Начисляется ли районный коэффициент на пособие по беременности и родам
Когда действуют новые правила
Новые правила расчёта утверждены Федеральным законом от 08.06.2020 № 175-ФЗ. Они действуют для пособий, которые начинаются 19 июня 2020 или позже. Изменения касаются трёх видов пособий (ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ):
- по временной нетрудоспособности;
- по беременности и родам;
- по уходу за ребенком до 1,5 лет.
В общем случае эти выплаты считают исходя из средней зарплаты за предшествующие два года, но есть два исключения (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ):
- За предыдущие два года не было официальных доходов.
- Среднемесячный заработок за предыдущие два года ниже МРОТ.
Новое правило касается всех работников, у которых за предыдущие два года зарплата оказалась больше, чем 24 МРОТ, но меньше, чем 24 МРОТ, с учётом районного коэффициента.
Что изменилось в расчёте больничных
Раньше специалисты ФСС придерживались мнения, что при сравнении среднего заработка с МРОТ районные коэффициенты учитывать не нужно. Они разъясняли, что районный коэффициент уже учтён в фактическом среднем заработке расчётного периода (письмо ФСС РФ от 17.12.2018 № 02-11-03/17-02-468ОП).
Судьи с такой позицией ФСС были не согласны. Они отмечали, что районный коэффициент нужно применять ещё на этапе сравнения фактического и минимального среднедневного заработка (определение ВАС РФ от 26.05.2014 № ВАС-5881/14, определение ВС РФ от 03.11.2017 № 304-КГ17-15715). Поэтому считать можно было и так, но при готовности отстаивать свою позицию в суде.
С 19 июня порядок расчёта пособий не изменился — шаги остались те же. Но теперь в законе официально закреплена позиция судов — при сравнении среднего заработка работника с МРОТ, нужно учитывать районный коэффициент, установленный в регионах и местностях. Это исключает парадокс, из-за которого работник с меньшим доходом за два года получал больничный в большей сумме, чем коллега с доходом выше.
Пример
В ООО «Волна» два работника отправляются на больничный с 21.01.2020 по 30.01.2020. Страховой стаж каждого больше 8 лет, то есть они получают 100 % оплату больничных. В регионе действует районный коэффициент 50 %.
Работники отличаются только доходом, который они получили за два предыдущих года (2018–2019 гг.):
- доход первого работника — 291 113 рублей (меньше, чем 24 МРОТ);
- доход второго работника — 291 121 рублей (больше, чем 24 МРОТ).
Посчитаем сумму оплаты десяти дней больничного, которую получит каждый из них.
Расчёт по старым правилам
Первый работник | Второй работник | |
---|---|---|
Вычисляем среднедневной заработок исходя из дохода сотрудника | 291 113 рублей / 730 дней = 398,78 рубля | 291 121 рублей / 730 дней = 398,80 рубля |
Вычисляем минимальную сумму среднедневного заработка исходя из МРОТ | 24 мес. × 12 130 рублей / 730 дней = 398,79 рубля | |
Сравниваем фактический средний заработок с минимальным | 398,78 < 398,79 Минимальный заработок выше | 398,80 > 398,79 Фактический заработок выше |
Рассчитываем итоговую сумму пособия | 398,79 рубля × 10 дней × 1,5 (РК) = 5 981,85 рубля | 398,80 рубля × 10 дней = 3 988 рублей |
Итог: В ООО «Волна» два работника с доходом за два года, который отличается всего на 8 рублей, и одинаковым страховым стажем. При этом первому работнику с меньшим доходом больничный оплатят в сумме, которая в 1,5 раза больше, чем сумма оплаты второго работника. На месте второго работника хочется подойти к бухгалтеру и попросить не учитывать 8 рублей за прошлые два года.
Отличие связано с тем, что по старой методике ФСС применять районный коэффициент было можно только в том случае, когда средний заработок, рассчитанный из МРОТ, оказывался выше фактического. То есть пособие рассчитывается исходя из минимального среднедневного заработка. Если фактический заработок превысил минимальный — районный коэффициент не применялся. Такая методологическая проблема действовала с 1 января 2011 по 19 июня 2020 (до вступления в силу Федерального закона от 08.06.2020 № 175-ФЗ).
Расчёт по новым правилам — с 19 июня 2020 года
С вступлением в силу новых правил районный коэффициент нужно будет применять ещё на этапе сравнения фактического среднедневного заработка с минимальным, что исключит проблему.
Посмотрим, как будет выглядеть расчёт в июле 2020 года. Июль взят умышленно, так как там 31 календарный день. Чтобы исключить влияние Федерального закона от 01.04.2020 № 104-ФЗ на результаты расчета.
