Направления психологической диагностики развития ребенка
Основные направления проведения психологической диагностики
Выделяют два подхода к построению диагностики: первый основан на количественном определении наиболее типичных ответов детей на те или иные задания (например, диагностика школьной зрелости А. Керна и Я. Йирасика), а второй – на понимании закономерностей процесса развития в детском возрасте. Условно эти подходы можно обозначить как тестовый и клинический.
Тестовый подход характеризуется наличием специальных методик, которые позволяют сравнить результаты их выполнения конкретным ребенком с результатами, полученными детьми того же возраста. Баллы, полученные за выполнение тестовых заданий, дают возможность сравнить результаты испытуемого с нормативными показателями. При этом тестовые задания предполагают соблюдение четких правил проведения методики, поскольку для того, чтобы сравнивать результаты, полученные в ходе той или иной диагностической процедуры, необходимо, чтобы для всех испытуемых она была представлена одинаково.
Тестовое обследование направлено на то, чтобы сделать диагностику максимально объективной, то есть исключить влияние посторонних факторов, способных воздействовать на результаты выполнения методик. Именно поэтому при проведении индивидуальных детских тестов не допустимо искажать инструкцию методики. Рекомендуется также избегать присутствия взрослых, поскольку они могут отвлечь ребенка, исказить результаты обследования. Строго запрещается хвалить ребенка за правильные ответы или выражать какие-либо иные эмоции, поскольку в этом случае он начнет ориентироваться на реакцию взрослого, а не на реальное выполнение задания.
Тестовый подход, характерный, в первую очередь, для зарубежной психологии, представляет собой высоко технологичный метод, который доступен практически любому диагносту, освоившему стандартную, четко обозначенную процедуру проведения той или иной методики и алгоритм ее интерпретации. В то же время очевидно, что в случае, когда испытуемые одного возраста получают одинаковые баллы при выполнении какого-либо теста, это не всегда означает, что уровень их развития одинаков, ведь при применении тестового метода диагноста в первую очередь интересует количество баллов (правильно решенных заданий), а не характер ошибок, за которыми подчас скрывается своеобразие развития того или иного ребенка.
Подобная ограниченность тестового обследования натолкнула Ж. Пиаже на разработку иного подхода к проведению диагностики развития ребенка. Ж. Пиаже ввел в практику психологического обследования так называемую клиническую беседу, которая легла в основу клинического подхода . В процессе использования этого подхода Ж. Пиаже открыл следующие феномены детского мышления.
В ходе эксперимента детям 4–7 лет предлагали два одинаковых шарика из глины. Затем один шарик в присутствии детей раскатывали в плоскую фигуру, а другой – в объемный цилиндр. После этого экспериментатор спрашивал дошкольников о том, изменилось ли количество глины. Младшие дети в большинстве случаев утверждали, что количество глины изменилось. Одни малыши обращали внимание на площадь фигур и предполагали, что в плоской фигуре, поскольку она занимает больше места, глины больше, а другие обращали внимание на высоту предметов и говорили о том, что глины больше в цилиндрической фигуре. Практически все старшие дети дали правильные ответы – они способны одновременно учитывать изменение длины, высоты и ширины предмета. Кроме того, они понимают, что каждую фигуру можно вновь скатать в исходные шарики, которые были одинаковыми. Именно этими двумя полярными типами ответов и ограничился бы тестовый подход. Однако в клинической практике диагност имеет возможность активного взаимодействия с ребенком. Например, на правильный ответ дошкольника: «Глины в колбаске и лепешке одинаковое количество», – экспериментатор может сказать: «Как же одинаково, посмотри, какая длинная у нас с тобой колбаска!» или «А мальчик до тебя сказал, что лепешка больше. Ты уверен, что одинаково?» и т.д. В результате была выявлена третья группа детей, которая занимает промежуточную позицию между двумя предыдущими. Эти дошкольники дают правильный ответ, но не могут устоять перед внушениями экспериментатора. Из приведенного примера видно, что клинический подход позволяет качественно оценить развитие ребенка во многом за счет ошибок, которые воспринимаются не как отрицательные явления (как в тестовом методе), а как возможность увидеть логику рассуждений дошкольника.
