На всех этапах развития ребенка с сенсорной алалией у него отмечаются
При сенсорной алалии ребенок слышит, но не понимает обращенную речь.
Это происходит из-за повреждения коркового конца речеслухового анализатора
(в клетках верхне-височной извилины — петля Гешля), где осуществляется
первичный анализ речевых звуков. У детей не формируется фонематическое восприятие,
не дифференцируются фонемы и не воспринимается слово целиком, отмечаются
несформированность акустико-гностических процессов, понижение способности к
восприятию речевых звуков.
Сенсорная алалия менее изучена, чем моторная. В некоторой степени это
связано с тем, что количество детей с таким нарушением относительно невелико,
а его распознавание и дифференциальная диагностика с другими нарушениями затруднены.
Нарушение понимания при сенсорной алалии существенно отличается от
нарушения, вызванного снижением слуха. Наблюдения показывают, что обычно у
слабослышащих бывает достаточно стабильный, устойчивый порог восприятия,
ниже которого дифференциация звуковых сигналов становится невозможной.
Сенсорное же нарушение отличается отсутствием четкого порога восприятия.
У ребенка отмечается мерцающее непостоянство слуховой функции: сигналы
одинаковой громкости то воспринимаются, то не воспринимаются. Это зависит от
повышенной возбудимости или заторможенности ребенка, от его соматического и
нервного состояния, от психической активности, особенностей окружающей среды,
обстановки, способов подачи сигналов и ряда других факторов. Увеличение
громкости обращенной речи улучшает понимание слабослышащих детей и приводит
к обратному эффекту у детей ссенсорной алалией. Сверхсильные раздражители
вызывают запредельное охранительное торможение в коре головного мозга и
недоразвитые клетки впадают в состояние функциональной блокады, выключаются из
деятельности. Более тихую, спокойную речь ребенок с сенсорной недостаточностью
обычно воспринимает лучше.
В отличие от слабослышащих детей, дети с сенсорной алалией часто имеют
гиперакузию — повышенную чувствительность к звукам, безразличным
для окружающих: шум, шуршание, скрип и т. д. Дети воспринимают такие звуки
болезненно и дают на них своеобразную реакцию.
Дети с сенсорной алалией спонтанно могут повторить отдельные слоги,
звукосочетания, слова и короткие фразы, воспринимаемые ими из окружающего,
но повторения являются нестойкими. Подражание звукам при сенсорной алалии
непостоянно и во многом зависит от ситуации. Пассивный словарь ребенка часто
неустойчив и заметно отстает от активного. Часто ребенок называет предмет в
любой ситуации, а узнает его название только избирательно в определенных
условиях. Дети с сенсорной алалией продуцируют звуки с нормальной модуляцией
и интонациями.
Степени недоразвития речеслухового анализатора, как и речедвигательного,
бывают различными, отсюда и многообразие проявлений недостатков понимания.
В более грубых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, безразличен
к любым речевым и неречевым звуковым раздражителям. В других случаях ребенок
понимает отдельные обиходные слова, но теряет их понимание на фоне
развернутого высказывания. Иногда понимание изолированных слов затрудняет
ребенка больше, чем понимание смысла фразы. Постепенно ребенок начинает
прислушиваться к звукам, в том числе и речевым, но внимание его долгое время
остается неустойчивым и истощаемым. Фонематическое восприятие развивается
замедленно и надолго остается несформированным. Большую роль для детей с
сенсорной алалией играет ситуация. Дети часто понимают содержание высказываний
только в определенном контексте. При изменении формы слов, их порядка,
изменения темпа высказывания понимание исчезает.
Отмечаются трудности включения, переключения и распределения внимания,
замедленность слухового восприятия.
Встречаются дети, которые понимают только то, то могут проговорить сами,
и понимают только после такого проговаривания. Проговаривание в момент
восприятия приводит к улучшению понимания, видимо, потому, что оно
подкрепляется кинестезиями от собственного произнесения. Часто дети смотрят в
лицо говорящего (зрительное подкрепление — чтение с лица).
На всех этапах развития ребенка с сенсорной алалией у него отмечаются
колебания слухового внимания и восприятия: трудности включения и
концентрирования внимания, его устойчивости и распределения, повышенная
отвлекаемость, истощаемость, прерывистость внимания.
У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания становится невозможной
или грубо искажается собственная речь. В тяжелых случаях у безречевого ребенка,
не понимающего речь, могут отмечаться двигательное беспокойство,
выраженные трудности поведения. Дети пользуются для общения жестами, мимикой,
правильно реагируют на изменение интонации, не понимая слов-обращений.
Игру сопровождают модулированным лепетом. Постепенно ребенок начинает
прислушиваться к окружающим звукам, осмыслять некоторые из них, соотносить с
определенными явлениями. Как реакция на речевое окружение у ребенка с
сенсорной недостаточностью появляются обрывки слов, эмоциональные восклицания,
прямо не связанные с ситуацией, но свидетельствующие о речевой активности.
Затем в ходе развития постепенно появляется ситуационное, более устойчивое
понимание и употребление отдельных слов и простых словосочетаний. Значение
слов, проговариваемых ребенком неустойчиво.
При искажениях звуковой и слоговой структуры слов отмечаются многочисленные
поиски, ребенок не уверен в своей речевой продукции и ищет адекватные
кинестезии. Диффузное недифференцирование восприятия звуков приводит к
недифференцированному проговариванию. Постепенно у ребенка вырабатывается
осознание ошибок. Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных
ребенку слов, отмечаются персеверации услышанного или произнесенного слова
или словосочетания, эхолалии. Эхолалически произнесенное не осмысляется и не
закрепляется. В словах отмечаются многочисленные ошибки ударения, соскальзывания
со звуков, многообразные звуковые замены, искажения структуры слов. В
большинстве случаев искажения и замены не носят фиксированный характер.
При наличии собственной речи дети с сенсорной алалией говорят легко, плавно,
без напряжения, не задумываясь о подборе слов, точном выражении мысли,
построении предложений, не замечают допущенных ошибок. Речевая продукция
детей остается вне их контроля, встречается неадекватность высказываемого.
Отмечается фрагментарность речи, но это связано с малым объемом восприятия,
с трудностями поиска правильного варианта высказывания.
Высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме,
проговаривание характеризуется как бы приблизительностью, выявляется обилие
парафазий (замен), пропусков звуков, частей слов, персевераций, контаминаций
(часть одного слова соединяется с частью другого слова). В целом речь ребенка
с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая
активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствие
контроля за своей речью. Грубо искаженная речь не может использоваться
ребенком как средство общения.
Вне зависимости от степени нарушения понимания и собственной речи у
ребенка с сенсорной алалией отмечаются нарушения личности: разнообразные
трудности в поведении, особенности эмоционально-волевой сферы, вторичная
задержка умственного развития. Речь не является регулятором и саморегулятором
поведения и деятельности такого ребенка.
Без целенаправленного обучения, если дотянуть до 5 лет без занятий —
безнадежно учить говорить, если начать заниматься сразу, как только
почувствовали что-то не то — может быть очень терпимый прогноз.
При коррекции этих и других нарушений речи
рекомендуем использовать программу
«Автоматизация согласных»
Источник
В прошлый раз я живописала портрет моторного алалика, сегодня опишу сенсорного.
Один диагноз – алалия – объединяет моторных и сенсорных во вроде бы одно нарушение, вроде бы незначительно друг от друга отличающееся.
На самом же деле это два совершенно разных механизма нарушения и совершенно разные дети .
Моторного алалика в раннем возрасте часто очень трудно заставить говорить даже то, что он может – ему не надо, его все устраивает ???? Его театр мимики и жеста доступен для понимания всем близким ????
