Наблюдением за развитием речи ребенка

Наблюдением за развитием речи ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Чекулова, С. В. Особенности организации педагогического наблюдения речевого развития дошкольников / С. В. Чекулова, Т. А. Таринская. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/347/15387/ (дата обращения: 22.11.2020).



Встатье представлена практика педагогического наблюдения детей в условиях дошкольного учреждения, как новый подход к системе оценки эффективности реализации образовательной программы в области речевого развития. Авторами статьи даны рекомендации к организации педагогического наблюдения с учетом возраста и индивидуальных особенностей дошкольников.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования при реализации основной образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности.

Как строить педагогическое наблюдение, решает образовательное учреждение самостоятельно. Ведь, согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» 273 ФЗ от 29.декабря 2012 года к обязанностям образовательной организации относится «… обеспечение внутренней системы оценки качества образования…» (ст. 28 п. 13), а также разработка и утверждение образовательных программ (ст. 28 п.6), где частью образовательной программы должна быть система оценки эффективности реализации образовательной программы (как один из механизмов определения качества образования). Из этого следует, что педагогические наблюдения в дошкольной образовательной организации и внедрение относится исключительно к компетенции образовательной организации и не может быть предложена «сверху» в виде федерального или регионального нормативного акта.

Нами была разработана система наблюдения, которая позволяет понять уровень сформированности или несформированности того или иного навыка.

Давно известно, что наиболее точную информацию о развитии дошкольника педагоги могут получить в естественной, непринужденной детской деятельности. Конечно, самым естественным видом деятельности для дошкольника выступает игра. Наблюдая за игрой, педагог видит, насколько развиты у ребенка коммуникативные навыки, сформированы социальные нормы, расширен словарный запас. Но спонтанная детская игра позволяет увидеть не все грани развития, значимые для педагога в построении образовательного процесса. В таком случае, эффективным инструментом педагогических наблюдений становится специально-организованная совместная с педагогом игровая деятельность.

Педагог создает игровые ситуации таким образом, чтобы максимально полно увидеть уровень овладения ребенком тем или иным навыком. При этом, руководя детской деятельностью, взрослый выступает деловым партнером игры дошкольника, оставляя за ребенком возможность самовыражения.

Необходимо помнить, что для достоверности информации, полученной в ходе наблюдений, важно моделировать те или иные педагогические ситуации, в которых ребенок сохранит спонтанность своих действий. Наиболее успешными для педагогических наблюдений выступают ситуационные моменты спровоцированные в ходе игровой деятельности.

Организуя педагогические наблюдения, важно увидеть не уровень (средний, низкий, высокий…), а конкретную трудность каждого ребенка.

Обладая этой информацией, педагог сможет откорректировать образовательный процесс таким образом, чтобы развитие было эффективно для каждого конкретного дошкольника.

Важной педагогической компетентность в этом ключе становится умение подобрать методические средства (приемы и методы) создания педагогических ситуаций, провоцирующих детей на использование конкретного навыка.

Проводя педагогическое наблюдение, следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.

Так, например, главной особенностью развития речи 3–4‑летних детей является способность активному общению с людьми. Они говорят даже тогда, когда им сложно выговаривать предложения, состоящие из длинных конструкций. Трудности с произношением слов присущи многим детям данного возраста, поэтому не считаются отклонением от общепринятых норм.

Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста. Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова. Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства. Организуя педагогические наблюдения воспитателю важно увидеть индивидуальные возможности каждого ребенка и строить педагогический процесс основываясь на полученной информации.

К четырём годам у детей формируется солидный словарный запас, позволяющий им облекать свои мысли в связные и понятные фразы, которые представляют не только простые, но и сложноподчинённые предложения. Четырёхлетний малыш ещё не всегда правильно произносит звуки, но пока это не повод для беспокойства. В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

В этом возрасте дети уже могут рассказывать не только о том, что они слышали и видели, но и о своих мыслях, мечтах и ожиданиях. Подобные изменения — знак того, что у ребёнка в данный период начинает развиваться «внутренняя речь» — сокращённая, быстрая, но внешне не выраженная. Чтобы речь ребёнка в 4–5 лет продолжала быстрее развиваться, воспитателю важно знать речевые особенности каждого ребенка, видеть его достижения и речевые трудности. Одним из главных инструментов педагога, для организации педагогических наблюдений является, конечно, специально организованная игровая деятельность.

