Наблюдение за развитием личности ребенка

Наблюдение за развитием личности ребенка thumbnail

Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка

«Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка» предназначена для организации наблюдения за детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ее целью является наблюдение за личностными особенностями детей. Проводит эти наблюдения педагог по критериям, указанным в карте. Результаты наблюдений являются необходимыми для оценки особенностей личностного развития детей, сформированности внутренней позиции школьника, материалом для беседы с родителями ребенка. Протокол наблюдения заполняется на каждого ребенка. Данный протокол доступен для педагога и очень удобен, т. к. не требует больших затрат времени, а психолог в силу специфики своей работы не может провести столь глубокого наблюдения за каждым ребенком. Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу и психологу в планировании развивающей или коррекционной работы.

Заполненный педагогом протокол отдается педагогу-психологу ОУ. Заполняться протокол наблюдения может как в период адаптации детей к школе, так и в процессе обучения в начальной школе, а также по ее окончании. Возможно повторное заполнение протокола («на входе» и «на выходе», в зависимости от целей исследования). В этом случае результаты разных этапов наблюдения можно обозначать пастой разного цвета.

Инструкция

 Уважаемые педагоги! Просим вас провести наблюдение за ребенком (примерно в течение 1-2 недель) по следующим показателям: особенности самовыражения ребенка, особенности общения со сверстниками и взрослыми, сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности. Отметьте кружком или галочкой характерные проявления данного ребенка. Наиболее яркие особенности по каждому показателю можно выделить (подчеркнуть).

  1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения (возраст). Дата обследования

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Особенности самовыражения ребенка

1. Поведение

  • Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство
  • Пассивность, замкнутость, безразличие
  • Беспокойство, возбудимость

2.Эмоции

  • Положительно окрашенные
  • Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)
  • Частая смена эмоций
  1. Особенности общения со взрослыми
  • Непосредственность, искренность, эмоциональная близость
  • Ощущение дистанции, понимание условной роли воспитателя, послушание
  • Неприятие роли воспитателя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность
  1. Особенности общения со сверстниками

1. Личностное общение:

  • Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба
  • Трудности в установлении контактов, конфликтность, агрессивность
  • Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов

2. Деловое общение:

  • Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка
  • Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

V. Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности

1.Мотивация

Особенности мотивов:

  • Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)
  • Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой)
  • Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)
  • Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)
  • Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)

Виды мотивов:

  • Мотивы достижения успеха
  • Мотивы избегания неудач
  • Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)

2. Произвольность

Особенности восприятия образца и правила:

  1. Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием
  2. Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца

Особенности решения учебной задачи:

  • Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу
  • Принимает, но не удерживает учебную задачу
  • Не принимает учебную задачу.
  • Способен объяснить своими словами  цель работы и этапы ее достижения

Степень самостоятельности:

  • Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)
  • Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития)
  • Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания

Саморегуляция

  • Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого
  • Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого

3. Отношение к помощи со стороны взрослого

  • Принимает помощь взрослого
  • Не принимает помощь взрослого  

        VI.Выводы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

VII.Рекомендации:

педагогу______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

родителям___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________

VIII. Помощь специалистов (психолога, логопеда, психоневролога), в которой нуждается ребенок __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

IX. ФИО экспериментатора, подпись

_____________________________________                                            __________________

Источник

Личностные УУД

Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка

«Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка» предназначена для организации наблюдения за детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ее целью является наблюдение за личностными особенностями детей. Проводит эти наблюдения педагог по критериям, указанным в карте. Результаты наблюдений являются необходимыми для оценки особенностей личностного развития детей, сформированности внутренней позиции школьника, материалом для беседы с родителями ребенка. Протокол наблюдения заполняется на каждого ребенка. Данный протокол доступен для педагога и очень удобен, т. к. не требует больших затрат времени, а психолог в силу специфики своей работы не может провести столь глубокого наблюдения за каждым ребенком. Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу и психологу в планировании развивающей или коррекционной работы.

Заполненный педагогом протокол отдается педагогу-психологу ОУ. Заполняться протокол наблюдения может как в период адаптации детей к школе, так и в процессе обучения в начальной школе, а также по ее окончании.

