Наиболее сенситивный период для музыкально сенсорного развития ребенка

Елена Фоменко
Развитие музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста

1. Характеристика музыкально – сенсорных способностей

Сенсорное развитие – не самостоятельный и изолированный процесс. Ведущий путь сенсорного воспитания – педагогическая организация восприятия ребенком предметов, явлений, их различных свойств, их разнообразных отношений.

Назначение сенсорного воспитания очень часто рассматривается лишь в плане развития органов зрения и осязания и направлено на ознакомление детей с формой, цветом, пространством. Почти совсем не уделяется внимание развитию слуховых ощущений, лежащих в основе таких важных для художественной деятельности способностей, как музыкальный и фонематический слух.

В современном музыкознании существует определение принципов художественного воздействия музыки на слушателя.

Первый из этих принципов: музыка воздействует наилучшим образом в условиях одновременного совместного воздействия нескольких средств музыкальной выразительности.

Второй принцип отражает требования экономии средств музыкальной выразительности и сводится к тому,что наиболее важные из них несут сразу несколько функций: выразительную, формообразующую, техническую и. т. д.

Необходимо учесть также, что в музыкознании существует абсолютное и относительное понятие высоты, длительности звука и. т. д. Первое из них определяется законами акустики, мерами времени; второе – соотношением между звуками.

Процессы, сопровождающие восприятие музыки, не однородны, так как они должны быть адекватны столь же не однородному и многоплановому характеру музыкальных образов. Воспринимая их. ребенок встречается с большим разнообразием музыкальных средств и их сочетаний. В результате возникает динамика переживаний, появляются зачатки творчества. В основе музыкально – эстетического переживания лежит чувственная основа.

В музыкальном переживании трудно выделить его сенсорное зерно, так как по существу, оно все сенсорно, начиная с простейших музыкальных звучаний и кончая развитием сложных музыкальных образов; музыка всегда чувственно воспринимаема. Поэтому о границах сенсорной и эстетической зоны можно говорить весьма условно.

Однако в более широком смысле можно выделить общие и специальные группы сенсорных процессов.

Первые из них характеризуются целостностью восприятия средства музыкальной выразительности выступают в разнообразных и сложных взаимосвязей, которые улавливаются воспринимающим субъектом. В этом случае речь идет о развитых формах сенсорных процессов.

Вторая группа объединяет более частные, локальные процессы, связанные с восприятием отдельных свойств музыкальных звуков.

В основе музыкальной системы лежит музыкальныйзвук с его четырьмя основными свойствами: высотой, длительностью, тембром, силой. В целях всестороннего и гармоничного музыкального развития ребенка нельзя упускать развитие восприятия их тембра и динамики звучания.

В структуру же музыкальных сенсорных способностейвходят следующие компоненты: различение не только свойств музыкальных звуков, но и их выразительных соотношений и качество обследования музыкальных явлений.

Способ обследования музыкальныхявлений предполагает: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; выделение из комплекса других звуков; различение их выразительного значения ; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, в игре на инструменте, в выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с приятными эталонами.

Формирование слуха происходит в процессе установления тесных взаимосвязей между восприятием, воспроизведением и творчеством. Нет ни одного вида практической музыкальной деятельности, при которой можно обойтись без сенсорного опыта.

Сенсорные акты, не однородны на каждом этапе их развития: наиболее простые – различение свойства звуков в их простейших сочетаниях; сложные – восприятие музыкальных образов.

Каждый из этих этапов характеризуется своими задачами

целенаправленного восприятия.

2. Музыкально – сенсорное воспитание детей

Задачи:

-формировать слуховое внимание детей;

-приучать их вслушиваться в разнообразные. гармоничные звуковые сочетания;

– улавливать смену контрастных и сходных звуковых соотношений;

– обучать способам обследования музыкального звучания;

развивать музыкально – сенсорные способности.

Под сенсорным музыкальным развитием понимается определенный уровень слуховых ощущений, восприятий, представлений, связанный с выразительными средствами музыки в их простейших сочетаниях.

