Наблюдение за развитием ребенка бине
Диагностическое обследование по шкале умственного развития
А. Бине – Т. Симона
Диагностика детей 3-4 лет
Для начала ребенку предлагается выполнить задания, отмеченные в колонках 3-14. С помощью условных обозначений в таблице фиксируются результаты: «+» – задание выполнено, «+?» -задание выполнено не полностью, «-» – задание не выполнено. Затем проводится диагностика познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи, результаты которой также фиксируются в таблице.
Уровень развития внимания и речи педагог-психолог оценивает через наблюдение за ребенком в ходе обследования, анализируя его деятельность и ответы на поставленные вопросы.
Для исследования внимания используется игра Что изменилось?. Перед ребенком в ряд выставляют три цветных пластмассовых стаканчика и просят его запомнить их расположение. Затем местоположение стаканчиков меняется, и ребенку предлагается определить, что изменилось.
Также уровень развития внимания диагностируется с помощью методики «Нахождение сходства» . Перед ребенком выкладывается картинка с 4-6 почти одинаковыми изображениями (например, снеговиками). Инструкция следующая: «Посмотри на этих снеговиков: они все друг от друга хоть чем-то, да отличаются, но все же два из них совершенно одинаковые, попробуй их найти и показать мне. Будь очень внимателен, работать нужно быстро». Для обследования необходимо подготовить 2-3 бланка со стимульным материалом. Бланки предлагаются ребенку поочередно. Необходимо замерить время выполнения задания по каждому бланку отдельно и по окончании зафиксировать результаты. Время работы – не более 5 минут на один стимульный бланк. Общий показатель развития наблюдательности So6 подсчитывается по формуле:
So6=∑С/∑t,
где С – количество отличий на рисунках, указанных ребенком;
t – время, затраченное на выполнение задания.
Восприятие цвета проверяется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам». Ребенку предлагается набор кружочков диаметром примерно 3 см основных цветов (по два на каждый цвет) и коробочек соответствующего цвета. Задача ребенка – разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. Важно, чтобы в процессе игры взрослый не называл цвет кружочков.
Уровень развития зрительной памяти исследуется с помощью предметных картинок. Педагог-психолог раскладывает перед ребенком семь картинок с изображением знакомых предметов и предлагает ему внимательно на них посмотреть. Спустя некоторое время он убирает картинки и просит назвать те из них, которые ребенок запомнил.
Диагностику мышления (умения производить анализ, синтез, делать обобщения) удобно проводить с помощью игры «Четвертый лишний». В качестве стимульного материала можно использовать картинки из пособия «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» (авторы С.Д. Забрамная, О.В. Боровик) или материал дидактической игры «Найди четвертый лишний – 2. Развивающая игра для дошкольников» (2012 г.). Ребенку предлагают картинку, на которой изображены предметы. Инструкция следующая: «Посмотри на карточку. Здесь нарисованы четыре предмета. Три из них подходят друг другу, а четвертый – лишний. Какой предмет лишний и почему?»
Для оценки уровня речевого развития можно использовать методику «Времена года». Ребенку показывают рисунки и просят, внимательно посмотрев, сказать, какое время года изображено на каждом из них (из пособия С.Д. Забрамной и О.В. Боровик). Ребенок должен назвать соответствующее время года и объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Если ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 3-4 признака, подтверждающих его мнение, то это говорит о высоком уровне развития речи. Если правильно определил времена года на всех картинках, указав при этом 1-2 признака, подтверждающих его мнение, то это свидетельствует о среднем уровне. Низкий уровень наблюдается, когда ребенок правильно определил времена года только на 1-2 картинках из четырех и указал только один признак в подтверждение своего мнения. Если ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака, то можно сделать вывод об очень низком уровне развития речи.
Диагностическое обследование по шкале умственного развития
А. Бине – Т. Симона
Диагностика детей 4-5 лет
Для начала ребенку предлагается выполнить задания, отмеченные в колонках 3-12. Также с помощью условных обозначений в таблице фиксируются результаты, после чего проводится диагностика познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.
