Музыкальные игрушки в развитии ребенка
Сложно переоценить значение музыкальных игрушек в жизни каждого ребенка. С их помощью можно развить не только обычные музыкальные навыки, но и такие личностные качества, как терпение, внимательность и усидчивость. Кроме того, музыкальные игрушки для детей используются во многих терапиях против заикания, речевого спотыкания и излишней нервозности ребенка.
Приобретая ребенку музыкальную игрушку, всегда стоит понимать ее особенности. Так, каждая из них поможет развить какие-то определённые качества или навыки (одни развивают моторику, другие – дыхание, третьи – музыкальные способности). Общее качество всех игрушек – они помогают завлечь ребенка в игру тогда, когда это нужно. Для удобства дальнейшей классификации очень условно разделим все музыкальные игрушки для детей на две большие группы: общеразвивающие игрушки и игрушки, развивающие конкретно музыкальный слух и музыкальные способности.
Общеразвивающие музыкальные игрушки
К таким игрушкам можно отнести фактически всё, что способно просто издавать звук. Задача, которая, как правило, ставится перед ними, – просто привлечь внимание ребенка и удержать его интерес на как можно более длительное время.
К таким игрушкам относятся:
- полностью упрощенные копии детских народных инструментов:
- примитивные свистки,
- трещотки,
- погремушки.
- традиционные музыкальные шкатулки и шарманки;
- специальные самозвучащие механические устройства (например, имитаторы голосов животных и пения птиц, а также говорящая азбука с записанными песенками).
Конечно, даже погремушкой можно звенеть с определенным упорядоченным ритмом. Но сами по себе эти инструменты не провоцируют своими возможностями на рост интереса к обучению музыке. Также они или не способны изменять своего звучания (как полностью самозвучащие), или же ограничены в этом (например, свисток может издавать звук разной громкости и длительности, но только одной высоты и тембра).
Игрушки, развивающие музыкальные способности
Среди развивающих игрушек чаще всего встречаются упрощенные копии настоящих музыкальных инструментов. А так как фактически любой музыкальный инструмент можно представить в виде игрушки, то выбор среди них просто огромный.
Главное их достоинство в том, что если ребенок научится управлять извлекаемым звуком (выбирать определенные ноты звучания, громкость, порядок), то впоследствии он легче овладевает соответствующим музыкальным инструментом. Таким образом, такие игрушки можно рассматривать как подготовительную ступень в получении специального образования.
И если в интересах родителей как раз такая цель, то им следует внимательнее отнестись к выбору развивающих музыкальных игрушек. Самыми важными критериями при этом должны стать, конечно, личные предпочтения ребенка. Все музыкальные игрушки для детей развивают музыкальный слух, но одни из них больше влияют на развитие чувства ритма, а другие – мелодического слуха.
Развить у ребенка чувство ритма помогут занятия и игры с барабанами, кастаньетами, бубнами, маракасами, деревянными ложками и другими. Как правило, детям такие музыкальные ритмические игрушки очень нравятся еще и из-за простоты в обращении с ними.
А почти все мелодично звучащие детские игрушки можно отнести к развивающим звуковысотный слух. И это, как правило, всевозможные духовые и струнные инструменты. Но и здесь есть свои исключения. Например, тот же ксилофон, хоть и является ударным инструментом, благодаря своей мелодичности относится к данной группе игрушек.
Из всех музыкальных игрушек для детей хочется особенно выделить детские синтезаторы. Они привлекательны богатством своих возможностей. Во-первых, это множество разнообразных тембров и ритмов. Во-вторых, в память устройства обычно записаны несколько мелодий, привлекающих детское внимание – в большинстве случаев они очень нравятся ребятам, старающимся подобрать их по слуху. В-третьих, на этом инструменте доступна функция записи, баловство с записью собственной игры так же способно серьёзно увлечь ребёнка, побуждая его к новым музыкальным экспериментам.
Но независимо от своих особенностей абсолютно все музыкальные игрушки для детей приносят пользу и делают развитие ребенка более разносторонним и гармоничным. Важно только чтобы они просто были!
Автор – Марина Мизерак
Кстати, инструмент, изображённый на картинке, называется калимба – это один из древнейших музыкальных инструментов народов Африки, умиляющий своей простотой и мелодичностью. Послушать, как звучит калимба можно в этом видео – исполнятель сыграет на калимбе украинскую народную песню “Щедрик”. Красота!
Источник
Галина Краснова
Консультация для родителей «Музыкальные игрушки»
Детский инструмент музыкальный
– музыкальные игрушки для малышей
Детские музыкальные инструменты – игрушки, которые используются не только для развлечения. Они являются прекрасными средствами для развития. Такие игрушки, как правило, выполнены в ярких цветах. К тому же они привлекают малышей издаваемыми звуками, которые являются непривычными для тех, кто недавно пришёл в этот мир и пытается всему научиться.
Погремушки, дудочки
Первые детские музыкальные игрушки – погремушки и колокольчики. Эти вещи знакомят малышей с разнообразием звуков. Малыши тянутся к ним, пытаются сами выполнить такие действия, чтобы игрушки «заговорили».
А для первого знакомства с музыкой и звуком используют дудочки и свистульки. Недаром в старину малышам покупали глиняные забавки, которые могли издавать разные варианты свиста. У каждой из них была своя индивидуальная мелодия. К тому же все имитирующие духовые инструменты игрушки благотворно влияют на развитие органов дыхания.
Находим таланты
Детский инструмент музыкальный – это тоже игрушка. Но она считается переходом к серьёзному принятию решения для родителей: отдавать ли любимое чадо в музыкальную школу. Такие инструменты в миниатюре помогут развитию музыкального слуха, чувства такта и ритма.
С помощью этих игрушек происходит и развитие внимания, так как малышу нужно запомнить, на какую клавишу или кнопку нажимали взрослые, чтобы звук появился.
Ребёнок пробует выполнить разнообразные действия, чтобы добиться результата. А это помогает развитию усидчивости. Как выяснилось, ребёнок, у которого в наборе игрушек был детский инструмент (музыкальный, впоследствии лучше осваивает грамоту, хорошо учится в школе.
Ещё огромный плюс есть в том, что он начинает осваивать музыку и таким образом сближает всю семью, пытаясь создать шумовой оркестр. У родителей и малыша появляется время для интересного общения друг с другом.
Маракасы и ксилофон
Каждый инструмент-игрушка сможет найти достойное применение для себя в жизни малыша. Например, маракасы нужны будут для первых попыток соединить музыку и танцевальные движения. Малыши это очень любят.
Юным творческим личностям сослужит хорошую службу ксилофон деревянный детский. Это старинный ударный музыкальный инструмент, который представляет собой набор маленьких деревянных брусков, по которым нужно ударять деревянными же молоточками, чтобы извлечь звуки. Мелодичность этого оригинального мини-инструмента надолго увлечёт малыша.
Кастаньеты и бубен
Детские кастаньеты очень любимы маленькими детьми. Они прекрасно тренируют чувство ритма. А для девочек – это великолепная находка, сопровождающая красивый танец и развивающая изящность движения рук. Хорош также тамбурин или бубен – детский инструмент, музыкальный и совершенно простой в способе извлечения звука. Повернул в сторону, приподнял – бубенцы соприкасаются друг с другом и издают приятные для слуха звуки.
Пианино и синтезатор
Чаще всего родители выбирают для обучения музыке клавишные инструменты. Для того чтобы ребёнок привык к будущему инструменту, к урокам музыки, чтобы у него появилась стойкое желание обучаться игре и изучать нотную грамоту, пригодится детское пианино. Этот инструмент относится к клавишным струнным.
Но чаще всего для обучения детей музыке используют синтезатор, который относят к клавишным электронным инструментам. Когда ребёнок освоит инструмент-игрушку, можно начинать и профессиональное обучение игре на фортепиано. Делать это можно с пятилетнего возраста.
