Музыкальное развитие ребенка в дмш

Музыкальное развитие ребенка в дмш thumbnail

Музицирование в ДМШ

   Уже давно в области музыкального образования назрела необходимость включения в программу ДМШ предметов, направленных на развитие творческих способностей ученика. Большая роль в деле воспитания активного творческого начала у юного музыканта принадлежит предмету «Музицирование». Это комплексный предмет, включающий в себя обучение игре по слуху, импровизации и сочинению. Занятия музицированием должны обязательно пробудить и развить музыкальную фантазию, образное мышление, расширить кругозор, способствовать более осмысленному отношению к музыке.

Занимаясь музицированием, решаются очень актуальные задачи:

  1. Становление целостного музыкального развития творческих способностей ребенка.
  2. Ученик овладевает навыками импровизации, сочинения, игры по слуху, транспонирования, игре по циодрованному басу.
  3. Свободное владение инструментом в пределах возможностей каждого ученика, свободное ориентирование в любой тональности.
  4. Знакомство с различными жанрами, музыкальными формами, типами фактуры.
  5. Знакомство с основными гармоническими оборотами. Закрепление их с помощью песен, предназначенных для подбора по слуху и специальных упражнений на фортепиано.

Программа по музицированию складывается из следующих основных разделов:

  1. Работа над сочинением
  2. Анализ музыкальных произведений
  3. Импровизация
  4. Игра по слуху
  5. Освоение гармонии
  6. Теоретические сведения

Все данные разделы взаимосвязаны между собой и рассматриваются в процессе занятий комплексно. Важно и то, что на занятиях используются различные формы работы, способствующие более прочному и качественному усвоению знаний.

   В основе данного курса лежит принцип постепенного усложнения материала и индивидуального подхода к каждому ученику. Это позволяет выбирать материал такой степени сложности, которая посильна данному ребенку. Поэтому материал из одного класса можно переносить в другой, а для более продвинутых учащихся выбирать более сложные задачи.

   Способность к творчеству заложена в каждом ребенке. Нередко эта способность тормозится или утрачивается, если вовремя не начата регулярная работа по развитию этих ценных природных данных.

   Но для сочинения музыки необходимо научиться играть на каком–либо инструменте и знать основы музыкальной грамоты. Поэтому занятия сочинением начинаются только тогда, когда у ребенка уже складывается определенна база знаний и навыков (обычно это дети, прошедшие подготовительный класс).

   Начинать работу следует с сочинения мелодий. Ученик должен получить целы ряд сведений. А именно, в мелодии должен присутствовать образ, который был бы понятен слушателю. Далее ученику даются сведения о составных частях мелодии (мотиве, фразе, предположении, о драматургии построении, наличии кульминации и т.д.) Все сведения лучше усвоятся, если будут сопровождаться показом мелодий лучших детских песен, а также примерами известных мелодий композиторов – классиков. В  качестве подготовительного упражнения к процессу сочинения можно использовать досочинение фрагментов предложенных мелодией. Затем можно попытаться сочинить песни на детские стихи. Для этого отбираются короткие, лаконичные стишки с яркими, близкими детям, образами. Стихи желательно читать с выражением, выявлять главный образ, основное построение стихотворения. Затем следует анализ его построения, ритма.

   Перед учеником ставятся определенные задачи. Например: использование в песне какой – либо  мелодической модели, движения, ритма. Очень полезно давать задание на «сохранение» тоники, приберегая ее для конца в качестве точки.

   Далее, ориентируясь на образную сферу уже грамотно оформленной мелодии, можно начинать работу над гармонией. С изучением особенностей различных жанров, форм – дети получают уже задания посложнее:

  1. Сочинение пьес в различных жанрах (песня, марш, вальс, мазурка, этюд, вариации, прелюдия)
  2. Сочинение пьес в простых формах (период, простые 2-х и 3-х частные формы, вариации, рондо)
  3. Сочинение программных пьес с использованием характерных гармонических красок

В качестве тем для сочинении выбираются яркие интересные образы. Каждое новое задание сопровождается анализом подобных произведений, написанных известными композиторами.

   В процессе обучения рекомендуется рисовать рисунки к прослушанным произведениям, собственным сочинениям и сочинять стихи на заданную тему, передающие определенное настроение.

   Импровизация также является очень важной основой для формирования буйной фантазии зрелого творческого мышления. Основное в ней – это эмоции и гармония.

   Особое место в структуре композиторских способностей и навыков импровизатора занимает воображение. Занятие импровизацией – это творчество, обязательным в котором является знание и владение различными элементами музыкального языка (ритмом, мелодией, гармонией, формой, фактурой, динамикой и т.д.)

   Все эти элементы составляют «словарь» мелодией в том или ином стиле. Поэтому при подготовке собственной импровизации необходимо обязательно эти модели изучить.

   С 1-го класса ученик знакомится с этими моделями, запоминает их, играет от любых клавиш. Когда уже усвоено достаточное количество различных мелодических оборотов, можно спокойно начинать импровизировать мелодии.

   В процессе обучения можно использовать игры («Вопрос-ответ», «Диалог», «Беседа»). Учитель может пользоваться любыми стихотворениями, где есть вопросы и ответы, где беседуют два или несколько персонажей.

   Обычно вопросы исполняет учить, который сразу задает характер музыки, тип мелодического движения, ритмическую пульсацию. Ответ уже импровизирует ученик. В таких упражнениях ученик использует текст, что помогает ему ощущать границы музыкальных построении, законченность формы. Дополнительной опорой для импровизации в форме периода могут быть ритмический рисунок или пьеса, которая становится моделью, образом для создания художественного аналога.

Читайте также:  Развитие ребенка седьмой месяц жизни

   Одним из главных навыков, которыми должен обладать импровизатор – это искусство варьирования. Обучение варьированию мелодии можно начинать уже во 2-ом классе. Для этого можно использовать смену лада, темпа, размера, регистра, штрихов, варианты ритма. Очень полезно разбрасывать на различные регистры. Одними из важнейших приемов варьирования мелодии являются фигурации: ритмические, гармонические, мелодические,  смешанные. На их основе строятся этюды, которые можно импровизировать уже с 3-го класса.

   От импровизации мелодии можно переходить к импровизации мелодической линии на фоне гармонии. Очень удобно брать форму квадратного строения. Гармония дается преподавателем  или сочиняется самим учеником. Особое значение имеют гармонические обороты, умение их играть в различных фактурах.

   Изучение гармонии начинается уже с 1-го класса. Ученики знакомятся с основными гармоническими функциями  T, S, D. Субдоминанта и доминанта даются в виде секст, которые окружают тоническое трезвучие.

   Во 2-м классе вводится уже полный функциональный оборот с названиями функций и понятием о месте, роли и краске аккордов, а также перемещение аккордов. Все упражнения желательно выполнять в параллельных тональностях.  

   В 3-м классе вводится понятие секстаккорда и квартсекстаккорда. В гармонии используются все трезвучии лада.

   В 4-5 классах используются уже более сложные гармонические обороты.

   Для игры по слуху можно использовать известные детские, эстрадные песни, песни из любимых мультфильмов и кинофильмов.

   Предмет «музицирование» – введен в программу ДМШ, но литературных источников совсем немного. Самые такие основные и актуальные находятся в книге Шатковского «Импровизация и сочинение на уроках музицирования в ДМШ».

   Музицирование – это комплексный предмет, поэтому его изучение намного реально облегчает понимание дисциплин в музыкальном училище.

Министерство культуры

Республики Калмыкия

МКОУ ДОД «ДШИ» АЦРМО РК

Методическая работа

Тема: «Музицирование в Детской музыкальной школе»

Работу выполнила: преподаватель ДШИ

Буракова Н.А.

                                            с. Троицкое

2014г.

Источник

Я знаю, что эта наша музыкальная история может закончиться в любой момент. Но у меня нет цели заставлять ребенка учиться до конца, для получения диплома. Есть цель давать ему возможность развиваться и раскрывать свои способности и интересы.

В самом начале обучения сына в музыкальной школе, конечно, я сомневалась, размышляя о том, стоит или нет нагружать ребенка и занимать его время. Ведь можно выбрать какие-то другие занятия. Конечно, я наслышана о том, что для выпускников музыкальных школ, зачастую семь лет обучения заканчиваются тем, что инструмент выносится за пределы видимости на долгое время, если не навсегда. Но сын настойчиво музицировал на синтезаторе, прикрывая глаза, и изображал виртуозного пианиста. Поэтому мы пригласили репетитора, для того, чтобы понять есть ли у ребенка способности к музыке. НА тот момент

Занятия музыкой должны быть обязательными, а не дополнительными для деток. Так утверждают специалисты в области когнитивного развития. Ведь во время игры на клавишных инструментах в мозгу происходит настоящий фейерверк. Задействованы оба полушария мозга и активно развиваются межполушарные связи. Ребенок приобщается к прекрасному и воспитывается эстетически. Но правда в том, что обучение в музыкальной школе для вашего ребенка может стать увлекательной и интересной дорогой в мир прекрасного, а может обернуться сплошным испытанием и принудиловкой. И это зависит от многих факторов, но прежде всего от интересов ребенка и подхода родителей к процессу обучения.

Обучение ребенка музыке требует от родителей участия, по крайней мере, на первых этапах, ему нужна помощь. И если вы решаете вопрос «нужна ли вашему ребенку музыкальная школа» приведу аргументы «за и против», которые помогут с выбором.

В первую очередь, если вы приняли решение отдать ребенка в музыкальную школу, важно выбрать подходящий инструмент и преподавателя, который найдет подход к вашему ребенку и будет учитывать его особенности в усвоении материала, а также уделять внимание выбору музыкальных произведений в процессе обучения.

Какие проблемы могут возникнуть при обучении в музыкальной школе?

  • Ребенку может не понравится сам процесс обучения. Многочасовые занятия по отрабатыванию навыков подходят не каждому.
  • Музыкальное образование наряду с обязательной школьной программой создают большую нагрузку и занимают много времени. У ребенка может не оставаться сил и времени на другие занятия или простую игру и прогулки.
  • Публичные выступления, которые являются неотъемлемой частью обучения, вызывают стресс у многих деток.
  • Классические произведения или инструмент может в процессе обучения перестать нравится ребенку. При этом его мечты об исполнении современной музыки в рамках учебной программы будет невозможно реализовать. Выходом из этой ситуации может являться дополнительные занятия в музыкальных кружках и/или смена музыкального инструмента.
  • Иногда ребенку могут потребоваться дополнительные уроки репетитора для подготовки к экзаменам или конкурсам. Это повлечет за собой дополнительные траты и время на отрабатывание трудных пьес.
  • В обязательную программу музыкальных школ, наряду с уроками игры на инструменте, входят уроки сольфеджио и хоровые занятия. Кроме того в старших классах добавляются занятия по «истории музыки» и «музыкальной литературе». Это потребует дополнительного времени и дополнительных посещений музыкальной школы. Здесь важно учитывать удаленность школы от вашего дома.

Что дает музыкальное образование?

  • При условии, что ребенок занимается и имеет способности к музыке, обучение в музыкальной школе дает самостоятельную профессию, с которой ваш ребенок может связать свою жизнь.
  • Процесс разучивания музыкальных произведений требует большой работы одновременно обоих полушарий мозга. Это колоссальное развитие, ведь музыкант читает ноты, нажимает определенные клавиши, контролирует мелодию, ритм, громкость и длительность звуков, соблюдает указанные в нотах прием игры и аппликатуру («каким пальцем какую ноту нажимать»).
  • Музыка совмещает лингвистические и математические функции левого полушария с творческими функциями правого полушария. Всё это способствует развитию межполушарных связей.
  • Развивает коммуникативные, социальные способности, логику, стратегическое планирование, внимание к мелочам и эмоциональный интеллект.
  • Улучшает умственную (то есть интеллектуальную) функцию мозга.⠀
    Даже если ребенок слушает музыку, а вы помогаете ему ее понимать – это тоже хорошая тренировка мозга.
  • Развивает память. Ведь для исполнения музыкального произведения работает сразу несколько видов памяти: зрительная, слуховая, моторная (двигательная), образная, логическая, ассоциативная.
Читайте также:  Условия развития личности ребенка дошкольного возраста

Все «плюсы» обучения игре на музыкальном инструменте, несомненно, весомее «минусов», но только при условии, что ребенок занимается музыкой с интересом, а не идет на урок как на каторгу.

По опыту многих мам могу сказать, что не часто дети могут осознанной без дополнительной мотивации отрабатывать задания дома, доводя мелодию до совершенства. Часто бывает, что схватив ноты, ребенок теряет интерес к оттачиванию штрихов. Здесь от родителей потребуются усилия, но не для того чтобы заставить чадо сесть за инструмент, а чтобы заинтересовать и мотивировать на выполнение нужной работы. И часто именно этот вопрос становится камнем преткновения в обучении ребенка. И от того, как вам удастся выйти из такой ситуации, будет зависеть успешность обучения ребенка и его отношение к музыкальным занятиям в целом.

Вот несколько советов, которые помогу вам сделать время обучения ребенка в музыкальной школе не тягостным испытанием, а интересным приключением.

  • Не заставляйте ребенка чрезмерно долго «сидеть» за инструментом. Возможно, для него подойдут занятий не два часа к ряду, а несколько подходов по 20 минут.
  • Предложите помимо школьной программы разучить какое-то произведение, которое выберет сам ребенок. Это отлично мотивирует и дает чувство радости от исполнения любимого произведения.
  • Если ребенок обучается игре на фортепиано, возможно вместо классического инструмента стоит приобрести электро-пианино с различными функциями и звуками, для того чтобы ребенок мог не только оттачивать навыки по заданию, но и музицировать по своему желанию. Это развивает интерес к инструменту.
  • Помогайте разбираться в трудных частях пьесы, пусть ребенок вам читает ноты, простукивает ритм, показывает аппликатуру.
  • Смотрите вместе видео с виртуозной игрой, посещайте концерты. Устраивайте домашние концерты и восхищайтесь победами ребенка. Придумайте что, то чтобы создать правильное окружение для ребенка. Например, пикник с его «коллегами» по музыкальной школе.
  • Не сравнивайте результаты вашего чада с другими учениками. Сравнивайте его сегодняшние успехи с тем, что бы раньше.
  • Если ребенок в какой то момент отказывается продолжать обучение, внимательно разберитесь в причинах. Он устал. Ему не подходит преподаватель. Ему стал не интересен инструмент. Не редко бывают случаи, что после смены инструмента (например, вместо фортепиано, он выберет барабан) ребенок успешно заканчивает школу, и продолжает с удовольствием заниматься музыкой для своего удовольствия.

Мудрости и терпения, нам, родителям!

Источник

Дополнительное музыкальное образование дети могут получить в кружках и секциях домов творчества или дворцов культуры, специализированных студиях, частных досуговых центрах, но основные организации, занимающиеся подготовкой будущих профессионалов и просто художественно-эстетическим развитием подрастающего поколения, – это детские музыкальные школы (ДМШ) и школы искусств (ДШИ). Эти учреждения могут работать как самостоятельные единицы или входить в структуру вузов – консерваторий и институтов культуры.

Принципы обучения

Девочка играет на цифровом пианино

Система дополнительного музыкального образования выполняет две главные задачи:

  • выявление одаренных детей, подготовка их к дальнейшему профессиональному образованию;
  • обучение детей, не планирующих в будущем профессионально заниматься вокалом или исполнительством, пению или игре на различных инструментах, развитие их компетенции и общей музыкальной культуры.
Читайте также:  Программа развития для ребенка инвалида в доу

В соответствии с этими двумя задачами обучение музыке по дополнительным программам делится на предпрофессиональное и общеразвивающее.

Предпрофессиональное

Обучение по дополнительным предпрофессиональным программам ориентировано на подготовку будущих квалифицированных творческих и педагогических работников сферы искусств и ведется в ДМШ или ДШИ. Учеба построена по принципу непрерывности и преемственности (фактически это своего рода ранний предуниверсарий для тех, кто собирается поступать в музыкальные вузы) и состоит из взаимосвязанных последовательных этапов профессионального становления личности.

Все программы дополнительного предпрофессионального музыкального образования ДМШ и ДШИ разрабатывают с учетом ФГТ (федеральных государственных требований), утвержденных Минкультуры РФ. Учиться можно только очно на бюджетном или платном отделении. Количество бесплатных мест зависит от квот на прием, выделенных по распоряжению муниципальных управлений культуры.

Профили

Перечень возможных предпрофессиональных музыкальных программ:

  • «Фортепиано»;
  • «Хоровое пение»;
  • «Музыкальный фольклор»;
  • «Инструменты эстрадного оркестра»;
  • «Струнные инструменты» — виолончель, скрипка, арфа, альт, контрабас и др.;
  • «Народные инструменты» — баян, гитара, аккордеон, домра, балалайка, гусли, национальные инструменты народов России;
  • «Духовые и ударные инструменты» — труба, фагот, кларнет, флейта, валторна, гобой, саксофон, туба, тромбон, ударные инструменты;

Учебные предметы по предпрофессиональным программам должны вести специалисты со средним или высшим образованием по соответствующему профилю.

Аккредитацию ДМШ и ДШИ не проходят (для ведения дополнительной образовательной деятельности им достаточно лицензии), поэтому детям, освоившим предпрофессиональные программы, вручают свидетельства не государственного, а установленного музыкальными школами образца.

Общеразвивающее (любительское)

Работа по общеразвивающим программам нацелена на эстетическое воспитание детей, не стремящихся сделать музыку своей профессией. ФГТ на этот вид программ не распространяются – школы, центры искусств, кружки и студии разрабатывают их самостоятельно с учетом возрастных категорий и запросов желающих получить дополнительное общеразвивающее музыкальное образование разных профилей. Ориентиром, на который при составлении собственных программ опираются учебные заведения, служат рекомендации Министерства культуры, изложенные в Письме N 191-01-39/06-ГИ от 21.11.2013.

Программы

Обучение на любительском уровне может проходить по тем же предметам, что и на предпрофессиональном. Ориентировочный перечень общеразвивающих программ:

  • «Фортепиано»;
  • «Клавишный синтезатор»;
  • «Академическое пение»;
  • «Струнные инструменты»;
  • «Орган»;
  • «Народное сольное пение»;
  • «Духовые и ударные инструменты»;
  • «Народные инструменты»;
  • «Эстрадное сольное пение»;
  • «Электромузыкальные инструменты»;
  • «Ритмика»;
  • «Музыкальная грамота»;
  • «Раннее эстетическое развитие» и др.

Классы раннего эстетического развития детей и подготовительные группы ДМШ организуют в основном для тех, кто хочет поступить в музыкальную школу. Продолжительность обучения в таких классах – 1 год.

Условия поступления и сроки обучения

Прием заявлений на поступление в музыкальную школу для обучения по предпрофессиональным программам проводится с 15.04 по 15.06. Если необходим дополнительный набор, его объявляют с 15.08 по 30.08. Возраст детей, которых принимают на бюджетное отделение, рассчитывают таким образом, чтобы к моменту окончания учебы выпускнику еще не исполнилось 18 лет.

Нормативные сроки обучения по уровням:

  • стартовый – 3 года;
  • базовый – 5–6 лет;
  • углубленный – 7 лет;
  • предпрофессиональный – 8–9 лет.

Последний, шестой (или девятый), год предусмотрен для особо одаренных детей, которые в дальнейшем хотят работать в области культуры и искусства, а потому готовятся к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Программы/ ОтделениеВозраст (лет)Срок обучения (лет)
Предпрофессиональные6,58 (9)
8–105(6)
Общеразвивающие6–171–5
18–25
Подготовительное3–61
Платное3,5–25+Зависит от специальности

В соответствии с законом об образовании прием поступающих на все отделения происходит по результатам вступительных испытаний для выявления музыкальных способностей.

На отделение предпрофессионального образования детей принимают согласно регламенту, установленному приказом Министерства культуры РФ № 1145. Вступительные испытания для поступления на общеразвивающие и предпрофессиональные программы могут различаться. Школы самостоятельно устанавливают их формы.

ПрограммыКритерии
ОбщеразвивающиеСлух
Ритм
Память
ПредпрофессиональныеСлух — звуковысотная ориентация (воспроизведение)
Ритмическое восприятие
Ассоциативное восприятие
Зрительная, словесная память
Мышление
Воображение

Методы проверки способностей зависят от выбранной специальности. При поступлении на хоровое отделение попросят справку от фониатра, на струнное – проверят пластичность рук, а для игры на духовых инструментах важен правильный прикус. Отбор производит комиссия в составе не менее трех человек. В нее должны входить представители каждого отделения. Решение о зачислении принимает педагогический совет.

ДМШ и ДШИ дают дополнительное музыкальное образование высокого уровня. Получить его имеют право все, кто прошел вступительное прослушивание. Большинство выпускников в дальнейшем не станет профессиональными вокалистами или инструменталистами, но зато они будут настоящими любителями и искушенными ценителями музыкальных произведений разных жанров – и это очень важно, ведь для развития и вообще существования искусства нужны не только творцы, но и те, кто сможет по достоинству оценить их творения.

Источник