Музыкальное развитие ребенка третьего года жизни

Музыкальное развитие ребенка третьего года жизни thumbnail

Музыкальное воспитание детей 2-3 лет.

Согласно содержанию современной педагогической технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, актуальной проблемой для всего периода дошкольного детства является накопление у детей музыкального опыта. Ребенок нуждается в его накоплении совершенствовании. Чем меньше ребенок, тем больше он восприимчив к звучащему миру. Музыкальный руководитель детского сада помогает ему, открывая малышу мир звуков и музыки. На музыкальных занятиях, развлечениях, досугах, праздниках – музыка становится содержанием и средством общения ребенка и музыкального руководителя.

Возрастные особенности развития детей 2-3 лет.

Дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников.

Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр.

В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.

На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм.

Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников.

Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.

Музыкальная деятельность

Создание интереса к музыке является основой музыкального развития малыша. Он вызывает положительные эмоции, что в свою очередь делает ребенка открытым для взаимодействия. Интерес активизирует личность, побуждает ее к деятельности, являясь основой ее творческих проявлений. Ребенок 3-года жизни с удовольствием слушает музыку и эмоционально реагирует на нее. Но слушать он может в течении непродолжительного времени, поэтому малышу необходимо постоянно чередовать активную и спокойную деятельность, только таким образом он может слушать одну и туже музыку, песню несколько раз или прослушать разные песенки.

В этом возрасте ребенок способен различать звуки низкого и высокого регистров (медведь – птичка), детские музыкальные инструменты по тембру (колокольчик, дудочка).

Ребенок все более активно включается в пение: подпевает отдельные слоги, звукоподражания.

Большой популярностью у ребенка пользуются пляски под музыку. Он с удовольствием исполняет пляску под песни, выполняет несложные движения: топает, машет руками, полуприседает, качает головой.

Задачи музыкального воспитания и развития детей 2-3 лет

– Развивать устойчивое отношение к музыке и интерес к музыкально-исполнительской деятельности, воспитывать потребность в восприятии музыки.

– Активно развивать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение ее выражать в разных видах художественной деятельности: речевой, двигательной, игровой, изобразительной

– Продолжать обогащать слуховой опыт, музыкально-сенсорные эталоны.

– Приобщать ребенка к основным видам музыкальной деятельности: слушанию и восприятию музыки, элементарному исполнительству, подпеванию несложных песен, выполнению несложных танцевальных и игровых движений под музыку. речевой, двигательной, игровой, изобразительной.

– Активизировать музыкальную память и музыкальное мышление.

– Развивать элементарное детское творчество, способность к музыкальной импровизации.

Достижения ребенка (успехи)

– Может подолгу и заинтересованно слушать детские песенки, несложные музыкальные пьесы, радостно отзывается на знакомую мелодию.

– Может различать музыкальные звуки по высоте, длительности, тембру и силе звучания.

– С удовольствием танцует, играет под музыку; выполняет под музыку несложные движения, меняет их в соответствии с изменением характера музыки или под текст.

– Ребенок отличается эмоциональным поведением, желанием заниматься вместе, умением сосредоточиться на выполнении упражнения и точно исполнять движение по показу взрослого.

– Дети активно подпевают взрослому, запоминает целые фразы песен и некоторые дети могут исполнить их самостоятельно в игровой деятельности.

Маленький ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки. Эмоциональные переживания, зарождающиеся в раннем возрасте, являются наиболее ценными для последующего развития у ребенка музыкального восприятия.

Поскольку музыка –является самым сложным из искусств, малыша надо постепенно вводить в мир музыки, помогать ему понять содержание музыкально-художественных образов, а значит дать возможность их пережить. Это можно сделать лишь при объеди-нении усилий музыкального руководителя, воспитателей, педагог дополнительного образования, семьи, институтов культуры и искусства.

Источник

В данной статье затрагиваются вопросы раннего музыкального развития детей 2-2.5 лет. Рассматривается музыкальная деятельность малышей и особенности их музыкального развития. В статье представлено музыкальное занятие с малышами в студии «Кроха».

