На ранних этапах развития проблемного ребенка необходимо организовать

Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии

     В последние годы в коррекционной педагогике появилось новое направление – это превентивное коррекционное воздействие. Разработана концепция ранней помощи (РП) детям с отклонениями в развитии (ИКПиП). Суть концепции РП заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция с первых месяцев жизни позволяет скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, предупредить появления вторичных и третичных отклонений и создать условия для достижения ребенком более высокого уровня общего развития.

    Актуальность данной проблемы определяется:

  • Увеличение количества детей новорожденных детей с патологией. Доля здоровых детей снизилась с 50 % до 35 %
  • Интеграционные процессы
  • Необходимость предупреждения вторичных отклонений в развитии
  • Исключение необходимости дорогостоящего специального образования (в результате коррекции в раннем возрасте развитие достигает нормы, или стойкого положительного эффекта)
  • Полноценная интеграция – снижение степени социальной недостаточности детей

      К нарушениям и отклонениям у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание. Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Малыши с ЗПР — это, как правило, дети не от первой, а от повторных беременностей, поздние дети или дети из неполных семей, воспитывающиеся в плохой языковой среде, в двуязычных семьях. И хотя отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, они всегда так или иначе, преломляясь в его биологической природе, воздействуют на психическое развитие, тормозя его в большей или меньшей степени. Существенную роль играет и наследственный фактор.

  Существует модель системы раннего появления и коррекция отклонений в развитии, предложенная институтом коррекционной педагогики и психологии (ИКПиП), которая включает в себя  4 блока: 

  • 1 блок – скрининговое обследование детей 1 г. ж.
  • 2 блок – дифференциальная диагностика (поликлиника, мед-пед центры)
  • 3 блок – медико-психолого-педагогическая коррекция отклонения в развитии;
  • 4 блок – подготовка и переподготовка специалистов для системы ранней помощи

Организация системы ранней помощи

  1. ППМС-центры (центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи);
  2. ПМПК (психолого-медико-педагогическая консультация), ПМПк (психолого-медико- педагогическая комиссия)

Задачи реализации системы ранней помощи (ИКПиП)

  1. Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей
  2. Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка
  3. Обязательное включение родителей в процесс обучения, начиная с первых месяцев жизни
  4. Наличие специального стандарта образования
  5. Более дифференцированное «пошаговое» обучение
  6. Значительно более глубокая, чем в массовом образовании дифференциация и индивидуализация обучения, создание особой организации образовательной среды

Диагностические методики

  1. Методика Гриффитс
  2. Шкалы психомоторного развития А.Гезелла
  3. Скрининг-методика оценки психомоторного развития младенца (А.М. Кузьмин и Л.В. Дайхина, Е.В. Кожевникова)
  4. Методика обследования психомоторного развития младенца (Л.Т. Журба, Е.Н. Мастюкова и Е.Д. Айнгорн)
  5. Методика обследования психомоторного развития младенца О.В. Баженовой
  6. Школа развития младенцев и детей раннего возраста (Н. Бейли)
  7. Методика выявления эмоциональной недостаточности детей младенческого и раннего возраста (Е. Баенская)

Стратегия комплексного подхода к проблеме диагностики

и ранней коррекционной помощи

  1. Скрининговое обследование всех новорожденных в роддомах, с указанием факторов риска в карте развития ребенка
  2. Расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках
  3. Целенаправленное наблюдение за темпом психофизического развития ребенка в группе риска по месту жительства
  4. Создание команды специалистов для выявления характера отклонения
  5. Организация центров детства в целях ранней диагностики и коррекции с опорой на медико-психолого-педагогическую работу и оказание психолого-педагогической поддержки в семье
  6. Раннее начало системной коррекционной работы

На основании этой стратегии разработана система помощи, которая включает 8 этапов в организации помощи:

1 этап – Детальное обследование новорожденных неонотологом, невропатологом, с регистрацией всех параметров в паспорте новорожденного

2 этап – Выявление детей группы риска, подробное изложение диагностических и коррекционных мероприятий в период младенчества (до 1 г. ж.)

3 этап – Дифференциальная диагностика с определением прогноза развития и адекватной коррекционной работой с детьми от 1 г. до 3 лет

4 этап – Выделение ведущих отклонений в развитии ребенка после 3 лет с целью компенсации и подготовки к школьному обучению

5 этап – Собственно-коррекционная работа с целью подбора адекватной формы обучения

6 этап – Выявление детей с трудностями школьной адаптации, корректировка и условия обучения с максимальным учетом индивидуальных особенностей

7 этап – Ранняя профессиональная ориентация

8 этап – Социальная опека подростков с отклонениями в развитии работниками социальных служб

           Основные закономерности нормального психомоторного развития

    Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка отклонения в развитии, важно не только иметь представление об их причинах, но и знать основные закономерности нормального психомоторного развития.

