Наглядные материалы для развития ребенка
Наглядные средства обучения в Доу
При обучении и развитии детей дошкольного возраста применять
наглядные пособия особенно важно, т.к. в этом возрасте развиваются разные виды мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное, словесно – логическое, абстрактное.
У детей младшего дошкольного возраста в основном преобладает наглядно – действенное мышление. Действие (практическое) служит средством ориентировки и решения задачи. Речь в этом случае нужна для формулировки задачи (надо починить игрушку; вытащить флажок; сложить картинку). В дальнейшем речь подытоживает уже выполненное действие. Она используется после выполнения практического действия.
У старших дошкольников идет формирование наглядно – образного мышления. Ориентировка в задаче, ее планирование и решение совершается сразу в плане умственного действия, т. е. через внутреннюю, беззвучную речь. Практическое действие выполняется после решения задачи в словесном плане и поэтому практическое действие теряет свой проблемный, поисковый характер, становясь только исполнительным. Это изменение роли практического и умственного действия сказывается посредственно в изменении всего типа мышления. Из наглядно – действенного оно становится наглядно – образным, в дальнейшем логическим, рассуждающим мышлением. Изменение соотношений действия и речи в развитии мышления ребенка говорит об успехах в развитии всей умственной деятельности ребенка.
Использование наглядного материала в работе с детьми.
В воспитательно – образовательном процессе с детьми используем разнообразный наглядный материал: дидактические картины (предметные и сюжетные картинки), репродукции с художественных картин, фотографии, модели, муляжи, предметы – заменители, игрушки, диафильмы. Иллюстративно – наглядный материал помогает детям усвоить новый материал, углублять, закреплять и уточнять уже имеющиеся представления детей. Наглядные пособия применяются на всех видах занятий с детьми. На занятиях по развитию речи используются предметные и сюжетные картинки. С помощью предметных картинок дети знакомятся с разными объектами и их свойствами: внешний вид, цвет, составляют по ним предложения. С помощью сюжетных картинок развивается творческое воображение детей, наглядно – образное мышление, умение составлять описательные рассказы, небольшие сюжеты. Работа с сериями сюжетных картинок способствует формированию и закреплению представлении рассказа, умений придумать ему точное название, логически переходить от одной картины к другой, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции. Обычно дети проявляют большой интерес к такой работе.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений используется демонстрационный и раздаточный материал: это плоскостные и объемные геометрические фигуры, разноцветные полоски на закрепление знаний о цвете, пирамидки – вкладыши, применяются как предметы – заменители, так и натуральные предметы (например, при знакомстве детей старшей группы с часовым временем используем и настоящие часы и нарисованные, при знакомстве с монетами тоже и настоящие монеты показываем и изображенные на рисунке). Часто используем плакаты для ознакомления детей с животными и их детенышами.
На занятиях по изобразительной деятельности применяем иллюстрации, игрушки, предметы – заменителя, образцы рисунков, образцы разных видов росписи и т.д.
Наглядным материалом являются как настоящие предметы, так и их изображения. Главное, умело и эффективно их использовать. Например, ознакомление детей с птицами проходит в разных видах деятельности: на прогулках наблюдаем за живыми птицами, их повадками, сходством и различиями. В данном случае наглядным средством является живой натуральный объект. Если мы лепим птиц на занятии, то наглядным средством может быть игрушка или чучело птицы, чтобы дети могли не только увидеть, но и потрогать форму туловища, головы, чтобы передать это в лепке. Если идет рисование птиц, то наглядным материалом служит иллюстрация, образец рисунка.
Иллюстративно – наглядный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях (например, рост и развитие растений и животных, сезонные изменения в природе).
С помощью иллюстративно – наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать знания детей.
Большое значение имеет наглядный материал в формировании эстетического восприятия, в обогащении эстетических впечатлений и чувств. Эти задачи успешно решаются при рассматривании репродукций с художественных картин, иллюстраций.
При отборе наглядного материала для работы с детьми учитывается ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, художественная выразительность материала, познавательная содержательность предмета. Также учитываются и возрастные возможности восприятия детей. Например, при формировании знаний о временах года для детей младшего возраста лучше использовать сюжетные картинки, изображающие не только состояние природы, но и детей в одежде, соответствующей сезону. Это облегчает малышам задачу установления времени года, т.к. позволяет малышу опереться на собственный опыт. Распознание сезонов по пейзажным картинкам для детей младшего возраста затруднительно. Животные и растения должны быть изображены на картинках крупным планом, в естественных условиях. По xоду рассматривания задают детям вопросы, помогающие им осмыслить изображенное явление, самостоятельно установить связи.
