Направления работы с семьей ребенка с нарушением развития
Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей членов семьи (родителей, близких родственников) ребенка с отклонениями в развитии, что связано с определением индивидуальных психологических характеристик лиц, находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего стресса. Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутрисемейного климата, характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком, моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия проблем ребенка (А.С. Спиваковская, 1981).
Огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи имеет изучение личностных качеств ребенка, имеющего отклонения в развитии. Следует подчеркнуть, что у всех детей с отклонениями в развитии имеются нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах (Л.С. Выготский, 1983; Ж.И. Шиф, 1965). Личность ребенка, особенности его контактов с социальным окружением, в первую очередь близкими и значимыми людьми, во многом могут определять возможности и степень его профессионально-трудовой и социальной адаптации в будущем. Правильное воспитание ребенка и формирование адекватных личностных качеств в целом позволят облегчить бремя семьи и в свою очередь гармонизировать ее внутрисемейную атмосферу.
Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей родителей больного ребенка. Именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют степень социализации и адаптации ребенка в жизни, т.е. его будущее. Характерологические особенности родителей позволяют определить, насколько они могут обладать стрессоустойчивыми качествами, необходимыми для поддержания ребенка, его воспитания и социального сопровождения в течение всей его жизни.
Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей и значимых близких детей с отклонениями в развитии позволяет установить «слабые» зоны в области межличностных внутрисемейных контактов, отношения к проблемному ребенку, реагирования его близких на стресс, которые нуждаются в дальнейшем психокоррекционном воздействии.
Определение характеристик этого спектра проблем дает возможность предупредить усугубление и ухудшение микросоциальной ситуации, в которой растет и развивается ребенок с психофизическими недостатками, а также установить «прогноз» развития каждой конкретной семьи.
В связи с разнородностью субъектов исследования и вариативностью возможных нарушений диагностику проблем семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, необходимо проводить в нескольких направлениях: определение социально-психологического статуса ребенка с ОВЗ в системе семейных взаимоотношений; психологическое изучение родителей (лиц их замещающих) и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии; психологическое изучение микросоциаль-ного климата в семье, изучение внутрисемейных отношений и других факторов, влияющих на социальную адаптацию ребенка с ОВЗ.
Первое направление — определение социально-психологического статуса ребенка с ОВЗ в системе семейных взаимоотношений. Оно реализуется в процессе изучения:
- • особенностей межличностного взаимодействия ребенка с ОВЗ со сверстниками, братьями, сестрами, друзьями и их влияния на его развитие;
- • потребностей ребенка с отклонениями в развитии и внутрисемейных факторов, их определяющих.
В каждом конкретном случае могут рассматриваться и другие аспекты диагностики.
Второе направление — психологическое изучение родителей и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии. Данные, полученные при изучении психологических особенностей родителей и членов семей, позволят оптимизировать условия жизни ребенка и привлечь родителей к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе. К второму блоку мы относим изучение:
- • личностных особенностей родителей и членов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;
- • уровня воспитательской и педагогической компетентности родителей;
- • воспитательских качеств и способностей родителей;
- • профессиональных умений родителей, выступающих в качестве педагогов своих детей;
- • социально-культурных условий жизни семьи на разных возрастных этапах развития ребенка-инвалида;
- • ценностных ориентаций родителей различных социально-культурных групп в отношении ребенка с отклонениями в развитии;
- • форм родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой адаптации ребенка с отклонениями в развитии;
- • влияния родительской позиции на формирование личности ребенка с отклонениями в развитии;
- • мотивационно-потребностной сферы родителей детей с отклонениями в развитии;
- • особенностей внутренних личностных переживаний родителей (близких лиц), связанных с нарушениями развития ребенка;
- • влияния фактора присутствия в семье ребенка с психофизическими недостатками на развитие и контакты его здоровых братьев и сестер;
- • особенностей отношения здоровых братьев и сестер к ребенку с отклонениями в развитии;
- • динамики родительско-детских и детско-родительских отношений под воздействием психокоррекции;
- • родительских позиций отцов и матерей детей с отклонениями в развитии;
- • родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии в зависимости от религиозных и культурных традиций семьи.
В каждом конкретном случае могут возникнуть и другие направления диагностики.
