Н б крылова культурные практики детства и их роль в развитии ребенка
Слайд 1
Культурные практики в дошкольном образовании
Слайд 2
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 года, регистрационный № 30384
Слайд 3
ФГОС ДО П.2.7 Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка)
Слайд 4
ФГОС ДО П.2.11.2. Содержательный раздел программы должен включать: а) описание ОД в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях ; б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик ; б) способы и направления поддержки детской инициативы
Слайд 5
Что такое «культурные практики»? Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми Это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов
Слайд 6
Среди культурных практик можно выделить следующие: манипуляция с предметами, фантазирование, творческая деятельность, продуктивные виды деятельности, коллекционирование, экспериментирование, игра, поисково-исследовательская деятельность. Культурные практики могут формироваться во взаимодействии ребенка с взрослым и при постоянно расширяющихся самостоятельных действиях. Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
Слайд 7
Зачем нужны культурные практики? Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.
Слайд 8
ПРОГРАММА «ДЕТСТВО» Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер
Слайд 9
ПРОГРАММА «НА КРЫЛЬЯХ ДЕТСТВА» В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых В дошкольной группе обычно формируются свои культурные практики взаимодействия детей и педагогов, детей между собой в ходе режимных моментов и организации самостоятельной деятельности обучающихся. При этом складывается своя культурная практика бытийствования в дошкольной группе ДОО, отличающиеся от культурных игровых практик, в которые дети были вовлечены изначально.
Слайд 10
ПРОГРАММА «МИРЫ ДЕТСТВА» Требованием Стандарта является иное, чем ранее, представление о содержании образования… Оно сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков. Процесс овладения культурными практиками – это процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде.
Слайд 11
Что же можно считать культурной практикой? Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры). Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта (носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие) Творческая мастерская предоставляющая детям условия для использования и применения знаний и умений. (например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам , просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки ,игры и коллекционирование.)
Слайд 12
Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) – форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале. Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
Слайд 13
Детский досуг – вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Иногда досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность (носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе).
Слайд 14
Организация культурных практик Разнообразные культурные практики организуются во второй половине дня, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер. В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.
Слайд 15
Процесс овладения культурными практиками – это процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде
Слайд 16
Культурные практики и развитие ребенка Н.Б. Крылова – кандидат философских наук «Для того, чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил. Детство – это не просто уникальная субкультура. Это – «ростки» нового культурного уклада жизни, которые могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь ее авторами»
Слайд 17
Основные компетенции педагога, необходимые для социальной ситуации развития воспитанников организация конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности; создание условий для свободного выбора детьми деятельности; вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий
Слайд 18
Культурные практики в образовании Новое содержание образования должно основываться не на доминировании развития памяти ребёнка, что характерно для « знаниевой » школы, а на развитии его универсальных культурных умений. Такие умения интенсивно формируются уже в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни.
Слайд 19
Целесообразность использования культурных практик – обогащение содержания детского развития; для успешного воплощения этой идеи необходимо кардинальное изменение взгляда педагогов на культуру — формирование готовности увидеть в ней цель, смысл и основное содержание образования.
Источник
В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подходы в педагогике. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.
Проектирование современного образовательного процесса в детском саду в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования нацеливает педагогов на широкое использование культурных практик дошкольников. Культурные практики становятся важной структурной единицей образовательного процесса в детском саду.
ФГОС дошкольного образования:
п. 2.11.2. «В содержательном разделе Программы должны быть представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик».
С точки зрения Н.Б. Крыловой, культурные практики дошкольника — это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т.е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости.
Культурные практики ребенка охватывают разные сферы активности дошкольников в образовательном процессе детского сада. По мнению Н.Б. Крыловой, к культурным практикам можно отнести все разнообразие социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при поддержке воспитателя и взаимодействии с ним. Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям: Культурные практики на основе инициатив самих детей, Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми.
Культурные практики на основе инициатив самих детей – это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.
Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов.
При организации образовательного процесса происходит органичное соединение культурных практик, инициированных педагогом и детьми. Они могут быть реализованы через событийно-творческую направленность жизнедеятельности дошкольников в детском саду и выбор воспитателем тактики педагогического сопровождения ребенка с учетом особенностей и проблем его индивидуального развития.
Инициируемые воспитателем культурные практики предполагают насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями, которые открывают для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни. Эти культурные события дети не могут самостоятельно найти и организовать. К ним относятся проектируемые педагогами тематические детские праздники, в том числе этнической народной направленности, ярмарки и галереи-выставки детских работ, фестивали, спортивные олимпиады и конкурсы эрудитов, детские театрализованные студии, мастерские, музеи, организация культурного досуга и т.п. Это также участие дошкольников в традициях детского сада: празднование дня рождения детского сада и возрастной группы, поздравление педагогов и сотрудников, праздник детского театра, праздники «Проводы зимы», «День птиц», праздник выпускников «До свидания, детский сад» и др. Участие дошкольников в увлекательных культурных событиях, инициируемых воспитателями, не проходит бесследно. Дети начинают активно воспроизводить их в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в играх, дополняя своей фантазией и новыми деталями.
