На какие бы вопросы бы хотели получить бы ответ по воспитанию и развитию ребенка

Ольга Камартдинова
Консультации для родителей по воспитанию детей дошкольного возраста

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Детский сад проводит опрос с целью помочь Вам в воспитании детей. Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации.

1. Как Вы оцениваете вклад детского сада в воспитание вашего ребенка?

2. Как Вы оцениваете степень своего участия в работе группы,которую посещает ребенок:

– высоко;

– низко;

– удовлетворительно;

– не задумывались;

– затрудняюсь ответить.

3. Кому, по Вашему мнению, принадлежит ведущая роль в воспитании детей:

– семье;

– детскому саду;

– семье и детскому саду.

4. С какими вопросами Вы чаще всего обращаетесь к воспитателю:

– выяснить какое-либо недоразумение (обида ребенка, беспорядок в его шкафчике, поломка игрушки и др.);

– аппетит, сон ребенка в детском саду;

настроение и поведение ребенка в детском саду;

– успехи ребенка на занятиях;

– спросить совета по вопросам воспитания ребенка в семье; поделиться своими успехами в воспитании ребенка в семье.

5. С какими вопросами к Вам чаще всего обращается воспитатель:

– ребенок плохо вел себя в детском саду;

– ребенок плохо (хорошо) ел, спал;

– ребенок плохо (хорошо) занимался, не умеет (умеет) что-либо делать;

– успехи ребенка на занятиях;

просьба оказать помощь детскому саду;

– посоветовать, как лучше воспитывать ребенка в семье;

– спросить, помогли ли его советы в воспитании ребенка

6. Часто ли Вы обращаетесь к воспитателю за советом в воспитании ребенка:

– часто;

– не очень;

– редко.

7. По каким проблемам воспитания Вашего ребенка Вы хотели бы получить помощь со стороны специалиста?

8. Какие формы работы детского сада с родителямиВы считаете наиболее эффективными:

– посещение воспитателем ребенка на дому;

родительские собрания;

– посещение родителями занятий в детском саду с их последующим обсуждением;

– совместные праздники и развлечения;

– индивидуальные беседы и консультации со специалистами;

– другие формы.

Спасибо! Успехов Вам в воспитании Вашего малыша!

Советы для родителей

У мам,часто возникали вопросы: “Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Как избегать конфликтов? Однажды мне в руки попала удивительная книга профессора МГУ, известного ученого талантливого педагога Юлии Борисовны Гиппенрейтер “Общаться с ребенком. Как?” С тех пор она стала моей настольной книгой. И сегодня мне хотелось бы познакомить вас с некоторыми позициями грамотного выстраивания отношений с детьми, которые, надеюсь, помогут вам в жизни.

Правила безусловного принятия

• Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, ноне ребенком в целом.

• Можно осуждать его действия, но не чувства, какими бы “непозволительными” они не были. Раз они возникли, значит, для этого есть основания.

• Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.

Правила ведения беседы по способу “активного слушания”

(Активно слушать ребенка – значит возвращать ему в беседе та что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.)

• Если вы хотите выслушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом.

• Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.

• Ваша поза – первый и самый сильный сигнал о том, насколько вы готовы его слушать и услышать,

• Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме, (Фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствии.)

• Очень важно в беседе “держать паузу” после каждой вашей реплики. Это помогает ребенку разобраться в своем переживании.

• В вашем ответе также иногда полезно повторить, что случилось с ребенком (как вы это поняли, а потом обозначить

Памятка для родителей

по безопасности детей в летний (отпускной) период

Уважаемые родители, понятно, что ежедневные хлопоты отвлекают вас, но не забывайте, что вашим детям нужна помощь и внимание, особенно в летний период.

