На втором этапе развития воображения ребенок

На втором этапе развития воображения ребенок thumbnail

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной психологии существует большое количество исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых оно развивалось.

Существуют следующие этапы развития воображения:
Первый этап ( от 0 до 3 лет) – предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. igraМалыш в возрасте около полутора лет узнаёт изображенное на картинке.Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При узнавании ребёнок не создаёт ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Оно существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. О первых проявлениях воображения свидетельствует умение ребёнка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры возникающие на втором году жизни, ещё не заключают в себе элементов воображения. Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребёнком и взрослым, ребёнком и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщённо и условно, передавая лишь их смысл и внешний рисунок.
Развитие начальных форм воображения у ребёнка раннего возраста связано с обобщённостью игровых действий и игровых предметов, а так же с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения.
По данным В.А.Скоробогатова и Л.И. Коноваловой, малыш не сразу откликается на замещение, которое предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Перелом наступает тогда, когда ребёнок отказывается использовать любое замещение, предлагаемое взрослыми. Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является появление речевых форм. Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные замещения.        

Складывается новый способ действия с предметами заместителями – полноценное использование замещений. Выбор предметов заместителей становится осознанным и сопровождается развёрнутыми высказываниями.

Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребёнок на фоне интереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образов действий, задаваемых взрослыми, вносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер.

Второй этап (то 3 до 4 лет) – происходит становление словесных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребёнка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным поддержанием игры является развёрнутая ориентировка в предметной стороне  человеческой деятельности. Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с предметами, пока ещё с опорой на реальные объекты. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются : разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра.

Появляется аффективное воображение, связанное с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.

Третий этап (от 4 до 5 лет) – в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре , ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они ситуативно, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира . Опорой для создания образа служат не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным.

Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.

Четвёртый этап ( от 6 до 7лет) – в этом возрасте воображение носит активный характер. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Происходит рост производительности воображения, это проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребёнка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, то есть переходит во внутренний план, необходимость в наглядной опоре для создания образов исчезает. Появляются элементы творчества.

В дошкольном возрасте у ребёнка появляется особая внутренняя позиция, а воображение уже становится самостоятельным процессом. Принимая во внимание тот факт, что воображение развивается в разных видах деятельности, наиболее продуктивным в детстве являются игра и рисование.

Пятый этап ( от 7 до 11 лет) – это качественно новый этап развития воображения у детей. Этому способствует значительное расширение объёма знаний, которые получает школьник в процессе обучения, систематическое овладение разнообразными умениями и навыками, которые обогащают и вместе с тем уточняют, конкретизируют образы воображения, обуславливают их продуктивность. «Дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью. Что характерно ещё в большей степени и для школьников среднего звена( случаи детской лжи и пр.)
Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни. Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой – наличие элементов репродуктивности, простого воспроизведения. Эта черта воображения выражается в том, что в своих играх дети повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых. Разыгрывают истории, которые они переживали, видели в кино, воспроизводя жизнь школы, семьи и др. Однако, с возрастом элементов репродуктивности становится меньше и всё в большей степени появляется творческая переработка представлений.
« В младшем школьном возрасте начинает развиваться вербально – мыслительное воображение, которое составляет как бы новый этап в развитии воображения. При развивающемся вербально – мыслительном воображении опора на предмет и даже действие, если и имеет место, то побочное, третьестепенное».

Читайте также:  Роль общения в психическом развитии ребенка шпаргалка

Шестой этап ( от 12 до 17 лет) – дальнейшее развитие воображения учащихся осуществляется не только на уроках, но и в процессе творческих занятий в школьных кружках, факультативах и так далее. На этапе творческой деятельности школьника его необходимо поддерживать, поощрять. Доброжелательное отношение взрослых к творческим занятиям ребёнка, к результатам его творчества послужит стимулом для дальнейшей активизации творческой деятельности.