Условием осуществления культурных практик является свобода дошкольника в выборе средств реализации своей активности. Предпосылкой реализации свободы является психологическая готовность осуществить выбор. Актуальной педагогической задачей становится обеспечение возможностей для каждого ребенка осуществлять самостоятельный выбор и «открывать себя» в различных видах деятельности. В условиях выбора наиболее активно выражаются субъектные проявления детей.
К культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся:
- игра (сюжетная и с правилами),
- продуктивная деятельность
- познавательно-исследовательская деятельность (опыты, коллекционирование, путешествия по карте)
- чтение художественной литературы,
- практическая деятельность (трудовое воспитание)
- результативные физические упражнения («физкультура»)
- коммуникативный тренинг (развитие речи)
- музицирование
- коллекционирование,
- самостоятельное исследование и экспериментирование,
- ряженье и театральные постановки, игры-путешествия,
- совместное сооружение разных объектов и пр.
В культурных практиках, организуемых воспитателем, создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Культурные практики ребенка выполняют роль стержня, позволяющего ему выстраивать и осмысливать содержание и формы его жизнедеятельности, в том числе:
- опыт самостоятельного творческого действия, собственной многообразной активности на основе собственного выбора;
- ситуативное и глубинное общение, плодотворную коммуникацию и взаимодействие (сотрудничество) с взрослыми и детьми;
- эмоции и чувства, отношение к себе и другим людям;
- сферу собственной воли, желаний и интересов;
- свою самость, которую можно определить как само-осознание, понимание своего «Я» как многообразного самобытия;
- самостоятельность и автономность, ответственность и зависимость, дающие ребенку право на выбор и обеспечивающие самоопределение.
Дошкольное детство — это особый культурный мир, со своими границами, ценностями, языком, образом чувств, мышления, действий. Культурные практики дошкольника неразрывно связаны с его интересами, потребностями (витальными, коммуникативными, деятельностными, игровыми и пр.) и способами самовыражения. Процесс дошкольного образования направлен на обогащение индивидуальных ресурсов личностного развития ребенка средствами культуры.
Литература:
Бабаева Т.И., Солнцева О.В. Научно – методический журнал «Детский сад: теория и практика». № 5, 2015 г. стр. 38 – 47
Крылова Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. М., 2007. С. 79-102. (Новые ценности образования. Вып. 3 (33)).
Источник
Воспитание растущего человека связано с освоением им культуры как квинтэссенции общечеловеческого опыта. Вызовы нового времени, потребности современного общества, прогнозы футурологов актуализируют изучение широкого круга культурологических проблем образования. В последние десятилетия созданы научные концепции, проведены диссертационные исследования, разработаны программно-методические комплекты культурологической направленности (в том числе культуросообразного воспитания, мультикультурного и этнокультурного образования). Вместе с тем все более острой становится следующая проблема: как расширить взгляд педагогов на культуру, помочь увидеть в ней суть всего образования на всех его уровнях, начиная с дошкольного?
Культурология образования позволяет проектировать образовательную деятельность и прогнозировать ее основной результат — готовность ребенка к саморазвитию — из целей самой культуросообразной педагогики (поскольку нет целей образования вне самого образования) и предлагает идею организации всех уровней образования на основе культурных практик ребенка (Н.Б. Крылова [3]).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует руководителей и педагогов дошкольных организаций на создание оптимальных условий для обогащения культурных практик каждого ребенка с учетом его индивидуальности.
Культурные практики — это обычные для ребенка, повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с экзистенциальным содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми (Н.Б. Крылова [3]). Культурные практики сопряжены с активной, самостоятельной, разноаспектной апробацией каждым ребенком новых для него видов деятельности, а также способов ее осуществления и разных форм организации, основанных на индивидуальных интересах, потребностях, способностях. Можно сказать, что культурные практики — это эффективный путь решения наиболее острых проблем современного дошкольного и начального школьного образования, направленного на позитивную социализацию и гибкую индивидуализацию.
В своей деятельности, мыслях, переживаниях, поступках, оценках каждый ребенок выступает субъектом культуры, поскольку в той или иной мере опирается на общечеловеческие ценности — духовные и нравственные. Процесс овладения культурой рассматривается сегодня как восхождение до всеобщего социального опыта. По метафоричному высказыванию М.К. Мамардашвили, культура — это онтологические корни, которые питают и взращивают личность, обеспечивают человека социально приемлемыми образцами и средствами успешного решения личностных задач [7]. Образование призвано помочь ребенку не только усвоить общечеловеческий опыт как нечто внешнее, но и помочь присвоить, сделать внутренним, чтобы на основе этого социокультурного опыта он смог преобразовать свои природные способности до возможности «второго рождения» — самоактуализации, открытия своего «Я» и собственного жизненного пути.
