Мышление и умственное развитие ребенка
Главных факторов, определяющих ум и интеллект ребенка, всего два. Первый из них — это наследственность. А второй — окружение, в котором растет и развивается малыш. И если наследственные факторы — это неуправляемый и непредсказуемый процесс, то создание развивающей среды под силу любой заботливой семье. Важно понимать, что ребенку можно навредить как отсутствием родительского воспитания, так и круглосуточной интеллектуальной нагрузкой до психического срыва. Поэтому давайте разберемся, в чем есть тонкости умственного и интеллектуального развития и как правильно на них влиять.
Содержание:
- Ум и интеллект — это одно и то же?
- Типы умственного развития ребенка
- Стадии интеллектуального развития
- Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста
Ум и интеллект — это одно и то же?
Вообще, эти понятия достаточно близки и их часто путают. Но это не одно и то же.
Начальные умственные способности у ребенка определяются его наследственными факторами.
Они проявляются в способности малыша адекватно реагировать на окружающую среду. Например, после двух месяцев он проявляет “комплекс оживления”, когда видит маму. Далее, взрослея, ребенок понимает, что у бабушки конфеты выпросить проще, чем у папы; а когда у мамы плохое настроение, то лучше не попадаться ей на глаза. Это значит, что ребенок становится “умнее”.
Выраженная склонность ребенка к чтению или игре на музыкальных инструментах, или решению сложных задач — это тоже врожденные способности.
По мере взросления ребенка его умственное развитие замедляется и, по мнению многих научных школ, прекращается в районе 20-25 лет на моменте окончательного формирования мозга.
Но! Зато с возрастом усиливается значение интеллектуального развития детей. Основой интеллектуального развития ребенка является семейное, дошкольное, школьное образование.
Нельзя рассчитывать на то, что развитие интеллекта и воспитание ребенка — это задача только для воспитателей и учителей. Ни в коем случае! В семьях, где родители заботятся о развитии малыша: разговаривают с крохой с самого момента рождения, читают ему книжки, отвечают на миллион «почему», выбирают ему подходящие занятия и кружки — в таких семьях дети успешно реализуют потенциал своих умственных способностей.
Типы умственного развития ребенка
С момента рождения все дети отличаются друг от друга. Развитие каждого ребенка идет по индивидуальной схеме и во многом зависит от генетического фактора. Начальные задатки ребенка будут в немалой степени определяться способностями и увлечениями родителей. Очень рано у ребенка начнет проявляться определенный тип умственного развития.
Лингвистический тип
Дети этого типа легко и безболезненно научаются читать и писать. Отличные рассказчики, обладают богатым словарным запасом. Легко запоминают большие объемы информации. Могут бесконечно рассматривать, читать и перечитывать любимые книги.
В будущем для них привлекательны такие профессии, как журналист, педагог, политик, писатель.
Логико-математический тип
Будущие математики, физики, изобретатели с раннего возраста любят наблюдать, перекладывать, сортировать. Им нравится считать в голове, легко даются шашки, шахматы.
Во многом они воспринимают окружающий мир через цифры и формулы. Цифровой мир — это их мир. ”Не от мира сего”- это часто про них.
Пространственный тип
Дети такого типа мыслят объемно, пространственно. Любят делать перестановки в комнате, видят вещи в их взаимосвязи, обладают вкусом. Они с малого детства любят рисовать, конструировать, изобретать.
В будущем плодами их воображения становятся различные изобретения, красивые здания, дизайнерские решения. Наиболее часто встречается у художников, архитекторов, дизайнеров, конструкторов.
Музыкальный тип
Большую часть окружающего мира дети с таким типом развития воспринимают через музыкальное сопровождение. Они быстро запоминают мелодии, имеют музыкальный слух, хорошо двигаются под музыку, тоньше чувствуют голосовые интонации. Любят думать, двигаться и даже засыпать под музыку.
Это будущие артисты, музыканты, художники.
