Мышление эвристическое развитие мышления у ребенка

Мышление эвристическое развитие мышления у ребенка thumbnail

Особенности мышления учащегося напрямую
влияют на формирование процесса развития
человеческой индивидуальности. Логическое
(аналитическое) мышление, как правило, связано со
следующими мыслительными операциями: анализ и
синтез, индукция и дедукция, обобщение и
конкретизация, аналогия. Но XXI век, с его
последними достижениями в науке, технике,
производстве, требует от человека способов
мышления, ведущих к появлению чего-либо
сверхнового в той или иной области. А значит,
необходимо формировать у школьников более
эффективные, чем логическое, виды мышления. В
этой связи особое внимание уделяется
критическому, творческому и эвристическому
мышлению. Каково же соотношение разных видов
мышления и их влияние на развитие
индивидуальности подрастающего человека?

Критическим называют мышление, обладающее
самостоятельностью, аргументированностью,
способностью каждый новый факт подвергать
критическому обдумыванию. “В английском языке
понятие “критическое мышление” означает умение
размышлять над тем, каким образом человек
получает знания…” *

* Загашев И.О., Заир – Бек С.И. , Муштавинская
И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. –
СПб: “Альянс “Дельта” совм. с издательством
“Речь”, 2003.

Критическое мышление позволяет уже усвоенные
идеи и факты проверить, оценить, применить.
Умение мыслить критически опирается на присущее
человеку любопытство, на исследовательскую
активность познающего. Преимущество
критического мышления перед шаблонным,
опирающимся на запоминание, понимание и
воспроизведение фактов и предметов, заключается
в том, что оно учит формулировать и отстаивать
собственные взгляды, идеи, “благодаря
критическому мышлению традиционный процесс
познания обретает индивидуальность и становится
осмысленным, непрерывным и продуктивным”. *

* Критическое мышление и новые виды
грамотности. Сборник. Составитель О. Варшавер. –
М.: ЦГЛ, 2005.

“Творческое мышление характеризуется
созданием субъективно нового продукта и
новообразованиями в самой познавательной
деятельности по его созданию, касающимися целей,
мотивов, оценок и смыслов самой деятельности.
Такое мышление отличается способностью переноса
знаний и умений в новую ситуацию, видением новой
проблемы как в знакомой, так и нестандартной
ситуации, способностью определять новую функцию
объекта”. Творчество – это поиск, открывающий
человеку еще не известное, способствующий
расширению границ познания. Продукт творчества
обязательно оригинален, индивидуален. Важен и
тот факт, что элементы творчества можно
встретить в любой человеческой деятельности, в
том числе и при изучении разных образовательных
дисциплин.*

* Казанцева В.Ю. Решение учебных задач как
фактор развития эвристического мышления
учащихся: Дис. …канд пед. наук: 13.00.01 .Улан –Удэ,
2004.

Прилагательное эвристический произведено
от слова эвристика (от эврика – “нашел,
открыл”) – наука о процессах и методах открытия
нового. Цель эвристики – исследовать методы и
правила, ведущие к открытиям и изобретениям
[американский исследователь Д. Пойа].
Эвристическое рассуждение не является
окончательным, а рассматривается как
предварительное, цель которого – найти решение
для конкретной задачи.

Получается, что эвристическое мышление дает
человеку возможность направить свою поисковую
деятельность на оптимальное решение проблемы, на
получение нового знания.

По мнению некоторых ученых, эвристическое
мышление является вспомогательным и занимает
промежуточное место среди алгоритмического и
творческого мышления. Это связано с разными
взглядами на понимание эвристики.

Понятие “эвристика” обозначало в Древней
Греции метод словесного обучения,
использованный Сократом (469 -399 гг. до н.э.)
(вспомним “сократовские беседы”). Обучаемый
должен был найти истинный вывод, отвечая на
наводящие вопросы педагога, который вел беседу
по оптимальному пути к новому знанию. Сократ
полагал, что каждый человек уникален, а значит,
его индивидуальность, в том числе и
индивидуальные особенности мышления,
заслуживают внимания и уважения. В то время
деятельность Сократа трактовалась как
творческая, термин “эвристика” еще не
применялся, хотя и возникла необходимость в
возникновении понятия, не связанного с
“овеществленным” творчеством.

