Направления и задачи развития для ребенка зпр
Основные направления и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР
Система комплексной помощи детям с ЗПР в нашей стране включает в себя:
1. Создание различных моделей специальных образовательных учреждений для детей данной категории: дошкольных образовательных учреждений (групп) компенсирующего вида, специальных школ и школ – интернатов для детей с ЗПР, классов коррекционно-развивающего обучения в структуре массовой общеобразовательной школы;
2. Раннее выявление детей, отстающих в развитии, удовлетворение их особых образовательных потребностей, обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования, начального и основного общего образования;
3. Совершенствование системы медицинского, педагогического диагностирования с целью определения особенностей организации коррекционно-образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей;
4. Создание системы лечебно-оздоровительной и профилактической работы в условиях общеобразовательных учреждений;
5. Нормативное и учебно-методическое обеспечение практики образования детей с ЗПР;
6. Определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников;
7. Создание и применение критериев и методик оценки эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса;
8. Разработку моделей служб консультативной помощи семье;
9. Подготовку педагогических кадров по коррекционной педагогике для системы дошкольного и школьного образования.
В нашей стране существует сеть консультативно-диагностических, медико-психолого-социальных, коррекционно-развивающих центров для оказания помощи детям с ЗПР и семье.
Разработаны диагностические методики, позволяющие отграничить эту категорию детей как от умственно отсталых, так и от детей с общим недоразвитием речи.
Главными при определении стратегии и технологии обучения и воспитания детей с ЗПР являются профилактика и ранняя коррекция отставания в развитии у детей дошкольного возраста. В основу положен принцип единства диагностики и коррекции, предполагающий построение коррекционной работы в соответствии с результатами диагностики. Практика показывает, что предупреждение трудностей в обучении и адаптации к школе детей целесообразно начинать в условиях детского сада.
Существует специальная модель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) компенсирующего вида для детей с ЗПР в котором работа ведется в трех направлениях: диагностико-консультативное, лечебно-оздоровительное и коррекционно-развивающее.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками ведется специалистами дефектологами (логопедами, олигофренопедагогами), воспитателями при участии семьи ребенка. Адаптивная программа учитывает состояние и уровень развития ребенка и предпологает обучение их по разным направлениям:
1. Ознакомление с окружающим миром и развития речи,
2. Формирование правильного звукопроизношения,
3. Обучение игровой деятельности и ее развития,
4. Ознакомление с художественной литературой,
5. Развитие элементарных математических представлений,
6. Подготовка к обучению к грамоте,
7. Трудовое, физическое и художественно-эстетическое восприятие и развитие.
В обязанности учителя-логопеда входят всестороннее изучение речевой деятельности детей, проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми, которые имеют задержку психического развития, осложненную нарушениями звукопроизношения, фонетико-фонематического недоразвитием, элементами общего недоразвития речи; оказание методической помощи воспитателям по преодолению нерезко выраженных нарушений речи у детей. Для проведения логопедических занятий предусматривается одна ставка логопеда на 10 – 12 детей.
Организация логопедической работы предусматривает соблюдение следующих необходимых условий:
· Взаимосвязь осуществления коррекции речи дошкольников с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления);
· Соответствие с программами по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, с занятиями по ритмике, музыке;
· Проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической);
· Максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического), учет особенностей межанализаторных связей, свойственных этим детям, а также их психомоторики (артикуляционной, ручной, общей моторики).
В задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР входят:
· Развитие и совершенствование общей моторики;
· Развитие и совершенствование ручной моторики;
· Развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статической, динамической организации движений, переключения движений, объема, тонуса, темпа, точности, координации);
· Развитие слухового восприятия, внимания;
· Развитие зрительного восприятия, памяти;
· Развитие ритма;
· Формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи; дифференциация звуков; коррекция нарушений звукослоговой структуры;
· Совершенствование лексических и грамматических средств языка;
· Развитие навыков связной речи;
· Обогащение коммуникативного опыта.
Тесная взаимосвязь логопеда, педагога-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. В результате совместного обсуждения составляются планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Важно, чтобы логопед, педагог-дефектолог, воспитатель одновременно каждый на своем занятии решали коррекционно-образовательные задачи. Только в этом случае коррекция недостатков речи у дошкольников с ЗПР будет осуществляться системно.