Двигательный тип
Им наделены дети, которым легче обучаться в движении. Не усидчивы, очень активны. Они хорошо развиты физически, отлично проявляют себя на уроках труда. При этом хорошо выражают свои чувства, артистичны. Не заметить их просто невозможно.
В них хорошо просматривается актерская или спортивная жилка.
Межличностный тип
Ребенок быстро находит общий язык и легко общается с другими людьми, даже незнакомыми. Про таких говорят: “Язык до Киева доведет”.
Часто встречается у политиков, актеров, ораторов, торговцев, .
В различных сочетаниях у каждого ребенка встречаются все типы умственного развития. Задача родителей заключается в своевременном определении ведущих способностей ребенка, которые необходимо системно развивать и поддерживать.
Врожденные умственные способности — это важная составляющая успешного обучения, но не главная. Не всегда из одаренного ребенка вырастает глубокая творческая личность. И наоборот, средние способности при большом усердии в обучении, посещении дополнительных занятий, кружков могут стать основой для развития высокоинтеллектуальной личности.
Пора разобраться, что такое интеллектуальное развитие и как “накопить” интеллект.
Стадии интеллектуального развития
Интеллектуальное развитие базируется на развитии основных психических процессов — памяти, мышления, восприятия, воображения. В процессе развития интеллекта выделяются несколько стадий.
1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 2-х лет)
Интеллектуальное развитие в этом возрасте – это стихийный процесс, возникающий из предметно-житейского опыта ребенка.
Сначала между ребенком и окружающей средой возникают предметные действия. Ребенок познает окружающий мир с помощью органов чувств путем воздействия на предметы. Для этого ему необходимо их рассмотреть, потрогать, стукнуть, бросить, попробовать “на зуб”.
К примеру, крепко сжатые кулачки младенца к 2-м месяцам начинают расслабляться. Он берет игрушку, она «тренирует» руку. Рука «тренирует» глаз, так как зрительное отражение движений рук усиливает процесс самосознания. Глаз «тренирует» руку за счет развития глазомера и точности.
Понятно, что родителям необходимо подбирать яркие, привлекательные игрушки с разными свойствами и размерами.
2. Дооперационная стадия (с 2 до 7 лет)
Начало этой стадии – усвоение речевых звуков родного языка и способность ребенка к символическим действиям, например, помахать ручкой при прощании или покормить куклу. Наиболее ярко символическое мышление проявляется в детских играх.
По мере расширения и усложнения опыта ребенка происходит превращение предметных действий в умственные операции, то есть действия, выполняемые во внутреннем, мысленном плане. Это, например, устный счет до 10, различение понятий “справа и слева”, определение времени года по словесному описанию (в какое время года идет снег, и детишки катаются на санках?). Разнообразие взаимодействия ребенка с миром все в большей степени приобретает интеллектуальное содержание.
В этом возрасте ребенок становится «почемучкой». Задача родителей давать развернутые вопросы на различные вопросы ребенка. На многие “почему” не всегда есть однозначный ответ, поэтому будет очень полезно порассуждать вместе с малышом о различных вариантах решения вопроса.
Ребенку важно научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отвергая и не избегая ситуаций, которые его вызывают.
3. Стадия конкретных операций ( с 7 до 11 лет)
В 6-7 лет ребенок идет в школу, получение знаний приобретает системный характер. Но обучение в этом возрасте методически построено на ярких, понятных примерах, особенно в 1-2 классе начальной школы. Ребенок осваивает чтение, письмо, счет. С помощью практических опытов постигает все больше и больше абстрактных понятий.
Например, убеждается в неизменности количественных, размерных, весовых показателей предметов при их перемещениях, перекладываниях. Если три конфеты, зеленый мячик или тяжелый брусок переложить из маленькой коробки в большую, то, к сожалению, конфет от этого больше не станет, да и мячик не изменит свой цвет, и брусок точно не станет легче. Ничего не изменится: свойства предметов останутся прежними. Так на практике постигается принцип сохранения.
