теоретически обоснованная программа по просвещению родителей, целью которых является формирование совокупности знаний, умений и навыков, овладение которыми способствует сплочению, организации жизни семьи так, чтобы появилась возможность создания условий, способствующих удовлетворению потребностей ребенка. Психолого- педагогическое просвещение родителей детей с умственной отсталостью осуществляется с использованием разных форм работы: коллективные, индивидуальные и формы наглядной стендовой информации. Проблема психокоррекционной помощи семьям дошкольников с умственной отсталостью остается недостаточно разработанной в специальной психологии. Под психологической коррекционной работой с семьей ребенка с умственной отсталостью понимается комплекс воздействий, направленных на гармонизацию личностной структуры и семейных взаимоотношений, а также решение существующих психологических проблем, обусловленных нарушением внутрисемейных взаимоотношений. Впервые методика психокоррекционной работы была предложена В. В. Ткачевой. Основными целями психокоррекционной работы с родителями, по ее мнению,являются: 1. Формирование у родителей позитивного отношения к ребенку и оптимистичного взгляда в будущее. 2. Обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с умственной отсталостью. 3. Преодоление состояния фрустрации и оптимизация самосознания родителей детей с умственной отсталостью.Задачи этого направления включают:

– формирование новых жизненных ориентиров у родителей;

– коррекцию взаимоотношений;

– коррекцию психологического состояния и неадекватных реакций у родителей;

– гармонизацию отношений между матерью и ребенком, с одной стороны, и членами семьи- с другой стороны, членами семьи и ближайшим окружением.

Психокоррекционная работа проводится психологом и включает в себя психологическую диагностику, консультирование, психокоррекционные мероприятия.

В результате грамотной реализации психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с умственной отсталостью у родителей должно измениться отношение к ребенку, должно прийти понимание особенностей развития ребенка, а вместе с этим понимание необходимости проведения коррекционно-развивающей работы. При успешном включении семьи в процесс развития ребенка у родителей должна выработаться активная позиция в воспитании своего ребенка.

Источник

Работа с родителями воспитанников является
важным направлением деятельности
педагогического коллектива специальной
(коррекционной) школы. Только в тесном контакте с
родителями, повышая их педагогическую культуру,
педагоги могут добиться положительных
результатов в подготовке умственно отсталых
детей к жизни и к труду.

Вместе с тем ввиду специфических условий
работы, связанных с психофизическими
особенностями контингента учащихся,
особенностей социального положения и
недостаточного культурного уровня семей
воспитанников во вспомогательной школе не может
быть использован в полном объеме опыт работы с
родителями учащихся, накопленный массовой
школой.

Е.А. Гордиенко и Г.С. Юсупова в работе
“Совместная работа школы, семьи и
общественности по физическому воспитанию
учащихся вспомогательной школы” [2] приходят к
выводу, что “можно было бы иметь несравненно
большие положительные результаты, если бы с
момента выявления у ребенка дефектов
осуществлялось правильное и корригирующее
семейное воспитание. А чтобы это воспитание было
правильным и достаточно эффективным, родители
должны иметь соответствующую педагогическую
подготовку, в известной мере овладеть
специальной методикой воспитания детей с
интеллектуальной недостаточностью”. ”[2.34]

Наличие разных групп родителей обуславливает
дифференцированный подход к работе по
пропаганде медико-педагогических знаний среди
них, более активное привлечение их к воспитанию
аномальных детей, предполагает оказание
действенной помощи в организации семейного
воспитания и улучшения бытовых условий.

По мнению С.Д. Забрамной: “Очень важно
выработать единую линию работы с детьми, как
педагогам, так и семье. Помощь родителей детям
должна быть разумной и иметь коррекционную
направленность; необходимо единство и в
использовании мер воспитательного
воздействия”. [4.3]

Наиболее общими линиями, по которым должно идти
воспитание умственно отсталого ребенка в семье,
являются:

  • определение оптимальных отношений к ребенку
    родителей и других членов семьи;
  • регулирование процесса формирования
    взаимоотношений с членами семьи и другими
    членами;
  • специальная организация жизни, поведения,
    познавательной и трудовой деятельности ребенка;
  • организация систематического обучения детей,
    направленного на коррекцию обнаруженных
    недостатков;
  • содействие родителей школе в успешном решении
    задач, поставленных перед ними.

Педагог должен хорошо представлять себе
формирующуюся роль семьи и зависимость этой роли
от ценностных ориентаций ее членов. Владение
такой информацией позволяет предвидеть, как
отношения в семье могут повлиять на личностное
развитие ребенка, его характер, поведенческие
реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и
следует выбирать направления и формы работы с
родителями.