На занятиях дети приобретают много конкретных и обобщенных знаний и умений, но главное – они приобретают умения слушать и выполнять требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам, действовать в точном соответствии со словесной инструкцией или наглядным образцом. Все это – важные предпосылки будущей деятельности, т. е. умения самостоятельно учиться, приобретать знания. Дети постепенно учатся контролировать свои действия в соответствии с заданным образцом, приобретают умения правильно оценивать результаты своей работы и самостоятельно исправлять допущенные ошибки, у них формируется чувство ответственности. Все это в дальнейшем поможет дошкольнику с ЗПР поступить в общеобразовательную школу.
Таким образом, существует специальная модель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) компенсирующего вида для детей с ЗПР в котором работа ведется в трех направлениях: диагностико-консультативное, лечебно-оздоровительное и коррекционно-развивающее.
Воспитание и обучение детей с ЗПР, как и нормально развивающихся дошкольников, осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий. Осуществляется данная работа специалистами: педагогом-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем, каждый на своем занятии решает коррекционо-образовательные задачи. Одна из основных задач коррекционно-развивающего воспитания и обучения – подготовка детей к поступлению детей с ЗПР в общеобразовательную школу.
Источник
Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПР дошкольного возраста.
По данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. Объективные клинические обследования не выявляют у группы этих детей грубой патологии, однако они испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальной среде, к условиям дошкольного и школьного учреждений.
Легкие нарушения развития в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере могут маскироваться возрастными особенностями дошкольника, однако с началом обучения в школе эти нарушения могут привести к затруднению в той или иной степени адаптации ребенка к школе, ограничить возможности его обучения.
Чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат. Программа коррекционной работы должна составляться с учетом особенностей и потребностей развития каждого ребенка. Однако можно выделить основные направления коррекционной работы.
Одной из наиболее важных задач является развитие общей и мелкой моторики. Это важно для того, чтобы в школе ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.
Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность. Отмечается также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными.
Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
Существует много игр и упражнений по развитию моторики.
● Лепка из глины и пластилина (из снега – зимой, летом из песка и камешков).
● Рисование, раскрашивание картинок.
● Изготовление поделок из бумаги (аппликации).
● Изготовление поделок из природного материала.
● Конструирование.
● Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
● Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
● Завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков.
● Нанизывание бус и пуговиц.
● Плетение косичек из ниток, венков из цветков.
● Переборка круп (горох, гречка, рис – перебрать).
● «Показ стихотворения» (Ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.)
«Теневой театр».
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: развивают его руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
Необходимым направлением коррекционной работы является развитие восприятия.
Успешная учеба в начальных классах школы зависит от способностей ребенка выделять и отличать друг от друга различные особенности и свойства объекта, от умения дифференцировать такие признаки как цвет, форма, размер предмета и отдельные его элементы. Научить его этому – значит помочь овладеть перцептивными действиями, т.е. обследовать объекты и вычленять из них наиболее характерные свойства.
Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования и прогулок. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.
Выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное.
Для развития у ребенка восприятия формы надо освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины.
Это такие практические действия, как:
● наложение фигур,
● прикладывание,
● сопоставление элементов фигур,
● обведение пальцем контура,
● ощупывание,
● рисование.
После освоения практических действий ребенок может узнать любую фигуру, выполняя эти же действия в уме. За весь дошкольный период ребенок осваивает шесть основных форм: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник и трапеция. Можно обследовать предмет более подробно, не только общую форму, но и ее отличительные детали (углы, длину сторон).
С трех лет ребенок отбирает фигуры по образцу, выполняет действие сопоставления с помощью таких операций, как группировка форм, прикладывание, положение, т.е. он может и не запоминать названия геометрических форм.
С четырех лет ребенок может запоминать название геометрических фигур.
Знакомство с разновидностями форм формирует эталон каждой формы в виде образа – представления, который помогает освоить операцию ощупывания, моделирования новых форм.
С пяти лет может распознавать формы зрительно, узнавать их в любом положении и сочетании, размере. Действие сопоставления он выполняет уже зрительно, без ощупывания манипулирования руками.
С шести лет ребенок сам начинает обследовать предметы, свободно вычленяет существенные детали любой знакомой формы, применяет свои умения к обследованию сложных форм, находит в них знакомые формы и их детали.