На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей.

Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения с существительными. Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа.

В связной речи преобладает диалогическая речь, а также появляются элементы монологических высказываний. Развитие речи идет последовательно и поступательно, где каждое новообразование опирается на уже достигнутые умения и навыки. Воспитателю важно в самом начале учебного года определить уровень развития речи воспитанников, как основу для выстраивания эффективной траектории развития речи детей.

У детей 6–7 лет продолжается дальнейшее развитие речи:

увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык, совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте,

вплотную подводит его к серьезному этапу — овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и правильно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача педагога увидеть возможные затруднения ребенка для построения более эффективного образовательного процесса.

Особое внимание следует уделить организации педагогического наблюдения дошкольников с задержкой психического развития.

Становление словообразовательных процессов удетей с ЗПР происходит иначе, чем у нормально развивающихся детей; период детского словотворчества наступает позже и продолжается дольше, чем при нормальном развитии. Нарушения речи у детей с ЗПР вызывают серьёзные трудности в организации собственного речевого поведения и отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Педагогу необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей и вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность.

Речь детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения и не имеет грубых нарушений

лексики и грамматического строя, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности. Речь таких детей отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух. Учитывая важность восприятия словесной речи для развития языковой способности ребенка, для формирования у него предпосылок успешного обучения в школе, педагогу важно выделить точки развития, имеющие наибольшую актуальность для каждого ребенка.

Наблюдение за речью детей с задержкой психического развития в спонтанной деятельности малоинформативно для педагога, а тестирование может вызвать у детей тревогу или страх, что существенно исказит достоверность информации. Для детей с ЗПР наиболее приемлемой формой диагностики развития связной речи выступает специально организованная игровая деятельность.

Педагогическое наблюдение является неотъемлемой частью

образовательного процесса. Благодаря ему педагоги выстраивают актуальные траектории развития детей, корректируют план учебно-воспитательной работы, оценивают эффективность реализации образовательной программы. Информация, полученная в ходе наблюдения, становится импульсом для инновационной деятельности педагога, при условии, что педагог не просто принимает ее к сведению, а всерьез анализирует и строит свою работу, развивая плюсы и минимизируя недостатки.

Литература:

  1. Антонов Ю. Е. Управление дошкольными организациями: актуальная динамика М.: ТЦ Сфера, 2013.
  2. Белая К. Ю. Методическая деятельность в ДОО в соответствии с ФГОС ДО. М.: ТЦ Сфера, 2016.
  3. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателей / под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. М.: Просвещение, 2006.
  4. Савченко В. И. Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
  5. Сенченко О. В. Организация педагогической диагностики в ДОО в соответствии с ФГОС ДО. Казань: Издательство Бук, 2018.
  6. Сенченко О. В. Педагогические наблюдения в дошкольной образовательной организации. Казань: Издательство Бук, 2019.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, образовательная программа, педагог, педагогическое наблюдение, образовательный процесс, психическое развитие, речь детей, грамматический строй, игровая деятельность, образовательная организация.

Похожие статьи

Логопедическая работа детьми дошкольного возраста в условиях…

развитие у детей лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной

развитие игровой деятельности детей в целом, использование сюжетно-ролевых игр с

– работа с родителями; – совместная деятельность ребёнка с педагогом, где присутствует…

Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы…

Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск. Наличие проблемной ситуации, важной и понятной ребенку, выявленной им, при грамотном участии взрослого, является сильной мотивацией для ребенка вступить в общение, рассуждать, и…

Наблюдение как метод оценки качества образовательного

Задачей педагога является наблюдение за каждым ребенком и группой в целом.