Давно доказано, что ребенок начинает воспринимать музыку еще находясь в утробе матери. При восприятии музыки вместе с мамой уже происходит формирование вкусов и предпочтений, эмоциональное и музыкальное развитие.  Основной период формирования музыкальных способностей и их развития – это дошкольный возраст. Но самый эмоционально отзывчивый на музыку возраст-это возраст детей до трех лет. Расширение и обогащение музыкального сознания детей в этот период жизни окажет положительное влияние на дальнейшее развитие личности.

Однако не всегда родители уделяют должного внимания музыкальному воспитанию детей. Часто целью музыкальных занятий с детьми становится задача просто научить петь. Это сужает и обедняет возможности музыкального развития. Ведь на музыкальных занятиях у ребенка развивается чувство ритма и координация, формируется его эстетический вкус , развивается эмоциональная сфера личности, формируется и развивается музыкальный слух и т.д.

Интерес к музыке у детей заметен довольно рано. Это и эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения и музыкальный слух. При правильных занятиях становление музыкальных способностей в этом возрасте ( до трех лет) происходит естественно и легко. Эмоциональное восприятие музыки считается одним из главных показателем музыкальности. Благодаря сенсорным способностям складывается база для развития чувства ритма и ладовысотного слуха. Эти способности проявляются не только во время восприятия музыки, но и во время ее исполнения.

На своих музыкальных занятиях с детьми 2- 2.5 лет я использую следующие виды музыкальной деятельности :

  • слушание;
  • музыкально-ритмические упражнения;
  • пение;
  • музыкально-дидактические игры;
  • подвижные музыкальные игры;
  • игра на детских музыкальных инструментах;
  • пляски.

Каждый из этих видов имеет свои разновидности, которые могут существовать как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом. Формирование музыкальных способностей детей происходит под влиянием каждого из этих видов. Исключив какую-нибудь деятельность, можно нарушить целостное воспитание личности.

На занятиях материал предлагается в образно-игровой форме.

Ведущую роль в формировании музыкальности по-прежнему занимает восприятие. Если детям дать послушать два контрастных произведения, например, тихую колыбельную и бодрый марш, то реакция на них будет абсолютно разной.

В этом возрасте для детей свойственно интересоваться яркими моментами произведения, обычно это вступление или заключение, реже выразительная интонация мелодии. При подборе репертуара нужно учитывать небольшой опыт детей. Музыка должна быть понятна и интересна детям. Во время прослушивания тренируется память, позволяя запоминать понравившийся момент и узнавать его при повторном прослушивании. Восприятие музыки может формироваться и при прослушивании небольших пьес с ярко выраженными образами: «Медведь», «Поезд», «Птичка», «Машина» и так далее.

Читайте также:  Развитие ребенка различает цвета возраст

 При прослушивании коротких пьес я выбираю характерные и контрастные по звучанию пьесы . Дети учатся различать звучание высоких и низких звуков, быстрого и медленного темпов. Я использую двухчастные пьесы с быстрой и медленными частями, русские народные песни , программные пьесы.

Формирование слуха у детей осуществляется во время выполнения музыкально-дидактических заданий или игр, главная задача которых — развитие музыкальных и сенсорных способностей, которые напрямую связаны с восприятием таких свойств звука, как высота, тембр, сила и длительность.

На занятиях с малышами я использую музыкально-дидактические игры для формирования и развития музыкального слуха и чистоты интонирования. Такие как «Качели» Е. Тиличеевой –Н. Мурычевой, «Птица и птенчики» (песня –зачин  Н. Мурычевой), «Эхо» (песня –зачин Н.Мурычевой) и др. Для развития тембрового и динамического слуха подойдет игра «Узнай свой инструмент» (песенка Н.Мурычевой), «Громко-тихо». Использую маленькие музыкальные песенные упражнения на небольших  интервалах (терция, кварта) в виде подражания «ку-ку», «га-га», «ду-ду-ду», «ко-ко». Длительность упражнений 5-7 минут.

Следующий этап в развитии музыкальности дошкольников — подражание голосу взрослого. Возможности детского голоса невелики, их  голосовой аппарат только формируется, их речь становится более активной. Конечно, малыши не сразу могут выдавать целые куплеты и строчки, сначала они подхватывают за взрослым окончания фраз, потом отдельные слова, а потом уже могут легко петь вместе с взрослым. При повторении за взрослым слов у малыша происходит формирование фонематического слуха, нарушение которого может отразиться на дальнейшей успеваемости. При подборе песенного репертуара я учитываю эти особенности детского голоса.  В самом начале малыши способны лишь подпевать короткие фразы или слова. Например в песенке « Бобик» Т.Попотенко, К.Найденовой малыши поют слог «гав», помогая маленькой собачке. Это способствует развитию правильного высокого звукообразования. К таким песенкам можно отнести : «Машина» Т.Попотенко, К. Найденова, «Кошка»  Ан.Александрова,Н.Френкеля и др. Правильному звукообразованию при пении способствуют гласные « а, у»  и протяжное пение. Песенки «Корова» М.Раухвергера, О.Высотской, «Птичка» М.Раухвергера , А.Барто помогают справиться с этой задачей.

Чтобы малыш мог уловить ритм, необходимо медленно, нараспев проговаривать слова песни, к тому же это позволяет контролировать дыхание. Чтобы малыши научились правильно брать дыхание, необходимо выбирать песни с короткими музыкальными фразами.

Для развития чувства ритма я использую детские шумовые инструменты (ложки, металлофон ,погремушки), «игры с ладошками», «ладушки», «молоточки» (ритмические упражнения , при которых ребенок одновременно исполняет простую песенку и изображает действие, например, стучит молоточком строя дом) . Для музыкального сопровождения для шумового оркестра подойдут русские народные песни. Дети учатся начинать и заканчивать игру вместе с аккомпанементом, следить за темпом исполняемой мелодии. На своих занятиях я чередую задания сидя на месте  и пляски и музыкально-ритмические движения в зале . Например после ритмических игр с «ладошками» можно поиграть с «ножками». Я использую стишок : «Большие ноги шли по дороге, маленькие ножки прыгали по дорожке, а малюсенькие ножки бежали по дорожке» .Такая игра дает представление о длительности и разных темпах, развивает ритмический слух. Так же можно поиграть в «самолет» песенка Е.Тиличеевой,  Н.Найденовой .Малыши узнают игру по характерному вступлению изображающему мотор самолета. Учатся начинать и заканчивать движение вместе с музыкой.

В занятиях с детьми 1.5-2 лет важное место занимают подвижные музыкальные игры. Игры способны выполнять ряд задач таких как развитие эмоциональности и  коммуникативности ,так же они воспринимаются малышами как отдых и они с удовольствие играют в них. Я использую народные игры с музыкальным сопровождением. Например в  игре «лисичка и зайчики» в которой зайцы прячутся в норку от лисы, а она их ловит , достаточно подобрать музыкальное  сопровождение для лисы и контрастное для зайчат. Малыши реагируют на звучащий музыкальный момент и в зависимости от него прячутся или прыгают. Для большей заинтересованности детей можно использовать игрушки лисы, волка и т.д.

В настоящее время существует большое количество вопросов о том, какая взаимосвязь существует между музыкой и развитием детей. Музыка способна оказывать влияние на того, кто ее слушает, изменять его настроение, создавая образы за счет различных средств выразительности. Одни выражены ярко и динамично, другие заставляют задуматься. В любом случае только находясь в комплексном взаимодействии, они способны оказать влияние на слушателя.

Список используемой литературы.

Петрова В.А. Программа развития музыкальности у детей раннего возраста «Малыш» Москва 1998г.

Метлов Н.А. «Песни для детского сада» 3 издание изд. Советский композитор 1980г.

Ветлугина Н.А «Музыкальный букварь» изд. Музыка 1986г.

 «Методика музыкального воспитания в детском саду» под общ. ред. Ветлугиной Н.А. 3 изд. Москва Просвещение 1989г.

