Музыкальные разработки раннего развития ребенка
Особенности раннего музыкального развития
Практически каждая мама слышала призыв о том, что раннее музыкальное воспитание для ребенка необходимо. И если раньше таковым считался возраст 5-6 лет, то сегодня психологи и педагоги рекомендуют начинать прививать ребенку любовь к музыке еще на этапе внутриутробного развития. И ошибочно думать, что раннее музыкальное развитие – это изнурительные занятия музыкой. Скорее, это игра, которая постепенно прививает хороший музыкальный вкус, любовь к прекрасному, развивает духовность малыша. Ведь главная цель развития – изменение и совершенствование уже имеющихся способностей, умений.
Чтобы добиться прогресса в музыкальном развитии ребенка, нужно способствовать этому различными способами: создать оптимальную атмосферу дома, заинтересовывать ребенка классической музыкой и современными произведениями для детей, познакомить малыша с музыкальными инструментами и учить игре на них. Но стоит ли уделять раннему музыкальному развитию ребенка столько внимания и времени?
Плюсы и минусы раннего музыкального развития
Каждому родителю приятно видеть, как его ребенок добивается успехов в разных сферах деятельности в столь юном возрасте. Однако некоторые взрослые искренне не понимают, зачем истязать малышей-дошкольников массой дополнительных занятий, которые немного позже будут преподаваться в школе. Кто прав, каждый решит для себя сам. А мы в свою очередь приведем положительные и отрицательные стороны раннего музыкального развития ребенка, которые помогут сделать правильный выбор.
Итак, плюсами являются:
- развитие врожденных задатков ребенка, которые впоследствии, возможно, станут его основной деятельностью;
- активное развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, логики и т.д.;
- формирование личностных качеств ребенка;
- освоение координации движений;
- формирование способности к обучению;
- развитие четкой, осмысленной, красивой речи с правильной интонацией;
- развитие эстетических и духовных чувств, творческих способностей.
Может ли музыка оказать негативное влияние на ребенка? В некоторых случаях – да:
- Если выбран неправильный репертуар для обучения ребенка (например, вместо классики – застольные композиции).
- Если педагог неправильно составил программу обучения (например, требования учителя не соответствуют возрасту ребенка).
- Если педагог оказывает давление на ребенка в процессе обучения.
- Если не учитываются индивидуальные особенности малыша.
Любое неправильное действие взрослого может убить желание ребенка заниматься музыкой. Если же уроки поставлены правильно, раннее музыкальное развитие оказывает исключительно положительное влияние на детей.
Методики раннего музыкального развития детей
Каждая из представленных ниже методик раннего музыкального развития уникальна, эффективна и признана разными странами всего мира. Их основателями стали такие известные музыканты, как Шиничи Сузуки, Золтан Кодали и Карл Орф. В чем же заключаются методики? Рассмотрим далее.
Раннее музыкальное развитие по методу ШиничиСузуки
Гениальный музыкант на собственном опыте понял, что учиться музыке может каждый, независимо от того, есть ли у него особый талант. Причем музыкальное развитие лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок учится говорить. Ведь музыка – как речь человека: ее может выучить каждый. Так в детстве Шиничи Сузуки начал наигрывать мелодии на скрипке, совершенно не зная нотной грамоты. Это стало первым шагом к его известному будущему.
Метод Сузуки заключается в главном принципе подражания: дети склонны к подражанию взрослым абсолютно во всех сферах. Так почему не воспользоваться этой особенностью детского восприятия? На занятиях малыш может слушать музыку, пытаться воспроизводить звуки на музыкальных инструментах, повторяя за педагогом. Однако принуждать к этому детей категорически нельзя: так можно свести на нет весь энтузиазм малыша.
Сузуки убеждает, что музыкальное обучение детей нужно начинать сразу же после рождения. Это может быть всего одно произведение, разбитое на несколько музыкальных фраз. Благодаря ежедневному прослушиванию композиции или отдельной фразы, взятой из произведения, ребенок уже спустя полгода запомнит ее на всю жизнь без всякой нотной грамоты. Очень важный момент в методике Сузуки – ежедневное повторение изучаемого материала, ведь чем чаще ребенок практикуется, тем лучше он осваивает информацию. Главное условие музыкального обучения – композиции должны звучать качественно, чисто, без посторонних шумов, а положение ребенка за инструментом должно быть правильным.
