Музыкальное развитие ребенка 1 года жизни
АННА ИСАЕВА
Программа музыкального развития детей от 1 года до 2 лет
Статья “Программа музыкального развития детей от 1 года до 2 лет“
Автор: музыкальный руководитель Исаева Анна Геннадиевна
В данной статье представлена программа по раннему музыкальному развитию детей от 1 года до 2 лет. Музыкальное развитие и воспитание ребенка начинается с первых дней его жизни, когда он слышит мамин голос, берет в руки первый музыкальный инструмент — погремушку. Как приобщить малыша к музыкальному искусству, когда он подрастает? Что и как слушать? Музыка, пожалуй, один из самых мощных факторов, который воздействует на наши эмоции и чувства.
Пояснительная записка.
Музыкальное развитие детей от года до 3 лет – это составная часть их психического и физиологического взросления. Мелодичные ритмичные звуки являются прекрасной стимуляцией нервной системы ребенка. Поэтому в настоящее время широкое распространение получили методики раннего музыкального развития. Специалисты считают, что раннее музыкальное развитие благотворно влияет на формирование личности. Более того, практика показала, что дети занимавшиеся музыкой в раннем детстве более успешны в учебе, в обществе, в семейной жизни, на работе. Музыкальное развитие детей раннего возраста учит воспринимать музыку и открывать преимущества влияния звуков на настроение и активность. Малыш, слушая музыку, проявляет новые эмоции и познает новые звуковые ощущения. Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателем в игровой форме, обеспечивая ребенку эстетическое, музыкальное, творческое, умственное и физическое развитие.
Цель: раннее музыкальное развитие путем создания игровой деятельности педагога и ребенка.
Задачи:
1. Обучать игре на музыкальных инструментах.
2. Создавать благоприятную, эмоциональную атмосферу на занятиях.
3. Воспитывать эстетический и музыкальный вкус.
4. Формировать умение слушать музыку.
5. Развивать музыкальные способности (чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, музыкальный слух).
6. Способствовать развитию физических, умственных и творческих способностей.
Новизна программы:
• Составление учебно-тематического плана.
• Использование наглядно-методического материала (куклы-наперстки, куклы- перчатки, куклы – варежки)
• Подбор музыкального материала для игровой деятельности.
• Включение в содержание программы русских народных и пальчиковых игр.
Организация занятий
Программа рассчитана на 1 год. Занятия групповые – 2 раза в неделю.Продолжительность занятия составляет:10минут.
Каждое занятие проходит вместе с воспитателем, при его активном участии. Также помогает помощник воспитателя.
Ожидаемые результаты:
1. Эмоциональное развитие малыша.
2. Передача родителям опыта совместной музыкально-игровой деятельности.
3. Умение ребенка общаться в коллективе.
4. Развитие слуховых, зрительных, тактильных способностей к восприятию музыки
5. Выявление уровня музыкальных способностей
Формы подведения итогов:
Итоговые занятия проводятся 2 раза в год :
• Новогодний праздник проходит в форме сказки. (Декабрь)
• Итоговое занятие, посвященное дню защиты детей, проводится в виде концерта. (Май – июнь)
Итоговые занятия включают в себя игру на музыкальных инструментах, подвижные игры, хороводные игры, пальчиковые игры, игры с предметами, а также элементы театрального действия.
Содержание программы
1. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, способствуют развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения, помогают формированию речи.
2. Слушание музыки с движениями воспитывает внимание, помогает определить настроение героя, формирует эстетический вкус, развивает образное мышление, создает благоприятную атмосферу на занятии.
3. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма, формирует умение играть в ансамбле, знакомит детей с различными характерами, развивает слух, помогает восприятию музыкальных произведений.
4. Игровой массаж, проводимый во время звучания музыки, активизирует все анализаторы коры головного мозга (слуховые, зрительные, тактильные, и обеспечивает ребенку оптимальные условия развития.
5. Подвижные игры, логоритмика. Подвижные игры развивают основные двигательные навыки, воспитывают концентрацию внимания, помогают развитию координации движений, создают благоприятные условия для работы в коллективе, развивают фантазию, воображение, творческие способности.
6. Танцы создают благоприятную социальную среду для ребенка, развивают
сознание, интеллект малыша, показывают правила поведения в коллективе, помогают научиться – красиво двигаться.
7. Игры с предметами позволяют детям войти в любую музыкальную сферу: «домашние животные», «лесные звери», «транспорт», «сказки», «путешествия»… Они помогают решить социальные вопросы, формируют музыкальное мышление, развивают музыкальную память, способствуют элементарному обучению малыша.