Для выработки единых линий
коррекционно-воспитательного воздействия школы
и семьи на учащихся используются различные формы
работы с родителями.

В методике воспитательной работы выделяется 4
формы совместной деятельности семьи и школы:

  1. Индивидуальная форма работы.
  2. Классные родительские собрания.
  3. Общешкольные собрания.
  4. Работа с родительским активом.

Т.И. Пороцкая приходит к выводу, что “в процессе
реализации всех форм работы с родителями
воспитанников вспомогательная школа решает одну
из главных задач этой работы – педагогическое
просвещение родителей и повышение их
культурного уровня средствами педагогической
пропаганды”. [6.155]

Школа не должна жалеть усилий на то, чтобы
формировать, поддерживать, усиливать чувство
привязанности школьников к семье, и делать это,
постоянно ведя кропотливую работу с семьей,
стимулируя положительные проявления в семейных
взаимоотношениях, стремясь разбудить теплые,
добрые чувства детей и родителей друг к другу.
Задача школы подсказать учащимся, как относиться
к родителя, как попытаться изменить их жизнь, их
поведение к лучшему.

В практической работе с родителями учащихся
учителям я предлагаю использовать как
традиционные, так и нетрадиционные формы
взаимодействия.

Все предложенные формы связи школы и семьи
можно разделить на 3 группы:

Таб. 1.

Формы связи школы и семьи.

Индивидуальные формы.

1. Посещение семьи на дому.

Посещая учащихся на дому, выясняются условия
семейного воспитания. Информация о микроклимате
в семье, об особенностях отношения к ребенку, об
ориентации родителей в вопросах воспитания
позволяла индивидуально работать с семьей, а
также более точно определить направления и
средства коррекционного воздействия на ребенка
в школе. Нас интересуют условия жизни ребенка,
отношение к нему родственников, отношение
ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений,
нельзя оказать ученику необходимой поддержки.

Очень важно, чтобы родители были уверены, что
учитель приходит в семью не для выговора ученику,
не с жалобами на него, а как помощник в деле
воспитания ребенка. Жалобы учителя на ученика
или обвинения родителей только удручают
родителей и вызывают нередко жестокое и
несправедливое отношение к ребенку, а со стороны
ученика – озлобленное конфликтное отношение к
учителю и потерю интереса к учению.

Родители заранее предупреждаются о приходе.

При посещении учащегося на дому соблюдаются
следующие правила:

  • проявлять высокий такт в разговоре с
    родителями, всегда начинать с похвалы и
    комплиментов;
  • исключать жалобы на ученика, говорить о
    проблемах, подсказывать пути их решения;
  • беседовать в присутствии учащегося, только в
    исключительных случаях требовать
    конфиденциальной встречи;
  • не предъявлять претензий к родителям;
  • всячески подчеркивать свою заинтересованность
    судьбой воспитанника;
  • советы и рекомендации давать ненавязчиво,
    взвешивать уровень своих требований и
    возможности семьи;
  • договариваться о конкретных совместных делах;
  • не давать беспочвенных обещаний, быть крайне
    сдержанным в сложных случаях, выражать
    осторожный оптимизм.

2. Приглашение в школу.

Родители приглашаются в том случае, когда надо
поделиться радостной новостью, например, ребенок
овладел тем учебным материалом, который ему
долго не давался. Для участия ребенка в
театральной постановке, надо помочь ему
изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т. д.

Нужно стараться не приглашать родителей в
школу для того, чтобы нажаловаться на плохое
поведение ребенка или низкую успеваемость.
Подобные приглашения вызывают у родителей
негативное отношение к школе.

3. Индивидуальные консультации педагога.

Это одна из важнейших форм взаимодействия
классного руководителя с семьей. Консультации
проводятся для того, чтобы преодолеть
беспокойство родителей, боязнь разговора о своем
ребенке. Они способствуют созданию хорошего
контакта между родителями и учителем.

Консультации проводятся по мере необходимости,
часто по инициативе родителей. В процессе бесед с
родителями в неофициальной обстановке
выясняются необходимые для профессиональной
работы сведения (особенности здоровья ребенка;
его увлечения, интересы; поведенческие реакции;
особенности характера; мотивации учения и т.д.).

4. Переписка.

В работе с родителями переписка используется
довольно широко. Особенно часто эта форма работы
применяется к тем родителям, которые не в
состоянии часто посещать школу, много работают
или очень далеко живут.

Групповые формы.

1. Родительские лектории.

Задачи лектория многообразны: познакомить
родителей с системой
коррекционно-воспитательной работы во
вспомогательной школе, сообщить знания из
различных разделов дефектологии, дать
практические советы и рекомендации по
воспитанию умственно отсталого ребенка в семье и
т.д.

Таб. 2.

