Музыкальный праздник в эмоциональном развитии ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32

Сообщение на РМО.

Тема: «Роль музыкальных праздников в жизни ребёнка».

                                                                                       Выполнила

музыкальный руководитель

                                                                                     Чистова Любовь

                                                                                      Николаевна.

г. Заволжье

 2019г.

Роль музыкальных праздников в жизни ребёнка.

План: 1. Характеристика и виды праздников в детском саду.

            2. Подбор репертуара.

            3.Требования к количеству номеров.

  4. Требования к раннему и дошкольному возрасту.

“Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,
Когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
Фантазии, творчества.
Без этого он засушенный цветок”…
В.А.Сухомлинский.

          С ранних лет любой человек знает, что такое праздник, и желает, чтобы их было как можно больше. Человеку свойственно стремиться к радостному и светлому ощущению жизни. Праздники не только позволяют человеку отдохнуть, они делают его добрее, отзывчивее, щедрее, воспоминания о них согревают в трудные минуты.

         Праздник – это важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!”

               Воспитательное, познавательное, эстетичное воздействие праздников, досугов на ребенка велико, а поэтому в своей работе по их подготовке и проведению важно не допускать формализма и однообразия. Праздник – визитная карточка детского сада. Здесь видна динамика развития ребенка, видно, чему он научился, насколько он комфортно себя чувствует в детском саду.

      Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.

Виды праздников:

  • народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;
  • государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;
  • международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
  • православные: Рождество Христово, Пасха, Троица и др.;
  • бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;
  • праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник “Мыльных пузырей”, “Оригами” и др.

Удачное проведение утренника определяет прежде всего хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями.

В хорошо составленной программе сценария правильно чередуются моменты действия и отдыха детей. Так, после подъемной торжественной части дети садятся и слушают стихи, после веселого общего танца – смотрят инсценировку, в которой занято лишь несколько ребят, после подвижных игр не должно быть пения. Нужно следить, чтобы дети долго не сидели на стульях.

Какими критериями можно руководствоваться при подборе репертуара?

Можно выделить три основных требования:

– художественная ценность произведения (принцип: детям – только самое лучшее!);

– доступность возрастным и индивидуальным возможностям детей;

– соответствие программным целям и задачам.

Отбирая музыкальный материал для праздничной программы, следует правильно учитывать возможности детей.

      Отметим, что музыка, которую исполняет для детей музыкальный руководитель, должна нравиться как взрослым, так и детям. Поэтому важно при выборе музыкального репертуара найти тот «золотой фонд», который бы нравился всем и при каждом повторении доставлял удовольствие.                      

         Репертуар во всех видах деятельности должен опираться на классические педагогические модели. Классику можно петь и танцевать из года в год десять и двадцать лет подряд в разных группах. К подобному репертуару по пению, например, относятся песни А. Филиппенко, Т. Попатенко, Ю. Слонова, М. Красева, Е. Тиличеесвой, В Герчик.

   Кроме того, музыкальному руководителю важно уметь объяснять родителям или другим педагогам, почему с детьми нельзя разучивать тот или другой репертуар.

      Не стоит в работе с детьми использовать только классическую и народную музыку. В понятие художественности входят такие качества произведения, как яркость и выразительность образа, соответствие формы содержанию, точность и оригинальность выразительных средств, и т.д. Как правило, дети интуитивно чувствуют и эмоционально откликаются на хорошую музыку, им хочется многократного повторения понравившейся им песни или пьесы. Действительно, такие произведения, как «Аквариум» К.Сен-Санса, «Шутка» И.Баха, «Картинки с выставки» М.Мусоргского можно слушать бесконечно!

         Музыкальный руководитель, выбирая репертуар должен понимать, что нет необходимости разучивать к каждому празднику 3-4 песни: достаточно двух. Более того, одна из этих двух песен должна быть повторением прошлогодней, которую дети будут петь, как знакомую и любимую, потому что им это будет легко и приятно! То же самое относится и к танцевально-двигательному репертуару: танец или игра могут быть повторены с некоторым усложнением, например, другим переходом или перестроением. Музыка, под которую в средней группе дети двигались с легкостью может стать основой для шумового оркестра и т.д. Музыкальный руководитель должен уметь учить многому на малом и даже единичном. Нагромождение песен и танцев на утреннике не является подтверждением высокой профессиональной квалификации музыканта, скорее наоборот.

          Работая с дошкольниками необходимо стремиться к простоте и легкости репертуара, его чистоте, детской прозрачности и увлекательности.

       Музыкальный руководитель, выбирая репертуар не должен стараться угодить ни кому из взрослых. Его заботой являются только интересы и возможности детей. А его компасом является собственный профессионализм и советы хороших профессионалов.

         Ведь даже сиюминутные детские шлягеры, такие увлекательные, на первый взгляд, являются как правило временным репертуаром, который уходит навсегда через несколько лет. Кто из детей сейчас поет замечательного «Чебурашку» В. Шаинского?

Программу утренника не следует перегружать большим количеством выступлений. Следует соблюдать чувство меры, руководствоваться художественным вкусом. Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы — все это утомляет, расхолаживает ребят, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.

       Для детей группы раннего возраста подбираются в основном детские пляски, не требующие долгого разучивания, и песни, в которых мало текста, так как дети в такой группе ещё плохо говорят. У детей группы раннего возраста праздники и развлечения по продолжительности занимают 15-20 минут.

        Начиная с группы младшего возраста, репертуар усложняется тем, что добавляются песенки, в которых уже достаточно слов, так как дети уже лучше разговаривают и с удовольствием поют и разучивают их. Пляски по сложности перекликаются с плясками детей раннего возраста. Продолжительность праздников в группе младшего возраста составляет 20-25 минут.

            В средней группе дети уже хорошо разговаривают, поэтому в сценарии праздников включается больше песен, танцевальный репертуар отличается разнообразием, т. к. у детей этого возраста хорошо развит опорно-двигательный аппарат. Продолжительность праздника составляет около 30 минут.

         Для детей старшего дошкольного возраста подбирается более сложный и содержательный сценарий, т. к. продолжительность праздника составляет 40-45 минут. Такая продолжительность позволяет ввести в сценарий больше персонажей, игр, танцев и песен.

         В подготовительной группе продолжительность праздника составляет 45-50 минут. Благодаря такой продолжительности утренника, в сценарий включаются больше персонажей. Танцы отличаются разнообразием музыкально-ритмических движений. Разучиваются песни, подготавливаются сольные выступления.

Превышать длительность утренника не имеет смысла: на 12—14-й минуте малыши и на 25—30-й минуте старшие дети начинают проявлять признаки утомления. Хронометраж программы показывает достаточность следующего количества произведений:

Младшая группа:

– 2 песни

2 танца общих;

1 игра общая;

аттракционы.

2 стихотворения индивидуальных.

Средняя группа:

2 песни общие

1 ансамбль;

2 танца общих

1 танец для девочек;

1игра ;

аттракционы;

4 стихотв. индивидуальных.

Старшая группа:

песни: 1 общая в начале утренника, 1 в середине общая + 1 ансамбль или соло;

танцы: 1 хоровод + 1 для девочек+ 1 для мальчиков + 1 индивидуальный; Игра музыкальная;

аттракционы.

6 стихотв. индивидуальных

 Подготовительная к школе гр.:

– песни – песни – 1 общая в начале + 1 общая в середине + 1 общая в конце +1 соло или ансамбль;

танцы – 1-2 общих + 1 для девочек + 1 для мальчиков + 1 для одаренных или слабых;

музыкальный игры – 2;

стихи индивидуальные – 8.

Конечно же, если дети способные, то и репертуар стараешься немного расширить. Не забывайте, что в каждом утреннике плюс еще и сказочка или инсценировка с участием детей. Главное, чтобы у детей, на протяжении всего праздника, “НЕ ПОТУХЛИ ГЛАЗКИ”. Вот для этого мы с вами и призваны всё просчитывать: репертуар, переодевание.