Например: С целью оценки динамики развития Ивановой Маши педагог планирует понаблюдать за

Для того чтобы проследить за динамикой развития той или иной деятельности ребенка, педагог

Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР…

Группа детей с задержкой психического развития состоит из детей младшего и среднего

В настоящее время образовательный процесс требует его новой организации на основе

Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с…

Непосредственно образовательная деятельность с детьми

Свободная деятельность детей во время непосредственно — образовательной деятельности не означает бесполезное хождение по группе, дисциплина означает не мешать другим заниматься и быть самому вовлеченным в процесс образования. Если ребёнок в данный…

Обучение детей развитию речи и умению общаться…

Для удовлетворения образовательных потребностей и интереса детей. Изменение нормативно-правовой базы дошкольного образования

Форма игры в образовательном процессе ДОУ — это мотивация, составляющая сотрудничества: игровая мотивация…

Взаимодействие участников образовательного процесса

Речь — одно из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве, которое позволяет

Каждый из участников педагогического процесса решает комплекс определённых задач.

Для более успешного усвоения детьми грамматических средств языка педагоги применяют в…

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного…

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду представляет

– систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная

Для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей

Организация образовательного процесса в старших группах…

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС. Целью образовательного процесса в ДОО является развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает…

Интеграция образовательных областей в образовательной

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаю такие задачи: ‒ формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и…

Источник

В доме ребенка дети попадают в особые условия
жизни, здесь нет близких им людей, круг
получаемых впечатлений ограничен, постоянное
пребывание в коллективе, недостаточное общение
со взрослыми – все это влияет на поведение,
развитие, здоровье детей. Выезды в лес, парк, к
речке, прогулки к автомобильной дороге
положительно сказываются на развитии наших
детей. Но, все эти мероприятия бывают не часто, в
силу объективных причин, поэтому прогулки в
окрестностях дома ребенка очень важны для
расширения кругозора детей, общения с окружающим
миром, отдыха ослабленной нервной системы.

Особое значение на прогулках придается
развитию речи наших детей.

Развитие речи у детей тесно связано с самим
развитием мозга, которое наиболее интенсивно
протекает в первые три года жизни, и воспитанием,
причем, именно последнее оказывает определяющее
влияние. Сам процесс развития мозга, заложенный
от природы, основополагающего значения не имеет
– то есть, человек может обладать врожденными
неплохими данными, но если воспитатели не
создают условий для того, чтобы речевое развитие
ребенка шло правильно, то интеллектуальное и
эмоциональное развитие ребенка будет отставать
от нормы все сильнее.

Исследования показали, что только посредством
развития речи развиваются такие важные
психические процессы, как память, внимание,
восприятие, воображение, логические способности.

Таким образом, роль речи в развитии ребенка
огромна, и главным условием в правильном
развитии речи ребенка является его общение со
взрослым. Прекрасным средством развития речи
маленьких детей является мир природы. Чтобы
совершенствовать мысль и слово ребенка,
необходимо обогащать его душу полными, верными,
яркими образами природы. Умение наблюдать,
вырабатываемое в процессе познания природы,
рождает привычку делать выводы, воспитывает
логику мысли, четкость и красоту речи, развитие
мышления и речи идет как единый процесс. Познание
природы будит “ребячью мысль”, способствует
развитию творчества и самостоятельности, учит
“вдумчивее” относиться к природе. Каждое
знакомство с природой – урок развития детского
ума, речи, творчества, чувства. Своей
необычностью, новизной, разнообразием природа
эмоционально воздействует на ребенка, вызывает
его удивление, желание больше узнать, побуждает к
передаче чувств и мыслей в речи.

В структуру ежедневных прогулок обязательно
должно входить наблюдение, особое значение
имеет наблюдение за явлениями природы, за
животным или растительным миром. В каждом из
видов наблюдений я решаю конкретные
воспитательные и образовательные задачи. Перед
каждой прогулкой я намечаю вид наблюдения, его
объект, продумываю организацию.

Дети дома ребенка в большинстве своем очень
возбудимые, с неустойчивым вниманием, им бывает
трудно сосредоточиться на наблюдении объекта
или явления. Поэтому я провожу не длительные
наблюдения, не более 5-7 минут, объекты для
наблюдения выбираю яркие, интересные,
содержательные.

В доме ребенка созданы все необходимые условия
для проведения прогулок.