Древнегреческий математик Папп
Александрийский в III веке н.э. подробно изучил
труды античных мыслителей, в том числе
математиков, и выделил логические методы и
другие, с помощью которых находилось решение
задачи. Последние он объединил и дал им условное
название “Эвристика”. В трактате с названием
“Сокровищница анализа” (или “Искусство решать
задачи”) Папп Александрийский предлагал разные
пути решения задачи, в том числе нелогические.

Всем известное восклицание Архимеда (287 – 212 гг.
до н.э.) “Эврика!” было сказано во время открытия
самого способа решения, а именно открытия закона
гидростатики. В этом одном слове воедино
сплелись и творческое озарение, и интуиция
ученого, и сам исследовательский поиск. Эврика с
греческого heureka в переводе значит “нашел”.

С тех пор разные ученые, философы, психологи так
или иначе обращались к термину эвристика ик
использованию эвристического поиска.

Д. Пойа в книге “Как решать задачу”
охарактеризовал эвристику как специальную
отрасль знания, относимую то к логике, то к
философии, то к психологии, рассматривающую пути
творческого поиска. Среди исследователей,
работавших в области эвристики, Пойа называет
Декарта, Лейбница, Больцано.

Нужно отметить, что необходимость в эвристике
возникала тогда, когда ученые и мыслители
пытались объяснить феномен творчества (процесса
создания качественно нового, оригинального
продукта человеческой деятельности) или
пытались раскрыть процессы
самосовершенствования человека, формирования
его индивидуальности.

Психолог В.Н. Пушкин рассматривает эвристику
как отрасль знания, “изучающую формирование
новых действий в необычной ситуации”.

В.Н. Соколов под эвристикой понимает науку,
“изучающую закономерности построения новых
действий в новых ситуациях, т.е. организацию
продуктивных процессов мышления…”.* По мнению
Ю.Н. Кулюткина, часто существуют ситуации, когда
конкретные правила решения еще неизвестны, когда
появляется совершенно специфичная проблема –
найти конкретный способ решения, “построить
нужную систему операций в виде того или иного
плана решения”. Тогда используются “эвристики –
это, так сказать, метаспособы, с помощью которых
отыскиваются конкретно-содержательные способы
решения”**. В.Н. Введенский под эвристикой
понимает организацию творческого мышления***. В.Ю.
Казанцева смотрит на эвристику как на науку,
изучающую методы решения новых, ранее никем не
решенных проблем (науку, изучающую методы
открытий).****

* Соколов В.Н. Педагогическая эвристика.
Введение в теорию и методику эвристической
деятельности: Уч. пособие для студентов высших
учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1995.
** Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в
структуре решений. – М.: Педагогика, 1970.
*** Введенский В.Н. Формирование
эвристической деятельности в процессе обучения:
Дис. …канд. пед. наук: 13.00.01. Новосибирск, 1999.
**** Казанцева В.Ю. Решение учебных задач
как фактор развития эвристического мышления
учащихся: Дис. …канд пед. нгаук: 13.00.01 .Улан –Удэ,
2004.

Термин “эвристика” до сих пор по-разному
трактуется в современной научной литературе. В
Педагогическом энциклопедическом словаре под
редакцией Б.М. Бим-Бада (2002 г.) нет определения
эвристики. Отсутствие устоявшегося понятия,
разные взгляды на определение эвристики
подводят нас к выводу: как самостоятельная
научная теория эвристика развивается, ее
понятийный и методологический аппарат
формируется.

Сопоставив и обобщив разные взгляды, мы
определяем эвристику как науку о
нахождении и использовании продуктивных средств
открытия нового.
Эти средства будут
способствовать эффективному построению для
субъекта своих действий в решении новой проблемы
или ситуации. Даже если сразу не будет успешного
решения поставленной задачи, главное –
эффективная организация эвристической
деятельности, когда человек учится, используя
свои индивидуальные особенности, эвристически
мыслить.

