Музыкальные игры для развития ребенка
Картотека музыкально-дидактических игр раннего возраста
1. Игры для развития тембрового слуха
1.1. Весёлые молоточки
Игра на развитие чувства ритма
Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.
Игровой материал: Металлофоны или музыкальные молоточки, или ритмические кубики, палочки и тд. По числу играющих.
Ход игры: Воспитатель поёт песенку, задаёт ритмический рисунок, ребёнок его повторяет:
Воспитатель: Возьмём молоточки мы, Вова, с тобой
Я первой сыграю, а ты вслед за мной.
1. Над дубравой сильный град: тук-тук-тук
(Ребёнок повторяет) тук-тук-тук
С дуба жёлуди летят: тук-тук-тук
(ребёнок повторяет) тук-тук-тук
Повтор песенки – запевки
2. Дятел жил в дупле пустом: туки-туки-тук.
Дуб долбил, как долотом: туки-туки-тук.
Повтор песенки – запевки
3. Строят хату два бобра: тук-тук-да-тук.
Без гвоздей. Без топора: тук-тук-да-тук.
1.2. Слушай и хлопай
Игра на развитие динамического слуха и чувства ритма
Цель: Учиться слышать изменение громкости звучания и отмечать это в движении.
Игровой материал: Музыкальный центр, кассеты, диски с музыкальными произведениями
Ход игры: Дети стоят на ковре, повернувшись лицом к воспитателю. Под громкую музыку дети хлопают ладонями по ковру. На тихую музыку делают лёгкие хлопки в ладоши перед собой или по коленкам.
Примечание: Усложнением в данной игре будет изменение музыкального сопровождения. На начальном этапе игра проводится под музыку «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского. На втором этапе используется «Венгерский танец» Брамса. В нём изменяется не только сила звука, но и темп. Усложнение вводится для детей старшей возрастной группы.
Рекомендуемый музыкальный материал: П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Брамс «Венгерский танец»
1.3. Послушный бубен
Игра на развитие динамического слуха и чувства ритма
Цель: Учиться играть на бубне различными способами, учиться играть громко и тихо.
Игровой материал: Бубны по количеству участников игры
Ход игры: Дети сидят на стульчиках или на ковре, повернувшись лицом к воспитателю, бубен в левой руке.
Воспитатель: В бубен бей, бей, бей,
В бубен бей веселей!
Произнося эти слова, воспитатель сам играет на бубне, ударяет по нему правой рукой. Слова произносятся три раза подряд. Затем происходит смена движения.
Воспитатель: Пусть наш бубен отдохнёт,
Тихо песенку поёт
С этими словами воспитатель легко встряхивает бубен, звук лёгкий, тихий. Слова произносятся три раза подряд. Игра продолжается.
Усложнение: По ходу игры промежутки между сменой действия становятся короче. Если в первый раз слова повторяются три раза подряд, давая время всем включиться в игру, то во второй раз сова повторяются дважды, а в третий раз – один.
1.4. «Музыкальная посылка»
Игра на развитие тембрового слуха
Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов. Учить петь под аккомпанемент шумовых инструментов.
Игровой материал: Набор музыкальных инструментов, знакомых детям.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что почтальон принёс в садик посылку и предлагает посмотреть, что в ней находится. Затем дети поочерёдно достают из ящика музыкальные инструменты, называют их и показывают способы игры. Когда все инструменты будут названы, воспитатель предлагает спеть любую песню по желанию детей, аккомпанируя себе на инструментах, присланных в посылке. По ходу игры дети могут меняться инструментами, спеть несколько песен. Игра продолжается до тех пор, пока детям это интересно.
Примечание: Игра может быть использована для повторения песенного репертуара к празднику или как игровой момент занятия, как сюрпризный момент группового праздника или развлечения для детей или совместно с родителями.
1.5. «Кто подошел к теремку»
Цель: развивать динамический и тембровый слух.
Игровой материал: картинка из картона с изображением теремка. На выдвижной бумажной ленте сбоку от теремка нарисованы сказочные персонажи: лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и др
Ход игры:
Взрослый начинает сказку:
«Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, кто-то к домику бежит?
Вот по полю, кто-то к домику спешит?».
Дети слушают музыку и определяют по звучанию какому персонажу сказки она подходит. Ребенок правильно угадавший, чья музыка звучит, выходит к игровому полю и вставляет в прорезь перед домиком соответствующую фигуру героя сказки.
2. Развитие динамического слуха
2.1. «Тихие и звонкие звоночки»
Цель: развивать динамический слух.
Игровой материал: погремушки или шумовые игрушки по числу детей.
Ход игры:
Исполняется песня Р. Рустамова.
Пусть тебя никто не слышит. 2 раза
Чтобы каждый слышать мог! 2 раза
На 1-й куплет дети тихо звенят, на 2-й – громко.
2.2. Музыкальный ёжик
Игра на развитие чувства ритма и динамического восприятия
Цель: Развивать представления детей о ритме, учить приёмам игры на барабане одной и двумя палочками, ладошками, пальчиками.
Игровой материал: Барабаны
Ход игры: Ребёнок играет на барабане по тексту стихотворения (бум-бум-бум) одной палочкой.
С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум!
Целый день играет ёжик бум, бум, бум!
С барабаном за плечами бум, бум, бум!
Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум!
Очень яблоки любил он бум, бум, бум!
Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум!
Ночью яблоки срывались бум, бум, бум!
И удары раздавались бум, бум, бум!
Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум!
Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум!
1 усложнение: Ребёнок играет на барабане двумя палочками поочерёдно.
2 усложнение: Ребёнок играет на барабане одной палочкой, соблюдая динамические оттенки
С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум! (громко, радостно)
Целый день играет ёжик бум, бум, бум! (громко, радостно)
С барабаном за плечами бум, бум, бум! (не слишком громко)
Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум! (не слишком громко)
Очень яблоки любил он бум, бум, бум! (Громко радостно)
Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум! (не слишком громко)
Ночью яблоки срывались бум, бум, бум! (Тихо)
И удары раздавались бум, бум, бум! (Тихо)
Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум! (Едва слышно)
Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум! (едва слышно)
3 усложнение: То же самое играет двумя палочками поочерёдно.
4 усложнение: Играет ладошками (одной или двумя)
С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум! (Ладошкой громко, радостно)
Целый день играет ёжик бум, бум, бум! (Ладошкой громко, радостно)
С барабаном за плечами бум, бум, бум (Ладошкой не слишком громко)
Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум (Ладошкой не слишком громко)
Очень яблоки любил он бум, бум, бум! (Кулачком Громко радостно)
Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум! (Кулачком не слишком громко)
Ночью яблоки срывались бум, бум, бум! (Пальчиком Тихо)
И удары раздавались бум, бум, бум! (Пальчиком Тихо)
Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум! (Пальчиком едва слышно)
Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум! (Пальчиком едва слышно)
Примечание: Играть можно ансамблем или индивидуально.
2.3. Игра «Тихо – громко»
Вариант 1
Цель: Развитие координации движения, чувства ритма, динамики, громкости.
Материал: ноты музыкального произведения: «Тихо – громко» Сл. Ю. Островского, муз. М. Раухвергера.
Ход игры: Музыкальный руководитель поёт, дети сидят на стульчиках, хлопают и топают (тихо, громко) в зависимости от содержания текста.
У ребят ручки хлопают,
У ребяток ножки топают,
Тихо-тихо ручки хлопают,
Тихо-тихо ножки топают,
Громче хлопают,
Громче топают,
Ну и хлопают,
Ну и топают,
Вот так хлопают!
Вот так топают!
Вариант 2
Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.
Ход игры: Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет
3. Развитие ритмического слуха
3.1. «Как бегают зверята»
Цель: Выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка.
Ход игры: Воспитатель выстукивает ритм в различном темпе, связывая с образами животных (медведь, заяц, мышка).
3.2. «Песенки-ритмы»
Цель: Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок
Ход игры: Воспитатель проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.
Лошадка.
Вот лошадка – тонконожка (дети хлопают цок-цок-цок)
Скачет, скачет по дорожке цок-цок-цок
Звонко цокают копытца цок-цок-цок
Приглашают прокатиться цок-цок-цок.
Воробушки
Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки,
Любят песни распевать бойкие воробушки
Чик – чик, чик-чирик, чик, чик, чик.
Неваляшки
До чего же хороши неваляшки-малыши,
Низко наклоняются, звоном заливаются.
Дили-день, дили-день
Могут кланяться весь день,
Вам поклон и нам поклон
Дили-дон, дили-дон.
3.3. «Зайцы на поляне»
Цель: развивать умение различать контрастный характер музыки.
Игровой материал: на планшете изображен лес, поляна.
В центре сделаны разрезы, куда вставляются картинки «Зайцы спят», «Зайцы пляшут».
Ход игры:
Педагог предлагает детям пойти погулять на поляну, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда послушаете музыку. Звучит мелодия колыбельной песни или танцевальной музыки, дети определяют ее и вставляют
4. Определение жанра и развитие памяти
4.1. В гости песенка пришла
Цель: Развивать музыкальную память.
Игровой материал: Волшебный мешочек и игрушки, герои детских песенок.
Ход игры: Воспитатель приносит в группу волшебный мешочек, рассматривают его, высказывают предположения, что это может быть.
Воспитатель: В гости песенка пришла
И подарок принесла.
Ну-ка, Таня, подойди,
Что в мешочке, посмотри!
Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Воспитатель предлагает вспомнить песенку, в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка, зайчик, машина, птичка и др. Воспитатель предлагает детям спеть песенку индивидуально, хором или ансамблем.
Примечание: Песня не обязательно об игрушке. Герой просто может упоминаться в песенке.
4.2. «Чудесный мешочек»
Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра (рис. 6).
Ход игры. Участвует вся группа. «Дети,— говорит воспитатель,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
4.3. «Найди игрушку»
Игровой материал. Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д. ; ноутбук с записями программных произведений.
Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки. Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).
5. Эмоциональное восприятие музыки.
5.1. «Прогулка»
Оборудование: фланелеграф и карточки, изображающих короткие и длинные звуки.
Ход игры: Широкие карточки соответствуют длинным звукам, узкие – коротким.
Пример: Таня взяла мяч и стала медленно ударять о землю.
«Пошёл частый, сильный дождь» дети быстро хлопают в ладоши и выкладывают узкие картинки и т. д.
5.2. «Кто вышел погулять?»
Цель: Под музыку представить соответствующий образ и передать в движении.
Ход игры:
На лесную полянку вышли погулять животные. А какие вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять.
Репертуар: «Петушок», русская народная мелодия; «Зайка», русская народная мелодия; «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Т. Мираджи.
5.3. Кого встретил колобок»
Вариант 1
Цель: Развивать у детей представление о регистрах (высоком, среднем, низком)
Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и её персонажей (волк, заяц, лиса, медведь) при этом он использует соответствующие мелодии, пример: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком и т. д. Когда дети усвоят звучание какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предстоит поиграть и определить на слух, какой персонаж изображён в музыке и выбрать соответствующую картинку.
Вариант 2
Цель игры: воспринимать и различать пьесу «Кого встретил колобок» Г. Левдокимова. Описание: карточка из картона разделена на две части: слева изображён колобок, справа – вверху вырезано окошечко так, чтобы в него вставлялась полоска в виде линейки, разделённая на квадратики. В них персонажи русской народной сказки «Колобок» (заяц, лиса, волк, медведь).
Методика применения: педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажей сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре. Дети отгадывают кто изображён в музыке и выдвигают в окошечко тот персонаж, которого встретил колобок.
Музыкальный репертуар: «Кого встретил колобок?» Г. Левдокимова.
Источник
Зачем нужны музыкальные игры?
Исследователи обнаружили, что прослушивание музыки меняет работу мозга: мелодичные композиции могут значительно улучшить концентрацию внимания, память, навыки мышления, пространственный интеллект и другие когнитивные способности. Музыка помогает ребенку узнавать что-то новое, а большинство детей научатся считать, произносить алфавит и произносить определенные слова во время прослушивания мелодий.
Музыкальные игры:
- помогают ребенку развиваться физически, улучшают координацию и чувство времени;
- придают детям уверенность в себе и развивают социальные навыки.
Музыкальные игры для детей начальной школы
№ 1. Маленькие маэстро
Эта веселая игра идеально подходит для занятий в классе. Отличный способ познакомить маленьких детей с идеей чтения или написания нот.
Что понадобится
- Листы бумаги
- Карандаши или ручки
Как играть
Придумайте и запишите символы для различных звуков, которые дети могут издавать своим телом. Можно назначить разные символы для хлопков, свиста, постукивания по столу, ударов по бедрам, выкрикивания слова и т.д. Символы должны быть предметами, которые можно быстро и не задумываясь изобразить на бумаге: линии, круги, волны, треугольники. Присвойте не менее четырех символов разным звукам. Затем продемонстрируйте, как записать простой ритм, который вы придумали. Когда дети поймут концепцию, напишите на доске еще несколько примеров и предложите детям «прочитать» музыкальные ритмы и написать свои собственные, чтобы исполнить их всем классом.
№ 2. Замороженный танец
Забавная подвижная игра, в которую любят играть все дети. Поможет улучшить быстроту реакции, моторику и развить социальные навыки.
Что понадобится
Несколько музыкальных композиций для танцев
Как играть
Скажите детям, что они должны танцевать пока играет музыка. Когда музыка останавливается, им нужно застыть — заморозиться — в танцевальной позе. Если ребята оглянутся вокруг, они увидят, в каких забавных позах застревают их одноклассники.
№ 3. Танец-маскарад
Игра подходит для занятий с младшими школьниками, помогает раскрепоститься и поднять настроение.
Что понадобится
- Коробка с забавной и смешной одеждой и аксессуарами (разнообразные шляпки, резиновые носы, усы, банты, очки и т.д.)
- Стулья
- Колонка для воспроизведения музыки
Как играть
Расставьте стулья по кругу. Включите музыку и попросите детей передавать друг другу закрытую коробку с реквизитом по часовой стрелке. Когда вы нажимаете паузу, ребенок, в чьих руках оказалась коробка, должен не глядя вытащить предмет и надеть его. Обладатель самого смешного костюма становится победителем.
№ 4. Зоотанцы
Эта классическая игра требует от детей творческого подхода и помогает им весело общаться с одноклассниками.
Что понадобится
- Устройство для воспроизведения музыки
- Карточки с животными (по желанию)
Как играть
Включите музыку, чтобы дети могли танцевать под нее. Как только они войдут в ритм, выкрикните название любого животного или укажите на изображение этого животного на карточке. В этот момент дети должны начать танцевать и издавать звуки так, как могло бы это делать названное животное.
№ 5. Горячая картошка под музыку
Увлекательная музыкальная игра помогает детям узнать друг о друге чуть больше и познакомиться с классом.
Что понадобится
- Колонка для воспроизведения музыки
- Доска
- Мяч
Как играть
Напишите на доске 5 вопросов, которые помогут ученикам больше узнать друг о друге: «Назови свою любимую песню», «На каком музыкальном инструменте ты играешь?», «Расскажи о своих хобби», «Какая музыка тебе нравится?».
Предложите ребятам сесть в круг и начать передавать мяч по часовой стрелке, пока играет музыка. Когда вы останавливаете музыкальную композицию, ребенок, держащий предмет, должен ответить на один из вопросов на доске.
Музыка детства. Учебное пособие по элементарному музицированию и начальному музыкальному воспитанию для студентов педагогических вузов
Пособие можно считать кратким инновационным учебником по музыкальному воспитанию дошкольников. Среди целей и задач орф-педагогики — развитие эмоционального интеллекта и способности к нестандартному мышлению, эмоционально-двигательное самовыражение, психотерапия и психокоррекция, уникальное развитие возможностей мозга. Музыкальные занятия становятся территорией опережающего развития и воспитания творческого человека.
Купить
Музыкальные игры для детей средней школы
№ 6. Музыкальный крокодил
Что понадобится
- Колонка для воспроизведения музыки
- Листы бумаги
- Ручки
- Секундомер
- Мешочек, шапка или миска
Как играть
Разделите класс на две группы. Попросите всех записать на трех отдельных листах бумаги три свои любимые современные песни и имя исполнителя. Положите листы бумаги в миску, шапку или мешочек. Затем один игрок из каждой команды вытаскивает песню и пытается ее изобразить при помощи жестов, остальные члены команды пытаются угадать композицию. На каждую песню отводится по 4 минуты. Побеждает команда, которая правильно угадает большинство песен.
№ 7. Что слышу, то и говорю
Задание помогает школьникам научиться анализировать песни, которые они слышат. А это требует от них максимальной концентрации внимания и творческого подхода, чтобы описать то, что происходит в музыке.
Что понадобится
- Устройство для воспроизведения музыки
- Доска или листы бумаги
- Мел или ручки
Как играть
Проиграйте классу песню и попросите ребят сосредоточиться на ее содержании. Во время воспроизведения песни позвольте ученикам подойти к доске и написать одно слово, описывающее то, что они слышат. Через несколько минут у вас должно появиться много слов на доске.
Теперь поработайте с классом, чтобы сгруппировать слова по категориям. Найдите слова, относящиеся к инструментам, ритму, тактовому размеру, жанру, темпу, тембру и мелодии. Обсудите каждый аспект, чтобы помочь детям узнать о музыке немного больше.
№ 8. Реклама
Игра, посвященная музыкальной композиции. Музыкальное сочинение — это полезное занятие, которое дает детям и подросткам возможность проявить себя.
Что понадобится
- Музыкальные инструменты
- Карточки с продуктами для рекламы
Как играть
Разделите класс на группы по 3-4 человека. Предоставьте каждой группе доступ к музыкальным инструментам, таким как электронные клавиатуры, гитары, духовые и ударные инструменты. Дайте им продукт, для которого они должны написать рекламу (музыкальный отрывок, короткую мелодию). Ученики наверняка придумают очень забавные тексты и мелодии, а еще получат приятные впечатления от работы в команде.
№ 9. Что это за звук?
Простая игра познакомит школьников с разными музыкальными инструментами и их звучанием.
Что понадобится
Колонка для воспроизведения музыки
Как играть
Начните с проигрывания коротких музыкальных отрывков различных инструментов. Сюда должны входить необычные инструменты, с которыми ребята могут не встречаться в своей повседневной жизни, и всем хорошо знакомые (фортепиано, гитара, барабан и другие). Сыграйте несколько песен и спросите класс, какие инструменты они узнают в каждой дорожке. Добавьте несколько треков из коллекции мировой музыки с необычными инструментами.
№ 10. Музыкальное настроение
Отличная игра, чтобы познакомить детей с разными видами музыки. А еще — проявить себя творчески и посмеяться.
Что понадобится
Устройство для воспроизведения музыки
Как играть
Создайте плейлист с песнями разных жанров. Попросите ребят встать в круг и закрыть глаза, пока вы играете отрывок из каждой песни. Пусть дети сосредоточатся на эмоциональной составляющей музыки. Побудите их выразить это физически — с помощью танца. Через 30 секунд попросите их открыть глаза, чтобы они могли оценить танцевальные движения друг друга. Отведите несколько минут на обсуждение эмоций, которые вызвала композиция.
Источник