Примерная тематика родительских
лекториев на учебный год.

Январь –“Причины возникновения осложнений в
развитии детей”.
Февраль –“Своеобразие развития детей”.
Март –“Некоторые пути ослабления и
преодоления своеобразного развития детей”.
Апрель –“Особенности поведения учеников
младших классов”.
Май –“Организация свободного времени детей
в период летних каникул”.
Сентябрь –“Трудовая деятельность – основа
воспитания детей с ограниченными возможностями.
Воспитание у детей потребности трудиться”.
Октябрь –“Формирование у учащихся
санитарно-гигиенических навыков”.
Ноябрь –“Внимание школьников. Пути повышения
уровня внимания”.
Декабрь –“Совместная работа семьи и школы в
преодолении ребенком трудностей, испытываемых
при изучении материала”.

Такая планомерная и целенаправленная работа
под руководством квалифицированных
педагогов-дефектологов дает возможность
родителям глубже изучить индивидуальные
психофизические особенности детей, выявить
источники отклонения от норм поведения, более
правильно подойти к решению педагогических
задач, использовать рекомендованные формы и
методы для их решения.

2. Тематические консультации.

Тематические консультации рекомендуется
проводить 1 раз в четверть для всех желающих. Их
проводят специалисты, которые могут помочь найти
оптимальный вариант решения конкретной
проблемы. Это социальный педагог, психолог,
представитель правоохранительных органов и т.д.

Таб. 3.

Примерная тематика консультаций для
родителей.

I четверть –“Режим дня и его значение для
учащихся” (школьный врач)
II четверть –“Курение и статистика” (социальный
педагог)
III четверть –“Плохая память. Как ее развить?”
(школьный психолог)
IV четверть –“Трудный ребенок. Какой он?”
(представитель из детской комнаты милиции)

3. Родительские вечера.

Родительский вечер – это праздник общения
родителей.

Свободная беседа родителей друг с другом, обмен
опытом разрешения различных ситуаций в своих
семьях помогает иначе воспринимать трудности,
лучше понять индивидуальные особенности
ребенка, расширить возможности воспитания.

4. Классные детские мероприятия.

В течение учебного года внутри класса обычно
проводятся различные мероприятия (дни
именинников; чаепития, приуроченные к каким-либо
праздникам и т.д.).

Подобные мероприятия способствуют сближению
родителей между собой, налаживанию контакта
между учителем и родителями.

Коллективные формы.

1. Классные родительские собрания.

Классные родительские собрания проводятся
один раз в четверть. При организации собрания
учитывается следующее:

О проведении собрания родителей следует
извещать заранее, указывая точную дату и время
проведения. Желательно, чтобы они подтвердили,
что им известно о встрече в школе подписью в
дневнике ребенка.

Подготовка родительского собрания должна
проводиться очень тщательно. Собрание не должно
длиться более 2-х часов, т.к. большинство
родителей приходят после работы. Коротким
собрание тоже не должно быть, т.к. может вызвать
разочарование, не удовлетворив интерес
родителей к проблемам воспитания. Педагог должен
рассматривать собрание, как открытый урок, как
встречу единомышленников.

Главное в отношении педагога с родителями –
это доброжелательность. Нельзя обвинять
родителей в чем-либо, т.к. после подобного
отношения к себе родители не придут на собрание.

При работе с родителями необходимо соблюдать
принцип опоры на все положительное. Педагоги
знают, что у любого ребенка есть что-то хорошее,
поэтому нужно обращать внимание родителей на
этом, и пусть оно растет, вытесняя плохое.

Родительское собрание должно носить не только
деловой оттенок, но и праздничный. Класс должен
быть оформлен (выставки лучших тетрадей, поделок,
рисунков и т.п.), учитель и воспитатель должны
быть празднично одеты.

К организации и проведению родительских
собраний привлекаются дети, т.к. они любят бывать
в школе вместе с родителями. Проведение детских
концертов, рассчитанных на 15 – 20 минут, является
дополнительным стимулом для посещения собраний
и активизации совместной педагогической
деятельности.

Существует много вариантов проведения
родительских собраний. Традиционным
родительским собраниям предлагаю придать новое
профессиональное содержание. Тематика и
методика собраний должны учитывать возрастные,
индивидуально-психологические особенности
учащихся, цели и задачи воспитания, стоящие перед
школой.

Мною разработана и предложена учителям
тематика родительских собраний в начальной
школе (тематику и планы организации собраний см.
в прил. 1).

Предлагаемые родительские собрания призваны
стать для них “школой просвещения”, расширить
их кругозор, стимулировать желание стать
хорошими родителями.

2. Общешкольные родительские собрания.

