Начальная школа и развитие творчества ребенка
«Ученик – это не кувшин, который надо наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь»
Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.
Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. Но при всем их внешнем разнообразии, все дела можно разделить на две группы, — привычная это задача или новая. Привычные задачи. Обучаясь профессии, человек развивает свои исполнительские способности: внимание, память, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, умение довести профессиональный навык до автоматизма и т. п. Эти способности позволяют человеку поступать в какой-либо привычной деятельности по раз и навсегда установленному правилу или шаблону — подчас даже машинально.
Новые задачи. Значит, это тоже новая задача. Надо самому поразмыслить, найти ее решение. И, хотя она не очень сложна, ее можно уже отнести к творческим задачам.
Что такое творческие способности?
Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:
• стремление к познанию;
• умение познавать новое;
• живость ума;
• умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
• стремление к открытиям;
• умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
• свободное воображение;
• фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.
Кому нужны творческие способности?
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Развивать творческие способности? Что это значит?
– Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
– Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
– В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.
Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.
Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.
Наконец, третья группа – это зависимость развития от характера и структуры деятельности.
На мой взгляд, способности человека можно представить в виде дерева, где
• корни — природные задатки человека,
• ствол — общие способности,
• ветви — специальные способности, в том числе и творческие.
Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона
Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах деятельности.
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других – поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат – уровень приобретенных знаний, умений и навыков.
Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.
При развитии потребностей и интересов в творчестве я используют различные формы учебной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. При этом уроки отличаются разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности.
Чтобы действовать эффективно, важно следовать следующим правилам:
– всегда работать творчески;
– помогать детям действовать самостоятельно, независимо от проблемы;
– избегать прямых инструкций;
– не сдерживать инициативу детей;
– не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно;
– помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем;
– поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения;
– научиться слышать каждого, когда говорят все одновременно;
– верить в своего ученика.
Главная цель моей работы с детьми – научить их мыслить, творить. Мои ученики стараются выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, с удовольствием принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с классом, так и с учителем. Дети любят работать самостоятельно, не боятся допустить ошибку в ответе, так как они уверены, что всегда можно рассчитывать на помощь товарища, учителя.
На уроках русского языка и литературы, начиная с первого класса и продолжая в старших классах, дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют пословицы, поговорки, загадки, стихи, создают иллюстрации.
Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является драматизация во всех ее формах. В зависимости от задач, методики преподавания, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации:
1. Чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию.
2. Чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета,
одежды, поз, жестов и интонаций, мимики героев.
3. Постановка “живых картин” к произведению.
4. Составление сценария спектакля, устное описание декораций,
костюмов, мизансцен.
5.Драматические импровизации .
6.Развернутые драматические представления.опыт + сочинения…
Работая над этой проблемой ,считаю важным отслеживать результат моего труда. В связи с этим выделила основные уровни ,по котором отслеживаю изменения в развитии детей.
Характеристика уровней творческих способностей младших школьников
1.Высокий уровень.
Учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. Работа учителя с учащимися, обладающими высоким уровнем заключается в применении тех приемов, направленных на развитие у них самой потребности в творческой деятельности.
2.Средний уровень.
Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.
3.Низкий уровень.
Учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.
Когнитивный
9 чел.37,5%
13 чел. 54 %
2 чел.8 %
Мотивационно -потребностный
6 чел.25 %
9 чел 37,5%
9 чел.37,5%
Деятельностный
8 чел.33,3 %
10 чел 42 %
6 чел 25 %
Таким образом ,используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые,дети учатся:
рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить;
самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Развивают интеллектуальные и практические умения;
Большинство учащихся умеют анализировать, излагать мысли ясно, последовательно; обосновывать свои суждения, троить правильные умозаключения;
Повышается качество знаний;
Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
Ульям Артур Уорд
Осень.
Пришла золотая осень. В осеннем небе видны улетающие птицы. Они улетают на юг. Деревья сбросили разноцветную листву. Лесная дорога кажется золотой. Я иду по дороге и вижу перелетных птиц.
Мне хорошо и грустно.
Источник
Развитие творческих способностей детей на уроках в начальной школе
Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. А значит, перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих возможностей.
Термин “способный” или “способность” значит:
1) природная одарённость;
2) умение, а значит, возможность производить какие-нибудь действия.