Родителям очень важно поддерживать новые познавательные и творческие начинания своего юного испытателя, даже если они неудачны. Надо относиться к ним с уважением и теплотой: ребенок старается не только для себя, но и для тех, кого любит.
4. Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет )
В этом возрасте формируются начальные научные представления об окружающем мире без взаимосвязи с конкретной реальностью. Это значит, что ребенку уже не обязательно, да часто и просто невозможно, увидеть, потрогать, измерить объект изучения, чтобы понять его. Ведь на уроках он уже знакомится с химическими элементами, строением молекулы, законами физики.
Кроме того, он становится способен к саморазвитию, самообучению. Он может сам сформулировать интересующий его вопрос, найти подходящий источник знаний, изучить ответ и применить полученные знания.
В этом возрасте у ребенка должна быть возможность побыть одному, самому позаниматься своими делами. Избыток опеки может затормозить саморазвитие и творчество.
Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста
Существует много методов диагностики умственных возможностей и интеллектуального развития ребенка. Для примера и понимания приведем несколько тестов, которые проходит дошкольник у психолога перед поступлением в в 1-ый класс.
Исследования развития памяти
Уровень развития памяти у ребенка можно оценить по следующим заданиям:
- Слуховая память
Три раза равномерно, с перерывами произносится ряд двузначных чисел (до 20) в произвольном порядке. Например, 15, 12, 10, 18, 16, 19, 17, 11 (общим количеством 8 штук).
Каждое правильно воспроизведенное число — 10%. Норма — 60%.
- Зрительная память
Предлагается ребенку в течение минуты посмотреть на 10 предметов, лежащих на столе. Далее, уже несмотря на стол, по памяти, он называет предметы, которые запомнил
Норма — не менее 60%.
- Логическая память
Подбирается 8 пар слов по принципу: часть — целое. Например: колесо — машина; листья — дерево; капля — дождь и т.д. Произносятся пары с интервалом в 2 — 3 секунды. После короткого перерыва (15 сек) вторично произносятся только первые слова, второе слово ребенок должен вспомнить сам.
Норма — не менее 60%.
Исследование развития мышления
Развитие мышления взаимосвязано с развитием памяти, внимания, двигательной активностью. У дошкольников этот процесс дополняется ростом его самопознания. Ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на мнение близких людей.
Тест для изучения самооценки у дошкольников (по Т.Д. Марциновской)
Предлагается рисунок лестницы из 7 ступенек. Посредине ее нужно расположить фигурку человека. Ребенку объясняют задание: видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших хороших детей; чем выше, тем лучше дети, на самой вершинке — самые хорошие. На какую ступеньку ты сам себя поставишь?”
Оценка. Считается нормой, если дети предшкольного возраста ставят себя на ступеньку “очень хорошие” и даже “самые хорошие дети“. Положение любой из низших ступенек (тем более на самой низшей) говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
Исследования развития восприятия
При достаточно развитом восприятии дошкольник знает основные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат ) ,оценивает положение предметов в пространстве (выше — ниже, вправо — влево), мысленно находит часть целого и достраивает из фрагментов целые образы.
Тест. Выделить части из целого по какому-либо признаку.Например, кошка: голова, лапы,туловище, хвост. Проще, если перед ребенком находится реальный предмет анализа. Сложнее разложение мысленного образа объекта.
Определение более 60% частей предмета считается достаточным.
Исследования креативности
Творческие способности у детей могут проявляться по-разному. Предлагаемый тест (по А.Р. Лурия) оценивает степень владения обобщающими понятиями и оригинальность предлагаемых решений.
Ребенку предлагается запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам рисует лаконичный эскиз, который потом помогает ему это слово воспроизвести (рисунок как средство для запоминания слова).
Дается 10 слов (словосочетаний). Например, солнце, снег, веселый мальчик, грустная лошадка, вкусная сосиска и т.д. После прослушивания ряда слов и создания соответствующих рисунков ребенок по своим эскизам воспроизводит заданные слова
Норма — 60% воспроизведенных слов.
