Музыкальное развитие ребенка старшего дошкольного возраста
Татьяна Сосновская
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко, что свидетельствует о музыкальности детей, у других же способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.
Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей
Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
Однако чтобы превратиться в способности любые задатки должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей, в том числе и музыкальных, это развитие начинается с первых дней жизни. Поскольку деятельность регулируется совокупностью психических процессов, образований и состояний, формирование способностей определяется общим уровнем психического развития и является частью становления личности в целом, во многом зависящим от характера деятельности. Если человек будет продолжать заниматься теми видами деятельности, которые стимулируют развитие соответствующих способностей, то этот процесс не прекратится до конца. Способности, как правило, развиваются постепенно. Развитие конкретных способностей начинается с пробуждения и укрепления устойчивых специальных интересов, т. е. заинтересованности содержанием какой-либо области знаний или деятельности. В дальнейшем интересы переходят в склонность к определенным занятиям, наконец, в насущную потребность в соответствующей деятельности. Пробудить потребность—это значит «завести» механизм формирования способностей.
Лейтес Н. С. отмечает, что, чем сильнее привлекает ребенка какая-нибудь деятельность, тем больше он занимается ею, а это, несомненно, способствует развитию у него нужных способностей. В свою очередь, склонность к той или иной деятельности поддерживается успешностью ее выполнения; большее удовлетворение дает та деятельность, к которой ребенок более способен. Итак, способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в бездействии же способности утрачиваются. Психолог Юркевич В. С., посвятивший много лет работе с одаренными детьми, опираясь на собственный опыт, используя отечественную и зарубежную литературу, указывает, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции, которые вызывают собственную познавательную потребность. Она характеризуется выраженным чувством удовольствия от работы. Есть радость от работы – задатки развиваются, нет радости – способностей не будет.
Итак, каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности.
Музыкальная деятельность – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности: мышление, эмоции, творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных.
Выделяют следующие виды музыкальной деятельности, каждый из которых служит средством развития какой–либо музыкальной способности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность.
Рассмотрим, в каких же видах деятельности развиваются конкретные музыкальные способности.
Виды музыкальной деятельности, способствующие развитию конкретной музыкальной способности.
Музыкальная способность
Виды музыкальной деятельности, способствующие развитию данной способности.
Эмоциональная отзывчивость на музыку
Все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – ритмические движения и др.).
Музыкально–слуховые представления
Два вида исполнительства: пение; игра на музыкальных инструментах по слуху; восприятие музыки
Музыкально ритмическое чувство
Музыкально– ритмические движения; воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах; пение.
Ладовое чувство
Восприятие музыки, различение эмоциональной окраски; пение.
Творческие способности
Сочинение, импровизация попевок, мелодий на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.
Таким образом, музыкальные способности развиваются в соответствующих видах музыкальной деятельности. И первая задача педагога в процессе развития музыкальных способностей состоит в том, что бы вызвать у дошкольника интерес, а далее и пробудить потребность к занятию музыкальной деятельностью.
Пути развития музыкальных способностей.
Развитие музыкальных способностейпроисходит следующим образом:
• в области эмоций – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям;
• в области ощущения, восприятия и слуха – от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;
• в области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;
• в области исполнительской деятельности – от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально – ритмическом движении.
Для более успешного развития музыкальности у детей дошкольного возраста в процессе музыкальноговоспитания необходимо решать следующие задачи:
• воспитывать любовь и интерес к музыке;
• обогащать музыкальные впечатления детей;
• знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями, развивать навыки в области слушания музыки, пения, музыкально – ритмического движения, игры на музыкальных инструментах;
• развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений;
• содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям;
• развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.
Исходя из специфики перечисленных задач в педагогической практике, используется ряд педагогических методов и приемов, которые определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей направленные на развитие музыкальных способностей.
Выделяют – наглядный,словесный и практический методы с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно – иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие, создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).
Ветлугина Н. А. описывает ряд методов обучения для развития музыкальных способностей.
Методы обучения, содействующие развитию музыкальности.
Музыкальная способность
Методы обучения
Эмоциональная отзывчивость на музыку
Выразительное исполнение произведений различного жанра и тематики; сопоставление музыкальных произведений с произведениями литературы и изобразительного искусства; образные характеристики музыкальных произведений.