Особенности внимания исследуются с помощью игр «Найди одинаковые стаканчики» и «Что изменилось?» Например, перед ребенком выставляют четыре цветных пластмассовых стаканчика (или игрушки), два из которых совпадают по цвету, размеру и форме, и предлагают найти одинаковые предметы. Затем эти же предметы ставят в ряд и просят ребенка запомнить их расположение. После чего местоположение стаканчиков меняют и задают вопрос «Что изменилось?».
Можно использовать методики «Нахождение различий в парных картинках», «Корректурные пробы» (сейчас можно найти в Интернете много интересных вариантов корректурных проб для детей дошкольного возраста).
При изучении особенностей восприятия используется игровое задание «Сложи картинку» с использованием разрезных картинок из трех-четырех частей (материал из пособия С.Д. Забрамной и О.В. Боровик).
Восприятие цвета исследуется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам». Инструкция: ребенку предлагается набор кружочков диаметром примерно 3 см основных цветов (по два на каждый цвет) и коробочек соответствующего цвета. Задача ребенка – разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. Важно, чтобы в процессе игры взрослый не называл цвет кружочков.
Восприятие формы проверяется с помощью игры-классификации «Разложи геометрические фигуры» Ребенку дают табличку, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета и одинаковой величины: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Затем перед ребенком раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета и величины, что в табличке) и предлагают разложить фигуры в ячейки таблички в соответствии с их формой.
Диагностику восприятия величины удобно проводить в ходе игры «Расставь матрешек по росту»
Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью . пробы «Понимания текста» . Педагог-психолог зачитывает ребенку предложение: «Витя умылся, сделал зарядку, позавтракал, взял игрушечную машину и пошел в детский сад», – а затем спрашивает о порядке действий Вити.
При исследовании слуховой памяти используют вариант методики «10 слов», предъявляя ребенку восемь слов.
Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок (вариант с геометрическими фигурами).
Для диагностики мышления используется вариант методики «Классификация по заданному принципу». Педагог-психолог раскладывает набор картинок, на половине из которых изображено несколько предметов, на других – всего один. Задача ребенка – разложить картинки в две стопки, исходя из количества изображенных предметов.
Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволяет методика «Дополнение фраз». Инструкция педагога-психолога следующая: «Давай сочиним рассказ. Я буду начинать, а ты заканчивать мои фразы. Итак, девочка взяла кубик и…» Затем последовательно предъявляются другие предложения:
«Мальчик весело смеялся, потому что…»,
«Если пойдет дождь, то…» и т. д.
Диагностическое обследование по шкале умственного развития
А. Бине – Т. Симона
Диагностика детей 5-6 лет
Ребенку предлагается для начала выполнить задания, отображенные в колонках 3-8. В задании на сравнение предлагается сравнить детей группы с этической и моральной точек зрения (Кто самый аккуратный в группе? Почему? Кто самый добрый? Почему? И т. п.).
Для диагностики внимания используется игровое задание «Сравни картинки» Перед ребенком кладут две картинки, отличающиеся незначительными деталями, и дают инструкцию «Внимательно рассмотри картинки, сравни их и найди отличия»
Диагностика особенностей восприятия начинается с восприятия цвета, которое исследуется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам» (усложненный вариант). Перед ребенком расставляют коробочки, окрашенные в основные и оттеночные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный, белый, серый, розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый, салатовый, бежевый), и раскладывают набор разноцветных кружочков, соответствующих коробочкам. Педагог-психолог предлагает ребенку разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом.
Восприятие формы проверяется с помощью классификации «Разложи геометрические фигуры» Ребенку дают табличку, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета и одинаковой величины: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Затем перед ребенком раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета и величины, что в табличке) и предлагают разложить фигуры в ячейки таблички в соответствии с их формой.
Диагностика восприятия величины проводится с помощью задания «Разложи полоски». Перед ребенком раскладываются 5-7 полосок одного цвета, но отличающихся друг от друга по длине на 2 см. Педагог-психолог предлагает разложить их слева направо сначала по убыванию, а затем по возрастанию.
Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью пробы «Понимание текста». Ребенку предлагают послушать небольшой текст, состоящий из нескольких предложений, например: «Таня встала утром, умылась, почистила зубы, сделала зарядку, оделась, позавтракала, взяла альбом и краски и пошла в детский сад. Днем в детском саду Таня играла, рисовала, гуляла, обедала. Вечером за Таней пришла мама, и они пошли домой. Дома Таня поужинала и легла спать». После прочтения текста педагог-психолог спрашивает о том, что делала Таня в разное время суток.
Для исследования слуховой памяти используется методика «Десять слов»
Педагог-психолог дает следующую инструкцию: «Я буду говорить слова, а ты их внимательно слушай и старайся запомнить. Когда я закончу, ты повторишь слова, которые запомнил, в любом порядке. Слушай: часы, утюг, слон, кошка, пятно, солома, яблоко, лото, солнце, дорога». При повторном предъявлении дается следующая установка: «Сейчас я проговорю те же слова еще раз. Ты снова повторишь их за мной, причем будешь говорить и те слова, которые назвал в прошлый раз, и новые, которые запомнишь». При третьем и четвертом предъявлениях звучит инструкция: «Слушай еще раз». При пятом, последнем предъявлении: «Сейчас я проговорю слова в последний раз, а ты постарайся запомнить и повторить как можно больше слов». На обследование слуховой памяти отводится 5-7 минут. Хорошим результатом является повторение ребенком 5-6 слов после первого предъявления и 8-10 слов после пятого предъявления.
Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью «Вариативной методики» Л.А. Ясюковой. Ребенку предлагается взглянуть на табличку с изображением различных предметов, цифр, букв, геометрических фигур, знакомых обследуемому. Педагог-психолог дает инструкцию: «Здесь нарисованы картинки. Посмотри и запомни. Потом ты мне назовешь всё, что запомнил, в любом порядке». Время предъявления 20-30 секунд, затем табличка убирается, и ребенка просят назвать те картинки, которые он запомнил. Когда ребенок замолчит, нужно сказать ему: «Попробуй представить мысленно картинку, может быть, ты еще что-нибудь увидишь». За одинаковые по смыслу слова в назывании картинок дается 1 балл (например, корабль или яхта, или лодка). За неполные или ошибочные ответы – 0,5 балла. Хорошим результатом будет называние более 7 картинок.
Для исследования умственной работоспособности детей можно использовать тест Тулуз-Пьерона (модификация Л.А. Ясюковой для детей дошкольного возраста).
Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволяет методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна. Подготавливается серия из 3-5 картинок, отражающих обычные ситуации из жизни детей (можно взять сюжетные картинки из детских книжек В. Сутеева). Все рисунки на один сюжет, выполненные на отдельных карточках, предъявляются ребенку одновременно. Педагог-психолог объясняет, что на картинках изображено какое-то событие, и предлагает разложить картинки по порядку так, чтобы было видно, где начало, где конец, и придумать по ним рассказ.
Для получения целостной картины можно использовать методики, исследующие эмоционально-волевую и личностную сферы, например: «Тест тревожности» (авторы – Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), «Детский апперцептивный тест», методику «Крокодилы» Н. Акимовой и Л. Лебедевой, тест «Рисунок человека» (авторы – К. Маховер, Ф. Гудинаф), методику «Несуществующее животное» и другие.
Вторичная диагностика готовности к школе
Для обследования используются следующие методики:
- методика психолого-педагогической оценки готовности ребенка к началу школьного обучения, включающая субтесты «Продолжи узор», «Сосчитай и сравни», «Слова», «Шифровка», «Рисунок человека» Н. и М. Семаго;
- тест социальной информированности;
- методика «Выделение четвертого лишнего», «Классификация», «Последовательность событий»;
- диагностика зрительной и слуховой памяти («Вариативная методика» Л.А. Ясюковой и «10 слов»);
- диагностика учебной мотивации «ДУМ-1» Н.Н. Мельниковой и Д.М. Полева.
После анализа результатов итоговой диагностики детей подготовительных к школе групп, составляется аналитическая справка. С результатами знакомятся воспитатели и родители детей «группы риска», даются рекомендации по преодолению имеющихся трудностей.
