На процесс целостного развития ребенка влияют

Овсенев Р.Р.

Формирование целостной личности ребёнка

        В современных условиях необходимо максимальное внимание уделять воспитанию человека. Бесспорно, что формирование личности начинается с раннего детства, и роль семьи имеет одно из самых главных значений. Но и роль школы огромна.

        Для формирования целостной личности необходим симбиоз семья – школа – ребёнок. Срединное расположение учебного заведения неслучайно. Оно берёт на себя ответственность развивать всё то лучшее, что даёт ребёнку семья, корректировать отклоняющиеся модели воспитания, а так же формировать познавательные сферы личности, социально значимые качества и нравственность.

        Конечно, в рамках одного класса и за счёт работы одного педагога сделать это невозможно, необходима единая воспитательная система учебного заведения, где учитель, классный руководитель являются неотъемлемыми её элементами. В гимназии такая система есть. Так средняя школа является правопреемницей начальной, развивая и совершенствуя в личности всё то положительное, что было заложено в первые годы обучения.

        В своей работе я стараюсь сочетать воспитательные методы классного руководителя и учителя-предметника. Говоря о познавательной сфере личности, мною ведётся работа по вовлечению ребят участвовать в различных конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах. Зачастую приходится убеждать, опираясь на значимость данного участия для самого учащегося. Результат даёт о себе знать. Успешность ученика толкает его продолжение подобной деятельности, мотивирует. Походы в театры, экскурсии так же формируют потребности в расширении собственных знаний, поэтому обсуждение увиденного должно, на мой взгляд, стать традицией на классных часах. То есть, проявляется система урок – внеурочная деятельность – классный час.

        Бесспорно, очень остро сегодня стоит проблема нравственности. И здесь необходимо стремиться следовать принципам государственной политики: формирование правового сознания (начиная со знания Устава гимназии, до собственных прав и законов государства) и воспитания толерантности. Значительную роль в этом оказывают уроки обществознания и тематические классные часы, например по правам ребёнка, проведённый социальным педагогом Кожевниковой А.А. (воспринят детьми очень позитивно)

        Толерантность – понятие, которое не сходит с экранов телевизоров, звучит по радио, прописано в печатных изданиях. Уважительное отношение к представителям других национальностей, умение слышать и слушать мнение других людей формируется в совместных беседах, диспутах, круглых столах. И здесь огромную роль играет патриотическое воспитание: понятия чести, преданности, мужества.

        Злободневно стоят вопросы межличностного отношения и ответственности человека перед самим собой и окружающими. И здесь так же необходимо вырабатывать определённые подходы к учащимся. В рамках новых ФГОСов, учащемуся необходимо больше предоставлять свободы деятельности. Учитель выступает как координатор, который направляет и корректирует деятельность ребят. При этом, необходимо подчёркивать важность совершаемых дел и поступков и ответственности за них. На мой взгляд, интересные, с практической точки зрения, советы по общению предлагает Ю.Б. Гиппенрейтер. Дружеское общение на позициях старшего товарища способствует развитию гармонично развитой личности.

        Подводя итог, необходимо отметить следующее: для формирования личности гимназиста среднего звена обучения необходимы единая система воспитания в учебном заведении, преемственность с начальной школой, поощрения на активную познавательную деятельность и грамотно построенная форма диалога с учащимися.

Источник

Вопрос влияния различных видов двигательной активности на психическое развитие человека давно привлекал внимание и изучался учеными с целью целостного познания человека в единстве физического и умственного развития.

Физиолог И.М. Сеченов связывал двигательные функции человека с функциями высших отделов центральной нервной системы. Он отмечал: «…Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».

Биолог и педагог П.Ф.Лесгафт в психологических исследованиях доказал, что в процессе освоения физических упражнений ребенок учится не только управлять движениями, но и также учится анализировать возникающие ощущения и впечатления. Ученый рассматривал физические упражнения не только как средство физического, но и интеллектуального и нравственного развития человека. Физическое и психическое развитие взаимосвязаны между собой в общем процессе развития личности с самого периода рождения ребенка.