Во- первых: ежедневно напоминайте своему ребёнку о правилах дорожного движения. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице во дворе, по дороге в детский сад. Находясь с малышом на улице полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти проезжую часть, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что они нарушают правила, рискуя попасть под движущиеся транспортные средства. Помните, что ваш ребёнок должен усвоить:

• без взрослых на дорогу выходить нельзя, идешь со взрослым за руку, не вырывайся, не сходи с тротуара;

• ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара;

• переходить дорогу можно только по пешеходному тротуару на зеленый сигнал светофора, убедившись, что все автомобили остановились;

• проезжая часть предназначена только для транспортных средств;

• движение транспорта на дороге регулируется сигналами светофора;

• в общественном транспорте не высовываться из окон, не выставлять руки и какие-либо предметы.

Во –вторых: при выезде на природу имейте в виду, что

• при проведении купания детей во время походов, прогулок и экскурсий в летнее время выбирается тихое, неглубокое место с пологим и чистым от коряг, водорослей и ила дном;

детей к водоемам без присмотра со стороны взрослых допускать нельзя;

• за купающимся ребёнком должно вестись непрерывное наблюдение;

• во время купания запретить спрыгивание детей в воду и ныряние с перил ограждения или с берега;

• решительно пресекать шалости детей на воде.

В- третьих: постоянно напоминайте вашему ребёнку о правилах безопасности на улице и дома:

Ежедневно повторяйте ребёнку:

– Не уходи далеко от своего дома, двора.

– Не бери ничего у незнакомых людей на улице. Сразу отходи в сторону.

– Не гуляй до темноты.

– Обходи компании незнакомых подростков.

– Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.

– Не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт. Здесь стоит отметить, что иногда преступления совершаются знакомыми людьми (например, какой-нибудь сосед, добрый, улыбчивый и тихий дядя Ваня на деле может оказаться маньяком).

– Не открывай дверь людям, которых не знаешь.

– Не садись в чужую машину.

– На все предложения незнакомых отвечай: “Нет!” и немедленно уходи от них туда, где есть люди.

– Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде.

– В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, кричи, вырывайся, убегай.

Уважаемые родители, помните и о правилах безопасности вашего ребёнка дома:

– не оставляйте без присмотра включенные электроприборы;

– не оставляйте ребёнка одного в квартире;

– заблокируйте доступ к розеткам;

– избегайте контакта ребёнка с газовой плитой и спичками.

Помните! Ребенок берёт пример с вас – родителей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению ребёнка на улице и дома

Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев!

Источник

Дети – самое ценное, что есть в жизни каждого. Мы стараемся воспитать их как можно лучше. Но иногда возникают ситуации, когда мама и папа не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. В такой ситуации советы психолога родителям могут помочь решить самые острые проблемы. На что же нужно обращать внимание, воспитывая своего ребенка?

Что такое воспитание — мнение Ю. Гиппенрейтер

Содержание [Скрыть]

Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему?

Ваш ребенок является уникальным. Он не похож ни на кого, в том числе и вас. Ребенок не является вашей копией, поэтому нельзя требовать от него реализовать написанный вами жизненный сценарий.

Ваше чадо – это самостоятельный человек, со своими достоинствами, недостатками, способностями, желаниями и предпочтениями. Предоставьте ему право выбора во всем. Пускай он сам принимает решения в ответственные моменты. Делайте упор на его сильных сторонах и положительных качествах. Принимайте его таким, каким он есть.

Главный совет — любовь и доверие

Не стесняйтесь своей любви к ребенку и ее демонстрации. Не надо бояться, что вы «залюбите» его.

Он должен чувствовать в вас надежную опору в жизни и понимать, что вы его поддержите в любой ситуации. Старайтесь как можно чаще брать ребенка на колени, смотреть ему в глаза, обнимать и целовать. Ласка является лучшим методом поощрения.

В тоже время не допускайте вседозволенности в воспитании. Необходимо чтобы в вашей семье были установлены некоторые рамки и запреты, которых вам нужно строго придерживаться.

Совет №1 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Перед тем как наказывать остановитесь, и подумайте, а действительно ли ребенок сейчас заслуживает наказания. Ведь сначала можно попробовать решить вопрос с помощью ласки и просьбы. Если же наказание действительно является мотивированным, то не обходимо четко объяснить причину наказания.