Эвристический поиск – присущее человеку
“динамическое продвижение” в решении новых
задач (умственных, практических и т.п.). Результат
этого поиска может быть достигнут сразу или со
временем, это будут гипотезы, догадки,
предположения, новые идеи и факты. При этом
акцент делается не на конкретном конечном
продукте (объекте, идеи и т.д.), а на процессе
получения результата. Сформированные
эвристические качества мышления, по мнению
В.Н.Соколова, составляют творческий потенциал
человека и проявляются в умении осуществлять в
дальнейшем эвристическую деятельность. По
нашему мнению, эвристические качества мышления
напрямую отражают особенности индивидуальности
человека. В.Н. Соколов настаивает на
целенаправленном применении именно в
педагогической практике эвристических средств.
На наш взгляд, это верно, так как приобретенные
человеком эвристические качества мышления
непосредственно влияют на становление и
саморазвитие человеческой индивидуальности,
раскрытие творческих задатков, которые
невозможно развить только традиционным путем
обучения, качественным накоплением
определенного объема информации по разным
наукам.

Читайте также:  Чем нужно заниматься для развития ребенка в год

Таким образом, эвристическое мышление – это
мышление, направленное на выбор определенных
продуктивных средств и приемов, с помощью
которых решается ранее неизвестная субъекту
проблема. В процессе обдумывания любой
эвристической задачи или ситуации человек сам
находит способ действия, сам подбирает ключи к
ответу. При этом каждый с учетом собственных
способностей, склонностей и интересов,
накопленного багажа знаний и опыта находит свой,
неповторимый путь решения проблемы, тем самым
развивая эвристический способ мышления и
“оттачивая” свою индивидуальность. В
результате – многообразие идей, воплощенных в
разных видах творчества. Поэтому эвристическое
мышление школьников следует формировать, так как
оно является неотъемлемой составляющей
характеристики индивидуальности человека.

Источник

В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей – переход от наглядных форм мышления к логическим, от практического мышления к творческому. В этом возрасте начинается формирование первых форм абстракции, обобщения, простых форм умозаключений. Доказано, что у дошкольников можно сформировать высокую познавательную активность, самостоятельность мышления.

Л.С. Выготский утверждал, что развитие надо определять не только по показателям, характеризующим самостоятельную деятельность детей, но и по тем возможностям, которые ребенок может реализовать в сотрудничестве со взрослым.

Поиск педагогики сегодняшнего дня ведется в направлении максимального использования собственной познавательной активности детей. Психологами и педагогами отмечается, что совершенствование форм, методов воспитания и обучения всегда должно быть направлено на последовательное, целенаправленное формирование всех творческих способностей ребенка, которые необходимы для его гармоничного развития.

Процесс обучения надо организовать так, чтобы появилась собственная активность ребенка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом.

«Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно, усваивающий все в готовом виде, не сможет проявить задатки, данные ему от природы» (Т.И. Ерофеева).

Чтобы обучение способствовало развитию мышления, необходимо использовать такие методы, которые дадут ребенку возможность осмыслить материал. Необходима опора на значимый для ребенка вопрос, когда ребенок оказывается перед противоречивым выбором, иногда делает ошибку, а затем самостоятельно исправляет ее.

Особо выделяется в педагогике в настоящее время проблемно-поисковый метод, направленный на развитие мышления дошкольников посредством решения эвристических задач.

Эвристическими считаются те задачи, решение которых предполагает хотя и управляемый педагогом, но самостоятельный поиск еще неизвестных ребенку закономерностей, способов действия, правил. Такие задачи возбуждают активную мыслительную деятельность, поддерживаемую интересом, а сделанное самими дошкольниками открытие приносит им эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляется в их памяти, чем знания, преподнесенные в готовом виде. Эта активная самостоятельная мыслительная деятельность приводит к формированию новых связей, свойств личности, положительных качеств ума и тем самым — к микро сдвигу в их умственном развитии.