У нашей группы есть свой участок, рядом с
участком сотрудники группы разбили сад и огород.
Ежегодно весной на участке и на всей территории
нашего учреждения, разбиваются клумбы под цветы.
В окрестностях дома ребенка растут ели, березки,
сосны, сакура, сирень, яблоньки, абрикос и др.
растения. Весной цветущие растения представляют
собой удивительные пейзажи. В виду невозможности
постоянно проводить наблюдения за живыми
животными и птицами, мы используем для этой цели
муляжи, которые расположены на улице, на
территории дома ребенка.

Инвентарь для наблюдений и выполнения трудовых
поручений хранится на веранде, это ведерки для
песка и воды, совочки к ним, грабли, венички,
лопатки для работы со снегом и т.д.

Во время наблюдений у детей формируется умение
слушать речь взрослого, развивается навык
действовать по его сигналу и слову. Запоминание
новых слов тренирует память малышей, их речь.
Вовремя сказанное четверостишие, потешка или
поговорка обостряют восприятие малыша,
способствуют воссозданию ярких образов.

1. В течение всего года мы с детьми наблюдаем
за явлениями неживой природы.

Наблюдая за водой, дети знакомятся с ее
свойствами: теплая или холодная, журчит, льется. В
емкость с водой выкладываем игрушки, после чего
дети ловят сачками игрушечных рыбок, уточек,
разноцветные шарики. После дождя наблюдаем за
ручьями и лужами.

Во время наблюдений дети проговаривают существительные,
прилагательные, глаголы,
учатся строить предложение.

“К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице – смотри, смотри! –
Он пускает пузыри…”.

Песок. Дети охотно играют с сухим песком:
погружают в него руки, перебирая пальчиками,
раскапывают спрятанные игрушки, работают с
формочками, бутылочками, “пекут” из влажного
песка пирожки.

Сухой песок: сыпется, а из мокрого песка можно
лепить.

“Муку в тесто замесили
А из теста мы слепили:
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Все мы испечем в печи!”.

Сезонные явления.

Осенью наблюдаем за листопадом, за хмурым
небом, за холодными дождями. Предлагаю детям
походить по опавшей листве, послушать, как она
“шуршит”, собираем разноцветные листья в
осенний букет. Учимся подмечать сезонные
изменения в природе.

В процессе наблюдений у детей развиваются
навыки связной и фразовой речи, обогащается
активный словарный запас по теме, формируется
обобщающее понятие “осень”.

“Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмуриться, если дождик льется,
Это время года, осенью зовется”.
“Осень. Обсыпается
Весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые
По ветру летят”.

Зимой наблюдаем за выпавшим снегом, за
цветными льдинками, закрепляем свойства льда и
снега. Объясняю детям, что снег холодный, в руки
его брать нельзя, его можно лопаткой класть в
ведерочки. Предлагаю детям взять снег на лопатку
и подбросить вверх, снег рассыпается. Из снега
можно сделать домик, холмик, заборчик (снежный
вал) для игрушечной собачки и т.д.

Рассматривая с детьми льдинки, отмечаю: лед
холодный и твердый, им можно постучать, Если воду
окрасить краской, то можно получить разноцветные
льдинки. Зимой холодно, дует пронзительный ветер.

В процессе наблюдений у детей обогащается
активный словарный запас по теме, они учатся
отвечать на вопросы, усваивают обобщающее
понятие “зима”.

“Ты мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой”!

“Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок”.

“На заборах и крылечке,
Все блестит и все бело.
Нет свободного местечка,
Всюду снега намело”.

Весной обращаю внимание детей на то, что
стало тепло, пригревает солнышко. Дует теплый
ветер. Предлагаю поиграть с вертушками,
султанчиками. Появляются первые ручейки, тают
сосульки (рассматриваем их на карнизах
подоконников). Сосульки бывают тонкие и толстые,
длинные и короткие. Ставим ведерко под сосульку,
слушаем “кап-кап”…

Чтобы понаблюдать за ручейком, роем канавку и
соединяем два маленьких ручейка в один большой,
пускаем бумажные кораблики.