Первый работник | Второй работник | |
---|---|---|
Вычисляем среднедневной заработок исходя из дохода сотрудника | 291 113 рублей / 730 дней = 398,78 рубля | 291 121 рублей / 730 дней = 398,80 рубля |
Вычисляем минимальную сумму среднедневного заработка исходя из МРОТ | 24 мес. × 12 130 рублей × 1,5 (РК) / 730 дней = 598,19 рубля | |
Сравниваем фактический средний заработок с минимальным | 398,78 < 598,19 Минимальный заработок выше | 398,80 < 598,19 Минимальный заработок выше |
Рассчитываем итоговую сумму пособия | 598,19 рубля × 10 дней = 5 981,90 рубля | 598,19 рубля × 10 дней = 5 981, 90 рубля |
Итог: В этом случае справедливость восторжествовала — оба сотрудника получили одинаковый размер пособия. Отметим, что Федеральный закон от 01.04.2020 № 104-ФЗ для больничных в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года частично компенсировал проблему, которая была вызвана правилами ФСС. Но окончательно вопрос урегулировал только Федеральный закон от 08.06.2020 № 175-ФЗ.
Как изменятся пособия для работников на условиях неполного рабочего времени
По новым правилам будут рассчитывать пособия и тем, кто работает неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Для сравнения фактического и минимального заработка тоже нужно учитывать районный коэффициент. Порядок практически аналогичен.
Единственное отличие — средний заработок таких сотрудников нужно определять пропорционально продолжительности их рабочего времени. Например, если работник трудится на полставки, добавляем коэффициент 0,5.
Минимальная сумма среднедневного заработка будет рассчитываться по формуле:
24 месяца × МРОТ × Районный коэффициент × Коэффициент занятости / 730 дней
Больничный за полный месяц не может быть меньше МРОТ с учётом районного коэффициента и коэффициента занятости. Это правило касается больничных, приходящихся на период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года (Федеральный закон от 01.04.2020 № 104-ФЗ).
Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком не может быть ниже 6 752 рублей с увеличением на районный коэффициент (Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ).
Не пропустите новые
публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Источник
Алкестидаспросила 13 июля 2013 в 17:30 Добрый день! Подскажите пожалуйста что то совсем запуталась почитав топики . Если при начислении з/п районный коэффициент не начислялся вообще, то при начислении пособия по БиР надо к начисленной з/п добавлять районный коэффициент? (у нас он 1,3) | |
nataa 106 993 балла, г. Екатеринбург Добрый вечер! | |
Государство переводит больничные в электронный вид Подключите сервис для работы с электронными больничными и сопутствующей отчетностью | |
Получается так МРОТ 170,89 (5205*24/731), 170,89*1,3=222,14 Количество учитываемых дней в расчетном периоде 731, выплаты за расчетный период равны 144000,00 руб., исходя из этих данных, средний дневной заработок за расчетный период равен 196,99руб.(144000,00/731=196,99). Страховой стаж сотрудника на день наступления отпуска по беременности и родам получается в этом случае надо брать по МРОТ? | |
Добрый вечер. | |
Спасибо за ответы! Вообще расчет у меня получается такой Размер пособия по беременности и родам за период с 20.06.2013г. по 22.11.2013г. за 156 дней составил: 20.06.13-30.06.13 196,99 100 196,99 11 0 2166,89 ИТОГО: 30730,44 руб.(196,99*156=30730,44 руб.). если считать по МРОТ+р/к то получается больше чем расчет за 2 года 171,12*156*1,3=34703,14 Как будет верно? Извините за столь дотошные вопросы хочу разобраться | |
nataa 106 993 балла, г. Екатеринбург Да, если пособие, рассчитанное исходя из среднего заработка работника, получается ниже пособия, рассчитанного из МРОТ, то следует пособие рассчитать из МРОТ = 5205 * 24 / 730 * 156 * 1,3. 1.1. В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”. | |
Сообщение-вопрос удалено модератором. Задайте, пожалуйста, этот вопрос в НОВОЙ теме. | |
nataa 106 993 балла, г. Екатеринбург Цитата (Kris7ino4ka):Добрый день!!! Проживаю в районе крайнего севера (г. Салехард ЯНАО), пошла в декрет в июне 2012г. Доход за 2011 год, согласно справке, составляет 1014000, за 2012г. – 560000, декретных было насчитано максимально возможный размер на данный момент 168350, столько же было выплачено, сейчас получаю пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 14625,35 ( утвержденный максимальный размер по России). Подскажите, пожалуйста, увеличился максимальный размер пособия по уходу за ребенком, должны ли пересчитать и должны ли были применить к декретным и пособию районный коэффициент??? Заранее спасибо. Добрый день! | |
ПомБух 103 989 баллов, г. Челябинск Здравствуйте. Цитата (Алкестида):Получается так МРОТ 170,89 (5205*24/731), 170,89*1,3=222,14 Не получается. 1. В знаменателе, как Вам уже сказали, 730 Цитата (Pilinka):получается в вашем случае для расчета дневного пособия по БиР следует использовать размер заработка, равный МРОТ Не получается. СДЗ “из заработка” = 144000/731 = 196.99 | |
Источник
VadimVasenin / Depositphotos.com |
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов. Это правило закреплено в п. 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375 (письмо ФСС России от 17 декабря 2018 г. № 02-11-03/17-02-468ОП).