Предполагается также наличие сенсорных способностей: вслушивания, различения, узнавания, сопоставления, обследования, комбинирования звуковысотных и ритмических, тембровых и динамических отношений в условиях различной музыкальной практики.

Сенсорное музыкальное воспитание отличается социальной направленностью. Его результаты – определенный уровень сенсорного развития детей.

Так высотные отношения в музыкальных произведениях выступают перед детьми в виде контрастных сопоставлений звуков, различных по высоте, в виде изменения направления движения мелодии, разнообразных интонационных ходов, выражающих определенную мысль, нюансы чувств.

Ознакомление с ритмическими отношениями происходит путем сопоставления длительностей (преимущественно четвертей и восьмых, вариативное сочетание которых очень выразительно и разнообразно, что позволяет видоизменять задачи восприятия и воспроизведения.

Тембровые свойства демонстрируются реальным звучанием различных инструментов, певческих голосов и звукоподражанием голосам животных, птиц.

Динамические зоны, группирующие основные оттенки, а также другие нюансы, направленные на выражение эмоционального содержания музыки, раскрывают перед детьми их выразительное значение.

Все эти отношения, звуковые сочетания выполняют выразительные функции.

Первоначальная ориентировка в музыкальных явлениях требует от детей:

– умение вслушиваться в музыкальное звучание;

– умение выделить то или иное свойство музыкальных звуков из общего их комплекса, услышать динамические, ритмические и другие изменения.

Усвоение способов вслушивания предполагает у детей наличие:

– умение сопоставлять сходные и контрастные сочетания свойств музыкальных звуков;

– умение относить явления, свойства звуков к тем или иным группировкам;

– умение находить те или иные свойства музыкальных звуков в условиях различной музыкальной практики.

Усвоение способов координации восприятия и воспроизведения требует от детей:

– умение контролировать слухом качество своего исполнения во время практической деятельности;

– умение подбирать, импровизировать, комбинировать различные сочетания звуков в их гармоничном звучании.

В процессе обучения пению хорошо формируется звуковысотный и ритмический слух. Но характер этого обучения должен отвечать определенным требованиям, в том числе и сенсорным. Нельзя опускать сенсорные звенья в системе музыкального развития.

В процессе обучения пению меньше уделяется внимания развитию динамического и тембрового слуха. Тем ни менее дети должны пытаться слиться голосами при исполнении динамических оттенков и подравняться по тембру.

Ритмический слух успешно формируется при опоре на моторные ощущения. Маршировка, бег, хлопки очень хорошо моделируют простейшие ритмические рисунки.

Динамические нюансы музыкальных произведений естественно выражаются в движении. Начиная от таких простых, как внезапная смена громкого и тихого звучания, сопровождаемая аналогичной сменой динамики в хлопках, и кончая более сложными – усилением и ослаблением звучания музыки, выражаемого в движениях большей или меньшей амплитуды, их энергичностью, сменой участия в движении всего коллектива детей или небольшой его группы,- все это является хорошим материалом для развития динамического слуха на занятиях ритмикой.

А вот тембровые отношения могут быть связаны:

-может иметь место имитация игры на инструментах, и ребенок воссоздает в своем воображении их тембр;

– происходит смена характера движения в соответствии с игрой на настоящих музыкальных инструментах;

– шире могут быть использованы игровые приемы, направленные на решение задач различения тембров голосов детей, различных звукоподражаний.

На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие, но этим не стоит ограничиваться. Нужна еще такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки.

3. Музыкально – дидактические игры как средство развития сенсорных способностей.

В процессе игр происходит ознакомление с эталонами, которые легко принимаются детьми, так как они основаны на имеющемся у них опыте. Дидактические игры открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально –дидактическая игра по своей структуре должна включать развитие игровых действий и отражать единство музыки и движения. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Условно можно отметить некоторые наиболее характерные виды и структуры игр в связи с развертыванием игровых действий и постановкой дидактических задач.

Наиболее распространенная структура предполагает спокойное музицирование и носит характер соревнования в умении вслушиваться в музыку. Этот вид напоминает хорошо известные настольные дидактические игры по развитию чувства формы, цвета, объема предметов. Здесь же происходит различение свойств и характера музыкального звучания. Имеются в виду не только игры – пособия (нотное лото, музыкальные шкатулки, музыкальные лесенки и. т. д., но и игры с пением и движением.

