Направление развития ребенка с ограниченными возможностями

Направление развития ребенка с ограниченными возможностями thumbnail

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СМЫСЛОВОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Среди учащихся в любом классе всегда найдутся дети, которые с самого начала школьного обучения плохо усваивают программный материал по основным предметам и нередко оказываются в числе стойко неуспевающих учеников. Это происходит из-за сочетания целого ряда факторов различного характера. Успешное продвижение в обучении школьника может затрудняться соматическими заболеваниями, приводящими к длительным пропускам занятий и образованию пробелов в знаниях. Неуспеваемость может быть вызвана нарушениями слуха, зрения, речи. Проблема школьной неуспеваемости очень сложна и может анализироваться с разных точек зрения: социальной, педагогической, медицинской, психологической. В ряде случаев отмечается, что значительную часть стойко неуспевающих учащихся составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ – группа детей с сенсорными, эмоционально-волевыми, физическими и др. отклонениями в психофизическом развитии. Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определяются специфическими закономерностями в развитии – замедление темпа возрастного развития, замедление скорости приема и переработки поступающей информации, общим снижением психической активности, недоразвитием моторики, более высокой психофизиологической “ценой” достижения того или иного результата, нарушениями речи, недостатками словесной сферы, затруднениями в сфере общения, несогласованностью в образной и вербальной сферах психики, деформацией социальной ситуации и системы отношений ребенка с ближайшим окружением. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья протекает в специальных образовательных условиях, которые включают в себя: наличие современных специальных образовательных программ; учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции; проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами; предоставление медицинского, психологического и социального сопровождения.

Основными требованиями к уроку для детей с ОВЗ являются:

– реализация на уроке дидактических и коррекционных задач;-создание условий для продуктивной деятельности учителя и учащихся; -использование достижений современной педагогической (коррекционной) теории и практики;- умелое использование педагогических средств воздействия на обучающихся;-учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся;-научность и достоверность сообщаемых знаний, их практическая направленность;-рациональное использование на уроках наглядности;-формирование необходимых знаний, умений и навыков, формирование умения учиться.

Отбор методов для коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ определяется рядом перечисленныхфакторов. У обучающихся значительно снижены возможности полноценного восприятия информации,предлагаемой учебной ситуацией. Поэтому предпочтение отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма, то есть в соответствии с природой особых образовательных потребностей данного обучающегося. На первом месте находятся наглядные и практические методы, формирующие сенсомоторную основу обучающихся. Дополнением к этим методам являются методы словесной передачи учебной информации. У таких детей низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения; недостаточный объем и точность запоминания. Дети с ОВЗ не умеют организовывать свою работу, у них низкий уровень опосредованного запоминания; преобладание механического запоминания над словесно – логическим.

Однако каждый новый класс ОВЗ не похож на другие подобные классы. И если в одном классе, что-то уже четко отработано из форм, методов, приемов работы, в других – бывает, что это совсем не срабатывает. Поэтому хочется сразу сказать, что нет идеального “рецепта”. Мой предмет биология – это каждый урок кропотливая работа по развитию речи с использованием узкопредметной общебиологической терминологии. Возникает вопрос: «Что делать?»

Для детей со слаборазвитой памятью основные пути ее компенсации лежат в развитии логической (смысловой) памяти. Основой для развития логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор и составление плана и др. Эффективная обучающая методика по созданию мнемических опор разработана К.П. Мальцевой (1958). Эта методика, получившая название «Смысловые единицы», может быть использована для школьников всех возрастов, испытывающих трудности в мнемической деятельности, начиная с 2 класса. Методика заключается в том, что перед учеником ставят задачу выделить главное в тексте (создать мнемические опоры) и указывают путь анализа текста. Чтобы вычленить главное, ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этой части?» и «Что говорится (сообщается) об этом?» Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в той части, к которой он относится, а второй вопрос подтверждает правильность этого выделения. Обучающая методика имеет две части. Первая часть – выделение смысловых опор, вторая часть методики – составление и использование плана как смысловой опоры мнемической деятельности школьника.

Читайте также:  Программа развития ребенка 3 лет дома

В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи, т.е. крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры. Смысловая память основана на понимании, т.е. на деятельности мышления, и связана с развитием языка.

Поэтому, для себя я решила, что такая работа с текстом – это один из наиболее подходящих видов деятельности, для детей с ОВЗ по развитию и мышления и памяти и речи одновременно. Использую прием – составление смысловых опорных схем по тексту совместно с учителем: 1) – чтение “цепочкой” и одновременно нахождение в тексте ответов на конкретные вопросы, которые дети или самостоятельно вывели вначале урока, или заготовленные заранее учителем и зафиксированные в инструкции; 2) – фиксируем опорные слова (словосочетания) в тетради, далее находим связи между ними, соединяя стрелочками, второстепенные выписываем отдельно, и ищем место для них в общей схеме; 3) – закрепляем все, повторными ответами на вопросы, без помощи текста учебника, но с опорой на составленную схему. Разбираем составленную схему коллективно с помощью наводящих вопросов со стороны учителя: – “Рассмотрите все ступени схемы. Что показано стрелочками? Что от чего зависит? О чем это говорит? И т.д.

