Наблюдения за эмоциональное развитие ребенка
Консультация для педагогов: Наблюдение за детьми
Наблюдения за ребенком позволяет определить моменты, вызывающие озабоченность. Помогают педагогам определить необходимость в немедленном вмешательстве в случаях, когда ребёнок испытывает постоянные трудности в чём-либо. Их диапазон может простираться от проблем со слухом до необходимости в дополнительном внимании, обращении к специалистам. Они способствуют умению найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации. Наблюдения позволяют педагогам научиться определять, какого рода поведения можно ожидать от ребёнка при определённых условиях и какими средствами лучше всего избежать негативных реакций, последствий. По средствам наблюдений можно получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка. Кроме этого они позволяет согласовать мнения различных взрослых, которые видят одного и того же ребёнка по-разному.Наблюдение даёт разнообразную информацию для понимания сильных сторон, особенностей, нужд и потребностей детей, характера, взаимоотношений с другими людьми. Получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка, подтвердить выдвигаемые гипотезы или опровергнуть их. Весьма часто взрослые (не только родители и педагоги) выражают обеспокоенность тем, что ребёнок не желает «заниматься важными делами», предпочитает занятиям игру. Наблюдение за действиями ребёнка в игре позволяют увидеть проявление учебных навыков, присвоенных ребёнком знаний. Получить обратную связь об эффективности(или неэффективности) собственных педагогических действий, профессиональную, объективную и достоверную картину успехов ребёнка в учёбе, основанную на включении в процесс наблюдения и оценки всех членов команды
Наблюдение является основой для оценки ситуации в развитии ребёнка, которая должна:
– Сосредотачиваться преимущественно на выявлении сильных сторон каждого ребёнка, а не его неудачах. Способствовать успеху детей и оптимизировать процесс развития.
– Подчёркивать важность позитивной динамики в развитии.
– Быть постоянным компонентом процесса обучения, являться источником информации, подсказкой, чему и как обучать.
– Быть мгновенной, сосредоточенной на всех областях развития (социально-эмоциональной, физической, познавательно-речевой, художественно-эстетической).
– Включать активный обмен мнениями между всеми членами команды (педагогами, родителями, а по возможности и, и детьми.
– Быть абсолютно понятной родителям.
– Своевременно выявлять действительные потребности детей, которым необходима дополнительная помощь.
– Обеспечивать руководителям понимание того, как продвигаются в развитии отдельные дети и группы в целом.
– Обеспечивать сопоставимость достижений детей, занимающихся по разным образовательным программам.
Дополнительные эффекты наблюдения:
Наблюдение – это:
– проверка и воспитание своей объективности и проницательности,
– вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование сообщества,
– формирование у ребёнка навыка самоанализа и самооценки,
– формирование в образовательном учреждении культуры организации обучения на основе системной и систематической оценки достижений каждого ребёнка.
Результаты наблюдений заносятся в дневник. Задача педагога заключается в том, чтобы как можно меньше времени тратить собственно на описание, и в том, чтобы внесённая информация была достоверной и полезной. Поэтому мы предлагаем форму дневника, в которой педагог только отвечает на готовые вопросы.
Дневник наблюдений за ребенком
Педагоги___ Группа___
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___ возраст___
Таблица
Дни недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Дата наблюдения
Настроение утром,в течение дня
С кем и во что играл
Взаимоотношения ребенка с детьми
Конфликты
На занятиях (возможны комментарии специалиста)
Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами
Как ел
Как засыпал
Проблемы для обсуждения, предложения коллегам
ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА
Из приведенного ниже списка выберите часто наблюдаемые у ребенка нарушения поведения и впишите в дневник наблюдений.
Агрессивность Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; толкает сверстника, ударяет встречных; кусается, плюется.
Скрытая: щипает других, говорит обидные слова, когда не слышат взрослые.
Вербальная: ругается, говорит обидные слова, нецензурные слова.
В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.
В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки.
Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.
Направленная на себя: щипает себя; просит, чтобы ударили еще раз.
Вспыльчивость: В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть.
В речи: может неожиданно грубо ответить, выразиться нецензурно.
