Музыкальные школы как система развития ребенка

О воздействии музыки на человека говорилось во все времена.
Музыка играет в жизни человека важную роль. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на животных, растения и человека.
Еще во времена древних мыслителей существовало твердое убеждение, что музыка способствует разностороннему развитию личности. Вероятно, по этой причине все известные исторические личности, не только научные деятели, но и выдающиеся полководцы и правители государств обучались музыке и другим видам искусств, и не только в древнем Риме и древней Греции, но также и на древнем Востоке, в Старом и Новом свете.
Большинство древних египтян культивировало музыкальные искусства и хорошо понимало их влияние на человеческий дух. В старейших скульптурах и в резных работах мы находим сцены, где музыканты играют на различных инструментах. Музыка применялась для лечения нервных расстройств.
О роли и влиянии музыки на человека задумывались и древние греки. Для Аристотеля, Платона, пифагорийцев — музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека. Подражая тому или иному аффекту при помощи ритма, мелодии, тембра, звучания того или иного музыкального инструмента, музыка, по мнению древних, вызывает в слушателях тот же самый аффект, которому она подражает. В соответствии с этим положением в античной эстетике были разработаны классификации ладов, ритмов, музыкальных инструментов, которые следует применять для воспитания у личности античного гражданина соответствующих черт характера.
В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций.
В XVII — XVIII веках в трудах музыкантов философов (среди которых можно назвать Кунау, Кирхера, Маттесона). Немецкий теоретик Атаназиус Кирхер так объяснял природу музыкальных вкусов с точки зрения их соответствия природному темпераменту человека и считал, что меланхолики любят серьезную не прерывающуюся грустную гармонию, сангвиники благодаря легкой возбудимости кровяных паров всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоничным движениям стремятся холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков трогают тонкие женские голоса.
В XIX веке ученый И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б.Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций.
В XX веке интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире. Все больше медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом. Большая заслуга в этом направлении принадлежит В. М. Бехтереву. Он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека.
Во второй половине XX века музыка начала применятся, как самостоятельный вид терапии (музыкотерапия) в разных странах. В России, в начале XX века, большое количество работ по музыкальной психологии выходят у Теплова Б. М. и Выготского Л. С.
Сегодня музыкальное образование является не обязательным, да и не таким престижным, как в прошлом. Раньше было принято массово отдавать детей в музыкальные школы: музыкальному воспитанию придавалось очень большое значение. Сейчас приоритеты немного сместились, и обучение музыке считается скорее прихотью, чем необходимостью. А зря: музыкальное воспитание детей — важный элемент их гармоничного развития.
Естественно не все дети по окончании «музыкалки» выберут профессию музыканта. Некоторые забудут все то, чему учили на протяжении нескольких лет. Это обычные ученики, которые без энтузиазма посещали музыкальную школу, а педагоги держали таких детей ради дополнительной нагрузки. Родителям может показаться, что годы, проведенные в музыкальной школе, прошли даром. На самом деле музыкальное образование — это не только обучение игре на определенном инструменте, но и развитие логики, памяти и усидчивости. Но как музыка может развивать логику и умственные способности?
В наш век цифровых технологий, переизбытка ненужной информации теле, радио вещания, интернета, социальных сетей, развлекательная индустрия, рассчитана на нетребовательный вкус потребителя. Тех, кто стоит во главе коммерческого развлекательного рынка волнуют лишь деньги. Идет процесс насильственного насаждения дурного вкуса. В 21 веке, слишком мало времени уделяется развитию духовного мира молодого подрастающего поколения.
Образование и музыкальное воспитание являются неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности. Поэтому нельзя рассматривать их как обособленную отрасль знаний. Установлено, что школьники, отлично занимающиеся музыкой, успешно учатся и по общеобразовательным предметам, а жизнь многократно подтверждает наличие у одаренных музыкантов незаурядных способностей вообще.
Крайними полюсами в системе детского музыкального образования оказываются специальные музыкальные школы для одаренных детей и общеобразовательные школы, а между ними — детские музыкальные школы (ДМШ) общего музыкального образования и школы искусств (ДШИ). Их назначение — общее музыкальное образование и воспитание, осуществляемое в дополнение к программам общеобразовательных школ. Реальная же задача ДМШ состоит в том чтобы помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости и желание сделать музыку профессией обнаруживаются в первые годы обучения.
