Направления работы по развитию речи ребенка раннего возраста
Ирина Дунихина
Цель, основные направления речевого развития детей раннего возраста
Основные цели и задачи развития речи у дошкольников
Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи:
развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;
развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи, диалогической и монологической форм;
формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;
развитие литературной речи;
воспитание желания и умения слушать художественные произведения; воспитание интереса и любви к чтению.
Основные направления работы по развитию речи у дошкольников:
формирование словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение;
воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
формирование грамматического строя речи: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам, синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений, словообразование;
развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание);
подготовка к обучению грамоте (подготовительная к школе группа): различение звука и слова, нахождение места звука в слове;
приобщение к художественной литературе (все группы): воспитание любви и интереса к художественному слову.
В раннем возрасте прослеживаются не все перечисленные направления развития речи. Рассмотрим каждое из направлений развития речи у детей раннего возраста.
Формирование словаря.
Обогащение, уточнение и активизация словаря осуществляются практически во всех видах детской деятельности: бытовой, игровой, учебной.
К приемам обогащения и уточнения словаря, помогающим ребенку услышать в речи взрослых новое слово, понять его значение и запомнить, относятся следующие.
Показ с называнием. Развивая речь ребенка, нужно заботиться не столько о том, чтобы он произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и произносит, были наполнены живыми образами, конкретным содержанием. Поэтому, знакомя детей с новым объектом, необходимо вместе с ними внимательно рассмотреть его, сообщить название, а если возможно, и обследовать.
Многократное повторение нового слова или фразы. («Это помидор. Что это?» – говорит педагог, показывая овощ. «Помидор», – хором и индивидуально отвечают дети. «У меня в правой руке… (помидор). И в левой руке тоже помидор.»)
Объяснение происхождения слова. Прием побуждает детей вслушаться в звучание слова и радоваться догадке. («Лягушка-квакушка. Почему квакушка? А почему мышка-норушка?»)
Использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами. («Клюет. Курочка клюет. У нее клюв. И у цыпляток – клювики. И цыплята клюют. Клюют зернышки. Курочка быстро клюет, и цыплятки стараются клевать быстро»)
Поручения, предполагающие ответ действием. (“Найди…”, «Принеси…», «Покажи…», «Дай…», «Сделай…») Двигательные ответы могут показать, что малыш начал осваивать материал, хотя в активной речи это еще не нашло отражения.
К приемам активизации словаря можно отнести следующие.
Вопросы. О предметах детям задают вопросы как в простой форме: «Кто?», «Что?», так и в более сложной: «Во что одет?», «Что везет?», «Кому и что шьет?», «Чем чистит?» и т. п.
Детям следует задавать вопросы не только о действиях, совершающихся в данный момент (Что ты делаешь? Что делает персонаж, изображенный на картинке, но и о действиях, совершенных ранее или которые будут совершены. Это помогает малышам усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом.
Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью, когда пытаются задуматься над вопросами причинно-следственного характера: «Почему?», «Зачем?», «Когда?», «Как?». Необходимость ответить на эти вопросы активизирует в речи детей большое число синтаксических конструкций, среди которых встречаются простые распространенные предложения, а у некоторых малышей старше двух с половиной лет – и сложные.
Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи. Например, дети объясняют, кто и как подает голос (квакает, крякает, мяукает, что можно делать ножницами, сачком, кисточкой; угадывают, что изменилось. («Катя спряталась за домик»; «Выросло много грибов»; «Убежал далеко» и т. д.) При проведении подобных упражнений используются разнообразные картинки, предметы, игрушки.
Договаривание детьми слов. Этот прием используется при повторении знакомых сказок, потешек. Употребляется он и при совместном с детьми составлении рассказов на бытовые и другие темы.
Сочетание показа и объяснений с игрой детей. В первой части занятия педагог показывает инсценировку, используя игрушки. Затем предлагает детям поиграть с ними (каждому ребенку дает набор игрушек или одну из них). Играя, ребенок употребляет слова и фразы, которые слышал от взрослого.
Поручения, требующие от ребенка развернутого высказывания. Этот прием используется в разнообразных инсценировках. («Кисонька, не уходи от нас. Мы тебя любим. Будем молочком поить, сосиску дадим».) Поручения должны широко использоваться и вне занятий. («Саша, попроси Анну Ивановну: «Анна Ивановна, достаньте, пожалуйста, матрешку. Сам я не могу – высоко стоит»; Женя, скажи Кате: «Катенька, я принес тебе интересную книжку»; Ира, предложи Оле: «Оля, давай катать мяч». И так далее.)