Не забывайте, какую огромную роль в жизни ребенка исполняет игра. Именно в игровых моментах можно передать малышу все что, ему необходимо знать. Именно с помощью игры можно рассказать малышу о жизненных ценностях и приоритетах. Игра помогает детям и родителям лучше понимать друг друга.

Совет №2 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Необходимо не забывать о значении общения с ребенком, старайтесь делать это как можно чаще. Научите ребенка, выражать свои чувства и эмоции. Это поможет ребенку в понимании других людей и своего поведения.

Стиль вашего отношения к ребенку сказывается не только на поведении ребенка, но и на его психическом здоровье. Если ваше чадо чувствует негатив к себе, это может вызвать проявления скрытой агрессии.

Совет №3 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Помните, что от того как вы общаетесь с ребенком зависит его умение сопереживать другим, чувствовать эмоции как положительные, так и отрицательные. При общении с ребенком, помните, что процесс коммуникации требует понимания своего собеседника, его чувств и эмоций.

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

  • Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.
  • Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.
  • Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.
  • Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность. Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.

В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.
Совет №4 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Никогда не сравнивайте вашего ребенка еще с кем-то. Это будет иметь только негативные последствия, так как может нанести психологическую травму вашему маленькому человечку. Также такое поведение взрослых способствует развитию негативизма, эгоизма и зависти.

  • Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.
  • В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.
  • Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.

Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.
Совет №5 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

  • Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.
  • Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.
  • Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.
  • Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.
  • Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.
  • Создание тепличных условий для ребенка.
  • Частые ссоры, которые наблюдают дети.

Совет №6 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Как сделать общение родителей с детьми эффективным?

В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы ребенок понял, что вы понимаете его эмоциональное состояние, настроение, чувства связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывает. Все что для этого необходимо – это внимательно выслушать ребенка, а затем ненавязчиво своими словами повторить, то, что вам рассказал ребенок. Так вы дадите ребенку возможность разобраться в своих чувствах, он поймет, что вы его слышите и слушаете.

Если ребенок проговаривает с вами свою проблему, это уже успешное начало для того, чтобы избавиться от нее.

Когда вы общаетесь с ребенком, старайтесь внимательно следить за его жестами и мимикой. Иногда дети не хотят нас огорчать и говорят, что все нормально. Но если присмотреться их невербальным способом выражения своих чувств (дрожит подбородок, глаза блестят или «на мокром месте»), то можно сразу догадаться об истинных чувствах ребенка.

Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбка, объятия, подмигивание, кивок головой, взгляд в глаза.

Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопросы ребенка насмешливым тоном, ведь он способен выдать вас лучше, чем ваши слова и глаза.

Ссоры родителей неблагоприятно влияют на психику ребенка

Поддерживая разговор необходимо демонстрировать свою заинтересованность в теме вашего общения. Можно задать следующие вопросы: «Вот это да! А что же было потом?», «Ой, как интересно! Расскажи мне…»

Когда вы проводите с ребенком время используйте игры, которые вам знакомы с детства. Например, для развития мелкой моторики – перебирайте гречку. Для развития координации разрешите ребенку полазить по деревьям. Для того чтобы развить речь и кругозор – говорите с ребенком. В процессе общения можно решить множество тончайших психологических проблем.

Помогайте ребенку снять мышечное и нервное напряжение. Это можно сделать с помощью массажа или даже легкого растирания тела. Если нет возможности сделать вышеперечисленные процедуры – просто обнимите ребенка, погладьте его по голове и скажите, как сильно вы его любите.

Ласка и объятия очень важны для ребенка

Похвала ребенка — как это делать правильно?

Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.

Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать.

Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.

А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.

Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.

Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.

Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.

Полезный совет напоследок

Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.

Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.

источник:https://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam-ot-psihologov.html

Источник

Какие вопросы воспитания и развития детей вас волнуют или интересуют?

