Музыкальные уроки играют важную роль в школьном развитии ребенка но они должны отличаться

Учреждения дополнительного образования детей, в частности детские школы искусств и музыкальные школы играют важную роль в воспитании и развитии детей. Дина Константиновна Кирнарская известный педагог-музыкант, психолог, искусствовед, обращаясь к современным родителям, назвала 10 причин, по которым нужно отдать ребенка в музыкальную школу. Она назвала воспитательные и развивающие функции занятий музыкой:

· музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину;

· занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности, а также способности к овладению языками;

· занятия музыкой развивают структурное мышление;

· занятия в музыкальной школе развивают навыки общения (коммуникативные навыки).

Какие же условия ДШИ и ДМШ способствую реализации воспитательных функций.

В первую очередь – это общение с музыкой. Все мыслители, с древнейших времен и до настоящего времени, считали музыку необходимым элементом правильного воспитания. В древнем мире признавалось огромное влияние музыки на формирование характера человека. Большая роль отводилась музыке в религиозном воспитании в средние века. Соединение военного искусства с музыкой тоже показывает, что в сфере социально-политической была достойно оценена гипнотизирующая сила музыки и ее могущественное влияние на человеческую психику.

Важным условием, способствующим реализации воспитательных функций в ДШИ и ДМШ, является особенность организации занятий. Большинство уроков проходит в индивидуальной и мелкогрупповой форме. Это дает возможность педагогу более глубоко познать личность каждого ученика и способствовать ее развитию. В индивидуальном классе педагог получает широкие возможности индивидуального подхода к каждому ученику и в учебной, и в воспитательной работе.

Огромным воспитательным значением обладает музыкально-просветительская деятельность учащихся ДШИ и ДМШ. Практически все учащиеся школы принимают участие в концертах, просветительских мероприятиях. Таким образом, дети приобретают навыки не только исполнительской деятельности, но и музыкально-пропагандистской. Важно воспитывать в учениках чувства и мысли о том, что они учатся музыке не только для себя, но их искусство нужно другим.Такая постановка музыкально–просветительской работы в детской музыкальной школе, школе искусств естественно плодотворно влияет на формирование самосознания учащихся, повышает их самооценку.

Большую роль в воспитании и развитии личности ребенка играет детский коллектив.

Детский коллектив – социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями. Детский коллек­тив — основная база накопления детьми позитивного социаль­ного опыта.

Взаимоотношения ребенка с коллективом сверстников различны на разных возрастных этапах.

На дошкольника влияет, прежде всего, ближнее социальное окружение (семья). Интерес к общению со сверстникам формируется у дошкольников постепенно. Для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) уже свойственен коллективный характер большинства видов деятельности. Дети этого возраста уже с большим желанием участвуют в совместных выступлениях, поют в детских вокальных, фольклорных коллективах.

При поступлении в школу – ребенок оказывается в новом коллективе. У младших школьников ведущим видом является учебная деятельность. В этом возрасте детский творческий коллектив может служить средством укрепления мотивации и повышения интереса к обучению.

В подростковом возрасте усиливается влияние сверстников. Подростки придают большое значение межличностному общению со сверстниками, этот вид деятельности является для них ведущим. Именно в этом возрасте у учащихся часто возникают проблемы с обучением, в частности в детской школе искусств. Дети начинают пропускать занятия или вообще стремятся уйти и ДШИ. Причинами этого могут быть: 1) желание больше времени посвящать не учебе, а общению со сверстниками; 2) отсутствие видимых результатов в обучении музыке (учитель не предлагает участвовать в конкурсах, концертах в качестве солиста). В этой ситуации роль детского творческого коллектива резко возрастает. Во-первых, коллектив дает возможность общения со сверстниками. Во-вторых, в коллективе каждый его член сопричастен к общему успеху. В детском творческом коллективе, при разумном руководстве, есть возможность объединения детей с различными музыкальными способностями. Если педагог правильно распределит роли в коллективе, то каждый его член может почувствовать себя успешным. Например, есть дети, которые никогда бы не стали лауреатами конкурсов в качестве солистов, а в творческом коллективе это возможно. Чем больше задействованы лично значимые мотивы детей, тем интересней становится их совместная деятельность.

Необходимым условием в процессе реализации воспитательных функций является сотрудничество школы и родителей. Оно может выражаться в самых разных формах:

Коллективная: общешкольное собрание; день открытых дверей; вечер вопросов и ответов; выставки творческих работ; открытые уроки для родителей

Групповая: родительский комитет; дифференцированная работа с мамами и папами; групповое собрание, беседа; работа по оформлению класса; совместное проведение мероприятий;

Индивидуальная: консультации; посещение, беседа на дому; педагогические поручения.