Негативизм: В физических действиях: делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру.
Отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.
Вербальный: говорит часто «не хочу», «не буду», «нет».
Демонстративность: В движениях: отворачивается спиной; утрирует движения на занятиях.
Как состояние на собственное состояние и поведением: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих.
Обидчивость (эмоциональная неустойчивость): Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре.
В мимике: недовольное выражение лица; плачет.
Реакция на оценку другими: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса.
Конфликтность Активная или реактивная: сам провоцирует конфликты; отвечает конфликтном на конфликтные действия других.
Вследствие эгоцентризма: не учитывает желания и интересы сверстников.
Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений.
Вследствие трудности переключения: не уступает игрушки.
Эмоциональная отгороженность: Как центробежные тенденции: когда все дети вмести, стремиться уединиться.
Как эмоциональная поглощенность: входит в помещение и сразу идет к игрушкам; занят своим делом и не замечает окружающих.
Особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.
Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.
Особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику.
Дурашливость: Реакция на замечание: реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка.
В физических действиях и мимике: дурачится, передразнивает движения.
Нерешительность: В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.
Проявление в речи: использует слова «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.
В физических действиях: боится прыгнуть с высоты.
Реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в привычной.
Страхи: Конкретные: страх пылесоса, страх собаки, страх темноты, страх от порывов ветра.
Реакция на новизну: боится входить в новое помещение.
Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному.
Тревога: В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.
В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.
В движении: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит
Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями; стремиться быть поближе к взрослым.
Скованность: В движениях: двигается скованно.
В речи: запинается в речи.
Реакция на новизну: неловок в новой ситуации.
Заторможенность: В познавательной активности: не знает, чем заняться.
В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам
В речи: говорит слишком тихо; медленно.
Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает.
Эгоцентричность: Как отношение к себе: считает, что все конфеты, все игрушки для него.
Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желание детям.
В речи: часто использует местоимение «я».
Избегает умственных усилий: В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики; не слушает сказку.
На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания(на сравнение, обобщение, действия по образцу).
Дефицит внимания: Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятиях.
Содержание помощи ребенку: приходиться словесно повторять задание несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия.
В речи: переспрашивает условия выполнения задания.
Двигательная расторможенность (гиперактивность): Особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия.
Как избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); действует раньше условленного сигнала.
Длительность содержания гиперактивности: встает на первой половине занятия.
Длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается после шумной игры.
Речевая расторможенность: Громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса.
Темп речи: убыстрен, речь взахлеб.
В социальных отношениях: переговаривается на занятиях, не смотря на замечания взрослого.
Непонимание сложных словесных инструкций: Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого.
Непонимание простых словесных инструкций: Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания.
Застреваемость: В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы.
Во взаимоотношениях и в речи: навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу.
На чувствах и эмоциях: застревает на обиде.
Как трудность переключения: с трудом переключается на другой вид деятельности.
Работоспособность (умственная): Быстро устает от задания, требующего умственной активности; устает, когда читают книгу; устает на первой части организационного занятия.
Работоспособность (физическая): Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет работоспособность на первой части занятия; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности.
Источник
Шустова Светлана Владимировна
Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника
Основными методами, которые позволяют оценить эмоциональное состояние и выявить особенности эмоционального развития,являются: наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты. Эти методики давно используются в повседневном наблюдении за ребёнком, давая возможность тщательно исследовать поведение детей в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет объективно оценивать состояние ребёнка при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками в детском саду, в процессе организационной деятельности и в отдельных режимных моментах.