Третье направление — психологическое изучение микросоциального климата семьи ребенка с отклонениями в развитии и факторов, влияющих на его социальную адаптацию. Результаты изучения социального окружения семьи позволяют определить факторы, позитивно влияющие на социальную адаптацию ребенка. Здесь выделяются следующие направления психологической диагностики:
- • определение стиля воспитания ребенка с ОВЗ в семье;
- • определение основных типов взаимодействия в семьях с проблемным ребенком;
- • изучение моделей воспитания в семьях, воспитывающих детей, страдающих различными аномалиями развития;
- • изучение внутрисемейного климата и межличностных контактов в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии;
- • изучение факторов, влияющих на родительские позиции (отцовскую и материнскую) по отношению к ребенку с отклонениями в развитии;
- • изучение отношения различных социальных групп населения к детям, подросткам и лицам с психофизическими нарушениями;
- • изучение влияния здоровых сверстников на характер и динамику развития ребенка с психофизическими недостатками;
- • изучение макросоциальных условий, определяющих развитие и социально-трудовую адаптацию детей, подростков и молодых людей с психофизическими недостатками:
- • изучение макросоциальных условий, определяющих максимально возможную реабилитацию семей, в которых воспитываются и живут дети, подростки и молодые люди с психофизическими недостатками.
Спектр проблем, представленных в третьем блоке, может быть включен в разряд междисциплинарных исследований. Он может изучаться не только психологом, но и социальным педагогом и социальным работником.
Источник
Анна Чернышева
Работа с семьей, имеющей ребенка с интеллектуальными нарушениями
Работа с семьей, имеющей ребенка с интеллектуальными нарушениями
На данном этапе развития специальной педагогики стало очевидно влияние семьи на возможность возникновения позитивного прогноза в развитии ребенка с интеллектуальными нарушениями, а необходимость работы с семьей осознается все острее. Осуществляя комплексный подход к ребенку, имеющему интеллектуальное нарушение, работает междисциплинарная команда специалистов – невролог, психиатр, олигофренопедагог, логопед и другие. В рамках собственной деятельности каждый специалист проводит специфическую работу с родителями. В специальной педагогике разработана комплексная коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений.При построении программы выносятся основные принципы:
1. обязательная связь коррекционного обучения с социальным воспитанием
2. неразрывность процесса обучения и воспитания
3. осуществление целенаправленного обучения, ориентируясь на особенности сензитивных периодов развития.
4. включение семьи в коррекционно-педагогический процесс.
Реализация программ взаимодействия должна проходить комплексно. Это может происходить в специальном (коррекционном) учреждении, в медико-психолого-педагогическом социальном центре и т. д. Комплексность обеспечивается взаимодействием подсистем, включенных в отношения с ребенком данной категории.
В основное содержание деятельности психолого-педагогического консилиума входят анализ путей развития каждого ребенка, обсуждение направлений коррекционной работы специалистов учреждения в рамках программы оптимизации, разработка оптимальных форм взаимодействия с родителями по вопросам обучения и воспитания ребенка данной категории.
На лекционных занятиях в родительской группе, которые проводят специалисты образовательного учреждения, осуществляется просвещение близких взрослых в области коррекционно-развивающей деятельности, родители знакомятся с приемами и методами работы в процессе эффективного взаимодействия с ребенком. Семинары и тренинги направлены на формирование адекватного восприятия ребенка родителями.
Основными направлениями в системе психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с умственной отсталостью являются, во- первых, психолого- педагогическое просвещение родителей, во- вторых, психокоррекционная работа. Под психолого-педагогическим просвещением подразумевается систематически проводимая работа и теоретически обоснованная программа по просвещению родителей, целью которых является формирование совокупности знаний, умений и навыков, овладение которыми способствует сплочению, организации жизни семьи так, чтобы появилась возможность создания условий, способствующих удовлетворению потребностей ребенка. Психолого- педагогическое просвещение родителей детей с умственной отсталостью осуществляется с использованием разных форм работы: коллективные, индивидуальные и формы наглядной стендовой информации. Проблема психокоррекционной помощи семьям дошкольников с умственной отсталостью остается недостаточно разработанной в специальной психологии. Под психологической коррекционной работой с семьей ребенка с умственной отсталостью понимается комплекс воздействий, направленных на гармонизацию личностной структуры и семейных взаимоотношений, а также решение существующих психологических проблем, обусловленных нарушением внутрисемейных взаимоотношений. Впервые методика психокоррекционной работы была предложена В. В. Ткачевой. Основными целями психокоррекционной работы с родителями, по ее мнению,являются: 1. Формирование у родителей позитивного отношения к ребенку и оптимистичного взгляда в будущее. 2. Обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с умственной отсталостью. 3. Преодоление состояния фрустрации и оптимизация самосознания родителей детей с умственной отсталостью.Задачи этого направления включают:
– формирование новых жизненных ориентиров у родителей;
– коррекцию взаимоотношений;
– коррекцию психологического состояния и неадекватных реакций у родителей;
– гармонизацию отношений между матерью и ребенком, с одной стороны, и членами семьи- с другой стороны, членами семьи и ближайшим окружением.