Музыкальное воспитание — одна из центральных составляющих эстетического воспитания. Оно играет важную роль в развитии личности ребенка. Кроме того, занятия музыкой вырабатывает у ребенка трудолюбие, усидчивость, отличную координацию движений, что пригодиться не только в музыке, но и в других профессиях и сферах человеческой деятельности. Музыкальное искусство — наиболее действенное средство эстетического воспитания. Но не только это. Например, художественные учебные заведения — необходимое дополнение к общему образованию, которое способствует гармоническому развитию личности. Поэтому в нашей стране огромное количество не только музыкальных школ, но и школ искусств.
В современных условиях музыкальная школа является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Цель — сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто обучается в школе. Ведь серьезное музыкальное воспитание должны получать и средние дети, поскольку каждый из них может стать подлинным любителем музыки — слушателем, участником музицирования. Д. Б. Кабалевский говорил: «главной задачей массового музыкального воспитания… является… не сколько обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность» [1, С 7].
Направление работы музыкальных школ связано с: развитием музыкальных творческих способностей учащихся, развитием у них музыкального слуха и голоса, технических навыков, возможностями различных видов музыкальной деятельности в развитии учащийся.
В методику музыкального воспитания входит совершенствование форм учебно-воспитательного процесса музыкальной школы: уроки по специальности, теоретические занятия, коллективное музицирование, предмет по выбору, внеклассная работа (концерты, конкурсы, праздники и др.). Это важно для всестороннего развития учащихся и формирования их духовной культуры.
Воспитание и обучение начинаются уже с того момента, когда ученик открывает дверь в класс своего педагога. Вид помещений, манера общения — уже оказывают большое влияние на поведение ученика.
Известно, что уроки в детских музыкальных школах начинаются и кончаются не по звонку, но их точное начало является важным компонентом воспитания у ученика дисциплины и организованности. Содержание урока является основой воспитательной работы, а исходной точкой педагогического процесса в классе по специальности является работа над музыкальным произведением и, конечно, что чрезвычайно важно — выбор репертуара. По мнению многих педагогов, хорошо составленный репертуар — важнейший фактор воспитания музыканта. Ознакомление с музыкой разных времен, стран и стилей, соответствие отобранных для работы в классе произведений поставленным педагогическим целям и задачам, интерес учащихся к этим произведениям, индивидуальная направленность репертуара — все это благоприятно сказывается на результатах не только общемузыкального и технического, но и культурного развития ученика.
Но достижение этих целей невозможно без воспитания волевых качеств — внимания, сосредоточенности, настойчивости и многих других. Ведь именно наличие внимания способствует быстрому и качественному освоению навыков, а настойчивость, активность, целеустремленность — способствует усовершенствованию усвоенных навыков и быстрому продвижению ученика.
Дети, которым удается своевременно организовать время и дисциплинировать внимание, значительно опережают в успехах детей, более одаренных, но недостаточно организованных и не обладающих необходимыми волевыми качествами, ни достаточно дисциплинированным вниманием.
В связи с этим и вопрос о возрасте, с которого надо начинать обучение детей музыке, необходимо связывать с удовлетворительными предпосылками волевых качеств, свойств характера, организованности, загруженности ребенка и меньше — с физическим и умственным развитием.
Не умение читать, а умение быть внимательным; ни количество стихов, которые заучил ребенок имеет значение, а его активность (но не возбужденность), его собранность. Именно эти признаки (при наличии музыкальных данных) должны быть решающими при определении возраста, подходящего для начала обучения.
Учебно-воспитательные задачи, которые решают преподаватели ДМШ, в своей основе едины для всех предметов. Единство и взаимосвязь обусловлены особенностью музыкальных занятий, в которых музыка выступает и как объект познания, и как средство воспитания, а также нормами общения с ней (слушание, разбор, исполнение) и достаточно широкими возможностями применения знаний и навыков одних предметов при освоении других.
Знания о музыке играют очень большую роль в воспитании и обучении, придавая эстетическому развитию школьников образовательную широту и идейность.
Система музыкального воспитания детей и молодежи направлена как на выявление талантов и дарований, так и на повышение культурного уровня подрастающего поколения. При всем ее разнообразии, система эстетического воспитания сводится к нескольким основным направлениям, актуальным именно в музыкальном образовании:
1. Расширение музыкального кругозора.
