Музыкальное развитие ребенка ветлугина 1968
(ПО Н.А. ВЕТЛУГИНОЙ)*
* Ветлугииа Н.А., Кснеман Л.В. Теория и методика музыкального воспитания в диском саду. – М: Просвещение, 1983. – С. 222 226
Продолжение таблицы
1
2
Движение в соответствии с музыкой
Звучит украинская народная мелодия, ребе нок должен, менять движения соответствен но музыке (бег и притопывание ногой).
Средняя группа
Выявление музыкальных интересов
Дети «по секрету» говорят педагогу, какую музыку им хочется послушать.
Узнавание знакомых пе сен и пьес, исполняемых педагогом
Детям раздают карточки с условным изобра жением содержания знакомых им пьес и пе сен. Узнав произведение, ребенок поднимает соответствующую карточку.
Узнавание знакомых му зыкальных произведений по вступлению, заключе нию
Педагог исполняет вступление или заключе ние знакомых детям музыкальных произве дений.
Проверка качества певче ских навыков
Коллективное исполнение знакомых песен в сопровождении фортепиано. Дети опраши ваются небольшими группами.
Проверка правильности исполнения простейшей попевки без сопровожде ния
Индивидуальный опрос. Педагог помогает ребенку, если он затрудняется, даст оценку исполнения.
Различение звуков по высоте
Используя примеры из «Музыкального бук варя», педагог предлагает детям различать высокие и низкие звуки в пределах октавы, септимы, сексты, квинты.
Различение ритмического рисунка пьесы
Дети передают хлопками простейший рит мический рисунок мелодии.
Передавать движениями характер незнакомой му зыки
Дети двигаются под музыку, стараясь пере дать плясовой или маршевый ее характер.
Умение заканчивать дви жение одновременно с окончанием звучания му зыки
Дети движутся под марш. Педагог неожи данно перестает играть (после окончания му зыкальной фразы, предложения) и фиксиру ет, остановился ли ребенок, когда перестала звучать музыка.
Различение части в двух-
частном построении музыкального произведения
Дети движутся под незнакомую музыку, ме няя движение или направление движения со сменой частей в музыке.
Различение части в трех частном построении музыкального произведения
Выполнение детьми элементов танцев, пред ложенных педагогом.
Продолжение таблицы
1
2
Применение знакомых эле ментов танца в свободной пляске
Детям предлагают двигаться под музыку танцевального характера, используя знако мые элементы танца.
Старшая группа
Выявление интересов детей к музыкальным произведе ниям
Педагог устанавливает, какие песни, пьесы дети помнят. Дети по очереди шепотом на зываю! педагогу любимое произведение.
Различение характера, жан ра музыкальных произведе ний (марш, вальс, полька, колыбельная)
Педагог исполняет незнакомые мелодии, а дети показываю! соответствующие карточ ки с изображением детей, марширующих, танцующих или укачивающих куклу.
Узнавание знакомого музы кального произведения по вступлению или мелодии
Педагог исполняет вступление или мело дию знакомой песни (пьесы), дети называ ют ее.
Проверка качества исполне ния детьми знакомых песен
Коллективное исполнение знакомых песен (по типу «Устроим концерт»), затем испол нение несложных песен или попенок без сопровождения. Индивидуальное исполне ние знакомой песни с фортепианным со провождением.
Проверка певческого слуха, вокально-слуховой координации
Каждому ребенку дается задание на повто рение мелодии «музыкальное эхо». С этой целью педагог варьирует мелодиче ские интонации, наиболее сложные из них предлагает повторить хорошо успевающим детям.
Проверка качества детских импровизаций
Педагог дает детям задание различной сте пени трудности: а) «Спой свое имя»; б) му зыкальные вопросы и ответы («Как тебя зо вут?»).
Проверка навыков создания музыкально-игровых обра зов звучания наиболее контрастных но тембру детских музыкальных инструментов
Педагог предлагает незнакомые произведе ния, различные по тематике и жанрам, и просит показать движениями, как марши руют солдаты, летит самолет, крадется ли са, порхают бабочки.
Проверка качества усвоения танцевальных движений и их импровизации
Исполняется двух-частная пьеса (полька). На первую часть дети бегут парами, на вто рую каждый придумывает комбинацию из знакомых танцевальных элементов. Задание выполняется коллективно.