Комова В.К. « Маленькие песенки»

Источник

Содержание:

  • Музыка для детей до года
  • На втором и третьем году жизни
  • Музыка для детей 2-3 лет
  • Как слушать музыку?
  • Немного о музыкальных инструментах
  • Немного об инструментах
  • Как научить малыша подпевать?
  • Музыкальное движение. Пляски.
  • Игра

В периодической печати все чаще появляются статьи о музыкальном воспитании детей младенческого и раннего возраста. Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту. Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка. Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.

Специалисты-психологи по перинатальному, то есть дородовому воспитанию детей утверждают, что:

  • дети в утробе матери хорошо слышат;
  • они узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости;
  • отличают интонацию: при нервной и встревоженной у них учащается сердцебиение, при спокойной и размеренной – приходит в норму;
  • реагируют на музыку. Тревожная музыка – и на личике неродившегося ребенка появляется напряжение; спокойная вызывает умиротворение; а веселая – оживление.

Но как же мы, родители, развиваем этот дар? Как правило, недостаточно. В результате упущено время, начинается угасание возможностей к развитию музыкальных способностей.

Так не будем же терять время и сразу же начнем с прослушивания музыки – одного из основных разделов музыкального воспитания.

Музыка для детей до года

До года малыши могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 20-30 секунд; затем следует сделать паузу – перерыв в 1-3 сек. – и продолжить слушание еще 20-30 секунд.

В целом за одно занятие можно слушать музыку 2-3 минуты. Например, для самых маленьких – 1-3 мес. – наклонившись над малышом, спойте одну ласковую песенку на народную музыку: русскую, украинскую, белорусскую и т.д. Пойте без текста “на ля-ля”. Сделайте паузу и повторите эту песенку еще или спойте “Да-да-да, я пою”.

Русская народная мелодия “Где ты заинька?”

1часть песни исполняется без слов на “ля-ля”.

2 раза

2 часть (2 раза)

Да-да-да, я пою

Тане (Вове) песенку мою.

Да-да-да! (ласковым говорком).

Рекомендации для родителей малышей: пойте малышу даже без музыкального сопровождения, а с 4-5 месяцев можно петь и подыгрывать себе на музыкальных инструментах: ксилофоне или металлофоне, дудочке, детской арфе, бубне, также можно использовать колокольчики, бубенцы, палочки и т.д. Из классической музыки рекомендуем прослушивание миниатюрных пьес В.Моцарта для клавира, например, “менуэты” ранних опусов.

На втором и третьем году жизни

Дети второго года жизни могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд, затем перерыв (1-2 сек.) и опять 40 секунд, пауза и т.д. В целом одно занятие длится 2-3 минуты.

Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно зву­чащую музыку 1-1,5 мин., затем пауза и еще полторы минуты и т.д. Одно занятие – 4-5 мин.

Цифры – секунды и минуты – приведены здесь для того, чтобы вы не завышали возможности маленького ребенка и в то же время знали, что слушание музыки вполне по силам малышу. Все зависит от его состояния на тот момент, который вы выбрали для слушания музыки: ребенок хуже слушает музыку, если только что плакал – например, ушла любимая бабушка, или его только что закончили кормить нелюбимой кашей, а может быть, ему просто нездоровится.

Читайте также:  Совокупность сведений о болезни и развитии ребенка это

Когда вы видите, что малыш отвлекается, выражает неудовольствие – сократите время занятия или перенесите его на другое время дня. Если внимание ребенка устойчиво, он способен воспринимать музыку заинтересованно – можно чуть-чуть увеличить продолжительность занятия.

Музыка для детей 2-3 лет

Рекомендуем для прослушивания музыкальные пьесы с ярко выраженным изобразительным характером. Малыши видели и птичку, и кошку, и собачку; игрушечных и нарисованных зайку и мишку, машину и дождик. А теперь их “знакомых” изобразит музыка. Рекомендуем пьесы: “Птички”, муз. Т.Ломовой или муз. Г.Фрида; “Воробей” А.Руббаха или Е.Тиличеевой; “Кошка” Е.Тиличеевой, “Большая собака” М.Раухвергера; “Медведь” Д.Шостаковича или Е.Тиличеевой или В.Ребикова; “Мишка” М.Раухвергера или Г.Фрида; “Дождик” Г.Лобачева или В.Фере, “Машина” (“Езда в машине”) Г.Фрида; “Автомобиль” М.Раухвергера.

