Направления психического развития ребенка в раннем возрасте
Ранний возраст — это дети в диапазоне, начиная от одного года и заканчивая возрастом трех лет.
В этот период закладывается большое количество навыков, стимулируемых становлением психической активности. Основными желаниями в детстве являются: передвижение, ходьба, совместная игра со взрослым, изучение мира, деятельность в это время предметно-направленная.
Психологическая сторона опережает физическое становление. Ребенок старается как можно больше почерпнуть, опробовать и проверить все вокруг. Его занимает все, что приятно пахнет, звенит, гремит, шуршит. А если, на это еще наложен родительский запрет, то тут цель еще больше притягательна, и он обязательно до нее доберется. Движение еще плохо скоординировано, внутреннее желание и проекция зрения возникают намного раньше, чем нога успевает сделать шаг, отсюда и образуются первые падения, ушибы и шишки.
К концу периода у малыша обостряется чувство собственной личности, он уже проявляет самостоятельность и независимость, достигая успехов настырными пробами и досадными, болезненными ошибками. Сторонняя помощь воспринимается с раздражением, а иногда даже с истерикой и криками. Именно здесь проявляются первые зачатки характера. Родители сталкиваются с проблемой кризиса трехлетнего возраста «Я сам!». Ребенок может по полчаса завязывать шнурки, надевать куртку, но главное, не препятствовать его проявлению инициативы, набраться терпения. Он сделает это самостоятельно, создавая почву для совершенствования психологических функций.
Формирование психических процессов
1. Восприятие
К полутора годам происходит обострение цветоощущений. Ребенок загорается при виде интересной, красочной игрушки, являющейся движущей силой для развития остальных составляющих психики. Осмысление окружающей действительности проходит в предметно-игровой манере. Малыш ощупывает, осматривает с помощью сенсорных чувств. Поэтому очень важно проводить занятия, задействующие мелкую моторику рук, благотворно сказывающуюся на умственных способностях.
Характеристика:
- основным проводником с реальностью является предмет;
- при осмотре ориентируется на выделяемые качества, далее оценка определяется при помощи особенностей;
- действие эмоционально и подвластно настроению;
Эффективно применение методик: выстраивание пирамидки (подбор колечек по диаметру от большего к меньшему), собирание пазлов, логический подбор подходящих фигурок под расположенное отверстие.
2. Внимание
Малыш интересуется практически всем, особенно цветным и издающем звуки.
Специфика:
- форма непроизвольная;
- слабо сконцентрировано;
- не длительное и не стойкое;
- еще сложно его переключать и распределять;
- объем удерживающих предметов небольшой;
- действия еще не контролируются сознанием, они больше формируются внутренними стимулами;
- речевые навыки положительно сказываются на произвольном внимании;
- чем шире будет обозначение предметов, знание их характеристик, тем лучше будет внимательность.
3. Воображение
- фантазия происходит в смысловой игре, манипулируя сюжетами;
- ребенок опирается только на собственные знания в представлении о том, что когда-то видел или слышал.
4. Память
- запускает воспоминание того, что ранее было усвоено и записано в сознании;
- неразрывно связано с восприятием:
- преобладает случайное запоминание, основанное на узнавании;
- теперь материал может дольше и больше хранится;
- зарождаются задатки воспроизведения информации;
- ребенок помнит движения, эмоции, связанные с конкретным человеком или ситуацией.
Например, что утюг горячий, а кот, если его потащить за хвост, может и царапнуть.
5. Мышление
- мыслительные функции работают совместно с речевыми. Так как все формирование мировоззрения происходит в процессе объяснения взрослыми людьми;
- образуется знаково-символическое мышление. Малыш начинает понимать, что предмет в использовании можно заменить на иной, похожий по функциям;
- учится сравнивать и обобщать;
- преобладает наглядно-действенная форма. В этот период важно научить построению логической связи между предметами. Дать объемную характеристику наблюдаемого объекта.
6. Речь
- малыш чувствует потребность в диалоге, к заявлению о желаниях, внутренних состояниях при помощи доступных для всех инструментов. Жестикуляции и мимики уже становится недостаточно для диалога.
- до 2 лет возникает самостоятельная активная речь;
- к 3 годам словарный запас составляет более 1500 слов;
- ребенок узнает, что у любой вещи есть название, а предложение из нескольких слов носит свое обозначение;
- старается повторить за взрослым услышанное слово.
Большую роль в гармоничном становлении здоровой психики ребенка раннего возраста являются взаимоотношения внутри семьи, поддержание благоприятной атмосферы и поощрение успехов.
Источник
Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет.
Ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы» по Л.С. Выготскому). Социальная ситуация развития в раннем детстве — это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок – предмет – взрослый(Д.Б.Эльконин).
Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды – игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Центральные новообразованияраннего детства – развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью.
