Наблюдение за развитием ребенка в доу
Консультация для педагогов: Наблюдение за детьми
Наблюдения за ребенком позволяет определить моменты, вызывающие озабоченность. Помогают педагогам определить необходимость в немедленном вмешательстве в случаях, когда ребёнок испытывает постоянные трудности в чём-либо. Их диапазон может простираться от проблем со слухом до необходимости в дополнительном внимании, обращении к специалистам. Они способствуют умению найти способы, позволяющие лучше всего решить проблемные ситуации. Наблюдения позволяют педагогам научиться определять, какого рода поведения можно ожидать от ребёнка при определённых условиях и какими средствами лучше всего избежать негативных реакций, последствий. По средствам наблюдений можно получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка. Кроме этого они позволяет согласовать мнения различных взрослых, которые видят одного и того же ребёнка по-разному.Наблюдение даёт разнообразную информацию для понимания сильных сторон, особенностей, нужд и потребностей детей, характера, взаимоотношений с другими людьми. Получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка, подтвердить выдвигаемые гипотезы или опровергнуть их. Весьма часто взрослые (не только родители и педагоги) выражают обеспокоенность тем, что ребёнок не желает «заниматься важными делами», предпочитает занятиям игру. Наблюдение за действиями ребёнка в игре позволяют увидеть проявление учебных навыков, присвоенных ребёнком знаний. Получить обратную связь об эффективности(или неэффективности) собственных педагогических действий, профессиональную, объективную и достоверную картину успехов ребёнка в учёбе, основанную на включении в процесс наблюдения и оценки всех членов команды
Наблюдение является основой для оценки ситуации в развитии ребёнка, которая должна:
– Сосредотачиваться преимущественно на выявлении сильных сторон каждого ребёнка, а не его неудачах. Способствовать успеху детей и оптимизировать процесс развития.
– Подчёркивать важность позитивной динамики в развитии.
– Быть постоянным компонентом процесса обучения, являться источником информации, подсказкой, чему и как обучать.
– Быть мгновенной, сосредоточенной на всех областях развития (социально-эмоциональной, физической, познавательно-речевой, художественно-эстетической).
– Включать активный обмен мнениями между всеми членами команды (педагогами, родителями, а по возможности и, и детьми.
– Быть абсолютно понятной родителям.
– Своевременно выявлять действительные потребности детей, которым необходима дополнительная помощь.
– Обеспечивать руководителям понимание того, как продвигаются в развитии отдельные дети и группы в целом.
– Обеспечивать сопоставимость достижений детей, занимающихся по разным образовательным программам.
Дополнительные эффекты наблюдения:
Наблюдение – это:
– проверка и воспитание своей объективности и проницательности,
– вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование сообщества,
– формирование у ребёнка навыка самоанализа и самооценки,
– формирование в образовательном учреждении культуры организации обучения на основе системной и систематической оценки достижений каждого ребёнка.
Результаты наблюдений заносятся в дневник. Задача педагога заключается в том, чтобы как можно меньше времени тратить собственно на описание, и в том, чтобы внесённая информация была достоверной и полезной. Поэтому мы предлагаем форму дневника, в которой педагог только отвечает на готовые вопросы.
Дневник наблюдений за ребенком
Педагоги___ Группа___
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___ возраст___
Таблица
Дни недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Дата наблюдения
Настроение утром,в течение дня
С кем и во что играл
Взаимоотношения ребенка с детьми
Конфликты
На занятиях (возможны комментарии специалиста)
Взаимоотношения ребенка с педагогами и специалистами
Как ел
Как засыпал
Проблемы для обсуждения, предложения коллегам
ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА
Из приведенного ниже списка выберите часто наблюдаемые у ребенка нарушения поведения и впишите в дневник наблюдений.
Агрессивность Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; толкает сверстника, ударяет встречных; кусается, плюется.
Скрытая: щипает других, говорит обидные слова, когда не слышат взрослые.
Вербальная: ругается, говорит обидные слова, нецензурные слова.
В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.
В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки.
Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.
Направленная на себя: щипает себя; просит, чтобы ударили еще раз.
Вспыльчивость: В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть.