Это далеко не полный список. Если вы играете на фортепиано, то найдете еще ряд пьес в нотных сборниках для детского сада (младшая группа). Те, кто не владеет инструментом, могут использовать музыку в аудиозаписи, купив кассеты или компакт-диски. Или обратиться к играющим знакомым и к музыкальному руководителю ближайшего детского сада с личной просьбой записать на кассету хотя бы ряд пьес и песенок.

Уже на втором году жизни ребенка мы включаем в слушание пьесы С. Майкапара “В садике”, “Пастушок”, “Мотылек”, “Маленький командир”. На третьем году жизни добавляем пьесы А.Гречанинова “Верхом на лошадке”, “Танец”; П.Чайковского, “Марш деревянных солдатиков”, “Полька”; пьесу Э.Грига “Птичка”; музыку В.Моцарта.

Вы сами выбираете из всего перечисленного 10-12 пьес на год для детей второго года жизни и 12-15 пьес для детей третьего года жизни.

Музыкальные руководители ясельных групп в детских садах проводят с малышами 2 музыкальных занятия в неделю. Сейчас, работая по программе “Малыш” В.Петровой с малышами проводится еще 1 занятие, третье. На нем дети слушают только классическую музыку композиторов А.Лядова, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Д.Кабалевского, Г.Свиридова, а также музыку И.С.Ваха, К.Дакена, И.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, Э.Грига, Д.Дворжака.

Как слушать музыку?

Непременное условие – тишина в комнате. Ничто не должно отвлекать малыша. Мама сидит рядом с ребенком, или малыш находится на ее руках, или оба сидят на диванчике. Мама тоже слушает. Лицо ее заинтересованно, внимательно, доброжелательно. Маме нравится музыка – ребенок это видит. Ее настроение, состояние передается малышу. Если мама сама играет на фортепиано, то вместе с малышом сидит бабушка или папа.

Слушать музыку рекомендуем один или два раза в день. Это может быть одна пьеса, повторенная дважды, или две пьесы. Например, “Зайка” и “Мишка”. К концу третьего года можно прослушивать и три пьесы.

Вы уже обратили внимание на то, что вам предложили играть на разных музыкальных инструментах даже для шестимесячного ребенка? Но что делать, если вы не владеете этими навыками?

Немного о музыкальных инструментах

К детским музыкальным инструментам: металлофону, ксилофону – прилагается аннотация с разъяснением как и что играть. Иногда родители самостоятельно пишут на клавишах название нот: до, ре, ми… – так им легче подобрать и заучить предложенную музыку.

Для песенок, исполняемых на детской арфе, прилагается “путеводитель по струнам”. Вы подкладываете за струны “шпаргалку” – путеводитель с нарисованной стрелкой, – и следуете за ее движением, играя песенку. Звуки арфы очень радуют детей. Но ребенок должен слушать уже разученную, легко и свободно исполняемую вами музыку. Поэтому учитесь сами, когда малыш не слышит.

Хорошо, если вы играете на фортепиано, но для ребенка этого недостаточно. Не исключайте слушание музыки, звучащей на других музыкальных инструментах – арфе, дудочке, ксилофоне, бубне.

Немного об инструментах

Бубен

Лучше всего использовать бубен небольшой, с деревянным, а не металлическим или пластмассовым обручем, с натянутой на него кожей. При громком и резком звуке уберите (снимите) пару металлических тарелочек с обруча.

Так, даже в 6 мес. малыши с радостью слушают веселое пение мамы, сопровождаемое ритмичным постукиванием по бубну или звоном бубенчиков, колокольчиков, треугольника.

Вы радуете малыша звучанием разных инструментов, разными тембрами и заодно обогащаете слуховой опыт ребенка.

