Музыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни

Консультация для родителей «Музыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни»

Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является основой для формирования духовного мира человека и его нравственности.

В произведениях народного творчества отражаются любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В содержании большинства народных произведений многое идет от природы – от земли, леса, трав, воды и солнца, от всего живого, что любит и ценит человек. Красота народного искусства непосредственно воздействует на душевное состояние человека, его настроение, является источником эмоций, влияющих на отношение к окружающему миру.

Народное творчество несет в себе конкретные образы, доступные и интересные ребенку. Произведения народного искусства служат эффективным средством формирования положительного эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам жизни, воспитания любви к родному краю.

Старинные народные потешки-песенки интересны и понятны ребенку.

                                                         

                                                      Киска, киска, киска, брысь!

                                                      На дорожку не садись:

                                                      Наша деточка пойдет,

                                                       Через киску упадет!

                                                                                      

Петя, петя-петушок!

Золотой гребешок!

Что ты рано встаешь,

Тане спать не даешь?

 Большие ноги шли по дороге

(вместе с малышом идти вперевалочку):

То-о-оп! То-о-оп!

Маленькие ножки бежали по дорожке

(бежать маленькими шажками):

Топ! Топ! Топ!

 Песенки перед сном:

                                                  

 А баиньки-баиньки,

Купим сыну валенки,

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

Ночь пришла, темноту привела.

Задремал петушок, запел сверчок.

Уж поздно, сынок, ложись на бочок.

Баю-бай! За-сы-пай!

                                                 

 Вот и люди спят, вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайки спят на травушке,

Утки на муравушке.

Дети все по люлечкам спят-поспят

Всему миру спать велят.

Котя, котенька, коток,

Котя – серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать!

Баю-бай! Баю-бай! Мой сыночек, засыпай!

Баю-баюшки-баю! Баю, деточку мою!

Прилетели гулюшки, садились на люлюшку,

Они стали гурковать, стали Митеньку качать:

«Спи, Митенька, засни. Угомон тебя возьми».

Баю-баюшки-баю! Баю, деточку мою!

                                                 Баю-бай! Баю-бай!

                                                 Ты, собачка, не лай!

                                                 Белолапа, не скули!

                                                 Мою Олю не буди!

 

Утренние побудки:

 Потягушечки, потягушечки!

На Валю растушечки,

На кошку лентушечки!

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка!

                                                         

Потягунушки, потягунушки!

Поперек толстунушки.

А в ножках – ходунушки,

А в ручках – хватунушки.

А в роток – говорок,

А в головку – разумок!

Напевая плясовые народные напевы, побуждайте малыша пританцовывать. Предлагайте слушать колыбельные песни, танцевальную музыку. Желаю успеха!

Источник

Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста

консультация для родителей

Мы живём в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру нашего народа, традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков – трудная и благородная задача.

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве: “…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетия … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности”. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство.

Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления. Как часто мама пела их нам. Интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия. Существует множество различных колыбельных.

Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы. Слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним.

А вот для того, что бы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки, значит, нянчить, растить, носить на руках. Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту. Когда малыш просыпается, его гладят по животу и приговаривают:

Тише, куры, не кричите,

Моего Ваню не будите.

А мой Ваня будет спать,

Будет глазки закрывать.

Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство белорусского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребёнка:

  • Слушание – восприятие.
  • Пение.
  • Народная хореография.

С русскими народными песнями и мелодиями ребенок  знакомится уже с раннего возраста. Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д.. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам.

Основываясь на своём опыте, могу сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинно русского народного творчества.

Источник

Ерофеева Наталья
Роль фольклора в музыкальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Актуальность

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Сегодня остро стоит проблема сохранения культуры народа, его духовных богатств. Порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Это может привести к тому, что последующие поколения могут утратить исконные свои корни. Особенно внушаемыми к этим изменениям являются дети. Мы взрослые должны осознать, что ребенку с самого детства необходимо прививать культуру своей страны, развивать к ней интерес. Поэтому, очень важно возрождать нашу культуру, преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические чувства, которые живы в людях старшего поколения.

Слово фольклор — это английское слово, сложенное из двух слов «фольк»—народ, «лор»- учение. Итак, фольклор — это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, игры, легенды и сказки, обряды, поверья и т. д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, и сопровождает вплоть до перехода в юность.

Детский фольклор — это слияние поэтического народного слова и движения. Детский фольклор — это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей.

Взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.

Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников, осваивают их и все, что с ними связано (считалки, скороговорки и т. д., а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок.

Фольклор увлекает детей раннего возраста яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

Работу по ознакомлению с фольклором в детском саду условно можно разделить на несколько направлений:

• Слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных.

• Знакомство с музыкальными играми и хороводами.

