Музыкальные игры в развитии творческих способностей ребенка
Дидактические музыкальные игры на развитие творческих способностей.
Музыкальные прятки (возраст 4-5 лет)
Цель игры: учить детей слушать и слышать музыку, определять ее интонацию и в зависимости от этого выполнять необходимые движения, прививать интерес к музыкальным играм.
Оборудование: небольшая детская игрушка (медвежонок), музыкальное сопровождение.
Ход игры: воспитатель предлагает ребятам поиграть всем вместе в очень интересную игру и начинает объяснять правила, которые заключаются в том, что необходимо найти любимого медвежонка.
Ребята становятся в ряд, поворачиваются к стене и закрывают глаза, а руководитель в это время прячет медвежонка в укромное место. Когда дети поворачиваются, то им довольно сложно сразу определить, с какой стороны нужно начинать поиск. Тут им на помощь приходит музыка, которая подсказывает, куда нужно идти, а куда – нет.
Происходит это следующим образом: ребята начинают ходить по комнате. Если они идут в нужную сторону, то музыкальные руководитель играет плавную и мелодичную музыку. Но если они ищут не в том месте, то мелодия сменяется более грустной. Если дети уже близки к отгадке, то руководитель может сыграть веселый марш или другую подобную мелодию.
Так дети учатся прислушиваться, отличать минорную и мажорную музыку и начинают выполнять определенные действия в зависимости от того, какая мелодия в данный момент звучит.
Пузырь.
Цель игры: обучить ребят выполнять движения под музыку и стараться, чтобы они соотвествовали ее темпу, развивать фантазию и воображение.
Оборудование: музыкальное сопровождение.
Ход игры: руководитель собирает всех детей вместе и объясняет правила игры «Пузырь», которые заключаются в том, что необходимо выполнять различные действия, пока играет музыка, но остановиться, когда она прекратит звучать. И при этом нужно удерживаться от смеха, когда мимо будет проходить водящий и смешить всех своими действиями.
После этого ребята выбирают себе водящего. Это можно сделать как при помощи считалочки, так и по желанию ребят.
Когда музыка начинает играть, все дети стараются медленно или быстро (в зависимости от темпа мелодии передвигаться по игровой комнате. Нельзя забывать о том, что щеки должны быть постоянно надутыми, ведь они «пузырики».
Как только музыка прекращается, все игроки должны замереть на месте в той позе, в которой оказались, и стоять так как можно дольше, не шевелясь и не смеясь, чтобы щеки оставались надутыми.
Водящий подходит к каждому и заглядывает ему в глаза, строит рожицы, в общем, пытается рассмешить любым способом. Как только ребенок сдул щечки, т.е. «лопнул», он выходит из игры.
Побеждает тот малыш, который продержался дольше всех. Он-то и становится водящим в следующем туре.
Карусель (возраст 4-5 лет).
Цель игры: развивать чувство ритма у детей, умение передвигаться в соответствии с темпом мелодии, воспитывать эмоциональный отклик на музыку.
Оборудование: круг диаметром 50-60 см с небольшими отверстиями по краю, хорошо установленный шест высотой около 1,5 м, 2 ленточек разного цвета длиной около 1м, прикрепленных к кругу, который в свою очередь свободно вращается на шесте. Композиция должна напоминать карусели, которые будут приводить в движение сами дети. Музыкальное сопровождение.
Ход игры: воспитатель собирает детей вместе и говорит, что сегодня они будут кататься на каруселях, но сначала их нужно сделать из небольшого круга и разноцветных ленточек.
Сначала дети привязывают разноцветные ленточки за отверстия в круге. Потом круг необходимо закрепить на шесте, чтобы он мог вращаться.
Затем руководитель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что необходимо «кататься» на каруселях (ходит по кругу, держась за разноцветные ленточки) то быстро, то медленно в зависимости от музыки. Если в данный момент звучит медленная мелодия, то ребята медленно идут друг за другом, если заиграла музыка веселая, то все начинают передвигаться вприпрыжку, но если мелодия прекратилась, то все участники должны остановиться.
Воспитатель в процессе игры помогает ребятам сориентироваться и подсказывает, в каком темпе нужно двигаться. Такая игра развивает у детей не только чувство ритма, но и внимательность.