Пока не создастся ситуация определенного дискомфорта, связанная с развитием мышления и желания поделиться впечатлениями, а также связанная с трудностями контакта со сверстниками – такой ребенок будет изобретательно саботировать все попытки целенаправленного обучения речи ???? И будет вполне счастлив и доволен жизнью .
Ребенок с сенсорной алалией впечатление счастливого производит редко. У него тоже все в порядке с мотивацией к общению, и он пытается общаться, тоже используя мимику, жесты, эмоции – но его попытки это делать становятся все более робкими и неуверенными.
Что толку, когда ты все равно не понимаешь, что тебе отвечают? Мир полон разнообразных шумов, часто очень громких и неприятных (для ребенка с сенсорной алалией множество совершенно обыденных звуков – именно такие, в том числе частота человеческой речи).
Поэтому желание коммуницировать постепенно сменяется потребностью слышать поменьше. Ребенок уходит в себя, закрывает уши руками, пытается перебить звуковой фон отвлекающими движениями, действиями и собственными звуками – он хаотично бегает, качается, бьётся головой, воспроизводит бессвязный речевой поток и, довольно скоро, начинает производить впечатление глубоко умственно отсталого, либо тяжёлого аутиста .
Если сенсорная алалия тяжёлая, а диагноз не поставлен в раннем возрасте – впоследствии только очень высококлассный специалист не поставит на ребенке клеймо. Вытащить первичную алалию из клубка вторичных наслоений чем дальше, тем становится сложнее…
При самой тяжёлой степени поражения речеслухового анализатора ребенок воспринимает человеческую речь просто как шум, не вычленяя даже своего имени и никак не реагируя на речь окружающих. Иногда ребенок понимает отдельные слова, но теряет их смысл во фразе, а иногда – наоборот, воспринимает фразу, опираясь в том числе на интонацию, но не понимает слов по отдельности .
В более лёгких случаях отмечается так называемое ситуативное понимание речи, при котором родителям иногда кажется, что все в относительном порядке.
Ребенок неплохо ориентируется в быту, выполняет простые инструкции. Поставь стакан на стол – говорите вы ему, протягивая этот самый стакан и незаметно для самих себя кивая головой в сторону стола. Ребенок берет стакан и ставит его на стол. Понял ли он вас? Конечно. Понял ли он вашу речь? Не факт. В следующий раз предложите ему съесть стакан, и тогда картинка станет более объективной .
При относительно развившемся понимании речи дети часто теряются при изменении ее темпа, интонации, путают слова, близкие по звучанию, слова с похожей слоговой и звуковой структурой. Иногда дети нуждаются в многократном повторении фразы, для того, чтобы понимание произошло.
Встречаются дети, которые понимают высказывание лишь после того, как сами его проговорят, и часто неоднократно. Часто дети внимательно смотрят в лицо говорящему, читают с губ – включение зрительного анализатора является для них дополнительной опорой. Иногда ребенок понимает только одного человека – мать или педагога… Иногда воспринимает только низкий тембр голоса, или, наоборот, только высокий .
Лёгкая степень сенсорной алалии выдает себя тем, что ребенок неохотно слушает сказки, рассказы, нуждается в разъяснении общеупотребительных слов и выражений, многократном повторении.
И, наверное, стало понятно, какое это сложное и трудноклассифицируемое нарушение – сенсорная алалия…
Моторная алалия
Что такое алалия
Источник
Статья:
Сенсомоторная алалия у детей — грубое нарушение, при котором устная речь значительно затруднена или отсутствует. Причиной дефекта является поражение речевых центров головного мозга, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. В статье мы рассмотрим причины, лечение и прогноз сенсорно-моторной алалии, расскажем, как вести себя родителям ребенка с такой патологией.
Причины болезни
Сенсомоторная алалия развивается вследствие поражений участков головного мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.