В предлагаемом в пособии варианте индивидуального диагностического обследования мы постарались объединить оба подхода: тестовый, характеризующийся доступностью и четкостью алгоритма проведения и обработки результатов (что особенно важно для начинающих психологов), и клинический, позволяющий раскрыть специфику развития ребенка-дошкольника.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
1.1. Направления психологической помощи
Любая форма психологической помощи, чтобы быть эффективной, должна опираться на определенные теоретические представления о личности, особенностях ее формирования и развития, специ-фике ее адаптации и дезадаптации, ценностях и
ЛЕКЦИЯ № 89. Функции и основные направления деятельности классного руководителя
Классный руководитель – уполномоченный коллектива учителей, преподающих в данном классе, главный воспитатель учащихся.Классный руководитель выполняет следующие функции:1) знакомится с
ЧАСТЬ 4
ПСИХОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ: РИСУНОК И ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Термином психографика мы обозначаем область научного исследования и практического приложения знаний, образованную на пересечении анализа
ГЛАВА IV ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
4.1 Релятивизм, абсолютизм, универсализм
В массе этнопсихологических исследований можно выделить три тенденции. Первая из них заключается в подчеркивании различий между культурами. Ее крайним полюсом
Принципы и основные направления полового воспитания
Принципы полового воспитания представляют собой его методологическую основу. Их можно рассматривать как самое общее руководство к действию, определяющее решение частных задач.Принцип идейности определяет решение
7. Социальная психология в системе наук, её основные направления
Социальная психология находится на стыке социологии и психологии. Социологию и социальную психологию связывает общий интерес к поведению людей в группах. Однако, в отличие от социологии, которая изучает
15. Тестирование как метод социально-психологической диагностики
Тестирование – стандартизованное, обычно ограниченное во времени испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических свойств личности, групп или
Лубовский В. Я
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ДЕФЕКТОЛОГИИ[2]
Выявление детей с отклонениями в развитии, их дифференциальная диагностика и отбор в специальные школы на сегодняшний день, по существу, единственная область педагогической практики, где
ЛЕКЦИЯ № 5. Основные направления психического развития ребенка
Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами, взрослыми, другими детьми. Как констатирует С. В. Маланов в своей
Основные направления психологического развития и роста
Как мы уже не раз говорили, психологическое развитие человека происходит в процессе его общения с другими, и особенно это касается женщин. Процесс общения предполагает взаимную эмпатию. Когда один человек находит в
Или Основные правила проведения переговоров
Сейчас мы поговорим об основных средствах невербального воздействия на собеседника для лучшего взаимопонимания и создания непринужденной атмосферы.В деловом мире очень важно убедить клиента в том, что именно вы для него
Основные направления семейной психотерапии
В настоящее время существуют три основных подхода в коррекции семейных проблем: экзистенциальный, стратегический и структурный.Экзистенциальный подход. Психотерапевты, работающие в данном направлении, рассматривают семью
5.3.4. Основные направления психологической коррекции психогений непривычных условий существования
Основные подходы к медико-психологической коррекции для формирования адекватного отношения личности к непривычным условиям существования и преодоления развивающихся
3 .7 Способы проведения плановой диагностики
В качестве первого элемента плановой диагностики обучающихся предлагается специально разработанная система анкетирования, в которой ответы респондентов даются в свободной форме. Явно выраженной целью разработанных анкет
Источник
(ПРАКТИКУМ) ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Понятие психолого-педагогической диагностики
Успешность обучения, воспитания и социализации ребенка зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психолого-педагогическая диагностика. Она помогает выявить особенности и нарушения развития, определить оптимальный педагогический и образовательный маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, в зависимости от типа его развития.
Психологическая диагностика | |
Предмет | Цель |
Индивидуальные психологические особенности человека. | Распознание, оценка и измерение индивидуальных особенностей личности |
Основные задачи | Этапы разработки и применения методов диагностики |
Конструирование и апробация диагностических методик. Выработка правил проведения диагностического обследования. Разработка способов обработки и интерпретации диагностических данных. | Постановка проблемы. Формулировка гипотезы. Выбор методов для проверки гипотезы. Интепретация полученных данных и постановка психологического диагноза. |
Психологическая диагностика – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.
Целью психодиагностики является установление психологического диагноза как заключения об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития. Если рассматривать систему обучения детей, то психодиагностику следует считать важнейшим средством обеспечения “обратной связи”, т.е. средством информационного обеспечения педагогического процесса. В этой логике любое педагогическое воздействие должно начинаться со сбора психодиагностичекой информации (для того, чтобы осуществить обоснованный выбор наиболее адекватного воздействия) и завершаться повторным психодиагностическим обследованием (для сравнения реального и желательного результата воздействия).
Психолого-педагогическая диагностика – это изучение личности школьника в процессе реализации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании с целью его оптимизации и создания наиболее эффективных условий развития ребенка.
Объектом психолого-педагогической диагностики являются все компоненты педагогического процесса: педагог, учащиеся, используемые педагогические средства, действенность форм организационного педагогического процесса.
Предметом психолого-педагогической диагностики выступают индивидуальные особенности развития и воспитания школьников.
Задачи психолого-педагогической диагностики .
Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические
Можно выделить следующие типовые задачи психолого-педагогической диагностики:
- выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;
- разработка индивидуальных развивающих и коррекционных программ развития и обучения;
- оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы;
- определение условий воспитания ребенка и специфики внутрисемейных отношений;
- помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;
- профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;
- решение проблем социализации и личностного развития.
К основным принципам психолого-педагогической диагностики относят:
- Принцип комплексного подхода к изучению человека;
- Принцип единства диагностики и коррекции, учета зон актуального и ближайшего развития ребенка;
- Принцип личностного подхода;
- Принцип деятельностного подхода, учета ведущей деятельности ребенка;
- Принцип динамического изучения ребенка, оценки динамики его развития;
- Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных.
