Музыкально ритмические движения как средство развития личности ребенка
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 «Тополек» муниципального образования город-курорт Анапа.
Сценарий праздника Яблочный спас
для детей средних – подготовительных групп.
Звучит народная кубанская музыка. Наряженные дети проходят на украшенную в народном стиле площадку, становятся врассыпную.
Ведущая: Добрый день, всем гостям!
Званым и желанным!
Нынче праздник у нас:
Яблочно-медовый Спас!
1-й ребенок: В это яблочное лето
Закрома полным – полны
Солнцем радостным согреты,
Красны яблоки крупны.
2-й ребенок: На ладошке у ребёнка
Солнце яркое лежит,
Улыбаются глазёнки
Сок по пальчикам бежит.
3-й ребенок: Все хрустят сегодня сладко,
Унеслась далёко грусть
Возит яблоки лошадка,
Пахнет яблоками Русь!
Исполняется песня «К нам гости пришли», музыка А.Александрова.
Дети садятся.
Ведущая: Яблочный спас – праздник урожая яблок, начало горячей поры их заготовок.
В этот день в церквях освещают плоды нового урожая, и считается, что яблоки
становятся чудодейственными: откусив яблоко, можно загадать желание, и оно обязательно исполнится.
Преображение Господне
В народе Спасом яблочным зовут
И в праздник этот прославляя,
Плоды созревшие все в Храм несут!
– Яблочный Спас – Преображение, праздник не только яблок, но и других плодов, чем
одаривает людей сад, огород, лес.
1-й скоморох: А чтобы урожая славного добиться,
Все знают, надо потрудиться!
2-й скоморох: Золотое время года, – урожайная пора,
Расскажите, садоводы, как идут у вас дела?
Дети – садоводы (старшая группа):
1-й ребенок: Колхозный сад у нас хорош,
Лучше сада не найдешь!
Необъятный и красивый,
Знаменит на всю Россию!
2-й ребенок: Вот, что в нынешнем году
В нашем выросло саду:
Яблоки душистые,
Груши золотистые!
Дети-садоводы исполняют куплеты «Эх, яблочки!».
Все: Эх, яблочки, да садовые,
На Кубани наливные, да медовые!
Мальчики: Эх, яблочки, да семереночки,
Их в колхозе собирали наши девочки!
Девочки: Эх, яблочки, да хрустящие,
А ребята у нас работящие!
Мальчики: Эх, яблочки, да на тарелочке,
Их на праздник принесли наши девочки!
Девочки: Эх, яблочки, да джанатаночки,
Вы ребята – казачата, мы – кубаночки!
Мальчики: Эх, яблочки, да половиночки,
А девчата у нас, как картиночки!
Девочки: Эх, яблочки, да румяненькие.
Приглашайте танцевать, мы не маленькие! (Перепляс).
1-й скоморох: Садоводам, детвора, крикнем дружно все: «Ура!»
ВСЕ ДЕТИ: УРА!
Ведущая: В старину по всей Кубанской земле с Яблочного Спаса начинались
торжки и базары.
– А ну, казачата, хлопцы и девчата.
Собирайтесь и вы на Кубанскую ярмарку!
Звучит музыка «Ярмарка», выходят скоморохи с лотками.
1-й скоморох: Народ собирается, ярмарка открывается!
Кому пироги с пылу с жару! Гривенник за пару!
Снова звучит «Ярмарка».
2-й скоморох: Базар большой, торгуются шумно!
1-й скоморох: Продай дыню за пятак!
2-й скоморох: Ишь, какой ты умный!
Звучит «Ярмарка».
1-й скоморох: Базар большой, кукурузы много,
2-й скоморох: За пятерку мешок – бери ради Бога!
Звучит «Ярмарка».
1-й скоморох: Эй, казак, купи таранки, не скупись, покупай!
2-й скоморох: Ни таранку, ни икринку, я куплю себе скотинку!
Хоровод: «Где был, Иванушка?», музыка русская народная песня.
1-й скоморох: Ай, ребята. Молодцы, все такие удальцы!
2-й скоморох: Приготовим мы сейчас игры разные для вас!.
1-й скоморох: Еле-еле, еле-еле завертелись карусели1
2-й скоморох: А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом…
Игра «Карусель» (поочерёдно – старшая группа и средняя группа.)
1-й скоморох: Я на ярмарку ходил – яблочко себе купил.
2-й скоморох: А мы теперь поиграем – яблочко наливное по кругу покатаем.
Игра «Передай яблоко».
Дети передают яблоко по кругу, с окончанием музыки. Ребёнок, у которого яблоко – танцует.
Садятся на стулья.
Ведущая: Ребята, давайте расскажем нашим гостям, какие мы знаем приметы о яблочном Спасе.
Дети:
1. Если на Яблочный спас сухой день – то осень будет сухой, если дождливый – зима будет суровой.
