Наблюдается положительная динамика в развитии ребенка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Туранская средняя общеобразовательная школа № 1»
Пий-Хемского кожууна Республики Тыва
Справка
педагога-психолога о психологической коррекции и развитии обучающихся
(2013-2014, 2016-2017, 1 полугодие 2017-2018 уч.гг.)
Коррекционно-развивающая работа в МБОУ «Туранская СОШ № 1» проводится системно на основе годового плана работы в форме групповых и индивидуальных занятий. Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития ребенка, с которым работает педагог-психолог можно определить по итогам работы над данным видом деятельности. Системно ведется коррекционно-развивающая работа на основе комплексно-целевых профилактических образовательных программ «Несущая свет» (разработчик ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал»), утвержденный Министерством образования и науки Республики Тыва.Психокоррекционная работа проводилась в двух направлениях: индивидуальное и групповое.
В справке представлены результаты психокоррекционной работы за 2013-2014, 2016-2017 и 1 полугодие 2017-2018 уч.гг.
Индивидуальная психокоррекционная работа педагога-психолога осуществляется на основе выборки обучающихся «группы риска». Опираясь на результаты проведенных диагностик, а также по запросам родителей, педагогов и администрации школы, проводились занятия с детьми, имеющими трудности в обучении, поведении и адаптации. Проводились индивидуальные развивающие занятия с детьми на снятие агрессивных тенденций, тревожности, развитие стратегий саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях. В ходе ИКР реализовались следующие программы:
1. Программа по сказкатерапии, авт: Т.Н. Воротникова.
2. Адаптированная рабочая программа с детьми ОВЗ, авт: Н.З. Руссу.
3. Программа для 1-классников с низким уровнем готовности к школьному обучению, авт: О.В. Матина.
4. Программа «Уроки общения» для младших подростков, авт: Н. Слободяник.
5. Индивидуальная работа по Программе профилактики суицидального поведения среди детей и подростков. Таблица 1 отражает количество обучающихся индивидуальной психокоррекции. Представим динамику в Диаграммах 1 и 2.
Таблица 1. Количество обучающихся ИПР
Период | Количество учащихся | ||
На начало периода | На конец периода | Выпущено | |
2013-2014 уч.г. | 13 | 3 | 10 (76%) |
2016-2017 уч.г. | 15 | 2 | 13 (87%) |
1 пол., 2017-2018 уч.г. | 10 | 1 | 9 (90%) |
Таким образом, можно проследить положительную динамику в сторону повышения процента выпущенных обучающихся, прошедших индивидуальную коррекционную работу психолога. Результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы – положительная динамика у 32 (за отчетный период) сопровождаемых детей, получивших психологическую помощь.
Групповая коррекционно-развивающая работа проводится в соответствии с планом работы педагога-психолога. Причем групповая работа носила в большей степени развивающий характер. В 2016-2017 учебном году для 1-11 классов коррекционно-развивающая работа состояла из следующих базовых тем.
Таблица 2. Темы и охват ГКР за 2016-2017 учебный год
№ п/п | Название программы | Аудитория | Охват | Количество часов |
1 | Сопровождение процесса адаптации первоклассников по программе «Первый раз в первый класс» | 1 класс | 58 | 18 |
2 | Развивающая программа Р. Хухлаевой «Тропинка своему Я» для 1 классов | 1 класс | 58 | 68 |
3 | Развивающая программа «Формула успеха» для 9 классов | 9 класс | 34 | 16 |
4 | Коррекционно-развивающая программа «Психологическое сопровождение выпускников» | 9 класс | 34 | 17 |
5 | Коррекционно-развивающая программа «Психологическое сопровождение выпускников» | 11 класс | 13 | 20 |
6 | Программа «Волшебная страна здоровья» (РЦПМСС «Сайзырал») | 4 класс | 60 | 24 |
7 | Программа «Волшебная страна здоровья» (РЦПМСС «Сайзырал») | 3 класс | 57 | 24 |
7 | Коррекционно-развивающая программа «Первый раз в 5 класс» | 5 класс | 41 | 14 |
8 | Коррекционные занятия по профилактике профессионального выгорания | Педагоги | 31 | 3 |
ИТОГО: | 386 | 204 |
Оценка эффективности работы показала, что индивидуальные и групповые тренинговые занятия интересны и актуальны для детей. После проведенных мероприятий наблюдались:
– снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности во всех взаимоотношениях;
– повышение позитивной напряженности в системе отношений ребенка с самим собой, с окружающим миром, с другими людьми;
– развитие адекватной самооценки.
Особую группу коррекционных занятий занимали учащиеся с ОВЗ. Занятия посещают дети, имеющие заключения от ПМПК. Занятия для младших школьников проводятся по программе «Путешествие в страну Размышления». Выбор программы обусловлен тем, что ее содержание отражает потребности детей младшего школьного возраста, направлено на развитие когнитивной сферы, любознательности как основы познавательной активности, способности, пространственных представлений, оптимизацию коммуникативных навыков и эмоционального напряжения. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.
Таблица 3. Общее количество групповых и индивидуальных занятий с детьми ОВЗ
Период | Количество занятий | ||
Групповых | Индивидуальных | Всего | |
2013-2014 уч.г. | 11 | 9 | 20 |
2016-2017 уч.г. | 16 | 13 | 29 |
1 полугодие 2017-2018 уч.г. | 11 | 9 | 20 |
Итого: | 38 | 31 | 69 |
С каждым годом по таблице и диаграмме видно как увеличивается количество коррекционно-развивающих занятий с детьми ОВЗ. В 2013-2014 учебном году школа не была оснащена кабинетом психолога, что отразилось на сопровождении детей ОВЗ.
В таблице 4 и диаграмме 4 представлены количество детей посещающих коррекционно-развивающие занятия. Это дети, имеющие заключения от психолого-медико-педагогической комиссии, где даны рекомендации сопровождения специалистов. Каждый год учащиеся надомного обучения и задержками психического развития привыкли посещать занятия, где они учатся раскрывать свои возможности, общаться друг с другом, получать эмоциональную теплоту и положительное настроение от окружения. У детей надомного обучения у всех разные диагнозы, которые они должны социализироваться в обществе.
Таблица 4. Охват учащихся ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях
Период | Охват учащихся | |
Групповые | Индивидуальные | |
2013-2014 уч.г. | 17 | 1 |
2016-2017 уч.г. | 15 | 2 |
1 пол. 2017-2016 уч.г. | 11 | 2 |
Таблица 5. Динамика устойчивости коррекционно-развивающих занятий
Виды познавательных функций | Уровни развития | 2013-2014 | 2016-2017 | ||
в начале | в конце | в начале | в конце | ||
Внимание | Высокий | 13% | 25% | 14% | 36% |
Средний | 58% | 54% | 50% | 28% | |
Низкий | 29% | 21% | 36% | 36% | |
Память | Высокий | 13% | 21% | 36% | |
Средний | 58% | 66% | 43% | 28% | |
Низкий | 42% | 21% | 36% | 36% | |
Мышление | Высокий | 29% | 7% | 21% | |
Средний | 71% | 58% | 57% | 43% | |
Низкий | 29% | 13% | 36% | 36% |
В таблице представлены результаты работы за 2013-2014 по 2016-2017 учебные года, где можно отметить улучшение показателей развития познавательной активности, повышение уровня развития внимания, памяти, мышления по программе «Путешествия в страну Размышления».
Вывод: в ходе анализа коррекционной и развивающей работы в школе можно сделать вывод о тенденции повышения положительной динамики за отчетный период.
Педагог-психолог Е.Н. Бородкина
Источник
Надежда Лебедева
Динамика достижений в образовательных областях
Мониторинг был проведён, опираясь на «Программу воспитания и обучения» под ред. М. А. Васильевой, B.В. Гербовой, Т. С. Комаровой, (средняя, старшая группы, и основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (подготовительная группа)
Мониторинг, то есть система оценки качества воспитательно – образовательного процесса позволяет отследить динамику развития каждого ребенка, оценить успешность усвоения принятой программы, определить направления работы педагогического коллектива детского сада. Поэтому проводится диагностика в начале и в конце учебного года по всем разделам программы. По каждому разделу определены критерии оценивания. Усвоение программного материала определяется трехбалльной системой оценивания.
Составляется сводная таблица (количественный и качественный анализ выполнения программных требований). Определяется средний балл по каждому разделу:
СРЕДНИЙ БАЛЛ = _А__
В + С
А – сумма итоговых баллов каждого ребенка
В – число детей
С – число критериев раздела
Критерии:
1,0- 1,5 – низкий уровень
1,6- 2,4 – средний уровень
2,5- 3 – высокий уровень
Анализ результатов мониторинга освоения детьми разделов программы по направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому показал достаточно хорошие результаты в освоении детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Образовательная область «Здоровье» и «Безопасность»:
Комплексная диагностика формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения показала, что ребята проявляют интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения; получают удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры. Наблюдается положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания; проявляется интерес к самопознанию.
Ребята старшего возраста научились переносить здоровьесберегающие знания в жизненную повседневную практику, например в сюжетно-ролевую игру или проблемную жизненную ситуацию; усвоили правила безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
В подготовительной к школе группе дети имеют полные, точные представления об источниках опасности и мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения.
Образовательная область «Физическая культура»:
Анализ результатов диагностики развития физических качеств и освоения основных движений у воспитанников показал положительную динамику.
Увеличились результаты по прыжкам в длину с места, по броскам набивного мяча, при метании мешочка вдаль, а так же возросли показатели челночного бега, координационных способностей и гибкости. В целом, в процессе систематической физкультурно-оздоровительной работы, дошкольники успешно овладели всеми основными движениями в соответствии с возрастными особенностями каждой группы.
Положительной динамике образовательной области «Физическая культура» способствовало:
– наличие квалифицированного, творческого воспитателя по физической культуре;
– систематическое проведение организованных форм работы: занятий, кружка с ЧБД, индивидуальной работы, спортивных досугов и развлечений.
Дети очень полюбили заниматься физкультурой, играть в различные спортивные игры, могут сами организовывать подвижные игры.
Образовательная область «Социализация»:
Работа по освоению образовательной области проводилась на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности в интересной игровой форме. Организация воспитателем жизненных и игровых ситуаций, обеспечивали детям освоение опыта поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым. Это организация сюжетно-ролевых игр, связанных с отражением семейных отношений, элементарного профессионального взаимодействия взрослых, режиссерские игры, в ходе которых дети осваивали способы ролевого поведения: называли свою роль и общались к сверстникам по именам игровых персонажей.
Динамике в образовательной области «Социализация» способствовало: – проведение кружка «Ручеек» экологической направленности, где дети вместе проводили опыты, наблюдали за природными объектами, находили те или иные ответы на вопросы, учились договариваться, согласовывать свои желания и интересы с партнёром;
– систематическая работа в группе: занятия, беседы, игры по формированию доброжелательных взаимоотношений;
– Коррекционная работа психолога;
– Психотренинг;
– Экскурсии по знакомству с достопримечательностями посёлка, чтение литературы, беседы.
Образовательная область «Труд»:
Во всех возрастных группах прослеживается положительная динамика в освоении детьми образовательной области «Труд». Наблюдается осознанное бережное отношение к предметному миру. Ярко выражен интерес к познанию трудовой деятельности взрослых. Повседневное поведение ребят говорит об их трудолюбии, бережливости и добросовестности.
Образовательная область «Познание»:
Анализ работы по образовательной области «Познание» показал:
На сентябрь 2009 года дети показали низкий результат знаний по ознакомлению с окружающим. Особенно слабые знания о родной стране, космосе, профессиях.
Недостаточно высокий уровень развития конструктивных способностей детей. Это в первую очередь связанно с материально – технической базой детского сада (недостаточным количеством конструкторов). Следует запланировать пополнение методического материала наборами конструкторов.
В результате проведённой работы: наблюдения, занятия, беседы, чтение, экскурсии и т. д., на май 2012 года результаты значительно изменились.
Значительный скачок произошёл в овладении детьми математическими понятиями и представлениями. Дети хорошо разбираются в составе числа, решают задачи, примеры, любят играть в игры-головоломки, отгадывают ребусы, т. д. Немного отстаёт ориентировка во времени: путаются в последовательности названий месяцев года.
У ребят всех возрастных групп повысилась исследовательская активность. Показатели экологической воспитанности: экологические знания, познавательная деятельность, практическая деятельность (уход за растениями, отношение к знакомым объектам ближайшего окружения к концу года стали выше.
Образовательная область «Коммуникация»:
Во всех возрастных группах прослеживается положительная динамика. К концу года во всех группа количество ребят с высоким и средним уровнем развития коммуникативных способностей стало больше. Дети свободно владеют основными коммуникативными умениями, используют их адекватно ситуации, умеют пользоваться формами речевого этикета: умеют вступать в разговор со знакомыми и незнакомыми людьми, поддерживать и завершать общение (слышать и слушать, переспрашивать, возражать, оценивать и т. д.)
Но необходимо ещё обращать внимание на развитие связной речи, лексико-грамматических средств языка, интонационную выразительность речи. Уровень качества развития повысился благодаря проведению систематических как фронтальных, так и индивидуальных занятий, коррекционной работе с детьми учителя-логопеда, проведения бесед, игр, упражнений, экскурсий.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»:
Так же во всех группах прослеживается положительная динамика.
Дети среднего возраста к концу года улучшили свои познавательные умения: научились сосредоточенно слушать чтение и рассказывание взрослого, не отвлекаться, выслушивать произведение до конца; речевые умения: с удовольствием запоминают и воспроизводят стихи, активно участвуют в играх по литературным сюжетам, в хороводах, инсценировках.
Дети старшего возраста самостоятельно называют 5 любимых сказок. Проявляют активный интерес к слушанию, рассказыванию, охотно пересказывают сказки, сохраняя сюжет.
Образовательная область «Художественное творчество»:
В образовательной области «Художественное творчество» у детей тоже наблюдается динамика. Дети полюбили рисовать, заниматься аппликацией, особенно по нетрадиционным технологиям, стало больше работ сюжетных, с проявлением детского творчества, улучшилась моторика детей, изобразительные навыки и умения. Я считаю, что необходимо больше уделять внимания знакомству с творчеством художников и народно – прикладного искусства.
Образовательная область «Музыка»:
За прошедший учебный год наблюдается значительная динамика в развитии музыкальных способностей детей.
Увеличился процент детей, которые стали лучше понимать и воспринимать музыку. Дети стали лучше двигаться под музыку, научились чувствовать музыкальные фразы, их окончания, слышать и чувствовать ритм, ритмические рисунки, передавая их в движении и игре на музыкальных инструментах. Овладели певческими навыками, научились петь песни в разных жанрах и характерах: народные, патриотические, протяжные, вальсовые, эстрадные и др.
На основе анализа воспитательно – образовательной деятельности по музыкальному воспитанию, можно сделать вывод, что на положительную динамику развития у детей музыкальных способностей оказало:
– своевременное, регулярное планирование работы музыкального руководителя;
– систематическое проведение музыкальных развлечений и досугов.
В итоге, исследуя в течение трёх лет показатели результативности проделанной работы, на основании проведённых диагностик уровня развития детей, выявлена стабильно положительная динамика уровня усвоения программного материала в соответствии с возрастными особенностями каждой группы.
