Музыкальные материалы для развития ребенка
Хорошо поставленная хореография и удачно подобранное музыкальное оформление – это половина успеха любого спектакля. А, зачастую, и более половины.
В этом разделе на МААМ мы постарались собрать воедино и систематизировать публикации, призванные обеспечить этот успех. Немало полезных материалов посвящены вопросам обустройства музыкальных уголков и центров в детских садах; изготовления самодельных музыкальных инструментов. Хорошим подспорьем в работе станут сценарии и конспекты музыкальных и хореографических занятий. Используйте описания и видеоролики постановок различных танцев, подготовленных специально для того или иного мероприятия. А ещё – тексты песенок-переделок (куда же без них!)
Приглашаем в полезный путеводитель по детской музыке и хореографии.
Содержится в разделах:
- Методические рекомендации и разработки
Включает в себя разделы:
- Музыкальные занятия. Конспекты, НОД
- Хореография для детей, детские танцы. Видео, описание движений, постановки
- Чайковский П.И.
- Музыкальные уголки и центры в детском саду
- Прокофьев С.С, композитор.
- Музыкальные игры и самодельные инструменты. Погремушки, шумелки, трещотки. Музыкальные уголки
- Песни-переделки. Тексты переделанных песен
- Шаинский В.Я.
По группам:
- Старшая группа
- Подготовительная группа
- Средняя группа
- Младшая группа
Показаны публикации 1-10 из 21859.
Все разделы
| Музыка и хореография. Музыкальное развитие дошкольников, материалы для муз.руководителей
Новое
НОД по музыкальному развитию «Зима» для детей младшего дошкольного возраста
Цель – обогатить детей знаниями о зиме, зимнем лесе; Задачи – развивать умение детей подпевать песенки и выполнять простые ритмические движения; закреплять умение детей сопровождать пение игровыми движениями; Подготовка – Домик; Саночки; Игрушка – кукла – Ваня; Колокольчики;…
Нравственно-патриотическое воспитание на музыкальных занятиях
Нравственно патриотическое воспитание на музыкальных занятиях Слайд 1 Нравственно-патриотическое воспитание на музыкальных занятиях Слайд 2 Сохранить человеческое в детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их…
Музыка и хореография. Музыкальное развитие дошкольников, материалы для муз.руководителей – Конспект НОД «Музыкальные инструменты народов ханты и манси»
Публикация «Конспект НОД «Музыкальные инструменты народов ханты и…»
Конспект занятия (музыкальный звук и музыкальные инструменты ханты и манси) Ход занятия: Дети заходят в зал под музыку, проходят круг, садятся на стульчики. Звучит музыкальная композиция «Здравствуйте». Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о музыкальных…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект спортивно-музыкального развлечения к 23 февраля «Мы — защитники нашей Родины»
Конспект спортивно-музыкального развлечения к 23 февраля «Мы-защитники нашей Родины» (старший и подготовительный возраст) Составил: инструктор по физической культуре Шулепова Н.С. 2021г. Цель: создание эмоционально положительного настроя у детей и взрослых в процессе совместной…
Начальный этап обучения игре на детских музыкальных инструментах
«Начальный этап обучения игре на детских музыкальных инструментах» (Из опыта работы. Я, музыкальный руководитель МБДОУ №64, Дорофеева И.В, хочу поделиться опытом работы – как я обучаю детей игре на детских музыкальных инструментах и формах работы с детьми в данном направлении….
Консультация для воспитателей «Воспитатель на музыкальных занятиях и музыкальных праздниках»
Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность…
Музыка и хореография. Музыкальное развитие дошкольников, материалы для муз.руководителей – Консультация «Приобщаем детей к музыкальной культуре»
Статья «Консультация «Приобщаем детей к музыкальной…»
«Приобщаем детей к музыкальной культуре» Музыка помогает детям почувствовать многообразие окружающего их мира. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы…
Спортивно-музыкальное развлечение «А у нас во дворе» для детей и родителей
Спортивно-музыкальное развлечение “А у нас во дворе” Ведущая встречает детей и родителей на улице. Ведущая: Времена теперь другие, Как и мысли и дела – Далеко ушла Россия От страны, какой была. Умный, сильный наш народ Далеко гляди вперед. Но приданья старины Забывать мы не…
Сценарий музыкально-спортивного досуга к 23 февраля «Моряки против пограничников, кто сильнее?» для подготовительной группы
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: Дети под песню «Моя армия сильная-сильная» садятся на стульчики по командам «моряки» и «пограничники». Ведущий : Дорогие дети! Сегодня мы отмечаем замечательный праздник – День защитника Отечества, день защитников нашего мира, свободы и счастья. Наши защитники…
Музыкально-развлекательный досуг к 1 апреля для подготовительной группы «День смеха-ха-ха!»