2. Какой второй спас – такой и январь.
3. Яблочный спас – встреча осени, осенины.
4. Осенины – зарубка на память, что лето к ущербу.
5. С Преображеньем погода преображается.
6. Пришёл Спас – держи рукавички про запас.
Ведущая: Действительно, по приметам, Яблочный спас означает наступление первых холодов. Это первая встреча с осенью. После 19 августа ночи становятся намного прохладнее.
1-й скоморох: Молодцы ребята, сколько примет знаете о Яблочном спасе.
2-й скоморох: А пословицы и поговорки вы знаете?
Дети:
1. Кто яблоко в день съедает, про того доктор забывает.
2. Яблоньки за яблоки любят, а пчёлку – за мёд.
3. В незрелом яблоке – вкуса нет.
4. Не срывай яблоко, пока оно зелено, созреет – само упадёт.
1-й скоморох: А сейчас задание посложнее.
2-й скоморох: Загадки отгадать сможете?
1. Я румяную матрёшку от подруг не оторву
Подожду, пока матрёшка упадёт сама в траву. (яблоко)
2. Эй, вкуснятина какая, видит глаз, да зуб неймёт.
Мама банку открывает, наливает нам … (компот)
3. Круглое, румяное я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)
4. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят
Очень любят бусы эти дети. Птицы и медведи. (малина)
5. Весною повисло, всё лето кисло,
А сладко стало – на землю упало. (яблоко)
Скоморохи: Молодцы, всё правильно отгадали!
Ведущая (обращается к детям средней группы):
У кого здесь хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Мы грустить не разрешаем,
Хоровод здесь начинаем!
Хоровод: «Мы на луг ходили», музыка А. Филиппенко.
Исполняют дети средней группы.
Ведущая: Тихо, с урожайною молитвой
В ночь смотрели Храма купола.
Сам Господь, наверно, за калиткой
Яблокам звонил в колокола.
Все прославляют Господа,
Поют все громко гимн,
И колокольный звон звенит
И радует весь мир.
– Угощайтесь, дети! Милости просим отведать нашего угощения в Яблочный Спас угостить своих родных и близких.
Звучит фонограмма колокольного звона.
Источник
«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» –
выступление на августовской конференции
1 слайд
Тема «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников»
2 слайд
«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку»
А.И. Буренина.
В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических достижений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка.
Именно развитие музыкального ритма формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
3 слайд Актуальность
Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности.
Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Передо мной как педагогом встала проблема, какие методы, средства будут способствовать развитию творчества, умению импровизировать в танце у детей.
И поэтому выбор темы продиктован необходимостью поиска новых путей к развитию у дошкольников музыкально-ритмических и танцевальных движений, формированию музыкального вкуса и культуры детей, а также поиском новых методов и форм коррекционного воздействия.
4 слайд Цель: Развитие музыкально-творческих способностей, с учетом возможностей каждого ребёнка, посредством музыкального движения.
Задачи музыкально-ритмического развития дошкольников можно сформулировать следующим образом:
*. развивать основы музыкальной культуры, музыкальные и творческие способности детей в процессе освоения ритмических движений;
* учить детей воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении;
* формировать и развивать двигательные навыки, ритмические способности детей на основе музыкального искусства.
. Новизна педагогического опыта
Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями Особенность методики, процесс обучения, строится по принципу – от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.
5 слайд Принципы педагогического опыта:
1. Создание непринужденной обстановки – дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;
2. Творческая направленность – результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
3. .Систематичности и последовательности.
Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному
4. Доступности и индивидуализации
Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например: музыка изобразительного характера — “Танец дождя”, “Осенний листопад”, «Весёлый зоопарк».
Продумываю движения для танцев, игр и этюдов, чтобы они были: доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности); понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.).
Планируя занятия, учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.
5. Наглядности – Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
6. Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно–образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей).
Моя работа построена на системе взаимодействия с воспитателями детского сада. Процесс проведения занятий носит более полноценный характер, если воспитатель является помощником и партнером в проведении занятия. Зная своих детей, педагог помогает отследить творческие процессы взаимодействия детей в коллективе, их эмоциональное состояние и оказать помощь в проведении индивидуальной работы. Для повышения музыкальной культуры педагогов провожу консультации по вопросам музыкального воспитания, , мастер-классы. (
6 слайд Взаимодействие с родителями.
В соответствии с ФГОС ДО семья является полноценным участником образовательного процесса. Организуя работу с родителями воспитанников, обеспечиваю психолого-педагогическую поддержку семьи. Использую активные формы работы с семьей: консультации по вопросам приобщения детей к миру искусства («Как провести день рожденья дома», «Для чего нужны танцы»), мастер-классы
« Учимся танцевать с детьми»
, анкетирование. Родители являются активными участниками в проведении календарных праздников и развлечений, проявляют Такие встречи дают взрослым определенный эмоциональный опыт, развивают коммуникативные навыки в системе общения «Ребенок – взрослый». Совместное творчество с детьми заряжает семью положительными эмоциями на длительное время.