Повреждающий фактор может воздействовать в разные периоды развития ребенка:
- Во внутриутробном периоде негативно сказываются инфекционные болезни у женщины, угроза выкидыша, многоводие или маловодие, преждевременное излитие вод, обвитие пуповиной, вредные привычки, прием лекарств, сопутствующие заболевания, авитаминозы;
- Во время родов повышен риск родовых травм, гипоксии, при которых головной мозг испытывает дефицит кислорода или повреждается. Опасны применение щипцов, стремительные роды;
- После родов и первые годы жизни малыша поражение головного мозга может возникнуть в результате травм, энцефалитов и менингитов, тяжелых сопутствующих заболеваний.
Важную роль в развитии сенсомоторной алалии играет отношения с родителями. Доказано, что дети, родители которых относятся отстраненно к своему малышу, игнорируют его потребности в любви, общении, заботе, отстают в развитии от своих сверстников. Это касается и развития речи.
Симптомы сенсомоторной алалии у детей
Клиническая картина характеризуется тяжелым расстройством речи. Если при моторной алалии страдает произношение, сенсорной — понимание речи и его анализ, то при сенсомоторной алалии затрагиваются оба компонента. Нарушение может затрагивать также центр ассоциаций — участок мозга, который контролирует построение фраз и предложений.
Разберемся в этих нарушениях подробнее:
- Расстройство экспрессивной речи выражается в неспособности воспроизводить звуки. При этом нарушений слуха нет, патология органов артикуляции тоже отсутствует. Ребенок произносит первое слово только к 3 – 4 годам. В разговоре он использует звукоподражания, жесты, лепет. Заменяет звуки или пропускает их, бесконтрольно повторяет слова, но не может повторить слова по просьбе, целенаправленно. Использует в основном имена существительные;
- Нарушение импрессивной речи характеризуется непониманием обращенной к нему речи. Хотя ребенок прекрасно слышит звуки, слова, но не может их анализировать и адекватно реагировать. В некоторых случаях отсутствует реакция даже на собственное имя. При этом он бессознательно повторяет слова, слоги, но по просьбе взрослого сделать это не может. Характерна логорея — многословие, но речь нечленораздельная, состоит из отдельных междометий, лепетных слов.
В незнакомой обстановке сенсомоторная алалия становится более выраженной. Например, если дома ребенок реагирует на слова мамы, правильно отвечает на них или реагирует соответственно, то в другом месте он абсолютно ничего не понимает и не реагирует.
Словарный запас ограниченный. Малыш не умеет склонять слова, путает падежи, числа, роды. Страдает грамматика, письменная речь, чтение. Из-за сложности с восприятием речи им сложно усваивать школьный материал.
Такие дети отличаются импульсивностью, неустойчивым эмоциональным фоном. Из-за этого не могут общаться с другими людьми, у них нет друзей. Обычно они держатся обособленно от коллектива. В дальнейшем это приводит к психологическим проблемам.
При сенсомоторной алалии тяжелой степени присоединяются неврологические нарушения и симптомы:
- Трудности с координацией и мелкой моторикой;
- Неуклюжесть;
- Когнитивные расстройства — нарушение памяти, внимания, концентрации;
- Неусидчивость, суетливость или наоборот, заторможенность и замедленность;
- Заикание;
- Энурез;
- Нарушения сна и аппетита.
Степени тяжести
В зависимости от глубины поражения головного мозга признаки сенсомоторной алалии у детей могут быть разной степени выраженности:
- легкая степень характеризуется незначительными нарушениями — изменением последовательности звуков в слове, применением только простых фраз из 2 – 3 слов. Понять, о чем говорит ребенок, можно;
- при сенсомоторной алалии средней тяжести понимание речи крохи затруднено, есть проблемы с произнесением звуков, построением даже простых фраз;
- тяжелая степень сопровождается отсутствием реакции на чужую речь и отсутствием или затруднением собственной речи.