Источник
Программой дошкольного образования предусмотрено оценивание динамики образовательных достижений воспитанников, основанное на методе наблюдения и включающее:
– в деятельности в режимных моментах.
Карты наблюдения детского развития в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, позволяющие фиксировать динамику и развитие ребенка в ходе:
– коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддерживания контакта, принятия совместных решений, решения конфликтов, лидерства и др.);
– познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
– проектной деятельности (динамика развития детской инициативности, ответственности,умения планировать и организовывать свою деятельность);
– физического развития.
– методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина для определения сформированности предпосылок к учебной деятельности;
– беседа по определению «Внутренней позиции школьника» (Н.И.Гуткина) для определения мотивационной готовности к школе.
Показатели нервно-психического развития, карты и группы здоровья разработаны К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной, Н.М.Аксариной, Л.Г.Голубевой.
Анализ продуктов детской деятельности.
– метод «Социометрия», изучающий взаимоотношения детей в коллективе сверстников.
Оценку образовательных достижений воспитанников проводим 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь): выявляется стартовый уровень развития и проектируется образовательный маршрут ребенка на учебный год;
В конце года (май) – итоговое оценивание, которое позволяет определить на сколько успешно были выбраны образовательные методы, формы и средства
организации воспитательно – образовательного процесса в группе.
В процессе оценивания используем уровни: низкий (Н), средний (С), высокий (В).
Высокий уровень (3 балла) – результаты соответствуют норме в полном объеме.
Средний (2 балла) – допускаются незначительные несоответствия норм усвоения программных задач.
соответствия программе. Оценка образовательных достижений служит основанием для построения образовательной работы с детьми.
Уровни показателей (баллы): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл)
- Социально-коммуникативное развитие
Критерии развития 2-й год (младший дошкольный возраст – 2-3 года
I*
II
- Описывает себя, свою семью и культурную группу:
– называет себя мальчиком или девочкой
– знает собственное имя, фамилию, имена родителей
– рассказывает о случаях, праздниках в своей семье
- Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:
– делится игрушками, не проявляет грубость, легко вступает в контакт со взрослыми, сверстниками
– отвечает на проявленное внимание, играет рядом со сверстниками
– проявляет желание играть вместе со взрослыми, сверстниками
- Выражает эмоции приемлемым способом:
– проявляет готовность ждать появления матери
– быстро успокаивается при поддержке (внимании) взрослого
– выражает чувства словами
- Самообслуживание:
– умеет при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь; правильно одеваться и обуваться
– умеет при небольшой помощи взрослого в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду
– умеет под контролем взрослого мыть руки, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой, горшком
– умеет держать ложку в правой руке
- Трудовые поручения:
– умеет при небольшой помощи взрослого поддерживать порядок в игровой комнате (после игр убирать игрушки на место)
– умеет выполнять простейшие трудовые действия/поручения ( совместно со взрослым перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы и пр.)
– предлагает помощь взрослому при ухаживании за растениями и животными
- Воспитание целостного отношения к труду:
– проявляет желание трудиться
– проявляет интерес к людям разных профессий
- Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:
– имеет представление о светофоре и его сигналах
– знает проезжую часть дороги и тротуар для пешеходов
– в игре демонстрирует знание правил дорожного движения и поведения в транспорте
- Соблюдает элементарные правила поведения в помещении:
– знает правила поведения в общении друг с другом (не толкаться, играть, не мешая друг другу, и пр.)
– имеет представление о назначении помещений (раздевалка, спальня и пр.)
– знает правила безопасного обращения с дверью, некоторыми бытовыми приборами, инструментами – кистями, карандашами
- Соблюдает правила безопасного поведения на прогулке:
– знает правила обращения с оборудованием на площадке (горка, песочница и пр.), имеет представления о безопасном обращении с растениями, насекомыми и пр.
– на прогулке встает в пару, определяет границы площадки
– способен непродолжительное время заниматься самостоятельной деятельностью, соблюдая правила безопасного поведения
Всего (среднее значение):
- Познавательное развитие
- Проявляет познавательный интерес:
– задает вопросы о мире, событиях, материалах
– проявляет любознательность
– возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем
- Проявляет интерес к действиям с предметами:
– распознает основные формы предметов (шар, куб)
– различает и называет предметы ближайшего окружения
– подбирает несколько необходимых предметов для игры
- Классифицирует по признакам:
– сравнивает предметы по цвету, форме, размеру, характеризуя их признаки
– подбирает предметы по цвету, форме, размеру
– различает предметы по цвету, форме, размеру
Всего (среднее значение)
- Речевое развитие
- Правильно реагирует на речевую информацию:
– понимает содержание коротких рассказов, сказок (без показа) по опыту
– выполняет указания, содержащие два, три и более шагов
– следует указаниям принять участие в том или ином деле и выполняет его
- Активная речь:
– пользуется предложениями из трех и более слов
– отвечает на вопросы: где? Когда? Куда? Почему? И может задавать их сам
– излагает хорошо знакомую сказку, рассказ, стихотворение
- Говорит понятно для слушателей:
– разговорный словарь достигает 250 – 700 слов
– активно общается со знакомыми людьми
– использует в речи разные виды предложений
- Проявляет интерес к художественной литературе:
– легко охотно соглашается послушать чтение
– просит взрослого почитать или рассказать историю
– пересказывает небольшие эпизоды знакомых историй
- Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:
– самостоятельно рассматривает книги, проговаривает знакомые тексты
– правильно держит книгу, листает от начала до конца
– любит участвовать в изготовлении книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках
- Видит связь между устной и письменной речью:
– опознает символические обозначения, используемые в группе
– узнает написание своего имени
– имитирует письмо взрослых
Всего (среднее значение)
- Художественно-эстетическое развитие
- Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:
– просит включить и повторить песню, мелодию, называет ее
– внимательно, с интересом слушает, понимает смысл песенок
– подпевает отдельные слова и фразы
- Сам пытается музицировать:
– способен узнавать знакомую мелодию, песню
– распознает звучание различных музыкальных инструментов (погремушки, ложки, бубен, фортепиано), может назвать и показать, что звучало
– использует на занятиях и в играх предложенные музыкальные инструменты
- Двигается под музыку:
– начинает движения с началом музыки
– двигается в соответствии с характером музыки
– выполняет простейшие танцевальные движения (притопы, хлопки, «фонарики»)
- Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:
– проявляет интерес к разным видам изодеятельности
– может сосредоточенно заниматься лепкой или рисованием 5 – 10 минут
– радуется своим работам, пробует повторять самостоятельно
- Воплощает идеи в реальность:
– называет, что нарисовал
– знает, как действовать карандашами, кистью, штампами, пластилином и т.д.
– умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук в палочки, сплющивать комок в «лепешку»
- Проявляет воображение:
– выбирает разные цвета
– использует разные материалы, размер и цвет бумаги
– умеет отламывать от большого комка маленькие комочки (глина, пластилин, тесто)
Всего (среднее значение)
5. Физическое развитие
- Демонстрирует координированные движения:
– умеет ходить и бегать «стайкой» за воспитателем
– прыгает на двух ногах на месте и с продвижением вперед
– умеет бросать и ловить мяч на малом расстоянии
- Удерживает равновесие:
– стоит и ходит на цыпочках, не теряя равновесия
– проходит по низкому брусу шириной 15-20 см при поддержке взрослого
– умеет делать поворот вокруг себя в медленном темпе
- Использует координированные движения:
– поднимается вверх и спускается вниз по лестнице, держась за перила, ставя по одной ноге на каждую ступеньку
– рисует точки, линии цветными мелками, карандашами, пальчиковыми красками
– выполняет несложные постройки из кубиков, соединяет детали конструктора
- Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни:
– самостоятельно ест ложкой, пьет из чашки
– с помощью взрослого моет руки с мылом перед едой, вытирает их полотенцем, пользуется салфеткой, носовым платком
– при помощи взрослого частично раздевается, надевает одежду и обувь, складывает одежду на место
- Знает некоторые части тела и их функции:
– называет части тела (голова, руки, ноги, живот, шея, спина)
– может показать эти части тела
- Знает предметы, связанные с гигиеной:
– знает свой шкафчик
– знает свою кровать
– знает свое полотенце и пр.
Всего (среднее значение)
Итого (среднее значение)
Уровни показателей (баллы): ): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл)
Критерии развития
1-й год
(младшая группа)
2-й год
(средняя группа
3-й год (старшая группа)
4-й год (под
готови
тельная группа)
I*
II
I
II
I
II
I
II
- Социально-коммуникативное развитие
- Описывает себя, свою семью и культурную группу:
– называет себя мальчиком или девочкой
– воплощает представления о себе и своей семье в рисунке, играх
– рассказывает о своей семье, о культуре и традициях
- Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:
– проявляет уважение к себе и другим
– легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками
– знает и учит других действовать по очереди, соблюдать правила, делает активный выбор
- Выражает эмоции приемлемым способом:
– опознает и называет различные эмоции
– выражает чувства словами
– объясняет причины своих эмоций
- Проявляет эмпатию к другим людям:
– демонстрирует понимание чувств других людей не вербально
– помогает другим в случае необходимости
-выражает понимание чувств вербально
- Самоконтроль и взаимодействие:
– навыки игры сформированы соответственно возрасту
– присоединяется к игре по приглашению или просьбе
– играя, предлагает свои идеи и принимает идеи других
- Понимает и уважает различия между людьми:
– играет с ребенком другой культурной принадлежности
– интересуется различиями между собой и другими
– использует подходящие слова, обсуждая различия
- Самообслуживание:
– умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду
– может приготовить свое рабочее место и убрать его после окончания работы
– бережно относится к личным вещам и вещам сверстников
- Ручной труд:
– проявляет интерес к работе с бумагой, ремонтирует книги
– делает объемные фигуры, складывая лист бумаги пополам, и т.д.
– принимает участие в изготовлении поделок из природного и бросового материала
- Воспитание ценностного отношения к труду:
– проявляет желание трудиться
– ответственно выполняет трудовые поручения
– помогает сверстникам и взрослым при затруднении
- Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:
– знает сигналы светофора, как правильно переходить дорогу
– знает знаки дорожного движения для пешеходов и правила безопасного поведения на улице
– знает правила безопасного поведения в транспорте
- Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе:
– знает и соблюдает правила экологического поведения в природе
– знает и соблюдает правила общения с животными
– имеет представления об опасностях, встречающихся в природе (ядовитые растения, грибы и т.д.)
- Знает элементарные правила безопасного поведения в детском саду, в быту:
– знает и выполняет правила поведения в помещении детского сада
– знает и выполняет правила поведения на прогулке
– знает и выполняет правила обращения с бытовыми приборами, инструментами
Всего (среднее значение):
- Познавательное развитие
- Проявляет любознательность и желание решать проблемы:
– задает вопросы о мире, событиях, материалах
– проявляет любознательность
– возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем
- Планирует и ставит цель:
– планирует предстоящую деятельность, что собирается делать
– подбирает несколько необходимых предметов для игры или работы
-выдвигает гипотезы и предложения
- Классифицирует по признакам:
– классифицирует объекты по цвету, форме, размеру и т.д.
– подбирает группу объектов на основании функционального сходства
– находит предмет, не соответствующий группе, и объясняет почему
- Понимает количественные отношения:
– устанавливает взаимоотднозначное соответствие объектов, считает их
– сравнивает по величине: больше – меньше, много – мало
– складывает и вычитает в пределах 10, используя предметы
– использует измерительные инструменты для определения длины, веса и др.
- Понимает основные пространственные отношения:
– понимает слова, обозначающие положение или направления
– правильно пользуется словами, обозначающими пространственные отношения
– решает различные пространственные головоломки (пазлы)
- Обнаруживает наличие представлений о времени:
– знает слова, означающие время суток
– понимает слова: вчера, завтра, в прошлом месяце, после, сначала и т.д.
– знает последовательность дней недели, сезонов года, месяцев
Всего (среднее значение)
- Речевое развитие
- Правильно реагирует на речевую информацию:
– выполняет указания, содержащие два, три и более шагов
– следует указаниям принять участие в том или ином деле и действует
– за