В программу утренников в младших группах включается больше зрелищных моментов в исполнении старших детей, взрослых. Действия малышей еще несложны, мало проявляется их самостоятельность. Песни они поют вместе с воспитателем, вначале лишь подпевая ему. Пляски и игры проводятся по показу. Как сюрпризное выступление часто вводится персонаж кукольного театра, который ведет часть программы праздника (Петрушка, Дед Мороз).

Самых маленьких дошкольников радуют, прежде всего, атрибуты, находящиеся у них в руках: флажки, воздушные шары, цветы.   

Праздничное оформление комнаты они замечают не сразу, к этому приходится специально привлекать их внимание, дать время осмотреть его. Дети вначале очень сдержанны в выражении своих чувств. Веселая музыка, движения с цветными платочками вызывают у них улыбку, желание двигаться. Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Навыки у них еще неустойчивы, и дети могут забыть порядок движений, построение в знакомой пляске, поэтому воспитатель им все время помогает.

Для детей постарше характерна большая активность в восприятии и исполнительской деятельности. Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей — все это привлекает внимание ребят. Они сами замечают детали оформления, восхищаются световыми эффектами.

На утренниках дети старших групп во многом действуют самостоятельно, без помощи воспитателя уверенно проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках. Они свободно ориентируются в коллективе, следят за правильным выполнением действий товарищей.

Главное требование к любому празднику — активное участие в нем каждого ребенка. В выступлениях должны участвовать все дети. Это достигается прежде всего тем, что часть песен, плясок, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок должен выступить индивидуально или с небольшой группой детей. Коллективные выступления всегда чередуются с индивидуальным чтением стихотворений, игрой на детских музыкальных инструментах. Иногда в сюрпризных выступлениях объединяется небольшая группа детей. Они исполняют песни и танцы различных персонажей, разыгрывают небольшие сценки-драматизации.

Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях. В индивидуальных выступлениях каждому ребенку предоставляется возможность проявить свои музыкально-творческие способности.

Родители – желанные гости на празднике. Обязательно предупредите их о необходимости принести сменную обувь. После утренника предложите родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов и пожеланий».

Литература

1. Методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. пособ. для уч-щ /Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комисарова и др. ; Под ред. Н. А. Ветлугиной – М.: Просвещение, 1989.

2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. ,1981

3. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М., 1986

4. Щенникова В. Н. Роль пособий и музыкально-дидактических игр в развитии творческой активности детей // Художественное творчество в детском саду. – М., 1974

  1. Ветлугина Н.А, Кенеман А.В., Теория и методика музыкального воспитания М., Просвещение 1983.
  2. Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. М.,Педагогика,1980.
  3. Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985.
  4. Петрушин. В. Музыкальная психология. М., “Владос” 1997.
  5. Бекина С.И. Праздник в детском саду. М., “Просвещение” 1990.

Источник

Оксана Лоде
Музыкальный досуг как средство развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста

В общую цепь радостных настроений и незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники и развлечения.

Раннее детство – период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера, а досуги эмоциональны по своему содержанию. Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания (Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. В. Кенеман, Б. М. Теплов и др.). Необходимость приобщения ребенка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости через музыкальные досуги подчеркивается в трудах Н. А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, О. П. Радыновой и др. Взгляды ученых сходятся в том, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей с ранних лет жизни. В методических рекомендациях по музыкальному воспитанию детей младшего дошкольного возраста ставится задача развития эмоциональной отзывчивости посредством досугов в ДОУ. Однако способы решения этой задачи либо отсутствуют, либо носят слишком общий характер.

Именно эти факты и обусловили актуальность темы «Музыкальный досуг как средство развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста».