    Первый год жизни имеет важнейшее значение в психическом развитии ребенка. В психомоторном развитии ребенка первого года жизни выделяют несколько периодов, на каждом из которых происходит поступательное усложнение довербальных форм общения, составляющих основу для становления речи и мышления.

    Уже в первый период — период новорожденности (0—1 мес.) наряду с набором врожденных приспособительных реакций, играющих основную роль в жизнедеятельности организма, можно с 3— 4-й недели жизни выявить начальные предпосылки так называемого коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребенку ласковый голос или улыбку начинает возникать ротовое внимание — ребенок замирает, его губы слегка вытягиваются вперед, он как бы «слушает» губами. Вслед за этой реакцией появляется улыбка. Уже в период новорожденности можно отметить, что ребенок быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.

Читайте также:  Сайт центра развития ребенка колосок

    Во втором периоде (1—3 мес.) у ребенка наряду с интенсивным развитием реакций на зрительные и слуховые раздражители более отчетливо проявляются эмоциональные реакции на общение со взрослым: стабилизируется улыбка, а к концу периода появляется смех. К 3 месяцам у ребенка начинает развиваться выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого — «комплекс оживления». Попытка вступить в контакт с ребенком 10—12 недель вызывает у него радостное оживление, повизгивание, вскидывание ручек, перебирание ножками, голосовые реакции. На этом возрастном этапе комплекс оживления возникает при виде как знакомого, так и незнакомого лица. Своевременное появление и хорошая выраженность комплекса оживления свидетельствуют о нормальном психическом развитии ребенка. У детей, которые в дальнейшем демонстрируют выраженные отклонения в психическом развитии, комплекс оживления и другие эмоционально-мимические и голосовые реакции на все окружающие стимулы отсутствуют. Недоразвитие отдельных компонентов комплекса оживления, например движений рук или ног (двустороннее или одностороннее), может указывать на поражение двигательной сферы; слабость или отсутствие голосовых реакций или носовой оттенок голоса характерны для поражения речедвигательной мускулатуры, что в дальнейшем может привести к речевым расстройствам. Отсутствие комплекса оживления или его парадоксальность, например появление страха, крика и других отрицательных эмоций, характерны для детей с эмоциональными нарушениями — ранним детским аутизмом, ранней детской нервностью и другими расстройствами. Поскольку комплекс оживления формируется в тесной взаимосвязи с развитием зрения и слуха, то при дефектах этих анализаторов он может отсутствовать или проявляться в рудиментарной форме. При врожденной слепоте или глухоте и особенно при сочетании этих дефектов комплекс оживления на данном возрастном этапе отсутствует.

      В третьем периоде (3—6 мес.) реакции, входящие в комплекс оживления, все более дифференцируются. Ребенок старше 4 месяцев при приближении к нему взрослого и при попытке вступить с ним в контакт внимательно всматривается в лицо взрослого, широко открывает глаза и рот, притормаживает общие движения. Таким образом у него проявляется ориентировочная реакция, которая в одних случаях переходит в радостное оживление, а в других сменяется страхом и криком. Следует отметить, что реакция страха на этом возрастном этапе появляется не у всех детей. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, а также от условий его воспитания и окружения. Чрезмерная же выраженность реакции страха на этом возрастном этапе характерна для детей с повышенной нервной возбудимостью, ранним детским аутизмом. Она может быть первым признаком врожденной детской нервности, легкой мозговой дисфункции, повышения внутричерепного давления при гидроцефалии. Она также характерна для детей с детским церебральным параличом.

   На следующем этапе развития (6—9 мес.) при общении ребенка со взрослым у него отчетливо проявляется ориентировочная реакция, которая сменяется реакцией радостного оживления на знакомые лица и реакцией страха на незнакомые. В некоторых случаях можно наблюдать, как ориентировочная реакция переходит в познавательный интерес, минуя реакцию страха. Отличительной особенностью психического развития ребенка на этом возрастном этапе является его готовность к совместному со взрослым манипулированию игрушкой. Кроме того, к концу этого этапа у ребенка появляются начальные элементы общения со взрослым с помощью жестов. Он протягивает к взрослому руки, показывая, что хочет на руки, либо тянется руками к далекому предмету, если хочет его получить. Отклонениями от нормального возрастного развития на этом этапе являются: полное безразличие к общению со взрослым (умственная отсталость, выраженная задержка психического развития, аутизм); общий комплекс оживления и подражательная улыбка вместо ориентировочной реакции и игрового манипулирования (задержка психического развития); чрезмерная выраженность и длительность реакции страха, переходящая в реакцию протеста и препятствующая общению (врожденная детская нервность, аутизм, гипервозбудимость).

    Пятый период возрастного развития ребенка первого года жизни (9—12 мес.) характеризуется прежде всего появлением нового типа общения со взрослым, а именно предметно-действенного. Контакт с ребенком устанавливается и поддерживается с помощью ярких предметов и игрушек, которыми ребенок активно манипулирует. При этом он начинает проявлять избирательное отношение к различным предметам, но у него всегда отчетливо выражена реакция на новизну. Характерной особенностью этого этапа развития является то, что активная ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка начинает подавлять реакцию страха на новые раздражители. Комплекс оживления в этом возрасте при нормальном психическом развитии закономерно угасает. Поэтому его выраженность, даже у недоношенного и ослабленного ребенка, является одним из признаков задержки психического развития. К году ребенок понимает и простую обиходную речь. Однако необходимо отметить, что указанные функции развиваются у ребенка не спонтанно, а лишь в процессе специальных занятий. Поэтому они могут отсутствовать при педагогической запущенности. Качественной особенностью этого периода является начало общения ребенка со взрослым при помощи звукосочетаний.

   При нормальном психическом развитии к концу этого этапа наблюдается выраженная дифференцированность сенсорных реакций, которые можно оценить, наблюдая за игровыми действиями ребенка. Он радостно играет в прятки, звонит в колокольчик, привлекая внимание окружающих, играет со своим изображением в зеркале, ищет спрятанный предмет, предпочитает пользоваться звучащими игрушками, начинает применять предметы по их назначению — пить из чашки, есть ложкой и т. п.

Читайте также:  Читать методическое пособие по развитию ребенка

Источник

Демографическая ситуация в настоящее время характеризуется низкой рождаемостью, высокими цифрами младенческой смертности и заболеваемости детей, падением естественного прироста населения. Учитывая экономические трудности сегодняшнего времени, самым приемлемым и самым эффективным путем снижения числа детей с нарушениями в развитии и повышения их социальной адаптации была бы организация ранней специализированной помощи. Исследования в области специальной психологии, педагогики доказали, что раннее начало целенаправленной коррекционной работы способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей отклонений. Максимально раннее коррекционное воздействие обусловлено прежде всего анатомо-физиологическими особенностями ребенка. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент здоровья человека. В этом возрасте отмечается становление всех морфологических и функциональных систем организма, происходят первые социальные контакты. Дети раннего возраста являются наиболее чувствительным колнтингентом населения. Кроме того, ранняя комплексная коррекционная помощь способствует предупреждению и профилактике вторичных отклонений в развитии, что, в свою очередь, положительным образом сказывается на становлении личностных качеств ребенка, формировании основ адекватного поведения и социализации. Установление единства психологических закономерностей развития ребенка в норме и патологии позволили Л. С. Выготскому обосновать общую теорию развития личности аномального ребенка. Одним из важнейших достижений Л. С. Выготского является анализ соотношения процессов развития и обучения в детском возрасте, как в норме, так и при патологии, в раскрытии сложных динамических соотношений между ними, в доказательстве ведущей, стимулирующей роли обучения.

Учение выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского о компенсаторных возможностях человеческого (в частности, детского) организма, о сложной структуре дефекта, о динамическом взаимодействии биологического и социального в нем, о зонах актуального и ближайшего развития и другие положения легли в основу организации специализированной помощи детям с отклонениями в развитии. Большую роль в поиске эффективных решений проблемы раннего (от нескольких дней жизни до трех лет) возраста, выявления и специальной помощи сыграло переосмысление на современном уровне положений Л. С. Выготского о социальности развития младенцев и об их отношениях со взрослыми, об использовании сензитивного периода для предупреждения социально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии (2).

Значительный вклад в создание системы абилитации (первоначального формирования) внесли зарубежные научные исследования по проблемам:

социально-эмоционального развития младенцев; влияния раннего эмоционального опыта ребенка на его дальнейшее развитие (Р. Болби, Д. Винникотт, М. Айнсворт и др.);

взаимодействия матери и младенца с оценкой их социального поведения (Ф. Фогель, Д. Н. Штерн и др.);

развитие младенцев у матери с психическими расстройствами и из группы социального риска – страдающими алкоголизмом, наркоманией, несовершеннолетних матерей, одиноких женщин с низким прожиточным уровнем (Т.М. Филд, Л. Беквит и др.).

Следовательно, обозначилась теоретическая основа, которую представляет большое количество исследований, посвященных различным аспектам поведения, физиологии и психического развития младенцев и детей раннего возраста, и которую .существенным образом пополнили работы отечественных специалистов (Мастюкова Е. М., Разенкова Ю. А. и др.).

Проведенные научные исследования зарубежных и отечественных ученых в области медицины, специальной психологии и педагогики убедительно доказали эффективность комплексной коррекционной помощи на самых ранних этапах развития проблемных детей. Уникальность этого возраста заключается в его особой чувствительности – сензитивности в формировании большинства специфически человеческих качеств и способностей. Практическое воплощение идеи создания системы ранней коррекционной помощи начинается с определения объекта воздействия. По мнению большинства специалистов, такая работа должна проводиться не только с детьми, имеющими определенные дефекты развития, но и при риске возникновения нарушений социальной адаптации в будущем. Главным инструментом выявления детей, нуждающихся в комплексной междисциплинарной помощи, должна стать система массового скрининга. При патологии развития на основе комплексного обследования необходимо оказание помощи совместными усилиями врачей, психологов, дефектологов, массажистов, диетологов, инструкторов по лечебной физкультуре и других специалистов. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить реализацию абилитационных мероприятий, а также обеспечить возможность некоторой части детей с ограниченными возможностями обучения в общеобразовательной школе. Существенный вклад работа с детьми раннего возраста вносит в коррекцию семейной ситуации.

Скрининг факторов риска проводится при первичном обращении родителей в генетическую или женскую консультацию. В период беременности при тщательном контроле за развитием плода в случае неблагоприятного течения будущей матери могут проводить предупредительное лечение. Также проводится выбор правильной техники ведения родов. В первые часы после рождения у ребенка обследуют состояние его органов, ткани, нервной системы. Все эти мероприятия от мониторинга состояния беременной женщины до выхаживания ребенка с нарушениями в развитии обеспечивают комплексный подход в проведении медицинского аспекта абилитации. В последние годы особую актуальность приобретает проблема отрицательного воздействия на нервно-психическое развитие детей алкоголизм и наркомания родителей. Являясь социальным злом, они приводят в действие чисто биологические механизмы. Вызывая тяжелые повреждения соматического здоровья и генетического аппарата будущих родителей, алкоголь и наркотики могут воздействовать на развитие и дифференцировку нервной системы в период грудного вскармливания, а затем как чисто социальные факторы – в процессе воспитания маленького человека. Следует заметить, что научно-технический прогресс способствует появлению целого ряда новых химических, радиационных воздействий, которые по-разному влияют на организм матери иребенка. Механизм действия негативных экологических факторов связан с развитием врожденных уродств и других генетических и токсических повреждений.

Читайте также:  Развитие ребенка логические задачи для дошкольников

Программа медицинской абилитации тесно связана с программой психолого-педагогической абилитации детей раннего возраста и в своей реализации учитывает вредоносные факторы развития ребенка: болезни матери, патологию беременности, патологию родов, появление всех первых признаков аномального развития. Весь этот анамнез должен быть собран тщательнейшим образом. Абилитационные мероприятия желательно проводить в домашних условиях в тесном контакте с матерью. В организации профилактических мер и лечебного ухода за ребенком большую роль играет семья и семейная обстановка. Следует иметь в виду, что абилитация ребенка должна носить комплексный характер. В ее реализации должны быть задействованы, как уже было замечено, многие специалисты: врач-педиатр, методист по лечебной гимнастике, логопед, психолог, социальный работник (педагог), которые обучают мать специальным коррекционным приемам выработки возрастных навыков у проблемного ребенка, вносят коррективы в предложенные упражнения.

При каждом дошкольном образовательном учреждении может быть организована группа кратковременного пребывания, где будет оказываться комплексная помощь ребенку раннего возраста с отклонениями в развитии, а также квалифицированная помощь его родителям.

Ранняя коррекция включает:

скрининг-диагностику всех новорожденных с указанием фактора риска в карте развития ребенка;

расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках;

целенаправленное наблюдение педиатром за темпом психофизического развития ребенка из группы риска по месту его жительства;

оказание психолого-педагогической помощи родителям, имеющих детей с отклонением в развитии;

раннее начало систематической коррекционной работы.

Ранняя коррекционная работа решает основные задачи:

Развития, характерных для данного возраста психологических новообразований и ведущих видов деятельности (развитие общения, предметно-игровых действий, самостоятельности в быту, развитие восприятия и наглядно-действенного мышления, развития речи и т.д.);

создание условий для коррекции как общих, так и специфических отклонений в развитии (совершенствовать и развивать общие движения, ручную и мелкую моторику, способствовать социальному развитию, формировать предметную и предметно-игровую деятельность и т. д.).

Если ребенок младенческого возраста, то взрослый должен направлять свои усилия на удовлетворение потребностей ребенка в движениях, эмоциональном насыщении, в знакомстве с новыми предметами. Коррекционная работа с детьми младенческого возраста заключается также в обеспечении функций руки и сенсорно-двигательных координаций в процессе манипулирования, в развитии подражания и эмоционально-делового общения, в активизации лепета.

С наступлением раннего возраста, что связано с изменением ведущих мотивов и ведущей деятельности, взрослый создает условия для развития у ребенка познавательной активности, направленной на исследование свойств объектов и их функциональной назначенности (Что можно с ним сделать? В чем его значение?). Решающее значение имеет совместная предметно-игровая деятельность, которая является предпосылкой успешного развития высших психических функций: восприятия, речи, мышления, памяти, эмоций, мотивации; обогащается сенсорный опыт. Значимым компонентом содержания взаимодействия на данном этапе детства является удовлетворение потребности ребенка в признании его достижений, что способствует формированию у него образа «Я» и «Я-сознание».

Абилитационную программу помощи следует вести в следующих направлениях: диагностическое, коррекционно-воспитательное. В диагностическом направлении ведущим является медико-психолого-педагогическое изучение ребенка в целях, с одной стороны, уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательной работы, с другой, – разработки индивидуальной программы развития ребенка с постоянной корректировкой программы. Следующее направление – коррекционно-воспитательное должно быть направлено на исправление и развитие компенсаторых механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а также на предупреждение вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, формирование всех видов деятельности, характерных для данных возрастных этапов, поведения и личностных ориентиров. Коррекционно-воспитательное направление решает также задачи социализации, максимального уровня самореализации, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении. Коррекционные занятия ведут дефектологи, социальные работники, логопеды и носят как групповой, так и индивидуальный характер. Коррекционно-воспитательная работа проводится с психологическим сопровождением, для чего необходимо организовать комнату психологической разгрузки. Коррекционно-воспитательная работа проводится также в тесном контакте с медицинской абилитацией, которая включает медикаментозную терапию, физиолечение, электро-, свето-, лазеро-, магнитотерапию, водолечение, природотерапию, жемчужные ванны, массаж, диетотерапию, фитолечение, лечебную гимнастику. Регулярный врачебный контроль позволит вносить своевременные корректировки в программу индивидуального развития ребенка. Большое внимание должно уделяться развитию двигательных навыков малышей посредством мягких модулей: матов, горок-скаток, бревен, максимально использовать коррекционные игры с гигантскими мячами, мячами-модулями, сухие бассейны. Можно использовать также ходунки, качели, напольные манежи.

Отмечая ключевую позицию медицинских работников в профилактике детской инвалидности и предотвращения рождения ребенка с нарушениями в развитии, особенно на этапе раннего распознавания, комплексной диагностики и организации полноценного выхаживания младенцев с врожденными дефектами и относящихся к группе повышенного риска, следует обозначить главную роль педагогов-дефектологов, в частности, логопедов в системе абилитации.

Вопросы и задания:

1.Чем вызвана необходимость оказания ранней коррекционной помощи?

2.Почему работу по оказанию ранней помощи должна быть ориентирована на интердисциплинарный подход?

Дополнительная литература:

1.Кожевникова Е. В., Мухамедрахимов В. Ж., Чистович Л. А. Санкт-Петербургская программа «Абилитация младенцев» – первая в России программа раннего вмешательства // Педиатрия. – 1995. – №4.

2.Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. – 1994. – №1.

3.Разенкова Ю. А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка: Методические рекомендации // Дефектология. – 1998. – №2.

4.Разенкова Ю. А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка: Методические рекомендации // Дефектология. – 1998. – №3.

Источник