Для детского сада
Совсем неслучайно музыкальные инструменты для детского сада используются на многих занятиях с малышами в любой возрастной группе. Ребят учат различать их по внешним признакам, по звуку и способу воспроизведения мелодии. В дошкольных учреждениях используют два вида инструментов: шумовые, которые можно использовать для создания целого оркестра, и мелодические. С первыми дети знакомы с самого рождения. К ним относятся известные всем погремушки, треугольники, колокольчики. Тарелочки, барабаны, бубны, ложки, маракасы особо любимы малышами.
Мелодия же извлекается флейтами и ксилофонами, аккордеонами и синтезаторами. Маленьким детям нравится игра на инструментах, их увлекают занятия музыкой. Всё это совершенствует их способности. А играя в созданном шумовом оркестре, дети к тому же учатся чувству ответственности и коллективизма.
Бесспорно, что детские музыкальные игрушки должны быть у ребёнка с самого рождения. Это могут быть, например, мягкие поющие мишки, слонята, собачки. Они привлекают детей, поют им песенки и в итоге становятся настоящими друзьями. Но постепенно из младенческого возраста дети перейдут в другой возрастной период, в котором просто не обойтись без развивающих игрушек. Малыш должен познавать звуковое разнообразие окружающего его мира, различать звуки живой и неживой природы.
Для старшего дошкольного возраста – набор музыкальных инструментов, который будут выбирать родители, может быть самым разным. Можно приобрести для ребёнка старшего дошкольного возраста гитару, бубен, губную гармошку, дудочку. Все это поможет поработать с его слухом и чувством ритма. Вообще, легко назвать те игрушки, которые сопровождают ребёнка всё его детство – это музыкальные инструменты.
Чтобы ни один детский инструмент (музыкальный, не попал в груду надоевших вещей, нужно научить малыша не просто извлекать из него звуки, а постараться привить бережное отношение к нему. Дети любят, когда мама танцует вместе с ними, играет на бубне или губной гармошке. Возможно, такие совместные игры послужат поводом для серьёзных музыкальных занятий в дальнейшем. Такое коллективное времяпрепровождение станет залогом любви к музыке и будет для ребёнка желанным.
Можно попробовать вместе с малышом сделать инструменты для домашнего оркестра, используя подручные материалы.
Для маракасов подойдут использованные пластиковые бутылки, баночки. Наполнители могут быть самыми различными: крупа, семечки и даже высохшие фломастеры. В каждом случае у инструмента появляются различные звуковые оттенки.
Кастаньеты получаются из скорлупы грецких орехов.
Крышки от кастрюль на время могут превратиться в ударный инструмент – тарелочки, а ключи, собранные в связку, заменят колокольчики.
В детских садах, как мы уже говорили, используют самые разнообразные инструменты и музыкальные игрушки в играх. Это оживляет процесс обучения, делает его более интересным для детей и самих воспитателей.
Источник
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №201» городского округа Самара
РОССИЯ, 443058, г.САМАРА, ул. Средне-Садовая,1а
Тел.: (846) 995 28 89 факс: (846) 997 13 28 e-mail: dou201samara@rambler.ru
Роль музыкальных игрушек и инструментов в жизни дошкольника.
Сообщение музыкального руководителя Наумовой Н.А. к педсовету
«Игра-дело серьёзное»
2018
В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес.
Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре.
Педагог стремится прежде всего с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь и подыгрывать себе и т. д.
Кроме того, некоторые игрушки-инструменты используются как наглядные дидактические пособия. Они помогают педагогу развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников, знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты.
В детском саду следует предусмотреть полный ассортимент детских музыкальных инструментов, из которых можно составить ансамбль или даже маленький оркестр
Детские инструменты должны чисто звучать, иметь определенный тембр, быть доступными детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными.
В производстве и продаже сейчас имеется целый ряд музыкальных игрушек и инструментов. Чтобы знать, как ими пользоваться, надо быть знакомым с их конструкцией, способами звукоизвлечения и приемами игры на них.
