Наглядный материал в развитии ребенка

Наглядный материал в развитии ребенка thumbnail

Наглядные средства обучения в Доу

При  обучении  и  развитии  детей  дошкольного  возраста  применять

наглядные  пособия  особенно  важно,  т.к.  в  этом  возрасте  развиваются разные виды мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное, словесно – логическое, абстрактное.

У   детей младшего дошкольного возраста в основном преобладает наглядно – действенное  мышление.  Действие  (практическое)  служит средством  ориентировки и решения задачи. Речь в этом случае нужна  для  формулировки  задачи  (надо  починить  игрушку;  вытащить  флажок; сложить картинку). В дальнейшем речь подытоживает уже выполненное действие. Она используется после выполнения практического действия.

У  старших дошкольников идет формирование наглядно – образного мышления.  Ориентировка  в  задаче,  ее  планирование  и  решение совершается сразу  в  плане  умственного  действия,  т.  е.  через внутреннюю,  беззвучную  речь.  Практическое  действие выполняется после  решения  задачи  в  словесном  плане  и поэтому  практическое действие  теряет  свой  проблемный, поисковый характер,  становясь только  исполнительным.  Это  изменение  роли  практического  и умственного  действия  сказывается  посредственно  в  изменении всего  типа  мышления.  Из наглядно – действенного  оно становится  наглядно – образным,  в  дальнейшем логическим, рассуждающим мышлением.  Изменение соотношений действия и речи в развитии мышления ребенка говорит об успехах в развитии всей умственной деятельности ребенка.  

Использование наглядного материала в работе с детьми.

В   воспитательно – образовательном процессе  с  детьми    используем разнообразный наглядный материал: дидактические картины (предметные и  сюжетные картинки),  репродукции  с художественных картин, фотографии,  модели, муляжи,  предметы – заменители, игрушки, диафильмы.  Иллюстративно – наглядный  материал помогает детям  усвоить  новый материал, углублять, закреплять и уточнять уже имеющиеся представления детей.  Наглядные пособия применяются на всех видах занятий с детьми. На  занятиях  по  развитию  речи используются предметные  и  сюжетные картинки. С помощью предметных картинок дети знакомятся с разными объектами  и  их  свойствами:  внешний  вид, цвет,  составляют  по  ним предложения.  С  помощью  сюжетных  картинок  развивается  творческое воображение детей, наглядно – образное мышление, умение составлять описательные рассказы, небольшие сюжеты. Работа с сериями сюжетных картинок способствует формированию и закреплению представлении рассказа, умений придумать ему точное название, логически переходить от  одной  картины  к другой, включать  в  связное высказывание разнообразные синтаксические  конструкции.  Обычно дети проявляют большой интерес к такой работе.

На  занятиях  по  формированию  элементарных  математических представлений используется демонстрационный и раздаточный  материал: это  плоскостные  и  объемные  геометрические  фигуры, разноцветные полоски  на  закрепление  знаний  о  цвете,  пирамидки – вкладыши, применяются  как предметы – заменители, так и натуральные предметы (например,  при  знакомстве  детей  старшей  группы  с  часовым  временем используем и настоящие часы и нарисованные, при знакомстве с монетами тоже и настоящие монеты показываем и изображенные на рисунке). Часто используем  плакаты  для  ознакомления  детей  с  животными  и  их детенышами.

На занятиях по изобразительной деятельности применяем иллюстрации,  игрушки,  предметы – заменителя,  образцы рисунков, образцы разных видов росписи и т.д.

Наглядным материалом являются как настоящие предметы, так и их изображения. Главное, умело и эффективно их использовать. Например, ознакомление детей с птицами проходит в разных видах деятельности: на прогулках наблюдаем за живыми птицами, их  повадками,  сходством и  различиями.  В  данном  случае  наглядным средством является живой натуральный объект. Если мы лепим птиц на занятии, то наглядным средством может быть игрушка или чучело птицы, чтобы дети могли не только увидеть, но и потрогать форму туловища, головы,  чтобы  передать  это  в  лепке.  Если  идет  рисование  птиц,  то наглядным материалом служит иллюстрация, образец  рисунка.