Инструкция

Уважаемые педагоги! Просим вас провести наблюдение за ребенком (примерно в течение 1-2 недель) по следующим показателям: особенности самовыражения ребенка, особенности общения со сверстниками и взрослыми, сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности. Отметьте галочкой характерные проявления данного ребенка. Наиболее яркие особенности по каждому показателю можно выделить цветом.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА

наблюдений за особенностями личностного развития ребенка

Ф.И. ____________________________________________________________________

Дата рождения:__________________ Класс ___________________________________

Дата обследования: 1._________________________________ (сентябрь 1 класс)

2._________________________________ (декабрь 1 класс)

3._________________________________ (май 1 класс)

4._________________________________ (2 класс)

5._________________________________ (3 класс)

6._________________________________ (4 класс)

  1. Особенности самовыражения ребенка

п/п

Характеристика

1 класс

(входн.)

1 класс

(промеж.)

1 класс

(выходн.)

2 класс

3 класс

4 класс

  1. Поведение

1.1

Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство

1.2

Пассивность, замкнутость, безразличие

1.3

Беспокойство, возбудимость

  1. Эмоции

2.1

Положительно окрашенные

2.2

Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)

2.3

Частая смена эмоций

  1. Особенности общения

п/п

Характеристика

1 класс

(входн.)

1 класс

(промеж.)

1 класс

(выходн.)

2 класс

3 класс

4 класс

  1. Особенности общения со взрослыми

3.1

Непосредственность, искренность, эмоциональная близость

3.2

Ощущение дистанции, понимание условной роли учителя, послушание

3.3

Неприятие роли учителя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность

  1. Особенности общения со сверстниками

4.1

Личностное общение:

Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба

4.2

Трудности в становлении контактов, конфликтность, агрессивность

4.3

Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов

4.4

Деловое общение

Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

4.5

Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

  1. Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности

п/п

Характеристика

1 класс

(входн.)

1 класс

(промеж.)

1 класс

(выходн.)

2 класс

3 класс

4 класс

  1. Мотивация

5.1

Особенности мотивов

Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)

5.2

Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой)

5.3

Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)

5.4

Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)

5.5

Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)

5.6

Виды мотивов

Мотивы достижения успеха

5.7

Мотивы избегания неудач

5.8

Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)

  1. Произвольность

6.1

Особенности восприятия образца и правила:

Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно;

6.2

Умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием

6.3

Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца

6.4

Особенности решения учебной задачи:

Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу

6.5

Принимает, но не удерживает учебную задачу

6.6

Не принимает учебную задачу.

6.7

Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения

6.8

Степень самостоятельности:

Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)

6.9

Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития)

6.10

Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания

6.11

Саморегуляция

Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого

6.12

Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого

  1. Отношение к помощи со стороны взрослого

7.1

Нуждается в помощи взрослого

7.2

Принимает помощь взрослого

7.3

Не принимает помощь взрослого

  1. Выводы:

  1. Рекомендации:

– педагогу

– родителям

  1. Помощь специалистов (педагога-психолога, логопеда), в которой нуждается ребенок:

Ф.И.О. экспериментатора Подпись

СВОДНАЯ КАРТА

наблюдений за особенностями личностного развития обучающихся _________ класса

Ф.И.О. учителя__________________________________________________________ Дата обследования: ________________________________

п/п

Ф.И. обуч-ся

Характеристика

  1. Особенности самовыражения ребенка

11.1

  1. Поведение

Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство

1.2

Пассивность, замкнутость, безразличие

1.3

Беспокойство, возбудимость

2.1

  1. Эмоции

Положительно окрашенные

2.2

Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)

2.3

Частая смена эмоций

  1. Особенности общения

3.1

3. Особенности общения со взрослыми

Непосредственность, искренность, эмоциональная близость

3.2

Ощущение дистанции, понимание условной роли учителя, послушание

3.3

Неприятие роли учителя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность

4.1

4. Особенности общения со сверстниками

Личностное общение:

Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба

4.2

Трудности в становлении контактов, конфликтность, агрессивность

4.3

Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов

4.4

Деловое общение

Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

4.5

Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

  1. Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности

5.1

5. Мотивация

Особенности мотивов

Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)

5.2

Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой)

5.3

Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)

5.4

Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)

5.5

Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)

5.6

Виды мотивов

Мотивы достижения успеха

5.7

Мотивы избегания неудач

5.8

Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)

6.1

6. Произвольность

Особенности восприятия образца и правила:

Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно;

6.2

Умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием

6.3

Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца

6.4

Особенности решения учебной задачи:

Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу

6.5

Принимает, но не удерживает учебную задачу

6.6

Не принимает учебную задачу.

