Музыкальное развитие ребенка 3 лет
Музыкальное воспитание детей 2-3 лет.
Согласно содержанию современной педагогической технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, актуальной проблемой для всего периода дошкольного детства является накопление у детей музыкального опыта. Ребенок нуждается в его накоплении совершенствовании. Чем меньше ребенок, тем больше он восприимчив к звучащему миру. Музыкальный руководитель детского сада помогает ему, открывая малышу мир звуков и музыки. На музыкальных занятиях, развлечениях, досугах, праздниках – музыка становится содержанием и средством общения ребенка и музыкального руководителя.
Возрастные особенности развития детей 2-3 лет.
Дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников.
Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр.
В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.
На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм.
Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников.
Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.
Музыкальная деятельность
Создание интереса к музыке является основой музыкального развития малыша. Он вызывает положительные эмоции, что в свою очередь делает ребенка открытым для взаимодействия. Интерес активизирует личность, побуждает ее к деятельности, являясь основой ее творческих проявлений. Ребенок 3-года жизни с удовольствием слушает музыку и эмоционально реагирует на нее. Но слушать он может в течении непродолжительного времени, поэтому малышу необходимо постоянно чередовать активную и спокойную деятельность, только таким образом он может слушать одну и туже музыку, песню несколько раз или прослушать разные песенки.
В этом возрасте ребенок способен различать звуки низкого и высокого регистров (медведь – птичка), детские музыкальные инструменты по тембру (колокольчик, дудочка).
Ребенок все более активно включается в пение: подпевает отдельные слоги, звукоподражания.
Большой популярностью у ребенка пользуются пляски под музыку. Он с удовольствием исполняет пляску под песни, выполняет несложные движения: топает, машет руками, полуприседает, качает головой.
Задачи музыкального воспитания и развития детей 2-3 лет
– Развивать устойчивое отношение к музыке и интерес к музыкально-исполнительской деятельности, воспитывать потребность в восприятии музыки.
– Активно развивать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение ее выражать в разных видах художественной деятельности: речевой, двигательной, игровой, изобразительной
– Продолжать обогащать слуховой опыт, музыкально-сенсорные эталоны.
– Приобщать ребенка к основным видам музыкальной деятельности: слушанию и восприятию музыки, элементарному исполнительству, подпеванию несложных песен, выполнению несложных танцевальных и игровых движений под музыку. речевой, двигательной, игровой, изобразительной.
– Активизировать музыкальную память и музыкальное мышление.
– Развивать элементарное детское творчество, способность к музыкальной импровизации.
Достижения ребенка (успехи)
– Может подолгу и заинтересованно слушать детские песенки, несложные музыкальные пьесы, радостно отзывается на знакомую мелодию.
– Может различать музыкальные звуки по высоте, длительности, тембру и силе звучания.
– С удовольствием танцует, играет под музыку; выполняет под музыку несложные движения, меняет их в соответствии с изменением характера музыки или под текст.
– Ребенок отличается эмоциональным поведением, желанием заниматься вместе, умением сосредоточиться на выполнении упражнения и точно исполнять движение по показу взрослого.
– Дети активно подпевают взрослому, запоминает целые фразы песен и некоторые дети могут исполнить их самостоятельно в игровой деятельности.
Маленький ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки. Эмоциональные переживания, зарождающиеся в раннем возрасте, являются наиболее ценными для последующего развития у ребенка музыкального восприятия.
Поскольку музыка –является самым сложным из искусств, малыша надо постепенно вводить в мир музыки, помогать ему понять содержание музыкально-художественных образов, а значит дать возможность их пережить. Это можно сделать лишь при объеди-нении усилий музыкального руководителя, воспитателей, педагог дополнительного образования, семьи, институтов культуры и искусства.
Источник
Материал на основе информации из интернета.
Общие рекомендации.
Пение. В первую очередь петь должно быть интересно вам, не нужно искусственно напевать глупые детские песенки, нужно петь то, от чего поёт ваша душа.
Прослушивание музыкальных произведений. Полезно учить ребёнка вслушивался в произведение и понимать его, определять характер, темп, реагировать на изменения в музыке (этому хорошо способствуют фольклорные игры).
Игра на инструменте. В возрасте 3-5 (даже до 6-7) лет важно не учить ребёнка технике игры на каком-то конкретном инструменте, а стараться развить и сохранить его интерес к музыке в принципе – желание петь, играть, сочинять. Если у ребёнка есть выраженный интерес к игре на инструменте, и при этом есть педагог, который не учит зубрёжке, а даёт музицировать, проводит занятия в игровой форме и выбирает произведения с учетом мнения ребёнка, то можно начать заниматься у него, но если же такого нет, то лучше просто почаще поощрять собственные попытки ребёнка «мучать гитару» дома.
Для развития музыкального слуха у детей в возрасте до 3-5 лет не нужны какие-то целенаправленные занятия, для этого достаточно игр, которые вплетутся в вашу жизнь, как естественная её часть. Даже если музыкальных способностей у вас нет, вы всё равно кое-что можете сделать.
● Когда малыш кричит во время игры, попробуйте повторять его крики и визги, затем попробуйте менять звуки, громкость, гласные, способы звукоизвлечения (можно в нос, можно представить себя оперным певцом или бабкой на завалинке), звуковысотность, чередуйте шепот с громогласным окриком, распевность с отрывистостью, высоко-высоко поверещали, побасили.
● Искать места с источниками живых звуков, звуков природы (где лают собаки, поют птицы, шуршит листва под ногами, вживую играют на скрипке, поют многоголосие и т.п.). Игрушки с песенками через ужасные динамики — это очень сомнительный девайс. Даже оркестр только из колонок — тоже не панацея.
● Кто позвал? Ребёнок угадывает по голосу, кто его зовёт (если большая семья).
● Развитие чувства ритма. Можно посмотреть выступления американсакой группы Stomp https://www.youtube.com/watch?v=1AIyzWNgLUU и понять, что ритм рождается из всего вокруг, затем устроить игру с любыми бытовыми предметами, слушать, как по-разному звучит ложка, если ей стукнуть по кастрюле или по столу или по пластиковой бутылке, в общем, отпустить свою собственную фантазию в полет.
● Также для развития чувства ритма можно потанцевать под музыку (лучше не под попсовую, а под классическую или что-то с африканскими или латиноамериканскими барабанами, можно попробовать из подручных средств в танце что-то еще подстучать, можно использовать обычные детские простые инструменты: деревянные ложки, бубен, маракасы, барабан).
● Развитие музыкального вкуса. Самое лучшее – это развивать свой собственный музыкальный вкус, а для этого, во-первых, стоит отказаться от звукового фона телевизора/радио/магнитофона/компьютера, т.е. когда музыка звучит, но мы не обращаем на неё внимания, разговариваем вслух (от этого фона у ребёнка постоянная серобурмалиновая каша, что мешает в последствии дифференцировать окружающие звуки).А во-вторых, начать практиковать пару раз в день прослушивание одного и того же какого-то классического короткого (минут на 5) музыкального произведения в течение недели, затем слушать другое. Ограничиваясь детскими песенками, мы навязываем малышу довольно примитивный слуховой опыт. Не стоит стараться подбирать только детскую музыку, дети с большим удовольствием слушают музыку любой сложности, даже сложный авангард 20-21 веков им не страшен так, как нам, потому что ушки еще не так засорены шаблонами. Так вот, стоит отложить все дела, выключить звук у телефона, успокоиться, сесть и заставить себя посидеть и послушать это произведение, отмечая для себя то, что происходит с собственным восприятием, но ни в коем случае не заставлять ребёнка точно так же сидеть смирно и слушать. Просто самим для себя ввести это в семейную привычку, а ребёнка достаточно просто предупредить, что сейчас будете слушать музыку, и попросить не отвлекать несколько минут. Потом можно поделиться с ним впечатлением от музыки, найти и как-то интересно рассказать ему информацию о ней: место сочинения в жизни автора и в музыкальной истории. Неплохая подборка музыкальных произведений здесь: https://www.cityjazz.ru/catalog/products/podarochnye-izdanija-antologii/romanticheskaja-klassika-romantic-classic-box
Каждый раз, когда в вашей жизни с ребенком звучит музыка, отвечайте себе на вопрос, зачем она сейчас звучит: чтобы в машине не скучно было ехать, чтобы потанцевать, для веселья и игры или же чтобы дать возможность испытать эмоции и развить музыкальный вкус. Это поможет скорректировать Ваш музыкальный быт.