Воспитание звуковой культуры речи.
У детей целенаправленно развивают слуховое восприятие, являющееся важной предпосылкой для формирования звуковой стороны речи. Благодаря хорошо развитому слуховому восприятию ребенок овладевает умением слышать и дифференцировать звуки и звукоподражания, различать громкость и скорость их произнесения.
Большая часть игр и упражнений посвящена уточнению и закреплению правильного произношения звуков.
Работа над уточнением и закреплением правильного звукопроизношения начинается с гласных звуков (а, у, и, о) и простых в артикуляционном отношении согласных (м, п, б, ф, в и т. д., несмотря на то, что большинство малышей этого возраста могут правильно произносить их. Это необходимо не только для уточнения правильного произношения данных звуков, но и для развития артикуляционного аппарата, подготовки к усвоению и произнесению более сложных звуков.
Необходимо учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Это достигается, прежде всего, путем личного примера воспитателя, напоминания малышам о том, что говорить надо не спеша.
Проводя игры и упражнения, следует учить детей говорить в разном темпе. Например, воспитатель произносит звукосочетания или отдельные слова с различной скоростью (быстро, медленно, умеренно, а затем предлагает детям воспроизводить их в том же темпе. В ходе таких упражнений малыши приучаются не только на слух дифференцировать скорость произнесения слов, но и говорить в различном темпе.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произнесение слов и фраз. Так, для произношения ряда звуков (с, з, ш, ж, р) требуется не только правильное прохождение воздушной струи через рот, но и достаточной силы выдох.
Для того чтобы выработать у ребенка относительно плавный и продолжительный выдох, следует предлагать ему дуть на какой-нибудь легкий предмет, например, на ватку, бумажную лодочку, полоски папиросной бумаги, прикрепленные к палочке (султанчик).
Существуют также задания на протяжное и длительное произнесение звуков (например, детям предлагают спеть “длинную” песенку: у-у-у-у, на слитное произнесение двух гласных звуков в звукоподражаниях (ау, уа, ио, иа и др.).
Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатывается при проговаривании детьми потешек, при драматизации отрывков из сказок.
Развитие диалогической речи.
Особое место занимают игры-инсценировки. На начальных этапах обучения преобладает репродуктивная речь. Дети, обучая зверушек, неоднократно проговаривают одни и те же фразы. (Например, «До свидания, мамочка. Я не буду плакать», «Добрый вечер, мамочка. Я по тебе соскучилась» и т. п.)
Постепенно репродуктивная речь уступает место инициативным высказываниям (см. занятия «Не уходи от нас, киска!» Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка», «Как можно медвежонка порадовать», на которых дети с помощью речи учатся успокаивать игрушку, объясняют ей, как будут заботиться о ней и играть с нею).
С детьми рассматривают сюжетные картины из серий, специально предназначенных для развития речи.
Знакомя детей с картиной, следует дать им возможность рассмотреть ее. Затем педагог должен кратко рассказать о ее содержании. Такой рассказ облегчает малышам рассматривание; повышает качество восприятия, активизирует речь, помогает понять смысл картины, заметить и узнать изображенные предметы, охарактеризовать деятельность персонажей.
Приобщение детей к художественной литературе.
Развитие речи интегрируется с художественной литературой, поэтому работа по развитию речи часто строится на материале художественных произведений.
Особое место занимают народные песенки, потешки, стихи. И это закономерно. Литературным миниатюрам присущи четкость, ритмичность, выразительность. Они передают народный опыт и мудрость, обладают богатой мелодикой звучания, огромными возможностями для фиксированных диалогов (вопрос – ответ).
Многие народные песенки и авторские стихотворения (в том числе и переводные) отвечают потребностям маленьких детей в игре. В этих играх могут участвовать одновременно все малыши («Наши уточки с утра…», «Заяц Егорка» – русские народные песенки; «Три веселых братца», пер. с немецкого Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый…», литовская песенка, литературная обработка Ю. Григорьева и др.). Используя стихотворение, воспитатель может играть с желающими детьми (по очереди, например, педагог читает стихотворение, а дети повторяют звукоподражания, сопровождая их соответствующими движениями.
Короткие сказки лучше рассказывать два раза подряд. Это не утомляет детей, поскольку воспитатель обеспечивает их активность во время слушания: помогает выполнять имитационные движения, использует разнообразные наглядные пособия.