Ладовысотный слух
Упражнения в определении двух различных по высоте музыкальных звуков, движения мелодии; ознакомление с графическим изображением мелодической линии; систематическое исполнение певческих упражнений; пение без сопровождения после настройки в данной тональности.
Музыкально ритмическое чувство
Упражнения в исполнении метро-ритмических заданий в процессе движения; упражнения в определении различных ритмических рисунков; ознакомление с графическим изображением ритма (четверти и восьмые)
Музыкально – творческие способности
Упражнения, по приобретению навыков самостоятельной действий в музыкальной деятельности; упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; обучение поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей; задания на развитие песенного, музыкально-игрового, танцевального творчества.
Так как игра основной вид деятельности дошкольника, то и для развития музыкальных способностей используются музыкально – дидактические игры.
Музыкально – дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей.
Цель игры
Задачи, решаемые в процессе игры
Виды игр
Развитие ладового чувства
Узнавание знакомых мелодий; определение характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения; различение жанра; оценка правильности звучания мелодии.
Настольные,
Подвижные,
Хороводные.
Развитие музыкально-слуховых представлений
Различение и воспроизведение звуковысотного движения, моделирование отношения звуков по высоте, направление движения мелодии; воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте
Настольные,
Хороводные.
Развитие чувства ритма
Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах, передача смены характера музыки с помощью движений.
Настольные,
Подвижные,
Хороводные,
Творческие.
Развитие способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.
Итак, развитие у детей дошкольного возраста музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально – слуховых представлений, чувства ритма и др. – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально – дидактических игр.
Заключение.
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Способности по определению психологов это индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Для успешного осуществления музыкальной деятельности необходимы музыкальные способности, которые объединяются в понятие “музыкальность“. Музыкальность, по Теплову Б. М., это тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и при том необходим для любого вида музыкальной деятельности.
Музыкальность имеет свою структуру, включая в себя основные музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма) и другие,где: выступает фактор владения исполнительскими средствами (инструмент, голос, движение тела, помогающий выразить содержание, настроение музыки; приобретают большое значение волевые процессы, инициатива, творческие замыслы, а также так называемые технические способности (чистота певческих интонаций, качество звукообразования в пении, пластичность моторного аппарата, изящество движений в ритмике, согласованность движении рук в игре на инструменте и т. д.); творческие музыкальные способности.
Между всеми компонентами музыкальности устанавливаются тесные взаимосвязи, поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной недостаточного развития других.
Средством развития музыкальных способностей являются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность.
Развитие музыкальных способностей следует начинать с раннего дошкольного возраста, учитывая изменения возрастных ступеней. Данное развитие обусловлено целенаправленным процессом воспитания и обучения. Для развития музыкальности используются разнообразные педагогические методы, которые предполагают убеждение и систематическое упражнение во всех видах музыкальной деятельности.
При развитии музыкальности необходимо учитывать склонности, интересы, индивидуальность ребенка. Занятие музыкой способствует не только развитию музыкальных способностей, но и общему развитию личности ребенка.
Источник
Особенности развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Музыкальные способности у всех детей проявляются совершенно по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство) проявляются довольно ярко, развиваются быстро и легко. Это говорит о музыкальности детей. У других детей способности проявляются позже и труднее развиваются.
Б.М. Теплов считает, что особенно непросто у детей развиваются и формируются музыкально-слуховые представления, а именно – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей дошкольного возраста эта способность развивается только к пяти годам. Но, тем не менее, отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.
Конечно же, большое значение оказывает то окружение, в котором растет и развивается ребенок, особенно в первые годы его жизни. Доктор педагогических наук Б.М. Теплов считает, что «раннее проявление музыкальных способностей встречается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления» [43, c. 221].
Все эти три основные музыкальные способности тесно взаимосвязаны, и если какая-то способность отстает в развитии, то это может стать причиной слабого развития других, так как музыкальные способности не существуют отдельно друг от друга. Необходимо вовремя убрать эту преграду при помощи, продуманной и совершенной педагогической работы.