В улучшении организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь оказывают технические, или, как их еще называют, аудиовизуальные, средства обучения. Они тоже являются наглядными средствами обучения. К техническим средствам относится как сама аппаратура (диапроекторы, магнитофоны, телевизор, DWD (ди-ви-ди), так и специально созданные дидактические материалы и пособия: диафильмы, грампластинки, магнитные записи, кинофильмы, радио-и телепередачи, т. е. экранно-звуковые средства.
Источник
Гульгез Агасиева
Дидактический наглядный материал и оборудование для математического развития детей
Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе дошкольного образования и в силу его особой значимости в познавательном развитии ребёнка, приобщении его к активной, целенаправленной, результативной деятельности.
В формировании элементарных математических представлений у дошкольников важную роль играет использование наглядно-дидактического материала. Когда ребёнок видит, ощущает, щупает предметы, обучать его математике значительно легче, так как с помощью него ребёнок лучше воспринимает, запоминает, усваивает знания. Наглядно-дидактический материал по формированию элементарных математических представлений активизирует, заинтересовывает детей, даёт им положительный эмоциональный настрой.
Наглядно-дидактические средства являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Следует различать понятия «наглядность» и «дидактические средства». Дидактические – более широкое понятие. Сюда входят совокупность предметов, явлений, знаки, модели действия, слово. Дидактическиесредства выполняют следующие функции:
-реализуют принцип наглядности;
-переводят абстрактные математические понятия в доступную для детей форму;
-способствуют накоплению чувственного, логико-математического опыта и овладению способами действий;
-увеличивают объём самостоятельной деятельности детей; интенсифицируют процесс обучения.
Дидактическиесредства можно разделить на следующие группы:
– комплекты наглядно-дидактического материала;
– оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
– пособия для воспитателей (учебники, методическая литература, конспекты, сборники дидактических игр и др.);
– учебно-познавательные книги для детей, тетради с печатной основой.
Традиционно комплект наглядно-дидактического материала делится на два вида: демонстрационный и раздаточный. Демонстрационный материал отличается от раздаточного размером и назначением. Демонстрационный материал больше по размеру и предназначен для показа всей группе детей. Раздаточный – меньше по размеру и предназначен для работы одного ребёнка, индивидуально.
К первому относятся: крупные игрушки, полочки для показа предметов, крупные плоскостные изображения, крупные модели геометрических фигур, крупные карточки с цифрами и знаками, фланелеграф, магнитная доска, наборное полотно, измерительные приборы (часы, весы, счёты, календари, ТСО и др.
Значение демонстрационного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для формирования конкретных математических представлений, для развития познавательных интересов и способностей.
Ко второму относятся: мелкие игрушки, мелкие плоскостные изображения, наборы геометрических фигур в пеналах, мелкие карточки с цифрами, знаками, счётные палочки, перфокарты, рабочие листы, тетради и др.
Значение раздаточного заключается, прежде всего, в том, что он даёт возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребёнка непосредственно в практическую деятельность.
наглядность в математике характеризуется тем, что внимание детей обращается только на те особенности демонстрируемых материалов, которые являются объектом изучения в математике; постепенно наблюдается ослабление конкретного в предлагаемой наглядности (натуральный предмет – изображение предмета в виде картинки – чёрточка – число).
Большую помощь воспитателю оказывает пособие для воспитателей «Математика до школы» (Смоленцева А. А., Пустовой О. В.). Авторами разработана система игровых упражнений с помощью цветных палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша. Этот материал заслуженно является инструментом познавательной деятельности ребёнка. Цветные палочки Кюизенера помогают детям усвоить различные абстрактные понятия. Дети узнают, что у каждого цвета палочки своё число, усваивают правило построения числового ряда, состав числа из двух меньших чисел. Палочки Кюизенера способствуют решению задачи на формирование понятий «левее», «правее», «между», позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают самостоятельность в поиске способов действия с материалом.
В работе по развитию интеллектуальных способностей детей хорошо использовать блоки Дьенеша. Блоки Дьенеша представляют собой набор их 48 логических блоков. В наборе нет ни одного одинакового блока. В играх с логическими блоками используются карточки с символами свойств (цвет, форма, размер, толщина). На ряду с использованием карточек-символов, которые позволяют придумать с детьми разнообразные игры, можно предложить и логические кубики. Своеобразие логических кубиков – это возможность «случайного» выбора свойств, а это всегда нравится детям. Логические блоки Дьенеша способствуют развитию таких мыслительных операций, как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать.