Целью программы развития мышления старшего дошкольника посредством решения эвристических задач является:

  • развитие мышления, внимания, воображения, памяти дошкольника посредством решения эвристических задач

Задачами программы являются:

  • развить мотивацию и потребность ребенка в усвоении знаний, подобрать для старшего дошкольного возраста различные виды эвристических задач по объему и степени трудности.

Программа разработана в соответствии с учебным материалом основной программы «Детство», по которой работает МДОУ. Занятия должны проводиться один раз в неделю по 30–35 мин.

Перед тем, как приступить к реализации данной программы, все возможные варианты сотрудничества с воспитателями должны быть обговорены. Исходя из общего перечня объектов развивающей, воспитательной, познавательной и учебной деятельности, воспитатели должны распределить занятия программы среди основных занятий так, чтобы занятия по развитию мышления посредством решения эвристических задач и занятия по Программе обучения и воспитания для детских дошкольных учреждений взаимно обогащали и дополняли друг друга.

В программу отобраны наиболее подходящие для старшего дошкольного возраста виды эвристических задач. При подборе задач каждого вида мы придерживались:

1) соответствия возможностей детей, как по объему элементов, так и по сложности их отношений;

2) близость жизненному (но не обязательно учебному) опыту ребенка и в то же время содержание элементов новизны, необычности формулировки, нестандартности решения;

3) стимулирования, прежде всего, самостоятельных, умственных усилий каждого дошкольника, способствующих раскрытию его творческой индивидуальности.

Степень трудности задач каждого вида как по объему, так и по сложности отношений возрастает по мере приобретения детьми умения анализировать и решать их. Решение каждой задачи, особенно на первых занятиях, необходимо подробно анализировать, давая возможность высказаться всем желающим, чтобы каждому было интересно и понятно, что он решил правильно, а где ошибался и почему.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации программы – сентябрь – январь учебного года

Тематический план занятий

Сентябрь

2 часа

Занятие 1

Составление из частей целого. Оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».

30 мин.

Занятие 2

Поиск недостающих элементов. Воссоздание целого.

30 мин.

Занятие 3

Определи, верно ли высказывание

30 мин.

Занятие 4

Установление сходства и различия

30 мин.

Октябрь

2 часа

Занятие 5

Активный перебор вариантов отношений

30 мин.

Занятие 6

Узнай сколько

30 мин.

Занятие 7

Задача – рассуждение

30 мин.

Занятие 8

Задача на установление пространственных отношений

30 мин.

Ноябрь

2 часа

Занятие 9

Задача на установление пространственных и функциональных отношений

30 мин.

Занятие 10

Задача на комбинаторные действия

30 мин.

Занятие 11

Задачи на нахождение сходства и различия

30 мин.

Занятие 12

Задачи на активный перебор вариантов отношений

30 мин.

Декабрь

2 часа

Занятие 13

Задача на комбинаторные действия

30 мин.

Занятие 14

Задача на комбинаторные действия.

Геометрия на спичках

30 мин.

Занятие 15

Решение задач на перебор комбинаторных действий

30 мин.

Занятие 16

Задачи на планирование деятельности

30 мин.

Январь

1 час

Занятие 17

Задачи на планирование деятельности, поиск закономерностей

30 мин.

Занятие 18

Решение эвристической задачи, разбив ее на две части.

30 мин.

Полугодие

Итого

9 часов

Источник

Арина Соловьёва
Развитие логического мышления у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством эвристических заданий

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АНЖЕРО-СУДЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Соловьёва А. Б.

Развитие логического мышления у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством эвристических заданий

Сборник для воспитателей дошкольных учреждений

Анжеро – Судженск, 2018 г.

Соловьёва, А. Б. Развитие логического мышления у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством эвристических заданий [Текст]: Сборник для воспитателей дошкольных учреждений/ А. Б. Соловьёва. – Анжеро –Судженск: ГПОУ АСПедК, 2018.- 19 с.