2. Воспитание мировоззрения и моральных качеств.
3. Воспитание воли и характера.
4. Воспитание интереса к творческому труду и умения работать.
5. Воспитание актуальности и дисциплины.
6. Воспитание изящества и благородства жестов и осанки.
7. Воспитание уважения к старшим и чувства товарищества.
8. Воспитание культуры речи.
Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, поскольку оказывает огромное влияние на развитие музыкального вкуса, аналитического мышления и общего музыкального развития ребенка. Занятия музыкой позволяет развиваться ребенку сбалансировано. В современном мире на молодой, не обладающий достаточным жизненным опытом ум подростка и ребенка, обрушивается колоссальный поток информации. Ребенок постигает мир посредством телевизора, компьютера, в то же время его эмоциональный внутренний мир очень сложен и многогранен в таком молодом возрасте. Музыка позволяет ребенку воспринимать окружающий мир более ярко и остро, лучше постигать добро и зло, искренность и фальшь окружающего мира. Ребенок лишённый необходимого эмоционального образования, вполне возможно, разовьётся в холодную замкнутую личность.
Литература:
1. Готсдинер А. Музыкальная психология. М: Просвещение, 1993. — С.38 -77
2. Крюкова В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 281 с.
3. Петрушин В. Музыкальная психология. М: Академический проспект, 2006. — 399с.
4. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М: Лира, 1947. — С. 62–103
5. Цыпина Г. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Теория и практика. М: Академия, 2011. — 383с.
Основные термины (генерируются автоматически): музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, век, школа, эстетическое воспитание, духовный мир.
Источник
Я знаю, что эта наша музыкальная история может закончиться в любой момент. Но у меня нет цели заставлять ребенка учиться до конца, для получения диплома. Есть цель давать ему возможность развиваться и раскрывать свои способности и интересы.
В самом начале обучения сына в музыкальной школе, конечно, я сомневалась, размышляя о том, стоит или нет нагружать ребенка и занимать его время. Ведь можно выбрать какие-то другие занятия. Конечно, я наслышана о том, что для выпускников музыкальных школ, зачастую семь лет обучения заканчиваются тем, что инструмент выносится за пределы видимости на долгое время, если не навсегда. Но сын настойчиво музицировал на синтезаторе, прикрывая глаза, и изображал виртуозного пианиста. Поэтому мы пригласили репетитора, для того, чтобы понять есть ли у ребенка способности к музыке. НА тот момент
Занятия музыкой должны быть обязательными, а не дополнительными для деток. Так утверждают специалисты в области когнитивного развития. Ведь во время игры на клавишных инструментах в мозгу происходит настоящий фейерверк. Задействованы оба полушария мозга и активно развиваются межполушарные связи. Ребенок приобщается к прекрасному и воспитывается эстетически. Но правда в том, что обучение в музыкальной школе для вашего ребенка может стать увлекательной и интересной дорогой в мир прекрасного, а может обернуться сплошным испытанием и принудиловкой. И это зависит от многих факторов, но прежде всего от интересов ребенка и подхода родителей к процессу обучения.
Обучение ребенка музыке требует от родителей участия, по крайней мере, на первых этапах, ему нужна помощь. И если вы решаете вопрос «нужна ли вашему ребенку музыкальная школа» приведу аргументы «за и против», которые помогут с выбором.
В первую очередь, если вы приняли решение отдать ребенка в музыкальную школу, важно выбрать подходящий инструмент и преподавателя, который найдет подход к вашему ребенку и будет учитывать его особенности в усвоении материала, а также уделять внимание выбору музыкальных произведений в процессе обучения.
Какие проблемы могут возникнуть при обучении в музыкальной школе?
- Ребенку может не понравится сам процесс обучения. Многочасовые занятия по отрабатыванию навыков подходят не каждому.
- Музыкальное образование наряду с обязательной школьной программой создают большую нагрузку и занимают много времени. У ребенка может не оставаться сил и времени на другие занятия или простую игру и прогулки.
- Публичные выступления, которые являются неотъемлемой частью обучения, вызывают стресс у многих деток.
- Классические произведения или инструмент может в процессе обучения перестать нравится ребенку. При этом его мечты об исполнении современной музыки в рамках учебной программы будет невозможно реализовать. Выходом из этой ситуации может являться дополнительные занятия в музыкальных кружках и/или смена музыкального инструмента.
