Музыкальное развитие ребенка в три года
Музыкальное воспитание детей 2-3 лет.
Согласно содержанию современной педагогической технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, актуальной проблемой для всего периода дошкольного детства является накопление у детей музыкального опыта. Ребенок нуждается в его накоплении совершенствовании. Чем меньше ребенок, тем больше он восприимчив к звучащему миру. Музыкальный руководитель детского сада помогает ему, открывая малышу мир звуков и музыки. На музыкальных занятиях, развлечениях, досугах, праздниках – музыка становится содержанием и средством общения ребенка и музыкального руководителя.
Возрастные особенности развития детей 2-3 лет.
Дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников.
Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр.
В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.
На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм.
Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников.
Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.
Музыкальная деятельность
Создание интереса к музыке является основой музыкального развития малыша. Он вызывает положительные эмоции, что в свою очередь делает ребенка открытым для взаимодействия. Интерес активизирует личность, побуждает ее к деятельности, являясь основой ее творческих проявлений. Ребенок 3-года жизни с удовольствием слушает музыку и эмоционально реагирует на нее. Но слушать он может в течении непродолжительного времени, поэтому малышу необходимо постоянно чередовать активную и спокойную деятельность, только таким образом он может слушать одну и туже музыку, песню несколько раз или прослушать разные песенки.
В этом возрасте ребенок способен различать звуки низкого и высокого регистров (медведь – птичка), детские музыкальные инструменты по тембру (колокольчик, дудочка).
Ребенок все более активно включается в пение: подпевает отдельные слоги, звукоподражания.
Большой популярностью у ребенка пользуются пляски под музыку. Он с удовольствием исполняет пляску под песни, выполняет несложные движения: топает, машет руками, полуприседает, качает головой.
Задачи музыкального воспитания и развития детей 2-3 лет
– Развивать устойчивое отношение к музыке и интерес к музыкально-исполнительской деятельности, воспитывать потребность в восприятии музыки.
– Активно развивать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение ее выражать в разных видах художественной деятельности: речевой, двигательной, игровой, изобразительной
– Продолжать обогащать слуховой опыт, музыкально-сенсорные эталоны.
– Приобщать ребенка к основным видам музыкальной деятельности: слушанию и восприятию музыки, элементарному исполнительству, подпеванию несложных песен, выполнению несложных танцевальных и игровых движений под музыку. речевой, двигательной, игровой, изобразительной.
– Активизировать музыкальную память и музыкальное мышление.
– Развивать элементарное детское творчество, способность к музыкальной импровизации.
Достижения ребенка (успехи)
– Может подолгу и заинтересованно слушать детские песенки, несложные музыкальные пьесы, радостно отзывается на знакомую мелодию.
– Может различать музыкальные звуки по высоте, длительности, тембру и силе звучания.
– С удовольствием танцует, играет под музыку; выполняет под музыку несложные движения, меняет их в соответствии с изменением характера музыки или под текст.
– Ребенок отличается эмоциональным поведением, желанием заниматься вместе, умением сосредоточиться на выполнении упражнения и точно исполнять движение по показу взрослого.
– Дети активно подпевают взрослому, запоминает целые фразы песен и некоторые дети могут исполнить их самостоятельно в игровой деятельности.
Маленький ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки. Эмоциональные переживания, зарождающиеся в раннем возрасте, являются наиболее ценными для последующего развития у ребенка музыкального восприятия.
Поскольку музыка –является самым сложным из искусств, малыша надо постепенно вводить в мир музыки, помогать ему понять содержание музыкально-художественных образов, а значит дать возможность их пережить. Это можно сделать лишь при объеди-нении усилий музыкального руководителя, воспитателей, педагог дополнительного образования, семьи, институтов культуры и искусства.
Источник
В слушании музыки мы уже поднаторели, и на смену добрым старым, но уже надоевшим погремушкам приходят самые настоящие музыкальные инструменты.
В этом возрастном промежутке наиболее оптимально будет обратить внимание на ознакомление малыша с музыкальными инструментами.