Старший дошкольный возраст ребенка является очень ответственным и важным и в жизни, в плане его становления и формирования как личности, а также в связи с подготовкой к предстоящему обучению в школе. У ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Все это способствует активному музыкальному развитию. В это время у старших дошкольников накапливается достаточно большой запас музыкальных впечатлений и элементарных знаний о музыке. Интерес к восприятию-слушанию музыки становится постоянным. У большинства детей имеются собственные музыкальные предпочтения. Слушая музыкальные произведения, они способны их сравнивать, анализировать, оценивать, объясняя свою оценку.
В этом возрасте, а именно от пяти до семи лет, продолжается развитие основных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство). Развиваются и совершенствуются музыкально-сенсорные способности. Формируется голосовой и дыхательный аппарат. И поэтому расширяются певческие возможности детей. Певческий диапазон расширяется в пределах нот «до» первой октавы — до «ре», «ре-диез» второй октавы. Исполнение песен приобретает большую выразительность, мелодичность. Дети с удовольствием поют коллективно, небольшими ансамблями, индивидуально, как в сопровождении музыкального инструмента, так и без сопровождения. У них появляются любимые песни, музыкальные игры, упражнения и возникает желание в их повторном исполнении.
Активное физическое развитие способствует наиболее успешному развитию музыкально-ритмической деятельности. Движения у детей становятся координированными. Дошкольники способны двигаться достаточно четко, ритмично, пластично, эмоционально реагируя на музыку, согласовывая движения с ее характером, особенностями звучания. У детей уже есть большой запас танцевальных и образно-игровых движений.
В музыкальных играх у детей дошкольного возраста замечают хорошую реакцию, а именно умение внимательно слушать музыку и менять движения со сменой ее частей или характером звучания. Специальные образные движения, с помощью которых дети изображают персонажей сказок, игр, становятся очень яркими, выразительными, эффектными.
В игре на музыкальных инструментах происходит совершенствование навыков и приемов исполнения. Расширяются познания и представления детей о различных группах инструментов оркестра. Увеличивается исполнительский репертуар. Дошкольники объединяются в небольшие ансамбли и с радостью исполняют его не только на музыкальных занятиях, но и также во время разных мероприятий, праздников.
Динамично развиваются музыкально-творческие способности детей, которые проявляются во всех видах музыкальной деятельности, например, в восприятии музыки, благодаря более развитому воображению и увеличению музыкальных и жизненных впечатлений, дети могут творчески воспринимать программную музыку, соответственно по-своему интерпретировать ее, выражая свое отношение с помощью, выразительных жестов, рисунков, движений, мимики.
У детей старшего дошкольного возраста певческие импровизации становятся яркими и интересными. Они носят не подражательный, а оригинальный (индивидуальный) характер. Большинство детей в этом возрасте способно ярко и своеобразно показать себя в танцевальном и музыкально-игровом творчестве, при этом создавая образы людей, животных, персонажей сказок, песен не только на основе собственной фантазии, но и опираясь, в первую очередь, на музыкальный материал и особенности развития музыкального образа. Кроме того, творчество дошкольников проявляется и в игре на музыкальных инструментах. Дети начинают музицировать самостоятельно и в условиях специальных творческих заданий, например, сочиняя свой ритм.
Основа эстетического отношения к жизни и искусству закладывается в дошкольном возрасте. Рассмотрим особенности развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста – от пяти до семи лет.
Доктор педагогических наук А.Н. Зимина считала: «На пятом году жизни происходит усложнение детской деятельности, в том числе и музыкальной, так как обогащение опытом влияет на развитие всех психических процессов ребенка: внимание становится более устойчивым, развиваются процессы преднамеренного запоминания и припоминания, совершенствуются зрительное, слуховое, осязательное восприятие» [18, с. 43]. В этом возрасте дети старшего дошкольного возраста учатся различать довольно сложные звукосочетания, выделять их некоторые элементы, у них начинает появляться желание слушать музыку, усиливается интерес, а затем и любовь к ней. Дети начинают узнавать знакомые песни, мелодии, музыкальные упражнения, понимают их ритмический рисунок, угадывают переданное в музыке настроение, стараются выразительно передавать в движении игровые образы, учатся связывать свое пение с движением. У детей формируется слуховой самоконтроль, и они совершенствуют свои голосовые навыки. По мнению А.Н. Зиминой, «в этом возрасте значительно укрепляются детские голосовые связки, дифференцируются слуховые ощущения, налаживается вокально-слуховая координация» [18, c. 43]. Развитию у детей музыкальной восприимчивости способствуют регулярные занятия пением, музыкально-ритмическими движениями, слушанием музыки.