В процессе наблюдений у детей обогащается
словарный запас по теме, они учатся вслушиваться
в текст и повторять его по частям вслед за
педагогом, развиваются навыки связной речи,
формируется обобщающее понятие “весна”.

“А уж ясно солнышко, припекло, припекло,
И повсюду золото, разлило, разлило.
Ручейки на улице, все журчат, все журчат,
Журавли курлыкают, и летят, и летят”.

“Солнышко, колоколнышко,
Ты пораньше взойди, нас пораньше разбуди.
Нам в поля бежать, нам весну встречать!”

“В гости к нам пришла весна.
Очень теплая она.
Солнце светит, солнце греет.
Всюду травка зеленеет”.

Летом обращаю внимание детей на то, что все
радуются теплу, птицы, животные, насекомые, люди.
Ласковое солнышко согревает все вокруг: цветут
цветы, земля покрыта травой, на деревьях много
зеленых листьев. Летом не надо тепло одеваться.
Если во время прогулки пошел дождь, предлагаю
послушать, как весело он барабанит по крыше
веранды, а затем обращаю внимание малышей на то,
как чисто стало: дождь полил траву, цветы, сад и
огород.

В процессе наблюдений дети знакомятся с
сезонными изменениями в природе, обогащают
активный словарь по теме, развивают навыки
фразовой речи. У детей формируется обобщающее
понятие “лето”.

2. Наблюдение живой природы.

Растения и цветы, овощи, фрукты, ягоды.

Весной рассматриваем набухшие почки, первые
листики. Организуя прогулку с детьми в сад,
показываю детям, как красиво цветут вишни,
яблоньки, привлекаю внимание к жужжащим над
цветками пчелам.

Когда приходим на огород, обращаю внимание
детей на вскопанные грядки, рассказываю, что
посадим – помидоры, лук, клубнику, при этом
показываю картинки с изображением названных
овощей и ягод.

На лугу обращаю внимание на первые весенние
цветы – одуванчики, при высадке рассады цветов в
грунт сопровождаю все действия словами.

Посредством наблюдения за растениями дети
усваивают существительное с обобщающим
значением “растения”.

“Мы копаем, мы копаем,
В землю семена бросаем.
Сделай, сделай ямку ты,
Вырастут у нас цветы”.

“Принесла я вам цветок,
Вот головка, вот глазок,
Вот зеленый листок,
Вот зеленый стебелек”.

Летом обращаю внимание детей на зелень
листвы, закрепляем знания о строении дерева:
ствол, ветки, листья, учимся различать березу и
ель. На лугу уточняем названия – цветы, трава, на
участке наблюдаем за цветами на клумбах, учимся
называть цветы, их окраску, величину.

На огороде наблюдаем за ростом помидоров, лука,
перца и др. овощей, пробуем первые ягоды,
созревшие в саду – смородину, вишню, облепиху…

“Колокольчики мои, цветики степные!

Что глядите на меня, темно-голубые”?

“В лесу растут растения:
Ягоды, грибы,
Разные деревья,
Травка и кусты”.

 “Как у нашей Зины,
Фрукты в корзине:
Яблоки и груши,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы-
До чего красивы”!

В начале осени рассматриваем цветы на клумбе,
предлагаю отыскать на клумбе сначала красные,
потом желтые цветы, большие, затем маленькие.
Например, георгин – большой, петунья-маленькая. Во
время прогулок на огород и в сад, уточняю
названия знакомых детям овощей и фруктов:
морковь, капуста, огурец, помидор, картофель,
сливы…..

Наблюдаем за грибами, что растут под соснами.

В процессе наблюдений обогащается словарь
детей по теме, развиваются сенсорные навыки.

“Я корзинку в лес беру,
Там грибы я соберу:
Подосиновик, масленок,
Подберезовик, опенок”.

“В огороде много гряд,
Тут и репа, и салат.
Тут свекла и горох,
А картофель разве плох”?

“Посмотрите, овощи тут,
Они в огороде растут:
Капуста, свекла, картошка,
Лук, чеснок, морковка”.

“Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает”. (Лук)

Наблюдение за животными.