Одна из ценностей младшего дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. Согласование музыкально-педагогической деятельности с природной эмоциональностью детей позволяет выстраивать процесс обучения с учетом Российских и международных законов и реализовывать эмоциональный компонент образования.

Музыкальное развитие – это результат формирования ребёнка в процессе активной музыкальной деятельности. Определённое значение имеют индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:

слуховое ощущение, музыкальный слух;

качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;

простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

Музыка – это вид искусства, воплощающий эмоциональные чувства, выраженные в звуковых образах.

В России проблему эмоциональности как фактора развития личности ребёнка рассматривали следующие учёные: Л. А. Баренбой, Н. А. Ветлугина, Л. Г. Дмитриева, А. Н. Зиминаи др. В их исследованиях отмечается, что процесс воспитания и развития эмоциональности ребёнка протекает в тесной взаимосвязи с обучением умению воспринимать художественный образ данного произведения.

Эмоциональная отзывчивость детей развивается на основе слушания музыки и накопления музыкальных представлений, овладения навыками двигаться под музыку и выразительно петь, в ходе выполнения сначала простых, а затем более сложных заданий.

По данным учёных (М. Н. Борисовой и И. Н. Нечаевой, малыши уже на третьем месяце жизни правильно реагируют и отличают крайние звуки интервала октавы, а к семи месяцам многие способны различить тон, полутон. Б. М. Теплов рассматривал этот факт как блестящую перспективу возможностей в области развития сенсорных способностей.

По мнению психолога Б. М. Теплова считаются три основные музыкальные способности:

Ладовое чувство проявляется не только как способность эмоциональной отзывчивости на общий характер произведения, смену настроений в нём, но и как чувство тяготения звуков.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по звуку.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности.

Академик Б. В. Асафьев, обобщая свои наблюдения, отмечал у одних детей хорошую музыкальную память, у других – отзывчивость на музыку, у третьих – наличие абсолютного слуха, сопровождающееся «туповатостью» восприятия более сложных художественных образов и, наоборот, у четвёртых – неразвитый слух, сочетается порой с глубоким и серьёзным интересом к музыке.

С поступлением ребёнка в детский сад начинается новый этап в его эмоциональном развитии. Мощным побудителем проявления нравственных эмоций становится детский коллектив, а также организованные воспитателем различные виды совместной со сверстниками деятельности (игры, занятия, прогулки и т. д.). Огромное значение для развития личности имеет эмоционально-психологический климат той группы, в которой находится ребёнок.

К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.

Особо важное значение для маленького ребёнка имеет установление тёплых, ласковых отношений с воспитателем. Взрослый, который сумел завоевать симпатии дошкольника, легко добивается от него выполнения предъявляемых требований, подчинения нравственным нормам поведения.

Музыкальные досуги развивают у ребёнка эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства. Восприятие ребёнком художественного произведения может развёртываться и углубляться под руководством взрослого в особых сюжетно-ролевых играх, созданных по сюжету произведения, то есть в играх-драматизациях.

Итак, на протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Музыкальные досуги представляют собой наиболее яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие радость и эстетические переживания.

Музыкальные досуги, развлеченияимеют различные виды:

–Концерты: тематические, исполнения музыкальных произведений, литературных произведений; народного творчества; детской художественной самодеятельности, музыкально-литературные.

–Народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы; игры с пением, бегом, с мячом, прыжками, малой подвижности,

–Познавательные вечера: КВН и викторины, посвящённые жизни и творчеству композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; обычаям и традициям народа, региона, страны; экологические и посвящённые природным явлениям, математические и др.

–Спортивные: игры, соревнования, эстафеты, подвижные игры с правилами,

весёлые старты, аттракционы (спортивного содержания).

–Театрализованные представления: кукольный театр, народный театр Петрушки, фланелеграф, пальчиковый, теневой, театр игрушки, плоскостной театр; инсценирование сказок, рассказов, песен; детская музыкальная опера, мюзиклы, музыкальные ритмопластические спектакли.