Наблюдение за дошкольникамипроисходили в естественной ситуации: в группе и на прогулке, на протяжении всего дня, проведенного в детском саду. В ходе наблюдения я обратила внимание на основные параметры эмоциональных проявлений – эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением, который бывает либо положительным, либо отрицательным. Эмоциональный фон, в первую очередь, даёт педагогу информацию о степени эмоционального благополучия ребёнка. Ещё один важный параметр – это выраженность эмоций. В основном дети такого возраста не владеют культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать многие эмоциональные проявления, такие как плачь, крик и другие. Очень важно смотреть за эмоциональным миром ребёнка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или же его эмоции являются отрицательными, «плохими», односторонними и невыраженными. Следующий немаловажный параметр – эмоциональная подвижность. Эмоции любого ребёнка более подвижны, чем у взрослого человека, что внешне выражается в частой и лёгкой смене настроения и состояния в целом. Однако чрезмерно частая смена настроения говорит о неустойчивости эмоциональной подвижности.
Важно наблюдать за ребенком в таких ситуациях, в которых эмоциональное состояние проявляется наиболее ярко, что даёт возможность оценить степень эмоционального реагирования ребёнка на данные воздействия.К таким ситуациям относят:
Выражение страха:
– приход в детский сад;
– сломанная любимая игрушка;
– негативное поведение (крик, плач) сверстника, друга;
– агрессия сверстника, друга;
– появление (приближение) незнакомых людей;
– запрет, ругань, крик со стороны взрослого;
– незнакомые звуки;
– незнакомая обстановка, помещение.
Проявление гнева:
– уход матери, близкого взрослого;
– желание иметь то, что запрещено;
– желание иметь то, чем обладает другой ребенок;
– желание иметь то, чем обладает взрослый;
– сложная в использовании игрушка;
– ласковое внимание на другого ребёнка, а не на себя;
– сверстник забирает (прячет) игрушку, навязывает драку, оскорбляет;
– сверстники не принимают в игру;
– неудачи на занятиях;
– наличие какого-либо препятствия.
Выражение радости:
– нахождение в детском саду/дома;
– восприятие собственного отражения в зеркале;
– выполнение приятного задания, действия;
– положительная оценка, внимание другого человека при взаимодействии и общении;
– восприятие отражения другого ребёнка в зеркале;
– совместные игры, времяпрепровождение;
– сверстник дурачится, играется, смешит;
– смешные незнакомые звуки;
– воспитатель заигрывает с детьми, веселит их.
Олицетворение печали:
– уход матери, близкого взрослого;
– приход в детский сад;
– отсутствие внимания со стороны взрослого;
– наказание со стороны взрослого;
– игры, общение со сверстниками;
– трудности при выполнении задания;
– сверстники не принимают в игру.
Порождение интереса:
– переход (приход) в новую группу;
– взрослый незнакомец;
– незнакомый сверстник;
– проявление интереса к окружающим предметам, явлениям природы;
– новые игрушки;
– незнакомая игра;
– подготовка к праздникам.
Возникновение удивления:
– незнакомые игрушки;
– новая игра;
– появление чего-либо/ кого-либо нового в группе;
– близкий взрослый общается иначе;
– услышанное или увиденное что-то нового;
– знакомый сверстник, необычное поведение знакомого.
Фиксация результатов оценки эмоционального состояния детей.
Предложенная классификация предполагает наблюдение за группой в режимные моменты, в процессе учебной, спортивной, игровой деятельности.
Так как основным методом оценки эмоционального состояния детей является наблюдение, в основном используются таблицы фиксации результатов, оцениваются в баллах, применены цвета. Мы применяем различные цвета для наглядности и выделения тех ситуаций из жизни ребёнка в детском саду, в которых он чувствует себя комфортно или неблагополучно. Кроме того, использование различных оттенков позволяет избежать классификации детей по тому или иному признаку (деление их на «хороших» и «плохих»). В результате наблюдений выявляются причины неблагополучия и трудности, возникающие у ребёнка в различных ситуациях, оценить собственные ошибки, что поможет понять причины затруднений взаимодействия с ребёнком и преодолеть их.
У каждого ребёнка эмоции проявляются индивидуально, поэтому необходимо обращать внимание на степень их проявления у конкретного ребёнка в той или иной ситуации и именно эту реакцию положить в основу оценки. Для этого используем шкалу оценки проявления эмоционального неблагополучия и комфорта (Таблица 1).
Таблица 1. Шкала оценки проявления эмоционального состояния.