8.Пение в раннем возрасте это простейшее интонирование: изображение голосов животных, подпевание звукам природы, подражание сигналам
транспорта. Развитие голоса происходит постепенно, главное не торопить малыша, а побуждать его к пению своим показом.
Методическое обеспечение программы:
– Оборудование и материалы для занятий – музыкальный зал.
– Ковровое покрытие
– Детские стульчики
– Мольберт
– Музыкальный центр, ноутбук
– Пианино/синтезатор
– Бубенчики, бубны, маракасы, деревянные ложки, погремушки, музыкальные молоточки, клавесы (деревянные палочки, металлофоны, ксилофоны, треугольники, коробочки, маленькие тарелочки, барабаны.
– Гимнастические палки, обручи, мячи средних размеров резиновые, массажные мячи, мешочки с песком, мячи футбольные.
– Куклы Би-ба-бо (петрушечные)
– Сюжетные игрушки
– Наглядное пособие (пальчиковый театр)
-Платочки и большие платки, подушки.
– Сюжетные картинки, ленты, мишура, султанчикифлажки, «сюжетные» шапочкидетали (маски, хвосты, ушки, крылья).
Методические рекомендации:
1. Педагог должен иметь свой собственный годовой план, скоординированный с ОУ, но педагогу также необходимо готовиться к каждому занятию.
2. На каждом занятии желательно менять условия проведения игр, что способствует закреплению нового материала и поддерживает интерес многократного проведения выученных заданий.
3. Выбрав определенные игры, рекомендуется проводить их в течение 4-6 занятий, а затем постепенно заменять новыми.
4. Все занятия включают в себя совместное выполнение заданий взрослым и ребенком по показу педагога.
5. Разучивание новой игры представляет собой рассказ о сюжете, показ картины, либо яркое живое исполнение.
6. Необходимо делать тематические связки между упражнениями и играми.
7. Воспитатель должен быть активным участником игр, помогать ребенку в случае необходимости. Лучшая поддержка малыша – это совместная деятельность.
Организация музыкальных занятий проходит в разных формах, включая различные методики, новые принципы работы, интересный музыкальный материал.
Одной из таких методик, является музыкальная программа «Музыка с мамой» Екатерины и Сергея Железновых. Цель их программы – способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания.
Другая интересная методика, элементы которой мы включаем в занятие, это Орф-педагогика. Она построена на воспитании и обучении детей через искусство и творчество, основанное на единстве и взаимосвязи музыки, движения, речи. Цель музыкального воспитания – развитие личности ребенка, его духовности в русле гуманистических традиций, развитие музыкальности через личное творение. Принципом работы по системе Орфа является элементарное музицирование.
Новыми принципами работы является организация творческой атмосферы на занятиях, подготовка малышей к взаимному сотрудничеству и результативной музыкальной деятельности.
Перспективное планирование работы по музыкальному воспитанию.
Группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет)
Блок
программы Направления работы Составляющие качества
образования
1. Восприятие Слушание музыки Воспринимает знакомые песни,
народные мелодии контрастного
характера.
Подпевание Умеет внимательно слушать
песни до конца исполнения.
Музыкально-ритмические
движения Проявляет интерес к музыке.
2. Исполнительство. 1. Слушание музыки
2. Подпевание
3. Муз. -ритмические движения
Используемый репертуар:
«Погремушечка», укр. народная мелодия
«Колокольчик»
«Полянка», р. н. м
«Баю-бай» М. Красева
«Собачка» М. Раухвергера
«Да-да-да» Е. Тиличеевой
Игра «Найди колокольчик»
Игра «Ладушки» р. н. песня (сб. 1)
«Прилетела птичка» Е. Тиличеевой
«Полянка», р. н. м.
«Баю-бай»
«Топ-топ» М. Красева
«Кошка» Ан. Александрова
«Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой или «Маршируем дружно» М. Раухвергера
Игра «Птичка маленькая» А. Филиппенко
«Погремушка» р. н. мелодия
«Скачет зайка маленький» В. Агафонникова
«Флажок» В. Агафонникова
«Барабан» Е. Тиличеевой
«Это ёлочка у нас» Ю. Слонова
«Погремушка» М. Раухвергер
«Где же наши ручки» Т. Ломовой
«Маленькая кадриль» М. Раухвергера
«Колечки» Ан. Александрова
«Уточка купается» А. Лазаренко
«Колыбельная» В. Агафонникова
«Колыбельная» М. Раухвергера
«Спи, мой мишка» Е. Тиличеевой
«Собачка» М. Раухвергера
«Погремушка» М. Раухвергера
«Маршируем дружно» М. Раухвергера
«Ай-да» Г. Ильиной
«Вот так вот» бел. нар. песня
«Игра с зайчиком» или «Игра с мишкой возле ёлки» А. Филиппенко
«Барабан» Е. Тиличеевой.