Специалисты ФСС России последовательно трактуют эту норму таким образом, что районный коэффициент применяется не к МРОТ, а к уже исчисленному из МРОТ размеру пособия. То есть фактический средний дневной заработок сравнивается со средним дневным заработком, исчисленным из МРОТ, без его увеличения на районный коэффициент. Если первое значение оказывается меньше второго, пособие исчисляется из МРОТ. И тогда конечный результат умножается на районный коэффициент. Иначе пособие исчисляется из фактического заработка, в котором районный коэффициент уже учтен.
Не изменил Фонд указанному подходу и в своих разъяснениях, приведенных в письме от 17 декабря 2018 года. Как указали специалисты ФСС России, только в случае, если пособие было рассчитано из МРОТ, на исчисленный размер пособия должен быть начислен районный коэффициент, так как в остальных случаях районный коэффициент уже учтен в фактическом заработке расчетного периода. Таким образом, сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ производится через средний дневной заработок. Для исчисления пособия из этих двух величин необходимо выбрать большую. Увеличение рассчитанного из МРОТ среднего дневного заработка на районный коэффициент на этапе его сравнения с фактическим средним заработком застрахованного лица, исчисленным за расчетный период, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Исчерпывается ли перечень местностей с особыми климатическими условиями районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями? Узнайте ответ в “Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры” интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
С данным выводом, в свою очередь, из раза в раз не соглашаются судьи. Так, еще в 2014 году Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что районный коэффициент подлежит применению на первом этапе исчисления пособия – исчислении среднего дневного заработка (определение ВАС РФ от 26 мая 2014 г. № ВАС-5881/14). То есть фактический средний дневной заработок работника надлежит сравнивать с заработком, исчисленным из МРОТ, уже после применения к нему районного коэффициента. С данным определением в Фонде, безусловно, знакомы и даже упоминают в рассматриваемом письме, отмечая однако, что оно “принято в отношении конкретных лиц, и его действие не распространяется на других граждан и организации”.
Действительно, в России нет прецедентного права и отдельное решение суда, пускай даже высшего, формально ни к чему не обязывает правоприменителей, не являвшихся участниками спора. Вместе с тем сформулированный в определении № ВАС-5881/14 подход слишком широко представлен в судебной практике, чтобы от него можно было так просто отмахнуться. Вслед за ВАС РФ к аналогичным выводам приходил и Верховный Суд Российской Федерации (определение ВС РФ от 3 февраля 2017 г. № 304-КГ17-15715 ,определение ВС РФ от 27 марта 2015 г. № 302-КГ15-1324). А уж привести таких примеров из практики судов нижестоящих инстанций можно десятки – Фонд неизменно проигрывает подобного рода споры. Тем не менее, как видно, менять свою точку зрения ФСС России не намерен.
Мы же со своей стороны отметим, что позиция судов представляется нам гораздо более справедливой. Лучше всего проиллюстрировать это на примере.
Возьмем двух работников, каждый из которых проболел по 15 дней в январе 2019 года. Они работали в местности, где установлен районный коэффициент 1,5. МРОТ в указанный период равнялся 11 280 руб. Пособие им обоим положено за весь период в размере 100% среднего заработка.
Фактический заработок первого работника за расчетный период (2017-2018 годы) с учетом районного коэффициента составил 280 тыс. руб. Значит, фактический средний дневной заработок составит 280 000 руб. : 730 = 383,56 руб. Минимальный средний дневной заработок равен 11 280 руб. х 24 : 730 = 370,85 руб. Если следовать логике ФСС России, то мы должны сравнить именно эти две цифры. Поскольку фактический средний дневной заработок оказывается больше, то и участвовать в дальнейших расчетах должен он. Следовательно, размер пособия составит: 383,56 руб. х 100% х 15 к. д. = 5753,4 руб.