В речи: может неожиданно грубо ответить, выразиться нецензурно.
Негативизм: В физических действиях: делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру.
Отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.
Вербальный: говорит часто «не хочу», «не буду», «нет».
Демонстративность: В движениях: отворачивается спиной; утрирует движения на занятиях.
Как состояние на собственное состояние и поведением: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих.
Обидчивость (эмоциональная неустойчивость): Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре.
В мимике: недовольное выражение лица; плачет.
Реакция на оценку другими: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса.
Конфликтность Активная или реактивная: сам провоцирует конфликты; отвечает конфликтном на конфликтные действия других.
Вследствие эгоцентризма: не учитывает желания и интересы сверстников.
Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений.
Вследствие трудности переключения: не уступает игрушки.
Эмоциональная отгороженность: Как центробежные тенденции: когда все дети вмести, стремиться уединиться.
Как эмоциональная поглощенность: входит в помещение и сразу идет к игрушкам; занят своим делом и не замечает окружающих.
Особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.
Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.
Особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику.
Дурашливость: Реакция на замечание: реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка.
В физических действиях и мимике: дурачится, передразнивает движения.
Нерешительность: В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.
Проявление в речи: использует слова «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.
В физических действиях: боится прыгнуть с высоты.
Реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в привычной.
Страхи: Конкретные: страх пылесоса, страх собаки, страх темноты, страх от порывов ветра.
Реакция на новизну: боится входить в новое помещение.
Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному.
Тревога: В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.
В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.
В движении: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит
Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями; стремиться быть поближе к взрослым.
Скованность: В движениях: двигается скованно.
В речи: запинается в речи.
Реакция на новизну: неловок в новой ситуации.
Заторможенность: В познавательной активности: не знает, чем заняться.
В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам
В речи: говорит слишком тихо; медленно.
Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает.
Эгоцентричность: Как отношение к себе: считает, что все конфеты, все игрушки для него.
Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желание детям.
В речи: часто использует местоимение «я».
Избегает умственных усилий: В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики; не слушает сказку.
На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания(на сравнение, обобщение, действия по образцу).
Дефицит внимания: Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятиях.
Содержание помощи ребенку: приходиться словесно повторять задание несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия.
В речи: переспрашивает условия выполнения задания.
Двигательная расторможенность (гиперактивность): Особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия.
Как избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); действует раньше условленного сигнала.
Длительность содержания гиперактивности: встает на первой половине занятия.
Длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается после шумной игры.
Речевая расторможенность: Громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса.
Темп речи: убыстрен, речь взахлеб.
В социальных отношениях: переговаривается на занятиях, не смотря на замечания взрослого.
Непонимание сложных словесных инструкций: Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого.
Непонимание простых словесных инструкций: Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания.
Застреваемость: В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы.
Во взаимоотношениях и в речи: навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу.
На чувствах и эмоциях: застревает на обиде.
Как трудность переключения: с трудом переключается на другой вид деятельности.
Работоспособность (умственная): Быстро устает от задания, требующего умственной активности; устает, когда читают книгу; устает на первой части организационного занятия.
Работоспособность (физическая): Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет работоспособность на первой части занятия; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности.
Источник
Программой дошкольного образования предусмотрено оценивание динамики образовательных достижений воспитанников, основанное на методе наблюдения и включающее:
– в деятельности в режимных моментах.
Карты наблюдения детского развития в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, позволяющие фиксировать динамику и развитие ребенка в ходе:
– коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддерживания контакта, принятия совместных решений, решения конфликтов, лидерства и др.);
– познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
– проектной деятельности (динамика развития детской инициативности, ответственности,умения планировать и организовывать свою деятельность);
– физического развития.
– методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина для определения сформированности предпосылок к учебной деятельности;
– беседа по определению «Внутренней позиции школьника» (Н.И.Гуткина) для определения мотивационной готовности к школе.
Показатели нервно-психического развития, карты и группы здоровья разработаны К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной, Н.М.Аксариной, Л.Г.Голубевой.
Анализ продуктов детской деятельности.
– метод «Социометрия», изучающий взаимоотношения детей в коллективе сверстников.