Барабан, можно быть уверенным, будет воспринят на “ура”. Предложите юному ударнику хлопнуть по барабану ладошкой, потом постучать пальчиком, поверхность можно погладить. Отбейте барабанную дробь; хотя подобные упражнения малышу еще не под силу, этим вы расширите для него диапазон воспроизводимых звуков и побудите интерес к дальнейшим манипуляциям. Палочки пока стоит отложить в сторону во избежание травматизма.
Затем предлагаем бубен – по сути, усложненный вариант барабана – можно и бить, и звенеть. Покажите малышу, как можно аккомпанировать любым мелодиям. Вариантов аккомпанемента множество. Самый простой – удары на сильную долю – места, которые звучат более сильно и четко. Например, “В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик” и дрожание бубенчиков на протяжные гласные. Отлично подойдет “Песенка водяного”, в частности фраза “А мне лета-а-ать охота” или “Крылатые качели”, то есть медленные мелодии.
На этих музыкальных инструментах лучше всего показать, что такое темп и ритм. Малыши хорошо воспринимают ассоциацию с шагами. Топ… Топ… Топ… (делаем паузы в 2-3 секунды). Топ. Топ. Топ (в обычном темпе, без пауз). Топ-топ-топ побежали (быстро). Теперь также пальчиками по барабану/бубну. Проверьте, понял ли вас малыш, слушая детские песенки. Они, как правило, демонстрируют четко быстрый или медленный темп. В первом случае подойдут “А может быть ворона”, “Песенка Красной Шапочки”, “Танец маленьких утят”. Медленный темп отлично проиллюстрируют “Песенка водяного”, “Песенка Черепахи и Львенка”, “Колыбельная медведицы”.
Немаловажно то, что прослушивание детских песенок инициирует певческую активность малыша, способствует развитию речи, обогащает пассивный словарь. Попытки подпевать внесут вклад в развитие артикуляционного аппарата, а соотнесение музыкальной темы с любимым мультфильмом позволит создать позитивный настрой, улучшить эмоциональное состояние. Дети обычно не стесняются петь вслух, если только “добрые” взрослые не сказали когда-то нечто нелестное о таком пении. Не допускайте подобного, в противном случае придется исправлять допущенные промахи – личным примером бесстрашно демонстрировать любовь к пению.
Следующий шаг – показать разную длительность звука и ритм. Итак, левой рукой медленно и ритмично (раз в две секунды) бьете по барабану, затем добавляете правую (каждую секунду). У нас получается на один удар левой – два удара правой. Теперь предложите малышу “заменить” вашу левую руку – сначала пусть положит ладошку сверху и ощутит ритм, затем тихонько убираете свою ладонь. И перед нами – тандем ударников! Дальше меняетесь “партитурами”, убыстряете или замедляете темп, меняете соотношение ударов (1:4) и т. д.
А теперь – ложки. Их даже покупать не надо. Наверное, найдется в хозяйстве пара деревянных ложек. Сложите их тыльными сторонами, скрепите концы для удобства резинкой. Для первичного ознакомления вполне достаточно. Держать ложки нужно за скрепленные кончики, не сжимая слишком крепко, иначе, будучи сжатыми, они не издадут стука. Детям не так просто правильно взять ложки, куда привычнее схватить покрепче, как погремушку. Потребуется добиться некоторой расслабленности, Звучание ложек традиционно сочетается с народными песнями и попевками, но подойдет и практически любая ритмичная мелодия (“Танец маленьких утят”, “Антошка”, “Кабы не было зимы”), Если вдруг найдете в продаже трещотку, ее тоже можно предложить ребенку. Так же, как и ложки, этот инструмент требует определенной координации движений для извлечения звука. Тут необходима согласованная работа мышц кисти и предплечья. Игрой на трещотке удобно сопровождать речевки, частушки (можно использовать “Частушки бабок ежек”).
После 3 лет можно предложить малышу металлофон. Мелодичные гаммы способны воодушевить детское творчество-подобного их маленькие ушки еще не слышали. При этом надо учесть, что палочку следует держать легко, не сжимая, иначе звук не получится чистым. Этот момент малыши “ловят” не сразу, но со временем все начнет получаться.