Хоровод (5-6 лет)
Цель игры6 развивать творческие способности детей, музыкальный слух, тренировать музыкальную память, обучить детей двигаться в соответствии с предложенными указаниями, не забывая о ритме.
Оборудование: магнитофонная запись мелодии, знакомой детям, или фортепианное сопровождение.
Ход игры: руководитель собирает ребят вместе и предлагает им встать в большой круг, взявшись за руки. Затем ребята начинают водить хоровод под знакомую им песню (например, «В лесу родилась елочка» или «Улыбка») и напевать ее слова.
После того как дети споют первый куплет, воспитатель говорит, что просто так ходить каждый умеет, и предлагает держаться не за руки, а за коленки своих друзей. Ребята приседают и пытаются ухватиться за колени соседей и продолжают движение, но уже в обратную сторону.
Все поют второй куплет песни.
Во время третьего куплета руководитель меняет задание: теперь необходимо держаться не за колени, а за уши своих друзей. Движение хоровода меняется в противоположную сторону. Воспитатель может предложить и следующие задания во время движения в хороводе:
- держаться за нос своего соседа;
- обнимать своего соседа за плечи;
- шагать на согнутых в коленях ногах, словно утята и др.
Колпак.
Цель игры: учить ребят выполнять те действия, о которых они поют, развивать воображение и фантазию детей, а также творческие способности.
Оборудование: рисунки, изображенные на альбомных листах (колпак, треугольник); музыкальное сопровождение.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в очень интересную игру, правила которой заключаются в том, что необходимо вместо некоторых слов в песне показывать определенные жесты.
Слова песенки следующие:
Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не мой колпак.
Как правило, малыши очень легко запоминают слова, но в процессе пения можно показывать картинки, подготовленные заранее.
Следующим этапом следует разучить жесты, которые потом будут заменять определенные слова. Их всего четыре:
«колпак» – ребята кладут руку себе на голову;
«мой» – подносят ладонь к своей груди;
«треугольный» – руками вырисовывают в воздухе треугольник;
«не» – машут головой в знак отрицания.
Так песня, после того как ее споют в четвертый раз, становится немой, и это очень нравится детям.
Источник
Музыкальные игры, направленные на развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников.
Р
«Музыкальный театр»
Цель: активизация интереса детей к различным видам инструментов, формирование ритмического мышления, развитие фантазии и тренировка памяти.
Игровой материал: бубен, колокольчики, ксилофон, металлофон, треугольник и др.
Ход игры: детям необходимо рассказать сказку, используя ударные инструменты.
* Каждый участник игры представляет свой инструмент.
* Педагог предлагает сказочный сюжет, а дети подбирают инструмент, подходящий по звучанию каждому герою сказки, а затем и нужный ритмический рисунок.
Например: Карабас-Барабас – бубен, Буратино – ксилофон, Мальвина – колокольчик, Пьеро – треугольник, Артемон – трещотка на сильную долю такта.
* Текст сказки озвучивается воспитателем
.(см. Приложение 1 к сборнику)
* Педагог забирает у детей все инструменты, которые использовались в сказке. Детей просят отвернуться и на слух заново воспринять рассказанную при помощи инструментов историю (события в ней будут изложены в иной последовательности, а значит, дети создают практически новую историю).
«Лесная прогулка»
Цель: расширение представлений детей о звучании инструментов (барабана, бубна, металлофона), развитие умения слышать музыку и ритм мелодии.
Игровой материал: музыкальные инструменты (барабан, бубен, металофон), домики плоскостные, где «живут» медведи, зайцы, белочки. Настольная ширма. Шапочки «зверей».
Ход игры: дети разделены на три подгруппы. Им надевают на головушапочки с изображением зверей. Каждая группа «зверей» располагается в своем домике. На столе ширма, за которой лежат музыкальные инструменты.
«Сейчас звери лесные будут гулять в лесу. На звуки барабана выйдут погулять медведи, на звуки бубна – запрыгают зайчики, а на звучание металлофона – белочки. На лесной прогулке звери друг друга необижают, друг другу уступают, а как только зазвучит другой инструмент – на месте остаются, никуда не убегают!»
Педагог играет на инструментах в разной последовательности. «Зверюшки», в соответствии со звучащим инструментом, выполняют свои характерные движения. По окончании игры все «звери» должны спрятаться в своих домиках.
.
«Передай ритм»
Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.
Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.
Ведущим может быть Педагог. Дети могут сидеть в паровозике на стульчиках.
«Рисую музыку».
Прослушайте любое музыкальное произведение. Желательно чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности. Произведения для детей русских и советских классиков: А. Римского-Корсакова, И. Мусорского, П. Чайковского.
Проанализируйте с ребенком каким был характер музыки в начале. Менялся ли он? Отрывистые или протяжные, тихие или громкие звуки преобладали в музыке? Были ли повторяющиеся части? как закончилось произведение – так же, как начиналось, или по-другому?
Теперь предложите ребенку передать свои впечатления каким-либо рисунком. Пусть он рисует то, что ему представляется, когда он слушает музыку.
«Нарисуй песню»
Поинтересуйтесь, какая песня больше всего нравится ребенку и почему. Попросите его передать содержание любимой песни при помощи рисунка.
«Музыка для игрушки»
Перед ребенком разложены имеющиеся у него игрушки (тигренок, ежик, кошка, кукла, собачка и т.п.). Взрослый предлагает послушать музыку.
Ориентируясь на характер звучания (нежный, медленный, или быстрый, стремительный), ребенок подбирает игрушку. Сделав выбор, он должен объяснить, почему к данной музыке подходит именно эта игрушка, а не другая.
«Слушаем внимательно»
Игровой материал: Записи инструментальной музыки, знакомой детям, детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка).
Ход игры: Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские музыкальные инструменты. Им предлагают послушать
знакомые музыкальные произведения и определить, какие инструменты исполняют это произведение. Найти их на столе.
«Карусели»
Цель: развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов, реагировать на ускорение и замедление темпа чтения стихов.
Ход игры: Дети встают вокруг карусели на расстоянии вытянутых рук. По сигналу дети поднимают ленты, поворачиваются друг за другом, идут по кругу. Сопровождают движения чтением стихов.
При знакомстве с игрой текст произносит взрослый, а при повторении игры – дети. Бег можно продлить, повторив слово «побежали».
ТЕКСТ ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
Еле-еле, еле-еле медленная ходьба
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом, ходьба с ускорением
Все бегом, бегом, бегом.
Побежали, побежали бег на носках под ритм слов
Побежали, побежали…
Тише, тише, не спешите, движения замедляются и
Карусель остановите, дети останавливаются,
Раз-два, поворачиваются лицом к центру,
Раз-два, кладут ленту на пол.
Вот и кончилась игра.
«Если нравится тебе!»
Цель: развитие координации движений, ритмичности.
Ход игры: Дети по тексту выполняют ритмичные движения руками (хлопки, щелчки, шлепки), ногами (прыжки, кружения).
Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!
Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!
Если нравится тебе, то и другому покажи,
Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!
Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк!
Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк!
Если нравится тебе, то и другому покажи,
Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк!
Далее меняется слово, обозначающее движение. Дети поют: «шлеп – шлеп» и шлепают по коленям, затем поют «топ – топ» и делают два притопа правой и левой ногами.
В последнем куплете все движения повторяются в строгой последовательности:
Хлоп, хлоп! Щелк, щелк!
Шлеп, шлеп! Топ, топ!
Текст может изменяться таким образом:
Если весело живется, хлопай так!
Если весело живется, хлопай так!
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, хлопай так!!!
«Музыкальные стульчики»
Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.
Музыкальное сопровождение: В. А. Моцарт «Турецкий марш»
Ход игры: Стулья стоят по кругу, на каждом – музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, а дети его повторяют. С началом игры один стул убирают.
«Хор зверей».
Чтобы исполнить хор зверей, споем знакомую песенку каждый на своем зверином языке (показать пример). Итак: встречайте хор веселого зоопарка с песней «В траве сидел кузнечик» В.Шаинского.
А теперь усложним задание добавлением характерных каждому персонажу движений.
Музыкальные ритмопластические игры.
Ритмопластический этюд «Кто как ходит?»
Кошка ходит по-кошачьи,
Ходит крадучись она.
(Пружинящий шаг)
А собака по-собачьи
Ходит гордости полна.
(Руки согнуты в локтях перед грудью, ходьба с высоким подниманием колен)
По-козлиному козлёнок
Скачет рожками вперёд.
(Поскоки)
По-утиному утёнок
Чуть вразвалочку идёт.
(Шаги с лёгким покачиванием из стороны в сторону)
По-слоновьи ходит слон,
Тяжело ступает он.
(Шаг в сторону, приседание)
По-гусиному гусята
Важно шествуют шажком.
(Ходьба в полуприсяде, ровная спина)
А по улице ребята—
Кто вприпрыжку, кто пешком.
(Импровизация по желанию детей)
Можно использовать мини-рассказы, в которых включена импровизация.:
«Волшебный сад»
Цель: совершенствование координации движений, формирование умений импровизировать движения под музыку
Оборудование: не требуется
Музыкальное сопровождение: муз. Валерия Ветрова «Для гимнастики», звуки природы «порыв ветра»
Ход: И.П. дети сидят на корточках по кругу, закрыв голову руками и изображая цветы в закрытых бутонах.
С первых звуков музыки ведущий (педагог или кто – либо из детей по собственному желанию) «оживляет» цветы «волшебной палочкой». Цветы «распускаются», качаются, кружатся на месте, танцуют друг с другом и «волшебником» – ведущим в соответствие со звучащей музыкой.
В завершении пьесы звучит резкий пассаж – «порыв ветра», от которого «цветы» должны спрятаться, закрыться снова в бутон.
«День рождения»
Цель: развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками
Оборудование: не требуется
Музыкальное сопровождение: «Задорный танец», муз. В. Золотарева
Ход игры:
С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.
С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.
«В стране цветов»
Цель: развивать творческое воображение, развивать эмоциональную отзывчивость
Оборудование: бумажные цветы
Музыкальное сопровождение: «Подснежник» («Времена года»); «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»; муз. П.Чайковского.
Ход игры.
В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее радостное настроение.
«За малиной»
Цель: развивать наглядно-образное мышление, учить изменять характер движений в зависимости от игровой ситуации
Оборудование: не требуется
Музыкальное сопровождение: муз. Г.Анисимов
Ход игры:
Дети изображают медвежат в различных игровых ситуациях, выполняя плясовые, маховые, имитирующие движения.
Медвежата в лес спешили
И друг друга торопили,
По тропинке дружно шли
И малинник там нашли.
Стали ветки опускать,
Стали ягоды срывать.
Все кругом они собрали,
На поляне отдыхали.
Только собрались домой,
Как летит пчелиный рой.
Чтобы пчелы не кусали,
Быстро к речке побежали.
Двигаться дробным шагом в подвижном темпе друг за другом.
Поднимать и опускать руки. Сесть на пол.
Встать.
Смотрят вверх из-под ладошки.
Отмахиваются.
Убегают и прячутся — приседают
«Оркестр»
Цель: способствовать развитию внимания, выдержки, реакции, ритмичности, учить ориентироваться в пространстве.
Оборудование: бубны, маракасы, бубенчики
Ход деятельности: Дети стоят в кругу с музыкальными инструментами (бубны, маракасы, бубенчики). С началом 1ой громкой части начинают ритмично играть. На вторую контрастную легкую и тихую оставляют свой инструмент на полу, бегут по кругу вокруг инструментов. С окончанием музыки берут любой музыкальный инструмент. Игра повторяется сначала.
«Сказка про бубен и погремушки».
Цель: повышение интереса к музыкальным инструментам.
Задачи: формировать эмоционально – радостные ощущения от активного участия в музицировании; развивать тембровое восприятие музыкальных инструментов; развивать творческое воображение.
Ход игры.
Ведущий: жили-были погремушки – веселые игрушки. Однажды они захотели поиграть с бубном, но он очень крепко спал. Погремушки решили его разбудить и стали весело звенеть (дети бегут вокруг бубна) Вот бубен проснулся и стал плясать, а погремушки притихли и стали его слушать.