Уважаемые мамы и папы, у меня к вам просьба.
Буду вам очень благодарна, если вы в комментариях напишете те сложности, с которыми вы сталкиваетесь в воспитании своих детей, выбрав из предложенного мной списка или написав свои.
– непослушание детей;
– капризы детей;
– дети ссорятся между собой;
– неуверенный ребёнок;
– страхи у ребёнка;
– сложности с расставанием с мамой;
– сложности в адаптации к детскому саду;
– сложности в общении ребёнка со сверстниками;
– агрессивность ребёнка;
– ребёнок часто плачет;
– упрямство ребёнка;
– застенчивость ребёнка;
– ребёнок плохо и долго засыпает;
– как развивать ребёнка, что важно для развития ребёнка;
– какое развитие для ребёнка гармоничное;
– какие сферы в развития ребёнка важно учитывать;
– напишите свой вариант.

Добрый день. Сыну 3,3 года очень боится ростовых кукол и Мойдодыра. Прям да ужаса.

Татьяна, спасибо за ваш комментарий. В ближайшее время отвечу.

Добрый день. Хочу предложить вопрос для обсуждения – Почему нельзя заставлять ребёнка есть, особенно под угрозой наказания.

Светлана, добрый день!) Спасибо за вопрос! Он и вправду очень важный и интересный. Я обязательно отвечу на его либо здесь. Либо в статье.

Татьяна, хочу прояснить про страх сына ростовых кукол и Мойдодыра. Этот страх как проявляется? В какие моменты?

Заметила что его даже человек в костюме пугает. Были в цирке сначала не хотел даже заходить. Он сильно испугался в Кукольном театре там кошка была какая-то очень яркая и крупнее всех остальных кукол. “Кошкин дом”.

У меня девочка учится в 5 классе. Ей нравится мальчик. Но он её игнорирует. Она по этому поводу каждый день плачет. Скажите что делать?

Здравствуйте! У меня сыну 7 лет,ходим в 1 класс! В последнее время очень часто звонят со школы и вызывают к психологу,воспитателю и классному руководителю! Проблема в том,что мой сын выкрикивает на уроках,если что то неполучается,то кидает ручку и оговаривается, а сегодня ругался матом…дома мы тоже боремся с капризами,из под палки делаем уроки,кричит,оговаривается и вовсе на замечания не реагирут..считает,что все все ему должны,но только не он.. Подскажите,как быть,как обьяснить есу,что так нельзя??

Светлана, ответила на ваш вопрос на стене в группе.

Елена, здравствуйте! Ваша ситуация непростая, я сочувствую вам. Так сложно вам в комментарии что-то сказать в помощь, потому что важно прояснять разные моменты. Это лучше сделать в консультации. Можно онлайн.

Айгуль, к сожалению, я не могу в полной мере ответить на ваш вопрос. Потому что я не специалист, работающий с детьми подросткового возраста. При работе с детьми этого возраста важно учитывать много нюансов.
И в тоже время, я попробую вам рассказать, как можно помочь вашей дочке.
Во-первых, я сочувствую вам, ведь вы переживаете за дочку. Сейчас она проживает очень важный опыт в своей жизни и вы, вероятно, как любящая и заботливая мама, переживаете за неё.
Во-вторых, сочувствую вашей дочке. Увы, так бывает в жизни, что не все, кто нам нравятся, могут нам отвечать взаимностью. И это и вправду очень грустно.
И то, что ваша дочка плачет – эти слёзы помогают ей прожить эту грусть… И это очень важно. Важно с пониманием относиться к её слезам, не запрещать ей плакать. А поддерживать её в проживании этой ситуации.
Что вы можете делать, чтобы облегчить её страдания?
Я предлагаю вам, во-первых, выражать дочке своё сочувствие. Говорить ей о том, что вы слышите её и понимаете, как ей грустно от того, что мальчик, который ей нравится, не отвечает ей взаимностью. Само ваше выражение понимания и сочувствия уже облегчает её страдания. Не стоит обесценивать мальчика, и говорить, что не такой уж он и хороший. И что вот, посмотри, вокруг столько хороших мальчиков. Мальчик не виноват, что он не отвечает ей взаимностью, просто так сложилось. Да и фокус вашего внимания на других мальчиках не поможет дочке перестать ценить того мальчика, который ей нравится.