Игра «Кубики-Хамелеон» развивает у детей умение сочетать и варьировать цвет и форму, что ведёт к созданию образа. В комплект игры входит 16 кубиков. Все кубики одинаковые по размеру, у каждого 3 грани, сходящиеся в одной вершине, окрашены одним цветом, а три следующие – другим цветом. Сущность игры состоит в воспроизведении на плоскости построек по образцам. По собственному желанию, замыслу дети могут одну и ту же постройку варьировать многократно. При этом надо соблюдать архитектурную точность, правильность взгляда сбоку (слева или справа, правильность окраски спереди, сверху и сбоку. Игра необходима всем детям, но особенно тем, у кого недостаточно развито образное мышление, умение осуществлять комбинаторные действия.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слово воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками. Наглядность в игре, прежде всего, и представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры. Основное назначение дидактических игр – обеспечить упражняемость детей в различении, в выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Каждая игра решает конкретную задачу совершенствования математических представлений (количественных, пространственных, временных).
Так игры «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «Вычислительная машина» направлены на тренировку мышления и предполагают строгую логику действий.
Традиционно используются разнообразные развивающие игры (на плоскостное и объёмное моделирование, в которых дети не только выкладывают картинки, конструкции по образцам, но и самостоятельно придумывают, составляют силуэты. Это такие игры как «Танграм», «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др. Каждая игра имеет свой комплект элементов, отличающих от элементов других игр, и обладает только ей присущими возможностями в создании силуэтов на плоскости. Так, из деталей «Танграма» можно выкладывать силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода, буквы, цифры; из «Колумбова яйца» – силуэты птиц, людей; а «Волшебный круг» даёт возможность составлять ракеты, человечков, птиц и другие фигуры.
Особое значение для развития математических способностей, интереса к математике имеют головоломки из объёмных фигур: «Змейка-Рубика», «Кубик Рубика», «Сложи узор», «Кубики для всех»; лабиринты; задачи-головоломки со счётными палочками. Игры развивают у детей настойчивость, умение сосредоточиться, логическое мышление.
В группе оформлен уголок самостоятельной познавательной и игровой деятельности, в котором размещены различные дидактические игры, счётные палочки, счёты, геометрические тела и др. Эти средства периодически обновляются. К ним обеспечен свободный доступ детей.
Для индивидуальной работы с детьми хорошо использовать такие книги: «Грамотейка» (Земцова О. Н., «Математика от 3 до 7» (Шалаева Г. П., «Прописи-вопросики для малышей», «Песенка-чудесенка» (Новикова В. П.). В них много материала на развитие внимания, мышления, памяти, ориентировки на листе бумаги, на знание геометрических фигур, дней недель, частей суток и др. С такими пособиями легко и удобно работать, а для детей занятия превращаются в весёлую в увлекательную игру.
Благодаря использованию наглядно-дидактического материала по математике дети имеют опыт освоения математических деятельностей (вычисления, измерения) и обобщённых представлений о форме, размере, пространственных и временных характеристиках; также у детей сложились обобщённые представления о числе. Дети проявляют интерес к логическим и арифметическим задачам, головоломкам; успешно решают логические задачи на обобщение, классификацию, сериацию.
Дети понимают абстрактные термины (число, время, самостоятельно выделяют характеристические свойства при группировке множеств, выделяют и понимают противоречия в ситуациях и находят им объяснения.
Источник
Лариса Зимкина
Наглядный материал и дидактические игры из опыта работы воспитателя
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ.
Выступление Зимкиной Л. Ю. воспитателя МДОУ «Детский сад «Солнышко» п. Новоселки.
«Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Новоселки любить и знать?
Как важно – не опоздать!»
Дидактические игры и наглядный материал актуальны и интересны для детей дошкольного возраста. Играя в такие игры, дети получают целостное представление о родном крае, в котором они живут. Работа с дидактическими играми способствует повышению познавательной активности детей, их личной заинтересованности в усвоении знаний о природном окружении, о птицах и животных населяющих наш поселок, о достопримечательностях родного края, о истории поселка Новоселки.
Дидактическая игра: «Птицы нашего края»
Цель: Формировать обобщённые представления у детей о птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания. Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках. Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц. Знакомить с основным отличием домашних, зимующих и перелётных птиц: отличия в питании. Развивать память, внимание, речь. Воспитывать любовь к природе родного края.
Для игры изготовлены карточки на основе фотографий птиц, обитающих в нашем крае – зимующих и перелетных, домашних.
Дидактическая игра: «Домашние животные»
Цель: Закрепление знаний детей о животных нашего края. Развитие связной речи детей.
Дидактический материал: схема –цветок с условными обозначениями на лепестках: место обитания, питание, звук, внешний вид, детеныши.
На столе раскладываются карточки изображениями вниз. У каждого игрока схема-цветок с уловными обозначениями. Ребенок выбирает карточку с изображением животного, выкладывает в центр схемы –цветка в соответствии с условными обозначениями рассказывает о животном:
• Как называется животное;
• Где обитает;
• Чем питается;
• Какие звуки издает;
• Как выглядит;
• Как называются детеныши животного.