Иллюстративно – наглядный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих  в природе явлениях (например, рост и развитие растений и  животных, сезонные изменения  в  природе).

С помощью иллюстративно – наглядного  материала      удается  успешно обобщать и систематизировать знания детей.

Большое значение имеет наглядный материал в формировании эстетического восприятия, в обогащении эстетических впечатлений и чувств. Эти задачи успешно решаются  при  рассматривании    репродукций    с  художественных  картин, иллюстраций.

При отборе наглядного материала для работы с детьми учитывается ряд требований,  основными  из  которых  являются реалистичность  изображенных объектов,  художественная  выразительность  материала,  познавательная содержательность  предмета. Также  учитываются  и  возрастные  возможности восприятия детей. Например, при формировании знаний о временах года для детей младшего возраста лучше использовать сюжетные картинки, изображающие не только состояние природы, но и детей в одежде, соответствующей сезону. Это облегчает малышам задачу установления времени года,  т.к. позволяет малышу опереться на собственный опыт. Распознание сезонов по пейзажным картинкам для детей  младшего возраста затруднительно.  Животные и растения должны  быть изображены на картинках крупным планом, в естественных условиях. По xоду рассматривания задают детям вопросы, помогающие им  осмыслить  изображенное  явление, самостоятельно установить связи.

Читайте также:  Влияние труда на психическое развитие ребенка

В улучшении организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь   оказывают технические, или, как их еще называют, аудиовизуальные, средства обучения. Они тоже являются  наглядными  средствами  обучения. К  техническим  средствам относится  как  сама  аппаратура (диапроекторы, магнитофоны, телевизор, DWD (ди-ви-ди), так и специально созданные  дидактические  материалы  и  пособия:  диафильмы,   грампластинки, магнитные записи, кинофильмы, радио-и телепередачи, т. е. экранно-звуковые средства.

Источник

Виктория Искра
Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста.

Искра Виктория Васильевна

МБДОУ ”ДС ”Радуга”

Республика Хакасия,

п. г. т. Усть-Абакан.

Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста.

За последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении.

Применение наглядных методов на занятиях в детском саду очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний.

Наглядность – свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; один из принципов обучения.

Наглядность – это компонент обучения ребенка дошкольного возраста который может помочь ему качественно усвоить изучаемый материал.

Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному и формирует математические представления.

Систематическое применение наглядности во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету.

Все это является важным в развитии личности ребенка.

Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировозрения

дошкольников. Пересчитывая числа, выполняя арифметические действия – все это расширяет кругозор дошкольников. Используя на занятиях наглядный материал способствует облегчению понимания учебного материала. Вызывает заинтересованность детей.

Методы использования наглядностиможно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации.

Благодаря этим методам возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни.

И научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.

С помощью демонстрации внимание дошкольников оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда воспитателю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова воспитателя, а рассказ делает понятным содержания изображаемого на доске.

Различаются следующие виды наглядности:

Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция – знакомство детей с реальными объектами природы.

Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция – знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция – познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция – знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.

Звуковая наглядность; функция – воспроизведение звуковых образов.

Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция – развитие абстрактного мышления, знакомство с условно- обобщенным, символическим отображением реального мира.

Смешанная наглядность – учебный звуковой кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Одним из важнейшим в работе с дошкольниками является использование наглядности.

Изучением и применением наглядности занимались К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Песталоции.

Известный ученый-психолог Л. С. Выгодский различал два уровня развитиявозможностей ребенка: уровень актуального развития и зону ближайшего развития [7,c.117]

Опираясь на данное положение можно сказать, что уровнем актуального развития ребенка является наглядно-действенная умственная деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с предметами, а наглядно- образная, затем словесно-логическая умственная деятельность являются зоной ближайшего развития.

Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир, свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности.

Литература:

1. Занков Л. В., наглядность и активизация учащихся в обучении, М. ,1960;

2. Артемов А. К. Обучение математике. М.:”Пенза”,2005.

3. Из опыта работы с детьми.