Психокоррекционная работа проводится психологом и включает в себя психологическую диагностику, консультирование, психокоррекционные мероприятия.
В результате грамотной реализации психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с умственной отсталостью у родителей должно измениться отношение к ребенку, должно прийти понимание особенностей развития ребенка, а вместе с этим понимание необходимости проведения коррекционно-развивающей работы. При успешном включении семьи в процесс развития ребенка у родителей должна выработаться активная позиция в воспитании своего ребенка.
Источник
Работа с родителями воспитанников является
важным направлением деятельности
педагогического коллектива специальной
(коррекционной) школы. Только в тесном контакте с
родителями, повышая их педагогическую культуру,
педагоги могут добиться положительных
результатов в подготовке умственно отсталых
детей к жизни и к труду.
Вместе с тем ввиду специфических условий
работы, связанных с психофизическими
особенностями контингента учащихся,
особенностей социального положения и
недостаточного культурного уровня семей
воспитанников во вспомогательной школе не может
быть использован в полном объеме опыт работы с
родителями учащихся, накопленный массовой
школой.
Е.А. Гордиенко и Г.С. Юсупова в работе
“Совместная работа школы, семьи и
общественности по физическому воспитанию
учащихся вспомогательной школы” [2] приходят к
выводу, что “можно было бы иметь несравненно
большие положительные результаты, если бы с
момента выявления у ребенка дефектов
осуществлялось правильное и корригирующее
семейное воспитание. А чтобы это воспитание было
правильным и достаточно эффективным, родители
должны иметь соответствующую педагогическую
подготовку, в известной мере овладеть
специальной методикой воспитания детей с
интеллектуальной недостаточностью”. ”[2.34]
Наличие разных групп родителей обуславливает
дифференцированный подход к работе по
пропаганде медико-педагогических знаний среди
них, более активное привлечение их к воспитанию
аномальных детей, предполагает оказание
действенной помощи в организации семейного
воспитания и улучшения бытовых условий.
По мнению С.Д. Забрамной: “Очень важно
выработать единую линию работы с детьми, как
педагогам, так и семье. Помощь родителей детям
должна быть разумной и иметь коррекционную
направленность; необходимо единство и в
использовании мер воспитательного
воздействия”. [4.3]
Наиболее общими линиями, по которым должно идти
воспитание умственно отсталого ребенка в семье,
являются:
- определение оптимальных отношений к ребенку
родителей и других членов семьи; - регулирование процесса формирования
взаимоотношений с членами семьи и другими
членами; - специальная организация жизни, поведения,
познавательной и трудовой деятельности ребенка; - организация систематического обучения детей,
направленного на коррекцию обнаруженных
недостатков; - содействие родителей школе в успешном решении
задач, поставленных перед ними.
Педагог должен хорошо представлять себе
формирующуюся роль семьи и зависимость этой роли
от ценностных ориентаций ее членов. Владение
такой информацией позволяет предвидеть, как
отношения в семье могут повлиять на личностное
развитие ребенка, его характер, поведенческие
реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и
следует выбирать направления и формы работы с
родителями.
Для выработки единых линий
коррекционно-воспитательного воздействия школы
и семьи на учащихся используются различные формы
работы с родителями.
В методике воспитательной работы выделяется 4
формы совместной деятельности семьи и школы:
- Индивидуальная форма работы.
- Классные родительские собрания.
- Общешкольные собрания.
- Работа с родительским активом.
Т.И. Пороцкая приходит к выводу, что “в процессе
реализации всех форм работы с родителями
воспитанников вспомогательная школа решает одну
из главных задач этой работы – педагогическое
просвещение родителей и повышение их
культурного уровня средствами педагогической
пропаганды”. [6.155]
Школа не должна жалеть усилий на то, чтобы
формировать, поддерживать, усиливать чувство
привязанности школьников к семье, и делать это,
постоянно ведя кропотливую работу с семьей,
стимулируя положительные проявления в семейных
взаимоотношениях, стремясь разбудить теплые,
добрые чувства детей и родителей друг к другу.