Диагностика сенсомоторной алалии у детей
Диагноз сенсомоторная алалия ставится на основании обследования с участием невролога, логопеда, оториноларинголога, психолога, педиатра. При необходимости назначаются консультации других специалистов. Целью диагностики является выявление точной причины дефекта, исключение других проблем со здоровьем, которые могут сопровождаться речевыми нарушениями: аутизма, тугоухости, психических отклонений.
Для уточнения диагноза и выявления признаков повреждения головного мозга, исключения объемных образований, сосудистых проблем маленького пациента направляют на электроэнцефалографию, допплер сосудов, МРТ или КТ.
Лечение сенсомоторной алалии у детей
Терапия детей с диагнозом сенсомоторная алалия должна быть комплексной, основанной на индивидуальных особенностях болезни у конкретного малыша. Также необходимо соблюдать системность, и регулярно посещать занятия.
Лечение состоит из медицинской, логопедической, психологической помощи.
Медицинская составляющая терапии заключается в назначении лекарственных средств, которые стимулируют мозговой метаболизм, восстанавливают связи между нейронами. Используются ноотропы, поливитамины и другие группы препаратов по необходимости. В курс входят физиотерапевтические методики (лазеротерапия, иглорефлексотерапия, электрофонофорез, электростимуляция, магнитотерапия), массаж.
Коррекционные занятия по развитию речи у ребенка
Основой коррекции речевых нарушений при признаках сенсомоторной алалии у детей является работа с логопедом или дефектологом. Возможны групповые занятия, но на начальном этапе лучше заниматься индивидуально.
Специалист помогает поэтапно:
- на первом этапе обучает правильно воспринимать и воспроизводить звуки и слова;
- второй этап терапии направлен на построение слов и коротких фраз, выработку навыков ведения диалога. Одновременно обогащается набор слов в лексиконе;
- третий этап коррекционных работ заключается в развитии монологовой речи, закреплении грамматики.
Занятия проводятся в игровой форме, с использованием игрушек и картинок. Обычно малыш проходит терапию в амбулаторных условиях. Но в более сложных случаях показана госпитализация в специализированные стационары.
Полезно развивать мелкую моторику. Для этих целей подходят рисование, занятия с конструкторами, мозаикой, лепка, аппликации. Как альтернативные методы используются водолечение (гидромассаж, бассейн, лечебные ванны), лечение с помощью животных (дельфинотерапия, иппотерапия).
С ребенком работает и психолог. Под его контролем малыш учится навыкам коммуникации, контроля эмоционально-волевой сферы.
Прогноз и профилактика
Прогноз зависит от возраста, когда диагностируется сенсомоторная алалия у детей и сроков начала терапии. Если диагноз ставят в дошкольном возрасте, малыш получает адекватное лечение, регулярно занимается с логопедом, психологом, то удается остановить прогрессирование заболевания и научить пациента навыкам общения. Артикуляция нормализуется. В последующем он социализируется, может обучаться в обычной школе.
Очень важно участие родителей в коррекции сенсомоторной алалии и понимание ими сложности ситуации. К сожалению, сами по себе такие нарушения не проходят. Для хорошего результата необходимы терпение, желание и усилия со стороны как родителей, так и малыша. Старайтесь мотивировать кроху, поощряйте, хвалите за успехи. Придерживайтесь рекомендаций вашего логопеда.
Если вы запустите сенсомоторную алалию, то возможно присоединение заикания, задержки умственного развития, нервного тика. Это усугубит и без того сложный прогноз и негативно повлияет на будущую жизнь ребенка.
Профилактика заключается в четком планировании беременности. Будущей маме следует сбалансированно питаться, достаточно отдыхать, регулярно наблюдаться у врача. Во время родов и первые годы жизни крохи следует внимательно следить за его развитием, не допускать травм и своевременно лечить инфекционные и другие заболевания.
Если обнаружите симптомы сенсомоторной алалии, обратитесь к специалистам, чтобы вам провели обследование и выявили причину такого состояния.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник