Направление развитие ребенка природа и человек

Муниципальное автономное дошкольное   образовательное учреждение

Михневский центр развития ребенка – детский сад «Зернышко»

Ступинского муниципального района

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по ознакомлению с природой

(социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие)

на тему: «Человек и живая природа»

(подготовительная к школе группа «Колосок»)

                         Подготовила и провела:

                                                                                      воспитатель  

                                                                                       Волкова В.В.

26 января 2017г.

Программные задачи:

Образовательные задачи: Сформировать у детей представление о

неразрывной связи человека с природой, уточнять и расширять знания

детей о разнообразии растительного и животного мира, значение в жизни

человека, роль в природе.

Развивающие задачи: Развивать у детей способность к анализу,

самоконтролю, самооценке своего поведения в природе, речевую

активность, мышление, познавательный интерес.

Воспитательные задачи: Воспитывать устойчивое внимание,

наблюдательность, умение видеть красоту природы. Воспитывать

доброжелательное, бережное отношение и любовь к животному и

растительному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением

диких животных, растений леса; рассматривание и обсуждение

экологических знаков. Чтение произведений Е.Чарушина о животных,

рассказов и стихотворений о лесе, о его пользе. Знакомство с физической

картой, условиями для обитания животных, произрастания растительности,

опасностях для природы.

Материалы и оборудование: глобус, картинки с изображением: «поле»,

«лес», «тундра», «степь», карточки с изображением животных, мяч,

экологические знаки, карандаши, бумага.

                                              Ход ООД:

Воспитатель: (показывает глобус) Ребята, а что это за шар?

Дети: Это наша планета, которая представляет собой огромный шар-

глобус.

В.: Земля, земной шар – наш общий природный дом, т.е. то место, где проживает (обитает) растение, животное, сам человек. Все вокруг: леса,

поля, реки, животные, птицы, насекомые, цветы, деревья – это все природа.

Человек – часть природы. Природа может жить без человека, а человек, без

нее – нет! Помните об этом. Всем живым существам необходимы чистая

вода, земля, воздух. Послушайте стихотворение:

«Мир вокруг»

Как чудесно все вокруг,

Когда солнце светит,

Как цветет душистый луг

И дует свежий ветер.

Когда белеют облака,

На небе голубом,

Когда река так глубока,

Что спрячет весь наш дом.

Когда в лесу так много птиц,

Что радуется слух!

Но не для злых все это лиц,

А лишь для тех, кто друг.

В.: Заводы и фабрики выбрасывают в воздух вредные вещества,

которые отравляют все вокруг. Идут загрязненные (кислотные) дожди.

Люди, животные и растения очень страдают от этого. Нужно с детства

любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться. Что необходимо,

чтобы сберечь нашу планету?

Ответы детей: Не загрязнять воздух, не сбрасывать вредные

отходы в реки, моря, водоемы, не вырубать леса, не уничтожать животных,

не трогать лесных животных, не разорять гнезда, быть осторожным с

костром, не рвать растения, занесенные в Красную книгу.

В.: У каждого растения, животного есть своя Родина, то место где

они живут и растут. Природа прекрасна и удивительна, нужно только

научиться быть наблюдательным, тогда сможем увидеть всю ее красоту:

разнообразие цветов, кустарников, деревьев. Природа должна быть чистой,

тогда будет красивой. На природе мы отдыхаем, восстанавливаем силы,

укрепляем здоровье, дышим чистым воздухом. Ребята, а почему в лесу

дышится легче?

Д.: В лесу воздух чище. Растения поглощают углекислый газ и вредные

вещества из воздуха, а выделяют кислород.

В.: А какие правила поведения в лесу вы знаете?  – (Ответы детей).

В.: Я прочитаю стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а вы

внимательно послушайте и ответьте, какие правила забыли и взрослые, и

дети.

С. Михалков «Прогулка»

Мы приехали на речку воскресенье провести

А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят: загорают и едят,

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу прошли и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке тут и там – пустые банки

И, как будто нам назло, даже битое стекло!

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели; жгли костёр, бумагу жгли

-Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо… – Эй, ребята! – крикнул Дима.

-Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид!

Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли

Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки – словом мусора гора!

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти!

После прочтения стихотворения дети называют, какие правила

поведения были нарушены.

В.: Чтобы таких нарушений не было, давайте с вами придумаем и

нарисуем экологические знаки, которые можно поставить в лесу. Для чего

нужны такие знаки? Кто их видел в парке, лесу.

Д.: Такие знаки напомнят людям о правилах поведения в природе.

Читайте также:  Книга развитие ребенка по дням

В.: Давайте и мы с вами попробуем придумать и нарисовать такие

знаки, которые помогут людям не нарушать правила поведения в природе.

Дети придумывают и рисуют экологические запрещающие знаки, а затем

показывают и объясняют их значение. Дети делятся на 3 команды и выполняют задание Ответы детей (в дополнении рассматривание экологических знаков).

Дидактическая игра «Где растет?» (с мячом)

Воспитатель называет среду обитания, дети перечисляют характерные для

нее растения, показ наглядного пособия.

В лесу – сосна, береза, ель, папоротник, ландыш, лесная земляника,

фиалка…

В поле – ромашка, колокольчик, клевер, одуванчик, мятлик…

В тундре – лиственница, лишайники, карликовая береза, верба, Иван- чай,

жарки…

В.: Лес, тундра, поле, степи, горы – природный дом для животных,

т.е. то место, где они обитают. Мир животных очень разнообразен.

Животный мир является одним из основных частей природы (природной

среды). Кем должен быть человек для животного?

Д.: Другом. Сильным, умным, справедливым. Именно от людей во

многом зависит жизнь и разнообразие растительного и животного мира.

Дидактическая игра: «Где чья Родина?»

  Воспитатель спрашивает: «Кто живет?» Дети отбирают нужные карточки с изображение животного:

– на севере (белый медведь, северный олень, овцебык, морж, тюлень,

полярный волк…)

– в лесу (лось, бурый медведь, кабан, волк, лиса, заяц, косуля, бобр,

рысь…)

– в пустыне (верблюд, варан, кобра, скорпион…)

– в горах (снежный барс, горный козел, серна…)

В.: На какие группы можно разделить (классифицировать) животных по способу питания?

Д.: Травоядные, хищники, всеядные.

Дети описывают каждый вид, воспитатель помогает.

Хищники – волк, лиса, енот, песец, рысь, они питаются другими

животными, травоядные – лось, заяц, косуля, баран, олень, всеядные – медведь, куропатка, кошка, собака.

Игра ТРИЗ «Что было бы, если бы …?»

В.: Ребята, представьте себе, что было бы, если бы заяц не поменял свою летнюю шубку на зимнюю?

Д.: Его сразу бы заметили лиса и волк. Он бы замерз, зимняя шубка

теплее, чем летняя.

В.: А что было бы, если бы у ежа не было колючих иголок?

Д.: Ему трудно было бы спасаться от врагов.

В.: Что было бы, если бы медведь не засыпал на зиму?

Д.: Остался бы голодный, нет ни ягод, ни меда. Бродил бы злой,

нападал на людей.

В.: Что было бы, если бы у белки не было такого пушистого

хвоста?

Д.: Она не смогла бы так ловко прыгать с ветки на ветку. Хвост у нее

как руль.

В.: На все мои вопросы вы дали очень интересные ответы.

Молодцы! Все были очень внимательны. Давайте поиграем еще в одну

игру. Здесь тоже надо быть внимательными, но еще и ловкими.

Подвижная игра «Лисы и зайцы».

Детей назначаю на роли зайцев и лис. Напоминаю правила игры.

 В.: Если то, что я вам скажу, бывает на самом деле, то лисы ловят

зайцев. А если такое в жизни не бывает, то наоборот, зайцы будут ловить

лис. На удар бубна игра прекращается. Те, кого поймали, подходят ко мне.

Будьте внимательны.

1 – У лисы длинный пушистый хвост. (лисы ловят зайцев)

2 – Волк любит скакать по веткам. (зайцы ловят лис)

3 – Медведь все лето спит в берлоге. (зайцы ловят лис)

4 – Заяц – длинноухий. (лисы ловят зайцев)

В.: Ребята, давайте сядем на коврик отдохнем, а заодно расскажите какая больше всего вам понравилась игра? почему? Что нового вы узнали? – (Ответы детей).

Самоанализ Волковой Варвары Валерьевны

Тема организованной образовательной деятельности (ООД) «Человек и живая природа» проводилась с детьми 6-7лет.  

Длительность занятия 30 минут, что соответствует санитарным нормам и правилам. Цель данного занятия – сформировать у детей представление о

неразрывной связи человека с природой, уточнять и расширять знания

детей о разнообразии растительного и животного мира, значение в жизни

человека, роль в природе. ООД построена с учетом возрастных особенностей и возможностей детей данной группы.

В процессе ООД решались следующие задачи:

Образовательные задачи: Сформировать у детей представление о

неразрывной связи человека с природой, уточнять и расширять знания

детей о разнообразии растительного и животного мира, значение в жизни

человека, роль в природе. Развивать у детей способность к анализу,

самоконтролю, самооценке своего поведения в природе, речевую

активность, мышление, познавательный интерес.

Воспитательные задачи: Воспитывать устойчивое внимание,

наблюдательность, умение видеть красоту природы. Воспитывать

доброжелательное, бережное отношение и любовь к животному и

растительному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе.

ООД состоит их 3-х частей: вводной, основной и заключительной.

В первой части ООД ставится проблема, создаётся игровая мотивация. Во второй части чтение стихов, придумывание и рисование экологических запрещающих знаков   и объяснения их значение, играют в дидактические игры. В третьей части   подводятся итоги: систематизация достигнута путем закрепления имеющихся знаний и приобретение новых. Процесс обучения на ООД старалась строить с учетом интеграции образовательных направлений – познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.

При подготовке ООД детям была проведена предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображение диких животных, растений леса; рассматривание и обсуждение экологических знаков. Чтение произведений Е.Чарушина о животных, рассказов и стихотворений о лесе, о его пользе. Знакомство с физической картой, условиями для обитания животных, произрастания растительности, опасностях для природы.

В процессе всей ООД осуществлялся личностно – ориентированный подход к детям через вопросы, объяснения, побуждение к действию личным примером, одобрения, осуществлялась интеграция образовательных областей.

В процессе ООД наблюдалась высокая активность детей за счет верно подобранных методов, приёмов и наглядности для поддержания интереса воспитанников, что соответствует возрастным особенностям. Познавательное развитие детей соответствует нормам и правилам, предъявляемым к детям этого возраста.

Читайте также:  Все о правельном развитии ребенка

Источник

Яна Казакова
Конспект занятия «Человек и природа»

Природа и человек.

Цель: объяснить детям взаимосвязь человека и природы (человек-вода, человек-воздух) условия выживания человека.

Задачи: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, разумно расходовать то, что в ней есть, защищать и охранять Природу. Накопление знаний о живой и неживой природе, взаимосвязь и взаимодействии всех природных объектов экологии.

Предварительная работа: 1. Рассматривание иллюстраций и беседа с детьми.

2. Проведение опыта с водой (грязная или чистая вода).

Ход работы:

1. Рассказ-беседа.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла! На этой картине изображена природа, которая нас окружает. Знаете ли вы, что такое природа?

Природа – это то,что нас окружает : солнце, цветы, растения, животные.

А как вы думаете, человек относится к природе? Является ли ее частью? Почему?

Варианты детей.

Воспитатель: Да, правильно, относится. Человека тоже создала природа.

Она бывает живой и неживой природой. А, как вы думаете, что относится к неживой природе?

Дети: солнце, вода

Воспитатель: А,что относится к живой природе?

Дети: животные, растения и т. д.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете какие условия необходимы для жизни живой природы?

Дети: Варианты (нам нужен воздух, вода).

Воспитатель: Для чего нужен нам воздух?

Дети: Для того, чтобы дышать.

Воспитатель: Для того, чтобы все люди были здоровыми, какой нужен воздух?

Дети: Чистый.

Воспитатель: Например, в нашей комнате много пыли и поэтому воздух не чистый. А для того, чтобы он был чистым, нужно проветривать комнату, делать влажную уборку. А как вы думаете, кто загрязняет воздух? Воздух, ребята, загрязняет заводы (показывает иллюстрации, т. к. они выпускают вредные и ядовитые газы. Так же загрязняют воздух машины, которые выпускают из выхлопных труб выхлопные газы.

Воспитатель: А зачем растениям и животным нужен чистый воздух?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: А чем опасен загрязненный воздух?

Дети: Опасен тем, что им трудно дышать.

Воспитатель: А где самый чистый воздух?

Дети: В лесу, на море, в горах.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, без чего не может прожить человек?

Дети: Без воды и воздуха.

Воспитатель: Для чего человеку нужна вода? А зачем ее пьют?

Дети: Воды пьют, потому что без воды прожить нельзя.

Воспитатель: Ребята, а какую воду считают чистой?

Дети: Чистая воды – прозрачная, нет неприятного запаха, неприятного вкуса.

Воспитатель: Иногда нам кажется, что вода чистая, например, в ручье, озере.

Но пить ее нельзя, она может быть опасной для здоровья, а иногда и для жизни. Она загрязнена. А кто ее загрязняет?

Дети: Люди.

Воспитатель: Многие бросают в мусор воду, заводы сливают отходы. В водопровод вода поступает из реки, но и эту воду можно пить, только кипяченую, потому что в этой воде все равно остаются вредные вещества и микробы.

2.Физкультурная минутка: Игра «Лягушки и цапля» .

Вот с насиженной гнилушки

В воду прыгнули лягушки.

Будут квакать: «Ква-ке-ке».

Будет дождик по реке.

Воспитатель: А теперь мы с вами проведем опыт. Наливаем в одну банку чистую воду, а в другую грязную воду. Процеживаем через ситечко грязную воду – видите, вода все равно грязная. Вот такую воду можно увидеть в реке, озере и как плохо в такой воде рыбам, растениям и другим обитателям. Они могут погибнуть.

Воспитатель: У каждого из нас дома есть водопровод. И мы с вами каждый день умываемся, моем посуду, пьем воду, но все равно воду нужно экономить. Как?

Дети: Закрывать кран.

Воспитатель: Чтобы все водоемы оставались чистыми, не нужно загрязнять воду, надо охранять реки и озёра. Потому нужно научить всех не загрязнять, беречь воду.

3. После рассказа –беседы воспитатель задает вопросы детям:

1. Что будет с нами, если не будет воды? Почему?

2. Зачем человеку нужна вода?

3. Почему нельзя пить воду из реки, озера и т. д. ?

4. Что нужно делать чтобы воздух стал чистым?

Источник

Галина Дойкова
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Природа и человек»

Конспект по экологии в старшей группе на тему

«Природа и человек».

Цель: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе.

Задачи: продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды (почва, воздух, вода). Воспитывать навыки работы в коллективе сверстников. Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к источникам воды в природе, бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Познавательное развитие: проводить несложные опыты с водой. Продолжать развивать познавательную активность детей (экспериментирование, создание проблемных ситуаций, вспомнить свойства и состояние воды).

Материал к занятию: Глобус. Презентация картинки с изображением завода, сливающего грязную воду, мусора в воде и на берегу водоём, изображением озёр, рек и родников.

Воспитатель показывает глобус.

– Кто знает, как называется этот предмет? (глобус)

-Что такое – глобус? (это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз, так наша планета Земля выглядит из космоса).

-Посмотрите на глобус. Какого цвета больше всего на глобусе (голубого). Почему (ответы детей) Это океаны и моря. В них очень много воды, но она солёная и не годится для питья. Ребята, а есть ещё реки и озёра. Многие озёра настолько чистые, в них бьют подземные родники, что из них можно пить воду.Например: в нашей стране есть такое заповедное озеро Иткуль. А также есть озеро Байкал. Это озеро с самым большим запасом пресной воды в мире.

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка с онр

– Ребята, как вы думаете, зачем нужна вода? (Чтобы жить, купаться, умываться, пить, готовить еду, стирать и т. д.)

– Ребята, а вы знаете, откуда берётся вода в реках и озёрах? (Ответы детей)

– Многие реки и озёра, даже очень большие, в начале своего пути образуются слиянием небольших ручейков, которые вытекают из родников.

– А как говорят о чистой воде из родника? (родниковая, холодная, прозрачная, хрустальная, студёная, струящаяся.)

