Музыкальные инновации для развития ребенка

Оксана Юрьева
Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников

«Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников»

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Поэтому перед педагогами-музыкантами стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становятся инновационные технологии проведения занятия.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность,объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Формы развития музыкальности, которые используются на практике – это:

Коммуникативные танцы. Вовлечение ребенка в процесс музици-рования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использованиекоторых решает задачи: развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы, развития двигательной координации, развития чувства ритма.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые). Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Пальчиковые игры (музыкальные и речевые). Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.Текст находит здесь не буквальное отражение: определённая смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику,тактильную чувствительность: «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений); повышают общий уровень организации ребёнка; направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

«Хор рук». Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих – «дирижеров».Данная форма направлена на развитие: координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

Ритмодекламация под музыку. Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить, а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

Игры звуками.В работе с играми звуками выделяю условно сле-дующие направления: звучащие жесты и музыка моего тела; шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость от-крытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры.

Элементарное музицирование. В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!

Общение детей с музыкальнымиинструментами развивает: музы-кальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго.Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра, которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству. Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии музыкального руководителя, уровня музыкального и общего развития детей, их художественных пристрастий. Важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, за-гадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.

Читайте также:  Детский дом индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка

Использование данных инновационных технологийи методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;

дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;

музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».

Развивая музыкальные способности детей на музыкальных занятиях, я способствую их возможности участвовать в детских конкурсах исполнительского мастерства, повышать свое исполнительское мастерство, выступать на большой аудитории, самосовершенствоваться и утверждаться. Инновационные технологии проведения музыкальных занятий способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.

Источник

Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников.

     На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности. При создании предметно-развивающей среды в образовательной области «Музыка» учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитания и обучения, нормы СанПиН, методические разработки. Но часто не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10–20 лет назад. У современных детей иные физиологические, психологические особенности, кроме этого, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Современная музыкальная развивающая среда должна носить проблемный характер. Все это позволяет детям фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации.  

    Новые подходы к музыкальному образованию требуют использование абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию – функцию общения. Приобщение к искусству, музыкальное воспитание – очень индивидуальное и даже интимное понятие, всязанное с неповторимым самоопределением личности.

В своей работе я использую некоторые современные технологии.

  • Здоровьесберегающая технология;
  • Элементарные формы музыкальной импровизации;
  • Эстетотерапия;
  • Эвритмия. (Это уравновешенность элементов, слаженность, соразмерность, гармоничность) — искусство художественного движения, появившееся в начале ХХ века в Европе. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи.) Эвритмия разработана Рудольфом Штейнером и получила широкое распространение в мире;
  • Музыкально-речевая и пальчиковая гимнатика;
  • Анимационные танцы и флешмобы;
  • Квесты;
  • Игры с инструментами;
  • Применение ИКТ

Задачи использования здоровьесберегающей технологии:

  • Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видахмузыкальной деятельности, используя здоровьесберегающую методику, исходя их возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоорвье
  • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
  • Формировать положительное отношение ребенка а к окружающему миру, семье, сверстникам, самому себе.
  • Организовать сотрудничество с родителями в вопросах здорового образа жизни, профилактики заболевания.

Основные методы работы в здоровьесберегающей технологии:

– песенки-распевки. Используются для подготовк голосовых связок к пению и упражненю в чистом интонировании определенных интервалов;

-дыхательная гимнастика. Приучает детей дышать носом для профилактики респираторных заболеваний, тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию лёгких, повышает насыщение крови кислородом, тренирует сердечно-сосудистую систему повышает устойчивость к гипоксии (недостаткау кислорода).

– пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие: положительно влияет на обменные процессы, способствует восстановлению центральной нервной системы, восстанавливает носовое дыхание.

Читайте также:  Школа раннего развития ребенка с 10 месяцев

-артикуляционная гимнастика – выработка качественных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем, тренировка мышц речевого аппарата, развитие музыкальной памяти, чувство ритма. В результате улучшаются показатели уровня развития речи детей, певческие навыки, музыкальная память, внимание.

– пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук, которая влияет на развитие речи, подготавливает ребенка к рисованию, письму. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

-речевые игры снимают напражение, повышают способность к непроизвольному вниманию, обостряют наблюдательность. Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию педагог добавляет музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения (пантомимические и театральные возможности).

-музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает раздражительность и напряжение, восстанавливает дыхание.