Источник
В данной статье затрагиваются вопросы раннего музыкального развития детей 2-2.5 лет. Рассматривается музыкальная деятельность малышей и особенности их музыкального развития. В статье представлено музыкальное занятие с малышами в студии «Кроха».
Давно доказано, что ребенок начинает воспринимать музыку еще находясь в утробе матери. При восприятии музыки вместе с мамой уже происходит формирование вкусов и предпочтений, эмоциональное и музыкальное развитие. Основной период формирования музыкальных способностей и их развития – это дошкольный возраст. Но самый эмоционально отзывчивый на музыку возраст-это возраст детей до трех лет. Расширение и обогащение музыкального сознания детей в этот период жизни окажет положительное влияние на дальнейшее развитие личности.
Однако не всегда родители уделяют должного внимания музыкальному воспитанию детей. Часто целью музыкальных занятий с детьми становится задача просто научить петь. Это сужает и обедняет возможности музыкального развития. Ведь на музыкальных занятиях у ребенка развивается чувство ритма и координация, формируется его эстетический вкус , развивается эмоциональная сфера личности, формируется и развивается музыкальный слух и т.д.
Интерес к музыке у детей заметен довольно рано. Это и эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения и музыкальный слух. При правильных занятиях становление музыкальных способностей в этом возрасте ( до трех лет) происходит естественно и легко. Эмоциональное восприятие музыки считается одним из главных показателем музыкальности. Благодаря сенсорным способностям складывается база для развития чувства ритма и ладовысотного слуха. Эти способности проявляются не только во время восприятия музыки, но и во время ее исполнения.
На своих музыкальных занятиях с детьми 2- 2.5 лет я использую следующие виды музыкальной деятельности :
- слушание;
- музыкально-ритмические упражнения;
- пение;
- музыкально-дидактические игры;
- подвижные музыкальные игры;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- пляски.
Каждый из этих видов имеет свои разновидности, которые могут существовать как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом. Формирование музыкальных способностей детей происходит под влиянием каждого из этих видов. Исключив какую-нибудь деятельность, можно нарушить целостное воспитание личности.
На занятиях материал предлагается в образно-игровой форме.
Ведущую роль в формировании музыкальности по-прежнему занимает восприятие. Если детям дать послушать два контрастных произведения, например, тихую колыбельную и бодрый марш, то реакция на них будет абсолютно разной.
В этом возрасте для детей свойственно интересоваться яркими моментами произведения, обычно это вступление или заключение, реже выразительная интонация мелодии. При подборе репертуара нужно учитывать небольшой опыт детей. Музыка должна быть понятна и интересна детям. Во время прослушивания тренируется память, позволяя запоминать понравившийся момент и узнавать его при повторном прослушивании. Восприятие музыки может формироваться и при прослушивании небольших пьес с ярко выраженными образами: «Медведь», «Поезд», «Птичка», «Машина» и так далее.
При прослушивании коротких пьес я выбираю характерные и контрастные по звучанию пьесы . Дети учатся различать звучание высоких и низких звуков, быстрого и медленного темпов. Я использую двухчастные пьесы с быстрой и медленными частями, русские народные песни , программные пьесы.
Формирование слуха у детей осуществляется во время выполнения музыкально-дидактических заданий или игр, главная задача которых — развитие музыкальных и сенсорных способностей, которые напрямую связаны с восприятием таких свойств звука, как высота, тембр, сила и длительность.
На занятиях с малышами я использую музыкально-дидактические игры для формирования и развития музыкального слуха и чистоты интонирования. Такие как «Качели» Е. Тиличеевой –Н. Мурычевой, «Птица и птенчики» (песня –зачин Н. Мурычевой), «Эхо» (песня –зачин Н.Мурычевой) и др. Для развития тембрового и динамического слуха подойдет игра «Узнай свой инструмент» (песенка Н.Мурычевой), «Громко-тихо». Использую маленькие музыкальные песенные упражнения на небольших интервалах (терция, кварта) в виде подражания «ку-ку», «га-га», «ду-ду-ду», «ко-ко». Длительность упражнений 5-7 минут.