Оценку образовательных достижений воспитанников проводим 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь): выявляется стартовый уровень развития и проектируется образовательный маршрут ребенка на учебный год;
В конце года (май) – итоговое оценивание, которое позволяет определить на сколько успешно были выбраны образовательные методы, формы и средства
организации воспитательно – образовательного процесса в группе.
В процессе оценивания используем уровни: низкий (Н), средний (С), высокий (В).
Высокий уровень (3 балла) – результаты соответствуют норме в полном объеме.
Средний (2 балла) – допускаются незначительные несоответствия норм усвоения программных задач.
соответствия программе. Оценка образовательных достижений служит основанием для построения образовательной работы с детьми.
Уровни показателей (баллы): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл)
- Социально-коммуникативное развитие
Критерии развития 2-й год (младший дошкольный возраст – 2-3 года
I*
II
- Описывает себя, свою семью и культурную группу:
– называет себя мальчиком или девочкой
– знает собственное имя, фамилию, имена родителей
– рассказывает о случаях, праздниках в своей семье
- Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:
– делится игрушками, не проявляет грубость, легко вступает в контакт со взрослыми, сверстниками
– отвечает на проявленное внимание, играет рядом со сверстниками
– проявляет желание играть вместе со взрослыми, сверстниками
- Выражает эмоции приемлемым способом:
– проявляет готовность ждать появления матери
– быстро успокаивается при поддержке (внимании) взрослого
– выражает чувства словами
- Самообслуживание:
– умеет при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь; правильно одеваться и обуваться
– умеет при небольшой помощи взрослого в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду
– умеет под контролем взрослого мыть руки, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой, горшком
– умеет держать ложку в правой руке
- Трудовые поручения:
– умеет при небольшой помощи взрослого поддерживать порядок в игровой комнате (после игр убирать игрушки на место)
– умеет выполнять простейшие трудовые действия/поручения ( совместно со взрослым перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы и пр.)
– предлагает помощь взрослому при ухаживании за растениями и животными
- Воспитание целостного отношения к труду:
– проявляет желание трудиться
– проявляет интерес к людям разных профессий
- Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:
– имеет представление о светофоре и его сигналах
– знает проезжую часть дороги и тротуар для пешеходов
– в игре демонстрирует знание правил дорожного движения и поведения в транспорте
- Соблюдает элементарные правила поведения в помещении:
– знает правила поведения в общении друг с другом (не толкаться, играть, не мешая друг другу, и пр.)
– имеет представление о назначении помещений (раздевалка, спальня и пр.)
– знает правила безопасного обращения с дверью, некоторыми бытовыми приборами, инструментами – кистями, карандашами
- Соблюдает правила безопасного поведения на прогулке:
– знает правила обращения с оборудованием на площадке (горка, песочница и пр.), имеет представления о безопасном обращении с растениями, насекомыми и пр.
– на прогулке встает в пару, определяет границы площадки
– способен непродолжительное время заниматься самостоятельной деятельностью, соблюдая правила безопасного поведения
Всего (среднее значение):
- Познавательное развитие
- Проявляет познавательный интерес:
– задает вопросы о мире, событиях, материалах
– проявляет любознательность
– возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем
- Проявляет интерес к действиям с предметами:
– распознает основные формы предметов (шар, куб)
– различает и называет предметы ближайшего окружения
– подбирает несколько необходимых предметов для игры
- Классифицирует по признакам:
– сравнивает предметы по цвету, форме, размеру, характеризуя их признаки
– подбирает предметы по цвету, форме, размеру
– различает предметы по цвету, форме, размеру
Всего (среднее значение)
- Речевое развитие
- Правильно реагирует на речевую информацию:
– понимает содержание коротких рассказов, сказок (без показа) по опыту
– выполняет указания, содержащие два, три и более шагов
– следует указаниям принять участие в том или ином деле и выполняет его
- Активная речь:
– пользуется предложениями из трех и более слов
– отвечает на вопросы: где? Когда? Куда? Почему? И может задавать их сам
– излагает хорошо знакомую сказку, рассказ, стихотворение
- Говорит понятно для слушателей:
– разговорный словарь достигает 250 – 700 слов
– активно общается со знакомыми людьми
– использует в речи разные виды предложений
- Проявляет интерес к художественной литературе:
– легко охотно соглашается послушать чтение
– просит взрослого почитать или рассказать историю
– пересказывает небольшие эпизоды знакомых историй
- Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:
– самостоятельно рассматривает книги, проговаривает знакомые тексты
– правильно держит книгу, листает от начала до конца
– любит участвовать в изготовлении книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках
- Видит связь между устной и письменной речью:
– опознает символические обозначения, используемые в группе
– узнает написание своего имени
– имитирует письмо взрослых
Всего (среднее значение)
- Художественно-эстетическое развитие
- Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:
– просит включить и повторить песню, мелодию, называет ее
– внимательно, с интересом слушает, понимает смысл песенок
– подпевает отдельные слова и фразы
- Сам пытается музицировать:
– способен узнавать знакомую мелодию, песню
– распознает звучание различных музыкальных инструментов (погремушки, ложки, бубен, фортепиано), может назвать и показать, что звучало
– использует на занятиях и в играх предложенные музыкальные инструменты
- Двигается под музыку:
– начинает движения с началом музыки
– двигается в соответствии с характером музыки
– выполняет простейшие танцевальные движения (притопы, хлопки, «фонарики»)
- Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:
– проявляет интерес к разным видам изодеятельности
– может сосредоточенно заниматься лепкой или рисованием 5 – 10 минут
– радуется своим работам, пробует повторять самостоятельно
- Воплощает идеи в реальность:
– называет, что нарисовал
– знает, как действовать карандашами, кистью, штампами, пластилином и т.д.
– умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук в палочки, сплющивать комок в «лепешку»
- Проявляет воображение:
– выбирает разные цвета
– использует разные материалы, размер и цвет бумаги
– умеет отламывать от большого комка маленькие комочки (глина, пластилин, тесто)
Всего (среднее значение)
5. Физическое развитие
- Демонстрирует координированные движения:
– умеет ходить и бегать «стайкой» за воспитателем
– прыгает на двух ногах на месте и с продвижением вперед
– умеет бросать и ловить мяч на малом расстоянии
- Удерживает равновесие:
– стоит и ходит на цыпочках, не теряя равновесия
– проходит по низкому брусу шириной 15-20 см при поддержке взрослого
– умеет делать поворот вокруг себя в медленном темпе
- Использует координированные движения:
– поднимается вверх и спускается вниз по лестнице, держась за перила, ставя по одной ноге на каждую ступеньку
– рисует точки, линии цветными мелками, карандашами, пальчиковыми красками
– выполняет несложные постройки из кубиков, соединяет детали конструктора
- Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни:
– самостоятельно ест ложкой, пьет из чашки
– с помощью взрослого моет руки с мылом перед едой, вытирает их полотенцем, пользуется салфеткой, носовым платком
– при помощи взрослого частично раздевается, надевает одежду и обувь, складывает одежду на место
- Знает некоторые части тела и их функции:
– называет части тела (голова, руки, ноги, живот, шея, спина)
– может показать эти части тела
- Знает предметы, связанные с гигиеной:
– знает свой шкафчик
– знает свою кровать
– знает свое полотенце и пр.
Всего (среднее значение)
Итого (среднее значение)
Уровни показателей (баллы): ): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл)
Критерии развития
1-й год
(младшая группа)
2-й год
(средняя группа
3-й год (старшая группа)
4-й год (под
готови
тельная группа)
I*
II
I
II
I
II
I
II
- Социально-коммуникативное развитие
- Описывает себя, свою семью и культурную группу:
– называет себя мальчиком или девочкой
– воплощает представления о себе и своей семье в рисунке, играх
– рассказывает о своей семье, о культуре и традициях
- Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:
– проявляет уважение к себе и другим
– легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками
– знает и учит других действовать по очереди, соблюдать правила, делает активный выбор
- Выражает эмоции приемлемым способом:
– опознает и называет различные эмоции
– выражает чувства словами
– объясняет причины своих эмоций
- Проявляет эмпатию к другим людям:
– демонстрирует понимание чувств других людей не вербально
– помогает другим в случае необходимости
-выражает понимание чувств вербально
- Самоконтроль и взаимодействие:
– навыки игры сформированы соответственно возрасту
– присоединяется к игре по приглашению или просьбе
– играя, предлагает свои идеи и принимает идеи других
- Понимает и уважает различия между людьми:
– играет с ребенком другой культурной принадлежности
– интересуется различиями между собой и другими
– использует подходящие слова, обсуждая различия
- Самообслуживание:
– умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду
– может приготовить свое рабочее место и убрать его после окончания работы
– бережно относится к личным вещам и вещам сверстников
- Ручной труд:
– проявляет интерес к работе с бумагой, ремонтирует книги
– делает объемные фигуры, складывая лист бумаги пополам, и т.д.