В сборник включены задания для воспитанников дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по развитию логического мышления через использование эвристических заданий.

Сборник может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, родителям, а также студентам специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…. 3

Глава 1. Игры для дошкольников с ОВЗ…. ….4

1.1 Игры с использованием эвристического метода: погружение….….5

1.2 Игры с использованием эвристического метода: вживание. 6

1.3 Игры с использованием эвристического метода: символическое видение…. 8

1.4 Игры с использованием эвристического метода: образное видение…. 9

Читайте также:  Психология ребенка с аномалиями развития половых органов

1.5 Игры с использованием эвристического метода: придумывание…. 11

1.6 Игры с использованием эвристического метода: «Если бы…»…. 13

1.7 Игры с использованием эвристического метода: эвристические вопросы…. …14

1.8 Игры с использованием эвристического метода: мозговой штурм…. …. 14

1.9 Игры с использованием эвристического метода: инверсия….15

Заключение…. …. …. …. 17

Список источников….…. …. 18

ВВЕДЕНИЕ

Для стабилизации успешной образовательной деятельности необходимым условием является развитие логического мышления, которое обеспечивает умственную работоспособность. Логическое мышление дошкольников в психолого-педагогической литературе изучено глубоко и всесторонне, но спорным остаётся вопрос об изученности логического мышления детей с ОВЗ, но это не значит, что его развитие не является актуальным. Развивать его нужно и полезно.

Как показывает практика, эвристические задания по развитию логического мышления практически не применяются или применяются редко. Таким образом, существует противоречие между пониманием необходимости развивать логическое мышление у дошкольников с ОВЗ, с одной стороны, недостаточным использованием воспитателями эвристических заданий, с другой стороны.

Разрешить противоречие мы можем через включение в практику работы воспитателей ДОУ эвристических заданий, способствующих развитию логического мышления.

Цель создания сборника игр: методическое обеспечение образовательного процесса средствами повышения уровня логического мышления через использование эвристических заданий.

В сборник включены игры, способствующие развитию логического мышления дошкольников с ОВЗ и с сохранным развитием с использованием эвристических заданий, таких как метод вживания, метод «Если бы…», метод эвристических вопросов, мозговой штурм, метод символического видения и др.

С помощью этих заданий воспитанники погружаются в игровую деятельность, тем самым развивая логическое мышление.

Достоинством данного сборника является вооружение воспитателей дошкольных учреждений практическими и методическими материалами для организации игровой деятельности на развитие логического мышления.

При создании сборника использовались материалы педагогических, психологических журналов и в большинстве наши собственные наработки.

Глава 1. Игры для дошкольников с ОВЗ

1.1 Игры с использованием эвристического метода: погружение

При такой форме обучения в течение некоторого времени происходит погружение, например, в определенное историческое событие или эпоху, в теорию, в творчество выдающегося человека. При этом обеспечивается личностное познание культурного, природного или другого образовательного объекта.

1.«В гости к писателю»

Цель: развивать логическое мышление, речь детей, способствовать освоению метода погружения.

Оборудование: иллюстрации произведений Корнея Ивановича Чуковского «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха – цокотуха», «Крокодил», стол оформленный как письменный. Презентация на тему творчества К. И. Чуковского.

Ход игры: «Ребята, сегодня мы с вами окажемся в особенном месте, но я вам не скажу, где именно, и к кому в гости мы пришли, вы сами догадаетесь, если будете внимательны и будете обращать внимание на предметы, которые вас окружают. Скажите, что вы заметили? Кому бы это могло принадлежать? А вы знаете автора этих произведений?»

Далее воспитатель проводит с детьми интерактивную викторину по сказкам К. И. Чуковского.

По такому же принципу может состояться знакомство с творчеством других писателей, предусмотренных программой обучения и воспитания в ДОУ. Главное, чтобы дети сами догадались, о ком идет речь.

1.2 Игры с использованием эвристического метода: вживание

Суть данного метода заключается в том, что ребенок пытается вжиться в объект изучения, познать и почувствовать его изнутри.