• Знакомство с народными музыкальными инструментами.

• Знакомство с традициями и обрядами русского народа.

Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека.

Что же относится к детскому фольклору?

Детский фольклор можно разделить на несколько групп:

«Поэзия пестования»

Календарный

Игровой

Дидактический

Песенный

В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся:

Колыбельные– протяжные песни для успокоения малыша, при укладывании его спать.

Пестушки– короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают физические процедуры и движения младенца в первые месяцы жизни. Их можно использовать с детьми раннего возраста во время зарядки и режимных моментов

Утром солнышко встает выше выше выше

Ночь прошла

Потешки – песни взрослого для ребенка. Сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками.

Куй куй ковалек

Тюшки – тютюшки

Иногда потешки только развлекают (как приведенная выше, а порой и наставляют или дают простейшие знания о мире.

На машине ехали

Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Баба сеяла горох

Сорока

Календарный детский фольклор.

Заклички («закликать» – «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к явлениям природы: солнцу, радуге, дождю, деревьям и т. д. слова которых выкрикиваются хором нараспев

Дождик дождик пуще

Радуга-дуга

Приговорки – обращения к живым существам (к насекомым, птицам, животным)

Божья коровка

Кукушка

Игровой детский фольклор.

Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.

Золотые ворота

«Да» и «нет» не говорите

Рыба-рыба-колбаса,

Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.

Чиж

Игра я рыжая лисица

Жеребьёвая, сговорка – рифмованное обращение с целью разделения на команды.

Наливное яблочко или золотое блюдечко?

Конь вороной или сбруя золотая

Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Служащие для справедливого распределения ролей в играх. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.

Под горою у реки

Аты баты-шли солдаты.

Ехала машина темным лесом за каким-то интересом…

За морями, за горами

Дразнилка – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения. рифмованное прибавление к имени.

Андрей-воробей

Мишка-кубышка

Архип – старый гриб.

Красавица-красавица

Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.

Скажи двести.

Небылицы-перевертыши, нелепицы.

Ехала деревня мимо мужика

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Голосянки

Соберемся на полянке

На дворе уж месяц май!

Голосянки, голосяночки,

Молчанки

Мы бежим,

Первый скажет и молчит

Летели три утки

Раз, два, три!

Ничего не говори.

Говорилка, говори,

Дидактический фольклор.

Цель дидактического детского фольклора – воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни.

Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.

Значение скороговорок – постановка четкой дикции.

Загадка

Лучше использовать рифмовочки

Кто раньше всех встает голосисто поет

На головке гребешок, кто же это Петушок

Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.

Волков бояться – в лес не ходить.

Сделал дело гуляй смело,

Песенный фольклор.

Хороводные и игровые песни.(хоровод капустка, игра карусели).

Плясовые песни

Работая с детьми над музыкально – ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: «Ах вы сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты береза». Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания.

Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Гори ясно», «Курочки и петушок» «Там, летали птички» и т. д.

Музыкальный фольклор – это то, что вдохновляет меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пяти тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций детей. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.

Народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, весна–красна). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием подпевают

На занятиях дети раннего возраста только знакомятся и с элементами движений русской пляски, хороводным, дробным шагом, притопом, ковырялочкой, и др. После того как дети усвоили эти движения, они включаются в пляски, хороводы, игры.

Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизации, включающей помимо поиска в области игровых и танцевальных движений, в первую очередь, создание вариантов исполнения мелодии и игры на доступных детям народных инструментах. Это практический этап освоения народной культуры.

В нашем дошкольном учреждении развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. В музыкально – воспитательной работе используются русские народные песни, игры, танцы. Освоение народного творчества через элементарное овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии. Конечно же, вся работа по музыкальному развитию детей средствами фольклора проходит в тесном контакте с воспитателями.

Во время НОД; в процессе музыкальных развлечений, праздников;

во время режимных моментов (на зарядке; во время умывания «Водичка, умой мое личико», на прогулке, при укладывании детей на сон и т. д.)

Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового и голосового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.

Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями. Здесь на помощь нам приходят праздники и развлечения. Цель всего нашего коллектива – сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы – прекрасный материал для эмоционально — эстетического и нравственного воспитания детей. Народные праздники всегда связаны с игрой.

Практический материал (песни, игры, танцы) для детей дошкольного возраста подбирается в соответствии с народным календарем.

Музыкальный фольклор – явление многогранное. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме комплексного освоения различных видов искусств ребенком.

Выводы

Чтобы не исчезла душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.

И тогда русская песня, русское поэтическое слово станут близкими детям и любимыми ими, будут способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребенка дошкольника. Мы и наше общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе поэтическую и музыкальную культуру. Необходимо создавать определенные условия и через передачу этого наследия не только на праздниках, но и в игровой и бытовой деятельности. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Источник