На шестом году жизни у детей старшего дошкольного возраста формируется более стабильный интерес к музыке, а также расширяются музыкальные впечатления. «Под влиянием наблюдений окружающего и в результате сенсорного воспитания у детей возникает система представлений о высоте, силе, тембре музыкального звука» [18, с. 44]. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется способность понимать поставленную перед ними задачу. Восприятие дошкольников приобретает более целенаправленный и комплексный характер – дети имеют возможность сразу же обращать внимание на характер музыки, форму музыкального произведения и некоторые средства музыкальной выразительности. В этом возрасте уже лучше проявляются элементы творчества в пении; в сюжетной игре дети сознательно стремятся к эмоционально-выразительной передаче образов. Мышление ребенка меняется, он хочет знать, о чем рассказывает музыка, что означают слова песни, как можно двигаться под разную музыку. Дети начинают анализировать и обобщать, делают простейшие выводы. Музыка оказывает влияние на воспитание чувства любви к Родине, природе, уважения к старшим, дружбы и товарищества. Она углубляет нравственные качества детей.
На седьмом году жизни музыкальные занятия имеют еще большее значение. Потребность дошкольников к познавательной деятельности возрастает. Восприятие становится целенаправленным, развивается наблюдательность. У детей все больше развивается музыкальный слух. Дети старшего возраста могут воспроизводить и различать направление движения музыкальной мелодии, например – повышение и понижение звуков, смену темпов в пении и музыкально-ритмических движениях, различные длительности и звуки. Развивается умение делать последовательно движения достаточно сложных танцев, музыкальных игр. «У детей развивается интерес и любовь к музыке, формируется запас любимых музыкальных произведений, закрепляется навык развития культуры слушания музыки, эмоционального ее восприятия» [18, с. 44]. В процессе исполнения песен, танцев и игр, выполнения специальных упражнений у дошкольников развиваются характерные и эмоциональные качества, организованность, дисциплинированность, дружеские взаимоотношения. Кроме того, если дети старшего дошкольного возраста анализируют музыкальные произведения, то у них совершенствуется память, становятся лучше представления о содержании музыки, ее жанрах, средствах выразительности и музыкальных образах. У них появляется способность оценивать красоту музыки, эмоционально выразительно исполнять песни, танцы, игры и творчески подходить к музыкальной деятельности.
Необходимо делать постоянные наблюдения за детьми с выполнением диагностических срезов развития. Для того чтобы обучение у детей имело развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и прежде всего музыкальных способностей дошкольников.
Психолог Б.М. Теплов полагал: «В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей – ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма» [43, с. 211].
Доктор педагогических наук О.П. Радынова считает: «Эмоциональная отзывчивость на музыку в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях» [34, с. 26]. Важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности согласно с возрастными возможностями детей.
Доктор педагогических наук Б.М. Теплов полагал: «Одним их показателей развитости ладового чувства являются любовь и интерес к слушанию музыки» [43, с. 211]. Это можно проследить во внешних двигательных проявлениях, во внимании детей во время слушания музыки, наличии любимых музыкальных произведений и т.д. Ладовое чувство проявляется не только в виде внешних эмоциональных реакций, но и в том, что дети могут высказываться о прослушанном произведении, о его характере и смене настроений в нем. Также развитие ладового чувства определяется по чувствительности к точности интонации, по умению узнавать мелодию.
Показателем развитости способности музыкально-слуховых представлений является обладание чистотой интонирования. Эта способность может проявляться не только в пении, но и в игре на музыкальных инструментах по слуху.
«К показателям развитости чувства ритма относятся точность, выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки» [34, с. 27]. Дети уже с пяти лет могут выполнять задания на воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, притопах, а также на музыкальных инструментах.
Для каждой возрастной группы дошкольников должны быть показатели и задания, которые позволяют отслеживать динамику развития музыкальных способностей.
Источник