-музыкальные физкультминутки способствуют укреплению организма ребенка, позволяют активно менять деятельность, повышают работоспособность.

Работа по здоровьесберегающей технологии ведется с учетом программ и методических пособий таких,  как «Праздник каждый день» И.Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Зацепиной, элементарное музицирование Т.Тюиюнниковой, «Ритмическая мозаика» Бурениной, «Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии» С.А.Коротковой, О.В.Кацер.

    Одной из инновационных форм в практике музыкального воспитания являются элементарные формы музыкальной импровизации. В основе этой технологии лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Форму развития музыкальности, которую я активно использую, это коммуникативные танцы. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психолошиеское раскрепощение. Задачи, которые решают коммуникативные танцы:

  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Работа над ощущением формы;
  • Развитие двигательной координации;
  • Развитие чувства ритма.

   Это возможность согласовать собственный замысел с замыслом сверстников и совместно организовывать игру, танец, пластические этюды,  воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. В танцах с использованием популярной детской музыки, используя знакомые движения, которые объединяются в цепочки по 2-3 движения, включающие в себя элементы невербального общения, смену партнеров, рождается инициатива, творчество, воображение, взаимопонимание, умение сотрудничать. Коммуникативные танцы дают положительный эффект в коррекции развития детей с ОВЗ, вовлекя ребенка в процесс музицирования в игровой форме, создают атмосферу принятия друг друга и эмоционально-психологическое раскрепощение. Дети понимают друг друга по жестам, мимике, движениям рук, что помогает им в социализации в группе, ДОУ, обществе. Эмоциональный подъем создает ситуацию успеза и повышает самооценку ребенка.

     Координационно-подвижные музыкальные игры дают ощущение музыкальной динамики, исполнительского штриха. Речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Эти игры  стимулируют развитие ловкости, точности, реакции, воспитывают ансамблевую слаженность. Здесь важным и необходимым является умение педагога воодушевить детей на игру, создавая игровую атмосферу сказки, загадки, приключений, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонациооно-речевой, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния. Использование этой технологии  позволяет добиться следующих результатов:

  • Удается создать на праздниках, музыкальных занятиях, развлечениях атмосферу радостного общения, приподнятого настроения, гармоничного самоощущения;
  • Дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
  • Удается попасть в тональность актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению,
  • Дети усваивают элементарные музыкальные знания, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общени с музыкой, без лишних натаскиваний и утомительных заучиваний, обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития; развиваются музыкально-творческие способности.

    Особым вниманием  в музыкальном воспитании в ДОУ пользуются развлечения, тематические досуги и праздники. Это яркие события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Одной из инновационных форм в практике дошкольного образования в организации досугов и развлечений можно считать квест. Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что как правило, есть некая цепь, дойти до которой можно. Последовательно разгадывая загадки. Каждая разгадка – ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть и творческими и интеллектуальными. Квесты могут проводиться как в помещении, так и на площадке. Каждый ребенок становится непосредственным участником разыгрываемых событий. За основу можно взять любой сценарий. Применение квеста решает ряд   задач: воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение того или иного задания, развитие творческих способностей, воображения, поисковой активности, формирование навыков исследовательской деятельности, стремление к новизне; вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Возможность реализации образовательных задач в формате квеста вполне реальна в условиях дошкольного учреждения с детьми старшего дошкольного возраста в организации праздников и развлечений.

    Летнее развлечение «На поиски пропавшего Лета» злой волшебник заколдовал Лето, но оставил подсказки. По различным ориентирам дети попадают в разные места и встречаются с разными героями, которые помогают им расколдовать Лето. Или развлечение «День добрых дел» в форме квест-игры. В детском саду появилось дерево добрых дел, но кто-то мешает детям совершать добрые поступки. С котом Леопольдом и с помощью волшебных ленточек дети попадают в страну добра.