Вся деятельность детей и педагога на музыкальном занятии по развитию танцевального творчества проходила через этапы.
7 слайд. Начальный этап. Установление контакта.
На начальном этапе детям очень сложно установить контакт друг с другом, поэтому я использую игры и танцы на развитие коммуникативных способностей: «Разноцветная игра», «Найди себе пару», пляска «Приглашение», танец и др.
Эти игры способствуют развитию произвольного внимания, умению ориентироваться в пространстве, развитию индивидуальности, раскрепощению детей.
– «Весело и грустно»
Ребёнок бросает кубик, на сторонах которого изображены весёлые или грустные животные. Задача: изобразить движения, повадки и эмоции
Обучаю детей элементарным правилам танцевального этикета: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец.
Подготовка к танцевальной деятельности провожу и во время пения, где дети вновь обращаются к движению, стараясь выразительными жестами передать вокальный образ. В развитии выразительности движений я использую инсценировки песен, таких, как «Листопад»» Веснянка» М. Красева, «как на тоненький ледок», р.н.п.,«» и др.
Первые результаты такой целенаправленной работы дети смогли показать на осеннем празднике и, конечно, на новогоднем утреннике. Это и сопровождение выразительными движениями хороводов у елки, и уверенное исполнение сюжетного танца «Зима», « «Новогодние игрушки» и др.
2 Основной этап.
На этом этапе происходит работа над образом. Дети сами составляют танцевальные миниатюры, которые позволяют развивать у детей воображение, координацию, умение войти в образ и передать характер героя движениями.
Сначала это несложные этюды и образы. (Грустный заяц, весёлые клоуны, хитрая лиса и т. д.). Затем – это импровизации в танцах («елочки», «Танец Богатырей», «
Танец Джентельменов » танец грибов» « Танец фей» « Танец гномиков).
Совершенствуя свободу, пластику танцевальных движений, отмечаю на занятиях, кому из детей требуется помощь, кому не сразу удаётся придумать и станцевать, стараюсь подбодрить, подсказать, направить и похвалить
Танцевальные композиции продумываю с учетом не только двигательного развития, но и творчества. В этом смысле я строю танцевальные композиции так, чтобы в них обязательно присутствовало творчество детей (коммуникативные и сюжетные танцы: «Танец лисичек зайцев и мишек», «Весна пришла», «Модница» и др. « Танец снегурочек и новых годиков)
В итоге, танцевальные композиции, показанные детьми на празднике 8 Марта («вальс с мамой», «Танец с сердцами», «», «Весенняя полька» и т.д. отличались разнообразием танцевальных жанров (вальс, шуточный танец, эстрадный танец) и уверенным, выразительным исполнением каждого движения.
Новогоднем празднике в игре «Волшебный снежок», дети выходили и, не стесняясь, исполняли творческое задание – станцевать танец под разную музыку: р.н.п., современную, восточную)
3 Этап (заключительный) – Анализ деятельности ребенка.
На этом этапе работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений, развитие самостоятельной творческой деятельности.
По результатам заключительного среза были зафиксированы положительные изменения в показателях по всем диагностируемым линиям музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
В процессе прохождения всех выше перечисленных этапов происходит:
• Развитие факторов креативности:
Фантазии;
Изобретательности;
Оригинальности;
Многовариантности.
• Умение владеть телом (перевоплощение в образ, предмет, ориентировка в пространстве);
• Умение находить музыку в себе (использование звучащих жестов);
• Получать положительные эмоции, необходимые для полноценного творческого развития личности.
. Результативность опыта
Работая углубленно по данной теме, можно сделать вывод,
Организованная работа по развитию танцевально-ритмических движений помогает развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т. д.
Проявление творческих способностей детей – это итог всей работы, участие в выступлениях на вечерах развлечений, детских утренниках, в театрализованной деятельности, на родительских собраниях, в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий и даже дома и городских зональных мероприятиях:
Наблюдения показали, что дети с удовольствием импровизируют в танце, показывают свою индивидуальность и отражают настроение героев. Я смогла побудить ребят к действию, а главное, к творчеству.
Мне доставляет радость творить вместе с детьми, видеть, как меняет их танец. Я стараюсь, чтобы музыка танца распространялась, увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору.
3. Теоретическая база
Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа Т.И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», а также публикации «Танцевальная мозаика» С.Л. Слуцкой, «Музыкальное развитие ребенка» Н.А. Ветлугиной, «От жеста к танцу» Е.В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н.В. Зарецкой, З.Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.
Источник