Творчество – это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование творческой личности приобретает, сегодня не только теоретический, но практический смысл. Повышение интеллектуального потенциала народа напрямую зависит от количества и качества творчески развитых умов. Поэтому перед школой, учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, школу вырастить не только крепким здоровым, но и – обязательно! – инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу. Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к познавательной, творческой общественно-трудовой деятельности.
В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя. Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие – одна из важнейших и основных задач воспитания и развития.
Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах школы, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников. Поэтому необходима целенаправленная работа.
Русский язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идёт по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта. Развивать у детей творческие способности – задача сложная и трудная. С чего же надо начинать? Конечно, с внимания к языку художественного произведения.
Я стараюсь сделать так, чтобы дети учились замечать не только что, но и как изображено . Дети заводят тетради творческих работ – “словесные шкатулки”. Открытия детей использую на разных уроках. Дома, в свободное время, эта тетрадь предусматривает свободное сочинительство: стихи, песни, загадки, частушки, юмористические рассказы – и его художественное оформление. Таким образом, активизируется словарный запас школьника, идёт его обогащение и развитие. Этому способствуют задания:
– подобрать слова, сходные и противоположные по смыслу;
– придумать слова на тему словосочетания;
– составить предложения с заданным словом;
– составить предложения с предложенным словосочетанием, по картинке, по схеме;
– составить рассказ по вопросам, по картинкам;
– нарисовать словесную картинку к строчкам рассказа, стихотворения;
– озаглавить части рассказа, картинки, стихотворения.
Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания этого вида в наибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке целей, в достижении нового результата.
Довольно большая свобода действий открывается перед учеником при выполнении заданий, требующих изменить и преобразовать рассказ, кратко передать содержание текста, изменить слова в тексте, написать изложение, изменить в изложении лицо, от которого идёт повествование.
Очень часто вместе с детьми создаём диафильмы по прочитанному произведению. Каждый рисует кадр диафильма, составляет текст. Дети с интересом рассматривают работы, активно обмениваются мнениями, сравнивают со своей работой.
Без моего вмешательства становится ясно, чьи работы лучше, у кого следует поучиться.
Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Загадка – это иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления.
Работа на уроке проводится в несколько этапов:
Первый этап – отгадывание загадок. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадок:
а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него,
б) указываются самые яркие отличительные признаки предмета. Для отгадывания и анализа используются такие загадки, в которых черты этого жанра проявляются достаточно отчётливо.
Второй этап – наблюдение. Здесь проводится рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.
Третий этап – собственно сочинение загадок, сначала коллективное, а затем и самостоятельное. Не следует в обязательном порядке добиваться от детей рифмованных загадок. Хотя младшие школьники охотно и успешно облекают свои загадки в рифмованную форму.
Вот что получилось у детей:
“Звенит звонок на тонкой ножке в фиолетовой одёжке” (Колокольчик).
“В лесу живёт смешной зверёк. Опасность чуть – и он в комок” (Ёжик).
“Цветок белый, листики зелёные, а сама красная, сладкая, прекрасная”. (Земляника).
“Белые цветы с неба летят, на меня сесть хотят”(Снежинка).
Дети любят читать стихи, пробуют сочинять сами. В своей работе использую игру: “Я начну, а ты продолжи”. Например:
Учитель:
Шла лесной тропинкой
Бабушка с корзинкой…
Ученик:
А в корзине огурцы,
Овощи и фрукты.
Все продукты хороши,
Всё что очень вкусно.
Интересно для детей сочинение стихов по рифме.
Сухомлинский писал: “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –верная дорога к сердцу ребёнка. Сочинительство сказок – это один из эффективных приёмов для развития детей. Это может быть и коллективная сказка, может быть и авторская. Сколько фантазии в этих работах”.
Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей. Ребёнок должен жить в мире творчества. “Без этого, – писал В.А. Сухомлинский, – он засушенный цветок”.
Наиболее благоприятным материалом для творческих сочинений являются наблюдения за природой и окружающей жизнью. Дети очень тонко чувствуют и понимают прекрасное, понимают язык природы. Так появляются “Зимняя сказка”,“Майский лес”, “Красавица Осень,,
Для творческого развития ценны сочинения по началу. “Однажды две подружки отправились в лес на прогулку”. А дальше фантазируй. Тут и встреча с бабой Ягой, ежом, осенним листком, летающей тарелкой…
Интересны сочинения “Если был бы я волшебником…” (президентом, учителем…). Сочинения творческого характера формируют потребность в самовыражении, сопереживании. Ребёнок должен проявить умение сравнивать, доказывать, найти выразительные средства – выполнить работу творческим методом. Разнообразие тем творческих сочинений позволяет сделать работу интересной, разнообразной.