Наблюдая за ребёнком, за его эмоциональным состоянием в ситуациях взаимодействия с родителями, с воспитателем, со сверстниками фиксируется по соответствующей индивидуальной схеме (Таблица 2).
Таблица 2. Оценка эмоционального состояния ребёнка в группе детского сада.
Код ребёнка _Василиса___ возраст_3 года___ № группы _7___
Источник
Эмоциональное благополучие ребёнка, как показатель позитивной социализации в ДОУ
Россия, Самарская обл., г. Самара
МБДОУ «Детский сад №359» г. о. Самара
старший воспитатель, Федюнина И.В.
Позитивная социализация дошкольников является результатом внедрения ФГОС ДО в связи с этим необходимо наблюдать за их эмоционально волевой сферой.
В работе рассмотрены и проанализированы методики и новые формы наблюдений за эмоциональным состоянием детей в ДОУ.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. По мнению А.В. Запорожца, эмоциональное развитие дошкольников является одним из важнейших условий его воспитания. Подчёркивая важность эмоциональных переживаний дошкольника при взаимодействии с социумом для его личностного становления, он акцентировал внимание на том, что раннее неблагополучие аффективных отношений с близкими взрослыми и сверстниками создаёт опасность нарушения последующего формирования личности. Актуальность данной проблемы также определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей эмоциональной сферы детей, так как в современной жизни в дошкольных учреждениях можно найти много детей, эмоциональные проявления которых очень бедны. И мы обратили внимание на таких детей (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2006).
Эмоциональная жизнь дошкольника связана с преобладанием чувств над всеми сторонами деятельности ребёнка. Эмоциональность характеризуется непроизвольностью, непосредственностью, яркостью: чувства быстро вспыхивают и угасают, настроение неустойчиво, проявления эмоций очень бурны. Ребёнок легко начинает испытывать чувства симпатии, привязанности, любви, сострадания, жалости, остро переживает и ласку, и похвалу, и наказание, и порицание, легко реагирует на конфликтные ситуации, быстро расстраивается о неудач, легко обижается и плачет. Но всё это так же быстро угасает и забывается.
В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности (страхи, неврозы). Такие дети мало улыбаются, не проявляют заботу и эмпатию по отношению к другим. На утренниках, праздниках у детей не вызывает эмоционального отклика происходящее. Играя роли, эти дети не могут передать эмоционального состояния персонажа, они только проговаривают, заученные наизусть слова.
Поэтому важно научить ребёнка правильно выражать свои эмоции в самых различных жизненных ситуациях. И целью нашей работы стало создание благоприятных условий для проявления и выражения детьми своих эмоций, правильное восприятие и понимание эмоций окружающих и литературных героев при чтении художественной литературы.
Творческой группой педагогов детского сада была рассмотрена и изучена литература по эмоциональному развитию дошкольников (А.В. Запорожец, Л.П. Стрельникова, Т.А. Данилина, Н.М. Стенина, Л.С. Выготский).
На начальном этапе работы был разработан пошаговый алгоритм, который включил в себя изучения эмоционального состояния детей по методике «Цветовыбор» А.Е. Лутошкина.
Процедура обследования детей протекала следующим образом: ребёнку предлагалось выбрать один из цветов, изображённых на листе А4. На листе было девять цветов: жёлтый, коричневый, зелёный, розовый, голубой, фиолетовый, красный, чёрный, оранжевый. Данная процедура обследования проводилась в течение недели в утреннее и вечернее время. Все данные заносились в таблицу. В ходе наблюдения мы увидели, что мальчики чаще всего выбирали жёлтый цвет, а девочки розовый. Данные цвета дети выбирали в основном вечером, что может отражать эмоциональное благополучие детей в детском саду. Коричневые и чёрные цвета девочки выбирали очень редко, что нельзя сказать о мальчиках. Нами было замечено, что тёмные цвета дети выбирали в начале недели утром, что свидетельствует о психоэмоциональном неблагополучии дома, уровень тревожности, душевный дискомфорт.