● Умение различать на слух тембры инструментов симфонического оркестра. Для начала будет полезно посмотреть вместе с ребёнком вот такое видео (путеводитель по оркестру), где очень удачно сняты все играющие инструменты в момент исполнения, и всё, что требуется от взрослого — это ответить пару раз ребёнку, как называется тот или иной инструмент:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=30&v=4vbvhU22uAM
Инструменты в видеоролике крупным планом: гобои и кларнеты, ксилофон, скрипки и альты, трубы, флейта, валторны, виолончели и контрабасы, ударные установки, тарелки, бубны, треугольник, арфа, кларнеты, фагот, тромбоны с тубой, кастаньеты.
Успешность поведения ребенка на настоящем концерте зависит, в частности, от того, насколько дома его подготовили к тому, что он будет слушать (достаточно самим сравнить свои ощущения от прослушивания знакомой музыки и совсем незнакомой, особенно если навыков слушания пока нет). Поэтому очень важно знать, что именно будет исполняться на концерте, и дома несколько раз послушать эту музыку прежде чем отправиться слушать ее в живом исполнении.
● Петь песни ребёнку и вместе с ним (желательно, опять же, не попсовые песни, не стандартный набор детских песенок, а какие-то более осмысленные глубокие песни, от которых поёт душа, ну или хотя бы те песни, которые нравится слушать самому ребёнку, или которые он сам поёт). Можно нараспев комментировать всё, что угодно, в любой самый неожиданный момент: «Вот пошла пошла тарелка, прямо в ра-а-а-аковину! Ну-у-у-у-у-у и ну!» Можно задавать вопросы в музыкальной форме, чтобы ребёнок отвечал.
● Ставить маленькие музыкальные спектакли, чтобы пение было средством, а не самоцелью.
● Лучше всего музыка воспринимается детьми через движение. Вот конкретный пример: лев из «Карнавала животных» Сен-Санса. В этой музыке с регулярностью появляются пассажи, изображающие рычание льва. Придумайте движение, соответствующее рычащему (или нападающему) льву, и повторяйте это движение с малышом каждый раз, как появляется соответствующий мотив.
● Играть в русские народные игры под песни (просто стоять/сидеть и петь детям ещё не очень интересно). Например, петь и играть в «Колечко-колечко», или в «Пряничную доску»: Выносится скамья в центр зала, дети садятся, а водящий ходит вдоль, поёт (прянична доска, с целого пенька, с целого пенька, сбрось паренька – на мотив фа-ми-ре-до-ре, длительности ровные, интонация разговорная, спокойная) и на окончание слов, топает напротив того ребёнка, на ком закончились слова, и они разбегаются в разные стороны, чтобы обежав скамью, сесть на место. Кому не удалось сесть, будет водить.Много фольклорных игр можно найти в сценариях детских праздников и на сайтах по фольклору.
● Для развития музыкального слуха важно учить ребёнка понимать и чувствовать музыкальные закономерности (так у него возрастает потребность более точного её воспроизведения). Для этого полезнообращать внимание ребёнка на связь текста и мелодии, искать эту связь вместе: петь песни со словами, отражающими движение мелодии вверх-вниз («вот иду я вверх — вот иду я вниз» на мотив до-ре-ми-фа-соль вверх и вниз).
● Создавать такие связи самим. Сочинять музыку на слова, предварительно продумав, как мелодия может описать текст. Начинать с простых слов и образов: ку-ку, мяу, Ура!, Ау! — как подобрать для них мелодию? Куда она будет двигаться — вверх или вниз, на большой интервал или на маленький? Нисходящий полутон можно обыграть маленьким щенком, который сжался и скулит, восходящий — ползущая змея. Как можно больше образов и фантазии. В идеале, чтобы ни один музыкальный элемент не остался без своей истории. Главное — осмысление.
● Предлагать улавливать оттенки и настроение музыки – вот веселая, а вот грустная, эта мелодия похожа на то, как грустит собачка, а эта на то, как радуется солнышку птичка, а эта на что похожа, как тебе кажется?
● Развитие гармонического слуха. Предлагать находить и допевать последнюю ноту знакомой мелодии: «Где у песенки домик?». В идеале, это нужно делать под аккомпанемент, сделав утрированный акцент на предпоследней ноте, дав почувствовать напряжение, которое последняя нота (тоника) должна разрешить.
● Петь (или играть) знакомую ребёнку песенку следующим образом: начать и оборвать мелодию в неожиданном месте, ребёнок должен подхватить её с того же места и продолжить (музыкальное внимание и память).