Овладение телом и способность передвижения человеческим способом приводят ребенка к тому, что он вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром
В раннем детстве речь ребенка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли. Развитие речи идет по двум направлениям:
• совершенствуется понимание речи взрослых;
• формируется собственная активная речь.
Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка, в том числе социальный.
Особенно на третьем году жизни возрастает речевая активность ребенка. Речь становится основным средством общения.
Развитие когнитивной сферы. Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций – восприятия, мышления, памяти, внимания – доминирует восприятие. По мысли Л.С.Выготского, все высшие психические функции этого возраста развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом. Развивается зрительное и слуховое восприятие.
Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Основная форма мышления – наглядно-действенное. Начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления. У ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение.
Память проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Доминирует непроизвольная память.
Возрастают объем и прочность сохранения материала. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение.
К концу раннего детства начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память.
В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. В связи совладением речью, ребенок учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он реагирует на инструкцию взрослых и может выполнять короткую просьбу до конца. («Принеси игрушку», «Возьми ложку»). Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания.
Ребенок может выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут. Потом ему надоедает, и необходим другой раздражитель. Внимание ребёнка слабо сконцентрировано, неустойчиво, наблюдаются сложности в переключении и распределении, невелик его объем.
Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов.
К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки, рассказы.
В развитии речи можно выделить 3 стадии:
1-я стадия – в первой половине 2-ого года жизни ребёнок начинает произносить слова, которые связаны с его текущей деятельностью и общением. Это, как правило, отдельные существительные. Ребёнок часто пропускает слоги, неправильно произносит или вообще опускает некоторые звуки. Этот этап условно можно назвать стадией «слов-предложений».
2-я стадия наступает во второй половине 2-ого года жизни и характеризуется произнесением простейших предложений. Этот этап характеризуется бурным развитием речи. Ребёнок более точно начинает понимать значение слов.
3-я стадия начинается с 2,5 лет, когда происходит быстрое усвоение и использование в разговоре разного типа простых и сложных предложений. Совершенствуется фонематический слух, и на этом основании ребёнок правильно произносит звуки. Дети начинаю понимать не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ, что способствует их развитию.
Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте становится богаче и сложнее. В этот период эмоции большинства детей имеют бурный, но неустойчивый характер, что выражается в быстрой смене одного эмоционального состояния другим, в частых аффективных «вспышках», в подверженности «заражению» эмоциями.
К концу раннего детства у ребёнка начинают формироваться более устойчивые эмоциональные переживания – чувства.
Центральным новообразованием раннего детства является позиция, которая обозначается как «Я-сам», проявляющаяся в стремлении ребёнка к автономии и выполнении самостоятельных действий, связанное с развитием первичных форм самосознания.
Ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности:
– складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;
– формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи;
– возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».
Источник
Татьяна Дорохова
Психическое развитие ребенка раннего возраста
К периоду раннего возраста относятся дети от года до трех лет. Ребенок растет, развивается. Психическое развитие ребенка раннего возраста имеет свои особенности. Малыш просто не умеет скрывать свои чувства, открыто выражает свое положительное или отрицательное отношение к чему-либо или к кому-либо. Настроение меняется быстро и часто, чувства, переживаемые ребенком противоречивы, непоследовательны и неустойчивы. В раннем возрасте у ребенка возникает наглядно-действенное мышление и речь. Эти функции считаются важнейшими новообразованиями раннего возраста. У ребенка формируется активная речь, помогает этому процессу совместная деятельность с окружающими взрослыми. Родителям или другим взрослым, окружающим ребенка в этот период, необходимо поощрять и стимулировать высказывания малыша. При этом ничего насильно происходить не должно. Речь на данном этапе становится средством знакомства малыша с внешним миром, и как возможность для взрослого регулировать поведение малыша, направлять его деятельность.
Предметы для ребенка это уже не просто объекты, которыми можно манипулировать, но и вещи, которые имеют различные назначения, а также определенный способ употребления. И малышу становится интересно овладевать навыками действий с предметами, где взрослому человеку отводится роль помощника и наставника. Взрослые помогают малышу разобраться и усвоить назначение каждого предмета. Для того, что бы деятельность с предметами развивала ребенка, нельзя перегружать окружающее пространство большим количеством игрушек.
Психическое развитие ребенка раннего возрастав этот период различает 2 вида действий: соотносящиеся действия и орудийные действия.
Соотносящихся действий – состоит в установлении пространственных взаимоотношений между предметами: сборка матрешек или складывание пирамидки из колец.