Различение и передача ритмического рисунка мелодии попевки
Педагог исполняет пьесу на металлофоне,
барабане, бубне (из «Детского оркестра» Н.А. Ветлугиной). Дети должны назвать инструмент.
Определение на слух
Поочередное пение и исполнение на инстру менте ритмической попевки (из «Музыкального букваря А. Ветлугиной)
Подготовительная группа
Называние любимых музыкальных произведений
Педагог просит ребенка назвать любимое произведение и объяснить, почему оно нра вится
Узнавание знакомого музыкального произведе ния по отдельным фраг ментам
Педагог предлагает детям узнать исполняе мое произведение по отдельно сыгранным вступлению, заключению, второй части, яр кому фрагменту. Опрос проводится индиви дуально
Различение характера трех пьес одного жанра (пляска, полька, вальс)
Детям предлагают рассмотреть картинки с условным изображением польки, вальса и плясовой. После исполнения произведений дети выбирают соответствующую картинку. Педагог исполняет незнакомое произведе ние. Фишками разного цвета дети отмечают начало звучания каждой части
Определение трехчастной формы музыкально го произведения при ус ловии динамических и темповых изменений во второй части
Знать и называть знако мые произведения ком позиторов
П.И. Чайковского и Д.Б. Кабалевского
Различение вокальной и инструментальной музыки
Звучит грамзапись. Педагог предлагает де тям определить вокальную и инструментальную музыку
Исполнение знакомых
песен
Дети по своему выбору исполняют 2-3 пес ни
Исполнение знакомой песни в разных тональностях
Дети исполняют знакомую песню в двух раз ных тональностях по тону, данному педаго гом
1
2
Определение направления движения мелодии вверх и вниз
По звукоряду дети определяют, куда движется мелодия, вверх или вниз, и по ют звукоряд.
Определение высоких и низких звуков в пределах квинты-терции
Педагог поочередно исполняет высокие и низкие звуки в пределах квинты-терции. Кто-либо из детей определяет, какой звук высокий (низкий).
Различение точности ис полнения песни
Кто-либо из детей исполняет песню, а другой ребенок определяет качество пе ния.
Передача в движении му зыкально-игрового образа
Прослушав незнакомую музыку, дети изображают с помощью выразительных движений характер персонажа.
Оценка исполнения танца товарищами
Дети парами исполняют танец. Осталь ные дают оценку их исполнению.
Сочинение танца
Дети становятся парами и договаривают ся, какие движения будут выполнять. Наблюдающие оценивают их исполне ние.
Импровизация пляски с использованием знакомых элементов народного танца
Опрос идет по парам (кто придумает больше вариантов?).
Инсценирование незнако мой песни с помощью самостоятельно подобранных движений
Педагог поет песню, ребенок импровизирует, стараясь не копировать своих това рищей.
Определение на слух зву чания детских музыкаль ных инструментов
Дети прослушивают и определяют, на каких инструментах играли в оркестре взрослые.
Исполнение мелодии зна комых песен на детских инструментах
Детям предлагают па инструменте с диатоническим или хроматическим звукоря дом исполнить знакомую мелодию.
Знание и умение исполнять знакомые попевки
Педагог предлагает детям по желанию исполнить любимую попевку на музыкальном инструменте.
Источник
Форми рование нового человека — одна из главнейших задач современного советского общества. На XXVI съезде КПСС Л. И. Брежнев подчеркнул: «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь:. Незаменимую роль в воспитании человека играет искусство. Леонид Ильич призывает мастера искусства: «Жить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы, быть активным участником коммунистического строительства — это и есть подлинная народность, подлинная партийность искусства»
Музыкальное искусство способно воздействовать на чувства человека, побуждает к сопереживанию, формирует стремление к преобразованию окружающего. Влияние музыки неповторимо, ничем не заменимо. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию.
Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Цель музыкально-эстетического воспитания обосновывается общественными требованиями развитого социалистического общества и направлена на максимальное удовлетворение нужд и, интересов ребенка. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионально го мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.
Вот почему придается такое большое значение всестороннему развитию педагога, его приобщению к миру музыкального искусства, которое оказывает незаменимое влияние на его духовное обогащение и творческое отношение к окружающему.
Комплекс предметов музыкального цикла, входящих в программу дошкольных педагогических училищ, развивает способность чувствовать и понимать музыку, учит творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с детьми.
