Музыкально дидактическая игра как средство развития ребенка
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района города
Санкт- Петербурга.
«Музыкально – дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
Музыкальный руководитель
высшей категории
Свистунова О.А,
Санкт- Петербург 2017 год
Музыкально – дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей дошкольников.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Известный психолог 20 века Д. Б. Эльконин писал: «…игра влияет на формирование всех основных процессов: от самых элементарных, до самых сложных».
По мнению О. С. Газмана, в игре у детей возникают три цели. Первая цель – удовольствие от игры – «Хочу». Вторая цель – выполнять правила игры – «Надо». Третья цель – творческое выполнение игровой задачи – «Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребёнка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.
Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит музыкально-дидактическим играм.
Большой вклад в дошкольную педагогику внесли дидактические игры Е. И. Удальцевой, Е. И. Тихеевой, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, Е. И. Радиной и др. Однако, как отмечалось, А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, игры использовались без достаточно тесной связи с основными видами детской деятельности, что значительно снижало общую эффективность сенсорного развития детей.
В конце шестидесятых годов группа советских психологов и педагогов (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер) приступила к разработке проблемы сенсорного воспитания в процессе разнообразных видов детской деятельности. Был найден верный подход к разработке дидактической игры, раскрыты основные ее задачи, выделена учебно-игровая структура.
Общие проблемы музыкально-сенсорного воспитания разработаны Н. А. Ветлугиной. В ее работах ясно раскрыто значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкально – сенсорными навыками и умениями, выделены виды музыкально – дидактических игр для развития звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха. Ею намечены три типа дидактических игр – подвижные, хороводные и настольные. Ценным в этих играх является то, что в основу взят синтез музыки и движений, а восприятие музыкальных звуков облегчается соотнесением их с доступными для понимания детей предметами и явлениями.
Музыкально – дидактическая игра – это игра, целью которой является
развитие музыкальных способностей и углубление представления детей о средствах музыкальной выразительности.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.
Таким образом, по мнению З. Роот, дидактическая игра имеет две цели:
– одна из них – обучающая, которую преследует взрослый,
– другая – игровая, ради которой действует ребенок.
Обучающие задачи музыкально-дидактических игр:
– формировать у детей музыкальные способности,
– в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте,
– развить чувство ритма, тембровый и динамический слух,
– побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
– Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны.
– В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
Существуют различные классификации игр и пособий. Например, Н. А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально – сенсорных
способностей на настольные, подвижные, хороводные.
Э. П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей.
Л.Н. Комиссарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий
– для развития музыкального восприятия: для различения характера музыки,
– элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.
Играя, ребёнок учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.
Музыкально-дидактические игры развивают музыкально-сенсорное восприятие
1. Развитие звуковысотного слуха
2. Развитие динамического слуха
3. Формирование тембрового восприятия
4. Совершенствование чувства ритма
5. Развитие ладового чувства
Музыкально-дидактические игры используются для овладения детьми различными видами музыкальной деятельности:
-пением
-музыкально – ритмическими движениями
– игрой на детских музыкальных инструментах
Использование музыкально – дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности:
Использование музыкально – дидактических игр в процессе пения и развития песенного творчества.
Песни звучат во многих режимных моментах ДОУ. Песня – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребёнок напевает свою мелодию. Игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринуждённо, брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
– Различать высокие и низкие звуки: «Где мои детки?» «Птица и птенчики»
– Различать направление движения мелодии вверх и вниз: «Музыкальные лесенки»
– Пропевание мажорного и минорного трезвучия: «Здравствуйте, ребята»
– Импровизировать мелодию на заданный текст: «Музыкальное лото»
– Музыкальные вопросы и ответы: «Что ты хочешь, кошечка?»
– Сочинение мелодий контрастного характера
Использование музыкально-дидактических игр в процессе восприятия музыки.
Использование музыкально-дидактических игр во время слушания музыки, способствует лучшему восприятию, его осмыслению и запоминанию.
Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться». Музыкально – дидактическая игра: «Чудесный мешочек», где могут прятаться игрушки, которые пришли к детям в гости. Для детей более старшего возраста, используются игры: «Кого встретил колобок», «В лесу», «Песня-танец -марш», «Найди нужную картинку», «Сложи песенку».
Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений.
На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку.
Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей используются игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С игрушками бибабо детям интересней выполнять движения в упражнении «Гулять – отдыхать», «Кукла шагает и бегает», «Научи матрёшек танцевать».
Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Использование музыкально-дидактических пособий и игр, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Применяются все виды пособий и игр для передачи ритма и характера музыки в движениях.
Игры «Учитесь танцевать», «Кто как идёт?», «Назови танец», «Придумай пляску», и др. требуют от ребят творческого подхода к выполнению задания.
Музыкально – дидактическая игра в самостоятельной деятельности детей.
В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления, играют в игры по типу лото.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способствуют применению полученных знаний в жизни.
Рекомендации по оформлению музыкально – дидактических игр.
1. Название игры, цель, игровой материал.
2. Демонстрационный материал:
Пособия в виде игрушек, иллюстраций, картинок, раздаточного материала, куба, обучающей музыкальной мультимедийной презентации.
Музыкально-дидактические игры должны быть:
просты и доступны, интересны и привлекательны, красочно оформлены.
В нашем дошкольном учреждении уделяется большое значение музыкально- дидактической игре, начиная с раннего возраста: на музыкальных занятиях, на занятиях хоровой студии, на занятиях в детско- родительском клубе, в самостоятельной деятельности детей.
Применение и использование информационно – коммуникационных технологий в работе с дошкольниками, позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний по музыкальному восприятию, развить слуховое внимание детей, творческие способности, повысить качество образования дошкольников. Мною составлены обучающие мультимедийные презентации «Песня, танец и марш», «Музыкальное окошко», включающее три занятия, «Цирковые артисты» на узнавание знакомой музыки. Сшито игровое пособие «Матрёшка» в виде панно с увлекательными заданиями, развивающие слуховое внимание дошкольников. Мною изготовлено около 40 музыкально- дидактических игр для детей разного дошкольного возраста.
Как показала практика, систематическое применение музыкально- дидактических игр вызывает у детей активный интерес к музыке, и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.
Список используемой литературы:
1. Венгер Л. А. и др. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». – М.: Просвещение.
2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение.
3. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение.
4. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. Руководителей дет. садов. – М.: Просвещение, 1986.
5. Радынова О. П. и др. «Музыкальное воспитание дошкольников»: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
Источник
Екатерина Бессчастнова
Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Игра является основным, ведущим видом деятельности детей. А. С.Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба». А дидактическая игра позволяет осуществить весь комплекс развивающих, обучающих, воспитывающих задач в понятной для детей доступной игровой форме. С помощью дидактической игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребёнка, те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
«Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» – так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.
В музыкально-дидактических играх дети наиболее полно реализуют потребность в игровом применении полученных музыкальных знаний, умений, навыков. В процессе игры формируется фантазия, творческое воображение, наглядно-образное мышление, а педагог получает возможность ненавязчиво осуществлять развитие музыкальных способностей, проводить экспериментальную, диагностическую работу.
Музыкально-дидактические игры способствуют развитию самостоятельной музыкальной – игровой деятельности детей, важнейшей особенностью которой является то, что она осуществляется при тактичном, почти незаметном руководстве взрослых, так как предполагает особую непринужденную обстановку.
В содержание самостоятельной музыкально – игровой деятельности, прежде всего, входит то, чему дети научились с помощью взрослых. А необходимым условием для формирования самостоятельной музыкальной деятельности является создание определенной предметной среды: «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. В таком «уголке», уже в средней группе должен быть набор следующих технических средств: проигрыватель, пластинки, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так и не озвученные, т. е. макеты, изготовленные воспитателями, кроме того, различные пособия-самоделки для проведения дидактических упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради», дирижерская палочка.
Кроме того, музыкально-дидактические игры решают задачи развития музыкальной сенсорики. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие, однако нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки. Нельзя недооценивать значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкально-сенсорными навыками и умениями, для развития звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха.
