Наблюдение за развитием ребенка бине

Диагностическое обследование по шкале умственного развития

А. Бине – Т. Симона

Диагностика детей 3-4 лет

Для начала ребенку предлагается выполнить задания, отмеченные в колонках 3-14. С помощью условных обозначений в таблице фиксируются результаты: «+» – задание выполнено, «+?» -задание выполнено не полностью, «-» – задание не выполнено. Затем проводится диагностика познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи, результаты которой также фиксируются в таблице.

Уровень развития внимания и речи педагог-психолог оценивает через наблюдение за ребенком в ходе обследования, анализируя его деятельность и ответы на поставленные вопросы.

Для исследования внимания используется игра Что изменилось?. Перед ребенком в ряд выставляют три цветных пластмассовых стаканчика и просят его запомнить их расположение. Затем местоположение стаканчиков меняется, и ребенку предлагается определить, что изменилось.

Также уровень развития внимания диагностируется с помощью методики «Нахождение сходства» . Перед ребенком выкладывается картинка с 4-6 почти одинаковыми изображениями (например, снеговиками). Инструкция следующая: «Посмотри на этих снеговиков: они все друг от друга хоть чем-то, да отличаются, но все же два из них совершенно одинаковые, попробуй их найти и показать мне. Будь очень внимателен, работать нужно быстро». Для обследования необходимо подготовить 2-3 бланка со стимульным материалом. Бланки предлагаются ребенку поочередно. Необходимо замерить время выполнения задания по каждому бланку отдельно и по окончании зафиксировать результаты. Время работы – не более 5 минут на один стимульный бланк. Общий показатель развития наблюдательности So6 подсчитывается по формуле:

So6=∑С/∑t,

где С – количество отличий на рисунках, указанных ребенком;

t – время, затраченное на выполнение задания.

Восприятие цвета проверяется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам». Ребенку предлагается набор кружочков диаметром примерно 3 см основных цветов (по два на каждый цвет) и коробочек соответствующего цвета. Задача ребенка – разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. Важно, чтобы в процессе игры взрослый не называл цвет кружочков.

Уровень развития зрительной памяти исследуется с помощью предметных картинок. Педагог-психолог раскладывает перед ребенком семь картинок с изображением знакомых предметов и предлагает ему внимательно на них посмотреть. Спустя некоторое время он убирает картинки и просит назвать те из них, которые ребенок запомнил.

Диагностику мышления (умения производить анализ, синтез, делать обобщения) удобно проводить с помощью игры «Четвертый лишний». В качестве стимульного материала можно использовать картинки из пособия «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» (авторы С.Д. Забрамная, О.В. Боровик) или материал дидактической игры «Найди четвертый лишний – 2. Развивающая игра для дошкольников» (2012 г.). Ребенку предлагают картинку, на которой изображены предметы. Инструкция следующая: «Посмотри на карточку. Здесь нарисованы четыре предмета. Три из них подходят друг другу, а четвертый – лишний. Какой предмет лишний и почему?»

Для оценки уровня речевого развития можно использовать методику «Времена года». Ребенку показывают рисунки и просят, внимательно посмотрев, сказать, какое время года изображено на каждом из них (из пособия С.Д. Забрамной и О.В. Боровик). Ребенок должен назвать соответствующее время года и объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

 Если ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 3-4 признака, подтверждающих его мнение, то это говорит о высоком уровне развития речи. Если правильно определил времена года на всех картинках, указав при этом 1-2 признака, подтверждающих его мнение, то это свидетельствует о среднем уровне. Низкий уровень наблюдается, когда ребенок правильно определил времена года только на 1-2 картинках из четырех и указал только один признак в подтверждение своего мнения. Если ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака, то можно сделать вывод об очень низком уровне развития речи.

Диагностическое обследование по шкале умственного развития

А. Бине – Т. Симона

Диагностика детей 4-5 лет

Для начала ребенку предлагается выполнить задания, отмеченные в колонках 3-12. Также с помощью условных обозначений в таблице фиксируются результаты, после чего проводится диагностика познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.

Особенности внимания исследуются с помощью игр «Найди одинаковые стаканчики» и «Что изменилось?» Например, перед ребенком выставляют четыре цветных пластмассовых стаканчика (или игрушки), два из которых совпадают по цвету, размеру и форме, и предлагают найти одинаковые предметы. Затем эти же предметы ставят в ряд и просят ребенка запомнить их расположение. После чего местоположение стаканчиков меняют и задают вопрос «Что изменилось?».