Названия «музыкальные игрушки», и «детские музыкальные инструменты» весьма условны. Музыкальные игрушки чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. В основном музыкальными игрушками пользуются дети самого младшего возраста. Но и позже некоторые игрушки могут участвовать в оркестре, как равноправные инструменты.
Детские инструменты нередко являются как бы маленьким подобием настоящих. Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих инструментов, хотя иногда носят их названия, схожи по внешнему виду и по способу извлечения из них звуков.
Виды инструментов:
В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.
Беззвучные: Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баяны с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети воображают себя «музыкальными руководителями» , и проводят «музыкальные занятия», подражая взрослому, представляют себя пианистами, баянистами, балалаечниками, исполняют знакомые песни, или импровизируют свои собственные. Вся эта деятельность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка.
Звучащие:
1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.
2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,— свирели, дудки, рожки.
3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них – действия детей носят только механический характер.
4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии. Поэтому их мы рассмотрим подробнее.
Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим рядом
Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные. Подобной классификацией можно воспользоваться и применительно к детским музыкальным инструментам, несмотря на некоторую ее условность.
Струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы).
Духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки.
Клавишно-язычковые — баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу.
Ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.
Ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.
Задачи и содержание музыкального воспитания определяют и ассортимент игрушек для той или иной возрастной группы. В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста применяются в первую очередь такие игрушки, как погремушки, колокольчики, дудочки, различные органчики, т. е. все те игрушки, которые звучат мягко и негромко. Надо помнить, что в этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша.
В некоторых играх игрушка может служить оформлением: например, ребята надевают колокольчики, играя в «лошадки»; стучат по бубну, «аккомпанируя» танцу; звенят в треугольник, давая сигнал «отправления поезда», и т. д.
В музыкально-дидактических играх роль инструментов возрастает. Детям предлагают различать звуки по их высоте, длительности, тембру, динамике.
Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик «поет» выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой». Молоточком, на конце которого прикрепляется маленькая куколка-матрешка, ударяют по ступенькам «лесенки», и дети определяют, куда «идет» куколка (вверх, вниз или через ступеньку), т. е. различают направление звукоряда, расстояние между звуками.
Для развития ритмического чувства лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.
Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание не только «представителей» различных групп — струнной, духовой или ударной, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники и т. д. Упражнения эти хорошо проводить в виде музыкальных загадок.
Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации (игра «горячо-холодно»).
Задачи обучения
Во всех возрастных группах в различных формах происходит общение с музыкальными инструментами. Если для самых младших пользуются в основном музыкальными игрушками, то в старших группах дети знакомятся с более разнообразными инструментами и постепенно приобретают навыки игры на них.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах в соответствии с программой проходит в средней, старшей, подготовительной группах.
В содержание программы включаются задачи: развитие у детей восприятия пьес, исполненных взрослыми; обучение игре на детских музыкальных инструментах.
К концу пребывания в дошкольном учреждении дети овладевают следующим объемом знаний и умений.
Дети должны знать:
-названия инструментов;
-характер звучания инструментов (например, цитры по своему звучанию нежные, мягкие, металлофоны звенящие, аккордеоны звучные, тарелки громкие, звонкие, барабан гремящий и т. д.),
-правила пользования инструментами и их хранение;
-приемы игры на них;
-расположение высоких и низких звуков на различных инструментах;.
Дети должны научиться:
-владеть простейшими приемами игры на разных инструментах, например мягким движением кисти при игре молоточком на металлофоне, ксилофоне, медиатором — на цитре;
-правильно расходовать дыхание, играя на триолах, кларнетах, дудочках;
-приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы;
-играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп; своевременно вступать и заканчивать игру;
-пользоваться элементарными динамическими оттенками;
-играть индивидуально простейшие песенки, попевки;
-приучаться подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалочки;
-импровизировать ритмические и мелодические попевки.
Дети, играя на музыкальных инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные запросы, интересы и привыкают действовать в коллективе согласованно. Кроме развития у детей слуха, ритма, дыхания, игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей.
Источник