1.«Мы – цветы»

Цель: развивать логическое мышление, двигательные умения воспитанников, способствовать освоению метода вживания.

Ход игры:

– Ребята, давайте встанем в круг и представим, что мы с вами стали цветами. На нашей полянке ярко светит солнце, что будет делать цветок? Правильно высоко тянуть свои лепестки. Но вдруг, подул сильный ветер слева от вас, что будет с цветком? Куда он наклонится? А сейчас ветер дует справа от вас, куда наклонится цветок?

– А сейчас, представьте, что ветер прошёл, и на небе появилась туча, начался дождь, как поведёт себя цветок? Верно, он закроется своими лепестками. Итак, дождь прошёл, и наступила ночь. Ребята, скажите, что делают цветы, когда наступает ночь? Верно, закрываются лепестками».

2. «Мы – животные»

Цель: развивать логическое мышление, умение передавать повадки животных, воспитывать бережное отношение к живой природе.

Ход игры: «Ребята, скажите, каких диких животных вы знаете? Чем они отличаются от домашних? Я предлагаю вам поиграть в любимых ваших зверюшек. Назовите, каких животных вы для себя выбрали? Почему? Сейчас я буду говорить вам ситуации, а вы, изобразите их».

Далее воспитатель предлагает изобразить повадки,при которых: животное охотится, спит, ходит, играют и т. д. Или как изменится их поведение, если им понадобится спасаться от хищников?

3. «Мы – птицы»

Цель: развивать логическое мышление, умение передавать повадки птиц, воспитывать бережное отношение к живой природе.

Ход игры: воспитатель «Ребята, скажите, каких птиц вы знаете? А у вас дома есть птицы? Вы бы хотели сегодня побыть в роли птицы? Для начала, выберите для себя птицу, которой вы бы хотели быть. Каких птиц вы выбрали? Почему именно этих? А сейчас будь те внимательны, я буду говорить ситуации, а вы пытайтесь прожить их так, как бы это сделали ваши птицы. Представьте, что в небе ярко светит солнце и хорошая погода, что бы сделали птицы? Вдруг, на небе сгустились тучи, и загрохотал гром. Прошёл гром, но начался ливень. Ливень закончился, на небе снова появилось солнце. Вдруг, птицы заметили за собой погоню. Птицы, оказались у себя в гнезде, но оно было поломанным».

1.3 Игры с использованием эвристического метода: символическое видение

Дети наблюдают какой-либо объект с целью понять и изобразить его символ в любой форме (графической, словесной, схематичной и т. д.).

1.«Королевские художники»

Цель: развивать логическое мышление дошкольников, мелкую моторику, способствовать освоению метода символического видения.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям побыть в роли королевских художников, и нарисовать флаг королевства «Сказочное». Воспитатель обсуждает с детьми, возможные варианты того, что можно изобразить на флаге. Далее дети рисую флаг, при этом объясняя свои действия, приводят аргументы. В конце, когда дети завершили свои работы, воспитатель просить детей представить свой флаг, рассказать о нём и почему они представляют себе флаг королевства «Сказочное» именно таким.

2.«Рисуем сказку»

Цель: развивать логическое мышление дошкольников, мелкую моторику, способствовать освоению метода символического видения.

Ход игры: Воспитатель предлагает изобразить знакомую детям сказку «Заюшкина избушка» и пересказать её с помощью вспомогательных картинок, которые им можно сделать самим. Воспитатель приводит пример изображения героя –Зайца, и говорит, что его можно обозначить кругом, так как это отражает его характер, пугливый, при опасности сжимается в комок, потому и круг. Далее воспитатель предлагает найти символы и другим героям сказки. Педагог подводит детей к пониманию связи животного и символического изображения. Например, лиса- треугольник, потому что у нее треугольная мордочка. Медведь- квадрат, потому что он крупный, угловатый, и т. д. Петуха, воспитатель предлагает изобразить с помощью нескольких геометрических фигур. После того, как дети изобразили всех персонажей в виде геометрических фигур, воспитатель предлагает пересказать сказку по этим схемам.