8. Обучение как составная часть педагогического процесса. Структура, закономерности, функции обучения.

Обучение один из компонентов педагогического процесса.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Стуктура прпоцесса обучения включает:

Читайте также:  Упражнения для развития мелкой моторики ребенка

Деятельность преподавателя – преподавание

Деятельность ученика – учение

Для обучения характерно:

  1. Двусторонний характер. (Совместная деятельность учителей и учащихся).
  2. Руководство со стороны учителя, заключающееся в организации деятельности учащихся, их стимулировании и мотивации
  3. Целостность и единство целей, методов, средств и результата.
  4. Соответствие закономерностям возраста.

Процесс обучения уже Коменским был описан как закономерный процесс, строящийся по определенным объективным законам, которыми для него были универсальные законы природы.

Современная педагогика обосновала две важнейшие тенденции, которые принято считать закономерностями процесса обучения:

1.В процессе обучения происходит развитие личности ученика

2. В процессе обучения происходит воспитание личности ученика

Таким образом, учитывая закономерности процесса обучения можно сказать, что обучение выполняет следующие функции: образовательную, воспитательную, развивающую.

Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого во всех направлениях: развитие речи, мышления, двигательной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности.

Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.

Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических умений и навыков. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность.

9. Принципы обучения

Основополагающие требования к практической организации учебного процесса в педагогике принято называть дидактическими принципами. Процесс обучения в педагогике изучает дидактика(от греч. didakitos – поучающий, didasko – изучающий).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №72»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ

«Роль музыкальных занятий

 в развитии ребенка»

                                               Подготовила музыкальный руководитель

                                                    Тумаева Татьяна Леонидовна

      Свой доклад мне бы хотелось начать с высказывания В.Г. Белинского:
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать ее на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце; не перетолкуют их по-своему, но она наполнит гармоний их юные души».
    Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека? Прежде всего, ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни.
    Ликует народ – это выливается в торжественные и радостные звуки: поет солдат в походе – песня придает особое задорное настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне – печальные звуки помогают выразить горе.
    Музыка воздействует на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной ,ребенок сосредотачивается, затихает. Но вот раздается веселая плясовая мелодия – и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения.
    Ранняя эмоциональная реакция позволяет приобщать к музыке детей, начиная с младшего дошкольного возраста. На развитие творчества детей во всех видах музыкальной деятельности ориентирует «Программа музыкального воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой. Она предусматривает:
• Слушание музыки
• Музыкальное ритмическое движение
• Пение
• Оркестр детских музыкальных инструментов
• Игра – драматизация

    Психологи, педагоги, выдающиеся композиторы отмечают: для того, чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, научиться ее слушать.    