Важно не только понимать и любить музыку, научиться выразительно, стройно петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на инструменте. Самое существенное — развить стремление и способность применить свой музыкальный опыт в во спита ни и детей. Все музыкальные дисциплины способствуют осуществлению этой задачи. В этом особое назначение методики музыкального воспитания.
Коммекспредметов музыкального цикла, входящих в программу дошкольных педагогических училищ, развивает у учащихся способность чувствовать и понимать музыку, учит их творчески применять полученные знания и умения в повседневном Общении с детьми. 1 ,
Курс «Методика музыкального воспитания:. состоит из трех разделов.
В первом (главы I — 111) раскрываются значение и задачи музыкального воспитания дошкольников, особенности проявления у детей способностей к во с приятию музыки, методы воспитания и обучения, содержится анализ музыкальных произведений. .
Во втором (главы IV — VII) излагается методика работы с детьми во всех возрастных группах по видам музыкальной деятельности: слушанию музыки, пению, ритмике, игре на детских инструментах.
В третьем (главы VIII, — XII) даны формы организации детской музыкальной деятельности:, занятия, праздники, развлечения, а также приводится характеристика обязанностей педагогического персонала, планирование и учет работы по музыкальному воспитанию детей.
В учеб ник вх одят различные вспомогательные материалы. В конце каждого раздела указан список литературы, которая рекомендуется для лучшего освоения содержания курс а методики. Каждая глава заканчивается вопросами и заданиям и. Вначале изложены вопросы, требующие умения анализировать и обобщать основные положения текста. Далее следуют задания, выполняя которые необходимо проявить самостоятельность и творчество. Все это позволит судить о степени усвоения матери ала.
Отдельные параграфы, в которых изложены теоретические вопросы, заканчиваются краткими выводами, суммирующим основные положения.
В конце книги дано приложение «Словарь музыкальных терминов:.. Он составление на основе различных справочных материалов и включает небольшие подразделы: «Элементарная теория музыки», «Вокально-хоровое искусство», «Танец». Словником пользуются при изучении материала соответствующих разделов. Он невелик по объему, но содержит термины, наиболее часто встречающиеся. Пояснения терминов отличаются краткостью и популярностью. Термины, которые не вошли в словарь, но встречаются в учебнике, разъясняются в тексте.
Прекрасное пРобужДает доброе.
Д. Б. Кабалевский
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГЛАВА I
ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
§ 1. Значение музыки как вида искусства
Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека?
Прежде всего ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ — это выливается в торжественные и радостные звуки музыки- поет солдат в походе — песня придает особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне — печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь.
«Какой интересный материал! … Ведь на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных», — сказал В. И. Ленин о сборнике русских крестьянских песен.
Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
Музыкальные произведения отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших песен того времени — «Священная война» А. Александрова. Она объединяла советских людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до полной победы. В осажденном Ленинграде Д. Шостакович создает знаменитую Седьмую симфонию. В ней осуждается величайшее зло, которое несет фашизм. «Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа»2, — вспоминал композитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе — музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что ее принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая… Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».
В этом другая особенность музыки — объединить людей в ед и -ном переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определеннЫй отклик в душе другого. Великий русский композитор П. И. Чайковский говорил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору» И дальше: «Может быть, никогда в жизни не был польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Лев Николаевич [Толстой], слушая andante моего квартета и сидя со мной, залился слезами:.Л
Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.
Третья особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича, «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яр кую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, Свое отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.
Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом еще одна ее особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». П ос те п енно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.
Еще одна интересующая нас особенность музыки — воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.
§ 2. Музыка и всестороннее развитие личности ребенка
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству — необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.
Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы о на выполнила эту важную функцию, надо, развивать у ребенка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?
Первый признак музыкальности — способность чувствовать характер, на строение музыкального прои заведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.
Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Услышав по радио печальную песню в исполнении взрослого, мальчик сказал: «дядя о своем горе поет». Значит, ребенок почувствовал настроение песни, передающей душевное состояние человека.
В торой признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, н а правленного на те или иные средства выразительности. На пример, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низки й, тембровое звучание рояля и скрипки и т. д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т. д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный характер запева и энергичный, подвижный — припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим ж желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса. (…)
Источник