Орудийные действия – которые малыш постигает под руководством взрослого человека, помогаю малышу понять принцип воздействия одного предмета на другой. Взрослый показывает малышу как лопаткой можно копать песок, как пить из чашки, как пользоваться карандашом и так далее. За второй год жизни малыши постигают большинство предметных действий. При этом с развитием деятельности малыши развиваются и интеллектуально. Ближе к трем годам у малыша зарождаются другие виды деятельности. Малыш учится играть, постигает продуктивные виды деятельности, то есть, учится рисовать, лепить и конструировать. Психическое развитие ребенка раннего возраста предполагает усвоение предметной игры, когда малыш умело использует в игре разные предметы, и постепенный его переход к сюжетно-отобразительной игре. Все этапы развития дают предпосылки сюжетно-ролевых игр ребенка, когда он переименовывает предметы, отождествляет себя со взрослыми в игре, и может называть себя другим именем.
Особенности психического развития ребенка раннего возраста таковы, что, он уже к 2-3 годам способен различать до восьми цветов — красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный, белый, оранжевый. Также ребенок способен отличать несколько геометрических фигур — прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник.
К концу периода раннего возраста начинается постепенная сепарация ребенка от матери. Родителям важно осознавать, что их дитя это самостоятельная личность, уважать и считаться с собственным ребенком. Необходимо давать определенную самостоятельность малышу и право выбора, заботясь при этом о безопасности малыша. При мудром поведении родителей кризис трех лет пройдет довольно мягко.
В этом возрастном периоде малыш познает мир при помощи метода проб и ошибок, отсюда такая любовь к разбиранию игрушек, ругать ребенка за это не следует.
Для психического развитие ребенка раннего возраста характерна непроизвольность восприятия, внимания и памяти. Поэтому родителям надо учитывать, что сразу, моментально ребенок не может перестать что-то делать, или произвести сразу несколько действий. Для сохранения спокойствия, ощущения безопасности и уверенности малыша, одним из условий является соблюдение режима дня, то есть четкая ритмичность, повторяемость и систематичность жизни ребенка.
Источник
Алена Агапова
Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет)
Работа в консультационном пункте
(консультация для родителей детей 1,5 -2 лет)
«Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3х лет)»
Подготовили:
старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 131»
Байгушева Ирина Вениаминовна
педагог – психолог МДОУ «Детский сад № 131»
Агапова Алена Игоревна
Период от 1 года до 3 лет – это следующий этап в развитии ребенка, проявляющийся в психологическом отделении от матери и наступлении раннего детства. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
Развитие психических функций:
Этот период считается сензитивным периодом к усвоению речи.
К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.
В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Восприятие аффективно окрашено – в связи с этим характерно импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.
Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт. Преобладает непроизвольный вид запоминания.
Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.
Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.
В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки,как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.
Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности. Однако функционируя, например, с матрешкой, ребенокуже осуществляет такие мыслительные процессы как анализ и синтез: разбор матрешки – это анализ, а сбор – это синтез. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.
Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.
Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.
В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» – центральное новообразование этого периода.
Особенности развития ребенка от 1 до 1,5 лет.
• Ребенок умеет ходить, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений он начинает пробовать бегать.
• Ребенок очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми, с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.
• Интеллектуальное развитие ребенка также идет высоким темпом. Ребенок стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.
• Словарный запас ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Он произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.
• Ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Ребенок пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.
Ключевые изменения в психическом и личностном развитии детей с 2 до 3х лет
1.Формирование самостоятельных активных двигательных действий: уверенная ходьба, целенаправленные действия с предметами и игрушками.
2.Зарождение новых видов деятельности:
– динамичное развитие игры; переход от манипуляции с предметами к использованию игрушек и предметов-заместителей; появление предпосылок ролевой игры ребенка рядом со сверстником с эпизодическими и кратковременными вербальными и действенными контактами с ним.
– появление продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование).
3. Сензитивный период развития речи: совершенствование понимания речи взрослых и формирование собственной активной речи, усвоение и употребление грамматических форм во фразовой речи.
4. Появление элементарных обобщений и знаковой системы.
5. Зарождение зачатков наглядно-образного мышления.
6. Сензитивный период для сенсорного развития ребенка через активное восприятие окружающего мира и действий с предметами.
7. Кратковременное проявление воли.
8. Развитие чувств: сочувствия, чувства достоинства, стыда, самоуважения.
9. Возникновение стремления к самостоятельности (начало кризиса 3х лет, возможные проявления упрямства и негативизма)
10. Развитие любопытства в процессе активного познания окружающего мира.
Новообразования: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.
В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.
Таким образом к 3 годамсреди мыслительных операций важнейшими являются:
1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);
2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;
3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);
4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);
5) координация движений рук и зрения;
6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).
В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребеноквсе более обогащает свои представления о мире и получает знания:
1) о явлениях природы – светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;
2) о животном мире – не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;
3) о растительном мире – различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;
4)о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.
Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им словесными определениями.
Источник