Самое главное, что хотелось бы донести по родителей — это то, что врожденные умственные способности не гарантируют ребенку отличных знаний и успешной карьеры в будущем. Очень важно не допустить появления у одаренного ребенка звездной болезни, которая не даст ему успешно и системно развиваться.
Ребенка со средними и слабыми способностями нужно поддерживать, вселять уверенность в своих силах. Для этого следует много и доброжелательно общаться с ребенком, давать знания, развивать все стороны детской личности.
И помним: востребованными и высококлассными специалистами не рождаются, а становятся!
Источник
Готовность ребенка к обучению определяется не объемом знаний, что он имеет, а тем, насколько у него развита умственная деятельность, то есть умение анализировать предметы, воспринимать, сравнивать их, систематизировать, группировать, обобщать.
Мыслительные процессы у детей
Именно умение совершать мыслительные операции обеспечивает детям сознательное усвоение знаний и одновременно дальнейшее умственное развитие ребенка.
Умственное развитие ребенка можно проследить в трех плоскостях:
- что ребенок знает, его мировоззрение, сложилась ли у него картина мира на конец дошкольного детства;
- на каком уровне развития находятся умственные способности, познавательные процессы ребенка: восприятие, память, речь, мышление, воображение, внимание; на что направлены его интересы; к чему имеет склонности, способности;
- насколько ребенок овладел некоторыми учебными навыками -чтения, счета, письма, организованности и тому подобное.
Понятно, что в общей картине умственного развития эти показатели взаимосвязаны.
Все дети 5-6 лет имеют определенные общие признаки умственного развития и вместе с тем каждый ребенок по каждому из этих показателей имеет отчетливые индивидуальные различия, которые больше всего зависят от тех условий, в которых растет и развивается ребенок.
Исследователи считают, что более 80 % тех знаний, которые имеет взрослый человек, усваиваются в дошкольном возрасте.
Итак, дошкольный возраст — особый относительно умственного развития ребенка и человека. Именно в эпоху дошкольного детства бурно развиваются все познавательные процессы: восприятие, память, речь, мышление, фантазия, начинают развиваться основные способности, интересы.
Знания, бесспорно, являются важным показателем умственного развития ребенка или взрослого человека.
Но о высоком уровне развития можно говорить только в том случае, когда знания ребенок приобретает самостоятельно, когда строятся занятия, игра, труд или обучение ребенка так, что создаются условия для развития его собственных познавательных возможностей, способностей, познавательных процессов — сенсорики (ощущений и восприятий), памяти, речи, воображения, мышления, внимания.
Умственное развитие ребенка — последовательность
Все эти процессы развиваются в определенной последовательности — от практического разума к теоретическому и, одновременно, в комплексе, то есть те, которые уже развились, являются основой для развития более сложных.
В умственном воспитании нужно предусмотреть определенную цепочку процессов.
Выдающийся исследователь проблем развития ребенка А.В.Запорожец писал, что умственное развитие ребенка как здание: этаж за этажом. Если какой-то этаж опустили, здание будет шатким.
Такие же пробелы бывают в умственном развитии, что проявляется в его этажности (знает, но не понимает), недееспособности и тому подобное.
Важной составляющей готовности к обучению является познавательная активность.
Дети, у которых эта активность развивается своевременно и нормально, нередко досаждают взрослым вопросами типа „Что это?», „Почему?» и др.
Такая своеобразная любознательность детей и удовлетворение ее взрослыми стимулируют умственное развитие ребенка, способствуют формированию осмысленных знаний, то есть таких, которыми дети способны самостоятельно пользоваться в новых для них ситуациях, решать новые бытовые и учебные задачи.
Известно, что не у всех детей, которые приходят в школу, сформированы те умственные свойства, которые обеспечивают им дальнейшее успешное приобретение знаний и навыков. Эти дети испытывают большие трудности как в процессе усвоения знаний, так и во время их применения.