Культурные практики человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются — постепенно и постоянно — в процессе самостоятельной деятельности. Для расширения культурных практик ребенка значимы такие виды и формы активности как: свободное манипулирование различными предметами и материалами, наблюдения и опыты, экспериментирование, собственные пробы и ошибки, поиск и выбор, спонтанное изобразительное творчество (рисование, лепка, моделирование, коллажирование), конструирование из разных материалов, исследование, фантазирование, сочинительство, театральные игры и мн. др.
Практика ребенка становится культурной, когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления повседневного опыта, который накапливается постепенно, и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (поскольку культура — сущностное качество любого вида и любой формы человеческой деятельности). В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, высказать свое собственное мнение, оценить ситуацию или поступок. В культурных практиках разные виды деятельности быстро сменяют друг друга и свободно интегрируются детьми в разных вариантах их сочетания (подчас неожиданных для взрослых).
Культурные практики — это также стихийное накопление ребенком разнопланового опыта общения и продуктивного взаимодействия с ровесниками и детьми других возрастов (более младшими и более старшими), когда дети объединяются по интересам в пары, малые или большие группы. И это — обогащение опыта дружбы, взаимопомощи, сотрудничества, сопереживания, заботы, эмпатии. Здесь истоки «скрытого» нравственного воспитания, эмоционально-волевого развития и освоения «фонового» знания, в том числе приобретения «неясных» (Н.Н. Поддьяков [10]) знаний.
Культурные практики — явление интегративное, которое сплавляет в индивидуализированное целое различные элементы: освоенные ребенком способы действий, культурные нормы и правила, принятые в данном обществе образцы деятельности и поведения, личные результаты и достижения, а также опыт их презентации в форме речевого высказывания, самооценки, портфолио, выставки, проекта и др.
Культурные умения. В основе культурных практик ребенка лежат культурные умения. В компетенции современного педагога входит готовность к формированию культурных умений ребенка как универсальных. Такие умения, по мысли Н.Б. Крыловой, интенсивно формируются уже в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни человека [3]. Они включают готовность и способность индивида в различных ситуациях своей жизни действовать на основе культурных норм (Е.В. Боякова [2], Е.П. Олесина [8], О.И. Радомская [8]). Именно культурные умения выражают направленность, мотивацию, содержание действий и поступков человека; определяют своеобразие его действий (индивидуальные особенности, стиль, «почерк»); принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок; принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения (И.А. Лыкова [5, 9]).
Культурная память — это универсальная форма передачи и актуализации культурных смыслов, ценностно-значимых для каждого человека и выходящих за пределы индивидуального опыта (Я. Ассман (J. Assman) [1]). Это определенным образом сфокусированное сознание человека (и общества), в котором отражается особая значимость информации о культурном прошлом в его тесной связи с настоящим и будущим конкретного человека, семьи, Отечества и всего человечества. Культурная память, подобно исторической, может быть индивидуальной и коллективной. Она сохраняет, обобщает, воспроизводит и транслирует в ценностно-проективной форме культурный опыт человека, семьи, народа, страны, государства. Культурная память преобразует факты в универсальные (общечеловеческие) смыслы. «В культурной жизни нельзя уйти от памяти, как нельзя уйти от самого себя. Важно только, чтобы то, что культура держит в памяти, было достойно ее» (Д.С. Лихачев [4]).
Педагогам и родителям важно знать следующие особенности культурной памяти, которые со временем начинают выполнять роль функций:
• системности, основанной на установлении смысловых связей и отношений между предметами и явлениями культуры, а также на закономерностях функционирования самой культуры как целостной системы;
• аксиологичности, вырастающей из системы ценностных ориентиров (например, образцов, норм и моделей поведения человека);
• интегративности, предполагающей «вписанность» предмета или явления культуры во множество ценностно-смысловых контекстов;
• познавательной активности, связанной с мотивами любой деятельности человека (познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической, исследовательской);
• проективности, связанной с установлением смысловых и эмоционально-ценностных связей между прошлым, настоящим и будущим; созданием моделей желаемого будущего на основе знания прошлого и настоящего.
