Музыкальные упражнения для развития творческого воображения ребенка

Морохай Ала Васильевна,

Учитель музыки, педагог дополнительного образования Федерального государственного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 162» г. Хабаровск – 47

morohai73@mail.ru

    Упражнения применяемые для  развития творческого воображения на уроках музыки

Аннотация. В статье рассматриваются упражнения,  способствующие развитию творческого воображения и фантазии, которые можно применить на уроках музыки.

Ключевые слова: школа, музыка,  активизация творческого воображения, фантазия

Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особом развитии. А развивается она особенно интенсивно в детском возрасте. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления.

Изменения, произошедшие в системе образования с внедрением Федеральных Государственных стандартов второго поколения, привели к переосмыслению методов и приемов обучения в общеобразовательной школе. Перед учителями и преподавателями абсолютно всех учебных дисциплин ставятся непростые задачи, так как наша роль – помочь овладеть учащимся познавательными, регулятивными, коммуникативными и т.д. навыками, которые им действительно пригодятся в жизни. Для того, чтобы полученные учениками знания, применялись не только в учебных ситуациях, важное значение имеет развитие творческого воображения и мышления.  

В методике развития творческого мышления и творческих способностей учащихся существуют методы и приемы активизации творческого воображения и фантазии, преодоления психологической инерции мышления и познавательно – психологических барьеров, а также приемы генерирования творческих идей и повышения эффективности решения творческих задач.

Содержание методики можно разбить на два класса:

Приемы и методы первого класса в основном используются для развития компонентов творческого воображения и мышления: гибкости, оригинальности, переключаемости внимания, памяти и др.

Методы второго класса позволяют получать фантастические идеи путем целенаправленного преобразования исходной ситуации.[1]

Приведенные ниже упражнения можно применить на уроке музыки для развития творческого воображения, мышления и фантазии.

Упражнение 1. Составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова.

Пример:

1. Слова: музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);

2. Слова: Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс “Венецианская ночь”);

3. Слова: сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).

Упражнение 2. Синквейн. Детям дается слово к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова.

Пример:

а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;

б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;

в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует – Иван Крылов написал басню – ансамбль;

г) барокко – причудливый, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая жемчужина неправильной формы – стиль.

Упражнение 3. На исключение лишнего элемента (звена) объекта. Выберите три-четыре любых объекта, характеристики которых в чем-то сходны. Это сходство может быть выражено чем угодно: функциями этих объектов, отдельными признаками и др. Найдите как можно больше общих признаков, объединяющих эти объекты. Чем больше общих признаков – тем больше связей между ними. Выявите из трех-четырех исходных объектов два, имеющие наибольшее число общих или объединяющих признаков (связей). Остальные объекты лишние, они должны быть исключены. Целью упражнения является нахождение как можно большего количества вариантов, объединяющих сходные объекты и исключающих «лишний» объект.[1]

Пример: Даны четыре картинки с  изображением музыкальных инструментов (рисунок 1):1. Труба; 2. Тромбон; 3. Валторна; 4. скрипка. Какая картинка лишняя? На всех четырех картинках изображены музыкальные инструменты. Лишняя- картинка со скрипкой, потому что она одна относится к струнно- смычковой группе инструментов, а остальные инструменты на картинках из медно – духовой группы.

1.2.

3.4.

Рисунок 1.     1. Труба; 2. Тромбон; 3. Валторна; 4. Скрипка.

Читайте также:  План занятий с ребенком 5 лет по развитию речи

Упражнение 4 . Задача. В симфоническом оркестре есть духовые инструменты: кларнет, флейта, туба, труба.(рисунок 2) Реши задачу и выбери правильную картинку.

Кот Василий не играет ни на кларнете, ни на тубе. И кот Мурзик не умеет играть на кларнете. Бурундучок Хома не умеет играть на флейте, на которой играет мышонок Фома. На каком инструменте играет бурундучок Хома?