Несформированность умственной деятельности ведет к формальному усвоению знаний, которые характеризуются поверхностностью, и недостаточной гибкостью. Такие знания непрочны, они быстро забываются.
Итак, в многогранном процессе подготовки детей к школе особое место занимает развитие их мыслительной деятельности и познавательной активности. Если ребенок умеет читать, это еще не значит, что он уже подготовлен к школе.
Более значительным показателем этого является понимание прочитанного или прослушанного: умение устанавливать причинно-следственные связи в описанных явлениях, ответить на вопросы по поводу прочитанного, рассуждать.
Игра как средство развития мыслительной деятельности
Развитие мыслительной деятельности дошкольников обычно осуществляется в процессе игры, однако игра при этом должна быть направлена на умственное развитие ребенка и определенных мыслительных действий.
Мыслительный процесс — сравнение
Большого внимания в работе с дошкольниками требует такая важная мыслительная операция как сравнение, поскольку именно оно лежит в основе познания. Узнать какой-то предмет — значит отнести его к некой категории.
Еще К.Д.Ушинский говорил, что если бы мы встретились с предметом, который не могли бы ни с чем сравнить и ни от чего отличить, то мы не могли бы его узнать.
Сравнение неразрывно связано с другими мыслительными операциями: анализом — выделением отдельных частей, признаков предмета и синтезом — их сочетанием.
Ведь чтобы сравнить предметы по какому-либо признаку, нужно выделить его в объектах, которые сравниваются.
Таким образом, обучая детей сравнивать, мы одновременно учим их выделять и сопоставлять признаки предметов.
Развивая у детей умение сравнивать, их нужно приучать делать это последовательно.
Они должны понять, что сравнение осуществляется в определенном порядке. Если, например, сравниваются куклы, то сначала надо рассмотреть волосы, лицо, далее — руки, одежда, ноги, обувь, размер.
Сравнение в определенной последовательности обеспечивает ребенку подходящий анализ всех выделенных признаков.
Развитие анализа, сравнения обеспечивает у дошкольников формирование более сложных мыслительных операций классификации и обобщения, то есть объединение предметов и явлений в группы, классы на основе общих признаков.
Например, овощи растут на огороде, фрукты — это плоды, которые растут в саду на деревьях. Сложность этого процесса заключается в том, что предметы объединяются по общим, существенным признакам, которые не совпадают с внешними.
Каждый предмет имеет различные признаки, по которым он может быть отнесен в ту или иную группу. К примеру, есть тетради для письма, математики, рисования. Чтобы отнести конкретный тетрадь к некой категории, необходимо выделить определенный признак.
Группировка в мыслительной деятельности
Дошкольники, группируя предметы, часто опираются на внешние, видимые признаки и поэтому классифицируют их неправильно. Учитывая то, что правильность обобщения обеспечивает формирование у детей правильных понятий об окружающем мире, развитию этой операции должно уделяться много внимания. С этой целью целесообразно использовать различные игры.
Например, детям предлагаются 16 рисунков, из которых можно образовать восемь пар по родовыми признаками (стол, кровать, брюки, рубашка, корова, лошадь, яблоко, груша, ботинки, сапоги, машина, автобус, морковь, огурец, дуб, береза).
Надо найти пару к каждому рисунку. Когда малыши выполнят задание, воспитатель просит назвать обобщающим словом каждую пару. Если кому-то из детей задание кажется сложным, воспитатель одну группу называет сам. Воспитатель может подготовить много вариантов этой игры, исходя из имеющегося у него материала.
Целесообразно менять принцип группировки, чтобы дети понимали, что между предметами существуют разные связи. Так, можно предложить изображения предметов, которые сочетаются с функциональными связями.
Классификация как мыслительный процесс
Развитие классификации и обобщения у детей лучше происходит, когда их учат видеть несколько признаков в предметах, по которым их можно сочетать.
Например, задача, которая предполагает группировку предметов с учетом двух признаков — функционального назначения и размера. Дети должны выбрать среди рисунков, изображенных на отдельных карточках, подходящие по смыслу и размеру тех, которые представлены на большой карте.