Игры отличаются и по своим игровым действиям, и по сенсорным заданиям. В связи со структурой музыкально – дидактических игр отчетливо выступает роль игровых правил.

Обобщенно правила направлены на какое-то преимущество:

– входят в домик, если узнают, кто в нем сидит и кто мяукал – большая ли кошка. или котенок (различение высотных отношений в игре «Чей домик?»);

– становятся ведущими, если различают тембр звучания инструментов («Бубен с погремушкой»);

– выполняют роль дирижера (различение тембра инструментов в игре «Оркестр»);

– и наоборот, не выполнившие задания выходят из игры, получают меньше очков и. т. д.

В музыкально-дидактических играх особую роль играют музыкальные произведения, на основе которых развертывается игровое действие. Они должны отвечать эстетическим требованиям, вызывать чувства детей, положительно влиять на их вкус и особенно побуждать к выразительному движению.

Источник

Все родители заинтересованы в гармоничном развитии своего ребёнка. Тем более, сейчас так много возможностей для этого. Можно с шести месяцев ходить с малышом на развивающие занятия, водить в бассейн. Для более старших детей предлагают танцы, вокал, рисование и различные спортивные секции. Хотите интеллектуального развития? Не проблема! Тут и ментальная арифметика, и иностранные языки, и робототехника, и детские экскурсионные программы.

К сожалению, бывает так, что родители отдают детей на занятия слишком рано, когда маленький ребенок ещё не готов к восприятию определённых знаний. Или просто теряются в многообразии кружков и секций, не понимая, что будет наиболее полезно для малыша.

Тут нам на помощь придёт знание сенситивных периодов развития. Впервые это понятие ввёл психолог Л.С.Выготский.

Сенситивные периоды – определённые возрастные периоды, когда у ребёнка есть оптимальные условия для усвоения различных навыков и знаний. Именно в эти периоды способности будут развиваться наиболее легко и полно. В такие периоды психика человека наиболее пластична и даёт максимальные возможности для формирования разных свойств. Иногда, эти благоприятные периоды ограничены по времени. Например, если ребёнок до 6 лет не освоил речь, в дальнейшем сделать это будет очень трудно. А вот для развития музыкальных способностей таких периодов несколько.

Через сенситивные периоды проходят все люди не зависимо от национальности, культуры, географии проживания. При этом сроки их начала у каждого ребёнка могут быть индивидуальны и отклоняться от общей нормы.

Изучением сенситивных периодов занимались многие учёные. Своя периодизация есть у М. Монтессори, Л.С. Выготского, П.Эпштейна, П.Скиллера. Несмотря на некоторые отличия, основные этапы у всех авторов совпадают.

Давайте рассмотрим сенситивные периоды в жизни ребёнка от рождения до шести лет.

От 0 до 1 года

  • сенситивный период для эмоционального развития.
  • сенситивный период для двигательного развития.

От 0 до 5 лет

  • сенситивный период для развития самостоятельности.

От 0 до 6 лет

  • сенситивный период для сенсорного развития. Мы уже писали о важности формирования эмоционального интеллекта. Для этого у ребёнка должно быть много разнообразных впечатлений из окружающего мира.

От 1 до 3 лет

  • сенситивный период для развития речи (особенно в 1,5 года), увеличения словарного запаса, усвоения языковых норм. В этот период желательно не «сюсюкать» с малышом, чтобы он наиболее полно усвоил грамотную речь.
  • сенситивный период для восприятия иностранных языков.

От 1,5 до 5,5 лет

  • сенситивный период для развития мелкой моторики.

От 2 до 4 лет

  • сенситивный период для восприятия порядка. Под порядком тут понимается усвоение ребёнком определённых закономерностей, правил, причинно-следственных связей.

От 2,5 до 6 лет

  • благоприятный период для усвоения культурных норм, развития социальных навыков, правил этикета. Ребёнок подражает близким, поэтому относитесь особенно внимательно к своему поведению.