Культурный опыт. Сущность культуры конкретного человека или общества в целом составляет информация, заключенная в культурном опыте. Культурный опыт — это те нормы, ценности, установки, образцы поведения, способы деятельности, которые специфичны для данной социокультурной общности. (Причем слово «деятельность» нужно понимать в самом широком смысле, как любую форму материального и духовного освоения человеком окружающего мира.) Они формируются в ходе исторического развития социокультурной общности и приобретаются личностью в ходе ее развития и становления. Индивидуальный культурный опыт — это освоенная человеком информация как основа его готовности к культуросообразным действиям в конкретных ситуациях (И.А. Лыкова [5, с. 11]). По своей психологической форме культурный опыт выступает как знание предметов и закономерностей, чувственно «данных» познающему субъекту в процессе приобщения к культуре. Логическая структура культурного опыта обусловлена единством непосредственного и опосредованного знания (своеобразный «сплав» знаний, умений и чувств) растущего человека.
Культурный опыт является одновременно результатом культурной деятельности и ее регулятором, обеспечивающим преемственность существования культуры и общества, а также возможность социокультурного развития все новых и новых поколений. Культурные практики позволяют человеку освоить культурные умения, сохранить их в культурной памяти, обобщить в культурном опыте и войти в социокультурное пространство.
Индивидуальный стиль деятельности — это система своеобразных действий, способов, методов, приемов, эмоциональных реакций, которые применяет и которые проявляет человек, в т.ч. ребенок дошкольного возраста в своей деятельности и поведении. Наиболее ярко индивидуальный стиль проявляется в культурных практиках как самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе самого ребенка.
Картина мира как результат самоопределения. Картина мира — это целостное миропонимание, интегрирующее знания человека об окружающей действительности и себе самом (как части мироздания) на основе системного принципа, который определяет мировоззренческую установку, ценностные и поведенческие ориентиры. В сознании каждого человека картина (или образ) мира начинает складываться уже в дошкольном детстве на основе накапливаемого познавательного и эстетического опыта, который выступает как определенным образом структурированная система всех представлений и знаний, а также способов интеллектуальной и практической деятельности.
Картина мира ребенка-дошкольника имеет динамический характер, ее постоянное развитие обусловлено стремительным обогащением жизненного опыта, трансформацией ясных и неясных знаний, расширением круга все новых и новых понятий, которые постепенно обобщаются и интегрируются. При этом обобщение носит эмпирический характер, а интеграция осуществляется как результат глубинного пересечения разных линий развития (интеллектуального, эстетического, нравственного, физического) в процессе взаимодействия ребенка с другими людьми — детьми и взрослыми — в увлекательной, интересной, содержательно насыщенной деятельности.
Позиция педагога. Деятельность современного педагога направляется, в первую очередь, на создание психолого-педагогических условий для сознательного и самостоятельного выбора детьми индивидуальной образовательной стратегии, на индивидуальную помощь каждому ребенку в планировании разных видов деятельности (в первую очередь тех, в которых наиболее ярко проявляются индивидуальные интересы и способности), на консультирование детей по применению тех или иных информационных источников и дидактических пособий, а также на гармонизацию взаимодействия с родителями. Сегодня важнее не то, что знают и умеют выпускники образовательного учреждения, а как они умеют реализовывать свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальными способностями. И это важная примета времени в современном образовании.
Выводы. Культурные практики — это разнообразные способы самоопределения и самореализации ребенка, основанные на повседневных (обычных, привычных) и в то же время интересных для него самого видах самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Использование культурных практик в современных детских садах вызвано потребностью в расширении социальных и практических компонентов содержания образования для обогащения культурного опыта каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Но для успешного воплощения этой идеи необходимо кардинальное изменение взгляда педагогов на культуру — формирование готовности увидеть в ней цель, смысл и основное содержание образования.
ЛИТЕРАТУРА
Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М.М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004.
Боякова Е. В. Особенности развития современного ребенка // Педагогика искусства: Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «институт художественного образования». — 2011. — № 1. https://www.art-education.ru/electronic-journal/osobennosti-razvitiya-sovremennogo-rebenka 1 п.л. URL: https://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2011/ boyakova_07_03_2011.pdf
Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132–138.
Лихачев Д.С. Русская культура: Сб. / Сост. Л.Р. Мариупольская. М.: Искусство, 2000.
Лыкова И.А., Протасова, Е.Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки // Научно-методический журнал «Детский сад: теория и пратика». 2015. № 5. С. 6–18.
Лыкова И.А. Ребёнок и культура: смысловое общение на языке художественных образов, знаков и символов // Педагогика искусства: электронный научный журнал. URL: https:// www.art-education.ru/AE-magazine. — 2013. — № 2. 1 п.л. URL: https://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2013/lykova_2_2013.pdf
Мамардашвили М.К. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий: Информационно-аналитический портал. Режим доступа: https://gtmarket.ru/encyclopedia.
Олесина Е.П., Радомская О.И. Интегрированный подход к преподаванию изобразительного искусства в школе как условие формирования художественного восприятия и мышления учащихся [Текст]/ О.И. Радомская и др. //Педагогика искусства [Электронный ресурс]: сетевой электронный научный журнал. – 2015. – №1.URL: https://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/olesina_radomskaya.pdf
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2011.
Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1995.
Источник