Задача школы подсказать учащимся, как относиться
к родителя, как попытаться изменить их жизнь, их
поведение к лучшему.
В практической работе с родителями учащихся
учителям я предлагаю использовать как
традиционные, так и нетрадиционные формы
взаимодействия.
Все предложенные формы связи школы и семьи
можно разделить на 3 группы:
Таб. 1.
Формы связи школы и семьи.
Индивидуальные формы.
1. Посещение семьи на дому.
Посещая учащихся на дому, выясняются условия
семейного воспитания. Информация о микроклимате
в семье, об особенностях отношения к ребенку, об
ориентации родителей в вопросах воспитания
позволяла индивидуально работать с семьей, а
также более точно определить направления и
средства коррекционного воздействия на ребенка
в школе. Нас интересуют условия жизни ребенка,
отношение к нему родственников, отношение
ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений,
нельзя оказать ученику необходимой поддержки.
Очень важно, чтобы родители были уверены, что
учитель приходит в семью не для выговора ученику,
не с жалобами на него, а как помощник в деле
воспитания ребенка. Жалобы учителя на ученика
или обвинения родителей только удручают
родителей и вызывают нередко жестокое и
несправедливое отношение к ребенку, а со стороны
ученика – озлобленное конфликтное отношение к
учителю и потерю интереса к учению.
Родители заранее предупреждаются о приходе.
При посещении учащегося на дому соблюдаются
следующие правила:
- проявлять высокий такт в разговоре с
родителями, всегда начинать с похвалы и
комплиментов; - исключать жалобы на ученика, говорить о
проблемах, подсказывать пути их решения; - беседовать в присутствии учащегося, только в
исключительных случаях требовать
конфиденциальной встречи; - не предъявлять претензий к родителям;
- всячески подчеркивать свою заинтересованность
судьбой воспитанника; - советы и рекомендации давать ненавязчиво,
взвешивать уровень своих требований и
возможности семьи; - договариваться о конкретных совместных делах;
- не давать беспочвенных обещаний, быть крайне
сдержанным в сложных случаях, выражать
осторожный оптимизм.
2. Приглашение в школу.
Родители приглашаются в том случае, когда надо
поделиться радостной новостью, например, ребенок
овладел тем учебным материалом, который ему
долго не давался. Для участия ребенка в
театральной постановке, надо помочь ему
изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т. д.
Нужно стараться не приглашать родителей в
школу для того, чтобы нажаловаться на плохое
поведение ребенка или низкую успеваемость.
Подобные приглашения вызывают у родителей
негативное отношение к школе.
3. Индивидуальные консультации педагога.
Это одна из важнейших форм взаимодействия
классного руководителя с семьей. Консультации
проводятся для того, чтобы преодолеть
беспокойство родителей, боязнь разговора о своем
ребенке. Они способствуют созданию хорошего
контакта между родителями и учителем.
Консультации проводятся по мере необходимости,
часто по инициативе родителей. В процессе бесед с
родителями в неофициальной обстановке
выясняются необходимые для профессиональной
работы сведения (особенности здоровья ребенка;
его увлечения, интересы; поведенческие реакции;
особенности характера; мотивации учения и т.д.).
4. Переписка.
В работе с родителями переписка используется
довольно широко. Особенно часто эта форма работы
применяется к тем родителям, которые не в
состоянии часто посещать школу, много работают
или очень далеко живут.
Групповые формы.
1. Родительские лектории.
Задачи лектория многообразны: познакомить
родителей с системой
коррекционно-воспитательной работы во
вспомогательной школе, сообщить знания из
различных разделов дефектологии, дать
практические советы и рекомендации по
воспитанию умственно отсталого ребенка в семье и
т.д.
Таб. 2.
Примерная тематика родительских
лекториев на учебный год.