1.4 Игры с использованием эвристического метода: образное видение

Воспитанники смотрят, например, на горящую свечу и пытаются увидеть и нарисовать те образы, которые они увидели.

1.«Клякса»

Цель: развивать логическое мышление дошкольников, воображение, способствовать освоению метода образного видения.

Читайте также:  Развития ребенка по неделями фото

Оборудование: изображения с разными кляксами.

Ход игры: воспитатель «Ребята, посмотрите на картинку, что вы видите? На что похожа эта картинка, это клякса, но если вы будете внимательны, то сможете увидеть разные образы. Кто и что видит?» Выслушиваются варианты ответов детей. Поощряется разнообразие вариантов, но дети должны видеть совпадение, а не просто называть то, что придет в голову.

Далее показываются разные по виду и цвету кляксы, в которых дети ищут совпадения.

2.«Рисуем облака»

Цель: развивать образное, логическое мышление, изобразительные навыки, дошкольников.

Оборудование: изображения картинок с разными облаками.

Ход игры: воспитатель, «Ребята, скажите вы любите смотреть на облака, когда загораете или из окна? А приходилось ли вам замечать в облаках, какие-то фигуры, игрушек или животных? Что вы замечали? Сегодня я приготовила для вас рисунки облаков, у каждого из вас они разные. Я предлагаю вам внимательно изучить своё облако, и увидеть, а затем с помощью карандашей изобразить то, что вы увидите, когда вы завершите свои работы, то расскажите о них и мы с вами оформим выставку».

3.«Геометрические фигуры»

Цель: развивать логическое мышление дошкольников, воображение, способствовать освоению метода образного видения.

Оборудование:геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги, прямоугольники.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям назвать все фигуры, которые они перед собой видят, затем просить найти сходство между геометрическими фигурами и предметами, которые нас окружают, приводит свой пример (прямоугольник похож на шкаф, телевизор, зеркало, скамья и т. д., затем просит дорисовать некоторые детали на геометрических фигурах, что бы получился какой-либо предмет.

1.5 Игры с использованием эвристического метода: придумывание

Детьми создается новый, неизвестный ранее продукт. Например, додумывается сказка, в которой произошел неожиданный поворот (Курочка Ряба снесла не 1, а 3 золотых яйца). При этом игра проходит в 3 этапа с последующим усложнением

1. «А что если…»

Цель: развивать логическое мышление, речь, способствовать освоению метода придумывание.

Оборудование: иллюстрации из сказки «Красная шапочка».

Ход игры: Детям читается сказка «Красная шапочка» в середине сказочного повествования воспитатель задаёт вопрос «А что если красная шапочка убежала от волка?». Далее каждый из детей высказывает свой вариант развития событий, опираясь на иллюстрации. В финале получается совсем другая сказка.

2. «Что было потом?»

Цель: развивать логическое мышление, монологическую речь, воображение.

Ход игры: Детям предлагается сочинить продолжение любой выбранной вами сказки. От предыдущего данный прием отличается тем, что классический сюжет сказки мы не меняем, а придумываем лишь продолжение истории, отталкиваясь от известных персонажей и событий.

3. «Салат из сказок»

Цель: развивать логическое мышление, память, воображение.

Ход игры: Дети сидят за столом. На магнитной доске иллюстрации из известных им сказок. Детям по очереди предлагается начать сказку, затем по очереди дети продолжают сказку, при этом смешивая героев и события из разных сказок. Детям предоставляется полная свобода воображения, но педагог должен в итоге рассказать новую сказку в логической последовательности, чтобы дети осознали, что у них получилось.

1.6 Игры с использованием эвристического метода: «Если бы…»

Дети рисуют или устно описывают картину о том, что случится, если в мире что-нибудь изменится (например, исчезнут слова, все люди переселятся на Марс, и др.)

1. «Люди и говорящие животные»

Цель: развивать логическое мышление, монологическую речь, воображение.