Современные психологические исследования также отмечают, что разнообразные двигательные упражнения обеспечивают единство физического и умственного развития ребенка (Голощекина МП., Валлон А., Агеевец В.У., Венгер JI.A., Карпов Ю.В., и др.).

В современной детской психологии используется такое понятие, как психомоторика, поясняющее как «объективизация всех форм психического отражения определяемыми ими движениями». Т.е. под психомоторикой понимается реализация психической деятельности через двигательную активность, что является особенностью развития ребенка в дошкольный период жизни.

Согласно данным науки психофизиологии двигательная активность с раннего возраста идет в параллели с развитием высших психических функций человека.

Движение является высокоэффективным возбудителем внимания, двигательными компонентами которого являются глазодвигательная активность. При осуществлении простейших действий с помощью зрения, осязания и других анализаторов ребенок вынужден учитывать характеристики используемых предметов (размер, форму, местоположение), ориентируя на них свои действия и регулируя свои мышечные усилия.

В то же время сенсорные системы, в первую очередь, зрение, оказывают значительное влияние на развитие двигательной сферы ребенка. Навыки сосредоточение глаз на предмете и слежение за движущимися предметами развиваются раньше двигательной активности по направлению к этим объектам. Дальнейшее же развитие двигательной сферы происходит с участие и контролем сенсорных систем. Осуществление двигательных функций является основой для развития представлений ребенка о времени и пространстве. Например, М.М. Кольцова отмечает, что представление порядка может возникнуть только на основании понимания последовательности действий, совершаемых ребенком.

В процессе онтогенетического развития головного мозга человека происходит усиление межполушарного взаимодействия, которое обусловлено ускорением процесса миелинизации нервных волокон мозолистого тела. У маленьких детей этому процессу содействует бимануальная координация, т.е. целенаправленные и сочетаемые движения двумя руками. А такое двигательное движение, как ползание, помимо стимуляции моторных зон коры головного мозга, также способствует улучшению межполушарного взаимодействия. Согласованные движения перекрестных рук и ног (левая рука – правая нога), регулируемые противоположными полушариями мозга, способствуют развитию ассоциативных связей и создают условия для большего раскрытия потенциала мозга. При освоении данного движения у ребенка появляется потребность использовать одновременно оба глаза, и он начинает их сводить.

Ползание ребенка позволяет также развивать и тактильную чувствительность. Благодаря информации от проприорецепторов, которые сообщают о расположении частей тела человека относительно друг друга, у ребенка создается пространственное представление о своем теле, получившее название схемы тела. Именно на этапе ползания закладывается навык ориентации в пространстве, и формируются предпосылки для овладения грамматикой родного языка.

Клинический психолог Е.С. Лебедева отмечает, что при недостаточно развитой координации движений, работы каждого полушария и межполушарного взаимодействия, у ребенка в школе возможны проблемы при письме: он пишет буквы в зеркальном отражении, имеет плохой подчерк и гряз в тетрадках. Таким образом, если пропустить данный этап физического развития, также будет пропущен важный этап развития мозга человека.

Проведенные исследования О.В.Фроловой на тему становления движений у нормальных детей и детей с аномальным развитием доказывают важность условий, в которых растет и развивает двигательную активность ребенок. Важными факторами для становления произвольных движений в дошкольном возрасте является игра и словесное сопровождение движения. Только в процессе игры движение может стать полноценным, а слово помогает упорядочить, сконструировать и организовать само движение. Авторы делают вывод о том, что для детей с аномальным развитием движение ведет за собой значительное расширение их возможностей, а также возникновение и развитие игры.

Психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец считают, что личность развивается в процессе деятельности, а для ребенка ведущей деятельностью является игра. Игровая деятельность выражается в таких движениях, как манипуляция игрушками, во взаимодействии с окружающими взрослыми, детьми и предметами. Чем разнообразнее выполняемое движение, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет процесс психического развития ребенка.