Этот метод нам показался не совсем полным, чтобы понять эмоциональное состояние детей. Поэтому следующим этапом нашей работы было проведение диагностических исследований по методики Л.П. Стрельниковой. Предложенная классификация предполагает наблюдение за ребёнком или группой детей в режимные моменты, в процессе учебной, спортивной, игровой деятельности и свободной игры. Наблюдение воспитателя за детьми проходило в естественных ситуациях: на прогулке, в организованной и игровой деятельности, в режимных моментах. Результаты были занесены в таблицу, где отражалось эмоциональное состояние каждого ребёнка и степень её выраженности. В результате наблюдений мы выявили причины неблагополучия, трудности, возникшие у ребёнка в тех или иных ситуациях.
По результатам диагностики мы решили видоизменить методику наблюдения, чтобы сделать её более понятной для педагогов и информированной.
Во время наблюдений мы заметили, что предоставляемые эмоции по данной методики полностью не отражают эмоционального состояния некоторых детей группы. Поэтому в таблицу «Оценка эмоционального состояния эмоционального благополучия группы» Л.П. Стрельниковой были внесены изменения. Таблица была дополнена такими эмоциями, как злость, тревога, интерес, удивление. Мы заменили эмоции страх и печаль на тревогу. По итогам наблюдения были получены следующие результаты, которые полностью отражали эмоциональный фон группы. Из 100% детей, присутствовавших в группе, в разных режимных моментах в течении недели получили следующие результаты. Эмоции радости во время пребывания детей в детском саду испытывали 94 % детей, эмоции интереса и удивления проявились у 78% детей и у 44% детей соответственно в процессе организованной деятельности, злость у 39%, тревога у 56% детей и грусть у 22% детей проявились в процессе режимных моментов: уход матери, желание иметь, что-то чем обладает сверстник.
На основе данных результатов мы увидели, что эмоциональный фон в группе благополучный. Дошкольники в большинстве своём испытывают позитивные эмоции. Однако, сформировалась группа дошкольников, у которых выявлены негативные эмоции: злость, грусть, тревога. У данных детей есть проблемы в психоэмоциональной сфере, поэтому мы решили, что необходимо проводить работу по эмоциональному развитию детей.
Следующим этапом стала коррекция психоэмоционального состояния детей. Коррекция эмоциональной сферы предполагает её гармонизацию, направленную на преодоление негативных эмоциональных состояний, на формирование у детей адекватного отношения к себе и окружающим, снижение агрессивности, тревожности, страхов.
Наиболее эффективным методом развития положительных эмоций у детей является игровая деятельность, так как в соответствии с ФГОС ДО игра является ведущим видом деятельности в детском саду, и она способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной сфере ребёнка.
Работа по коррекции эмоционального состояния проводилась в повседневной деятельности детей. Педагогами была собрана картотека дидактических игр и упражнений, а также изготовлены пособия, для коррекции эмоциональной сферы детей. Например, был изготовлен «Коврик злости» для снятия агрессивного поведения, сшитый из плотной ткани. Дети топчут его ногами, сжимают и разжимают в кулаках, вытирают ноги, т.е. выталкивают злость. Ещё одно игровое пособие – это «скамейка примирения». Она сделана как обычная деревянная скамейка, только на ней нарисованы солнышко, василёк, радуга. Посидев на ней, построив «свой мир» дети выходят из конфликтных ситуаций.
Таким образом, проведение наблюдения и коррекции негативных эмоциональных состояний у детей способствовало снижению таких негативных проявлений, как страх, злость, печаль и способствовало более активному проявлению эмоций радости и интереса. Дети стали лучше управлять своим поведением, стали более общительные, легче воспринимать и понимать эмоции окружающих людей, стали менее агрессивными.
Работа по развитию и обогащению эмоционального мира дошкольников в детском саду продолжается.
Список литературы:
1. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М.:ТЦ Сфера,2007.
2. Габдереева Г.Ш. Основные аспекты тревожности в психологии.//Тонус.- 2000-№ 5.
3. Данилина Т.А., Зедгидзе В.Я., Сренина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для работников ДОУ.- М.:Айрис-пресс,2007.
4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.- М.:АРКТИ,1999.
5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. СПб.: Речь,2006.
Источник