Более глубокую работу с этой ситуацией я бы рекомендовала проводить со специалистом, работающим с детьми подросткового возраста.

Татьяна, прошу прощения, что задержала с ответом.
В работе с детскими страхами можно использовать игру с элементами арт-терапии и сказкотерапии. То есть рисования и придумывания некой сказочной истории, связанной с вами и с куклой.
Главная цель этой игры: показать сыну, что та кукла, которую он боится – она для него безопасна, наоборот, ей самой нужна помощь. И вы можете ей помочь. Помогаете кукле и слышите благодарность от куклы. И на смену страха сына должно прийти другое чувство – может быть радость от того, что помогли кукле и что нашли нового друга.
Пугает то, что не понятно. А то, что становится понятным, перестаёт быть страшным.
Подробности игры я вам в личных сообщениях написала.
Татьяна, буду вам благодарна, если поделитесь тем, воспользовались ли вы моим предложением поиграть. И что в результате получилось.

Лариса, здравствуйте. Племяннику 2а года отказывается ходить на горшок, прячется и все делает в штаны. Меняли горшок не помогло. Что делать?

Надя, добрый вечер! Сейчас не могу ответить. Отвечу завтра.

Надя, малыш вообще ходит в штанишки – и по большому и по маленькому? Он сейчас в подгузниках?
Вообще тут стратегия важна такая. Важно не ругать малыша. Он только в процессе научения контролировать этот свой процесс. И можно говорить ему о том, что он уже может ходить на горшок. При этом, когда он ходит в штаны, то маме и папе говорить о своих чувствах – что они расстроены, что он мог на горшок сходить, но пока у него не получается подружится с горшком. Не настаивать на горшке, если он от него убегает. И при этом периодически предлагать ему горшок. Важно малышу транслировать (и словами, и действиями, и интонациями), что родители его принимаю таким, какой он есть – и таким, в том числе, который пока не садится на горшок. И в тоже время важно транслировать, что он может научится садится на горшок. И любые его попытки сеть поддерживать своими эмоциями радости, говоря, что мама и папа рады, что у него получилось.
А пока ситуация скорее всего развивается так. Мама или папа настаивают на горшке, а сын из протеста из-за настойчивого желания посадить его на горшок избегает этого и делает наоборот. Т.е. если убрать это давление, эту настойчивость, то у сына не будет повода протестовать.

Надя, и ещё. Особенно вредно в такой ситуации приучения к горшку стыдить ребёнка, говоря: “Ая-яй, как не стыдно такой большой мальчик и не ходит в горшок, а ходит в штанишки”. Или обвинять малыша: “Ну вот, сделал в штанишки – теперь маме снова менять их, стирать и т.п.” Если есть подобное, то малыш также из протеста будет отказываться ходить на горшок.
Вообще стыдить и обвинять ребёнка – это очень вредно для него самого и отношений между ним и родителями.
Это я пишу, скорее для всех, кто будет читать это и кто каким-то образом имеет отношение к воспитанию детей.

Лариса, малыш без подгузников уже пол года приблизительно. В штаники ходит и по большому и по маленькому. Вот ещё особенность когда он дома только с мамой он может ходить горшок, но если дома папа бабушка или посторонние люди к горшку не подойдёт. Получается он стесняется или боится всех кроме мамы?

Надя, возможно, что с мамой у него получается это делать потому, что мама тактична и не настаивает и не ругает. Т.е. с мамой безопасно. А в присутствии бабушки, папы или других людей ему по-каким-то причинам не безопасно. Может быть он чувствует от них угрозу осуждения или ещё что-то. Тут важно всё же конкретно с мамой прояснять её видение этой перемены в малыше с приходом других людей. Возможно, мама может предположить – что для малыша является небезопасным в отношении к нему папы,бабушки.

Источник