Металлофон, арфу, дудочку, на которых вы играли, не надо давать в руки малышу. Погремушки, маленький бубен могут быть в свободном пользовании у ребенка 2-3 лет.

Колокольчиками, бубенчиками малыш может играть только в присутствии взрослых – во избежание травм.

Как научить малыша подпевать?

Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня.

Разучивайте песни “с голоса”. Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения. Используйте детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании.

Старайтесь не искажать мелодию.

Пойте негромко.

Избегайте преувеличенной артикуляции. Иначе малыш, подражая вам, начнет изображать без звука движение вашего рта, и при этом будет гримасничать и кривляться.

Старайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно.

Помните: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова. Например, песня “Птички”.

Прилетайте, птички, к нам, к нам, к нам.

Зернъшек я птичкам дам, дам, дам.

Клювиками птички – клю, клю, клю.

Я смотрю на птичек и пою:

Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля.

Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание “Да”, – то, что, собственно, ему по силам. Например, “Ладушки”. Мама играет с ребёнком и поет:

1. Ладушки, ладошки,

Звонкие хлопошки,

Хлопали в ладошки,

После каждого куплета вы протяжно поете “Да” и хлопаете по коленям двумя руками подчеркнутым, фиксированным движением.

Хлопали немножко. Да!

2. Кашку варили,

Ложечкой мешали,

Куколку кормили,

Кошечке давали.

Да!

3. Кулачки сложили,

Кулачками били: Тук-тук, тук-тук,

Тук – тук – тук.

Да!

4. Ладушки плясали,

Деток забавляли,

Ля-ля-ля-ля,

Ля-ля-ля.

Да!

5.Ладушки устали,

Ладушки поспали.

Баю-баю, баюшки,

Соединив ладошки прикладывают их к щёчке.

Баю-баю, ладушки.

Да!

Как в первом куплете.

Это “Да” малыш только подговаривает, но вместе со взрослым и в нужном месте текста. Порадуемся, что наш малыш принял участие не только в совместной игре и выполнил движения, но и в “пении”. “Да!” – один из первых шажков.

Постепенно вы сможете петь, замедляя показ движений, а затем и совсем исключить свой показ. Малыш будет сам выполнять их самостоятельно, вслушиваясь в ваше пение, что очень, очень важно.

Вслед за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т.д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т.д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста. Вот еще один шажок к совместному участию в пении.

Вы поете песенку “Птичка”:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко.

Подожди, не улетай!

Улетела. Ай!

Ребенок не только слушает песенку, но его “Ай!” – посильное участие в пении – уже очень близко к интонации, которую передает в своем голосе мама.

Ещё шажок вперед.

Существует много песенок, в которых есть слоговое пение: “ля-ля”, “баю-баю”. Например: “Поет, поет моя Танечка” (или мой Вовочка).

Поет, поет моя Танечка,

Поет, поет хорошая,

Хорошая, пригожая.

Поет, поет свою песенку:

Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля! (2 раза).

Мама сидит рядом или держит на коленях малыша и поет. Первое время ребенок вместе с мамой поет “ля-ля”, затем, если захочет, “поет” “ля-ля” один. Не захочет один – пойте вместе с ним.

Иногда, войдя в комнату, где играет ребенок, вы услышите, как он “лялякает”, “учит” петь игрушечного мишку и т.д. То есть “ля-ля” входит в его игру и потихоньку входит в его жизнь.

Песенка “Баю-баю!”. Перед пением покажите малышу куклу “Таню”. Рассмотрите, какая Таня нарядная – красивое платье, бантик. Покажите, управляя куклой, как Таня ходит, как пляшет; скажите, что Таня устала, будет спать, надо ей спеть песенку. Поете и укладываете куклу.

1. Баю-баю-баю,

Куклу раздеваю.

Куколка устала,

Целый день играла.

2. Положи, Танюша,

Щечку на подушку.

Вытяни ты ножки,

Спи, скорее крошка.

3. Баю-баю-баю,

Баю-баю-баю!

Таня засыпает,

Глазки закрывает.