Прилагаемая инструкция:

  • Прочитать абзац текста;
  • Выделить главную мысль прочитанного фрагмента текста; (для этого нужно задать два вопроса к тексту: о ком (или о чем) говорится в тексте, и что об этом говорится). После того как ответишь на эти вопросы, по отработанному абзацу, их снова надо задать, и так работать до конца текста.
  • Все ли тебе понятно?

По ходу работы с текстом устно, ведутся записи в тетради, составляется письменный план изученного текста. Заполняется таблица постоянной формы. Часто встречающиеся обобщенные понятия (такие как жизнь, процессы жизнедеятельности, дыхание, пищеварение, обмен веществ, и т.д.) приучать обозначать специальными знаками или буквами.

Рефлексия. А можно ли изобразить полученную схему по-другому? А как бы вы показали? Попробуйте изобразить в тетрадях схему по-своему, это задание можно оставить как домашнее, с подключением в работу родителей.

Известно, что дети с задержкой психического развития быстрее утомляются. В связи с этим их целесообразно переключать с одного вида деятельности на другой. На любом уроке в каждом классе с ОВЗ стараюсь менять виды деятельности от 3 до 5 раз. Например: работа с отрывком учебного текста (найти и выписать выделенные термины или понятия), практическое задание – рассматривание гербарных, натуральных объектов, наглядных пособий с целью выявления их видимых особенностей, сравнение между собой, работа с таблицей на доске и в тетрадях (примерно по 6–7 минут). Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Этому способствует использование на уроках красочного дидактического материала и игровых моментов для снятия напряженности. Работа с натуральными объектами формирует практические навыки и умения, очень активизирует деятельность ребят на уроке, т. к. она предполагает сопоставление теоретических представлении с настоящими примерами.

Подытоживая, хочется сказать, что основным ценностно-целевым ориентиром в своей работе, как учителя, считаю создание условий для успешной социальной адаптации и интеграции в общество своих «особых» учеников.

Читайте также:  Помощь родителей в развитии личности ребенка

Литература:

  1. Власова Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития. – М., 1985.
  2. Мальцевой К.К. Осиповой А.А «Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. 
  3. Основы коррекционной педагогоки и специальной психологии: Учебно-методическое пособие для пед. И гуманит. Вузов. /В.П. Глухов, – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007.
  4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной – М.: Издательский центр “Академия”, 1998.
  5. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидере А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992.

Интернет ресурсы:

https://www.bibliofond.ru/

https://www.psychologos.ru/

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://festival.1september.ru/

5

Источник

  • Основные направления и приемы

  • коррекционно-развивающей работы с

  • обучающимися с ограниченными

  • возможностями здоровья

Подготовила: Савченкова Мария Михайловна

Направление коррекционно-развивающей работы

Упражнения и приемы, применяемые в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Формирование познавательных универсальных учебных действий

Формирование универсальных логических действий: навык соотносительного анализа, синтез, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, навык группировки на основе овладения основными родовыми понятиями, установление причинно-следственных связей и др.

Упражнения

Упражнения на узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, незаконченных предметов.

Упражнения по поиску сходств и отличий при сравнении парных изображений.

Упражнения на достраивание целого (незаконченные изображения, дорисуй).

Упражнения по фигурно-фоновому различению предметов, букв.

Упражнения по анализу сложного образца.

Упражнения на установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»).

Упражнения на вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации.

Упражнения на нахождение среди рядов повторяющихся фигур, букв их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом, заданного элемента в ряду букв.

Упражнения по перерисовыванию фигур по точкам.

Упражнения на обобщение по видовому понятию («Назови одним словом»).

Упражнение «Исключи лишнее».

Упражнение по наполнению объема видового понятия.

Упражнения по установлению временных и причинно-следственных зависимостей (например, продолжи предложение: «Мама выключила свет, потому что …»).

Методические приемы

Оказание помощи при выполнении домашних заданий: переформулирование задания учебника, разбивка формулировки на смысловые части, уточнение недостаточно понятных терминов и понятий.

Переформулирование условия задачи (задания): разбивка условия на короткие фразы, переформулирование причастных и деепричастных оборотов.

Помощь в анализе условия задачи: условие дробится на короткие смысловые отрезки, к каждому из которых дается вопрос и педагог с обучающимися разбирает, что необходимо сделать. Затем условие читается полностью и педагог полностью проговаривает, что необходимо сделать.

Обучение выделению главной мысли в прочитанном или прослушанном тексте, стихотворении.

Развитие пространственных и временных представлений.

Формирование пространственной ориентировки: формирование умения ориентировки в схеме собственного тела; формирование ориентировки в ближайшем окружении (классе, группе); формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга).