Музыкально – развлекательный досуг к 1 апреля для подготовительной группы “День смеха-ха-ха!” Разработала: Черкасова О.В. Цели: – создавать условия для сплочения детского коллектива; – формирование потребности общения со сверстниками; – сохранение психологического здоровья…
Источник
лариса гущина
Музыкально-дидактические игры и пособия на музыкальном занятии
Музыкально-дидактические игры в детском саду являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка, что позволяет приобщать к активному восприятию музыки.
Я представляю вам некоторые из дидактических игр и атрибутов сделанные своими руками для музыкальных занятий.
ТРИ ЦВЕТКА
Дидактическая игра на определение характера музыки
Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое, изображающих три типа характера музыки:
• добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
• грустная, жалобная;
• веселая, радостная, плясовая, задорная.
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звездочки и т. д.
Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки.
Ход игры
I вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.
II вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
Музыкальные узоры
Музыкальная игра, развивающая музыкальное воображение и чувство ритма.
Цель игры:
дать детям представление о долгих и коротких, плавных и резких, высоких и низких звуках и. т. д.
Дидактический материал:
карточки с графическими изображениями «музыкальных» узоров.
Методика организации игры :
Педагог предлагает детям посмотреть картинку и воспроизвести голосом музыкальный рисунок изображенный на карточке, так же можно проиграть некоторые рисунки на музыкальных инструментах или показать в движении этот музыкальный рисунок.
«Встаньте дети, встаньте в круг»
Цель: Развивать у детей ориентацию в пространстве. Учить свободному перестроению в зале (круг, полукруг, шеренгами и т. д.)
Предварительная работа: детей заранее познакомить со значками на карточках: кружки – мальчики, треугольники – девочки. Так же на карточках отображено, как должны встать дети. Например: для хоровода дети встают в круг (карточка с кругом), для игры – в круг с водящим (карточка с кругом и центром, на танец – парами по кругу (карточка с треугольниками и кружками, расположенными по кругу) и т. д.
Описание: Дети размещаются в зале. Музыкальный руководитель показывает карточку. Далее звучит музыка, под которую дети свободно передвигаются по залу. Когда музыка начинает стихать, дети перестраиваются, соответственно указанной карточки.
Карточки удобно применять при разучивании музыкального материала, при подготовке к праздникам.
Ритмический заборчик
Цель: развивать у детей чувство ритма, знакомить с сильной долей.
Демонстративный материал: карточки с изображением заборчиков, отражающих сильную долю в марше, вальсе, польке.
Предварительная работа: дети заранее знакомы с жанрами музыки.
Описание: музыкальный руководитель рассказывает детям о сильной доле, прохлопывают сильную долю в марше, вальсе., отмечают её соответствующей карточкой, прохлопывают ещё раз. Отмечая сильную долю.
Укрась ёлочку
Определи темп музыки
Цель: Развитие восприятия музыки. Знакомство с темпом.
Раздаточный материал: карточки, соответствующие теме музыкального произведения и карточки, отражающие темп музыки.
Предварительная работа: познакомить детей с определёнными музыкальными произведениями, которые более ярко отражают изменения темпа в музыке. Подобрать картинки с обозначениями темпа музыки (быстрый, стремительный, очень быстрый, медленный, очень медленный и т. д.) и познакомить детей с ними.
Описание: Дети, прослушав музыку, определяют её название, рассказывают о темпе музыки, о животном, о его характере передвижения и подбирают соответствующую карточку.
Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чём играю».
Цель. Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов.
Развивать тембровый слух.
Описание. Ширма, детские музыкальные инструменты: дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.
Ход игры.
1 вариант. Ведущий за ширмой поочерёдно играет на детских музыкальных инструментах. (Дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.)
Дети отгадывают инструмент по звучанию. По щелчку в презентации появляется соответствующая картинка музыкального инструмента.
2 вариант. По щелчку в презентации появляется картинка музыкального инструмента.