– А вы знаете,что без воды не может жить ни что живое: ни человек, ни животные, ни растения.

Воспитатель: Родник – бесценный дар. Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы.

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам стать ненадолго волшебниками, и провести эксперименты с водой.

1. Два стакана. Один пустой второй с чистой водой и чашка с сахаром. Переливаем из одного стакана воду в другой. Вода льётся, значит, она какая? (Жидкая). Добавляем сахар в стакан и перемешиваем. Что видим? Сахар исчез. Проведя, этот опыт мы с вами рассмотрели такое свойство, как растворимость. В жидком состоянии вода растворяет некоторые вещества.

2. Дети закрывают глаза, по их ладошкам я провожу кусочком льда. Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашим рукам? Лёд. Что такое лёд? Лёд – это вода, только в твердом состоянии. Если его долго подержать в тёплых ладошках, то он превратиться в воду. Значит, вода бывает жидкая и твёрдая.

3. А теперь мы наберём немного воды в ложку и подержим над свечой. При высокой температуре вода закипает и превращается в пар. Это третье состояние воды – газообразное.

Пройдите на свои места и посмотрите на экран:

Слайды, с изображением экологических катастроф

Ребята, где у нас в городе встречается грязный воздух?

Дети: На остановках, около заводов, на стоянках автомобилей.

Воспитатель: Да. Все это загрязняет воздух. (Зажигает свечу) Что вы видите?

Дети: Горит свеча.

Воспитатель: Может ли пламя загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим кроме пламени.

Дети: Нет не может.

Воспитатель: Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки?

Дети: Копоть.

Воспитатель: Возьмите по ватной палочке, потрогайте пятно. Какого цвета она стала?

Дети: Черного.

Воспитатель: Мы убедились, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе: дым оседает на наши дома, машины и деревья. Откуда появляется дым?

Дети: пожаров, заводских труб.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, что же делать? Ведь и мы с вами и растения, и животные не хотят дышать грязным воздухом. Не хотим мы купаться в грязных речках, а звери и птицы не хотят пить грязную воду?

Как вы думаете, можно ли исправить ситуацию?

(Предложения детей: надо ставить очистительные фильтры на заводах, на машинах, не бросать мусор, не мыть машины и велосипеды в водоемах. После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой.

Воспитатель: Да ребята, люди придумали-специальные очистительные фильтры, чтобы не загрязнять воду и воздух.И если такие фильтры будут стоять везде: и на заводах и фабриках и на автомобилях, тогда воздух наш будет чистым и свежим. И реки наши будут чистыми, а леса и поля полны цветов.

Далее воспитатель предлагает провести опыт по очистке воды:

Взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату, слой бинта. Взять другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой. Затем ещё раз пропустить через фильтр и получим чистую воду.

Дети проводят опыт самостоятельно.

Игра «Кто правильно назовёт?»

Я вам покажу знаки, а вы объясните, что они обозначают.

(Воспитатель показывает знаки)

-Не рубить деревья и кустарники- деревья очищают воздух

– Не разводить костры под деревьями- может возникнуть пожар и погибнет всё живое

-Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу

-Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам

Не ловить бабочек, он красивы как и цветы, невесомы и ранимы

-Не разорять гнёзда птиц- они радуют нас своими песнями

-Не брать домой детёнышей зверей-лес дом для них

-Не разорять муравейники- они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо

Молодцы ребята, правильно знаки назвали.

Дидактическая игра «Что было бы, если из леса исчезли…»

«Что было бы если б не было воды…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

– Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Воспитатель: На какой планете вы хотели бы жить?

Дети: красивой, цветной.

Воспитатель: Давайте очистим нашу планету. Вот наша планета. (Даю детям модели земли в черном цвете). Процарапайте на планете цветы, деревья, животных, реки — пусть все оживет.

(Звучит музыка)

Дети рисуют, используя нетрадиционную технику «Граттаж».

Воспитатель: Посмотрите, как она ожила, здесь цветы, насекомые все радуются солнышку.

Воспитатель: О чем мы сегодня с вами говорили?

Воспитатель: Вы, молодцы! Вы настоящие защитники и помощники природы.

Источник