Малыш начинает подпевать “баю-баю” и с вами, и без вас, играя с мишкой или куклой, зайкой и т.д. Еще один шаг вперед!

Далее вы включаете в репертуар песенки с простыми повторяющимися словами, например, песенку “Птички” на народную мелодию, сл. И.Плакиды.

Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни – целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети. Если вы знаете, что это по силам другому малышу, а ваш не справляется, это не говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у вашего ребенка. Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие вашего малыша и то, как вы сами воспитываете его.

Песенки для слушания, подпевания и пения вы можете найти в музыкальных сборниках для детского сада (Младшая группа) и в двух сборниках: “Мы танцуем и поем”, “У нас сегодня весело”, автор В.Петрова.

В книжках к текстам прилагаются ноты.

Музыкальное движение. Пляски.

Первый год жизни

В 6 месяцев мама может поплясать с малышом, держа его на руках. Движения: идите по комнате, весело притопывая; делайте полуприсядку (пружинку), т.е. слегка сгибайте ноги и при этом делайте небольшие повороты вправо-влево; идите вперед, навстречу кому-нибудь из родных, и отступайте назад; медленно приплясывайте, кружитесь. Выполняйте движения ритмично. Старайтесь, чтобы движения менялись в каждом куплете – т.е. в начале каждого куплета.

Музыка: можно просто напевать ля-ля или включить запись плясовой (негромко).

Затем усложняем задачу: напевая или включая музыку по записи, пляшем с малышом под двухчастную музыку. Двухчастная форма – это музыкальная форма, характеризующаяся объединением двух частей в единое целое (схема АВ).

Части контрастны, отличаются новым музыкальным материалом (мелодией), могут отличаться темпом (медленно-быстро), динамическими оттенками (тише-громче) и т.д.

Например: “Где ты, заинька?”.

1 часть музыки: ребенок сидит. Мама и малыш хлопают в ладоши. Мама поет:

Хлопай, хлоп, хлоп, хлоп (4 хлопка)

Хлопай хлоп, хлоп, хлоп. (4 хлопка)

2 часть музыки: Ля-ля, ля-ля-ля-ля. (Поворот кистей рук).

Ля-ля, ля-ля-ля-ля. (Поворот кистей рук).

За этой пляской закрепляется определенная музыка. Она не должна звучать в других плясках. Движения первой и второй части все время неизменны: Первая часть – хлопки; вторая часть – ручки пляшут. Тогда в начале второго года жизни малыш и без участия мамы, услышав знакомую плясовую, будет самостоятельно повторять движения, даже без пения, только под музыку.

Итак, мы учим малыша вслушиваться в музыку, запоминать и слышать ее изменения. Для этой пляски очень рекомендуем белорусскую народную плясовую “Юрочка”.

Второй год жизни

Малыши на втором году очень любят пляску “Айда!”. Мама берет ребенка за обе руки, поет и пляшет.

1 часть(А) Айда, Айда, Айда, Айда, Айда

2 часть(В) Быстро ножки топотали. А мы с Танечкой плясали.(2 строчки повторяются 2 раза)

Ай

Первая часть (А): мами малыш стоят держа друг друга за обе руки, покачиваясь в право влево, переваливаясь с ноги на ногу, подпевают Айда.

2 Часть (В) Быстро притоптывают ножками, держась за обе руки. На слово АЙ останавливаются и прячут руки за спину.

Третий год жизни

Отметим, что к концу третьего года дети легко слышат и трехчастную музыку, меняют движения в каждой части. Трехчастная форма – это распространенное построение музыкальных произведений, состоящее из трех разделов, из которых третий является повторением первого. Второй отличается от первого и третьего и часто контрастирует им. Схема: (АВА).

Если в стихотворном тексте пляски в каждом отдельном куплете четко определено действие (похлопай, потопай, приседай, покружись, поклонись), а мама лишь поет, то малыш пляшет сам, без ее участия.