Наибольший эффект достигается, если воспитатель сочетает рассказ с показом фигурок настольного театра, а при повторном рассказывании либо оперирует с этими же фигурками, либо прибегает к инсценированию сказки (при помощи фланелеграфа).
Действовать с фигурками настольного театра очень удобно: показ их не занимает много времени и не нарушает плавности изложения. Использование на занятии наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность, а также помогает ребенку вспомнить текст сказки при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками. (Это не означает, что вовсе исключается рассказывание сказки без показа.)
Целесообразно заканчивать занятия самостоятельной игрой детей с фигурками настольного театра, рассматриванием иллюстраций, в ходе которой дети вспоминают слова, принадлежащие тому или иному персонажу сказки. Воспитатель поощряет элементы драматизации, инсценирования.
При повторном чтении дети с удовольствием договаривают фразы, имитируют голоса и поведение животных (крякают; мычат; бодаются, как телята; ловят хвостики, как котята и т. п.).
Литература:
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», 2015г.
2. В. В. Гербова, Развитие речи в детском саду, II группа раннего возраста, 2 – 3 года, 2015г.
3. В. В. Гербова, Приобщение детей к художественной литературе, 2006г.
4. А. Г. Арушанова, Речь и речевое общение детей, 2004г.
Источник
Евгения Немцева
Направления педагогической работы по развитию речи детей раннего возраста
Роль маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослыми. Поэтому основное направление работы педагогов по развитию речи в раннем возрасте – развитие коммуникативной функции речи. Это предполагает совершенствование понимания ребёнком речи окружающих людей и овладение активной речью.
Большинство малышей в начале второго года жизни хорошо понимают слова взрослых. Этап в развитии речи, когда ребёнок уже понимает то, что ему говорят, но сам ещё говорить не умеет, называется этапом «пассивной речи». На этом этапе задачами воспитания выступают дальнейшее развитие понимания речи взрослых и постепенное овладение ребёнком активной речью.
Пассивная и активная речь развивается в единстве. Для развития понимания речи необходимо пробуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи, знакомить с названиями различных предметов, действий, природных явлений и пр. Важную роль играет также побуждение детей к выполнению просьб, поручений, советов – в быту, общении, игре. Ребенок учиться устанавливать связь слово с предметом и действием, выполнять речевые инструкции взрослого, подражать его речи, использовать речь по собственной инициативе в общении со взрослыми и сверстниками. Педагоги должны создавать условия для усложнения грамматического строя речи детей. Они задают соответствующие образцы и побуждают малышей использовать в речи двух -, трёх – и более словные предложения, разные части речи, вопросительную и восклицательную формы. Необходимо также уделять внимание развитию у детей фонематического слуха, так как он является одним из важных условий, определяющих способность ребенка понимать речь, воспроизводить звуковые образцы взрослого, самому произносить слова и фразы.
На первых этапах развития речь малыша тесно связана с его практическими предметными действиями. Ребёнок может говорить только о том, что видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включенность слов в конкретное действие очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, опираться на конкретную ситуацию.
Постепенно речь отделяется от наглядной ситуации; её понимание и активное использование ребенком становиться возможным и без опоры на восприятие, действия и движения. Чтобы преодолеть ситуационность речи, педагоги должны общаться с детьми не только по поводу наглядной ситуации, но и беседовать о том что не представлено здесь и сейчас.
Большое значение для развития понимания речи, о расширении словарного запаса, усложнения грамматического и интонационного строя речи имеет чтение детям книг, рассказывание сказок, историй. Знакомя малышей с детскими литературными произведениями, педагоги вместе с детьми рассматривают и обсуждают иллюстрации, помогают разучивать короткие стишки, песенки. Очень важно поощрять детское словотворчество, организовывать речевые игры-забавы.
В раннем возрасте развивается ещё одна важнейшая функция речи – регулятивная. У ребенка появляется способность управлять своим поведением с помощью слова, планировать свои действия. Выполняя инструкции и поручения взрослых, малыш учиться действовать не импульсивно, а подчинять своё поведение слову – сначала слову взрослого, а потом и своему собственному.
Отдельным направлением педагогической работы является развитие у детей мелкой моторики – движение кистей рук и пальцев. Упражнение кистей и пальцев рук способствует развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центра мозга, ведающего в том числе и развитием мелкой моторики.