(Дети присаживаются, музыкальный руководитель играет на бубне). Погремушки стали спорить с бубном, кто лучше звенит. Погремушки говорили – мы лучше всех звеним. Наш
танец самый веселый. (Звенят) а бубен не уступает: Нет, это мой танец самый веселый. Вот послушайте (пляшет). Вот
так они поссорились. Что же было дальше? А потом они помирились и
стали плясать по очереди (играют по очереди). Вот и сказочке конец. А кто слушал – молодец.
«Лесное эхо»
Цель: развитие творческих способностей детей.
Задачи: развивать музыкальную память; чувство ритма; формировать навык игры на простейших ударных инструментах.
Ход игры.
Педагог отхлопывает или проигрывает на инструменте определённый ритмический рисунок. Дети повторяют три раза, с каждым разом меняя динамику звучания (всё тише и тише, как эхо).
«Музыкальная карусель»
Цель: формирование мотивации ребёнка к творчеству.
Задачи: закреплять приёмы игра на музыкальных инструментах; побуждать к импровизациям и сочинительству; развивать быстроту реакции.
Ход игры.
Дети стоят по кругу, в руках держат музыкальные инструменты (маракасы, бубенцы, бубны). На первую часть любой польки дети играют все вместе, произвольно. На вторую часть музыки по сигналу барабана, в который ударяет педагог, дети кладут инструменты на пол и бегут по кругу. По окончании музыки дети останавливаются и берут любой инструмент, который лежит перед ними. Игра повторяется 3-4 раза.
Наше путешествие.
Игровой материал:Металлофон, бубен, ложки, барабан.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям придумать рассказ о своём путешествии, которое можно изобразить на каком-нибудь музыкальном инструменте. Например: Оля вышла из дома и побежала вниз по лестнице, затем попрыгала на скакалке, а когда ей надоело прыгать, решила снова пойти домой и побежала вверх по лесенке к своей квартире (показ на металлофоне).
Приложение 1
Толстой Алексей Николаевич
Сказка “Золотой ключик или приключения Буратино”
Мальвина затопала на него ногами:
— Вы мне надоели, надоели, мальчик! Сорвите свежий лопух, — видите же — этот весь промок и в дырках.
Внезапно шум и визг вдали затихли. Мальвина медленно всплеснула руками:
— Артемон и Буратино погибли…
И бросилася лицом на кочку, в зеленый мох.
Пьеро бестолково затоптался около нее. Ветер тихо посвистывал метелками камыша. Наконец послышались шаги. Несомненно, это шел Карабас Барабас, чтобы грубо схватить и засунуть в свои бездонные карманы Мальвину и Пьеро. Камыш раздвинулся, — и появился Буратино: нос торчком, рот до ушей. За ним прихрамывал ободранный Артемон, навьюченный двумя тюками…
— Тоже — захотели со мной драться! — сказал Буратино, не обращая внимания на радость Мальвины и Пьеро. — Что мне кот, что мне лиса, что мне полицейские собаки, что мне сам Карабас Барабас — тьфу! Девчонка, полезай на собаку, мальчишка, держись за хвост. Пошли…
И он мужественно зашагал по кочкам, локтями раздвигая камыш, — кругом озера на ту сторону…
Мальвина и Пьеро не смели даже спросить его, чем кончился бой с полицейскими собаками и почему их не преследует Карабас Барабас.
Когда добрались до того берега озера, благородный Артемон начал скулить и хромать на все лапы. Надо было сделать привал, чтобы перевязать ему раны. Под огромными корнями сосны, растущей на каменистом пригорке, увидели пещеру. Туда втащили тюки, и туда же вполз Артемон. Благородная собака сначала облизывала каждую лапу, потом протягивала ее Мальвине. Буратино рвал Мальвинину старую рубашку на бинты, Пьеро их держал, Мальвина перевязывала лапы.
После перевязки Артемону поставили градусник, и собака спокойно заснула.
Буратино сказал:
— Пьеро, катись к озеру, принеси воды.
Пьеро послушно поплелся, бормоча стихи и спотыкаясь, по дороге потерял крышку, едва принес воды на дне чайника.
Буратино сказал:
— Мальвина, слетай-ка, набери веток для костра.
Мальвина с укоризной взглянула на Буратино, пожала плечиком — и принесла несколько сухих стебельков.
Буратино сказал:
— Вот наказание с этими, хорошо воспитанными…
Источник