      Слушание – один из трудных разделов музыкального воспитания дошкольников. Чтобы дети поняли содержание вокальной музыки, большое внимание уделяло выразительному чтению текста, показу иллюстраций. Инструментальную музыку понять сложнее. Здесь я использую игровые приемы. Например, после слушания песни «Дождик», Лобачева, рассказываю: «Дождик закапал тихо – тихо. А потом пошел побыстрее и начался сильный ливень, громко застучали капли. Но вот выглянуло солнышко и дождь стал тише… кап…кап совсем перестал. При повторном прослушивании использую игровой прием: при сильном дожде открываю зонтик, а когда дождь стихает, зонтик складываю. Спрашиваю: «Почему я закрыла зонтик?» Музыка кончилась, и дождик перестал капать» – отвечаю дети.
    В старших группах задачи усложняются, но и здесь большое место отвожу наглядности, образному рассказу. Думаю, что навыки умения слушать музыку ,понимать и любить ее, сохранятся у детей на всю жизнь.
    Одним из видов музыкальной деятельности детей является ритмические движения. На занятиях дети учатся непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами.
    Детям младшего возраста свойственны подражательные действия, поэтому на занятиях желательно использовать разнообразные игрушки. Дети весело маршируют, подражая движениям любимой игрушки, хлопают в ладони, приседают, кружатся. С куклой или мишкой детям интересней разучивать упражнения. Ритмическая деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма ,что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. И совсем не случайно ребята стали больше интересоваться выступлением танцевальных коллективов по телевидению.
    Одним из важнейших и доступных видов музыкальной деятельности является пение.
    Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладают с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг. Научись ребенка выразительному исполнению понятных и несложных для него песен основное требование «Программы музыкального воспитания». Программный репертуар – основа правильного обучения детей вокально – хоровым навыкам. Пение требует от участников единых усилий. Поющий неточно мешает хорошему звучанию и это воспринимается как неудача. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития.
    Пример товарищей, радость исполнения активизирует робких, нерешительных. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.
    Игра на музыкальных инструментах доставляет огромную радость детям. Если учить детей систематически и последовательно, то в подготовительной группе все дети смогут играть на разных музыкальных инструментах. Работа в оркестре формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться успехам. Для многих ребят игра на инструментах помогает выразить свои чувства, настроение. Эта деятельность открывает перед детьми новый мир звуков.
    И наконец, последний, пятый вид музыкальной деятельности музыкальная игра – драматизация. Этот вид деятельности – один из самых любимых и популярных у детей и взрослых. Здесь музыкальный руководитель становится режиссером, который должен объединить в спектакле различные виды детской деятельности.
    Кроме того, существует замечательная традиция проведения праздников в детском саду. Праздничные утренники – это радостное, волнующее событие для каждого малыша, которое сохраняется надолго. Сценарии праздников включают в себя различные виды деятельности. Здесь дети поют, танцуют, читают стихи, играют на музыкальных инструментах. В нашем центре обязательно проводят для детей праздник осени, новогодний праздник, день «8-марта», лето к нам пришло, выпускной бал.
    И, наконец, важнейшее средство развития самостоятельной музыкальной деятельности являются музыкально-дидактические игры, они объединяют все виды музыкальной деятельности и основное их назначение в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соответствии звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух. Игры воспитывают чувства коллективизма, дружбы. Чем больше дети упражняются с дидактическим материалом, тем больше у них развивается мышление, привычка к самостоятельной умственной работе, что способствует подготовке ребят к школе. 
    Успех музыкального воспитания в дошкольном учреждении во многом зависит от постановки воспитания в семье. В семье завершается процесс закрепления музыкального материала, полученного в детском дошкольном учреждении.

Читайте также:  Основная цель детского центр развития ребенка

Источник

Я знаю, что эта наша музыкальная история может закончиться в любой момент. Но у меня нет цели заставлять ребенка учиться до конца, для получения диплома. Есть цель давать ему возможность развиваться и раскрывать свои способности и интересы.

В самом начале обучения сына в музыкальной школе, конечно, я сомневалась, размышляя о том, стоит или нет нагружать ребенка и занимать его время. Ведь можно выбрать какие-то другие занятия. Конечно, я наслышана о том, что для выпускников музыкальных школ, зачастую семь лет обучения заканчиваются тем, что инструмент выносится за пределы видимости на долгое время, если не навсегда. Но сын настойчиво музицировал на синтезаторе, прикрывая глаза, и изображал виртуозного пианиста. Поэтому мы пригласили репетитора, для того, чтобы понять есть ли у ребенка способности к музыке. НА тот момент

Занятия музыкой должны быть обязательными, а не дополнительными для деток. Так утверждают специалисты в области когнитивного развития. Ведь во время игры на клавишных инструментах в мозгу происходит настоящий фейерверк. Задействованы оба полушария мозга и активно развиваются межполушарные связи. Ребенок приобщается к прекрасному и воспитывается эстетически. Но правда в том, что обучение в музыкальной школе для вашего ребенка может стать увлекательной и интересной дорогой в мир прекрасного, а может обернуться сплошным испытанием и принудиловкой. И это зависит от многих факторов, но прежде всего от интересов ребенка и подхода родителей к процессу обучения.

Обучение ребенка музыке требует от родителей участия, по крайней мере, на первых этапах, ему нужна помощь. И если вы решаете вопрос «нужна ли вашему ребенку музыкальная школа» приведу аргументы «за и против», которые помогут с выбором.

В первую очередь, если вы приняли решение отдать ребенка в музыкальную школу, важно выбрать подходящий инструмент и преподавателя, который найдет подход к вашему ребенку и будет учитывать его особенности в усвоении материала, а также уделять внимание выбору музыкальных произведений в процессе обучения.

Читайте также:  23 неделя беременности развитие ребенка и ощущения женщины фото живота

Какие проблемы могут возникнуть при обучении в музыкальной школе?