Можно использовать методики «Нахождение различий в парных картинках», «Корректурные пробы» (сейчас можно найти в Интернете много интересных вариантов корректурных проб для детей дошкольного возраста).

При изучении особенностей восприятия используется игровое задание «Сложи картинку» с использованием разрезных картинок из трех-четырех частей (материал из пособия С.Д. Забрамной и О.В. Боровик).

Восприятие цвета исследуется в ходе игры «Разложи кружочки  по коробочкам». Инструкция: ребенку предлагается набор кружочков диаметром примерно 3 см основных цветов (по два на каждый цвет) и коробочек соответствующего цвета. Задача ребенка – разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. Важно, чтобы в процессе игры взрослый не называл цвет кружочков.

Восприятие формы проверяется с помощью игры-классификации «Разложи геометрические фигуры»  Ребенку дают табличку, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета и одинаковой величины: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Затем перед ребенком раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета и величины, что в табличке) и предлагают разложить фигуры в ячейки таблички в соответствии с их формой.

Диагностику восприятия величины удобно проводить в ходе игры «Расставь матрешек по росту»

Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью . пробы «Понимания текста» . Педагог-психолог зачитывает ребенку предложение: «Витя умылся, сделал зарядку, позавтракал, взял игрушечную машину и пошел в детский сад», – а затем спрашивает о порядке действий Вити.

При исследовании слуховой памяти используют вариант методики  «10 слов», предъявляя ребенку восемь слов.

   Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок (вариант с геометрическими фигурами).

Для диагностики мышления используется вариант методики «Классификация по заданному принципу». Педагог-психолог раскладывает набор картинок, на половине из которых изображено несколько предметов, на других – всего один. Задача ребенка – разложить картинки в две стопки, исходя из количества изображенных предметов.

Читайте также:  Волгоград центр развития ребенка семья

Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволяет методика «Дополнение фраз». Инструкция педагога-психолога следующая: «Давай сочиним рассказ. Я буду начинать, а ты заканчивать мои фразы. Итак, девочка взяла кубик и…» Затем последовательно предъявляются другие предложения:

«Мальчик весело смеялся, потому что…»,

«Если пойдет дождь, то…» и т. д.

Диагностическое обследование по шкале умственного развития

А. Бине – Т. Симона

Диагностика детей 5-6 лет

Ребенку предлагается для начала выполнить задания, отображенные в колонках 3-8. В задании на сравнение предлагается сравнить детей группы с этической и моральной точек зрения (Кто самый аккуратный в группе? Почему? Кто самый добрый? Почему? И т. п.).

Для диагностики внимания используется игровое задание «Сравни картинки»  Перед ребенком кладут две картинки, отличающиеся незначительными деталями, и дают инструкцию «Внимательно рассмотри картинки, сравни их и найди отличия»

Диагностика особенностей восприятия начинается с восприятия цвета, которое исследуется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам» (усложненный вариант). Перед ребенком расставляют коробочки, окрашенные в основные и оттеночные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный, белый, серый, розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый, салатовый, бежевый), и раскладывают набор разноцветных кружочков, соответствующих коробочкам. Педагог-психолог предлагает ребенку разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом.

Восприятие формы проверяется с помощью классификации «Разложи геометрические фигуры» Ребенку дают табличку, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета и одинаковой величины: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Затем перед ребенком раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета и величины, что в табличке) и предлагают разложить фигуры в ячейки таблички в соответствии с их формой.

Диагностика восприятия величины проводится с помощью задания «Разложи полоски». Перед ребенком раскладываются 5-7 полосок одного цвета, но отличающихся друг от друга по длине на 2 см. Педагог-психолог предлагает разложить их слева направо сначала по убыванию, а затем по возрастанию.

Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью пробы «Понимание текста». Ребенку предлагают послушать небольшой текст, состоящий из нескольких предложений, например: «Таня встала утром, умылась, почистила зубы, сделала зарядку, оделась, позавтракала, взяла альбом и краски и пошла в детский сад. Днем в детском саду Таня играла, рисовала, гуляла, обедала. Вечером за Таней пришла мама, и они пошли домой. Дома Таня поужинала и легла спать». После прочтения текста педагог-психолог спрашивает о том, что делала Таня в разное время суток.

Для исследования слуховой памяти используется методика «Десять слов»

Педагог-психолог дает следующую инструкцию: «Я буду говорить слова, а ты их внимательно слушай и старайся запомнить. Когда я закончу, ты повторишь слова, которые запомнил, в любом порядке. Слушай: часы, утюг, слон, кошка, пятно, солома, яблоко, лото, солнце, дорога». При повторном предъявлении дается следующая установка: «Сейчас я проговорю те же слова еще раз. Ты снова повторишь их за мной, причем будешь говорить и те слова, которые назвал в прошлый раз, и новые, которые запомнишь». При третьем и четвертом предъявлениях звучит инструкция: «Слушай еще раз». При пятом, последнем предъявлении: «Сейчас я проговорю слова в последний раз, а ты постарайся запомнить и повторить как можно больше слов». На обследование слуховой памяти отводится 5-7 минут. Хорошим результатом является повторение ребенком 5-6 слов после первого предъявления и 8-10 слов после пятого предъявления.

Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью «Вариативной методики» Л.А. Ясюковой. Ребенку предлагается взглянуть на табличку с изображением различных предметов, цифр, букв, геометрических фигур, знакомых обследуемому. Педагог-психолог дает инструкцию: «Здесь нарисованы картинки. Посмотри и запомни. Потом ты мне назовешь всё, что запомнил, в любом порядке». Время предъявления 20-30 секунд, затем табличка убирается, и ребенка просят назвать те картинки, которые он запомнил. Когда ребенок замолчит, нужно сказать ему: «Попробуй представить мысленно картинку, может быть, ты еще что-нибудь увидишь». За одинаковые по смыслу слова в назывании картинок дается 1 балл (например, корабль или яхта, или лодка). За неполные или ошибочные ответы – 0,5 балла. Хорошим результатом будет называние более 7 картинок.

Для исследования умственной работоспособности детей можно использовать тест Тулуз-Пьерона (модификация Л.А. Ясюковой для детей дошкольного возраста).

Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволяет методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна. Подготавливается серия из 3-5 картинок, отражающих обычные ситуации из жизни детей (можно взять сюжетные картинки из детских книжек В. Сутеева). Все рисунки на один сюжет, выполненные на отдельных карточках, предъявляются ребенку одновременно. Педагог-психолог объясняет, что на картинках изображено какое-то событие, и предлагает разложить картинки по порядку так, чтобы было видно, где начало, где конец, и придумать по ним рассказ.

Для получения целостной картины можно использовать методики, исследующие эмоционально-волевую и личностную сферы, например: «Тест тревожности» (авторы – Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), «Детский апперцептивный тест», методику «Крокодилы» Н. Акимовой и Л. Лебедевой, тест «Рисунок человека» (авторы – К. Маховер, Ф. Гудинаф), методику «Несуществующее животное» и другие.

Вторичная диагностика готовности к школе

Для обследования используются следующие методики:

  • методика психолого-педагогической оценки готовности ребенка к началу школьного обучения, включающая субтесты «Продолжи узор», «Сосчитай и сравни», «Слова», «Шифровка», «Рисунок человека» Н. и М. Семаго;
  • тест социальной информированности;
  • методика «Выделение четвертого лишнего», «Классификация», «Последовательность событий»;
  • диагностика зрительной и слуховой памяти («Вариативная методика» Л.А. Ясюковой и «10 слов»);
  • диагностика учебной мотивации «ДУМ-1» Н.Н. Мельниковой и Д.М. Полева.

После анализа результатов итоговой диагностики детей подготовительных к школе групп, составляется аналитическая справка. С результатами знакомятся воспитатели и родители детей «группы риска», даются рекомендации по преодолению имеющихся трудностей.

Источник

Программой  дошкольного образования предусмотрено оценивание динамики образовательных достижений воспитанников,  основанное на методе наблюдения и включающее:

– в деятельности в режимных моментах.

 Карты  наблюдения детского развития в соответствии  с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, позволяющие   фиксировать  динамику и развитие ребенка в ходе:

 – коммуникации  со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддерживания контакта, принятия совместных решений, решения конфликтов, лидерства и др.);

Читайте также:  Дизайн как способ развития ребенка

 – познавательной деятельности (как идет развитие  детских способностей, познавательной активности);

 – проектной деятельности (динамика развития детской инициативности, ответственности,умения планировать и организовывать свою  деятельность);

 – физического развития.

 –  методика   «Графический диктант» Д.Б.Эльконина  для определения  сформированности  предпосылок  к учебной деятельности;

– беседа по определению «Внутренней  позиции школьника» (Н.И.Гуткина) для определения  мотивационной готовности к школе.

Показатели нервно-психического  развития, карты и группы здоровья разработаны  К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной, Н.М.Аксариной,  Л.Г.Голубевой.

Анализ продуктов  детской деятельности.

–    метод   «Социометрия», изучающий  взаимоотношения детей в коллективе сверстников.

Оценку  образовательных достижений  воспитанников проводим 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь): выявляется стартовый уровень развития и проектируется образовательный маршрут   ребенка на учебный год;

В конце года (май) – итоговое оценивание, которое позволяет определить на сколько успешно были выбраны образовательные методы, формы и  средства

организации воспитательно – образовательного процесса в группе.

В процессе оценивания используем уровни: низкий (Н), средний (С), высокий (В).

Высокий уровень (3 балла) – результаты соответствуют  норме  в полном объеме.

 Средний (2 балла) – допускаются незначительные   несоответствия норм усвоения  программных задач.

 соответствия программе. Оценка образовательных достижений служит  основанием для  построения образовательной  работы с детьми.

Уровни показателей (баллы): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла),  низкий (1 балл)

  1. Социально-коммуникативное развитие

Критерии развития 2-й год (младший дошкольный возраст – 2-3 года

I*

II

  1. Описывает себя, свою семью и культурную группу:

 – называет себя мальчиком или девочкой

– знает собственное имя, фамилию, имена родителей

– рассказывает о случаях, праздниках в своей семье

  1. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:

 – делится игрушками, не проявляет грубость, легко вступает в контакт со взрослыми, сверстниками

– отвечает на проявленное внимание, играет рядом со сверстниками

 – проявляет желание играть вместе со взрослыми, сверстниками

  1. Выражает эмоции приемлемым способом:

 – проявляет готовность ждать появления матери

 – быстро успокаивается при поддержке (внимании) взрослого

 – выражает чувства словами

  1. Самообслуживание:

 – умеет при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь; правильно одеваться и обуваться

 – умеет при небольшой помощи взрослого в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду

 – умеет под контролем взрослого мыть руки, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой, горшком

 – умеет держать ложку в правой руке

  1. Трудовые поручения:

 – умеет при небольшой помощи взрослого поддерживать порядок в игровой комнате (после игр убирать игрушки на место)

– умеет выполнять простейшие трудовые действия/поручения ( совместно со взрослым перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы и пр.)

 – предлагает помощь взрослому при ухаживании за растениями и животными

  1. Воспитание целостного отношения к труду:

– проявляет желание трудиться

– проявляет интерес к людям разных профессий

  1. Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:

– имеет представление о светофоре и его сигналах

– знает проезжую часть дороги и тротуар для пешеходов

– в игре демонстрирует знание правил дорожного движения и поведения в транспорте

  1. Соблюдает элементарные правила поведения в помещении:

– знает правила поведения в общении друг с другом (не толкаться, играть, не мешая друг другу, и пр.)

– имеет представление о назначении помещений (раздевалка, спальня и пр.)

– знает правила безопасного обращения с дверью, некоторыми бытовыми приборами, инструментами – кистями, карандашами

  1. Соблюдает правила безопасного поведения на прогулке:

– знает правила обращения с оборудованием на площадке (горка, песочница и пр.), имеет представления о безопасном  обращении с растениями, насекомыми и пр.

– на прогулке встает в пару, определяет границы площадки

– способен непродолжительное время заниматься самостоятельной деятельностью, соблюдая правила безопасного поведения

Всего (среднее значение):

  1. Познавательное развитие
  1. Проявляет познавательный интерес:

– задает вопросы о мире, событиях, материалах

– проявляет любознательность

– возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем

  1. Проявляет интерес к действиям с предметами:

– распознает основные формы предметов (шар, куб)

– различает и называет предметы ближайшего окружения

– подбирает несколько необходимых предметов для игры

  1. Классифицирует по признакам:

– сравнивает предметы по цвету, форме, размеру, характеризуя их признаки

– подбирает предметы по цвету, форме, размеру

– различает предметы по цвету, форме, размеру

Всего (среднее значение)

  1. Речевое развитие
  1. Правильно реагирует на речевую информацию:

– понимает содержание коротких рассказов, сказок (без показа) по опыту

– выполняет указания, содержащие два, три и более шагов

– следует указаниям принять участие в том или ином деле  и выполняет его

  1. Активная речь:

– пользуется предложениями из трех и более слов

– отвечает на вопросы: где? Когда? Куда? Почему? И может задавать их сам

– излагает хорошо знакомую сказку, рассказ, стихотворение

  1. Говорит понятно для слушателей:

– разговорный словарь достигает 250 – 700 слов

– активно общается со знакомыми людьми

– использует в речи разные виды предложений

  1. Проявляет интерес к художественной литературе:

– легко охотно соглашается послушать чтение

– просит взрослого почитать или рассказать историю

– пересказывает небольшие эпизоды знакомых историй

  1. Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:

– самостоятельно рассматривает книги, проговаривает знакомые тексты

– правильно держит книгу, листает от начала до конца

– любит участвовать  в изготовлении книги, воспроизводит литературные сюжеты в рисунках

  1. Видит связь между устной и письменной речью:

– опознает символические обозначения, используемые в группе

– узнает написание своего имени

– имитирует письмо взрослых

Всего (среднее значение)

  1. Художественно-эстетическое развитие
  1. Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:

– просит включить и повторить песню, мелодию, называет ее

– внимательно, с интересом слушает, понимает смысл песенок

– подпевает отдельные слова и фразы

  1. Сам пытается музицировать:

– способен узнавать знакомую мелодию, песню

– распознает звучание различных музыкальных инструментов (погремушки, ложки, бубен, фортепиано), может назвать и показать, что звучало

– использует на занятиях и в играх предложенные музыкальные инструменты

  1. Двигается под музыку:

– начинает движения с началом музыки

– двигается в соответствии с характером музыки

– выполняет простейшие танцевальные движения (притопы, хлопки, «фонарики»)

Читайте также:  Мбдоу центр развития ребенка детский сад солнышко
  1. Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:

– проявляет интерес к разным видам изодеятельности

– может сосредоточенно заниматься лепкой или рисованием 5 – 10 минут

– радуется своим работам, пробует повторять самостоятельно

  1. Воплощает идеи в реальность:

– называет, что нарисовал

– знает, как действовать карандашами, кистью, штампами, пластилином и т.д.

– умеет раскатывать комок глины прямыми  и круговыми движениями кистей рук в палочки, сплющивать комок в «лепешку»

  1. Проявляет воображение:

– выбирает разные цвета

– использует разные материалы, размер и цвет бумаги

– умеет отламывать от большого комка маленькие комочки (глина, пластилин, тесто)

Всего (среднее значение)

5. Физическое развитие

  1. Демонстрирует координированные движения:

– умеет ходить и бегать «стайкой» за воспитателем

– прыгает на двух ногах на месте и с продвижением вперед

– умеет бросать и ловить мяч на малом расстоянии

  1. Удерживает равновесие:

– стоит и ходит на цыпочках, не теряя равновесия

– проходит по низкому брусу шириной 15-20 см при поддержке взрослого

– умеет делать поворот вокруг себя в медленном темпе

  1. Использует координированные движения:

– поднимается вверх и спускается вниз по лестнице, держась за перила, ставя по одной ноге на каждую ступеньку

– рисует точки, линии цветными мелками, карандашами, пальчиковыми красками

– выполняет несложные постройки из кубиков, соединяет детали конструктора

  1. Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа жизни:

– самостоятельно ест ложкой, пьет из чашки

– с помощью взрослого моет руки с мылом перед едой, вытирает их полотенцем, пользуется салфеткой, носовым платком

– при помощи взрослого частично раздевается, надевает одежду и обувь, складывает одежду на место

  1. Знает некоторые части тела и их функции:

– называет части тела (голова, руки, ноги, живот, шея, спина)

– может показать эти части тела

  1. Знает предметы, связанные с гигиеной:

– знает свой шкафчик

– знает свою кровать

– знает свое полотенце и пр.

Всего (среднее значение)

Итого (среднее значение)

Уровни показателей (баллы): ): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла),  низкий (1 балл)

Критерии развития  

1-й год

(младшая группа)

2-й год

(средняя группа

3-й год (старшая группа)

4-й год (под

готови

тельная группа)

I*

II

I

II

I

II

I

II

  1. Социально-коммуникативное развитие
  1. Описывает себя, свою семью и культурную группу:

 – называет себя мальчиком или девочкой

– воплощает представления о себе и своей семье в рисунке, играх

– рассказывает о  своей семье, о культуре и традициях

  1. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:

 – проявляет уважение к себе и другим

– легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками

 – знает и учит других действовать по очереди, соблюдать правила, делает активный выбор

  1. Выражает эмоции приемлемым способом:

 – опознает и называет различные эмоции

 – выражает чувства словами

 – объясняет причины своих эмоций

  1. Проявляет эмпатию к другим людям:

– демонстрирует понимание чувств других людей не вербально

– помогает другим в случае необходимости

-выражает понимание чувств вербально

  1. Самоконтроль и взаимодействие:

– навыки игры сформированы соответственно возрасту

– присоединяется к игре по приглашению или просьбе

– играя, предлагает свои идеи и принимает идеи других

  1. Понимает и уважает различия между людьми:

– играет с ребенком другой культурной принадлежности

– интересуется различиями между собой и другими

– использует подходящие слова, обсуждая различия

  1. Самообслуживание:

 – умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду

 – может приготовить свое рабочее место и убрать его после окончания работы

 – бережно относится к личным вещам и вещам сверстников

  1. Ручной труд:

 – проявляет интерес к работе с бумагой, ремонтирует книги

– делает объемные фигуры, складывая лист бумаги пополам, и т.д.

 – принимает участие в изготовлении поделок из природного  и бросового материала

  1. Воспитание ценностного отношения к труду:

– проявляет желание трудиться

– ответственно выполняет трудовые поручения

– помогает сверстникам и взрослым при затруднении

  1. Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:

– знает сигналы светофора, как правильно переходить дорогу

– знает знаки дорожного движения для пешеходов и правила безопасного поведения на улице

– знает правила безопасного поведения в транспорте

  1. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе:

– знает и соблюдает правила экологического поведения в природе

– знает и соблюдает правила общения с животными

– имеет представления об опасностях, встречающихся в природе (ядовитые растения, грибы и т.д.)

  1. Знает элементарные  правила безопасного поведения в детском саду, в быту:

– знает и выполняет правила поведения в помещении детского сада

– знает и выполняет правила поведения на прогулке  

– знает и выполняет правила обращения с бытовыми приборами, инструментами

Всего (среднее значение):

  1. Познавательное развитие
  1. Проявляет любознательность и желание решать проблемы:

– задает вопросы о мире, событиях, материалах

– проявляет любознательность

– возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем

  1. Планирует и ставит цель:

– планирует предстоящую деятельность, что собирается делать

–  подбирает несколько необходимых предметов для игры или работы

-выдвигает гипотезы и предложения

  1. Классифицирует по признакам:

– классифицирует объекты  по цвету, форме, размеру и т.д.

– подбирает группу объектов на основании функционального сходства

– находит предмет, не соответствующий группе, и объясняет почему

  1. Понимает количественные отношения:

– устанавливает взаимоотднозначное соответствие объектов, считает их

– сравнивает по величине: больше – меньше, много – мало

– складывает и вычитает в пределах 10, используя предметы

– использует измерительные инструменты для определения длины, веса и др.

  1. Понимает основные пространственные отношения:

– понимает слова, обозначающие положение или направления

– правильно пользуется словами, обозначающими пространственные отношения

– решает различные пространственные головоломки (пазлы)

  1. Обнаруживает наличие представлений о времени:

– знает слова, означающие время суток

– понимает слова: вчера, завтра, в прошлом месяце, после, сначала и т.д.

– знает последовательность дней недели, сезонов года, месяцев

Всего (среднее значение)

  1. Речевое развитие
  1. Правильно реагирует на речевую информацию:

–  выполняет указания, содержащие два, три и более шагов

– следует указаниям принять участие в том или ином деле  и действует

– за