Музыкальный театр как средство развития личности ребенка

Музыкальный театр как средство развития личности ребенка thumbnail

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР В ДЕТСКОМ САДУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

        На современном уровне общественного развития все большую актуальность приобретает творческий, креативных подход к решению различных задач. Что же такое творческая личность и на каком этапе начинается ее формирование? Или это врожденный набор характеристик, не подлежащий корректировке? По мнению ученого Альтшуллера Г.С. воспитывать творческую личность нужно, начиная с детского сада, способную в будущем решать творческие задачи.

        Для ребенка творчество так же естественно, как игра, поэтому важно способствовать свободному выражению творческого потенциала, реализовывать способности детей в детском коллективе. Наибольшую роль в формировании необходимых качеств творческой личности может сыграть музыкальный театр. Музыкальный театр представляет собой синтез музыкального и драматического искусства, таким образом охватывая значительную сферу творчества.  

        Музыкальный театр является источником развития эмоциональности, чувств, переживаний ребенка. Театральная деятельность формирует огромный набор социальных и коммуникативных навыков. Сложно переоценить пользу от занятий сценической речью, отсутствия боязни перед сценой, аудиторией, свободы движений. Это позволяет преодолеть робость, застенчивость. Театр формирует у ребенка уверенность в себе – одно из важнейших для современного человека качеств. В совокупности с музыкальными средствами выразительности, музыкальный театр позволяет выявить и развить голос ребенка, чувство ритма, музыкальность и выразительность.  

        Влияние музыки и пения на развитие творческих способностей ребенка велико. Исполнение песен является значимым стимулом для развития памяти и интеллекта. Исполнение песни в музыкальном театре – не просто музыка, это часть драматического образа, позволяющая достигнуть наибольшего эмоционального отклика на исполняемую роль. Исполнение вокальной партии сопровождается сценическим движением, что способствует более глубокому формированию сценического образа. Сценическое движение формирует эмоциональную сферу ребёнка, его координацию, музыкальность и артистичность, воздействует на его двигательный аппарат, развивает слуховую, зрительную, мышечную память. Сценическое движение – это тренировочная дисциплина, позволяющая ребёнку открыть и развить его двигательные способности, научить тело юного актёра реактивности, выносливости, пластичности и выразительности

        Благодаря разыгрываемым спектаклям ребенок познает мир, добро и зло, проявляет свое личное отношение к ним, сопереживает героям и событиям. Наиболее приемлемой постановкой музыкального театра является сказка. Музыкальные сказки имеют воспитательное значение для детей, способствуя развитию эстетического вкуса, вызывая у детей яркий эмоциональный отклик. Детям в сказках проще передавать сценический образ и движения, речевые интонации и исполнять песни.

        Сказка развивает фантазию ребенка, служит средством умственного развития, помогает осознать музыку.

        Музыкальные сказки, как правило, имеют духовно-нравственное содержание, которое усиливает музыкальное сопровождение. Сказки вызывают сопереживание героям, соучастие, сотворчество.

        Спектакли по мотивам сказок пользуются у детей любовью.  Каждый ребенок хочет перевоплотиться в сказочного персонажа и с помощью костюма и грима изменить свою внешность.

        Постановка музыкальной сказки открывает возможность детям проявить творчество, импровизацию, фантазию. Важным моментом является включение в творческий процесс ассоциативного мышления ребенка, что обусловлено неизбежным включением предметно-пространственной среды.

        Музыкальный театр позволяет всесторонне развить ребенка, выразить его творческий потенциал, научить ставить перед собой сложные задачи и находить их творческие решения.

Источник

Таболина Надежда Павловна
Музыкальный театр в детском саду как средство формирования творческой личности

На современном уровне общественного развития все большую актуальность приобретает творческий, креативных подход к решению различных задач. Что же такое творческая личность и на каком этапе начинается ее формирование? Или это врожденный набор характеристик, не подлежащий корректировке? По мнению ученого Альтшуллера Г. С. воспитывать творческую личность нужно, начиная с детского сада, способную в будущем решать творческие задачи.