Январь – | “Причины возникновения осложнений в развитии детей”. |
Февраль – | “Своеобразие развития детей”. |
Март – | “Некоторые пути ослабления и преодоления своеобразного развития детей”. |
Апрель – | “Особенности поведения учеников младших классов”. |
Май – | “Организация свободного времени детей в период летних каникул”. |
Сентябрь – | “Трудовая деятельность – основа воспитания детей с ограниченными возможностями. Воспитание у детей потребности трудиться”. |
Октябрь – | “Формирование у учащихся санитарно-гигиенических навыков”. |
Ноябрь – | “Внимание школьников. Пути повышения уровня внимания”. |
Декабрь – | “Совместная работа семьи и школы в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при изучении материала”. |
Такая планомерная и целенаправленная работа
под руководством квалифицированных
педагогов-дефектологов дает возможность
родителям глубже изучить индивидуальные
психофизические особенности детей, выявить
источники отклонения от норм поведения, более
правильно подойти к решению педагогических
задач, использовать рекомендованные формы и
методы для их решения.
2. Тематические консультации.
Тематические консультации рекомендуется
проводить 1 раз в четверть для всех желающих. Их
проводят специалисты, которые могут помочь найти
оптимальный вариант решения конкретной
проблемы. Это социальный педагог, психолог,
представитель правоохранительных органов и т.д.
Таб. 3.
Примерная тематика консультаций для
родителей.
I четверть – | “Режим дня и его значение для учащихся” (школьный врач) |
II четверть – | “Курение и статистика” (социальный педагог) |
III четверть – | “Плохая память. Как ее развить?” (школьный психолог) |
IV четверть – | “Трудный ребенок. Какой он?” (представитель из детской комнаты милиции) |
3. Родительские вечера.
Родительский вечер – это праздник общения
родителей.
Свободная беседа родителей друг с другом, обмен
опытом разрешения различных ситуаций в своих
семьях помогает иначе воспринимать трудности,
лучше понять индивидуальные особенности
ребенка, расширить возможности воспитания.
4. Классные детские мероприятия.
В течение учебного года внутри класса обычно
проводятся различные мероприятия (дни
именинников; чаепития, приуроченные к каким-либо
праздникам и т.д.).
Подобные мероприятия способствуют сближению
родителей между собой, налаживанию контакта
между учителем и родителями.
Коллективные формы.
1. Классные родительские собрания.
Классные родительские собрания проводятся
один раз в четверть. При организации собрания
учитывается следующее:
О проведении собрания родителей следует
извещать заранее, указывая точную дату и время
проведения. Желательно, чтобы они подтвердили,
что им известно о встрече в школе подписью в
дневнике ребенка.
Подготовка родительского собрания должна
проводиться очень тщательно. Собрание не должно
длиться более 2-х часов, т.к. большинство
родителей приходят после работы. Коротким
собрание тоже не должно быть, т.к. может вызвать
разочарование, не удовлетворив интерес
родителей к проблемам воспитания. Педагог должен
рассматривать собрание, как открытый урок, как
встречу единомышленников.
Главное в отношении педагога с родителями –
это доброжелательность. Нельзя обвинять
родителей в чем-либо, т.к. после подобного
отношения к себе родители не придут на собрание.
При работе с родителями необходимо соблюдать
принцип опоры на все положительное. Педагоги
знают, что у любого ребенка есть что-то хорошее,
поэтому нужно обращать внимание родителей на
этом, и пусть оно растет, вытесняя плохое.
Родительское собрание должно носить не только
деловой оттенок, но и праздничный. Класс должен
быть оформлен (выставки лучших тетрадей, поделок,
рисунков и т.п.), учитель и воспитатель должны
быть празднично одеты.
К организации и проведению родительских
собраний привлекаются дети, т.к. они любят бывать
в школе вместе с родителями. Проведение детских
концертов, рассчитанных на 15 – 20 минут, является
дополнительным стимулом для посещения собраний
и активизации совместной педагогической
деятельности.
Существует много вариантов проведения
родительских собраний. Традиционным
родительским собраниям предлагаю придать новое
профессиональное содержание. Тематика и
методика собраний должны учитывать возрастные,
индивидуально-психологические особенности
учащихся, цели и задачи воспитания, стоящие перед
школой.
Мною разработана и предложена учителям
тематика родительских собраний в начальной
школе (тематику и планы организации собраний см.
в прил. 1).
Предлагаемые родительские собрания призваны
стать для них “школой просвещения”, расширить
их кругозор, стимулировать желание стать
хорошими родителями.
2. Общешкольные родительские собрания.
Общешкольные родительские собрания проводятся
2-4 раза. Тематика таких собраний носит характер
отчета работы школы за определенный период
времени. На них выступают директор, заместители,
отчитывается о работе родительский комитет
школы. В конце учебного года награждаются семьи,
активно участвующие в жизни школы.