«Машенька-Маша» В. Тиличеевой.
«Это ёлочка у нас» Ю. Слонова
«Топ-топ» М, Красева
«Маршируем дружно» М. Раухвергера
«Попляшите» М. Раухвергера
«Поиграем с мишкой» Е. Тиличеевой.
Р. н. сказка «Курочка – Ряба», «Поиграем в прятки»
Литература:
1. Буренина А. Ритмическая мозаика. – Санкт-Петербург, 2000.
2. Вихарева Г. Играем с малышами. Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста. – Санкт –Петербург: Композитор, 2007.
3. Железнова Е. Альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах. – М.: издательский дом Катанского, 2006.
4. Железнова Е. Альбом для обучения пению от 3 до 6 лет. -М.: издательский дом Катанского, 2009.
5. Забурдяева Е., Карш Н., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Учебное пособие по элементарному музицированию и движению.- Санкт-Петербург: Невская нота, 2010.
6. Конвенан И. Облака. Песенки для самых маленьких.- Санкт – Петербург: Композитор, 2003.
7. Петрова В. А. Музыка – малышам. – М.: Мозаика-синтез, 2001
8. Русские народные песни и танцы для голоса, блокфлейты и орф-инструментов. В обработке Вечеслава Жилина. – Челябинск, 2004.
9. Золотые ворота. Русские подвижные игры для детей и молодежи. – Новосибирск, 2002.
10. Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Ребятам о зверятах», /сост. Нестерова Н. и Селиверстова Н.- Санкт – Петербург: Композитор, 1998.
11. Суворова Т. Танцевальная ритмика. – Санкт-Петербург, 2004.
12. Сауко Т., Буренина А. Топ-хлоп, малыши! – Санкт – Петербург, 2001.
13. Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Игрушки», / сост. Нестерова Н. и Селиверстова Н.- Санкт – Петербург: Композитор, 1996, 1997, 1998.
14. О. Киенко «Танцуют малыши. Игротанцы для детей раннего возраста» https://secret-terpsihor.com.ua/
Источник
Статья “Программа музыкального развития детей от 1 года до 2 лет”
Автор: музыкальный руководитель Петренко Светлана Аатольевна.
Пояснительная записка.
Музыкальное развитие детей от года до 3 лет – это составная часть их психического и физиологического взросления. Мелодичные ритмичные звуки являются прекрасной стимуляцией нервной системы ребенка. Поэтому в настоящее время широкое распространение получили методики раннего музыкального развития. Специалисты считают, что раннее музыкальное развитие благотворно влияет на формирование личности. Более того, практика показала, что дети занимавшиеся музыкой в раннем детстве более успешны в учебе, в обществе, в семейной жизни, на работе. Музыкальное развитие детей раннего возраста учит воспринимать музыку и открывать преимущества влияния звуков на настроение и активность. Малыш, слушая музыку, проявляет новые эмоции и познает новые звуковые ощущения. Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателем в игровой форме, обеспечивая ребенку эстетическое, музыкальное, творческое, умственное и физическое развитие.
Цель: раннее музыкальное развитие путем создания игровой деятельности педагога и ребенка.
Задачи:
1. Обучать игре на музыкальных инструментах.
2. Создавать благоприятную, эмоциональную атмосферу на занятиях.
3. Воспитывать эстетический и музыкальный вкус.
4. Формировать умение слушать музыку.
5. Развивать музыкальные способности (чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, музыкальный слух).
6. Способствовать развитию физических, умственных и творческих способностей.
Новизна программы:
• Составление учебно-тематического плана.
• Использование наглядно-методического материала (куклы-наперстки, куклы- перчатки, куклы – варежки)
• Подбор музыкального материала для игровой деятельности.
• Включение в содержание программы русских народных и пальчиковых игр.
Организация занятий
Программа рассчитана на 1 год. Занятия групповые – 2 раза в неделю. Продолжительность занятия составляет:10минут.
Каждое занятие проходит вместе с воспитателем, при его активном участии. Также помогает помощник воспитателя.
Ожидаемые результаты:
1. Эмоциональное развитие малыша.
2. Передача родителям опыта совместной музыкально-игровой деятельности.
3. Умение ребенка общаться в коллективе.
4. Развитие слуховых, зрительных, тактильных способностей к восприятию музыки
5. Выявление уровня музыкальных способностей
Формы подведения итогов:
Итоговые занятия проводятся 2 раза в год:
• Новогодний праздник проходит в форме сказки. (Декабрь)
• Итоговое занятие, посвященное дню защиты детей, проводится в виде концерта. (Май – июнь)
Итоговые занятия включают в себя игру на музыкальных инструментах, подвижные игры, хороводные игры, пальчиковые игры, игры с предметами, а также элементы театрального действия.
Содержание программы
1. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, способствуют развитиювысших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения, помогают формированию речи.
2. Слушание музыки с движениями воспитывает внимание, помогает определить настроение героя, формирует эстетический вкус, развивает образное мышление, создает благоприятную атмосферу на занятии.
3. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма, формирует умение играть в ансамбле, знакомит детей с различными характерами, развивает слух, помогает восприятию музыкальных произведений.
4. Игровой массаж, проводимый во время звучания музыки, активизирует все анализаторы коры головного мозга (слуховые, зрительные, тактильные, и обеспечивает ребенку оптимальные условия развития.
5. Подвижные игры, логоритмика. Подвижные игры развивают основные двигательные навыки, воспитывают концентрацию внимания, помогают развитиюкоординации движений, создают благоприятные условия для работы в коллективе, развивают фантазию, воображение, творческие способности.
6. Танцы создают благоприятную социальную среду для ребенка, развивают
сознание, интеллект малыша, показывают правила поведения в коллективе, помогают научиться – красиво двигаться.
7. Игры с предметами позволяют детям войти в любую музыкальную сферу: «домашние животные», «лесные звери», «транспорт», «сказки», «путешествия»… Они помогают решить социальные вопросы, формируют музыкальное мышление, развивают музыкальную память, способствуют элементарному обучению малыша.
8. Пение в раннем возрасте это простейшее интонирование: изображение голосов животных, подпевание звукам природы, подражание сигналам
транспорта. Развитие голоса происходит постепенно, главное не торопить малыша, а побуждать его к пению своим показом.
Методическое обеспечение программы:
– Оборудование и материалы для занятий – музыкальный зал.
– Ковровое покрытие
– Детские стульчики
– Мольберт
– Музыкальный центр, ноутбук
– Пианино/синтезатор
– Бубенчики, бубны, маракасы, деревянные ложки, погремушки, музыкальные молоточки, клавесы (деревянные палочки, металлофоны, ксилофоны, треугольники, коробочки, маленькие тарелочки, барабаны.
– Гимнастические палки, обручи, мячи средних размеров резиновые, массажные мячи, мешочки с песком, мячи футбольные.
– Куклы Би-ба-бо (петрушечные)
– Сюжетные игрушки
– Наглядное пособие (пальчиковый театр)
-Платочки и большие платки, подушки.
– Сюжетные картинки, ленты, мишура, султанчикифлажки, «сюжетные»шапочкидетали (маски, хвосты, ушки, крылья).
Методические рекомендации:
1. Педагог должен иметь свой собственный годовой план, скоординированный с ОУ, но педагогу также необходимо готовиться к каждому занятию.
2. На каждом занятии желательно менять условия проведения игр, что способствует закреплению нового материала и поддерживает интерес многократного проведения выученных заданий.
3. Выбрав определенные игры, рекомендуется проводить их в течение 4-6 занятий, а затем постепенно заменять новыми.
4. Все занятия включают в себя совместное выполнение заданий взрослым и ребенком по показу педагога.
5. Разучивание новой игры представляет собой рассказ о сюжете, показ картины, либо яркое живое исполнение.
6. Необходимо делать тематические связки между упражнениями и играми.
7. Воспитатель должен быть активным участником игр, помогать ребенку в случае необходимости. Лучшая поддержка малыша – это совместная деятельность.
Организация музыкальных занятий проходит в разных формах, включая различные методики, новые принципы работы, интересный музыкальный материал.
Одной из таких методик, является музыкальная программа «Музыка с мамой»Екатерины и Сергея Железновых. Цель их программы – способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания.
Другая интересная методика, элементы которой мы включаем в занятие, это Орф-педагогика. Она построена на воспитании и обучении детей через искусство и творчество, основанное на единстве и взаимосвязи музыки, движения, речи. Цель музыкального воспитания – развитие личности ребенка, его духовности в русле гуманистических традиций, развитие музыкальности через личное творение. Принципом работы по системе Орфа является элементарное музицирование.
Новыми принципами работы является организация творческой атмосферы на занятиях, подготовка малышей к взаимному сотрудничеству и результативной музыкальной деятельности.
Перспективное планирование работы по музыкальному воспитанию.
Группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет)
Блок
программы Направления работы Составляющие качества
образования
1. Восприятие Слушание музыки Воспринимает знакомые песни,
народные мелодии контрастного
характера.
Подпевание Умеет внимательно слушать
песни до конца исполнения.
Музыкально-ритмические
движения Проявляет интерес к музыке.
2. Исполнительство. 1. Слушание музыки
2. Подпевание
3. Муз. -ритмические движения
Используемый репертуар:
«Погремушечка», укр. народная мелодия
«Колокольчик»
«Полянка», р. н. м
«Баю-бай» М. Красева
«Собачка» М. Раухвергера
«Да-да-да» Е. Тиличеевой
Игра «Найди колокольчик»
Игра «Ладушки» р. н. песня (сб. 1)
«Прилетела птичка» Е. Тиличеевой
«Полянка», р. н. м.
«Баю-бай»
«Топ-топ» М. Красева
«Кошка» Ан. Александрова
«Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой или «Маршируем дружно» М. Раухвергера
Игра «Птичка маленькая» А. Филиппенко
«Погремушка» р. н. мелодия
«Скачет зайка маленький» В. Агафонникова
«Флажок» В. Агафонникова
«Барабан» Е. Тиличеевой
«Это ёлочка у нас» Ю. Слонова
«Погремушка» М. Раухвергер
«Где же наши ручки» Т. Ломовой
«Маленькая кадриль» М. Раухвергера
«Колечки» Ан. Александрова
«Уточка купается» А. Лазаренко
«Колыбельная» В. Агафонникова
«Колыбельная» М. Раухвергера
«Спи, мой мишка» Е. Тиличеевой
«Собачка» М. Раухвергера
«Погремушка» М. Раухвергера
«Маршируем дружно» М. Раухвергера
«Ай-да» Г. Ильиной
«Вот так вот» бел. нар. песня
«Игра с зайчиком» или «Игра с мишкой возле ёлки» А. Филиппенко
«Барабан» Е. Тиличеевой.
«Машенька-Маша» В. Тиличеевой.
«Это ёлочка у нас» Ю. Слонова
«Топ-топ» М, Красева
«Маршируем дружно» М. Раухвергера
«Попляшите» М. Раухвергера
«Поиграем с мишкой» Е. Тиличеевой.
Р. н. сказка «Курочка – Ряба», «Поиграем в прятки»
Литература:
1. Буренина А. Ритмическая мозаика. – Санкт-Петербург, 2000.
2. Вихарева Г. Играем с малышами. Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста. – Санкт – Петербург: Композитор, 2007.
3. Железнова Е. Альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах. – М.: издательский дом Катанского, 2006.
4. Железнова Е. Альбом для обучения пению от 3 до 6 лет. -М.: издательский дом Катанского, 2009.
5. Забурдяева Е., Карш Н., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Учебное пособие по элементарному музицированию и движению. – Санкт-Петербург: Невская нота, 2010.
6. Конвенан И. Облака. Песенки для самых маленьких. – Санкт – Петербург: Композитор, 2003.
7. Петрова В. А. Музыка – малышам. – М.: Мозаика-синтез, 2001
8. Русские народные песни и танцы для голоса, блокфлейты и орф-инструментов. В обработке Вечеслава Жилина. – Челябинск, 2004.
9. Золотые ворота. Русские подвижные игры для детей и молодежи. – Новосибирск, 2002.
10. Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Ребятам о зверятах», /сост. Нестерова Н. и Селиверстова Н. – Санкт – Петербург: Композитор, 1998.
11. Суворова Т. Танцевальная ритмика. – Санкт-Петербург, 2004.
12. Сауко Т., Буренина А. Топ-хлоп, малыши! – Санкт – Петербург, 2001.
13. Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Игрушки», / сост. Нестерова Н. и Селиверстова Н. – Санкт – Петербург: Композитор, 1996, 1997, 1998.
14. О. Киенко «Танцуют малыши. Игротанцы для детей раннего возраста»https://secret-terpsihor.com.ua/
Источник