● Игра «угадай мелодию: начать с 2-3-х первых звуков известной песни и добавлять каждый раз по одному звуку, пока не угадает всю мелодию.
Игры на фортепиано.
● Сочинять сказку (например, верхний регистр – птичка, нижний – медведь, как они разговаривают друг с другом – тихо-громко, быстро-медленно). Покажи, как ходит слон/летают и чирикают птички/ бегают и пищат мышки.
● Играть на пианино своё имя: сколько слогов в имени, столько же раз нужно нажать на клавишу. Сыграть «Папа» в нижнем регистре, «мама» (у неё голос повыше) – в среднем, своё имя – в верхнем и т.п.
● Скачать из интернета ноты с любимыми песнями (детскими, которые нравятся ребёнку, и не детскими, которые нравятся вам) и играть и петь, поначалу в очень медленном темпе.
Сайты для скачивания нот песен и других музыкальных произведений https://notes.tarakanov.net/ https://www.forumklassika.ru/forumdisplay.php?f=51 нотная библиотека Тараканова https://notes.tarakanov.net/ноты классиков https://imslp.org/wiki/Symphony_No.5,_Op.67_(Beethoven,_Ludwig_van), есть переложение Листа для соло ф-но и Зингера. кликать по ссылкам в содержании: 2.3.1.5 For Piano solo (Liszt) и 2.3.1.6 For Piano solo (Singer)
● Дать ребёнку возможность самому подбирать и придумывать собственные мелодии. С детьми постарше можно попробовать разучивать простые классические детские произведения, есть красивые и совсем простые мелодии, тот же «Сурок», например. Даже те же классические мелодии пятилетка может играть. Просто не нужно всё произведение сразу целиком брать, достаточно небольшого узнаваемого отрывочка в пару строчек, и это будет уже большой прорыв, большое удовольствие и чувство успеха.
Развитие голоса и слуха.
● Упражнения на интонирования (повторить голосом интонацию, мотив, мелодию). Для начала поиграть в «самолёт», который садится и взлетает, и голосом это показывать, соответственно, завывая плавно вверх, потом вниз. Как только ребенок достигает нужной ноты, попросить запомнить ощущение и остановиться на нём погудеть («сохранить высоту полета»), а после маленькой паузы попросить повторить тот звук, если не получается — снова лететь снизу или сверху. Сначала выбрать какую-то одну ноту, а потом расширять диапазон.
● Петь песенки маленького диапазона (типа потешек, прибауток: сорока-сорока, андрей-воробей), где всего одна-две нотки всего, потом можно будет расширяться. У детей обычно очень маленький диапазон того, что они могут повторить – буквально, две-три нотки изначально, поэтому начинать стоит с них. Интонировать каждую ноту, искать её пока не получится. Например, сыграть ноту, попросить ребёнка спеть, поправлять (выше-ниже), а когда попадает – хвалить, закреплять, вскоре сам научится «попадать». Если пока это трудно, то можно просто найти ту ноту, которую ребёнок поёт, и от неё петь простенькую песенку из одной-двух ноток (тот же андрей-воробей или просто считалочку проскандировать на одной ноте.). Потом её же можно спеть от другой ноты. И так далее. Хорошая подборка песенок для интонирования в методике Железновых «Азбука-Потешка», в которой на каждую букву алфавита есть песенка. которые ребёнок смог спеть чисто.
● Петь с ребёнком в унисон (когда два голоса звучат, как один, — это сразу слышно).
● Угадывать ноты-клавиши под закрытым платком.
● Давать задание сыграть мелодию по одной нотке, а самой аккомпанировать, развивая чувство ритма.
● Попрактиковать совмещать пение с движениями руки. Рука как бы рисует направление мелодии вверх, вниз или на месте, плавное или скачками. Если ребёнок поёт нотами (сольфеджирует), то стоит познакомить его с системой обозначения нот жестами. В идеале петь под пианино, чтоб было с чем сверить.
Источник информации: https://deti-v-semje.livejournal.com/2506679.html (автор — Ульяна), а также частично рекомендации Марины Озеровой и прочие некоторые рекомендации с просторов интернета.
О музыкальном развитии в раннем детстве (1-3 года) можно почитать тут https://www.baby.ru/blogs/post/466235913-181805786/
Источник