Раннее музыкальное развитие по ЗолтануКодали
Венгерский композитор и педагог за долгие годы практики пришел к выводу, что музыкальное образование нужно начинать в раннем возрасте, когда дети воспринимают новую информацию в процессе игр, пения, танцев. ЗолтанКодали считает, что именно пение, которое является главным музыкальным инструментом человека, помогает ребенку узнать родной язык, музыкальные традиции и культуру своей страны.
Кодали – сторонник поступательного музыкального развития, то есть он советует начинать обучение от простых знаний к более сложным. Так, в основу его обучения входят танцы, пение, слушание музыки и ритмика. Когда дети знакомы с этими понятиями, Кодали рекомендует начать изучение нотной грамоты. При этом главными обучающими методами являются игры, хлопки, хороводы, двигательные песни – без движения обучение музыке не может быть эффективным.
Как петь с детьми до 5 лет? Вот что советует Кодали:
- Отдавайте предпочтение коротким песням, в которых нужно использовать движения.
- В вашем репертуаре должно быть не менее 30 разных песенок, пойте их уверенно и без заминок – волнение взрослых всегда передается детям.
- Пойте без аккомпанемента.
- Меняйте темп песенок.
- Обязательно хвалите детей.
- Не ленитесь повторять песенки – дети очень любят повторы и с удовольствием подпевают взрослым.
Согласно методике Кодали, в обучении нужно использовать качественную музыку для детей или народные композиции.
Методика Карла Орфа
Главной задачей немецкого композитора было сформировать музыкальный вкус ребенка и развить его слух. В работе с детьми он задействовал тандем из музыки, движений, речи и элементов драматизации. Карл Орф считал, что музыка должна соответствовать психическому развитию ребенка. При этом ознакомление ребенка с музыкой не должно ограничиваться только классическими композициями: произведения должны отличаться по темпу, ритму и настроению.
В своей методике Орф особое место отводит отношению педагога и ученика. Так, согласно антологии композитора, педагог не должен быть авторитарным персонажем на занятиях – он должен помогать детям раскрыться, он обязан общаться с учениками посредством музыки. Как преподнести музыку детям – решает педагог, но главное – он должен импровизировать. Вся методика композитора построена на фантазировании, придумывании, творчестве – все это очень близко детям, а потому достаточно эффективно.
Особенности раннего музыкального обучения
Любое обучение должно быть постоянным и регулярным, поэтому как родителям, так и ребенку, нужно быть готовым к новому жизненному ритму. Помните, что занятия не должны быть навязчивыми. Лучше, если ваш ребенок будет посещать индивидуальные уроки.
Как правило, в домашних условиях можно использовать такие упражнения для раннего музыкального развития:
- пальчиковые игры;
- показ игрушек с пением;
- поиск источников звука;
- узнавание картинок по разным звукам;
- танцевальные движения под музыку;
- упражнения на развитие чувства ритма;
- звукоподражание;
- упражнения на развитие слуха;
- игра на шумовых музыкальных инструментах (погремушках).
Такие упражнения подходят для малышей с 1-2 месяца после рождения. Постоянное использование подобных упражнений позволяет развить у ребенка чувство ритма, музыкальный слух, мелкую моторику пальцев рук. В дальнейшем это станет хорошей основой для музыкального образования. Поэтому, говоря о целесообразности раннего музыкального обучения, можно с уверенностью сказать, что даже если вы не пророчите своему чаду великое музыкальное будущее, отказываться от него не стоит.
comments powered by HyperComments
Другие материалы рубрики
Источник
Использование вариативных программ и в музыкальном воспитании дошкольников
В последнее десятилетие издано довольно мною комплексных программ («Радуга», «Детство», «Развитие», «Золотой ключик», «Истоки»), в которых представлены разделы по музыкальному воспитанию детей, имеющие разные названия; «Развитие музыкально сти», «Ребенок и музыка», «Музыка». Вышли парциальные программы по музыкальному воспитанию детей – «Гармония» К.В. Тарасовой, «Музыкальные шедевры» О.П Радыновой, «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной. В дошкольной практике лучшие музыкальные руководители учились подчинять свою работу главным музыкально-творческим, вос питательным задачам, побуждали детей к освоению музыки. Наиболее инициативные и чуткие педагоги, квалифицированные музыканты-профессионалы па практике привлекали разнообразный художественный материал, использовали инновационные методические приемы работы с детьми и т.д.
Однако научное осмысление широкой музыкально-педагогической практики выявляет некоторые противоречия в происходящих изменениях (Л.В. Школяр), которые отра жают исторически сложившиеся подходы к музыкальному воспитанию детей в нашей стране.
Первое – преподнесение детям музыкального искусства в виде ознакомления их с различными отдельными видами музыкальной деятельности, содержание которых, прежде всего, ориентировано на предстоящий праздник. Педагогический процесс музыкального воспитание строится в данной ситуации на принципах общей дидактики, без учета принципов педагогики эстетики. Данный подход характерен для музыкального воспитания 30-40-х годов XX века.
Второе преподнесение музыки как живого образного искусства, это направлен складывалось еще в 20-ые годы (Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский и др.), но реально воплотилось через многие годы в программе музыкального воспитания НА. Ветлугиной для детей подготовительной группы (на основе концепции Д.Б. Кабалевского), а в настоящее время – программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Для этого подхода характерны принципы, вытекающие из самой природы искусства в совокупности с общедидактиче скими принципами. Данный подход пропагандирует «соответствие методов познания со держанию предмета познания» (Л.В. Школяр), что характерно для педагогики искусства, которая как область педагогической науки до сих пор находится в стадии становления.
Однако проведенное анкетирование музыкальных руководителей ДОУ выявило, что большинство из них считает музыку, прежде всего, средством воспитания ребенка, средст вом ознакомления детей с окружающей действительностью. Для таких педагогов харак терно принижение музыки до возрастных возможностей детей, а не возвышение её до по нимания эстетического содержания музыкального искусства, а также преобладание в их педагогической практике словесных методов, формализма. Явно налицо рассогласование методов познания музыки с содержанием музыкального искусства.
Таким образом, очевидна необходимость модификации сложившейся системы музы кального воспитания детей дошкольного возраста и, прежде всего, его содержания. Но речь должна идти, по нашему мнению, не о частичных изменениях в нем, а о полном со держательном преобразовании музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Источник
Что говорить родителям
У большинства родителей нет сомнений в том, что занятия музыкой — это отличный способ развития ребенка. Однако мамы и папы не всегда знают как, когда и чем именно может заниматься их малыш, если ему еще нет и трёх лет.
Клиенты, приводящие малышей в детский клуб, зачастую хотят получить профессиональные объяснения — для чего нужны музыкальные занятия или музыкальные упражнения в составе занятий по раннему развитию.
К сожалению, не всегда администраторы могут дать развернутые ответы — у них просто нет знаний об этой сфере развития детей.
Я предлагаю вам статью, в которой доступно и лаконично отвечаю на самые часто задаваемые вопросы и привожу факты, которые помогут вам убедить родителей начать музыкальные занятия с детьми как можно раньше.
Дайте почитать этот текст администратору, и он сможет более грамотно разговаривать с родителями.
Педагогу эта информация тоже поможет — когда есть готовая структурированная аргументация, общаться всегда легче.
Наиболее частые вопросы касаются:
- оптимального возраста для начала таких занятий
- видов музыкальной деятельности
- способов развития у детей чувства ритма, музыкальной восприимчивости и отзывчивости.
У всех ли детей есть музыкальный слух?
Практически все маленькие дети очень чувствительны к музыке. Это выражается в направленном интересе к музыкальным звукам. У малышей появляется улыбка, они начинают ритмично двигаться, качать головой, хлопать в ладоши, перетаптываться и качать корпусом на месте, когда слышат детские песенки или неагрессивную музыку.
Чем раньше малыш слышит хорошие музыкальные образцы — тем быстрее развивается его музыкальный слух. Если с раннего детства мама поет ребенку колыбельные песенки, малыш раньше начнет свои первые попытки интонирования – подпевания за мамой. Что в будущем поможет быстрому развитию речи.
Конечно, музыкальные задатки детям даны в разной мере. Однако с помощью музыкальных занятий, опираясь на интерес, который испытывают дети к музыке, можно подобрать такие комплексы упражнений, которые помогут развить имеющиеся способности и привить любовь к музыкальной деятельности у каждого малыша.
С какого возраста?
На мой взгляд, чем раньше, тем лучше!.) С рождения для ребенка мама является главным примером и образцом. Даже не имея музыкального образования, она может петь ребенку потешки, делать массаж, используя фоном спокойную классическую музыку, а также знакомить ребенка с различными детскими шумовыми инструментами – погремушками, бубенцами, маракасами, бубнами и т.д..
К годовалому возрасту малыш вполне готов участвовать в групповых занятиях вместе с мамой, однако это должны быть небольшие по составу группы, с выраженным позитивным настроем и очень деликатной подачей музыкального материала.
Виды музыкальной деятельности
Для детей раннего возраста существует достаточно большой арсенал упражнений, направленных на развитие музыкальных задатков. К основным видам музыкальной деятельности детей раннего возраста я могу отнести игру на детских музыкальных инструментах, песенки-попевки, музыкальные ритмические разминки, игры на развитие слухового восприятия, простейшие коммуникативные танцы.
Способы развития музыкальных способностей
У детей раннего возраста ведущий тип деятельности — игра. Поэтому все упражнения, задания, танцы и даже музицирование на детских музыкальных инструментах должны проводиться с помощью включения детей в игровую деятельность.
Безусловно, ведение музыкальных занятий в игровой форме, эмоционально и позитивно, требует от педагога профессионального мастерства и большой энергетической отдачи. Однако кто «горит» детским развитием и стремится качественно улучшить свои занятия, обязательно должен обратить свое внимание на плюсы, которые дает детям музыкальное развитие в раннем возрасте.
Плюсы музыкального развития в раннем возрасте
Научно доказано, что с помощью музыкальных упражнений и игр у детей раннего возраста:
- улучшается психоэмоциональное состояние
- развивается слуховое восприятие
- стимулируется развитие речи
- развивается кратковременная память
- увеличивается концентрация внимания
- активизируются мыслительные процессы
- совершенствуется координация движений
- развивается музыкальный слух и голос
- налаживается вокально-слуховая координация
- формируются эстетические представления, музыкальный вкус.
Надеюсь, что эта статья поможет вам раскрыть родителям всю прелесть музыкальных упражнений и иметь больше благодарных учеников.
А в вашем клубе родители интересуются музыкой для малышей?
Источник
Екатерина Гилева
Программа музыкального развития для малышей и их родителей
Пояснительная записка
В настоящее время широкое распространение получили методики раннего музыкального развития. Специалисты считают, что раннее музыкальное развитие благотворно влияет на формирование личности. Более того, практика показала, что дети занимавшиеся музыкой в раннем детстве более успешны в учебе, в обществе, в семейной жизни, на работе.
Изучив некоторые методики, мы решили составить свою программу для детей от 1,5 до 3,5 лет. Наша программа имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия проходят вместе с родителями в игровой форме, обеспечивая ребенку эстетическое, музыкальное, творческое, умственное и физическое развитие.
Цель программы: раннее музыкальное развитие путем создания игровой деятельности мамы, педагога и ребенка.
Задачи:
1. Обучать игре на музыкальных инструментах.
2. Создавать благоприятную, эмоциональную атмосферу на занятиях.
3. Воспитывать эстетический и музыкальный вкус.
4. Формировать умение слушать музыку.
5. Развивать музыкальные способности (чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, музыкальный слух).
6. Способствовать развитию физических, умственных и творческих способностей.
Новизна программы:
• Составление учебно-тематического плана.
• Использование наглядно-методического материала (куклы-наперстки)
• Подбор музыкального материала для игровой деятельности.
• Включение в содержание программы русских народных и пальчиковых игр.
Организация занятий
Программа рассчитана на 2 года. Занятия групповые -1-2 раза в неделю. Количество детей в группе 5- 6 пар (взрослый-ребенок). Продолжительность занятия составляет:
от 1,5 до 2,5 лет – 35 мин.
от 2,5 до 3,5 лет – 40 мин.
Каждое занятие проходит вместе с родителями (мама, папа, бабушка, при их активном участии.
Ожидаемые результаты
1. Эмоциональное развитие малыша.
2. Передача родителям опыта совместной музыкально-игровой деятельности.
3. Умение ребенка общаться в коллективе.
4. Развитие слуховых, зрительных, тактильных способностей к восприятию музыки
5. Выявление уровня музыкальных способностей
Формы подведения итогов
Итоговые занятия проводятся 2 раза в год.
• Новогодний праздник проходит в форме сказки. (Декабрь)
• Итоговое занятие, посвященное дню защиты детей, проводится в виде концерта. (Май – июнь)
Итоговые занятия включают в себя игру на музыкальных инструментах, подвижные игры, хороводные игры, пальчиковые игры, игры с предметами, а также элементы театрального действия.