Поэтому при организации игр необходимо соблюдать последовательность, ориентируясь на возможности ребенка и уровень освоения им перцептивных операций.
Выделяют следующие 4 группы игр:
● Направленные на формирование умения находить по образцу предметы одинаковые по форме фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и другие, подбирать геометрические фигуры одинаковые с образцом по форме и цвету, по форме и величине.
● Направленные на формирование умения находить геометрические фигуры по их названию.
● Игры, направленные на формирование умения сопоставлять предметы с геометрическими фигурами (реальные, потом изображения, привести пример, показать пособие).
● Игры, направленные на формирование умения группировать предметы по форме.
Восприятие различных параметров величины осуществляется с помощью таких практических действий, как:
наложение,
прикладывание,
ощупывание,
измерение,
группировка предметов по одинаковому признаку.
Каждый параметр величины (длина, ширина, высота и толщина) осваивается ребенком самостоятельно, но на основе предыдущего параметра.
При восприятии каждого параметра осуществляются аналогичные действия, которые сначала выполняются с реальными предметами, затем с геометрическими фигурами, а затем выполняются в уме с опорой на рисунок.
Поэтому для каждого параметра предлагаются по три типа игр:
– с предметами,
– с плоскими фигурами,
– с рисунками.
Для правильного определения величины у детей формируют умения:
● подбора одинаковых величин по образцу;
● различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения, расположения по возрастающей и убывающей величине;
● закрепления названий за предметами разной величины «самый большой», «большой», «маленький», «самый маленький», больше, меньше;
● сопоставления частей и деталей предмета по величине.
Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.
На 1 этапе ребенка учат сличению цветов.
На 2 этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции.
На 3 этапе он сам называет тот или иной цвет.
В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в такой последовательности, которая соответствует возрастным особенностям детей.
Сначала дети осваивают цвет на примере 2-3 наиболее контрастных основных цветов (красный, желтый, синий). Затем учатся различать еще несколько цветов (оранжевый, зеленый, черный), учаясь подбирать похожий цвет по образцу, не называя его. Вначале не нужно добиваться запоминания цвета. В более сложных заданиях с чередованием цвета добавляются белый и фиолетовый цвета.
Голубой цвет ребенок начинает воспринимать с трех – четырех лет; с трех до пяти ребенок осваивает 7 цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также белый и черный цвета.
Самая главная функция восприятия: восприятие целостного предмета или явления в совокупности всех их свойств.
Для этого ребенку надо освоить более сложные действия с предметами:
● конструирование предметов из составных элементов,
● узнавание предмета по нескольким элементам или его назначению,
● обнаружение похожего и различного в предметах,
● словесное описание предметов,
● узнавание предметов по словесному описанию.
Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков, т.е. формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте. Речевой слух тоже развивается с младенчества. Малыш рано отличает голос матери от голосов других людей, улавливает интонацию. Лепет ребенка – активное проявление возникновения собственно фонетического слуха, ведь ребенок внимательно слушает и повторяет фонемы родного языка. Формирование фонематического слуха завершается примерно к пяти годам, а у некоторых детей и позднее. В этом возрасте у ребенка появляются все звуки родного языка, речь становится фонетически чистой, без искажений.
Если у ребенка имеются речевые проблемы, то проведение игр, направленных на развитие слухового восприятия, является необходимой составной частью индивидуальной коррекционной работы.
Важнейшим направлением коррекционной работы является развитие мышления.
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов: анализа, синтеза, суждений. Выделяют 3 вида мышления: наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами – игрушками); наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений); словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с трех, четырех лет. Он постигает свойство предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К шести – семи годам начинает более интенсивное формирование словесно-логическое мышление, которое связано с использованием и преобразованием понятий.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
На занятиях необходимо проводить различные игры, на которых развиваются у ребенка такие мыслительные процессы, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать.
Индивидуальные занятия дефектолога проводятся по многим направлениям, некоторые из которых мы кратко описали выше, но необходимо всегда помнить, что основной целью работы является всестороннее развитие ребенка и его подготовка к школе. Успешное начало школьного обучения во многом определяет дальнейшую успешную адаптацию ребенка в нашем быстро меняющемся мире.
Источник