Описанные здесь этапы развития воображения как опосредованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются меньшинством детей. Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим переживаниям ( навязчивые страхи, тревожность) или же вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни , а не реальных творческих продуктов. Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать, сочувствовать), так же как и овладение различными другими элементами культуры, являются лишь необходимыми условиями полноценного развития воображения человека.

Таким образом, воображение – это особая форма человеческой психики, благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Источник

Источник: izZaMKADya.ru

Воображение – это уникальная способность человека воссоздавать мысленно те или иные ситуации, предметы, образы или придумывать их, даже если они не существуют на самом деле. Человек с его помощью может найти выход из какой-либо ситуации, прокручивая ее в голове вновь и вновь, ища при этом самый безопасный и удобный для себя итог. При помощи воображения человек создает все вокруг, что уже существует в современном мире и то, что будет существовать. Поскольку наше с вами воображение никогда не останавливается на достигнутом, а ищет новые горизонты для развития.

Воображение – это уникальная способность человека

Немного о том, почему развивать воображение очень важно в детском возрасте

Как мы говорили выше: весь мир и то, что нас окружает, создано воображением человека, его фантазиями и мечтами. Если бы не этот навык, то не было бы современной архитектуры, электричества, научных открытий, великолепных художественных книг и человек бы не научился снимать современные фильмы и многого другого. Если сказать пафосными и громкими словами… Мы с вами что-то придумываем, мечтаем об этом, а наше воображение ищет способы это осуществить наяву. Благодаря ему мы многогранны и воспринимаем мир таким, какой он есть и пытаемся сделать его лучше.

На минуту вообразите, что человек не обладает навыком воображения… Это был бы скучный и однообразный мир без интересных и фантастических сказок, увлекательных и интересных детских игр, захватывающих дух музыкальных произведений и многого другого. Мы бы жили скучно и однотипно. Вот всего несколько строк о пользе воображения для человека.

Мы с вами что-то придумываем, мечтаем об этом, а наше воображение ищет способы это осуществить наяву.

Воображение человека начинает активно проявляться в возрасте от пяти до пятнадцати лет и именно в это время необходимо заниматься развитием этого навыка у ребенка. Если этого не делать, то можно получить, абсолютно, неинтересного и скучного сноба, для которого учеба станет камнем преткновения и у него полностью, будет отсутствовать желание открывать для себя что-то новое и интересное. Но если переусердствовать в развитии воображения, то ваш малыш может уйти в свой выдуманный мир, начать дружить с придуманным другом или представлять, что он абсолютно другой человек. Здесь самое главное выдержать «золотую середину».

Современные психологи воображение разделяют на три типа. На это влияет три способа его формирования:

  • Первый тип – творческое воображение. Здесь ребенок фантазирует только при помощи своего ума. Он не берет за основу уже существующие вещи, а воссоздаёт все самого нуля. Это самый лучший тип воображения. Его необходимо развивать в первую очередь.
  • Второй тип – воссоздающее воображение. Здесь ребенок воссоздаёт в голове то, что мог прочесть в книге или услышать от кого-то историю, которая вызвала у него определенный интерес.
  • И третий тип – это воображение, абсолютно, неуправляемое и безудержное. Вот именно при этом типе ребенок начинает выдумывать для себя новый мир, невидимого друга или представлять себя другой личностью. Этот тип развивать не желательно.

Этапы развития воображения соответствующие определенному возрасту ребенка

Самостоятельно воображение начинает развиваться у детей в возрасте примерно двух лет. Например. Малыш играет с медвежонком, но уже не просто ходит с ним по квартире, а начинает кормить его, укладывать спать и выгуливать. Здесь воображение ребенка ограничено его восприятием мира. Он проделывает с игрушкой то, что проживает сам.