От 3 до 6 лет

  • сенситивный период для обучения письму, изучению букв и цифр (от 3 до 4 лет)
  • благоприятный период для развития музыкальных способностей (от 4 до 5 лет)
  • период для развития математических способностей
  • период для развития творческих способностей, воображения

От 4 до 6 лет

  • активный период развития пространственного мышления, ориентации в пространстве, умение находить нужное место

От 5 до 6 лет

  • сенситивный период для изучения иностранных языков
  • сенситивный период для обучения чтению
  • ещё один период усвоения социальных норм

Многие авторы указывают, что сенситивных периодов для развития определённых навыков несколько в течении жизни. Например, по мнению Пэма Скиллера, периодов развития музыкальных способностей два: от 0-до 36 месяцев, от 3-до 10 лет. А для изучения иностранных языков – от 5 до 10 лет.

При этом вовсе не значит, что, если в 5 лет ребёнок не начнёт изучать иностранный язык, то больше он его освоить не сможет. Просто именно в этом возрасте изучение может пройти наиболее легко.

Вы можете опираться на эту периодизацию при планировании развивающих занятий для своего ребёнка. Например, в два-три года можно сделать акцент на физическом развитии, формировании крупной моторики. А английский начать изучать с пяти лет, а не с трёх.

Читать больше статей по детской психологии и развивающих игрушках вы можете в специальном разделе нашего портала о развивающих игрушках для детей от 6 месяцев до 6 лет Умный Жираф.

Екатерина Рыбина

Детский и семейный психолог

Источник

Сенситивные периоды развития ребёнка.

Сенситивный период — это период в жизни ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий, делает все с удовольствием и интересом. Сенситивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно. М. Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сенситивный период. Важно понимать, что если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сенситивного периода, т.е. по принуждению (учиться читать, писать и пр.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, но имеет, по крайней мере, следующие возможности:

– знать эти периоды, их особенности наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания определенного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки уровня развития ребенка в настоящий момент;

– предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы у ребенка было то, в чем он особенно нуждается в данный момент. В этом смысле среда Монтессори-школы является оптимальным решением проблемы, потому что в ней всегда есть все, что ему может понадобиться для реализации этих познавательных потребностей.

Протекание каждого сенситивного периода характеризуется более или менее медленным началом, которое довольно трудно заметить, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в «зоне его ближайшего развития»; затем наступает этап наибольшей интенсивности, который наблюдать довольно просто; и более или менее медленный спад интенсивности.

Некоторые сенситивные периоды протекают примерно в одно и тоже время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.

От рождения до шести лет.

В это время вся его деятельность, работа познания ориентирована на формирование образа окружающего мира как целого и как индивидуального мира на основе имеющихся чувств (зрения, слуха и т. д.) Это- та внутренняя задача, которую решает ребенок в соответствии с космическим планом своего развития. Причем в зависимости от возраста по-разному.

Ребенок от рождения до трех лет (Мария Монтессори характеризовала его как «духовный эмбрион») представляет собой, образно говоря, сверхчувствительный резонатор эмоций родителей – в основном матери. Его «впитывающее сознание», как губка, вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, которые происходят в их мире.

В обычной, житейской ситуации этот процесс, к сожалению, часто пускается взрослыми на самотек, хотя им предоставлена уникальная возможность целенаправленно воспользоваться знаниями о нем. Например, в той форме, которую предложила М. Монтессори – с помощью создания специальной «подготовленной среды» и упражнений в навыках практической жизни. И если необходимость «подготовки ребенка к школе» в целом понятна для родителей, воспитателей и учителей, то важно осознать, что столь же важная задача есть и на период «подготовки ребенка к детскому саду». Речь здесь ни в коем случае не идет о каких-либо знаниях, которыми надо «напичкать» ребенка перед детсадом. Важно знать и учитывать законы его развития и не нарушать их.

