Музыкально ритмические движения как средство развития личности ребенка

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 «Тополек» муниципального образования город-курорт Анапа.

Сценарий праздника Яблочный спас

для детей средних – подготовительных групп.

Звучит народная кубанская музыка. Наряженные  дети проходят на украшенную в народном стиле площадку, становятся врассыпную.

Ведущая:             Добрый день, всем гостям!

                               Званым и желанным!

                               Нынче праздник у нас:

                               Яблочно-медовый Спас!   

1-й ребенок:       В это яблочное лето

                            Закрома полным – полны

                            Солнцем радостным согреты,

                            Красны яблоки крупны.

2-й ребенок:       На ладошке у ребёнка

                            Солнце яркое лежит,

                            Улыбаются глазёнки

                            Сок по пальчикам бежит.

3-й ребенок:       Все хрустят сегодня сладко,

                            Унеслась далёко  грусть

                             Возит яблоки лошадка,

                             Пахнет яблоками Русь!

               Исполняется песня «К нам гости пришли», музыка А.Александрова.

                              Дети садятся.

Ведущая: Яблочный спас – праздник урожая яблок, начало горячей поры их заготовок.

                 В этот день в церквях освещают плоды нового урожая, и считается, что яблоки

становятся чудодейственными: откусив яблоко, можно загадать желание, и оно обязательно исполнится. 

                           Преображение Господне

                           В народе Спасом яблочным зовут

                           И в праздник этот прославляя,

                           Плоды созревшие все в Храм несут!

 – Яблочный Спас – Преображение, праздник не только яблок, но и других плодов, чем

    одаривает людей сад, огород, лес.

1-й скоморох:   А чтобы урожая славного добиться,

                           Все знают, надо потрудиться!

2-й скоморох:   Золотое время года, – урожайная пора,

                           Расскажите, садоводы, как идут у вас дела?

Дети – садоводы (старшая группа):

1-й ребенок:      Колхозный сад у нас хорош,

                           Лучше сада не найдешь!  

                           Необъятный и красивый,

                           Знаменит на всю Россию!

2-й ребенок:      Вот, что в нынешнем году

                           В нашем выросло саду:

                           Яблоки душистые,

                           Груши золотистые!

        Дети-садоводы исполняют куплеты «Эх, яблочки!».

Все:                   Эх, яблочки, да садовые,

                           На Кубани наливные, да медовые!

Мальчики:         Эх, яблочки, да семереночки,

                           Их в колхозе собирали наши девочки!

Девочки:           Эх, яблочки, да хрустящие,

                           А ребята у нас работящие!

Мальчики:         Эх, яблочки, да на тарелочке,

                           Их на праздник принесли наши девочки!

Девочки:           Эх, яблочки, да джанатаночки,

                           Вы ребята – казачата, мы – кубаночки!

Мальчики:         Эх, яблочки, да половиночки,

                           А девчата у нас, как картиночки!

Девочки:           Эх, яблочки, да румяненькие.

                           Приглашайте танцевать, мы не маленькие!  (Перепляс).

1-й скоморох:   Садоводам, детвора, крикнем дружно все: «Ура!»

ВСЕ ДЕТИ:       УРА!

Ведущая:          В старину по всей Кубанской земле с Яблочного Спаса начинались

                          торжки и базары.

                       – А ну, казачата, хлопцы и девчата.

                         Собирайтесь и вы на Кубанскую ярмарку!

                  Звучит музыка «Ярмарка», выходят скоморохи с лотками.

1-й скоморох:   Народ собирается, ярмарка открывается!

                           Кому пироги с пылу с жару! Гривенник за пару!

                  Снова звучит «Ярмарка».

2-й скоморох:   Базар большой, торгуются шумно!

1-й скоморох:   Продай дыню за пятак!

2-й скоморох:   Ишь, какой ты умный!

                   Звучит  «Ярмарка».      

1-й скоморох:   Базар большой, кукурузы много,

2-й скоморох:   За пятерку мешок – бери ради Бога!

                    Звучит «Ярмарка».

1-й скоморох:   Эй, казак, купи таранки, не скупись, покупай!

2-й скоморох:  Ни таранку, ни икринку, я куплю себе скотинку!

                      Хоровод: «Где был, Иванушка?», музыка русская народная песня.                  

1-й скоморох:   Ай, ребята. Молодцы, все такие удальцы!

2-й скоморох:   Приготовим мы сейчас игры разные для вас!.

1-й скоморох:   Еле-еле, еле-еле завертелись карусели1

2-й скоморох:   А потом, потом, потом,

                           Всё бегом, бегом, бегом…

                Игра «Карусель» (поочерёдно – старшая группа и средняя группа.)

1-й скоморох: Я на ярмарку ходил – яблочко себе купил.

2-й скоморох: А мы теперь поиграем – яблочко наливное по кругу покатаем.

                                      Игра «Передай яблоко».

 Дети передают яблоко по кругу, с окончанием музыки. Ребёнок, у которого яблоко – танцует.

                                            Садятся на стулья.