Для ребенка творчество так же естественно, как игра, поэтому важно способствовать свободному выражению творческого потенциала, реализовывать способности детей в детском коллективе. Наибольшую роль в формировании необходимых качеств творческой личности может сыграть музыкальный театр. Музыкальный театр представляет собой синтез музыкального и драматического искусства, таким образом охватывая значительную сферу творчества.

Музыкальный театр является источником развития эмоциональности, чувств, переживаний ребенка. Театральная деятельность формирует огромный набор социальных и коммуникативных навыков. Сложно переоценить пользу от занятий сценической речью, отсутствия боязни перед сценой, аудиторией, свободы движений. Это позволяет преодолеть робость, застенчивость. Театр формирует у ребенка уверенность в себе – одно из важнейших для современного человека качеств. В совокупности с музыкальными средствами выразительности, музыкальный театр позволяет выявить и развить голос ребенка, чувство ритма, музыкальность и выразительность.

Влияние музыки и пения на развитие творческих способностей ребенка велико. Исполнение песен является значимым стимулом для развития памяти и интеллекта. Исполнение песни в музыкальном театре – не просто музыка, это часть драматического образа, позволяющая достигнуть наибольшего эмоционального отклика на исполняемую роль. Исполнение вокальной партии сопровождается сценическим движением, что способствует более глубокому формированию сценического образа. Сценическое движение формирует эмоциональную сферу ребёнка, его координацию, музыкальность и артистичность, воздействует на его двигательный аппарат, развивает слуховую, зрительную, мышечную память. Сценическое движение – это тренировочная дисциплина, позволяющая ребёнку открыть и развить его двигательные способности, научить тело юного актёра реактивности, выносливости, пластичности и выразительности

Читайте также:  Виды нарушений речевого развития ребенка

Благодаря разыгрываемым спектаклям ребенок познает мир, добро и зло, проявляет свое личное отношение к ним, сопереживает героям и событиям. Наиболее приемлемой постановкой музыкального театра является сказка. Музыкальные сказки имеют воспитательное значение для детей, способствуя развитию эстетического вкуса, вызывая у детей яркий эмоциональный отклик. Детям в сказках проще передавать сценический образ и движения, речевые интонации и исполнять песни.

Сказка развивает фантазию ребенка, служит средством умственного развития, помогает осознать музыку.

Музыкальные сказки, как правило, имеют духовно-нравственное содержание, которое усиливает музыкальное сопровождение. Сказки вызывают сопереживание героям, соучастие, сотворчество.

Спектакли по мотивам сказок пользуются у детей любовью. Каждый ребенок хочет перевоплотиться в сказочного персонажа и с помощью костюма и грима изменить свою внешность.

Постановка музыкальной сказки открывает возможность детям проявить творчество, импровизацию, фантазию. Важным моментом является включение в творческий процесс ассоциативного мышления ребенка, что обусловлено неизбежным включением предметно-пространственной среды.

Музыкальный театр позволяет всесторонне развить ребенка, выразить его творческий потенциал, научить ставить перед собой сложные задачи и находить их творческие решения.

Источник

АЛЁНА ТЕДЕТЫ
Музыкально-театрализованная деятельность — средство всестороннего развития ребёнка в ДОУ

Современный динамично меняющийся мир предъявляет высокие требования к развитию личности наших воспитанников. В наше время качество жизни оценивается через призму успеха, достижения целей. В формировании всесторонне развитой, конкурентоспособной личности немаловажную роль играет творческое и эстетическое развитие детей.

Дошкольный возраст – это период закладывания фундамента, на котором будет основана вся дальнейшая жизнь человека. Нравственное, художественно-эстетическое воспитание является важной составляющей того «цемента», на котором будет строится жизненная платформа человека. Одним из средств, которое помогает претворять в жизнь данное направление является музыкально-театрализованная деятельность.

Музыкальный театр – средство взращивания в маленьком человечке духовных и физических потенциалов для успешного будущего. Богатство внутреннего мира, развитая фантазия, воображения будут надёжным спутником успешного человека. И конечно нельзя выпускать из внимания такую не маловажную составляющую, как психологический комфорт, гармоничность личности, достигающихся посредством воздействия музыки и возможности самореализации в театральной постановке.