Дидактическая игра: «Дикие животные нашего края»
Цель: Формировать обобщённые представления у детей о диких животных нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
Учить узнавать диких животных по внешнему виду, по написанию и находить их на картинках.
Развивать память, внимание, речь.
Воспитывать любовь к природе родного края.
Для игры изготовлены карточки на основе фотографий диких животных нашего края.
Дидактическая игра: «Отгадай дерево»
Цель: Развитие умения описывать деревья и узнавать их по описанию.
Дидактический материал: Карточки с изображением различных деревьев.
Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением деревьев. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке.
Дидактическая игра: «Собери картинку»
Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал: Карточки с изображением деревьев и кустарников, разрезанные на несколько частей.
Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 3, 4, 5 частей (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал.
Дидактическая игра: «Четвертый лишний»
Цель: Развитие умений классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам.
Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и кустарников, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе.
Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое изображение лишнее. Оставшиеся, изображения назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее изображение по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Дидактическая игра: «Четвертый лишний»
Цель: закрепление представлений о природе родного края. Развитие логического мышления.
Дидактический материал: макет телевизора, экран которого разделен на 4 части, карточки с птицами, животными и растениями, обитающими на территории п. Новоселки. Карточки с птицами, животными и растениями.
Ведущий вставляет в экран карточки с изображениями животных, птиц или растений. Дети находят и исключают тех, которые не живут (не растут) в Новоселках, объясняют почему. Эта игра постоянно пополняется по мере накопления материала.
Дидактическая игра: «С какого дерева листок»
Цель: закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев, плодов;
развивать внимание, наблюдательность, память;
воспитывать познавательный интерес.
Игра знакомит детей с деревьями, кустарниками п. Новоселки. Играть в нее можно как одному, так и небольшой группой. Игра очень познавательна, хорошо использовать ее для занятий по ознакомлению с окружающим миром.
Предложить детям разложить листочки к деревьям соответствующего внешнего вида.
Дидактическая игра: «Поймай рыбку»
Цель: закреплять представления детей о рыбах, которые обитают в пруду нашего поселка, запомнить их названия; уметь различать по характерным признакам.
Дети по характерным признакам находят карточку с рыбкой, называют её, описывают.
Дидактическая игра: «Определи по предмету профессию»
Цель: Закрепить понимание назначения и функций предметов труда, умение группировать их по способу использования.
Дети по очереди достают из мешочка предметы (половник, вата, монеты, расчёска, краска, нитки, шприц и т. п., которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности.
Задача: по предмету назвать профессию родителей, в которой он используется.
Дидактическая игра: «Кто где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают родители, как называется их рабочее место.
Воспитатель – в детском саду;
учитель – в школе;
врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;
повар – в кухне, столовой, кафе… и т. д.
Дидактическая игра: «Назови профессию»
Цель: Учить правильно, называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком.
Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют,например:
Трактор – тракторист;
Машина – шофер;
Экскаватор – экскаваторщик;
Комбайн – комбайнер;
Подъемный кран – крановщик;
Самолет – летчик (пилот);
Пожарная машина – пожарный;
Бульдозер – бульдозерист;
Дидактическая игра: «Кто чем занимается?»
Цель: Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.
Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду, врач… (лечит людей, учитель… (учит детей, строитель… (строит дома, художник… (рисует картины, пианист (играет на пианино, писатель (пишет книги, портниха (шьет одежду, прачка (стирает одежду, уборщица (моет полы, продавец (продает товар, фотограф (фотографирует людей, воспитательница (воспитывает детей, ткачиха (ткет ткани, машинист (ведет поезд, контролер (проверяет билеты, машинистка (печатает на машинке) и т. д.
Работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблицы для становления и развития связной речи (развивающие и обучающие) – это изображения текстовой информации, которая предварительно разбивается на группы слов в последовательной поочередности. На каждую группу слов приходится одна иллюстрация. Благодаря такой схематической зарисовке информации, малыш её легко воспринимает, запоминая всё без особых усилий.
С помощью мнемотаблиц по развитию речи осуществляется:
Запоминание сказок или стишков. Маленькие дети с повышенным интересом принимают участие в дидактических играх по известным им сказкам. В домашних условиях можно предлагать ребенку рассказать сказку своей любимой игрушке, используя при этом серию картинок. Также можно совместно нарисовать мнемотаблицу, изображая героев событий собственно придуманными символами, например треугольник – это человек, волнистая линия – тучка на небе. Таким образом, происходит не только формирование связной речи, а и активное развитие воображения, фантазии с проявлением скрытых творческих способностей детей.
Работа с наглядностью.
Наглядность облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным. Предлагаемые наглядно-игровые средства, способствующие развитию лексико-грамматического строя речи, выполнены с учетом решения максимального количества образовательных и воспитательных задач: для развития пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, речевой практики.
Источник