1. 2.

3.  4.

рисунок 2.  1. Кларнет; 2. Флейта; 3. Туба; 4. Труба.

Упражнение 5. Ассоциативный ряд. В старших классах я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение.

Пример: Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование…

Упражнение 6. Определи звучащий инструмент.

Заранее раздаются карточки с изображениями музыкальных инструментов. При прослушивании пьесы, ребята определяют звучащий инструмент и поднимают карточку с его изображением.

Упражнение 7. Найди карточку соответствующую музыкальному образу. Заранее раздаются карточки с изображениями. Например: музыка весёлая – “солнышко улыбается”, музыка грустная – “солнышко грустит”). При прослушивании ребята поднимают нужную карточку.

Упражнение 8. Создание  звуковых картин

Пример: звуковая картина «В зимнем лесу»

Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки,  листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон. Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку.

«Идём по снегу» – дети  равномерно хрустят целлофаном.

«Бежим» – хрустят в быстром темпе.

«Остановились, прислушались» – пауза.

«Завыл ветер» – голосом изобразить вой ветра.

«Зашумели ветви деревьев» – дети шуршат листами бумаги.

«Сосульки» – звучит  треугольник или металлофон.

«Дятел стучит»  – карандашами по столу.

Упражнение 9. Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в симфонической сказке “Петя и волк” С. Прокофьева учащиеся не только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников. Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.

Упражнение 10. Вокальная импровизация. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях.  Учащимся предлагается придумать мелодии на заданный текст и вокально исполнить их. Как правило, это небольшие четверостишия.

Упражнение 11. Сочинение-миниатюра. Перед слушанием учащимся ставится творческая проблемная ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 5 класса, учащиеся на уроках музыки могут писать сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение. Также можно  сочинять сказки и рассказы.

Упражнение 12. “Перевод на язык другого вида искусства”. Можно предложить несколько творческих заданий, основанных на этом приеме – после прослушивания и анализа музыкального произведения “перевести” его на язык красок или движения. Требования к старшеклассникам относительно этого приема усложняются как количественно, т.к. они слушают более крупные музыкальные произведения, с более сложной формой их построения, так и качественно. Ученикам предлагается сочинить историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно) образный строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание данного музыкального произведения.

Ссылки на источники:

1. М. М. Зиновкина, В. В. Утёмов. Курс «Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС», модуль «Методология получения нестандартных эффективных решений творческих задач» 2014 г.

Morohai Ala.

The music teacher, the teacher of additional education of the Federal state educational institution” secondary school № 162″ , Khabarovsk – 47
morohai73@mail.ru

Exercises used for the development of creative imagination for music lessonsAbstract. The article discusses exercises that promote the development of creative imagination and imagination that can be used for music lessons.
Keywords: school, music, promotion of creative imagination, fantasy

Источник

Ольга Плаксина
Музыкально-дидактическая игра как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития музыкального воображения у детей старшего дошкольного возраста

Читайте также:  Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье

Музыкальное воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком зиждется на активной деятельности воображения

В музыкальном искусстве воображение, фантазия имеют чрезвычайно важное значение. Средства музыкальной выразительности способствуют созданию в нашем сознании художественных образов – благодаря активности воображения, его воссоздающей и творческой особенностей.

Деятельность музыкального воображения самым тесным образом связана с музыкально-слуховыми представлениями. Эти представления развиваются на основе восприятия музыки, поставляющие слуху живые впечатления непосредственно звучащей музыки.

Помимо музыкальных способностей, которые формируются в процессе развития музыкального воображения, оно имеет важное значение для развития личности ребенка, особенно в части развития эмоциональной сферы. Ребенок становится свободным от стереотипов, он способен находить разные способы решения одной задачи (например, при «рисовании» картинки при помощи звуков использовать различные музыкальные инструменты или их сочетание для обозначения какого-то момента или действия). Он научается по-разному реагировать не только на разную по характеру музыку, но и на музыку одного характера, находя при каждом новом прослушивании новые детали и нюансы, становиться эмоционально более развитым, отзывчивым.

Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, связаны, с одной стороны, с уровнями развития их игровой деятельности и воображения и, с другой стороны, с характером общения со взрослым и сверстниками, с возможностью подчинять свою деятельность инструкции взрослого, со спецификой музыкального восприятия. Если музыкальное воображение отсутствует в дошкольном возрасте необходимо создавать основу для его возникновения. Поэтому следует уделять внимание:

– организации восприятия музыки и освоению музыкального опыта

– развитию специфически «дошкольной» формы воображения детей

– включению отдельных компонентов музыкального воображения, в первую очередь музыкальной «предметной» среды

– широкому использованию игр, построенных на музыкальной основе.

Эффективность работы по развитию музыкального воображения у детей старшего возраста определяет следующее

. тесный контакт музыкального руководителя и всех педагогических работников ДОУ.

• создание эмоционального-психологического комфорта на занятии.

• воспитание исключительно на позитивной основе.

• организация развивающей образовательной среды.

В ходе работы можно использовать следующие формы работы: музыкальные занятия и досуги, праздники, музыкальную деятельность на других занятиях, организацию самостоятельной игровой деятельности, работу с родителями.

Музыкальное занятие — главное в воспитании грамотного слушателя, способного глубоко чувствовать музыкальное произведение, понимать его язык, получать самые яркие впечатления от встречи с искусством.

Принцип проведения музыкального занятия как занятия, пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан, прежде всего, на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы дошкольника. Поэтому для достижения оптимального результата можно использовать следующие методы и приёмы.

• метод художественной игры, предполагающий создание на занятии творческой атмосферы, побуждающей фантазию ребенка;

• создания художественного контекста, осуществляющего взаимосвязь музыки с другими видами искусства, природой;

• композиций, заключающихся в объединении разных форм музыкальной деятельности при изучении одного произведения – слушании, игре на детских инструментах, создании танцевальных композиций, пантомимических картин;

• прием сравнения, когда сравниваются схожие произведения различных видов искусства или одного жанра;

• «Цвет — настроение», позволяющий детям в игровой форме запоминатьновые слова и музыкальные термины;

• создания танцевальных композиций, побуждающий фантазию детей и позволяющий наиболее полно прочувствовать музыкальный образ произведения;

• «Рисуем музыку», предполагающий передачу детьми своих впечатлений от музыки с помощью изображения цветных пятен или сюжетного рисунка (задание выполняется дома или в группе);

• «Музыкальные фантазии», направленные на развитие воображения детей и заключающиеся в составлении рассказа, навеянного музыкальным произведением;

• коллективного сочинения различных историй на музыку, требующих умения подстроиться под содержание ранее придуманного рассказа.

Для активизации учебного процесса создаются наглядные пособия: дидактические игры, картотека композиторов и их музыкальных произведений, фонотека а также подбирается иллюстративный материал.

Таким образом, музыка может выступать особой предметной средой, которая, на ранних этапах развития воображения позволяет последнему реализоваться, а к концу дошкольного возраста становится его структурным компонентом.

Учитывая особенности музыки, можно сказать, что она представляет собой эффективное средство, помогающее ребенку приобрести независимость от наглядных впечатлений и представлений.

Читайте также:  Занятия с ребенком в 1 год и 3 месяца для развития дома

Комплекс музыкально-дидактических игр по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактическая игра «Жили-были звуки»

Цель : развитие музыкального воображения детей 5 – 7 лет, знакомство детей данного возраста с начальными основами музыкальной грамоты (высота звука, длительность, музыкальные интервалы, аккорды и др., при этом наиболее сложные музыкальные названия пока не называются, вычленение мелодии и мотива из музыкального произведения.