Ведущая:  Ребята, давайте расскажем нашим гостям, какие мы знаем приметы о  яблочном Спасе.

Дети:

1.     Если на Яблочный спас сухой день – то осень будет сухой, если дождливый – зима будет суровой.

2.     Какой второй спас – такой и январь.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка по карточкам

3.     Яблочный спас – встреча осени, осенины.

4.     Осенины – зарубка на память, что лето к ущербу.

5.     С Преображеньем погода преображается.

6.     Пришёл Спас – держи рукавички про запас.

Ведущая:   Действительно,  по приметам, Яблочный спас означает наступление первых холодов. Это первая встреча с осенью. После 19 августа ночи становятся намного прохладнее.

1-й скоморох:    Молодцы ребята, сколько примет знаете о Яблочном спасе.

2-й  скоморох:   А пословицы и поговорки вы знаете?

Дети:

1.     Кто яблоко в день съедает, про того доктор забывает.

2.     Яблоньки за яблоки любят, а пчёлку – за мёд.

3.     В незрелом яблоке – вкуса нет.    

4.     Не срывай яблоко, пока оно зелено, созреет – само упадёт.

1-й скоморох: А сейчас задание посложнее.

2-й скоморох: Загадки отгадать сможете?

1.     Я румяную матрёшку от подруг не оторву

Подожду, пока матрёшка упадёт сама в траву.  (яблоко)

2.     Эй, вкуснятина какая, видит глаз, да зуб неймёт.

Мама банку открывает, наливает нам … (компот)

3.     Круглое, румяное я расту на ветке,

Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)

4.     Бусы красные висят, из кустов на нас глядят

Очень любят бусы эти дети. Птицы и медведи. (малина)

5.     Весною повисло, всё лето кисло,

А сладко стало – на землю упало. (яблоко)

Скоморохи: Молодцы, всё правильно отгадали!

Ведущая (обращается к детям средней группы):

                         У кого здесь хмурый вид?

                         Снова музыка звучит!

                         Мы грустить не разрешаем,

                         Хоровод здесь начинаем!

                   Хоровод: «Мы на луг ходили», музыка А. Филиппенко.

                         Исполняют дети средней группы.

Ведущая:  Тихо, с урожайною молитвой

                   В ночь смотрели Храма купола.

                   Сам Господь, наверно, за калиткой

                   Яблокам звонил в колокола.

                   Все прославляют Господа,

                   Поют все громко гимн,

                   И колокольный звон звенит

                   И радует весь мир.

         – Угощайтесь, дети! Милости просим отведать нашего угощения в Яблочный Спас угостить своих родных и близких.

Звучит фонограмма колокольного звона.

Источник

«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» –

 выступление на августовской конференции 

 1 слайд

Тема «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников»

 2 слайд

«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку»
А.И. Буренина.

В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических достижений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка.

Именно развитие музыкального ритма формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

 3 слайд Актуальность

Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности.

Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

Передо мной как педагогом встала проблема, какие методы, средства будут способствовать развитию творчества, умению импровизировать в танце у детей.

И поэтому выбор темы продиктован необходимостью поиска новых путей к развитию у дошкольников музыкально-ритмических и танцевальных движений, формированию музыкального вкуса и культуры детей, а также поиском новых методов и форм коррекционного воздействия.

 4 слайд Цель: Развитие музыкально-творческих способностей, с учетом возможностей каждого ребёнка, посредством музыкального движения.
Задачи музыкально-ритмического развития дошкольников можно сформулировать следующим образом:
*. развивать основы музыкальной культуры, музыкальные и творческие способности детей в процессе освоения ритмических движений;
* учить детей воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении;
* формировать и развивать двигательные навыки, ритмические способности детей на основе музыкального искусства.

Читайте также:  Все о песке в развитии ребенка

. Новизна педагогического опыта
Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями Особенность методики, процесс обучения, строится по принципу – от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.

 5 слайд Принципы педагогического опыта:
1. Создание непринужденной обстановки – дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;
2. Творческая направленность – результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
3. .Систематичности и последовательности.
Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному
4. Доступности и индивидуализации
Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например: музыка изобразительного характера — “Танец дождя”, “Осенний листопад”, «Весёлый зоопарк».
Продумываю движения для танцев, игр и этюдов, чтобы они были: доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности); понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.).

Планируя занятия, учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.
5. Наглядности – Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
6. Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно–образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей).
Моя работа построена на системе взаимодействия с воспитателями детского сада. Процесс проведения занятий носит более полноценный характер, если воспитатель является помощником и партнером в проведении занятия. Зная своих детей, педагог помогает отследить творческие процессы взаимодействия детей в коллективе, их эмоциональное состояние и оказать помощь в проведении индивидуальной работы. Для повышения музыкальной культуры педагогов провожу консультации по вопросам музыкального воспитания, , мастер-классы. (
 6 слайд Взаимодействие с родителями.
В соответствии с ФГОС ДО семья является полноценным участником образовательного процесса. Организуя работу с родителями воспитанников, обеспечиваю психолого-педагогическую поддержку семьи. Использую активные формы работы с семьей: консультации по вопросам приобщения детей к миру искусства («Как провести день рожденья дома», «Для чего нужны танцы»), мастер-классы

« Учимся танцевать с детьми»

, анкетирование. Родители являются активными участниками в проведении календарных праздников и развлечений, проявляют Такие встречи дают взрослым определенный эмоциональный опыт, развивают коммуникативные навыки в системе общения «Ребенок – взрослый». Совместное творчество с детьми заряжает семью положительными эмоциями на длительное время.

Вся деятельность детей и педагога на музыкальном занятии по развитию танцевального творчества проходила через этапы.

7 слайд. Начальный этап. Установление контакта.
На начальном этапе детям очень сложно установить контакт друг с другом, поэтому я использую игры и танцы на развитие коммуникативных способностей: «Разноцветная игра», «Найди себе пару», пляска «Приглашение», танец и др.
Эти игры способствуют развитию произвольного внимания, умению ориентироваться в пространстве, развитию индивидуальности, раскрепощению детей.
– «Весело и грустно»
Ребёнок бросает кубик, на сторонах которого изображены весёлые или грустные животные. Задача: изобразить движения, повадки и эмоции
Обучаю детей элементарным правилам танцевального этикета: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец.
Подготовка к танцевальной деятельности провожу и во время пения, где дети вновь обращаются к движению, стараясь выразительными жестами передать вокальный образ. В развитии выразительности движений я использую инсценировки песен, таких, как «Листопад»»  Веснянка» М. Красева, «как на тоненький ледок», р.н.п.,«» и др.

Читайте также:  Влияние среды на развитие ребенка кратко

Первые результаты такой целенаправленной работы дети смогли показать на осеннем празднике и, конечно, на новогоднем утреннике. Это и сопровождение выразительными движениями хороводов у елки, и уверенное исполнение сюжетного танца «Зима», « «Новогодние игрушки» и др.

2 Основной этап.
На этом этапе происходит работа над образом. Дети сами составляют танцевальные миниатюры, которые позволяют развивать у детей воображение, координацию, умение войти в образ и передать характер героя движениями.
Сначала это несложные этюды и образы. (Грустный заяц, весёлые клоуны, хитрая лиса и т. д.). Затем – это импровизации в танцах («елочки», «Танец Богатырей», «

Танец Джентельменов  »  танец грибов» « Танец фей» « Танец гномиков).
Совершенствуя свободу, пластику танцевальных движений, отмечаю на занятиях, кому из детей требуется помощь, кому не сразу удаётся придумать и станцевать, стараюсь подбодрить, подсказать, направить и похвалить

Танцевальные композиции продумываю с учетом не только двигательного развития, но и творчества. В этом смысле я строю танцевальные композиции так, чтобы в них обязательно присутствовало творчество детей (коммуникативные и сюжетные танцы: «Танец лисичек зайцев и мишек», «Весна пришла», «Модница» и др. « Танец снегурочек и новых годиков)
В итоге, танцевальные композиции, показанные детьми на празднике 8 Марта («вальс с мамой», «Танец с сердцами», «», «Весенняя полька» и т.д. отличались разнообразием танцевальных жанров (вальс, шуточный танец, эстрадный танец) и уверенным, выразительным исполнением каждого движения.
Новогоднем празднике в игре «Волшебный снежок», дети выходили и, не стесняясь, исполняли творческое задание – станцевать танец под разную музыку: р.н.п., современную, восточную)

3 Этап (заключительный) – Анализ деятельности ребенка.
На этом этапе работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений, развитие самостоятельной творческой деятельности.
По результатам заключительного среза были зафиксированы положительные изменения в показателях по всем диагностируемым линиям музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
В процессе прохождения всех выше перечисленных этапов происходит:
• Развитие факторов креативности:
Фантазии;
Изобретательности;
Оригинальности;
Многовариантности.
• Умение владеть телом (перевоплощение в образ, предмет, ориентировка в пространстве);
• Умение находить музыку в себе (использование звучащих жестов);
• Получать положительные эмоции, необходимые для полноценного творческого развития личности.

. Результативность опыта
Работая углубленно по данной теме, можно сделать вывод,
Организованная работа по развитию танцевально-ритмических движений помогает развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т. д.
Проявление творческих способностей детей – это итог всей работы, участие в выступлениях на вечерах развлечений, детских утренниках, в театрализованной деятельности, на родительских собраниях, в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий и даже дома и городских зональных мероприятиях:
Наблюдения показали, что дети с удовольствием импровизируют в танце, показывают свою индивидуальность и отражают настроение героев. Я смогла побудить ребят к действию, а главное, к творчеству.
Мне доставляет радость творить вместе с детьми, видеть, как меняет их танец. Я стараюсь, чтобы музыка танца распространялась, увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору.

3. Теоретическая база
Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа Т.И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», а также публикации «Танцевальная мозаика» С.Л. Слуцкой, «Музыкальное развитие ребенка» Н.А. Ветлугиной, «От жеста к танцу» Е.В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н.В. Зарецкой, З.Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.

Источник