Источник

Наталья Ярушина
Роль использования наглядно-дидактического пособия в развитии и обучении старших дошкольников

Аннотация

Статья посвящена проблеме использования наглядно-дидактического материала в обучении детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются возможности и способы использования предметно-образной наглядности в развитии детей. В статье отражены преимущества использования наглядных средств обучения. Установлено, что при использовании традиционных средств обучения дети усваивают учебный материал быстрее, чем при использовании современных информационно – компьютерных технологий.

Ключевые слова: наглядность, принцип наглядности, дидактический материал, предметно-образная наглядность, дидактическая технология.

Принцип наглядности, как один из основополагающих методических принципов, играет особую роль в обучении детей дошкольного возраста. Долгое время он исследуется педагогами и психологами, но не утратил свою актуальность и сегодня.

Читайте также:  Развитие ребенка до года по месяцам смотреть

В наше время педагоги часто используют в развитии и обучении детей современные или инновационные технологии, то есть аудио- и видеоматериалы, презентации. Они способствуют углубленному изучению сложных тем для восприятия ребенка с первого раза. Однако, как показывает практика, более 65% применяет на занятиях более традиционные методы обучения: наглядные, словесные, практические методики, а также работают с книгами. Например, правильное использование наглядности на занятиях в детском саду способствует формированию у ребенка четких представлений по теме занятия, развивает внимание, фонематическое восприятие, логическое мышление и речь, помогает через анализ материала прийти к обобщению, которые позже применяют на практике.

Наглядность – принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения. Наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций и компьютеризации, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал.

Использование средств наглядностей для развития детей на занятиях в детском саду благотворно влияет на успешное усвоение материала, повышает интерес, удерживает внимание, содействуют выработке у детей эмоционально-оценочного отношения к получаемым знаниям.

В связи с этим, необходимо соблюдать ряд условий при их использовании:

1. Наглядность должна соответствовать возрасту и психическому состоянию ребенка.

2. Применять только в соответствующий момент занятия.

3. Необходимо разграничивать основное и не основное при показе иллюстрации.

4. Нужно заранее продумывать сопутствующие пояснения для лучшего восприятия детей.

5. Показываемый материал должен быть согласован с содержанием проводимого занятия.

6. Нужно вовлечь детей, к анализу дающейся информации.

7. Необходимо рациональное сочетание различных форм и методов сообщения учебного материала и труда детей с учетом содержания и специфики наглядных пособий.

Однако все чаще традиционные карточки заменяются электронными пособиями. Например, компьютерные технологии БОС, презентации и многое другое. Это говорит нам о том, что идет интеграция современных компьютерных технологий в сфере образования. Но до конца так и не доказана эффективность применения данных средств.

Современные технологии позволяют работать с мультимедиа, т. е. смотреть фильмы или слушать аудиозаписи разного характера. Это во многом упрощает образовательный процесс, так как педагогу не нужно самому объяснять материал. Данный метод основан на наглядном и слуховом восприятии, это оказывает большое влияние на мышление, познавательную активность. Электронные игры и пособия помогают детям обучиться самостоятельности, развить навык самоконтроля. Использование технических средств обучения также помогает развить у них собранность, сосредоточенность, усидчивость. Современные пособия позволяют оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей старшего дошкольного возраста и повысить эффективность их ознакомления с учебной программой в детском саду.

Но все же, какой метод обладает большей результативностью?

Еще в середине XX века Эдгар Дейл стал выявлять и анализировать способность усвоения материала учащимися. Результаты отразились в пирамиде, названной в честь профессора – «пирамида Дейла»

Лекция и чтение учебника — самые простые, но наименее эффективные способы усвоения, потому что усваивается только 10% изученного.

Использование аудио- и видеоматериалов помогает запомнить 20-30% новой информации.

Наглядность позволяет запомнить 50% от всех знаний.

Применяя практический метод ребенок, усваивает 70%, а также учится анализировать и пользоваться полученным материалом на практике.

Таким образом, большим эффектом при развитии и обучении детей старшего дошкольного возраста обладает использование практического метода, входящий в традиционную классификацию. Ребенок усваивает большее количество информации, чем при использовании современных технологий. Это происходит из-за комплексного воздействия всех органов чувств, что способствует более полноценному запоминанию материала полученного в момент занятия. Мы рекомендуем педагогам, чаще использовать наглядно-дидактические пособия во время занятий, так как они удерживают интерес ребенка к изучению новой темы, способствуют закреплению пройденного материала, дети получают знания, которые надолго остаются в их памяти.