У второго же работника фактический заработок за расчетный период составил 250 тыс. руб. То есть фактический средний дневной заработок равен 250 тыс. руб. : 730 = 342,47 руб. Это меньше минимального среднего дневного заработка, а значит в дальнейших расчетах участвует именно минимальный средний дневной заработок (370,85 руб). И уже к исчисленному исходя из этой суммы пособию применяется районный коэффициент: 370,85 руб. х 100% х 15 к. д. х 1,5 = 8344,13 руб.
Как видно, сумма пособия для второго работника оказалась значительно больше, хотя его заработок в расчетном периоде был меньше, а все прочие условия были равны.
Если же придерживаться позиции арбитражных судов, то фактический средний дневной заработок обоих работников необходимо было бы сравнить с исчисленным из МРОТ минимальным средним дневным заработком, увеличенным на размер районного коэффициента. То есть со следующей величиной: 11 280 руб. х 1,5 х 24 : 730 = 556,27 руб. Поскольку фактический средний дневной заработок обоих работников оказывается меньше данной суммы, то в дальнейших расчетах для обоих работников используется именно сумма минимального среднего дневного заработка и оба работника получат одинаковое пособие в размере: 556,27 руб. х 100% х 15 к. д. = 8344,05 руб.
Источник
Фонд социального страхования Российской Федерации разобрал на примере частных случаев порядок получения пособий по уходу за ребенком для жителей Крайнего Севера и районов, приравненных к Крайнему Северу. Также стало известно, сколько денег положено гражданам при рождении двойняшек и тройняшек.
Северные надбавки к пособию по уходу за ребенком
Ни для кого не секрет, что граждане Российской Федерации, живущие на Крайнем Севере и в районах, приравненных к Крайнему Северу, получают повышенные пенсии и зарплаты исходя из специальных районных коэффициентов. Однако не все знают, что начисление застрахованным лицам ежемесячного пособия по уходу за ребенком в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется исходя из заработка, который изначально был рассчитан из северных надбавок.
Районный коэффициент применяется к минимальным размерам пособия по уходу за ребенком и к выплатам, рассчитанным из заработка без учета районного коэффициента. К примеру, минимальное пособие по уходу за первым ребенком до полутора лет начиная с 1 февраля 2020 года составляет 3375,77 рублей. Например, для Архангельска с учетом северного коэффициента (1,2), пособие составит 4050,92 рублей. Минимальное пособие по уходу за вторым ребенком и последующими детьми начисляется в размере 6751,54 рублей, с учетом множителя 1,2, сумма вырастет до 8101,84 рубля. В различных регионах коэффициенты разные, соответственно, если коэффициент в вашем регионе выше, то и выплаты будут больше. Важно отметить, что минимальные пособия по уходу за ребенком на Севере выплачиваются уже с учетом повышающих коэффициентов.
Выплаты за двойняшек и тройняшек
Размер пособий, положенных при материнстве, зависит от количества рожденных детей. Чем больше детей, тем больше бонусов и надбавок. Так, например, при беременности двумя и более малышами, отпуск матери по беременности и родам продлевается со стандартных 140 до 194 календарных дней. За все эти дни матерям, родившим в 2020-м году, положено пособие по беременности и родам, которое составляет 100% от заработка, взятого за 2018-2019 годы. В 2020 году максимальный размер декретных выплат при рождении двух и более детей может достигать 446 465,78 рублей.
Важно также учитывать, что при появлении на свет двух детей, единовременное пособие при рождении удваивается, при рождении трех малышей – утраивается и так далее. Получается, что мама новорожденных двойняшек получит не 18 004,12 рубля, а 36 008,24 рублей, счастливые родители тройни могут рассчитывать на 54012,36 рублей.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, составляющее 40% от среднего заработка матери или другого члена семьи, находящегося в отпуске по уходу за двумя малышами, также плюсуется. Давайте посчитаем, максимальный размер подобного пособия в 2020 году составляет 27 984, 66 рублей, значит, при рождении двойни семья может рассчитывать на выплату до 55 969,3 рублей в месяц. Если вы стали счастливыми родителями тройняшек, имеете право получать до 83953,95 рублей ежемесячно сразу за троих детишек.
Условия получения выплат при наличии первого взрослого ребенка
Часто у граждан возникает вопрос, имеют ли они право на повышенные пособия по рождению ребенка, если их первое чадо уже достигло совершеннолетия. Исходя из части 3 статьи 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» при определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные либо усыновленные матерью этого ребенка. При расчете учитывается факт рождения или усыновления независимо от возраста ваших детей.
Источник