Музыкально дидактическая игра как средство музыкального развития ребенка

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района города

Санкт- Петербурга.

«Музыкально – дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

                                                                        Музыкальный руководитель

                                                                        высшей категории

                                     Свистунова О.А,

Санкт- Петербург 2017 год

Музыкально – дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей дошкольников.

 Игра – основной вид  деятельности  детей дошкольного возраста.

 Известный психолог 20 века Д. Б. Эльконин писал: «…игра влияет на формирование всех основных процессов: от самых элементарных,  до самых сложных».

 По мнению О. С. Газмана, в игре у детей возникают три цели. Первая цель – удовольствие от игры – «Хочу». Вторая цель – выполнять правила игры – «Надо». Третья цель – творческое выполнение игровой задачи – «Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребёнка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

 Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит музыкально-дидактическим играм.

Большой  вклад  в  дошкольную педагогику внесли дидактические игры Е. И. Удальцевой, Е. И. Тихеевой, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, Е. И. Радиной и др.   Однако, как отмечалось,  А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, игры использовались без достаточно тесной связи с основными видами детской деятельности, что значительно снижало общую эффективность сенсорного развития детей.

В конце шестидесятых годов группа советских психологов и педагогов (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер) приступила к разработке проблемы сенсорного воспитания в процессе разнообразных видов детской деятельности. Был найден верный подход к разработке дидактической игры, раскрыты основные ее задачи, выделена учебно-игровая структура.

Общие проблемы музыкально-сенсорного воспитания разработаны Н. А. Ветлугиной. В ее работах ясно раскрыто значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкально – сенсорными навыками и умениями, выделены виды музыкально – дидактических игр для развития звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха. Ею намечены три типа дидактических игр – подвижные, хороводные и настольные. Ценным в этих играх является то, что в основу взят синтез музыки и движений, а восприятие музыкальных звуков облегчается соотнесением их с доступными для понимания детей предметами и явлениями.

 Музыкально –  дидактическая игра – это игра, целью которой является

развитие музыкальных  способностей и углубление представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.

Таким образом, по мнению З. Роот, дидактическая игра имеет две цели:

– одна из них – обучающая,  которую  преследует взрослый,  

– другая –  игровая, ради которой действует ребенок.

Обучающие задачи музыкально-дидактических игр:

– формировать у детей музыкальные способности,

– в доступной игровой форме помочь детям  разобраться в соотношении звуков по высоте,

– развить  чувство ритма, тембровый и динамический слух,

– побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

– Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны.

– В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

 Существуют различные классификации игр и пособий. Например, Н. А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально – сенсорных

способностей на настольные, подвижные, хороводные.

 Э. П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей.

 Л.Н. Комиссарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий

Читайте также:  Системный подход к изучению развития психики ребенка

– для развития музыкального восприятия: для различения характера музыки,

– элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности. 

Играя, ребёнок учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Музыкально-дидактические игры  развивают музыкально-сенсорное восприятие

1. Развитие звуковысотного слуха

2. Развитие динамического слуха

3. Формирование тембрового восприятия

4. Совершенствование чувства ритма

5. Развитие ладового чувства

Музыкально-дидактические игры используются для овладения детьми различными видами музыкальной деятельности:

-пением

-музыкально – ритмическими движениями

– игрой на детских музыкальных инструментах

Использование музыкально – дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности:

Использование музыкально – дидактических игр в процессе пения и развития песенного творчества.

Песни звучат во многих режимных моментах  ДОУ. Песня – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребёнок напевает свою  мелодию. Игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринуждённо, брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

– Различать высокие и низкие звуки: «Где мои детки?» «Птица и птенчики»

– Различать направление движения мелодии вверх и вниз: «Музыкальные лесенки»

– Пропевание мажорного и минорного трезвучия: «Здравствуйте, ребята»

      – Импровизировать мелодию на заданный текст: «Музыкальное лото»

– Музыкальные вопросы и ответы: «Что ты хочешь, кошечка?»

      – Сочинение мелодий контрастного характера

Использование музыкально-дидактических игр в процессе восприятия музыки.

Использование музыкально-дидактических игр во время слушания  музыки, способствует лучшему восприятию, его осмыслению и запоминанию.

Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать»,  «двигаться». Музыкально – дидактическая игра: «Чудесный мешочек»,  где могут прятаться игрушки, которые пришли к детям в гости. Для детей более старшего возраста, используются игры:  «Кого встретил колобок», «В лесу», «Песня-танец -марш»,  «Найди нужную картинку», «Сложи песенку».

Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений.

На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку.

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей используются игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С игрушками бибабо детям интересней выполнять движения в упражнении «Гулять – отдыхать», «Кукла шагает и бегает», «Научи матрёшек танцевать».

Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Использование музыкально-дидактических пособий и игр, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Применяются все виды пособий и игр для передачи ритма и характера музыки в движениях.

Игры  «Учитесь танцевать», «Кто как идёт?», «Назови танец», «Придумай пляску», и др. требуют от ребят творческого подхода к выполнению задания.

Музыкально – дидактическая игра в самостоятельной деятельности детей.

В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления, играют в игры по типу лото.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способствуют применению полученных знаний в жизни.

Рекомендации по оформлению музыкально – дидактических игр.

1.  Название игры, цель, игровой материал.

2. Демонстрационный материал:

    Пособия в виде игрушек, иллюстраций, картинок, раздаточного материала, куба, обучающей музыкальной мультимедийной презентации.

Музыкально-дидактические игры должны быть:

просты и доступны, интересны и привлекательны, красочно оформлены.

В нашем дошкольном учреждении уделяется большое значение музыкально- дидактической игре, начиная с раннего возраста: на музыкальных занятиях, на занятиях хоровой студии, на занятиях в детско- родительском клубе, в самостоятельной деятельности детей.

Применение и использование информационно – коммуникационных технологий в работе с дошкольниками,   позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний по музыкальному восприятию, развить слуховое внимание детей, творческие способности, повысить  качество образования дошкольников. Мною составлены обучающие мультимедийные презентации «Песня, танец и марш», «Музыкальное окошко», включающее три занятия, «Цирковые артисты» на узнавание знакомой музыки. Сшито игровое пособие «Матрёшка» в виде панно с увлекательными заданиями, развивающие слуховое внимание дошкольников. Мною изготовлено около 40 музыкально- дидактических игр для детей разного дошкольного возраста.

Как показала практика, систематическое применение музыкально- дидактических игр вызывает у детей активный интерес к музыке, и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Читайте также:  Определение проблемных зон в развитии речи ребенка

Список используемой литературы:

1. Венгер Л. А. и др. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». – М.: Просвещение.

2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов педагогических  институтов. – М.: Просвещение.

3. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение.

4. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. Руководителей дет. садов. – М.: Просвещение, 1986.

5. Радынова О. П. и др. «Музыкальное воспитание дошкольников»: Учебник для студентов высших  и средних педагогических учебных  заведений – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

Источник

Музыкально – дидактическая игра, как средство развития

музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Игра – основной вид  деятельности  детей дошкольного возраста.

         Известный психолог 20 века Д. Б. Эльконин писал: «…игра влияет на формирование всех основных процессов: от самых элементарных,  до самых сложных».

         По мнению О. С. Газмана, в игре у детей возникают три цели. Первая цель – удовольствие от игры – «Хочу». Вторая цель – выполнять правила игры – «Надо». Третья цель – творческое выполнение игровой задачи – «Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребёнка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

         Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит музыкально-дидактическим играм.

Большой  вклад  в  дошкольную педагогику внесли дидактические игры Е. И. Удальцевой, Е. И. Тихеевой, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, Е. И. Радиной и др.   Однако, как отмечалось,  А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, игры использовались без достаточно тесной связи с основными видами детской деятельности, что значительно снижало общую эффективность сенсорного развития детей.

В конце шестидесятых годов группа советских психологов и педагогов (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер) приступила к разработке проблемы сенсорного воспитания в процессе разнообразных видов детской деятельности. Был найден верный подход к разработке дидактической игры, раскрыты основные ее задачи, выделена учебно-игровая структура.

Общие проблемы музыкально-сенсорного воспитания разработаны Н. А. Ветлугиной. В ее работах ясно раскрыто значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкально – сенсорными навыками и умениями, выделены виды музыкально – дидактических игр для развития звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха. Ею намечены три типа дидактических игр – подвижные, хороводные и настольные. Ценным в этих играх является то, что в основу взят синтез музыки и движений, а восприятие музыкальных звуков облегчается соотнесением их с доступными для понимания детей предметами и явлениями.

Музыкально –  дидактическая игра – это игра, целью которой является

развитие музыкальных  способностей и углубление представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.