Целью моей работы является: музыкальное, художественно–эстетическое развитие детей; формирование всесторонне – развитой свободной творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности.

Для достижения цели мною определены следующие задачи:

1. формирование у детей представления о театре, о разных видах театрального искусства;

2. формировать чувства прекрасного, любви к искусству;

3. расширять представления об искусстве;

4. приобщать к музыкально–театрализованной деятельности доступными для детей средствами: использовать игры, музыкальные спектакли и сказки, постановки кукольного театра как основу деятельности;

5. формирование у детей потребности духовного обогащения через театрализованную деятельность;

6. развитие навыков творческого воображения в различных видах деятельности,способствовать познавательной активности воспитанников;

Основу моей работы определяют следующие принципы:

1. Развивающее обучение – познавательная, воспитательная деятельность, направленная на побуждение детей к самостоятельному поиску, импровизации.

2. Последовательность и систематичность занятий – залог успешного применения знаний, умений и навыков на практике.

3. Доступность – учёт возрастных особенностей, уровня подготовленности детей.

4. Интегрированный подход – совместная работа с педагогами детского сада (воспитателями, осетиноведом, логопедом, с хореографом).

5. Индивидуально – дифференцированный подход не только в процессе каждого занятия, но и к каждому участнику музыкально–театрализованной деятельности; учет интересов, потребностей и возможностей каждого ребёнка.

6. Целенаправленность – цели и задачи работы строятся в соответствии с государственной политикой в области дошкольного образования (ФГОС).

Главной задачей в музыкально-театрализованной деятельности является совершенствование физических данных ребёнка, развитие элементарных музыкальных и актёрских навыков, содействие развитию интереса к миру искусства, создания благоприятного психологического климата при проведении занятий.

Реализация программ по музыкально-театрализованной деятельности в рамках ДО осуществляется с учетом следующих аспектов образовательной деятельности:

1. Развитиетворческих способностей: чувства ритма, темпа, исполнительских навыков, актёрских, развитие художественного вкуса;

2.Укрепление и сохранение здоровья:- давать нагрузку с учетом физических и психологических возможностей ребёнка.

3. Эстетическое воспитание – воспитание чувства красоты, лучших человеческих качеств, формирование осанки, походки, выразительности телодвижений.

4. Социализация ребёнка – развитие способности преодолевать трудности, создавать условия для самореализации воспитанников, научить ладить с коллективом и радоваться чужим успехам.

Данный вид деятельности проводится с детьми старшего дошкольного возраста и в итоге занятии музыкально-театрализованной деятельностью у детей развиваются творческие способности, повышается общее развитие, возрастает любознательность, стремление к познанию нового.

Элементарные основы актёрского мастерства помогли детям переживать свой образ, учили контролю своих эмоций и проявлению к окружающим.

Нельзя не отметить, что занятия музыкой, театральной деятельностью являются одним из средств тренировки внимания; разучивание песен, рисунка танца, текста способствуют также тренировке памяти.

Применение танцевальных элементов в театральных постановках помогли в развитии двигательных навыков,мобилизовали физиологические функции дошкольника: когда ребёнок танцует дыхание, кровообращение, нервно-мышечная деятельность переходят в активную фазу, заставляя организм лучше функционировать.

Читайте также:  Развитие моторной речи ребенка таблица

Активное участие детей в театральных номерах являются важным этапом в преодолении боязни публики. А ведь страх перед полным залом, перед большой аудиторией – это довольно распространённое явление в человеческой среде. Похвала родителей и педагогов приносит ребёнку положительные эмоции, создавают условия для развития творческого потенциала.

Воспитание художественного вкуса, приобщение детей к миру прекрасного, развитие способности детей слушать, воспринимать, оценивать музыку – вот основные направление музыкально-театрализованной деятельности в ДОО.