Упражнения

Упражнения по определению руки по схеме способом наложения.

Упражнения по определению ноги по отпечатку следов на песке.

Графические диктанты по словесной инструкции.

Упражнения по ориентировке в схеме собственного тела.

Упражнения по ориентировке в пространстве комнаты.

Упражнения по ориентировке на плоскости.

Упражнения по определению пространственного расположения элементов букв.

Упражнения с числовыми рядами по определению положения одной цифры относительно другой.

Упражнения по определению правильно и неправильно написанных букв.

Лабиринты.

Игры: «крестики-нолики», «морской бой» и другие.

Методические приемы

Применение в работе карточек-опор с названием дней недели, месяцев, времен года и др.

Развитие памяти

Упражнения

Упражнения на тренировку произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов.

Упражнения на произвольное запоминание ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций.

Слуховые диктанты.

Конструирование на ощупь.

Упражнение «Найди предмет среди других».

Пересказ: использование при пересказе подробного или краткого плана, опорных слов, начала первого предложения.

Методические приемы

Использование опорных схем.

Упражнение «Угадай фигуру» (на ощупь, с закрытыми глазами и др.).

Читайте также:  Что нужно делать для развития речи у ребенка 3 лет

Упражнение «Подбери третье слово» (яйцо-курица (цыпленок)).

Запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий

Развитие произвольности внимания

Упражнения

Упражнения по разделению «склеенных» между собой слов.

Упражнения по поиску повторяющихся слов.

Работа по таблице Бурдона (зачеркнуть определенные буквы).

Развитие навыков планирования и контроля собственной деятельности:

формирование умения ориентировки в задании;

формирование умения планирования этапов выполнения задания;

формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате;

формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

развитие рефлексивных умений.

Упражнения

Упражнения по выполнению действий по внешне заданному алгоритму.

Выработка алгоритма предстоящей деятельности.

Упражнения по выполнению заданий по подражанию.

Упражнения по выполнению заданий по образцу.

Упражнения по выполнению заданий по словесной инструкции.

Методические приемы

Первоначально оказание развернутой помощи в планировании: групповое обсуждение предстоящей работы, показ педагогом последовательности выполнения задания с применением демонстрационных технологических карт.

Анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?».

Определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?».

Постепенное «сворачивание» пошаговой инструкции и перевод ее во внутренний план действий.

Проверка работы: «Сравнение с образцом».

Приучение к выполнению контрольных действий в процессе работы и по ее результатам.

Упражнения на нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?».

Речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?».

Использование приема совместных действий: часть задания или все задание выполняется ребенком совместно со взрослым, под его руководством.

Применение приема частичного выполнения задания в сочетании с поэтапным, дробным выполнением задания.

Обучение планированию ежедневных дел, использованию ежедневника.

Составление плана текста, экскурсии, похода.

Побуждение детей к ответам на вопросы: «Что я сделал сегодня?», «Что я мог сделать, но не сделал? Почему?», «К чему мне стремиться?», «В чем мои затруднения?», «Что мне необходимо сделать, чтобы преодолеть затруднения?», «Что у меня получается лучше всего?» и др.

Организация работы в паре с «сильным» обучающимся.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Развитие инициативного сотрудничества.

Обучение способам разрешения конфликтов.

Развитие умения выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Обучение диалогической и монологической речи.

Составление рассказов по наблюдениям в природе, по сюжетным картинам.

Описание предмета по картинному плану.

Совместное рисование детей на одном большом листе бумаги на заданную тему.

Совместное рисование детей на произвольную тематику (тему рисунка определяют дети).

Упражнение «Продолжи рассказ».

Игры-драматизации.

Сюжетно-ролевые игры.

Этические беседы.

Просмотр кинофильмов с последующим обсуждением.

Обозначенные приемы коррекционно-развивающей работы являются универсальными, перечень которых может быть расширен, и обобщенными безотносительно к особенностям определенной категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачей учителя является отбор, оптимальное сочетание и применение данных приемов в работе с конкретным обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с характером ведущего нарушения ребенка.
Приемы и методы коррекционно-развивающей работы, которые представлены выше, могут применяться учителями общеобразовательных учреждений:

  • в процессе индивидуальных занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в то время как воспитанники группы заняты общим делом или находятся на занятиях в кружках и секциях в рамках внеурочной деятельности (занятие длится 15-25 минут);

  • при проведении групповых коррекционных занятий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (занятие длится 15-25 минут);

  • в процессе проведения занятий общеразвивающей направленности с группой воспитанников;

  • на занятиях по самоподготовке с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

  • в процессе ежедневного взаимодействия с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья как необходимое условие коррекции или компенсации нарушений в развитии.Важно отметить, что данная составляющая, на наш взгляд, является приоритетной. Ряд приемов, представленных в таблице, могут быть использованы педагогом как основа ежедневного взаимодействия с обучающимися.

Источник