3. Родительские дни.
“День открытых дверей” предлагаю проводить
один раз в году. Родители могут посетить любые
уроки. Организовывается школьная выставка,
которая отражает результаты работы кружков, труд
школьников в мастерских. В заключении участники
художественной самодеятельности организовывают
для родителей творческий отчет.
Такая форма работы с родителями дает им
возможность увидеть реальные успехи своих детей
в учебе и труде. У них укрепляется вера в
возможности детей.
4.Концерты.
Весь учебный год разбит на месячники, которые
имеют определенную тематику. Раз в месяц в школе
проводятся праздники, концерты общешкольного
уровня.
Январь – | Спортивный праздник “Мама, папа, я – дружная семья” |
Февраль – | Праздник “День Защитника Отечества” |
Март – | Праздник “Для милых мам” |
Апрель – | Концерт “Весенние трели” |
Май – | Праздник “Они защищали Родину” |
Сентябрь – | Линейка “Здравствуй школа” |
Октябрь – | Праздник урожая “Золотая осень” |
Ноябрь – | Мероприятия, посвященные неделе инвалидов |
Декабрь – | Новогодний праздник “В гостях у Деда Мороза” |
Родители привлекаются к проведению школьных
детских праздников, воспитательных мероприятий.
Они помогают педагогам и воспитателям готовить
номера художественной самодеятельности.
Практика показывает, что после посещения
праздников большинство родителей не остаются
равнодушными, у них даже снова возникает желание
оказать помощь школе в организации
воспитательной работы.
5. Творческие отчеты.
Творческие отчеты служат для подведения итогов
работы различных кружков художественной
самодеятельности. Чаще всего используются не как
самостоятельная форма, а включаются в
общешкольные праздники, концерты и другие формы
воспитательной работы.
6. Выставки работ.
Подобная форма работы также используется в
основном, как сопутствующая другим формам, а не
самостоятельная.
Так, например, выставки организовывают во время
проведения дня открытых дверей, концертов,
родительских собраний и т.д.
Выставки являются своеобразным стимулом для
детей, желающих, чтобы родители похвалили и
оценили по достоинству их труд.
Следует особо выделить такую форму связи школы
с семьей, как работа родительского комитета. Он
вырабатывает план совместных действий по
оказанию помощи семьям в воспитании детей,
организовывает обмен опытом отдельных
родителей, решает целый ряд вопросов, касающихся
случаев, когда в той или иной семье воспитание
ребенка поставлено не на должном уровне, решает
другие вопросы. Комитет помогает в проведении
различных внеклассных и оздоровительных
мероприятий.
В школе можно оформить “Уголок для
родителей” , из которого они могут узнать, как
проводится учебно-воспитательная работа в школе.
Известные трудности возникают в работе с
родителями, которые сами нуждаются в
перевоспитании, а также с родителями, дети
которых являются правонарушителями. Школа ведет
строгий учет таких неблагополучных семей,
поддерживает постоянную, деловую связь с
работниками детской комнаты милиции.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и
коллективные формы работы с родителями призваны
наладить взаимодействие между школой и семьей,
повысить эффективность процесса воспитания
детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.
Идя по такому пути, школа сможет привлечь
родителей к воспитательной работе, расширяя
уровень их педагогических знаний, создаст единую
коррекционно-воспитательную систему школы и
семьи.
Приложение
Литература.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной
школе: Книга для учителя / Под редакцией В.В.
Воронковой. – М.: Шк. Пресс, 1994. – 416 с. - Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. Совместная работа
школы, семья и общественности по физическому
воспитанию учащихся вспомогательной школы. – Т.:
Медицина, 1985. – 55 с. - Дульнев Г.М. Учебно – воспитательная работа во
вспомогательной школе: Пособие для учителей / Под
редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. – М.:
Просвещение, 1981. – 176 с. - Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во
вспомогательной школе: Рабочая книга для
родителей. – М.: Педагогика, 1990. – 5-6 с. - Красовская Л.Г. Работа педагогического
коллектива с семьями умственно отсталых
учащихся // Дефектология, 1986.- № 2.-с.68-76. - .Пороцкая Т.И. Работа воспитателя
вспомогательной школы: Книга для воспитателя. Из
опыта работы. – М.: Просвещение, 1984.- 176 с. - Смирнова А. Н. Воспитание умственно отсталого
ребенка в семье. – М.: Просвещение, 1967. – 64 с.
Источник