Основные этапы психолого-педагогической диагностики .
Этап 1. Изучение запроса (жалобы, вопроса, сомнения). Здесь же определяется создаются общие представления об объекте психодиагностики и типе психодиагностической задачи.
Этап 2. Формулирование психодиагностической проблемы (перевод запроса на психологический язык).
Этап 3. Выдвижение гипотез (как главного звена методологической части программы психолого-педагогического обcледования).
Этап 4. Сбор дополнительной информации (изучение специальной литературы, опрос экспертов по имеющейся проблеме, анамнеза, изучение личного дела, проведение предварительных наблюдений, бесед).
Этап 5. Постановка основной диагностической задачи (или задач).
Этап 6. Выбор методики (методик).
Этап 7. Разработка процедуры обследования (способа организации и последовательности применения различных психодиагностических приёмов, графика намеченных мероприятий).
Этап 8. Проведение психодиагностического обследования (обследование может разбиваться на скрининговую, дифференцирующую и углубленную части).
Этап 9. Оценка, интерпретация полученных результатов по отдельным методикам, соотнесение “сырых” данных с соответствующими нормами.
Этап 10. Интегральный анализ результатов по всем полученным данным (упорядочивание всех сведений в единую систему).
Этап 11. Постановка диагноза.
Этап 12. Перевод диагноза на язык “заказчика”.
Этап 13. Построение общей формулы, структуры отчёта по результатам диагностического обследования.
Этап 14. Формулировка заключения, написание отчёта, психологического портрета.
Этап 15. Формулирование прогноза.
Этап 16. Рекомендации по дальнейшей работе с ребенком (определение комплекса причин и стратегий возможных психолого-педагогических воздействий).
Этап 17. Мониторинг изменений и диагностическое сопровождение психокоррекционной работы.
Центральным понятием для школьного психолога выступает – понятие социально-психологического статуса школьника. М.Р. Битянова определяет психолого-педагогический статус школьника (ППС) как систему психологических характеристик ребенка или подростка. В рамках данной практико-ориентированной модели автор разделяет параметры школьной среды на две группы:
- первую группу составляют психолого-педагогические требования, которые школьная среда предъявляет ребенку (ППТ);
- вторую группу составляют особенности самого школьника, которые существенно влияют на успешность обучения и развития (ППС).
Психолого-педагогический статус школьника включает два типа характеристик:
- критериальные – они позволяют соотнести развитие важнейших психических сфер ребенка с различными нормативными показателями. По результатам диагностики могут быть установлены определенные проблемы обучения, поведения и личностного развития;
- констатирующие – позволяют выявить психологические особенности школьника учет которых необходим для создания полноценных условий обучения и развития.
психолого-педагогической карты школьника. Она заполняется как минимум четыре раза на протяжении школьного обучения в критические периоды школьной жизни и личностного развития. Основные 4 показателя, вошедшие в карту, сохраняются в течение всех обследований школьников, однако, в зависимости от этапа возрастного развития, приобретают различный диагностический “вес”.
Психолого-педагогическая карта школьника (М.Р. Битянова).
1. Особенности познавательной сферы.
1.1. Соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов педагогическим требованиям (на данном этапе обучения в школе).
- произвольность психических процессов;
- развитие мышления;
- сформированность важнейших учебных действий;
- развитие речи;
- развитие тонкой моторики руки.
1.2. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности.
2. Особенности поведения и общения школьников.
2.1. Во взаимодействии со сверстниками.
2.2. Во взаимодействии с педагогами.
2.3. Соблюдение социальных, внутригрупповых и этических норм поведения.
2.4. Произвольная саморегуляция поведения.
2.5. Активность и автономность поведения.
3. Особенности мотивационно-личностной сферы.
3.1. Наличие и характер учебной мотивации.
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень личностной тревожности).
4. Особенности системы отношений к миру и самому себе.
4.1. Отношения со сверстниками.
4.2. Отношения с педагогами.
4.3. Отношение к ведущей социальной деятельности (учебе).
4.4. Отношение к себе.
Система психолого-педагогической диагностики включает в себя три основные диагностические схемы:
- диагностический минимум (скрининг);
- первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития;
- углубленное психодиагностическое обследование.
Вопросы для самопроверки
- Какие типы задач стоят перед психолого-педагогической диагностикой?
- Определите место психолого-педагогической диагностики в психолого-педагогическом сопровождении ребенка.
- Каким образом реализуется принцип единства диагностики и коррекции в практической деятельности психолога?
- Дайте характеристику психолого-педагогической диагностики как системы профессиональной деятельности психолога.
- Определите основные показатели, входящие в характеристику психолого-педагогического статуса школьника (ППС).
- В чем отличие диагностического минимума от углубленного психологического исследования. На каких этапах диагностической работы они используются?
Источник