– принимает участие в изготовлении поделок из природного и бросового материала
- Воспитание ценностного отношения к труду:
– проявляет желание трудиться
– ответственно выполняет трудовые поручения
– помогает сверстникам и взрослым при затруднении
- Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:
– знает сигналы светофора, как правильно переходить дорогу
– знает знаки дорожного движения для пешеходов и правила безопасного поведения на улице
– знает правила безопасного поведения в транспорте
- Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе:
– знает и соблюдает правила экологического поведения в природе
– знает и соблюдает правила общения с животными
– имеет представления об опасностях, встречающихся в природе (ядовитые растения, грибы и т.д.)
- Знает элементарные правила безопасного поведения в детском саду, в быту:
– знает и выполняет правила поведения в помещении детского сада
– знает и выполняет правила поведения на прогулке
– знает и выполняет правила обращения с бытовыми приборами, инструментами
Всего (среднее значение):
- Познавательное развитие
- Проявляет любознательность и желание решать проблемы:
– задает вопросы о мире, событиях, материалах
– проявляет любознательность
– возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем
- Планирует и ставит цель:
– планирует предстоящую деятельность, что собирается делать
– подбирает несколько необходимых предметов для игры или работы
-выдвигает гипотезы и предложения
- Классифицирует по признакам:
– классифицирует объекты по цвету, форме, размеру и т.д.
– подбирает группу объектов на основании функционального сходства
– находит предмет, не соответствующий группе, и объясняет почему
- Понимает количественные отношения:
– устанавливает взаимоотднозначное соответствие объектов, считает их
– сравнивает по величине: больше – меньше, много – мало
– складывает и вычитает в пределах 10, используя предметы
– использует измерительные инструменты для определения длины, веса и др.
- Понимает основные пространственные отношения:
– понимает слова, обозначающие положение или направления
– правильно пользуется словами, обозначающими пространственные отношения
– решает различные пространственные головоломки (пазлы)
- Обнаруживает наличие представлений о времени:
– знает слова, означающие время суток
– понимает слова: вчера, завтра, в прошлом месяце, после, сначала и т.д.
– знает последовательность дней недели, сезонов года, месяцев
Всего (среднее значение)
- Речевое развитие
- Правильно реагирует на речевую информацию:
– выполняет указания, содержащие два, три и более шагов
– следует указаниям принять участие в том или ином деле и действует
– задает уместные вопросы
- Говорит понятно для слушателей:
– использует части речи согласно возрасту
– согласует слова в предложении
– говорит соответственно возрасту
- Излагает историю, тот или иной текст в последовательности:
– рассказывает собственную историю
– развивает предложения
- Сосредоточенно слушает чтение вслух:
– легко и охотно соглашается послушать чтение
-просит взрослого почитать или рассказать историю
– высказывает соображения о прочитанной истории, сопереживает героям книги
- Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:
– часто посещает литературный центр
– правильно держит книгу, листает от начала до конца
– любит изготовливать книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках
- Видит связь между устной и письменной речью:
– опознает символические обозначения, используемые в группе
– узнает написание своего имени
– диктует свои истории воспитателю
Всего (среднее значение)
- Художественно-эстетическое развитие
- Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:
– просит включить и повторить песню, мелодию,
– узнает марш, вальс, колыбельную, песню
– слушает мелодию и песню
- Сам пытается музицировать:
– использует музыкальные инструменты в игре, другой деятельности
– может назвать несколько музыкальных инструментов
– поет песню, напевает мелодию