Музыкально-дидактическая игра, как игровая форма обучения, явление очень сложное. В ней действуют одновременно два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное.Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:
• обучающей задачи;
• содержания;
• правил;
• игровых действий;
Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.
Как и всякая игра другого типа, так и музыкально-дидактическая по своей структуре должна включать развитие игровых действий, в которых всегда есть элемент соревнования, элемент неожиданности, развлекательности с сенсорными заданиями, отличающимися своим дидактическим характером.
Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.
Большинство музыкально-дидактических игр первоначально разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Для успешного усвоения игры детьми, необходимо предварительное разучивание игры с воспитателем. На занятии оба педагога помогают детям понять правила игры. Взрослые на первых этапах тоже являются участниками игры. Еще А. С.Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».
Поэтому деятельность воспитателя направлена на организацию и координацию игровых действий: он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей.
Применение музыкально-дидактических игр, пособий и упражнений на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. С их помощью дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков, музыкально – ритмических движений, в области слушания музыки и игры на детских музыкальных инструментах.
В основе дидактического материала пособий лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, сенсорного опыта, а игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкально-дидактические игры и пособия подразделяются на основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью.
Использование музыкально-дидактических игр в процессе слушания музыки
В процессе слушания музыки навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, когда дети маршируют, прохлопывают ритм танцевальной музыки или используют музыкально-дидактическое пособие для определения характера, жанра музыки, музыкального образа, средств выразительности, приобщаются к умению узнавать и различать музыкальные инструменты.
Укреплению навыков восприятия помогают также дидактические игры, задание которых всегда связаны с различением и воспроизведением средства музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики. Их положительное действие в том, что от качества детского исполнения зависит успех игры. Действия направлены на то, чтобы дети самостоятельно осваивали характерные выразительные средства, в частности звуковысотные, ритмические отношения, динамические оттенки, тембровую окраску. Каждая игра имеет свою доминирующую задачу.
Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения.
В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Этот процесс требует от дошкольника большой активности и умственного напряжения. С помощью музыкально-дидактических пособий и игр дошкольники определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности. Задания в форме игры заинтересовывают и легче осознаются детьми. Дидактические игры и упражнения, используемые в пении, способствуют также развитию навыка чистого интонирования, закреплению знакомых песен, развитию творческой импровизации Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки и попевки. Их также можно проводить в качестве музыкально-дидактических игр. Они представляют собой несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен.
Использование музыкально-дидактических игр для развития чувства ритма и музыкально- ритмических движений
Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми и выполнением творческих заданий. Например, в инсценировании сюжета песни «Тень – тень» дети действуют как сказочные герои, в движениях передают музыкально-игровые образы животных, находящиеся в определенных взаимоотношениях. Развитию чувства ритма способствуют музыкально-дидактические игры «Прогулка», «Научи матрешек танцевать» используемые в практической части работы.
Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному.
Использование музыкально-дидактических игр при обучении игре на детских музыкальных инструментах
Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у ребенка большой интерес. Кроме того, некоторые игрушки – инструменты используются как наглядные – дидактические пособия. Они помогают развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников, знакомя их с отдельными элементами музыкальной грамоты.
С самого начала надо учить детей играть правильно, в первую очередь уметь четко воспроизводить ритм. Благодаря играм у детей развивается чувство ритма, закрепляются знания о длительностях нот. С их помощью дети обучаются игре на различных музыкальных инструментах, развивается интерес к познанию.
Музыкально-дидактическое пособие «Музыкальный теремок» благотворно влияет на развитие тембрового восприятия, совершенствование знаний о музыкальных инструментах.
Благодаря музыкально-дидактическим пособиям и играм дети с интересом обучаются простейшим приемам игры на разных инструментах, учатся пользоваться динамическими оттенками, подбирать по слуху, инструментовать пьесы, играть в ансамбле. Помогают обучению различные песенки-попевки включенные в репертуар. Все это делает игру не только интересной, но и ценной для их музыкально-сенсорного развития.
Источник