Читайте также:  Роль семьи в воспитании ребенка с проблемами развития реферат

В возрасте после трех лет игры ребенка становятся более сложными. При игре с тем же медвежонком во время кормления он может попросить у вас ложечку или просто взять предмет, отдаленно напоминающий ее и кормить, таким образом, игрушку. В этом возрасте ребенок начинает фантазировать в своих играх, то он капитан корабля, то уходит в поход и при этом ему необходимо собрать сумку с необходимыми вещами. Как правило, вещи малыш собирает себе сам.

В трех-пятилетнем возрасте малыш не разграничивает реальность и фантазию. Все его воображаемые игры и ситуации происходят для него на самом деле. Он по-настоящему ощущает себя космонавтом покорившим космос и путешественником прошедшим долгий и сказочный путь и так далее. В этом возрасте ребенку свойственно придумывать в своих играх новых героев. Рисунки становятся сложнее и красочнее.

В трех-пятилетнем возрасте малыш не разграничивает реальность и фантазию.

По истечении некоторого времени ребенок начинает различать реальность и вымысел. Его фантазии и мечты становятся более приземленными и реальными.

В возрасте пяти-шести лет, ребенок начинает фантазировать уже внутри себя. Он строит воздушные замки, рисует картины и создает новых героев своих игр уже внутри своей головы. А это очень важный этап, так как во время таких фантазий вырабатывается самопроизвольное, но контролируемое воображение, которое пригодится во время школьного обучения.

Как же развить у малыша воображение?

Вы, как родитель должны учесть несколько интересных моментов в общении со своим малышом. Вот несколько действенных способов, которые помогут вам в этом.

Первый способ

Необходимо разнообразить материалы, из которых сделаны игрушки. Таким образом, играя в игры, ребенок испытывает максимальное количество тактильных ощущений, изучает новые запахи и ароматы. Необходимо с малышом ходить в театры и музеи, гулять на свежем воздухе (во время прогулки можно поиграть в такую игру «На что это похоже?», например, дерево, облако, куст). Он должен научиться воспринимать и принимать для себя новые ощущения. Воспринимать и создавать мысленно новые образы и вспоминать уже виденное ранее.

Второй способ

Рисование. Во время рисования малыш строит в своем воображении собственный мир, который перемещает на лист бумаги и окрашивает его теми цветами, которые он видит. Используйте различные виды средств для рисования (краски, гуаши, мелки, карандаши и фломастеры).

Третий способ

Чтение. Оно особенно сильно позволяет ребенку воображать происходящее у себя в голове. Здесь уже вашей фантазии нет предела. Вы можете просто почитать красочную и интересную книжку или рассказать фантастическую историю, или удивительную сказку. Также очень хорошо развивает воображение – разгадывание загадок.

Чтение особенно сильно позволяет ребенку воображать происходящее у себя в голове.

Ребенку необходимо собственное время, когда он может быть наедине с самим собой, когда он просто может послушать музыку, полистать книжку или просто поразмышлять лежа на кровати. Если ребенок себя чувствует в полной безопасности, то здесь он может проявить действительно раскрепощенное и фантастическое воображение.

Развивайте в своем малыше воображение, и может быть, он сделает неординарное открытие в будущем.

P.S. С уважением администрация сайта:  izZaMKADya.ru

Источник

Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5 – 3 годам. В этом возрасте происходит разделение воображения на «познавательное» и «эмоциональное», связанное с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда – направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности этого-обращение к предметам-заместителям. С другой стороны – выделение своего личного «я», переживание своей отделенности от окружающего мира.

Уже к 3 годам можно четко выделить два типа воображения, о которых мы говорили. Отметим, что, вероятно, именно «эмоциональное» воображение связано с самого начала с использованием символов. Противоречия образа «я» с действительностью, их причина часто не осознаются ребенком и выражаются символически. Первоначально эти символы заимствуются детьми из культуры (Змей Горыныч, Баба Яга), а затем создаются самостоятельно (черный цветок, зубастый самолет, выдуманный плохой или хороший мальчик).