Таким образом вовлечение детей в музыкально-театрализованную деятельность выполняет ряд важных задач, поставленных перед современным образованием и является вспомогательным средством воспитания всесторонней развитой успешной личности. Всё выше сказанное говорит об актуальности и эффективности реализации и развитии мной данной темы в работе со старшими дошкольниками.

Источник

И. И.Шапкина

г. Воронеж

Казённое учреждение здравоохранения Воронежской области

«Воронежский областной специализированный дом ребёнка»

МУЗЫКАЛЬНО – ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье рассматриваются методы и приемы использования музыкально-театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: музыкально – театрализованная деятельность, дети дошкольного возраста, развитие артистических способностей.

I.I. Shapkina

Voronezh

MUSICAL – THEATER ACTIVITY as a MEANS of  DEVELOPMENT of CREATIVE ABILITIES of CHILDREN of  PRESCHOOL AGE

Annotation: the article deals with the methods and techniques of using musical and theatrical activities for the development of the creative abilities of children of preschool age.

Keywords: musical and theatrical activity, children of preschool age, the development of artistic abilities.

Для развития творческих способностей необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по музыкально-театрализованной деятельности.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Театрализация тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе.

Цель: развитие артистических особенностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи и методы: поэтапное освоение детьми видов творчества; совершенствование артистических навыков; раскрепощение ребёнка; работа над речью, интонациями; коллективные действия, взаимодействия; пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо почувствовать, сопереживать.

Принципы: импровизированность; гуманность; системность знаний; учёт индивидуальных способностей каждого ребёнка.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; упражнения для социально-эмоционального развития детей; коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции; задания для развития речевой интонационной выразительности; образные упражнения; упражнения на развитие детской пластики; ритмические минутки (логоритмика); пальчиковый игротренинг для развития моторики рук; упражнения для развития выразительной мимики.

Педагог сможет способствовать развитию творческого воображения ребёнка, его творческих способностей посредством:

  • общения – важную роль в становлении личности ребёнка играет общение со взрослыми. И если педагог рассказывает ему обо всём, что сам в настоящий момент делает, что его окружает в данную минуту, называет окружающие предметы, указывая на них и знакомя с ними ребёнка, то ребёнок не только научится понимать ваши слова, но и вашу интонацию, мимику, жесты, почувствует ваше отношение к нему, и всё это будет способствовать развитию его речи;
  • чтения литературных произведений – неоценимую помощь в общении с ребёнком окажут вам русские народные сказки, скороговорки, считалки, стихи детских поэтов;
  • музыки – необходима музыка народная, авторская, классическая, адресованная детям. Важно, чтобы музыка вошла в жизнь ребёнка, стала неотъемлемой частью его жизни, чтобы вызывала только положительные эмоции. Каждое общение с музыкальным произведением должно вызывать радостные чувства;
  • использование детских музыкальных инструментов – помогают развивать музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, умение слушать музыкальные произведения.
  • использование кукольного театра – пальчиковый, перчаточный театр, театр рукавичек, настольный театр, театр на ковролине.

Для того, чтобы влиять на развитие творческих способностей детей, необходимо изучать и оценивать уровень их развития. Для этого следует фиксировать результаты путём проведения диагностики, постановки кукольных спектаклей, драматизации сказок, проведения праздников, конкурсов, концертов (в течение года).

Театрализованная деятельность – благодатная почва для развития творческих способностей ребёнка.

Источник

В.П. Сапожникова

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад общего вида № 111»

Элементарный музыкальный театр как средство формирования творческой, полноценной и всесторонне развитой личности.

Чуткость, восприимчивость к красоте

в детские годы несравненно глубже,

чем в поздние периоды развития личности.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка ульяновск засвияжье

Потребность в красивом утверждает

моральную красоту, рождая непримиримость

ко всему пошлому, уродливому.

В.А.Сухомлинский.

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности.

Ранний и младший дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи, музыке, чтобы малыш вырос творческой всесторонне развитой личностью, сам мог выбирать свой жизненный путь и реализовывать его.

Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых является театрализация в сочетании с музыкой. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное, привить эталоны (образцы), которые формировались поколениями – главная миссия музыкального руководителя.