Этой цели хорошо служат такие игры. Воспитанникам предлагают отдельные рисунки, на которых изображены корова, лошадь, свинья, коза, заяц, мышь, тигр, лев, медведь, курица, утка, гусь, воробей, ласточка, индюк, ворона, снегирь. Воспитатель предлагает детям разделить картинки на две группы, назвать одним словом каждую группу.
Малыши имея представления о животных и птицах, делают это без труда. Далее воспитатель дает детям рисунки, на которых изображены только животные и просит разложить и на две группы, но не объясняет как. Дети должны отделить диких животных от домашних. Если дети самостоятельно не справятся с этим, возможны различные виды помощи:
- воспитатель сам кладет тигра в одну сторону, корову — в другую и предлагает детям сгруппировать самостоятельно — это наглядное пособие;
- воспитатель просит детей вспомнить, какие животные где живут, эта помощь предусматривает актуализацию знаний.
После этого аналогично используются рисунки с изображением птиц. Дети должны прежде со всего поделить их на диких и домашних.
Такие игры, формируя умение обобщать предметы по разным признакам, в то же время уточняют, обогащают знания детей, готовя их к обучению.
Развитие мыслительной деятельности предполагает формирование у детей умения размышлять, рассуждать, видеть причинно-следственные связи в явлениях. Этот процесс успешно происходит тогда, когда воспитатель не просто сообщает воспитанникам новые знания, но еще и активизирует их мышление, побуждая детей использовать свои знания о знакомых им явлениях для объяснения новых.
Такая активизация осуществляется в процессе беседы. Воспитатель, например, спрашивает детей: „Подумайте и объясните, почему весной в реке очень много воды?»
Если дети сразу не могут ответить, воспитатель дополнительными вопросами помогает им воспроизвести знания о снеге, весне. В конце концов, детям становится понятным явление, о котором их спрашивали.
Вопросы как стимул к размышлению
Вопросы, которые требуют от детей размышления, могут быть разные, но все они должны быть направлены на активизацию имеющихся у них знаний.
Например, из чего прорастает растение?
- Какой транспорт называют водным?
- Который наземным?
- Который воздушным?
- Почему в воде мяч не тонет, а круглый камень тонет?
- Станет ли снежная баба теплой, если ее одеть в шубу?
- Чем питаются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?
- Почему воздушный шарик большая, но легкая?
- Почему лужи после дождя летом быстро исчезают?
- Почему весной снег начинает таять?
- Растут ли деревья зимой?
- Почему, когда букет ставят в вазу, туда наливают воду?
- Почему у утки есть перепонки между пальцами, а у курицы нет?
Рисунок как средство мыслительной деятельности
Богатый материал для развития мыслительной деятельности дает работа с рисунками. Задачи здесь могут быть самыми разнообразными, но наиболее целесообразными для развития мышления такие, где детям надо рассуждать, раскрывать причинно-следственные связи в изображенных событиях, объяснять их.
Примером одной из таких задач является установление последовательности рисунков. Такие задания вначале выполняются с помощью экспериментатора, постепенно малыши делают это самостоятельно.
Целесообразными являются задачи на сравнение сюжетных рисунков (похожих по сюжету).
Работу с этими рисунками лучше проводить так. Сначала дети составляют рассказ по одной серии рисунков, после рассказа они могут придумать название к ней. Далее такая же работа проводится по второй серии рисунков и лишь после этого малыши получают задание сравнить рисунки, найти, чем они похожи, чем отличаются.
Итак, чтобы ребенок хорошо и охотно учился, ему должно быть интересно, любое дело должно его захватывать, быть нужным, дарить радость, наслаждение, эстетическое удовольствие, раскрывать нравственный смысл той или иной работы.
То есть умственное развитие ребенка от самого начала должно быть направлено на воспитание личности ребенка, на приобщение ребенка к важнейшим человеческим ценностям.
Источник