Дети выбирают аналогичный инструмент из предложенных, называет его и играет на нём.
«Музыкальный теремок» или «Маленький композитор»
1вариант игры: «Теремок»Цель: развитие мелодического слуха детей.
Игровой материал Фигурки зверей. Ход игры: Стоит в поле теремок, теремок. Как красив он и высок, и высок. По ступенькам мы идём, все идём. Свою песенку поём, да поём. Выбираются трое детей, каждый берёт себе любую фигурку. Персонаж идёт по ступенькам вверх и поёт первую фразу: «По ступенькам я иду…», затем, стоя у входа в домик, поёт вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, – и «заходит» в дом. Каждый ребёнок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается движение в низ,в обратном порядке. Персонаж спускается по ступенькам и поёт: «По ступенькам вниз иду…», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке уйду»
2 вариант игры: «Маленький композитор» Открывается домик в котором живут нотки, каждая на своем этаже, детям предлагается стать на минуту известным композитором и сочинить свою музыку. За тем сочиненная музыка проигрывается музыкальным руководителем,а дети слушают какое получилось у них музыкальное произведение или песенка (можно его пропеть сначала с музыкальным руководителем, а за тем вместе.)
Цветик-семицветик».
Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха.
Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей. Игровой материал: Большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились на занятиях. Например: 1. «Кавалерийская» Д. Б. Кабалевский. 2. «Клоуны» Д. Б. Кабалевский. 3. «Болезнь куклы» П. И. Чайковский. 4. «Шествие гномов» Э. Григ. 5. «Дед Мороз» Р. Шуман и т. д. Ход игры: Дети сидят полукругом. Приходит садовник (педагог) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Если произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель исполняет произведение или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера, темпа, жанра произведения.
«Мульти-пульти»
1 вариант игры (игра на развитие зрительной памяти и музыкальных впечатлений)
Цель: Развивать зрительную память, расширять музыкальный кругозор, пополнять словарный запас ребёнка музыкальными терминами, учить детей четко выражать свои мысли.
Описание игры: Игрокам раздаются карточки-подсказки с изображением фрагмента детского мультфильма. Звучит песенка из мультфильма. Игрокам предлагается вспомнить и назвать из какого мультфильма эта песня. Если игрок затрудняется ответить, можно предложить рассказать о чём этот мультфильм.
2 вариант игры
Цель: Учить детей определять характер музыки, развивать дикцию при пении, чистое интонирование, развивать эмоциональную отзывчивость на услышанную песню, познакомить детей с произведениями композитора В. Я. Шаинского и детскими поэтами-песенниками.
Описание игры: Дети стоят по кругу. Игрокам раздаются карточки-подсказки с изображением фрагмента мультфильма. Муз. рук. предлагает рассмотреть карточку игрокам. С помощью считалки выбирается «водящий»:
«Раз, два, три, четыре, пять -мы собрались поиграть,
К нам сорока прилетела и тебе запеть велела.»
Игроку предлагается исполнить детскую песенку, которая изображена на карточке. Если игрок затрудняется спеть, то ему помогает запеть муз. рук. Если ребенок не знает этой песенки, ход переходит к любому игроку, желающему исполнить песенку, он же становиться водящим.
«Назови композитора музыки», «Веселая пластинка»
Ход игры. Воспитатель показывает детям портреты композиторов П. Чайковского, М. Глинки, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. За правильный ответ ребенок получает очко. Затем музыкальный руководитель проигрывает то или иное произведение (или звучит грамзапись). Вызванный ребенок должен назвать &то произведение и рассказать о нем. За полный ответ ребенок получает два очка, Выигрывает тот, кто получит большее число очков.
Игра проводится на занятии, а также может быть использована в качестве развлечения.
Веселая пластинка
Игровой материал. Игрушечный проигрыватель с набором пластинок -— в центре нарисована картинка, передающая содержание Песни; проигрыватель с набором пластинок программных произведений.
Ход игры. Ведущий проигрывает в грамзаписи вступление к какому-нибудь знакомому детям произведению. Вызванный ребенок находит среди маленьких пластинок нужную и «проиг-рывает» ее на игрушечном проигрывателе.
Какая музыка?
Игровой материал. Проигрыватель, пластинки с записями вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.
Ход игры. Детям раздают карточки. Музыкальный руководитель, исполняет на фортепиано (в грамзаписи) музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку.
Атрибуты для утренников и занятий.
Источник
Здесь дан полный перечень пособий, используемых детьми и педагогом намузыкальных занятих и в группе ( для каждой возрастной категории)
В перечнь входят: музыкально-дидактические игры, раздаточный материал, атрибуты.
Перечень пособий, используемых педагогом и детьми на музыкальных занятиях и в группе ДОУ: музыкально-дидактические игры, музыкальные конструкторы и различный раздаточный материал для организации музыкальной деятельности в группах.
Ранний возраст (з-й год жизни)
Музыкально – дидактические игры.
На развитие звуковосприятия: «Птица и птенчики», «Кошка и котята», «Высокий домик, низкий домик».
На восприятие настроения музыкально.- дидактическая игра «Солнышко и дождик».
Раздаточный материал:
платочки, ленточки, погремушки, деревянные и пластмассовые кубики, матрёшки, ёлочки, грибочки, карточки с изображением настроения (весло – грустно), карточки с изображение животных: птица и птенчик, корова и телёнок, собака и щенок, кошка и котёнок.
Атрибуты:
маски волка, лисы, зайца, цыплят, коровы, телёнка, птички, птенчиков, собачки, кошки, котёнка, петушка, шляпы, кепки, юбочки, фартучки.
Вторая младшая группа (4-й год жизни)
Музыкально-дидактические игры:
На развитие звуковысотного восприятия: «Птица и птенчики», «Мама кошка и котята»
На развитие тембрового слуха: «Отгадай, на чём играю».
На развитие динамического слуха: «Тихо- громко»
На развитие чувства темпа музыкально –дидактическая игра «Мышка и мишка».
На определение настроения: «Солнышко и дождик», «Весёлая девочка, грустная девочка»
Раздаточный материал.
На развитии чувства темпа карточки с изображением улитки и стрекозы, зайчика и медведя.
На развитие динамического слуха – карточки с изображением грома и ручейка.
На развитие тембрового слуха – карточки с изображением
музыкальных инструментов.
На развитие восприятия настроения – карточки с изображением мальчика весёлого и мальчика грустного.
Плоскостные музыкальные инструменты на развитие динамического слуха и звуковысотного слуха (две гармошки, два колокольчика, два барабана, два бубна , две матрёшки разной величины.
Музыкальные инструменты.
Погремушки, самодельные шумовые музыкальные инструменты («шуршалки», маракасы, барабаны, бубны, треугольники), металлофоны.
Атрибуты.
Цветные платочки, цветные ленточки шляпы, кепки, косынки, юбочки, сарафаны, кокошники.
Маски животных : кошка, котята , собачка, щенок, курочка, цыплята, корова, телёнок, птичка, птенчики, гусь, петушок.
Средняя группа ( 5-й год жизни)
Музыкально-дидактические игры.
На развитие звуковысотного восприятия музыкально-дидактические игры: «Андрей- воробей», «Качели», «Эхо»
Конструктор (мелодический) попевок: «Андрей – воробей», «Лесенка», Спите, куклы», «Птица и птенчики» .
На развитие ритмического слуха – «Кто как идёт»», «Весёлые дудочки»,
На развитие тембрового и динамического слуха – музыкально – дидактические игры
«Весёлые инструменты», «Узнай свой инструмент».
Раздаточный материал:
На восприятие темпа – карточки с изображением медведя, лисы, зайца.
На восприятие регистра – карточки с изображением девочки, мамы и папы.
На развитие чувства метроритма- карточки с изображением часов и сердечка.
На определение вида музыкальной деятельности – карточки с изображением девочки поющей, мальчика танцующего с девочкой, солдата марширующего, зайчика играющего на металлофоне.
Плоскостная клавиатура с изображением одной октавы (10 штук) и с изображением 2-х октав (2 шт).
Плоскостные музыкальные инструменты
(три гармошки разной величины, три барабана, три колокольчика, три матрёшки разной величины), карточки с изображением музыкальных инструментов.
Музыкальные инструменты: ложки, колокольчики, погремушки, бубны, треугольники, самодельные шумовые музыкальные инструменты «шуршалки», маракасы, барабаны, бубны, треугольники, дудочки)
Атрибуты.
Цветные платочки, цветные ленточки шляпы, кепки, косынки, юбочки, сарафаны, кокошники.
Маски зверей: кошка, кот, собачка, курочка, цыплята, корова, телёнок, птичка, птенчики, тигр, слон, гусь, петушок, гусь, коза, козёл, свинка, поросята.
Старшая группа (6-й год жизни)
Музыкально-дидактические игры.
На развитие звуковысотного восприятия музыкально-дидактические игры: «Андрей- воробей», «кто скорее уложит кукол спать», «Качели», «Лесенка»», «Труба», «Эхо», «Весёлые гармошки».
Конструктор мелодический попевок: «Андрей – воробей», «Спите, куклы», «Труба», «Качели», «Лесенка».
На развитие ритмического слуха – «Ритмическое лото», ритмические игры.
На развитие тембрового и динамического слуха – музыкально – дидактическая игра
«Весёлые инструменты», «Угадай, на чём играю».
Раздаточный материал.
Фланелеграфы, нотные значки (четверти и восьмые), скрипичный ключ, полоски короткие и длинные.
На определение музыкального жанра – карточки с изображением китов.
Карточки с ритмическими блоками.
Карточки настроений и эмоций.
Карточки с схематичным изображением музыкалных инструментов и способов звукозвлечения на них
Карточки с пуговками (на определение высоты звуков)
Карточки с изображением 7 нот на нотном стане
Карточки для моделирования формы музыкального произведения и
средств музыкальной выразительности
Карточки для моделирования движений танца и составления композиции танца
Партитуры русских народных песен. ( для ознакомления)
Плоскостная клавиатура в 2-е октавы (5 штук), в одну октаву (6 штук)
Атрибуты.
Цветные ленточки, цветные платочки, султанчики, косынки, шляпы, кепки, фартучки, сарафаны, кокошники, юбочки, косоворотки, матросская шапка, каска, пилотка, офицерская шапка.
Куклы для кукольного театра, для пальчикового театра.
Маски животных домашних и диких, птиц домашних и диких.
Козёл, коза, кошка, котята, собака, баран, овца, заяц, медведь, лиса, гусь, гусыня, слон, жираф, зебра, обезьянка, курица, петух, цыплёнок, ласточка, соловей, орёл.
Подготовительная группа (7-й год жизни)
Музыкально – дидактические игры.
На развитие звуковысотного слуха музыкально-дидактические игры – «Узнай по двум звукам», «Бубенчики», «Музыкальные лесенки», «Цирковые собачки», «Три поросёнка»
Конструктор попевок: «Музыкальные лесенки», «Цирковые собачки», «Бубенчики», «Качели», «Эхо», Труба», «Спите куклы», «Гармошка»
На развитие ритмического слуха – «Ритмическое лото», ритмические игры « Повтори». «Как Матрёшка стучит в дверь?»
На развитие тембрового и динамического слуха музыкально -д дидактические игры : «Музыкальные инструменты», «Кто самый внимательный».
На определение музыкального жанра – музыкально-дидактическая игра «Три кита»
Раздаточный материал.
Фланелеграфы, нотные значки (четверти и восьмые), обозначение пауз, скрипичный ключ, полоски короткие и длинные.
На определение музыкального жанра – карточки с изображением китов.
Карточки с ритмическими блоками.
Карточки настроений и эмоций.
Карточки с схематичным изображением музыкалных инструментов и способов звукозвлечения на них
Карточки с пуговками (на определение высоты звуков)
Карточки с изображением 7 нот на нотном стане
Карточки для моделирования формы музыкального произведения и
средств музыкальной выразительности
Карточки для моделирования движений танца и составления композиции танца
Бумага для партитур, карандаши.
Плоскостная клавиатура в 2-е октавы (7 штук), в одну октаву (6 штук)
Атрибуты.
Цветные ленточки, цветные платочки, султанчики, косынки, шляпы, кепки, фартучки, сарафаны, кокошники, юбочки, косоворотки, матросская шапка, каска, пилотка, офицерская шапка.
Куклы для кукольного театра, для пальчикового театра.
Элементы костюмов для инсценировки песен, музыкальных сказок.
Маски животных домашних и диких, птиц домашних и диких.
Козёл, коза, кошка, котята, собака, баран, овца, заяц, медведь, лиса, гусь, гусыня, слон, жираф, зебра, обезьянка, курица, петух, цыплёнок, ласточка, соловей, орёл.
Источник