- Иногда ребенку могут потребоваться дополнительные уроки репетитора для подготовки к экзаменам или конкурсам. Это повлечет за собой дополнительные траты и время на отрабатывание трудных пьес.
- В обязательную программу музыкальных школ, наряду с уроками игры на инструменте, входят уроки сольфеджио и хоровые занятия. Кроме того в старших классах добавляются занятия по «истории музыки» и «музыкальной литературе». Это потребует дополнительного времени и дополнительных посещений музыкальной школы. Здесь важно учитывать удаленность школы от вашего дома.
Что дает музыкальное образование?
- При условии, что ребенок занимается и имеет способности к музыке, обучение в музыкальной школе дает самостоятельную профессию, с которой ваш ребенок может связать свою жизнь.
- Процесс разучивания музыкальных произведений требует большой работы одновременно обоих полушарий мозга. Это колоссальное развитие, ведь музыкант читает ноты, нажимает определенные клавиши, контролирует мелодию, ритм, громкость и длительность звуков, соблюдает указанные в нотах прием игры и аппликатуру («каким пальцем какую ноту нажимать»).
- Музыка совмещает лингвистические и математические функции левого полушария с творческими функциями правого полушария. Всё это способствует развитию межполушарных связей.
- Развивает коммуникативные, социальные способности, логику, стратегическое планирование, внимание к мелочам и эмоциональный интеллект.
- Улучшает умственную (то есть интеллектуальную) функцию мозга.⠀
Даже если ребенок слушает музыку, а вы помогаете ему ее понимать – это тоже хорошая тренировка мозга. - Развивает память. Ведь для исполнения музыкального произведения работает сразу несколько видов памяти: зрительная, слуховая, моторная (двигательная), образная, логическая, ассоциативная.
Все «плюсы» обучения игре на музыкальном инструменте, несомненно, весомее «минусов», но только при условии, что ребенок занимается музыкой с интересом, а не идет на урок как на каторгу.
По опыту многих мам могу сказать, что не часто дети могут осознанной без дополнительной мотивации отрабатывать задания дома, доводя мелодию до совершенства. Часто бывает, что схватив ноты, ребенок теряет интерес к оттачиванию штрихов. Здесь от родителей потребуются усилия, но не для того чтобы заставить чадо сесть за инструмент, а чтобы заинтересовать и мотивировать на выполнение нужной работы. И часто именно этот вопрос становится камнем преткновения в обучении ребенка. И от того, как вам удастся выйти из такой ситуации, будет зависеть успешность обучения ребенка и его отношение к музыкальным занятиям в целом.
Вот несколько советов, которые помогу вам сделать время обучения ребенка в музыкальной школе не тягостным испытанием, а интересным приключением.
- Не заставляйте ребенка чрезмерно долго «сидеть» за инструментом. Возможно, для него подойдут занятий не два часа к ряду, а несколько подходов по 20 минут.
- Предложите помимо школьной программы разучить какое-то произведение, которое выберет сам ребенок. Это отлично мотивирует и дает чувство радости от исполнения любимого произведения.
- Если ребенок обучается игре на фортепиано, возможно вместо классического инструмента стоит приобрести электро-пианино с различными функциями и звуками, для того чтобы ребенок мог не только оттачивать навыки по заданию, но и музицировать по своему желанию. Это развивает интерес к инструменту.
- Помогайте разбираться в трудных частях пьесы, пусть ребенок вам читает ноты, простукивает ритм, показывает аппликатуру.
- Смотрите вместе видео с виртуозной игрой, посещайте концерты. Устраивайте домашние концерты и восхищайтесь победами ребенка. Придумайте что, то чтобы создать правильное окружение для ребенка. Например, пикник с его «коллегами» по музыкальной школе.
- Не сравнивайте результаты вашего чада с другими учениками. Сравнивайте его сегодняшние успехи с тем, что бы раньше.
- Если ребенок в какой то момент отказывается продолжать обучение, внимательно разберитесь в причинах. Он устал. Ему не подходит преподаватель. Ему стал не интересен инструмент. Не редко бывают случаи, что после смены инструмента (например, вместо фортепиано, он выберет барабан) ребенок успешно заканчивает школу, и продолжает с удовольствием заниматься музыкой для своего удовольствия.
Мудрости и терпения, нам, родителям!
Источник