На современном этапе образования ФГОС определил целевые ориентиры для педагога: приоритетным является формирование личностных ценностей. Актуальность темы обоснована тем, что педагогика из “дидактической” становится “развивающей”, а значит использование элементов театрализации, развития музыкальных творческих способностей, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь одним из перспективных направлений в педагогической деятельности.

Целью моей работы является формирование художественно – эстетического развития, всесторонне развитой творческой личности младшего дошкольника средствами музыкально-театрализованной деятельности.

Для достижения цели мною определены следующие задачи:

1.Формировать чувство прекрасного, любви к искусству;

2.Приобщать к музыкально – театрализованной деятельности доступными для детей средствами: использовать игры, музыкальные спектакли и сказки, постановки кукольного театра.

3.Развивать простые навыки творческого воображения через различные виды театрализованной деятельности и музыку, способствовать познавательной активности воспитанников

4. Развивать музыкальность: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма.

5. Обогащать и активизировать словарь детей.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях с целью всестороннего развития ребенка, формирования личностных качеств, музыкальных и артистических способностей, коммуникативных навыков использую следующие методы и приемы работы:

  • игры со звукоподражанием;

  • песенки со словами – звукоподражаниями;

  • озвучение известных стихов с помощью элементарных звуков и движений («звучащих жестов»);

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

  • игры драматизации;

  • пальчиковые игры для развития моторики рук;

  • упражнения на развитие детской пластики;

  • упражнения на развитие выразительной мимики;

  • сценическое действие.

С помощью таких средств, как музыкальные произведения, музыкальные и шумовые инструменты, используемых в ходе театрализованной деятельности, я формирую эмоциональную отзывчивость к музыке, умение сопереживать выраженным в ней чувствам, оценивать музыку, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса.

Важную роль в музыкально – театрализованной деятельности я отвожу танцевально – ритмическим движениям, которые являются средством музыкального выражения образов и характеров героев, а так же способствуют эмоционально – творческому развитию малыша через музыку и движение.

Литературные произведения и произведения детского фольклора (колыбельные песни, пестушки, заговоры, потешки, прибаутки, сказки) являются неотъемлемой частью музыкального театра. Благодаря им приобщаю детей к народному и профессиональному искусству: стимулирую желание подпевать взрослому несложные песенки и попевки, умение соотносить музыку, текст и движения в играх, плясках и хороводах.

Используя в театральных постановках декорации и костюмы, даю детям представление о красоте, что формирует у детей эстетическое восприятие, а так же желание участвовать в театральных представлениях: брать на себя роли, передавая образно – имитационные движения под музыку, музыкально – игровой образ (зайчики, котята, паровозик и т.д.).

Нельзя не отметить, что занятия музыкально  театральной деятельностью являются одним из средств тренировки внимания; разучивание песен, рисунка танца, текста способствуют также тренировке памяти, развитию речи и мышления; способствуют формированию таких нравственных качеств как доброта, смелость, дружба и др.  Применение танцевальных элементов в театральных постановках помогают в развитии двигательных навыков, мобилизуют физиологические функции малыша: когда ребёнок двигается дыхание, кровообращение, нервно – мышечная деятельность переходят в активную фазу, заставляя организм лучше функционировать.

Активное участие детей в театральных номерах являются важным этапом в преодолении боязни публики. Похвала родителей и педагогов приносит ребёнку положительные эмоции, создают условия для развития творческого потенциала.

Театр с малышами – это базис формирования всесторонне развитой, полноценной личности. Таким образом, вовлечение детей в музыкально-театрализованную деятельность помогает ребенку развиваться всесторонне, а использование элементов музыкального театра в раннем и младшем возрасте является проводником в мир общечеловеческой культуры.

Литература

1. Гадукин Д. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф – педагогику. Классика – ХХI, 2012.

2. Картушина М. Ю. Музыкальные сказки о зверятах. М.: «Издательство «Скрипторий 2003»,2012.

3. Редькина Л.В. Театральная деятельность – как метод всестороннего развития дошкольников // Совушка. 2016. №2.

4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5лет. Метод, рек.,конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2013.

Источник