  • Ребенку может не понравится сам процесс обучения. Многочасовые занятия по отрабатыванию навыков подходят не каждому.
  • Музыкальное образование наряду с обязательной школьной программой создают большую нагрузку и занимают много времени. У ребенка может не оставаться сил и времени на другие занятия или простую игру и прогулки.
  • Публичные выступления, которые являются неотъемлемой частью обучения, вызывают стресс у многих деток.
  • Классические произведения или инструмент может в процессе обучения перестать нравится ребенку. При этом его мечты об исполнении современной музыки в рамках учебной программы будет невозможно реализовать. Выходом из этой ситуации может являться дополнительные занятия в музыкальных кружках и/или смена музыкального инструмента.
  • Иногда ребенку могут потребоваться дополнительные уроки репетитора для подготовки к экзаменам или конкурсам. Это повлечет за собой дополнительные траты и время на отрабатывание трудных пьес.
  • В обязательную программу музыкальных школ, наряду с уроками игры на инструменте, входят уроки сольфеджио и хоровые занятия. Кроме того в старших классах добавляются занятия по «истории музыки» и «музыкальной литературе». Это потребует дополнительного времени и дополнительных посещений музыкальной школы. Здесь важно учитывать удаленность школы от вашего дома.

Что дает музыкальное образование?

  • При условии, что ребенок занимается и имеет способности к музыке, обучение в музыкальной школе дает самостоятельную профессию, с которой ваш ребенок может связать свою жизнь.
  • Процесс разучивания музыкальных произведений требует большой работы одновременно обоих полушарий мозга. Это колоссальное развитие, ведь музыкант читает ноты, нажимает определенные клавиши, контролирует мелодию, ритм, громкость и длительность звуков, соблюдает указанные в нотах прием игры и аппликатуру («каким пальцем какую ноту нажимать»).
  • Музыка совмещает лингвистические и математические функции левого полушария с творческими функциями правого полушария. Всё это способствует развитию межполушарных связей.
  • Развивает коммуникативные, социальные способности, логику, стратегическое планирование, внимание к мелочам и эмоциональный интеллект.
  • Улучшает умственную (то есть интеллектуальную) функцию мозга.⠀
    Даже если ребенок слушает музыку, а вы помогаете ему ее понимать – это тоже хорошая тренировка мозга.
  • Развивает память. Ведь для исполнения музыкального произведения работает сразу несколько видов памяти: зрительная, слуховая, моторная (двигательная), образная, логическая, ассоциативная.

Все «плюсы» обучения игре на музыкальном инструменте, несомненно, весомее «минусов», но только при условии, что ребенок занимается музыкой с интересом, а не идет на урок как на каторгу.

По опыту многих мам могу сказать, что не часто дети могут осознанной без дополнительной мотивации отрабатывать задания дома, доводя мелодию до совершенства. Часто бывает, что схватив ноты, ребенок теряет интерес к оттачиванию штрихов. Здесь от родителей потребуются усилия, но не для того чтобы заставить чадо сесть за инструмент, а чтобы заинтересовать и мотивировать на выполнение нужной работы. И часто именно этот вопрос становится камнем преткновения в обучении ребенка. И от того, как вам удастся выйти из такой ситуации, будет зависеть успешность обучения ребенка и его отношение к музыкальным занятиям в целом.

Вот несколько советов, которые помогу вам сделать время обучения ребенка в музыкальной школе не тягостным испытанием, а интересным приключением.

  • Не заставляйте ребенка чрезмерно долго «сидеть» за инструментом. Возможно, для него подойдут занятий не два часа к ряду, а несколько подходов по 20 минут.
  • Предложите помимо школьной программы разучить какое-то произведение, которое выберет сам ребенок. Это отлично мотивирует и дает чувство радости от исполнения любимого произведения.
  • Если ребенок обучается игре на фортепиано, возможно вместо классического инструмента стоит приобрести электро-пианино с различными функциями и звуками, для того чтобы ребенок мог не только оттачивать навыки по заданию, но и музицировать по своему желанию. Это развивает интерес к инструменту.
  • Помогайте разбираться в трудных частях пьесы, пусть ребенок вам читает ноты, простукивает ритм, показывает аппликатуру.
  • Смотрите вместе видео с виртуозной игрой, посещайте концерты. Устраивайте домашние концерты и восхищайтесь победами ребенка. Придумайте что, то чтобы создать правильное окружение для ребенка. Например, пикник с его «коллегами» по музыкальной школе.
  • Не сравнивайте результаты вашего чада с другими учениками. Сравнивайте его сегодняшние успехи с тем, что бы раньше.
  • Если ребенок в какой то момент отказывается продолжать обучение, внимательно разберитесь в причинах. Он устал. Ему не подходит преподаватель. Ему стал не интересен инструмент. Не редко бывают случаи, что после смены инструмента (например, вместо фортепиано, он выберет барабан) ребенок успешно заканчивает школу, и продолжает с удовольствием заниматься музыкой для своего удовольствия.

Мудрости и терпения, нам, родителям!

Источник