Учебно-тематический план
(1 год)
Наименование разделов теоретические практические Всего
часов
1. Пальчиковые игры 1 4 5
2. Слушание музыки 1 3 4
3. Игра на музыкальных инструментах 1 4 5
4. Игровой массаж 0,5 3 3,5
5. Подвижные игры, логоритмика 1 4 5
6. Хороводные игры, танцы 1 3 4
7. Знакомство с нотной грамотой 1 2 3
8. Игры с предметами 1 3 4
9. Пение 1 2,5 3,5
10. Итого 8,5 27,5 36
(2 год)
Наименование разделов теоретические практические Всего
часов
1. Пальчиковые игры 1 3 4
2. Слушание музыки 1 3 4
3. Игра на музыкальных инструментах 1 3 4
4. Игровой массаж 0,5 2 2,5
5. Подвижные игры логоритмика 1 4 5
6. Хороводные игры и танцы 1 3 4
7. Знакомство с нотной грамотой 1 3 4
8. Игры с предметами 1 3 4
9. Пение 1 3,5 4,5
10. Итого 8,5 27,5 36
Содержание программы
1. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, способствуют развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения, помогают формированию речи.
2. Слушание музыки воспитывает внимание, помогает определить настроение героя, формирует эстетический вкус, развивает образное мышление, создает благоприятную атмосферу на занятии.
3. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма, формирует умение играть в ансамбле, знакомит детей с различными характерами, развивает слух, помогает восприятию музыкальных произведений.
4. Игровой массаж, проводимый во время звучания музыки, активизирует все анализаторы коры головного мозга (слуховые, зрительные, тактильные, и обеспечивает ребенку оптимальные условия развития.
5. Подвижные игры, логоритмика. Подвижные игры развивают основные двигательные навыки, воспитывают концентрацию внимания, помогают развитию координации движений, создают благоприятные условия для работы в коллективе, развивают фантазию, воображение, творческие способности.
6. Хороводные игры и танцы создают благоприятную социальную среду для ребенка, развивают сознание, интеллект малыша, показывают правила поведения в коллективе, помогают научиться – красиво двигаться.
7. Знакомство с элементами нотной грамоты проходит по карточкам или картинкам. Во время исполнения песенки ребенок с маминой помощью показывает пальчиком графическую запись мелодии, называет по карточкам ноты и слушает их звучание.
8. Игры с предметами позволяют детям войти в любую музыкальную сферу: «домашние животные», «лесные звери», «транспорт», «сказки», «путешествия»… Они помогают решить социальные вопросы, формируют музыкальное мышление, развивают музыкальную память, способствуют элементарному обучению малыша.
9. Пение в раннем возрасте это простейшее интонирование: изображение голосов животных, подпевание звукам природы, подражание сигналам транспорта. Развитие голоса происходит постепенно, главное не торопить малыша, а побуждать его к пению своим показом.
Методическое обеспечение программы
Оборудование и материалы для занятий
Просторное помещение для занятий не менее 20м.
Ковровое покрытие
Детские стульчики
Шкафы для оборудования
Доска
Музыкальный центр
Пианино/синтезатор
Бубенчики, Бубны, Маракасы, Деревянные ложки, Погремушки, Музыкальные молоточки, Клавесы (деревянные палочки, Металлофоны, Ксилофоны, Треугольники, Коробочки, Маленькие тарелочки, Барабаны, Цимбалы.
Гимнастические палки, обручи, мячи средних размеров резиновые, массажные мячи, мешочки с песком, мячи футбольные.
Куклы Би-ба-бо (петрушечные)
Сюжетные игрушки
Наглядное пособие (пальчиковый театр)
Газовые платочки и большие платки, подушки, плед или одеяло.
Сюжетные картинки, ленты, мишура, султанчикифлажки, «сюжетные» шапочкидетали (маски, хвосты, ушки, крылья)
Методические рекомендации
1. Педагог должен иметь свой собственный годовой план, скоординированный с ОУ, но педагогу также необходимо готовиться к каждому занятию.
2. На каждом занятии желательно менять условия проведения игр, что способствует закреплению нового материала и поддерживает интерес многократного проведения выученных заданий.
3. Выбрав определенные игры, рекомендуется проводить их в течение 4-6 занятий, а затем постепенно заменять новыми.
4. Все занятия включают в себя совместное выполнение заданий взрослым и ребенком по показу педагога.
5. Разучивание новой игры представляет собой рассказ о сюжете, показ картины, либо яркое живое исполнение.
6. Необходимо делать тематические связки между упражнениями и играми.
7. Родители должны быть активными участниками игр, помогать ребенку в случае необходимости. Лучшая поддержка малыша – это совместная деятельность, где ребенок видит участие и заинтересованность своих родителей.
Примерное занятие для детей 1,5-2,5 лет
пн Виды деятельности Название игры теоретические практические
1. Приветствие Бубен поиграй – 2 мин.
2. Разминка Вместе с нами 1 мин 3 мин.
3. Пальчиковая игра Маленькая Катя 0,5 мин. 2 мин.
4. Игра на муз. инструментах Колыбельная 0,5 мин. 3 мин.
5. Подвижная игра Три медвежонка 0,5 мин. 4 мин
6. Знакомство с нотной грамотой, пение Нотка До (Бабка –Ёжка) 0,5 мин. 3 мин.
7. Хороводная игра Заинька 0,5мин. 4 мин.
8. Слушание музыки Теремок (сказка) 1 мин 2,5 мин.
9. Игра с предметами Шапочка 0.5 мин. 4 мин.
10. Прощание Все на ножки 0,5 мин. 2 мин.
Итого 5, 5мин. 29,5 мин.
Всего 35мин.
Примерное занятие для детей 2,5-3,5 лет
пн Виды деятельности Название игры теоретические практические
1. Приветствие Бубен поиграй – 2 мин.
2. Разминка Пора начинать 1 мин. 3 мин.
3. Пальчиковая игра Я хочу построить дом 0,5 мин. 3 мин.
4. Игра на муз. инструментах Часы 1 мин. 4 мин.
5. Подвижная игра Пугало 0,5 мин 4 мин.
6. Знакомство с нотной грамотой, пение Едет паровоз 1 мин. 4 мин.
7. Танец Галоп 0,5 мин. 4 мин.
8. Слушание музыки Жуки и бабочки 1 мин 3 мин.
9. Игра с предметами В замке 1 мин. 4 мин.
10. Прощание Прошел урок 0.5 мин. 2 мин.
Итого 7 мин. 33 мин.
Всего 40 мин.
Организация музыкальных занятий проходит в разных формах, включая различные методики, новые принципы работы, интересный музыкальный материал.
Одной из таких методик, является музыкальная программа «Музыка с мамой» Екатерины и Сергея Железновых.
Цель их программы – способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания.
Другая интересная методика, элементы которой мы включаем в занятие, это Орф-педагогика. Она построена на воспитании и обучении детей через искусство и творчество, основанное на единстве и взаимосвязи музыки, движения, речи.
Цель музыкального воспитания – развитие личности ребенка, его духовности в русле гуманистических традиций, развитие музыкальности через личное творение. Принципом работы по системе Орфа является элементарное музицирование.
Новыми принципами нашей работы является работа с родителями, организация творческой атмосферы на занятиях, подготовка малышей к взаимному сотрудничеству и результативной музыкальной деятельности.
Литература:
1. Буренина А. Ритмическая мозаика. – Санкт-Петербург, 2000.
2. Вихарева Г. Играем с малышами. Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста. – Санкт – Петербург: Композитор, 2007.
3. Железнова Е. Альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах. – М. : издательский дом Катанского, 2006.
4. Железнова Е. Альбом для обучения пению от 3 до 6 лет. -М. : издательский дом Катанского, 2009.
5. Забурдяева Е., Карш Н., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Учебное пособие по элементарному музицированию и движению. – Санкт-Петербург: Невская нота, 2010.
6. Конвенан И. Облака. Песенки для самых маленьких. – Санкт – Петербург: Композитор, 2003.
7. Петрова В. А. Музыка – малышам. – М. : Мозаика-синтез, 2001
8. Русские народные песни и танцы для голоса, блокфлейты и орф-инструментов. В обработке Вечеслава Жилина. – Челябинск, 2004.
9. Золотые ворота. Русские подвижные игры для детей и молодежи. – Новосибирск, 2002.
10. Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Ребятам о зверятах», /сост. Нестерова Н. и Селиверстова Н. – Санкт – Петербург: Композитор, 1998.
11. Суворова Т. Танцевальная ритмика. – Санкт-Петербург, 2004.
12. Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Игрушки», / сост. Нестерова Н. и Селиверстова Н. – Санкт – Петербург: Композитор, 1996, 1997, 1998.
Источник