Общешкольные родительские собрания проводятся
2-4 раза. Тематика таких собраний носит характер
отчета работы школы за определенный период
времени. На них выступают директор, заместители,
отчитывается о работе родительский комитет
школы. В конце учебного года награждаются семьи,
активно участвующие в жизни школы.

3. Родительские дни.

“День открытых дверей” предлагаю проводить
один раз в году. Родители могут посетить любые
уроки. Организовывается школьная выставка,
которая отражает результаты работы кружков, труд
школьников в мастерских. В заключении участники
художественной самодеятельности организовывают
для родителей творческий отчет.

Такая форма работы с родителями дает им
возможность увидеть реальные успехи своих детей
в учебе и труде. У них укрепляется вера в
возможности детей.

4.Концерты.

Весь учебный год разбит на месячники, которые
имеют определенную тематику. Раз в месяц в школе
проводятся праздники, концерты общешкольного
уровня.

Январь –Спортивный праздник “Мама, папа, я –
дружная семья”
Февраль –Праздник “День Защитника Отечества”
Март –Праздник “Для милых мам”
Апрель –Концерт “Весенние трели”
Май –Праздник “Они защищали Родину”
Сентябрь –Линейка “Здравствуй школа”
Октябрь –Праздник урожая “Золотая осень”
Ноябрь –Мероприятия, посвященные неделе
инвалидов
Декабрь –Новогодний праздник “В гостях у Деда
Мороза”

Родители привлекаются к проведению школьных
детских праздников, воспитательных мероприятий.
Они помогают педагогам и воспитателям готовить
номера художественной самодеятельности.

Практика показывает, что после посещения
праздников большинство родителей не остаются
равнодушными, у них даже снова возникает желание
оказать помощь школе в организации
воспитательной работы.

5. Творческие отчеты.

Творческие отчеты служат для подведения итогов
работы различных кружков художественной
самодеятельности. Чаще всего используются не как
самостоятельная форма, а включаются в
общешкольные праздники, концерты и другие формы
воспитательной работы.

6. Выставки работ.

Подобная форма работы также используется в
основном, как сопутствующая другим формам, а не
самостоятельная.

Так, например, выставки организовывают во время
проведения дня открытых дверей, концертов,
родительских собраний и т.д.

Выставки являются своеобразным стимулом для
детей, желающих, чтобы родители похвалили и
оценили по достоинству их труд.

Следует особо выделить такую форму связи школы
с семьей, как работа родительского комитета. Он
вырабатывает план совместных действий по
оказанию помощи семьям в воспитании детей,
организовывает обмен опытом отдельных
родителей, решает целый ряд вопросов, касающихся
случаев, когда в той или иной семье воспитание
ребенка поставлено не на должном уровне, решает
другие вопросы. Комитет помогает в проведении
различных внеклассных и оздоровительных
мероприятий.

В школе можно оформить “Уголок для
родителей”
, из которого они могут узнать, как
проводится учебно-воспитательная работа в школе.

Известные трудности возникают в работе с
родителями, которые сами нуждаются в
перевоспитании, а также с родителями, дети
которых являются правонарушителями. Школа ведет
строгий учет таких неблагополучных семей,
поддерживает постоянную, деловую связь с
работниками детской комнаты милиции.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и
коллективные формы работы с родителями призваны
наладить взаимодействие между школой и семьей,
повысить эффективность процесса воспитания
детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.

Идя по такому пути, школа сможет привлечь
родителей к воспитательной работе, расширяя
уровень их педагогических знаний, создаст единую
коррекционно-воспитательную систему школы и
семьи.

Приложение

Литература.

  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной
    школе: Книга для учителя / Под редакцией В.В.
    Воронковой. – М.: Шк. Пресс, 1994. – 416 с.
  2. Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. Совместная работа
    школы, семья и общественности по физическому
    воспитанию учащихся вспомогательной школы. – Т.:
    Медицина, 1985. – 55 с.
  3. Дульнев Г.М. Учебно – воспитательная работа во
    вспомогательной школе: Пособие для учителей / Под
    редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. – М.:
    Просвещение, 1981. – 176 с.
  4. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во
    вспомогательной школе: Рабочая книга для
    родителей. – М.: Педагогика, 1990. – 5-6 с.
  5. Красовская Л.Г. Работа педагогического
    коллектива с семьями умственно отсталых
    учащихся // Дефектология, 1986.- № 2.-с.68-76.
  6. .Пороцкая Т.И. Работа воспитателя
    вспомогательной школы: Книга для воспитателя. Из
    опыта работы. – М.: Просвещение, 1984.- 176 с.
  7. Смирнова А. Н. Воспитание умственно отсталого
    ребенка в семье. – М.: Просвещение, 1967. – 64 с.

Источник