Воспитатель филиала «Большеутинский детский сад ” Ручеёк” Ярушина Н. Е.пополнила игротеку: развивающие карточки “Правила безопасности”, “Зимующие птицы России”, “Животные России”. Наглядно- дидактическое пособие: ” Расскажите детям о домашних животных”, «Продукты питания», «Посуда»

Роль использования наглядно-дидактического пособия в развитии и обучении старших дошкольниковНаглядный материал в развитии ребенкаНаглядный материал в развитии ребенкаНаглядный материал в развитии ребенка

Источник

надежда лутай
Наглядность в обучении и развитии детей дошкольного возраста

Наглядность в обучении и развитии детей дошкольного возраста.

Анализ педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что успех обучения во многом зависит от методов обучения с использованием наглядных пособий, что характер наглядных пособий существенно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру урока.

Наглядные методы не могут быть изолированы от словесных методов обучения, ибо всякое наглядное пособие поясняется, анализируется, является источником дополнительной, или основной информации по изучаемому вопросу. Наглядные методы – это и беседы, и описания, и рассказ, и объяснение, и самостоятельное изучение, но с помощью наглядных средств.

Читайте также:  Диагностика личностного развития ребенка определение

Наглядность – свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; один из принципов обучения.

Наглядность – это компонент обучения ребенка дошкольного возраста который может помочь ему качественно усвоить изучаемый материал.

Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному и формирует математические представления. Систематическое применение наглядности во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету. Все это является важным в развитии личности ребенка. Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировоззрения дошкольников. Пересчитывая числа, выполняя арифметические действия – все это расширяет кругозор дошкольников. Используя на занятиях наглядный материал способствует облегчению понимания учебного материала. Вызывает заинтересованность детей. Методы использования наглядностиможно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации. Благодаря этим методам возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни. И научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.

С помощью демонстрации внимание дошкольников оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда воспитателю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова воспитателя, а рассказ делает понятным содержания изображаемого на доске. Изучением и применением наглядности занимались К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Песталоции.

Принцип наглядности является основополагающим принципом дидактики.

Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника. Впервые в педагогике теоретическое обоснование этого принципа дал Я. А. Коменский. Дальнейшее развитие и обоснование принцип наглядности получил в работах К. Д. Ушинского. Он разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями. Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Понятийная форма мышления в дошкольном

возрасте проявляется лишь в простейших формах (наглядно схематическое мышление). Поэтому наглядные пояснения всегда доступнее.

В детском саду используются различные виды наглядности:

– Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция – знакомство детей с реальными объектами природы.

-Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция – знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

– Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция – познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение).

-Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция – знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.

наглядность; функция – воспроизведение звуковых образов.

– Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция – развитие абстрактного мышления, знакомство с условно- обобщенным, символическим отображением реального мира.

– Смешанная наглядность – учебный звуковой кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Требования к наглядности:

1. Должна реально отражать окружающую действительность,

2. Соответствовать уровню развития детей,

3. Быть высокохудожественной по содержание и оформлению.

Можно наглядныйматериал условно разделить на два вида: демонстрационный и раздаточный.

Демонстрационный отличается от раздаточного размером и назначением.

Демонстрационный материал больше по размеру, а раздаточный — меньше.

Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для развития познавательных интересов и способностей.

Значение раздаточного наглядного материала заключается прежде всего в том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.

Средствами наглядности могут быть реальные предметы и явления окружающей действительности, игрушки, геометрические фигуры, карточки с изображением математических символов, предметов, явлений и т. д. Известный ученый-психолог Л. С. Выгодский различал два уровня развитиявозможностей ребенка: уровень актуального развития и зону ближайшего развития, опираясь на данное положение можно сказать, что уровнем актуального развития ребенка является наглядно-действенная умственная деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с предметами, а наглядно- образная, затем словесно-логическая умственная деятельность являются зоной ближайшего развития.

Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир, свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности.

Источник