М.М.Кольцова, Е.А. Аркин и другие отмечают тесную взаимосвязь между двигательной и эмоциональной сферами, подчеркивая, что вызываемые движениями ощущения являются для ребенка ценными. Каждое исполненное движение, связанное с вставанием, ползанием, ходьбой и другие, вызывает у ребенка яркие эмоциональные реакции. В связи с эти потребность ребенка в двигательной активности рассматривается в качестве одной из основных и жизненно важных потребностей. При отсутствии необходимых условий для развития двигательной сферы у ребенка возникает эмоциональная вялость. М.М. Кольцова отмечает, что дефицит движения провоцирует формирование стереотипных движений (например, сосание пальцев, раскачивание тела вперед назад), которые в короткий промежуток времени становятся автоматическими, и которые сложно поддаются корректировке.

На развитие центральной нервной системы оказывают влияние афферентные импульсы от проприорецепторов, которые возникают при сокращении скелетных мышц. Например, на формирование моторной речи оказывают влияние движения пальцев рук: голосовые реакции детей 10-13 месяцев развиваются более совершенно при тренировке конкретных движений. При этом влияние проприоцептивных импульсов с мышц рук на созревание коры больших полушарий существенно только в детском возрасте, т.к. именно в данный период идет формирование речевой моторной зоны мозга.

В течение первых лет жизни ребенка формируется как понимание речи окружающих людей, так и собственная активная речь. При этом учеными, изучающими деятельность мозга и психику детей, выявлена взаимосвязь между развитием движения рук и речи.

В.А. Гиляровский отмечал, что запоздалое развитие речи в большинстве случаев имеется при частичном недоразвитии моторики. А.В. Запорожец и др. ученые указывали, что произвольные движения формируются у ребенка при участии речи. Е.М. Мастюкова выявила корреляционную зависимость между динамикой развития моторики и речи у детей с церебральной патологией на всех этапах развития детей. По результатам электрофизиологическое исследование Т.П. Хризманом и М.И. Звонаревой было выявлено, что при выполнении ребенком ритмических движений пальцами значительно усиливается согласованная деятельность височных и лобных отделов мозга.

Исследования М.М.Кольцовой доказали, что пальцы рук имеют свое представительство в коре больших полушарий мозга человека. Она отмечает, что речевая реакция напрямую зависит от тренированности пальцев. Эти данные также подтверждаются закономерностями, обнаруженными американским ученым В.Пенфилдом: каждый участок двигательной коры связан с определенной частью тела, и области двигательной коры больше по площади у тех частей тела, которые выполняют более разнообразные функции. В его Карте двигательных и сенсорных зон коры головного мозга человека видно, что наиболее обширными являются зоны, управляющие мышцами кисти рук и мимическими мышцами.

В случае же функциональных или органических нарушений в отделах речевого аппарата возникают различные трудности в моторной деятельности, которые в дошкольном периоде препятствуют процессу обучения речи, а в дальнейшем приводят к различным ее расстройствам.

Таким образом, рассмотрев вопрос влияния двигательной активности человека на развитие высших психических функций, можно сделать следующие выводы.

Многие исследования и мнения ученых подтверждают единство физического и умственного развития на базе формирования двигательной активности с раннего возраста. Выше было рассмотрено, каким образом двигательные функции ребенка обеспечивают формирование различных видов восприятия. Важным моментом является своевременное освоение такого двигательного акта, как ползание, поскольку оно стимулирует развитие моторных зон коры головного мозга и способствует улучшению межполушарного взаимодействия. Это, в свою очередь, закладывает навык ориентации в пространстве, и формируются предпосылки для овладения грамматикой родного языка. Было также отмечено, что чем разнообразнее выполняемое движение, тем больше информации поступает в мозг, и тем интенсивнее идет процесс психического развития ребенка.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что двигательная активность является одним их существенных факторов, оказывающих влияние на развитие высших психических функций ребенка.

Психолог Зульфия Габдрахманова

(с) Габдрахманова З. Ш.