К третьему году жизни ребенок осваивает много плясовых движений. Умеет не просто хлопать в ладошки или по коленям, но хлопать в ладошки с одновременным постукиванием одной ногой; умеет стучать каблучком; поочередно выставлять вперед то правую, то левую ногу; кружиться на носочках. Любит плясать с куклой (мишкой, зайкой), держа ее перед собой, кружиться-переступать с ноги на ногу, присаживаться и постукивать ногами куклы по полу. Охотно пляшет с платочком, с погремушкой.

Мы, взрослые, очень любим смотреть, как пляшут малыши. И просим, уговариваем ребенка, чтобы он поплясал; обещаем мороженое-пирожное, “живую собаку”, “покатать на большом велосипеде” – ребенок не соглашается. И вот тогда мы объясняем всем: “Он умеет, просто боится! Не бойся, Вовочка, тетя добрая, хорошая, попляши!” Вовочка и не думал бояться. Он не хочет. Его в это время могут занимать другие вещи: за окном поет птичка, папа в другой комнате рисует с братом, бабушка на кухне готовит что-то вкусное – вот это интересно! Ребенок не хочет плясать или петь сейчас. Но вы произнесли слова “Не бойся!” и в следующий раз малыш может бояться, поскольку вы сами сказали ему об этом.

А мы, взрослые, всегда ли хотим петь и плясать? И ребенок имеет право не хотеть.

Внимание!

Нельзя, чтобы музыка звучала громко. Весело, живо – но негромко.

Не надо предлагать малышу плясать под музыку, не предназначенную для плясок.

Игра

Игра – ведущий вид деятельности детей. В ней малыш активен, радостен, полностью поглощен происходящим. Его радуют движение и музыка. Игр очень много, они разные – и по задачам, и по возрастным возможностям.

Прятки и “догонялки” составляют основу почти всех игр и на первом, и на третьем году жизни.

Так, например, ребенку 4 месяца. Мама, стоя у кроватки, “прячется” за прозрачный платочек. “Ку-ку! Нашлась!”

6 месяцев. Малыш прячется сам или прячет игрушку за прозрачный платочек. “Спрятались и нашлись!” Все рады, хлопают в ладошки.

Год и 8 месяцев. Игра “Мишка”.

Мишка лежит на скамеечке или стульчике – “спит”. Мама и ребенок идут к мишке. Мама поет:

Мишка, мишка, что ты долго спишь?

Мишка, мишка, что ты так храпишь?

Мишка, мишка, мишенька, вставай.

Мишка, мишка, с нами поиграй!

Мишка “рычит”, сердится; мама и малыш убегают, прячутся. Мишка ходит, ищет их. Игрушечным мишкой управляет кто-нибудь из взрослых. Мишка “не нашел”, ушел спать.

Игра повторяется 2-3 раза. Наконец, мишка “нашел” спрятавшихся, соглашается поплясать, а затем пляшут все. Игра хороша тем, что ребенок начинает подпевать слово “мишка”, повторяющиеся много раз, т.е. игра и песенка стимулируют подпевание. В игре есть догонялки и прятки, так любимые маленькими детьми.

К концу третьего года жизни ребенок может участвовать в игре, где 3-5 музыкальных пьес. Малыш сам, ориентируясь только на звучащую музыку, без мамы и без подсказывающего пения, изображает птичку. На каждое действие птички звучит отдельная пьеса. Птичка-малыш то “спит”, то “летает”, то “зернышки клюет”, то быстро “улетает в гнездышко”, так как звучит пьеса “Автомобиль” или “Большая собака”. На ваш вопрос: “Почему птичка так быстро улетела?”, ребенок отвечает: “Автомобиль” или “Собака”, то есть малыш узнает музыку.

Подобрать игры по возрасту можно в музыкальных сборниках для детского сада.

Пусть ваш ребенок растет здоровым, веселым, и музыка сопровождает его всю жизнь.

Если вы хотите, чтобы ваш малыш продолжил музыкальное образование уже за пределами своей детской, имейте в виду, что некоторые музыкальные школы Москвы принимают в подготовительные классы детей, начиная с четырех или даже с трех лет.

Виктория Петрова
Методист по раннему детству, автор программы “Малыш”
Статья из журнала “Мама и Малыш” №6, 2004 год

Источник