Кошка и котята. Дети любят наблюдать за
кошкой, отмечают особенности поведения:
мурлычет, царапается, прыгает. Дети третьего года
жизни могут самостоятельно покормить котенка,
назвать части его тела (ушки, лапки, хвостик, все
мягкое, пушистое), умеют имитировать мяуканье,
дети усваивают, что кошка любит лакать молоко,
умывается лапкой. У кошки и ее детеныша, котенка,
имеются острые зубы, коготки и шерсть.

Собака и щенята. При наблюдении отмечаем
особенности внешнего вида – голова, хвост, ноги.
Собака бегает, прыгает, лает, ее нельзя дразнить,
собачка может укусить. При наблюдении задаю
вопросы: “Где живет собака”? “Что любит есть”?
“Что делал щенок”?

На участке у нас поселился бурундук.
Предлагаю детям отметить особенности внешнего
вида: туловище полосатое, хвост длинный.

Особенности внешнего вида коровы, козы,
лошадки, кролика и диких животных (ежика, волка,
медведя и др.) дети усваивают с помощью муляжей,
расположенных на территории дома ребенка. Дети
рассматривают животных, отмечают особенности
поведения (лошадка быстро скачет, корова дает
молоко, кролик пушистый, пугливый), закрепляют
знания о среде обитания диких животных (волк,
лиса и медведь живут в лесу).

Птицы. Домашних птиц (курицу, петуха, гуся,
утку) мы также рассматриваем с помощью муляжей.
При наблюдении за птицами называем части их тела,
покров, (клюв, перья, крылья). Обращаю внимание
детей на хвост петуха, его красный гребешок,
большие крылья, предлагаю покричать как петушок.
Рассматривая курицу с цыплятами, обращаю
внимание детей на величину цыплят, их окраску, на
поведение курицы.

Воробьи, голуби, вороны, скворцы. Обратить
внимание на то, что птицы чирикают, много летают,
перелетают с куста на куст. Объясняю детям, что
птичкам тепло, они радуются лету. На участке
наблюдаем за скворечником.

Наблюдение за зимующими птицами. Зимой
рассматриваем кормушку, на которую прилетают
воробушки, синицы, снегири. Называем птиц,
отмечаем особенности внешнего вида. Объясняю
детям, что зимой на улице холодно, птицам нечего
кушать, нет мошек, червяков, зернышек, предлагаю
покрошить хлеба на кормушку.

Насекомые. Наблюдения за бабочкой,
кузнечиком, пчелкой, божьей коровкой, муравьем
приносят нашим детям много радости, они
восторженно вопят при виде летающей над лугом
стрекозы. Предлагаю полюбоваться красивыми
крылышками божьей коровки, отметить трудолюбие
муравья, как легко порхают разноцветные бабочки
с цветка на цветок.

Объясняю, что брать в руки нельзя пчелку, она
может ужалить, так же нельзя обижать беззащитные
маленькие существа.

В процессе наблюдений за живой природой, у
детей обогащается активный словарь по теме,
развиваются элементарные навыки фразовой речи.

“На заборе сидит, “ку-ка-ре-ку” кричит”.
(Петушок)

“Громко лает, а в дом не пускает: “Ав-авав!”.
(Собачка)

“Кричит: “Му-у-уу!” Кто это? Не пойму?”. (Корова)

 “А у нас в саду жилец –
Бойкий, маленький скворец.
Тихий сад повеселел,
От того, что он запел”.

“Под кустом играют в прятки
Шаловливые лисятки,
А лиса для малышей
Ловит в зарослях мышей”.

“У крыльца лохматый пес
Лег, уткнувши в лапы нос.
Тихо, мирно он сопит,
Может, дремлет, может, спит.
А попробуй, сунься вор –
Вмиг залает на весь двор”.

Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь”!

Приложение 1 Презентация –
наблюдения на прогулке.

Литература

  1. Рыжова Н.В. Развитие речи в детском
    саду.Ярославль: Академия развития,  2007.
  2. Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет.
    Издательство “Мозаика – Синтез” Москва  2007.
  3. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами.
    Издательство “Мозаика – Синтез” Москва  2006.

Источник