Важнейшей задачей педагогов является приобщение детей к художественной литературе. Чтение малышам книг, стихов, потешек, рассказывании сказок имеет большое значение для личностного и общекультурного развития детей.
Итак, в сфере речевого развития ребенка перед педагогами стоят следующие основные задачи:
• развитие у детей понимание речи;
• развитие активной речи;
• приобщение к детской художественной литературе.
Эти задачи решаются как в ходе взаимодействия воспитателей с детьми в повседневной жизни, так и при проведении специальных игр и занятий.
Источник
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста, перед педагогами наряду с развитием игровой деятельности, физическим развитием, приобщением детей к художественно – эстетической деятельности, развитием общения со сверстниками ставятся и такие педагогические задачи как:
- РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ;
- РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребёнка раннего возраста.
Речь – наиболее совершенное, ёмкое и точное средство общения. Овладение речью меняет характер общения ребёнка с окружающими людьми.
Овладение словом перестраивает все основные психические процессы ребёнка: создаёт новые формы восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления.
Развитие речи 3 лет на 95% зависит от взрослых. Ребёнок в данном возрасте полностью копирует разговор взрослых. Поэтому, не следует засорять свою речь словами – паразитами, а также старайтесь меньше «сюсюкаться», ребёнок быстро приучается к такому произношению.
В системе обучения детей третьего года жизни мы производим изменения, связанные с усложнением не только программного материала, но и методов обучения (от наглядных методов к инструкции).
Главные задачи действий с предметами на третьем году жизни детей связаны уже не столько со способами практического выполнения, сколько с более сложными умственными действиями по группировке, соотнесению, выбору. Однако, эти умения приходят не сразу, а в процессе систематических занятий с дидактическими игрушками на протяжении всего года.
Задачами по развитию речи у детей раннего возраста являются :
- развитие коммуникативной функции речи;
- развитие у детей понимания речи взрослых, постепенное овладение активной речью;
- развитие фонематического слуха;
- развитие умения слушать речь взрослого без опоры на наглядную ситуацию;
- приобщение детей к художественной литературы.
Важным условием речевого развития является богатство впечатлений, получаемых ребёнком. ЧЕМ БОЛЬШЕ ВПЕЧАТЛЕНИЙ, ТЕМ БОЛЬШЕ У МАЛЫША ПОВОДОВ К РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ.
Развитие речи ребёнка раннего возраста проходит по-разному, у девочек происходит более раннее начало развития речи, а у мальчишек – более позднее.
Речь взрослого должна сопровождать все виды совместной деятельности (кормление, одевание, гигиенические процедуры и т.п.), и повседневные дела в группе (накрывание на стол, кормление рыбок, уход за растениями и пр.)
Также развитие речи ребёнка зависит от развития мелкой моторики, нужно чаще заниматься с малышом разнообразным творчеством, рисованием, лепкой…
Но самое главное – это ваше терпение и любовь. Ни в коем случае не кричите на ребёнка. Лучший способ и самый эффективный – это много, много, много говорить с ребёнком ласково и нежно, и, самое главное, не ругайте его за молчание, а повторяйте всё чаще, какой он у вас замечательный. Результат не заставит себя долго ждать, и вы ещё устанете от его расспросов и «почему».
К специальным играм, направленным на развитие речи, относятся:
- разнообразные игры (игры – потешки, хороводы, игры-инсценировки);
- чтение и рассказывание малышам сказок, стихов, историй;
- рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям;
- игры-занятия с предметными и сюжетными картинками;
- разгадывание загадок;
- игры, направленные на развитие мелкой моторики.
А теперь на примере нашей группы мы вам расскажем и покажем, какие упражнения, игры с детьми раннего возраста применяются в нашей работе.
- пазлы, конструкторы, вкладыши, пирамидки в нашей группе используются для развития внимания, умения составлять из частей целое.
- бусы, шнуровки, рамки-лабиринты – одни из важнейших игр для пальчиков, т.к задействованы все нервные окончания пальцев рук.
- для удобства в своей работе мы составили картотеку игр, где собран материал по игровой деятельности разной направленности. Её очень удобно всегда держать под рукой.
- в работе с родителями мы также используем материал с рекомендациями, консультациями по речевому развитию (и не только).
- для эффективности качества работы и экономии времени в своей работе мы используем папки-передвижки по разной тематике, созданные своими руками, т.к все мы знаем, что ребёнку требуется многократное повторение одного и того же действия. (показать)
- и в завершении выступления хотим предложить буклеты
Источник