В возрасте от трех до шести лет ребенок, согласно Марии Монтессори, является «строителем самого себя». Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сенситивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социального, двигательного. При благоприятных условиях развитие органов чувств по степени и уровню способности к различению может достигнуть предела человеческих возможностей. То есть ближе к концу этого периода с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир намного тоньше, чем взрослый (если ребенку предоставить необходимые упражнения для органов чувств, что легче всего достигается с помощью сенсорного Монтессори-материала).

Сенситивный период развития речи.

Длится в среднем от рождения до шести лет, начинаясь до появления ребенка на свет. В возрасте от рождения до 4,5 месяцев ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. В этом возрасте сознание ребенка еще не может выделять в отдельные картины образы мира, себя и своего взаимодействия с миром. Все впечатления соединены в единый клубок, в котором выделяется красная нить – речь. Поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи.

Дети учатся подражать звукам, в это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней – прекрасное свидетельство начала тренировки мышц речевого аппарата.

Ребенок начинает самостоятельно располагать произносимые им звуки друг за другом, вслушиваясь в мелодию родного языка.

В возрасте около года сознательно выговаривает первое слово, но одновременно попадает в ситуацию, когда прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим «знанием» из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. С данного возраста и примерно до 2-2,5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка.

Около 1,5 лет ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Он непосредственно, без обиняков, говорит о том, чего хочет и чего не желает. Использует ориентационную механику языка чувств, говоря «приятно – неприятно» вместо «правильно-неправильно».

Он в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно формулировать предложение. Только из-за нехватки слов создается впечатление специфического «детского» языка.

Отсюда вывод: запрет на «сюсюканье», на придумывание родителями упрощенного «детского» языка. Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Он нуждается в том, чтобы ему рассказывали как можно больше историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка, историй – образцов хорошего стиля, разных жанров.

В возрасте 2,5-3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его «эгоцентрическая» речь – прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или их отсутствие в его мыслях, так как все, о чем он думает, сразу же проговаривается. Постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека можно будет судить лишь косвенным образом.

В возрасте 3,5-4 лет ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Он осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной и поэтому понятной окружающим. Дети этого возраста живо интересуются символическими обозначениями звуков, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т. д., могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая рядом  друг с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания – вплоть до простых слов.

Поэтому в возрасте 4-4,5 лет выглядит совершенно естественным следующий шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей.

Наконец, в возрасте 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма – это выражение особым способом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает помимо различения букв и умения складывать их в слова еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.

Основная мысль Марии Монтессори состоит в том, что если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сенситивного периода, т. е. под принуждением (учится читать, писать и т. д.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

Сенситивный период восприятия порядка.

Длится от рождения до трех лет, наивысшей интенсивности достигает около 2-2,5 лет. Монтессори говорит: «для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром».

Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. На его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок – порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции в целом – будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая среда в возрасте от рождения до 3 лет. В возрасте 2-2,5 лет он испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, который необходим ему в трех сферах: в окружающей его среде (помещении), во времени, в отношениях со взрослыми.

Сенситивный период восприятия маленьких предметов.

От 1,5 до 5,5 лет этот период часто доставляет взрослым немало волнений: ребенок смело манипулирует пуговицами, горошинами и т. п. А на само деле ребенка интересует проблема целого и части, он получает удовольствие от того, что на его глазах фарфоровая чашка при ударе об пол распадается на несколько частей. Таким образом, он ощущает, что мир делим и состоит из все более мелких частей.

Взрослые могут придать позитивный характер этому процессу, предоставив ребенку, например, упражнения в нанизывании на нитку бобов, плодов каштана с проделанными отверстиями, проталкивании бусин в отверстие в крышке баночки и т. п.

Сенситивный период развития движений и действий

Длится в среднем от 1 года до 4 лет и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все методы образования, которые ограничивают свободу движения ребенка в этом возрасте, являются препятствующими его естественному развитию. Отсюда и вывод о вреде для него и малоактивного образа жизни.

В течение этого периода имеются моменты, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения, то впоследствии его интересуют все более сложные действия, требующие определенный уровень координации, свободы и выразительности движений.

Сенситивный период развития социальных навыков

В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на домах и в подъездах и ребята, которые открыто курят на остановках. Ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам обращения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить  другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи, и т. д.

Источник