Ход беседы: «Ребята, скажите, у вас есть домашние животные? Какие? Как вы играете с ними? Представьте, что однажды ваши животные, научились говорить, как люди. Что бы изменилось в мире? Почему вы так считаете?»

2. «Люди и жесты»

Цель: развивать логическое мышление.

Ход беседы: «Ребята, представьте, что люди перестали говорить. Что изменится в мире? Как им научиться общаться? Как человек сможет выражать свои просьбы? Покажите своими жестами, как человек может попросить еду или воду. Как можно выразить желание пойти погулять? А как можно поздороваться или попрощаться? Сейчас я выберу водящего и он изобразит какую – либо просьбу, а вы угадаете и объясните, почему вы решили именно так».

1.7 Игры с использованием эвристического метода: эвристические вопросы

Задаютсянесколько ключевых вопросов: “Кто? Что? Где? Зачем? Как? Чем? Когда? И т. д. ” для того, чтобы найти сведения о каком-либо объекте или событии.

1.«Мир живой природы»

Цель: развивать логическое мышление, речь, способствовать освоению метода эвристических вопросов.

Ход игры: «Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру и поближе познакомиться с миром живой природы, поговорить о комнатных растениях. Я буду поочерёдно задавать вам разные вопросы, а вы – отвечать и говорить, почему вы так считаете. Например, если я спрошу, что? Вы ответите – цветок?Я спрошу: где, и вы можете сказать о том месте, где вы обычно представляете себе комнатное растение. Например, что? (цветок, где? (на окне, что делает? (растёт, что будет, если не поливать? (завянет, почему? (не будет получать питание)».

1.8 Игры с использованием эвристического метода: мозговой штурм

Происходит сбор как можно большего количества мыслей, идей в ходе обсуждения.

1. «Герб города»

Цель: развивать логическое мышление.

Ход игры: Перед началом работы с детьми проводится беседа о чем-либо, например о гербах. У детей спрашивают, знают ли они, что такое герб, для чего он существует, что должно на нём изображаться. Далее предложить попробовать себя в роли художников и попробовать самим нарисовать герб города под названием «Математика». Но сначала перечислить как можно больше математических объектов для герба. Дети во время мозгового штурма перечисляют цифры, знаки, геометрические фигуры, а затем рисуют герб.

Данное эвристическое задание можно использовать во время любой НОД, главное выбирать ситуации из повседневной жизни, близкие быту детей, например, как спрятаться от дождя, от солнца, от ветра и т. д.

1.9 Игры с использованием эвристического метода: инверсия

Применяются принципиально противоположные альтернативные решения взамен стереотипных приемов.

1. «В закрытой комнате»

Цель: развивать логическое мышление дошкольников.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям, представить, что они оказались, заперты в комнате и им нужно выбраться из неё. Просит назвать варианты спасения, но уточняет, что они могут быть нестандартными и идти нужно от обратного, например, чтобы выбраться из комнаты, не обязательно сразу идти к двери, выход можно искать в другом, даже в окне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью создания нашего сборника игр являлось: методическое обеспечение образовательного процесса средствами повышения уровня логического мышления через эвристические задания.

В ходе его апробации была выявлена динамика в развитии логического мышления, а так же экспериментально проверенно, что эвристические задания, предложенные в данном сборнике, положительно влияют на развитие логического мышления дошкольников с ОВЗ.

Уважаемые педагоги, Вы можете применять игры и упражнения в том виде, в каком они предложены, но и опираться на собственное творчество при модификации игр, их комбинации, усложнении или упрощении в зависимости от индивидуальных особенностей ваших воспитанников.

Удачи Вам в развитии памяти Ваших малышей!

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Сказки по- новому [Электронный ресурс]/ https://vytvoryandia.ru/- Режим доступа: https://vytvoryandia.ru/ – Загл. с экрана.

2. Технологии эвристического обучения [Электронный ресурс]/ https://studbooks.net/ – Режим доступа: /https://studbooks.net/ – Загл. с экрана.

Источник