Результаты диагностирования детей подтвердили эффективность проделанной работы, а так же то, что программы, используемые в детском саду, способствуют всестороннему развитию личности ребенка
Источник
Оценка динамики развития ребенка. РекомендацииТаким образом, развитие ребёнка следует рассматривать в течение определённого времени, оценивая каждую сферу навыков и её прогресс в отдельности, а затем соотносить сферы друг с другом и с хронологическим возрастом. Это фундаментальная концепция взгляда на оценку развития детей. Детальный опрос и осмотр необходимы у детей с нарушениями развития, а у нормальных детей при оценке развития они не требуются, поскольку краткого осмотра обычно достаточно. Он сосредоточен на умениях, наиболее активно меняющихся с возрастом ребёнка. В каждой сфере есть определённый возраст, когда происходит прогресс развития. На рис. 3-8 это представлено в виде диаграммы для каждой сферы развития, на которой уровень изменения в развитии соответствует интенсивности цвета: чем интенсивнее цвет, тем быстрее происходят изменения в развитии. Это означает следующее: Знание возраста ребёнка и сроков, когда развитие в каждой сфере навыков становится более очевидным, помогает ориентироваться при первоначальном опросе о развитии. Таким образом, для ребёнка в возрасте: Вопросы о развитии должны покрывать весь спектр прогресса в развитии, но этот более точный способ выяснения истории развития позволяет быстрее и точнее его оценить. Он ориентирует оценку на приобретённые способности вместо того, чтобы заставлять родителей вспоминать возраст, когда их ребёнок прошел основные этапы развития. Во время визита при сборе анамнеза развития важно также умение врача наблюдать за поведением ребёнка. Это обеспечит не только почти точный ориентир для начала опроса, но быструю оценку способностей ребёнка, поведенческих особенностей, соответствия развития возрасту и взаимоотношений с родителями. Все это позволит составить общее представление о ребёнке, его способностях и развитии. Инструменты для оценки развития ребенкаВсе, что нужно для оценки развития, — простые основные инструменты. Их используют для выявления навыков ребёнка, применяемых во время игры. Кубики, мяч, книга с картинками, кукла и маленькие игрушки (например, чайный столик, карандаши и бумага) позволят быстро, но эффективно оценить двигательные навыки, мелкую моторику, игровые, речевые и языковые способности. Эти способы позволяют ребёнку развеселиться и расслабиться, одновременно облегчая исследующему оценку его навыков. Скрининг развития (обследование популяции детей определённых возрастов обученным медперсоналом) считают формальным процессом в составе программы обследования и пропаганды здоровья детей. Скрининг прогресса развития маленьких детей также обязательно проводят все врачи-специалисты при любом обращении к врачу, т.е. к врачу общей практики, по поводу боли в горле, при несчастном случае, в травмпункте после падения или при поступлении в педиатрическое отделение. Каждый визит ребёнка используют для определения, в норме ли его развитие. Существует ряд проблем, связанных со скринингом развития: При анализе динамики развития маленьких детей: Оценка развития — детальный анализ определённой области развития, его проводят вслед за скринингом, при котором было выявлено нарушение динамики в какой-либо сфере. Это часть диагностического процесса, связанная с обследованием, лечением и заключением. Оценку развития проводят путём направления в специализированное отделение, которым могут быть различные педиатрические, терапевтические или местные многопрофильные детские отделения, где есть педиатр. Ряд тестов разработан для скрининга развития формально производимым способом (например, таблица роста и скрининговый тест развития Denver). Существуют также стандартные тесты для оценки развития грудных и маленьких детей, например шкалы Griffiths and Bailey развития грудных детей. Их используют, например, в исследованиях с наблюдением за недоношенными детьми. Также существуют стандартные тесты, ориентированные на специфические моменты развития (например, языковая шкала Reynell, измерение функции крупной моторики (GMFM) и диагностический опросник при аутизме). Все тесты, кроме скрининговых, для получения достоверных результатов требуют времени и умений. Оценку когнитивной функции (высшая нервная деятельность) у детей школьного возраста с использованием IQ и других тестов проводят клинические или педагогические психологи. Скрининг и оценка развития: Программа наблюдения и пропаганды здоровья ребенкаЭта программа включает обзор всех аспектов здоровья и развития у всех маленьких детей. Она содержит три основных элемента: Эта программа — компромисс между стремлением выявить нарушения и потенциально вмешаться на ранней стадии и в то же время избежать частых посещений врача. При каждом осмотре проводится проверка специфических физических аномалий и общего развития, здоровья и роста ребёнка. Рассматриваются избранные темы пропаганды здоровья. Делается акцент на мнение родителей о зрении, слухе, речи и языковых навыках, поскольку родители обычно первые обнаруживают любое нарушение на ранней стадии. Подробности каждого осмотра вносятся в личную историю развития ребёнка. Эти истории сохраняются у родителей и специалисты при любом последующем осмотре ребёнка просят их показать. Программу пропаганды здоровья детей выполняет в первичном звене врач общей практики или патронажные сестры. При выявлении проблемы составляют план действий для ребёнка, в который могут быть включены советы и отслеживание динамики либо направление к специалисту. Программа наблюдения и пропаганды здоровья детей: – Также рекомендуем “Проверка слуха ребенка. Методы оценки” Оглавление темы “Оценка развития детей”:
|
Источник