    В своей музыкально-педаггической деятельности активно использую анимационные танцы  и флешмобы. Плюс таких танцев в том, что здесь не нужна особая подготовка, дети выполняют все по показу и им это очень нравится. Родители с удовольствием танцуют с детьми. Практически все дети любят танцы с элементами черлидинга, спортивного танца с помпонами. Он сочетает элементы гимнастики, хореографии и танцевального шоу. Доступность такого танца основывается на простых шагах, прыжках и танцах, где задействованы разные группы мышц. Анимационные танцы развивают творческие и двигательные способности дошкольников. Для постановки таких танцев нужны несколько условий. Сначала нужно выбрать музыку. Нужен средний и очень чёткий ритм. Выбранная мелодия должна лечь на восьмитактовый счет. Не допускать большого нагроможднения движений! Педагогу необходимо запомнить  и станцевать весь набор движений. Они должны быть удобными. Если вы испытываете дискомфорт, то и детям тоже будет неудобно их танцевать. А вот флешмоб, в отличие от анимационных танцев, требует хорошей подготовки! Здесь важно отработать каждое движение. Эти танцы нацелены на зрелищность, эстетику. За несколько минут танца может меняться и музыка, и темп. В таких танцах можно смешивать стили, классику с хип-хопом и другие. Музыка обязательно должна быть зажигательной, чтобы не только танец, но и мелодия настраивала танцующих на позитивный лад.  Важно выбирать простые движения (прыжки, повороты, хлопки и т.д.). Главное – чтобы было весело, и все участники могли их выполнить. Сложность в том, чтобы научить детей выполнять движения синхронно, без опозданий, зато это разовьет их координацию и внимание.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка с зпр в детском саду образец

Когда музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске, процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносит удовольствие и ощущение «отдачи». «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (Мишель Монтень)

    Нормой музыкальной жизни в детском саду становится постоянное использование ИКТ в образовательной деятельности, на мероприятиях и музыкальных праздниках, развлечениях, досугах. Использование компьютера в учебном процессе даёт, во-первых, дополнительную учебную информацию; во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы). А это мощное средство повышения эффективности обучения, усиление мотивации дошкольника, занимательного интереса. Использование новых приёмов объяснения и закрепления в игровой форме повышает непроизвольное внимание детей. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход, позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

Например, знакомство с новой темой можно сопровождать показом слайдов, видеофрагментов, фотографий; использовать при слушании музыки показ репродукций картин художников и портретов композиторов;

демонстрировать графический материал (модели, схемы); “посещать” музеи, театры, концерты;  моделировать сюжеты и явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

   С помощью обучающих мультимедийных программ дети знакомятся с основами музыкальной грамоты: узнают о нотном стане и нотах, знакомятся с высотой, длительностью звуков, динамикой, темпом и тембрами музыки, основными музыкальными жанрами (песня, танец, марш –  в младших группах, опера, балет – в старших), а также постигают такие понятия, как «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль», «композитор», «исполнитель», «дирижёр» и многое другое. Более прочному усвоению музыкальных понятий и терминов способствуют мультимедийные дидактические игры: «Угадай, что звучит», «Короткие и длинные звуки», «3 медведя», «Песня, танец, марш», «Весело-грустно» и др. Благодаря методу наглядности у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные и общие музыкальные способности: ладовысотный, звуковысотный и тембровый слух, чувство ритма. Музыкальные клипы и показ репродукций великих художников на тему «Природа и музыка» позволяют более комплексно подойти к обучению детей восприятию музыки, способствуют более полному пониманию красоты и богатства музыкальной культуры человечества, развитию эстетического восприятия окружающего мира. Дети с удовольствием слушают сопровождаемые красочными слайдами и видеосюжетами произведения П. И. Чайковского и А. Вивальди из цикла «Времена года», окунаются в сказочную атмосферу музыки Грига, Сен-Санса, Римского-Корсакова, Мусоргского. Такое слушание музыкальных произведений способствует развитию образного восприятия.

В музыкальной жизни нашего детского сада широко используется мультимедийная техника.  Так, праздники и развлечения сопровождаются показом красочных слайдовпо теме праздника. Использование в работе музыкального руководителя компьютерных технологий помогает и в такой сложной в настоящее время теме, как знакомство с народными праздниками и традициями.

    Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий в музыкальном развитии дошкольников способствует качественному улучшению учебно-воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога, охватывает все этапы музыкальной деятельности.

      Коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным на разных этапах его развития, как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком.

Литература:

1. Боровик Т.А «Пути педагогического творчества», М:ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004

2. Белов Г. Г., Горбунова И. И., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). – Спб.: СМИО Пресс 2010.

3. Буренина А. «Коммуникативные танцы для детей», СПб, 2004

4.  Богодяж О. «Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников»

5. Ветлугина Н.А,.Кенеман А.В «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду»,  М:Просвещение, 1983

6. Радынова, О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с.3

7. Радынова О.П. «Дошкольный возраст – задачи музыкального воспитания» //  Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 – 30

8. Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г . – №1. – с.10

Источник