Источник

Наша профессия – «воспитатель», мне кажется, это самая интересная, увлекательная, хотя и иногда неблагодарная работа в мире. Потому что, приходя каждый день на работу, мы вместе с детьми окунаемся в забытый мир детства, сами превращаемся в детей и начинаем познавать мир заново, глазами наших воспитанников. Принимая в группу детей, мы знакомимся с маленькой личностью,  в ней уже есть и свое мнение, свои взгляды, убеждения и свои интересы.

Личность это-человек, и в ней воплощается все то, что заложено природой и все то, что мы приобретаем в процессе жизни. В каждом ребенке уже заложены познавательные интересы, эмоциональные интересы, потребности, какие то переживания, суждения, поступки и действия. Сразу возникает от сюда вопрос, а можем ли мы , воспитатели, как то воздействовать на процесс формирования личности, который осуществляется во многом независимо от нас? Формирование личности – это сложный процесс, в него входит и анатомо-физиологические, психические, социальные условия, фактор наследственности. Это отношение к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. На формирование личности влияют  – воспитание, социальная среда и наследственные задатки, и они начинают  играть существенную роль в жизни. Дети наследуют от родителей анатомическое строение, обмен веществ, тип нервной системы и т.д.

 У каждого ребенка есть приспособленность к определенному виду деятельности, чем к другой. Например, у меня в группе был мальчик, который очень любил рисовать. Когда с детьми мы рисовали, то он прорисовывал такие детали, которые многие дети не видели. Если мы рисовали какой то предмет, то он обязательно добавлял к нему еще ряд предметов, которые относились бы к этому предмету. Рисовал все очень аккуратно, прорисовывал все до мельчайших подробностей. Об этих способностях мы говорили маме, и она по его согласию отдала его в художественную школу, где в дальнейшем его работы на выставках занимали высокие места. Этих способностей в роду ни у кого не было, мама с трудом рисовала в школе. Зато он не любил математику, развитие речи. На этих занятиях ему было совсем не интересно. Но нашей задачей в детском саду является – всестороннее развитие личности по всем образовательным областям – познавательное развитие, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие и т.д.

Развитие личности ребенка идет через собственную деятельность ребенка по освоению действительности. Поэтому воспитание предполагает организацию жизни и деятельности детей. В процессе игровой, познавательной, предметной, учебно-воспитательной, трудовой, спортивной, художественной и других видов деятельности, на основе общения со сверстниками, с взрослыми людьми ребенок постепенно переходит к самостоятельной деятельности, к творческой активности, самовоспитанию. Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, и на этой основе у детей начинают формироваться разнообразные способности и свойства личности. На каждом уровне своего развития ребенок занимает определенное место в системе доступных ему общественных отношений, начинает выполнять определенные функции, обязанности. Овладевая необходимыми для их выполнения знаниями, нормами поведения ребенок формируется как личность. Через отношения со сверстниками, со взрослыми ребенок начинает становиться личностью.

Я хочу привести пример, как я представляю себе целостный подход к формированию личности ребенка на примере рисования. Например, мы с детьми учимся рисовать дерево. Мы перед этим проводим с детьми ряд бесед – о деревьях ( какие бывают деревья, о разнообразии стволов, цвета, размера и формы листьев и т.д.). Где могут расти деревья, кто за ними ухаживает, какие плоды дают деревья, что надо для их роста. Мы уже в этот момент развиваем в детях познавательную активность, любознательность, дети получают определенные знания о природе, развиваем речь, память. Если мы рассказываем об уходе за ними, как ухаживают люди за ними весной (белим деревья), зимой на прогулке обсыпаем корни деревьев и т.д. Во время прогулок говорим, что нельзя ломать веточки, рвать листочки. В этот момент мы стараемся рассказать детям  о бережном отношении ко всему живому, к чувству прекрасному (когда рассматриваем иллюстрации художников, как они изображают красоту деревьев), привлекаем детей к охране деревьев, растений, т.е. создаем широкие возможности для активного общения с природой, которое оказывает всестороннее воздействие на развитие детей. Во время рисования мы учим детей сидеть правильно, держать карандаш, правильному нажиму и т.д. Отводится определенное время для занятия , что мало того является хорошей подготовкой к школе, и к тому же к ответственности, усидчивости, к правилам поведения, установленным нормам.