6.7

Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения

6.8

Степень самостоятельности:

Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)

6.9

Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития)

6.10

Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания

6.11

Саморегуляция

Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого

6.12

Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого

7.1

7. Отношение к помощи со стороны взрослого

Нуждается в помощи взрослого

7.2

Принимает помощь взрослого

7.3

Не принимает помощь взрослого

Источник

Карта наблюдений за особенностями

личностного развития ребенка

«Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка» предназначена для организации наблюдения за детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ее целью является наблюдение за личностными особенностями детей. Проводит эти наблюдения педагог по критериям, указанным в карте. Результаты наблюдений являются необходимыми для оценки особенностей личностного развития детей, сформированности внутренней позиции школьника, материалом для беседы с родителями ребенка. Протокол наблюдения заполняется на каждого ребенка. Данный протокол доступен для педагога и очень удобен, т. к. не требует больших затрат времени, а психолог в силу специфики своей работы не может провести столь глубокого наблюдения за каждым ребенком. Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу и психологу в планировании развивающей или коррекционной работы.

Заполненный педагогом протокол отдается педагогу-психологу ОУ. Заполняться протокол наблюдения может как в период адаптации детей к школе, так и в процессе обучения в начальной школе, а также по ее окончании. Возможно повторное заполнение протокола («на входе» и «на выходе», в зависимости от целей исследования). В этом случае результаты разных этапов наблюдения можно обозначать пастой разного цвета.

Инструкция

Уважаемые педагоги! Просим вас провести наблюдение за ребенком (примерно в течение 1-2 недель) по следующим показателям: особенности самовыражения ребенка, особенности общения со сверстниками и взрослыми, сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности. Отметьте кружком или галочкой характерные проявления данного ребенка. Наиболее яркие особенности по каждому показателю можно выделить (подчеркнуть).

  1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения (возраст). Дата обследования

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Особенности самовыражения ребенка

1. Поведение

  • Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство

  • Пассивность, замкнутость, безразличие

  • Беспокойство, возбудимость

2.Эмоции

  • Положительно окрашенные

  • Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)

  • Частая смена эмоций

  1. Особенности общения со взрослыми

  • Непосредственность, искренность, эмоциональная близость

  • Ощущение дистанции, понимание условной роли воспитателя, послушание

  • Неприятие роли воспитателя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность

  1. Особенности общения со сверстниками

1. Личностное общение:

  • Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба

  • Трудности в установлении контактов, конфликтность, агрессивность

  • Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов

2. Деловое общение:

  • Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

  • Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

V. Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности

1.Мотивация

Особенности мотивов:

  • Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)

  • Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой)

  • Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)

  • Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)

  • Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)

Виды мотивов:

  • Мотивы достижения успеха

  • Мотивы избегания неудач

  • Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)

2. Произвольность

Особенности восприятия образца и правила:

  1. Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием

  2. Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца

Особенности решения учебной задачи:

  • Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу

  • Принимает, но не удерживает учебную задачу

  • Не принимает учебную задачу.

  • Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения

Степень самостоятельности:

  • Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)

  • Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития)

  • Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания

Саморегуляция

  • Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого

  • Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого

3. Отношение к помощи со стороны взрослого

  • Принимает помощь взрослого

  • Не принимает помощь взрослого

VI.Выводы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII.Рекомендации:

Педагогу_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Родителям______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VIII. Помощь специалистов (психолога, логопеда, психоневролога), в которой нуждается ребенок ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IX. ФИО экспериментатора, подпись______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник