Музыкальное и речевое развитие ребенка

Юлия Мамаева
Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста

Влияние музыки на речевое развитие детей.

Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера.

В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребенок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких – матери, отца, бабушки, дедушки и других. Детские глаза и уши смотрят и слушают нас и впитывают полученные знания, как «губка».

В искусстве, особенно в музыке, ребенку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Сами взрослые должны не только любить музыку, знать ее, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, но и понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения ребенка в мир музыки.

Музыка в этом вопросе – незаменимый помощник,так как выполняет сразу несколько функций:

1. Музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения.

2. Музыка прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит бережно относиться к культурному наследию.

3. Музыка способствует лучшему развитию речи у детей раннего возраста, а школьникам поможет в изучении иностранных языков. Музыка издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям гораздо легче напевать, чем говорить.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии, фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т. д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.

В работе с детьми дошкольного возраста художественное поэтическое слово занимает очень большое место. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы. Детская литература, прежде всего, доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. Поэтическое слово обогащает эмоциональную жизнь, помогает воспитывать художественно-эстетический вкус с первых лет жизни. У ребенка появляются любимые песенки и стихи. Ярким примером для усвоения песен и развития речи являются потешки, небольшие попевки, которые создают яркий образ, который, как правило, близок и знаком детям и поэтому вызывает различные эмоции. Потешки благотворно влияют на развитие словарного запаса, образности и выразительности речи.Например: «Петушок», «Гуси», «Пошла млада за водой» и т. д.

Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова.

Повтор важен для детей, еще не овладевших навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.

• Например, упражнение для детей младшего и среднего возраста:

ДВЕ ТЕТЕРИ

Как на нашем на лугу пальцы широко расставлены, легкие движения кистями рук, ладонями вниз.

Стоит чашка творогу. Соединить перед собой руки, сделав круг.

Прилетели две тетери помахать кистями рук как крыльями,

Поклевали соединить большой и указательный пальцы на обеих руках «клювик»

Улетели. Помахать руками

• Для детей старшего возраста:

«Вышли пальцы танцевать»

Раз, два, три, четыре, пять (выбрасывать пальчики из кулачка,

Вышли пальцы танцевать (свободное движение ладошками).

Большой пустился в пляс (круговые движения больших пальцев вокруг друг друга,

Указательный – в припляс (подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста,

Средний пальчик – поклонился (средние пальцы сгибаются и выпрямляются,

Безымянный – притаился

(можно заменить эту композицию, спрятав четвертый палец одной руки в кулачок другой).

А мизинец, удалец! Цепь сомкнул, молодец!

(Можно проверить, как крепко соединились мизинцы.)

Как же дальше танцевать? (Тянуть сцепленные пальцы и разорвать связь в конце фразы)

Надо цепь нам разорвать.

Как это ни парадоксально, но развитие мозга ребенка нераздельно связано с музыкой и ее восприятием, особенно с развитием чувства ритма.

Кроме того, пение обладает еще и оздоровительным эффектом, влияющим на все функции и системы, и внутренние органы нашего организма.

Читайте также:  Оценка физического развития ребенка центильные таблицы

Например:

Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Например: “Жаба Квака” (комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)

Сладко-сладко позевала. (дети зевают)

Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)

Да водички поглотала.

На кувшинку села,

Песенку запела:

“Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)

Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

Интерес представляет и занятия музыкально-ритмической деятельностью. Очень эмоционально могут проходить занятия ритмической гимнастикой, аэробикой, где звучание музыкальных произведений занимает не последнее место, задавая должный ритм и темп, создавая определенный эмоциональный заряд бодрости и настроения.

«ТРАКТОРА» (Для старших дошкольников).

Цель: координировать движения и слова, развивать ритмичность.

Описание: дети под текст выполняют движения ритмично.

Тара-тара-та-ра-ра – двигаются дробным, топающим шагом

Из колхозного двора

Выезжают трактора. поворачиваются на дробном шаге в круг

Будем землю пахать, выделяют ударные слова

Будем рожь засевать, сильным притопом

Будем хлеб молотить,

Малых детушек кормить.

«МЫ НОГАМИ ТОП-ТОП» (Для младшего и среднего возраста).

Цель: понимать ритмическую структуру слова в сочетании с музыкой.

Описание: дети выполняют движения под слова песни на музыку М. Гоголевой (см. ноты ниже).

Мы ногами топ-топ, топают

Мы руками хлоп-хлоп, хлопают

Мы глазами миг-миг, подмигивают

Мы плечами чик-чик. Поднимают по очереди плечики

Раз – присели, два – привстали, пружинка

Раз, два, приставной шаг влево

Раз, два приставной шаг вправо

Поиграть нам всем пора! Делают 4 хлопка над головой

В работе над связью поэтической речи и музыки используются театрализованные игры. Они являются подготовительным этапом для работы над театрализацией.

Театрализация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности в работе над коррекцией речи ребенка. В процессе театральной деятельности, как разновидности игровой, у детей развиваютсяосновные психические и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества, пополняется словарный запас, развивается речь. Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость. Речь их становится выразительной, движения более пластичными. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить под музыку с помощью пластики, мимики, жеста. Стихотворный текст заучивается детьми легко, своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определенный темп. Перед исполнением любой роли ставятся определенные задачи, которые помогают будить их фантазию и воображение, особенно хорошо дети чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки. Дети учатся понимать литературное произведение, его смысл, настроение. Учатся пересказывать текст, соединяя речь с вышесказанным.

Благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно.

Таким образом, систематическое и целенаправленное использование музыкальной деятельности способствует успешному развитию детей, как в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», так и в образовательной области «Речевое развитие».

Источник

Екатерина Чернова
Развитие речи дошкольников средствами музыкальной деятельности

Тема: Развитие речи дошкольников через музыкальную деятельность

(выступление на районном методическом объединении)

(1 слайд)

Развитие речи дошкольников через музыкальную деятельность

(2 слайд)

Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально – дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально -пальчиковая гимнастика) можно использовать в работе над развитием речи. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, движения и речи.

(3 слайд)

Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.

(4 сл)

Знания о композиторах расширяют словарь музыкальных терминов (узнаем, фамилиюкомпозитора, кто такой композитор, какую музыку он писал)

(5 слайд)

Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Пение способствует развитию речевых навыков,пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями.Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых,а пение на слоги «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «та-ра-ра» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

(6 слайд)

Дыхательная гимнастика формирует правильное речевое дыхание и тренируют силу вдоха и выдоха); «Подуй на бабочку», «Понюхай цветок

Читайте также:  Развитие ребенка в два года два мес

(7 слайд)

Песенки –распевки, задают позитивный тон и подготавливают голос к пению. «Труба», «Лесенка», «Лиса по лесу ходила», «Бубенчики» и др.

(8 слайд)

Музыкально – дидактические игры развивают звуковысотный слух, представления о жанрах, наблюдательность и речевой слух. Лесенка», «Тихо – громко», «Весело- грустно», «Птица и птенчики» и др

(9 слайд)

Музыкально- ритмические движения. Танцы, национальные, характерные, хороводы, игры с пением,

Особенно положительно влияют на развитие речи детей хороводы, танцы и игры с пением, поскольку помогают детям координировать пение и движение, Активизируют речь детей, Тренируют память, фантазию, воображение. (Игры с пением «Ищи» муз. Т. Ломовой, «Ворон», «Мы на луг ходили», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской. Хороводы «Ой, бежит ручьем вода…», «Огородная – хороводная» муз Б. Можжевеловасл. А. Пассовой, новогодние хороводы.)

(10 слайд)

Игра на детских музыкальных инструментах.

Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики.

В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты. Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка.

(слайд 11)

Музыкально – пальчиковые игры.

Способствуют развитию

1. мелкой и крупной моторики.

2. слухового восприятия, музыкальной памяти, чувство ритма, образного мышления.

3. фонематического, интонационного и музыкально-певческого слуха.

4. Совершенствование умения согласовывать движения и речь

Заключение

Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

(12 слайд) Спасибо за внимание!

Источник

Чеснокова Наталья
Развитие речи у детей посредством музыкальной деятельности (из опыта работы)

Заключительный скачок в развитии у детей потребности в общении наблюдается на 3-м году жизни, но при этом ярко выявляется несоответствие между стремлением общаться и выработкой навыка общения. Дети взаимодействуют со сверстниками не только в играх, но и на музыкальном занятии. Пение, музыкальные игры, становятся для них своеобразным фактором общественной жизни. На формы и способы взаимодействия в ранние годы жизни ребенка влияет подражание окружающим. Трехлетний ребенок не имеет прочно закрепленных представлений, недостаточно хорошо разбирается в отношениях и связях между явлениями окружающей жизни, поэтому легко верит всему, следует наглядному примеру. Он охотно повторяет за другими и воспроизводит готовые жесты, слова, движения. У детей этого возраста подражание может быть и примитивным, напоминающим механическое копирование, и точным, ярким. Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Развитию речи помогает пение песен и попевок. С одного года можно использовать народные потешки «Сорока – белобока», «Идет коза», «Ладушки». Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развитие речи является повтор. Дети даже не осознают. Что через повторение они заучивают слова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения.

Ладушки ладошки, звонкие хлопошки

Хлопали в ладошки, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

Самостоятельность – необходимое условие организации совместного пения с детьми, или с вами, дорогие родители. Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков,например: пополнению словарного запаса. Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодию песенки. Пение дает возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков. Развивается дыхательный аппарат. Так например игра «Пузырь» развивает речевое дыхание.

«Надувайся пузырь»

Играют несколько человек.

Они становятся тесным кругом

и «Надувают пузырь» наклонив голову вниз

дуют в кулачки, составленные «трубочкой».

При каждом раздувании все делают шаг назад,

выпрямляются, набирают воздух,

затем снова наклоняются и произносят

«Ф –Ф –Ф –«выдувая воздух в свою «трубочку».

Так повторяется 3 -4 раза. Затем дети берутся за руки и двигаются назад,расширяя круг и приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Образуется большой растянутый круг.Ведущий дотрагивается до соединения рук и говорит: Воздух, воздух выходи! Все дети сбегаются к центру и произносят звук т- с – с – с….

Игра «Чей одуванчик улетит дальше?

Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3- 4 раза.

Играя в игру «Снежинки» происходит развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох.Взрослый показывает кусочек ваты и говорит детям:

На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает!

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка василишки

Оля оделась и пошла гулять.

Большая и красивая снежинка опустилась на Олину

варежку. Оля подула на нее и снежинка полетела

А ты хочешь подуть на снежинку? (Дети дуют)

Упражнение повторяется 2 – 3 раза.

Кроме пения, речь ребенка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Например, через музыкальные пальчиковые игры. Как известно, развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Малышам нравятся потешные игры с пальчиками. Вы уважаемые родители можете играть с детьми в эти игры. Приговаривая веселые стишки,напевая короткие четверостишья: «Сорока –Ворона», «Ладушки», «Водичка, водичка, умой мое личико»

Игра с пением на развитие речи. «Водичка»

Ход игры:

Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода (с-с-с).Поет потешку:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Можно спеть 3-4 раза.

Следующая игра с пением: «Паровоз».

Ход игры.

Взрослый показывает ребенку паровозик или картинку, напоминает как паровоз гудит у….у…. Предлагает так же протяжно и громко повторить этот звук. (Взрослый следит, чтобы что бы при воспроизведении звука у…. у, ребенок вытягивал губы «трубочкой». В конце игры ребенок и взрослые идут по комнате «паровозиком» и ребенок громко подражает гудку паровоза. Затем вместе поют песенку.

Загудел паровоз

И вагончики повез.

Чох-чох, чу-чуу!

Я далека укачу –ууу!

Ученые, которые изучают деятельность детского головного мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи детей в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развивая систему движений, мы влияем на психические процессы» отмечал А. В. Запорожец. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Проводите с детьми множество игр по пальчиковой гимнастике,например: «Человечки» (бег на скорость большого и указательного пальца) «Пальчики здороваются», «Подружись с соседом» (прилипание попарно) «Мальчик – пальчик где ты был?», «Это пальчик дедушка».

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка!

Этот пальчик мамочка!

Этот пальчик я – вот и вся моя семья!

Тренировку можно начинать с 6 -7 месяцев: легкий массаж, разминание каждого пальца, сгибание, разгибание их ежедневно в течении 2 -3 минут. С одного года можно использовать игры с мячом, кубиками, погремушками. Для того, чтобы процесс формирования речи проходил успешно, необходимо развивать слуховое внимание. Можно спросить малыша «Отгадай, что звучит? Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка).Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

Игра «Барабан»

Взрослый показывает барабан, барабанит,сопровождая свои действия словами:

Бам, Бам, Бам! Так поет барабан.

Затем спрашивает у ребенка:

Как поет барабан?

ребенок вместе со взрослым воспроизводит звуки.

Игра «Отгадай, кто к нам пришел»

Взрослый показывает игрушки: корова. Коза, курица, машина, мишка, собачка, киска, спрашивает как они разговаривают.

Дети произносят звукосочетания.

Игра «Солнце и дождь».

Взрослый ребенку говорит, что они сейчас пойдут на прогулку.

Погода хорошая и светит солнышко (при этом он звенит в бубен). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему – спрятаться от дождя) Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться»

Игра «Разговор шепотом»

Взрослый находясь от ребенка на 2 – 3 метра, говорит шепотом,

Ребенок должен услышать и понять то, что вы произнесете шепотом (например можно попросить ребенка принести игрушку)

Игра «слышим звон и знаем, где он».

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звон и не открывая глаза, рукой показать направление. Успешно помогает справиться с проблемами в развитии речи детей логоритмика, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Логоритмика – это система музыкально – двигательных, речедвигательных, музыкально – речевых игр и упражнений, направленная на коррекцию речевых нарушений посредством движений. Цель логоритмииииики – развитие речи, посредством движения, а так же развитие коммуникативных качеств ребенка. Ритмика –основа правильного формирования речи. Взрослые помогают детям проговаривая слова, вместе с притопами, с хлопками и. т. д. Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с другими ребятами. Ребенок который хорошо говорит, может пригласить другого в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет. Результаты наблюдений за развитием речи и навыками речевого общения детей 2 – 3 лет занесите в таблицы.

Источник