На таких уроках для развития креативности мышления своих учеников я использую следующие учебные задания:
Сочинить считалку, скороговорку по определенному ритмическому рисунку.
Заполнить намеренно пропущенные в стихотворении слова-рифмы.
Восстановить смысл пословиц.
Зашифровать пословицу с помощью рисунка.
Сочинить сказку, рассказ, имитирующие произведения знакомых авторов и знакомых жанров.
Завершить произведение знакомого автора, предложенного без концовки.
Восстановить ритм в стихотворении, убрав лишние слова.
Узнать автора произведения, опираясь на знания авторской индивидуальности.
Составить диафильм из рисунков к произведениям.
Нарисовать иллюстрацию к тексту.
Инсценировать произведение (групповая работа).
Сочинить стихотворение по определенной теме или по заданному началу.
Создать книжку-малышку с собственными текстами и рисунками.
Перечень творческих заданий может быть бесконечным. Естественно и гармонично увязанные друг с другом они помогают ученикам в совершенствовании и формировании своей речи, своих собственных мыслей, своего индивидуального восприятия.
Как правило, дети выполняют такие задания быстро, излагают свои мысли ясным, живым языком. Каждая работа своеобразна, отражает различие в уровне способностей учащихся, выражает личное восприятие произведения каждым учеником. Конечно, к выполнению таких заданий детей надо готовить постепенно. В первом классе при работе со стихами ученики знакомятся с понятиями «рифма» и «ритм». Они очень любят сочинять стихи сами, но их нужно увлечь и помочь им. Работа над стихами и стихотворчество начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. С начала на уроках обучения грамоте, когда ученикам предлагаются задания типа: «Договорить словечко», «Закончить фразу».
Например:
А) Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын – … (жираф)
Можно использовать такие виды заданий, как свободные тексты:
-акростих и акротекст, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, являющиеся одновременно и таким видом работы, который можно использовать как настрой на урок, повышающий интерес к предмету.
3 Здравствуй, зимушка-зима!
И Иней на деревьях.
М Мы по улице идем,
А Ах, как интересно!
Можно использовать задание “лесенки” в букварный период. Ученик подбирает слова на определённую букву так, чтобы в каждом следующем слове было бы на одну букву больше и составляет из них “лесенку”, стараясь, чтобы “лесенка” состояла из как можно большего количества “ступенек”.
Шарады, ребусы, кроссворды не могут никого оставить равнодушным. Этот занимательный материал помогает детям в усвоении орфографии. Кроссворды со словарными словами – одно из любимых творческих домашних заданий, оно направлено на повышение эффективности работы с орфографическим словарём.
Таких заданий можно еще придумать много, все зависит от творчества самого учителя.
Задания, используемые на уроках математики, в основном направлены на развитие логического мышления учащихся, умений творчески подходить к решению возникающих проблем.
Так, дети сами сочиняют математические рассказы в первом классе, составляют задачи по русским народным сказкам, определяют задачи с лишними и недостающими данными, соответственно убирая лишние данные или дополняя недостающие.
Самостоятельно подбирают или сочиняют считалки, скороговорки:
6 мышат в камышах шуршат;
5 ребят нашли 5 опят;
3 сороки тараторки тараторили на горке;
Считалки:
9,8,7,6,5,4,3,2,1 — в прятки мы играть хотим надо только нам узнать, кто из нас пойдет искать.
Пословицы и поговорки: Заблудился в трех соснах; 7раз отмерь, 1 раз отрежь.
Загадки:
На полянке, возле елок
Дом построен из иголок.
За травой невидим он,
А живет в нем миллион.
Решают ребусы, кроссворды, волшебные квадраты, составляют различные фигуры из геометрических фигур.
Развитие литературного творчества начинается уже с первых уроков в первом классе и «растет» из года в год. Это – и составление сказок, литературных загадок, викторин, собственных стихов, сочинений – миниатюр, творческих пересказов, инсценирования сказок и т.д.
Ну, а уроки трудового обучения, изобразительного искусства – это настоящая творческая мастерская, где каждый ребенок пробует свои силы, возможности, учится творить, раскрывает таланты.
Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:
1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.
2. Возрастает интерес к изучению предметов.
3. Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку, литературному чтению.
4. Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей.
Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, все понимающего учителя.
А также, развиваю творческие способности детей не только на уроках, но и при подготовке и проведении классных часов, внеклассных мероприятий.
Источник