–Забавы: развлечения с карандашами и красками, шутки, фокусы, шарады, пословицы, поговорки, скороговорки, сюрпризные моменты.

– Просмотр видео- и телефильмов, детских телевизионных передач, слушание аудиозаписей, компьютерные игры.

–Праздники: народные и фольклорные, государственно-гражданские, международные, православные, бытовые и семейные и др.

Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем.Выделяем следующие виды праздников:

–народные и фольклорные: Святки, Масленица, день Ивана Купалы, весенне-летние игрище и забавы, Осенины;

–государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др. ;

–международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день и др. ;

–православные: Рождество Христово, Пасха, престольные и др. ;

–бытовые и семейные: день рождения, выпуск в школу, традиционные праздники в детском саду или в группе;

– праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям (праздник «Мыльных пузырей», «Воздушных шаров»).

Концерты. Слушание музыки в группе, организованное для детей в форме не больших концертов, позволяет осуществлять музыкальные воспитательно-образовательные задачи, содействует развитию у детей художественного вкуса, любви к музыке.

Драматизация. Наиболее любимая детьми форма игровой деятельности, представляющая большие возможности для развития их творческого воображения.

Возникающие в повседневной жизни игры детей в «театр», «спектакль», «концерт» заключают в своём содержании различные компоненты драматизации.

Игры-драматизации имеют большое значение для развития творческой исполнительской деятельности, музыкального слуха и ритма.

Музыка на физкультурных занятиях и утренней гимнастике.

Музыка, используемая на физкультурных занятиях,сопровождает движения и благотворно влияет на их качество: выразительность, ритмичность, чёткость, плавность, слитность.

Кукольный, теневой, настольно – плоскостной театр и театр игрушек.

Большую радость доставляет детям кукольный и теневой театр, а малышам – настольный театр знакомых и любимых игрушек.

Таким образом, начиная с детского сада, музыка входит в жизнь ребёнка и становится любимым видом искусства.

Подготовка и организация музыкальных досугов.

Готовясь к организации развлечений, воспитатель должен выбрать методы и приёмы, которые помогут ему решить поставленные задачи. Приёмы могут быть игровыми, трудовыми и учебными, при этом они должны быть взаимосвязаны. Только в этом случае культурно – досуговая деятельность в ходе подготовки к развлечению будет носить увлекательный характер.

При организации развлечений важно не перегружать детей и воспитателя. Работа должна равномерно распределяться между воспитателем, музыкальным руководителем, детьми и родителями (некоторые формы развлечений воспитатель может подготовить и провести самостоятельно).

Систематическая подготовка с детьми музыкального материала определяется чётко составленным перспективным планом работы по музыкальному воспитанию.

Важно участие в празднике каждого ребёнка. Он должен чувствовать себя равным среди равных в коллективе весёлых и дружных сверстников. Радоваться вместе со всеми.

Ответственным за содержание, подготовку и проведение праздника, как и за всю работу по музыкальному воспитанию детей, является музыкальный руководитель.

Подготовку к празднику начинают с разработки программы, которая требует вдохновенной творческой мысли, просмотра и анализа музыкального материала, тщательного отбора подлинно художественных произведений и в заключение общей композиции всего отобранного в стройный художественный сценарий.

Роль взрослого при проведении праздника.

Роль ведущего поручается воспитателю, обладающему музыкальностью, артистичностью, умеющему держаться на сцене, эмоциональному, находчивому, знающему всех детей по именам.

Работа взрослых по подготовке праздника заключается в поддержании постоянного контакта, обсуждении деталей программы, уточнении последовательного хода праздника и совместных действий всех его участников.

Особенность праздника – в комплексном воздействии всех художественных средств на восприятие, чувства и сознание ребёнка. У детей возникает чувство удовлетворения от непосредственного участия в общенародном торжестве.

Музыкальный досуг в детском саду – важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству.

Музыкальные досуги в детском саду – важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольника, позволяет ему проявить свои навыки, умения.

Источник