Следующий этап в развитии музыкальности дошкольников — подражание голосу взрослого. Возможности детского голоса невелики, их голосовой аппарат только формируется, их речь становится более активной. Конечно, малыши не сразу могут выдавать целые куплеты и строчки, сначала они подхватывают за взрослым окончания фраз, потом отдельные слова, а потом уже могут легко петь вместе с взрослым. При повторении за взрослым слов у малыша происходит формирование фонематического слуха, нарушение которого может отразиться на дальнейшей успеваемости. При подборе песенного репертуара я учитываю эти особенности детского голоса. В самом начале малыши способны лишь подпевать короткие фразы или слова. Например в песенке « Бобик» Т.Попотенко, К.Найденовой малыши поют слог «гав», помогая маленькой собачке. Это способствует развитию правильного высокого звукообразования. К таким песенкам можно отнести : «Машина» Т.Попотенко, К. Найденова, «Кошка» Ан.Александрова,Н.Френкеля и др. Правильному звукообразованию при пении способствуют гласные « а, у» и протяжное пение. Песенки «Корова» М.Раухвергера, О.Высотской, «Птичка» М.Раухвергера , А.Барто помогают справиться с этой задачей.
Чтобы малыш мог уловить ритм, необходимо медленно, нараспев проговаривать слова песни, к тому же это позволяет контролировать дыхание. Чтобы малыши научились правильно брать дыхание, необходимо выбирать песни с короткими музыкальными фразами.
Для развития чувства ритма я использую детские шумовые инструменты (ложки, металлофон ,погремушки), «игры с ладошками», «ладушки», «молоточки» (ритмические упражнения , при которых ребенок одновременно исполняет простую песенку и изображает действие, например, стучит молоточком строя дом) . Для музыкального сопровождения для шумового оркестра подойдут русские народные песни. Дети учатся начинать и заканчивать игру вместе с аккомпанементом, следить за темпом исполняемой мелодии. На своих занятиях я чередую задания сидя на месте и пляски и музыкально-ритмические движения в зале . Например после ритмических игр с «ладошками» можно поиграть с «ножками». Я использую стишок : «Большие ноги шли по дороге, маленькие ножки прыгали по дорожке, а малюсенькие ножки бежали по дорожке» .Такая игра дает представление о длительности и разных темпах, развивает ритмический слух. Так же можно поиграть в «самолет» песенка Е.Тиличеевой, Н.Найденовой .Малыши узнают игру по характерному вступлению изображающему мотор самолета. Учатся начинать и заканчивать движение вместе с музыкой.
В занятиях с детьми 1.5-2 лет важное место занимают подвижные музыкальные игры. Игры способны выполнять ряд задач таких как развитие эмоциональности и коммуникативности ,так же они воспринимаются малышами как отдых и они с удовольствие играют в них. Я использую народные игры с музыкальным сопровождением. Например в игре «лисичка и зайчики» в которой зайцы прячутся в норку от лисы, а она их ловит , достаточно подобрать музыкальное сопровождение для лисы и контрастное для зайчат. Малыши реагируют на звучащий музыкальный момент и в зависимости от него прячутся или прыгают. Для большей заинтересованности детей можно использовать игрушки лисы, волка и т.д.
В настоящее время существует большое количество вопросов о том, какая взаимосвязь существует между музыкой и развитием детей. Музыка способна оказывать влияние на того, кто ее слушает, изменять его настроение, создавая образы за счет различных средств выразительности. Одни выражены ярко и динамично, другие заставляют задуматься. В любом случае только находясь в комплексном взаимодействии, они способны оказать влияние на слушателя.
Список используемой литературы.
Петрова В.А. Программа развития музыкальности у детей раннего возраста «Малыш» Москва 1998г.
Метлов Н.А. «Песни для детского сада» 3 издание изд. Советский композитор 1980г.
Ветлугина Н.А «Музыкальный букварь» изд. Музыка 1986г.
«Методика музыкального воспитания в детском саду» под общ. ред. Ветлугиной Н.А. 3 изд. Москва Просвещение 1989г.
Комова В.К. « Маленькие песенки»
Источник