Таким образом, по мнению З. Роот, дидактическая игра имеет две цели:

– одна из них – обучающая,  которую  преследует взрослый,  

– другая –  игровая, ради которой действует ребенок.

Обучающие задачи музыкально-дидактических игр:

– формировать у детей музыкальные способности,

– в доступной игровой форме помочь детям  разобраться в соотношении звуков по высоте,

– развить  чувство ритма, тембровый и динамический слух,

– побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

– Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны.

– В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

         Существуют различные классификации игр и пособий. Например, Н. А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально – сенсорных

способностей на настольные, подвижные, хороводные.

         Э. П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей.

         Л.Н. Комиссарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий

– для развития музыкального восприятия: для различения характера музыки,

Читайте также:  Влияние современных игрушек на психическое развитие ребенка

– элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности. 

Играя, ребёнок учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Музыкально-дидактические игры  развивают музыкально-сенсорное восприятие

1. Развитие звуковысотного слуха

2. Развитие динамического слуха

3. Формирование тембрового восприятия

4. Совершенствование чувства ритма

5. Развитие ладового чувства

Музыкально-дидактические игры используются для овладения детьми различными видами музыкальной деятельности:

-пением

-музыкально – ритмическими движениями

– игрой на детских музыкальных инструментах

Использование музыкально – дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности:

Использование музыкально – дидактических игр в процессе пения и развития песенного творчества.

Песни звучат во многих режимных моментах  ДОУ. Песня – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребёнок напевает свою  мелодию. Игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринуждённо, брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

– Различать высокие и низкие звуки: «Где мои детки?» «Птица и птенчики»

– Различать направление движения мелодии вверх и вниз: «Музыкальные лесенки»

– Пропевание мажорного и минорного трезвучия: «Здравствуйте, ребята»

      – Импровизировать мелодию на заданный текст: «Музыкальное лото»

– Музыкальные вопросы и ответы: «Что ты хочешь, кошечка?»

      – Сочинение мелодий контрастного характера

Использование музыкально-дидактических игр в процессе восприятия музыки.

Использование музыкально-дидактических игр во время слушания  музыки, способствует лучшему восприятию, его осмыслению и запоминанию.

Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать»,  «двигаться». Музыкально – дидактическая игра: «Чудесный мешочек»,  где могут прятаться игрушки, которые пришли к детям в гости. Для детей более старшего возраста, используются игры:  «Кого встретил колобок», «В лесу», «Песня-танец-марш»,  «Найди нужную картинку», «Сложи песенку».

Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений.

На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку.

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей используются игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С игрушками бибабо детям интересней выполнять движения в упражнении «Гулять – отдыхать», «Кукла шагает и бегает», «Научи матрёшек танцевать».

Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Использование музыкально-дидактических пособий и игр, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Применяются все виды пособий и игр для передачи ритма и характера музыки в движениях.

Игры  «Учитесь танцевать», «Кто как идёт?», «Назови танец», «Придумай пляску», и др. требуют от ребят творческого подхода к выполнению задания.

Музыкально – дидактическая игра в самостоятельной деятельности детей.

В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления, играют в игры по типу лото.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способствуют применению полученных знаний в жизни.

Рекомендации по оформлению музыкально – дидактических игр.

1.  Название игры, цель, игровой материал.

2. Демонстрационный материал:

            Пособия в виде игрушек, иллюстраций, картинок, раздаточного материала, куба, обучающей музыкальной мультимедийной презентации.

Музыкально-дидактические игры должны быть:

просты и доступны, интересны и привлекательны, красочно оформлены.

В нашем дошкольном учреждении уделяется большое значение музыкально- дидактической игре, начиная с раннего возраста: на музыкальных занятиях, на занятиях хоровой студии, на занятиях в детско- родительском клубе, в самостоятельной деятельности детей.

Применение и использование информационно – коммуникационных технологий в работе с дошкольниками,   позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний по музыкальному восприятию, развить слуховое внимание детей, творческие способности, повысить  качество образования дошкольников. Мною составлены обучающие мультимедийные презентации «Песня, танец и марш», «Музыкальное окошко», включающее три занятия, «Цирковые артисты» на узнавание знакомой музыки. Сшито игровое пособие «Матрёшка» в виде панно с увлекательными заданиями, развивающие слуховое внимание дошкольников. Мною изготовлено около 40 музыкально- дидактических игр для детей разного дошкольного возраста.

Как показывает практика, систематическое применение музыкально- дидактических игр вызывает у детей активный интерес к музыке, и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Источник