Атрибуты: карточки с нотами, карта сокровищ

Ход игры: состоит в том, каждый звук как бы становится отдельным существом, которое умеет разговаривать, испытывать чувства и эмоции. Эти звуки часто бывают друг у друга в гостях (играются аккорды, а иногда могут и поссориться (звучат, например, интервалы – большая или малая секунда, диссонансы).

Далее игра строится по принципу сказки, например: однажды эти звуки (их можно назвать по желанию детей или назвать конкретные ноты) нашли карту сокровищ могут На ней отмечено место клада (аккорд от заданной ноты, все произведение в целом или тональность произведения). Ноты собрались в путешествие на корабле. Они плывут мимо островов, к которым им надо будет причалить, чтобы, например, спасти от дракона волшебный звук, который поможет им добраться до нужного острова. В данном случае жилищем дракона может быть нижний регистр, а волшебным звуком – трель, звучащая в верхнем регистре.

В ходе игры можно использовать легкие мелодии, в основном, русские народные, в обработке русских композиторов (например, М. Глинки или Н. Римского-Корсакова, а также другие простые мелодии. То есть те, которые ребенок после нескольких проб, может усвоить, а также повторить на музыкальном инструменте, практически без помощи взрослого.

Музыкально-дидактическая игра «Подбери картинку»

Цель: развивать у детей умение различать образный характер музыки, соотносить художественный музыкальный образ с образами и явлениями действительности.

Атрибуты: Две картины, на одной изображён зимний лес, как бы уснувший в сказочном сне, высокие ели стоят в заснеженных шапках. На второй-тоже зимний пейзаж, но очень динамичный по характеру-по снежной лесной дороге быстро мчится тройка лошадей.

Ход игры: Исполняется музыкальная пьеса. Детям показывают обе картины и предлагают выбрать ту,которая больше соответствует характеру музыки. Дети объясняя свой выбор рассказывают, какого характера музыка и почему картинка с изображением быстро мчащейся тройки соответствует прозвучавшему произведению. В конце игры дети придумывают различные танцевальные движения, которые соответствуют характеру музыки.

Музыкально-дидактическая игра «Разные звери»

Цель: развивать умение детей мимикой и движениями передавать характер создаваемого образа, его эмоциональное состояние (трусливый зайчик, хитрая лисичка, сердитый медвежонок, грустный ёжик, весёлые зверята, развитие музыкального воображения.

Атрибуты: Шапочки зайчика, лисички, медвежонка, ёжика.

Ход игры: Дети становятся в круг, берутся за руки. Идут хороводным шагом, поют. На каждый проигрыш двигаются по кругу в ритм музыки, передавая в движениях и мимике образ трусливого зайчика, хитрой лисы,, сердитого медвежонка, грустного ёжика, весёлых зверят.

Музыкально-дидактическая игра «Наше путешествие»

Цель: обогащение музыкальной среды,развитие музыкального воображения, соотносить художественный музыкальный образ с образами и явлениями действительности.

Атрибуты: Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

Ход игры: Музыкальный руководитель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,— говорит муз. руководитель. — Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).

Мой рассказ вы можете продолжить или придумать, свой рассказ».

Музыкально-дидактическая игра «Зарисовки»

Цель: обогащение музыкальной среды, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, определение и усвоение характера музыки, развитие музыкального воображения, развитие музыкальной памяти, музыкально-ритмическое развитие, сопоставление характера произведения и художественного образа.

Атрибуты: карандаши, ручки, листы.

Ход игры: Музыкальный руководитель ставит различные отрывки из музыкальных произведений. Дети, прослушав мелодию, пытаются выразить свои мысли художественно, с помощью карандаша, ручки, изобразить то, что они думают, как воспринимают прослушанную мелодию. Рисовать можно и во время звучания музыки.

Когда дети закончат рисовать (время, которое отводится на рисование, – 5-7 минут, они обмениваются своими «произведениями искусства» и рассказывают, как они поняли рисунки других.

Источник