Рисуем березу и ель – дети сравнивают, обобщают,  систематизируют, мы можем посчитать сколько деревьев уместилось на листе альбомном – математические способности. мышление. Во время рисования дети помогают друг другу, могут посоветовать, предложить краску, если у соседа по парте она закончилась, поделиться цветными карандашами – все это развивает в детях сопереживание, чувство доброты, оказание помощи. Так же мы читаем детям ряд произведений художественных о природе, деревьях, стихотворения о деревьях зимой, например С.Есенина, обсуждаем с детьми , как автор описывает красоту природы, «образы березок, что сначала стояли они голые, с черными ветками, а потом снег, мороз соткали для них волшебный зимний наряд». Этим самым мы воспитываем в детях художественный вкус, виденье прекрасного, любовь к художественной литературе, к искусству. В подготовительной группе мы подводим итог работы. Рассматриваем работы друг друга, обсуждаем. Что получилось, у кого лучше, кому надо еще потренироваться – это тоже в будущем  детям пригодится, потому что не всегда в жизни получается все то что мы задумываем. Если мы начали рисовать, то обязательно должны закончить начатое дело, подождать остальных, убираем свое рабочее место. Это воспитывает в детях чувство ответственности, усидчивости, умение сосредотачиваться, а так же воспитывает в детях желание трудиться, помогать друг другу. Может я не права, но мне кажется, что все, что перечислено, в целом помогает в детях формировать личность .А целостный подход и заключается в том, что мы в детях воспитываем не одно какое то качество , мы воспитываем или начинаем воспитывать в детях все то из чего формируется личность – это отношение к близким, родным, к окружающему миру, адаптируем к условиям жизни, жизни в социуме, в обществе, в потребностях в общении, принятии норм  и правилам жизни, к образу поведения, даем им определенные умения и навыки, которые в дальнейшем пригодятся им в жизни, отношение к труду, выражении своих мыслей и т.д. Потому что личность соединяет в себе познавательные интересы, эмоциональные, волевые процессы, потребности и т.д., и зависит она от сложившихся условий жизни и воспитания в семье , а так же от того как мы , воспитатели построим свой процесс воспитания и обучения. Но так же большую роль в формировании личности играет семья. И, мне кажется, она должна играть самую важную роль. Именно в семье у детей формируется основные черты характера, его привычки. И каким будет ребенок, зависит от отношений в семье между ее членами. Не бывает семей без проблем, без трудностей, сейчас практически все семьи неполные, бывают родители «выходного дня». И поэтому, чтобы вырастить полноценную личность в ребенке мы должны действовать как союзники (воспитатели и родители).В семье дети начинают уважать старших, заботится о больных, оказывать посильную помощь близким. В общении с родителями у детей формируются чувство долга, взаимопомощи.

Участниками воспитательного процесса являются – дети, воспитатели и родители. Поэтому очень важно, как складываются отношения между ними. Мы постоянно проводим родительские собрания. На этих собраниях мы затрагиваем самые интересные темы для родителей. Часто собрания проходят в виде круглых столов. Важно представлять коллектив как единое целое, как большое целое, как большую семью. Собрания помогают узнать  больше детей, общаясь с родителями, увидеть детей в разных ситуациях, то есть вся информация поможет нам воспитателям понять больше индивидуальные особенности детей, развивать способности детей. Все эти встречи, консультации очень важны, взаимное доверие, воспитатель советует, размышляем вместе с родителем, как поступить в той или иной ситуации, договариваемся о совместных действиях.

Поэтому, я считаю, что в формировании личности детей важную роль играет и  семья. И если мы вместе с родителями будем работать рука об руку, то вместе мы вырастим детей, которыми мы будем гордиться в будущем.

Автор: 
Сидорко В.Ю.

Источник