На данном этапе основным средством порождения идеи воображаемого продукта является «опредемечивающий» образ. Поскольку опыт детей этого возраста чрезвычайно вариативен (отсутствие совместной деятельности), их образы при значительной схематичности могут быть весьма оригинальны.

Что касается планирования продуктов воображения, то оно практически отсутствует в этом возрасте. Воображение «творит» только идею, а, ее разворачивание обычно воспроизводит знакомую схему с большей или меньшей устойчивостью. Предложение заранее составить план деятельности, а потом действовать по нему нередко приводит к разрушению деятельности, переходу на низшую ступень или отказу от нее.

Второй этап – возраст от 4 до 5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, а также правил и образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые его возможности, ведут, как правило, обучение и воспитание через образцы, которым ребенок должен следовать.

Читайте также:  Функции анализаторов и их значение в развитии ребенка

«Эмоциональное» воображение в этом возрасте возникает обычно в связи с переживанием ребенком определенного конфликта. «Познавательное» – с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Без специального руководства оно может носить воспроизводящий характер в силу нацеленности детей этого возраста на следование образцам.

Основное средство порождения идеи воображения, как и у детей более младшего возраста, – «опредмечивающий» образ. Однако на данном этапе этот образ уже наполняется деталями, имеет тенденцию к индивидуализации. Слово уже начинает включаться в процесс создания образов, вызывая или фиксируя стоящую за ним цепочку представлений или обобщений.

К 4 – 5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым, когда ребенок планирует один шаг действий, выполняет их, видит результат и на его основе планирует следующий шаг. Средствами планирования являются слово и модельные представления.

Третий этап в развитии воображения дошкольника – возраст от 6 до 7 лет. В этом возрасте ребенок уже усваивает основные образцы поведения и виды деятельности и получает свободу в оперировании ими. В принципе он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения. «Эмоциональное» воображение ребенка направлено, с одной стороны, как и в предыдущем возрасте, на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в различных видах деятельности и создание адекватных моделей поведения. С другой стороны, в случае устойчивого противоречия с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображении. «Познавательное» воображение претерпевает в этом возрасте качественные изменения. Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементов художественного творчества. Выбор проявляется не только в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи.

В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при решении творческих задач. Целостный образ начинает строиться способом «включение».

Здесь также впервые появляется целостное планирование: ребенок может до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения.

Продукты воображения становятся еще более детализированными и индивидуализированными.

Описанные этапы развития воображения как опосредствованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях полностью реализуются примерно у 1/8 детей каждого возраста. В связи с этим с особой остротой встает вопрос о создании педагогики воображения, одна из центральных линий которой может быть направлена на овладение ребенком, независимо от конкретного материала и направляющими ее на создание целостных творческих продуктов, решение реальных творческих задач.

Способность к воображению не дается с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной науке существует много исследований, посвященных развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития воображения и те виды деятельности, в которых оно развивалось.

На основе обобщения большого экспериментального материала, полученного разными специалистами при исследовании детского воображения, выделены следующие этапы его развития:

1 этап (до 3 лет).

Воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. Об разы нечетки, неадекватны содержанию. Анализ носит неизбирательный характер, а синтез представляет уподобление. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, преобладают сенсомоторные формы преобразования наглядно данного, появляются речевые формы. Развивается условное избирательное действие и активность типа «покажи как».

2 этап (3 года).

Происходит становление словесных форм воображения. Анализ делается более дифференцированным, появляется преобразование и комбинирование образов представлений. Отмечается отрыв условного действия от предметной опоры, идет детализация образа посредством слова, появляется фантазийная ложь. Происходит опредмечивание образа действием. Появление аффективного воображения связано с осознанием ребенком своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.

3 этап (4 – 6 лет).

Ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. Усиливаются элементы самостоятельного построения ролевой игры. Ребенок уже может представить состояние другого человека. Снижается фантазийный характер игровых действий. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.

4 этап (7 лет).

Воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребенка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, необходимость во внешних опорах исчезает манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности. Появляются элементы творчества.

До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Источник